Работа с дошкольниками над постановкой спектакляМетодические рекомендации


взято с botan.cc

Русские народные сказки всегда поражали своей простотой и, в то же время, глубоким смыслом. Каждая из них несет в себе что-то особенное, что-то, что заставляет задуматься и вынести полезные уроки. Вспомните, как в детстве каждому из нас читали народные сказки. Такие произведение очень любят дети, поэтому часто в детских садах ставятся спектакли по ним. Сегодня мы предлагаем вам сценарии двух русских народных сказок – «Колобок» и «Репка». Вторая сказка немного изменена, чтобы привнести толику оригинальности и заинтриговать зрителей.

«Подарим детям сказку»: Театр в детском саду

  • 30 декабря 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Я приглашаю вас в удивительный мир детского театра.

Театр – это яркие положительные эмоции, благодаря которым мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей ребенка, обогащать и развивать его личность.

Главная цель моей работы с детьми – развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста. Я нашла единственно правильный и эффективный, интересный для себя и детей способ реализации этой цели – организацию театральной деятельности в детском саду. В этом направлении я работаю на протяжении уже нескольких лет. За это время я и мои воспитанники, при помощи коллег и родителей – мы вместе построили наш детский театр.

Здание нашего театра прочно держится на основных принципах:

  • принципе наглядности и доступности. Этот принцип основан на том, что театральная деятельность близка и понятна ребенку, так как неразрывно связана с игрой;
  • принципе свободы и самостоятельности, позволяющем ребенку самому выбирать роль в действии и определять свое отношение к этой роли;
  • принципе сочетания, позволяющем использование коллективных и индивидуальных форм и способов работы, дающем возможность развития творческой личности ребенка в разнообразной деятельности;
  • принципе системности и последовательности, который реализуется в том, что занятия проводятся в рамках театральной студии.

В окошках нашего театра вы видите весёлые лица ребятишек, они как бы приглашают нас войти. Давайте поднимемся по этим ступеням, войдем в гостеприимные, широко отрытые двери и погрузимся в волшебный мир театральной деятельности в детском саду.

Занятия с детьми в нашем театре строятся на использовании театральной педагогики, адаптированной для детей, в ней увеличены игровые моменты. Работа ведется по следующим направлениям:

  • культура и техника речи;
  • ритмопластика;
  • основы театральной культуры;
  • работа над спектаклем.

Каждое направление решает группу задач.

Культура и техника речи. Не только для актеров – для всех людей необходимо владение внятной, связной, правильной, грамотной и красивой речью. На занятиях театральной деятельностью происходит совершенствование речевого аппарата детей, развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции, развитие речи. Мы используем разный материал: артикуляционные гимнастики для губ и языка, скороговорки, чистоговорки и стихи, упражнения на дыхание и голос, на интонационную выразительность.

Ритмопластика. Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные развивать координацию движений, учить создавать образы животных с помощью пластики и помочь обрести детям ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.

Основы театральной культуры. Театр – это не только прелставление, но ещё и целый мир новых слов и понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это «сцена», «занавес», «кулисы». Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах по русским народным сказкам.

Сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому. Сказка воспитывает нравственность, ведь через сказку дети впервые прикасаются к пониманию добра и зла, трудолюбия и лености, любви и ненависти и другим нравственным понятиям. Легко драматизируются любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Теремок».

В старшей группе с детьми уже можно создавать полноценные спектакли по сказке. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из героев, тем самым приближается к культуре своего народа, к нашей системе ценностей, к русскому менталитету. А с каким удовольствием дети переодеваются, создавая новый образ! Композиция создается детьми в основном для зрителей-детей. Поэтому в зале всегда царит особая атмосфера доверия ко всему, что происходит на сцене. Она объединяет и исполнителей и зрителей в едином творческом порыве.

Занятия театральной деятельностью требуют от детей систематичности в работе, трудолюбия, решительности, настойчивости в достижении цели, а это ведет к развитию волевых качеств личности, что является неплохой базой не только для последующего обучения в школе, но и для успешности в дальнейшей жизни.

Как невозможно построить большое и красивое здание в одиночку, так и нельзя создать театр одному. Увлеченные, творческие работники нашего детского сада с удовольствием сами исполняют разные роли в развлечениях и досугах, театрализованных занятиях, на праздниках, и, конечно, привлекают детей к театральной деятельности. За это время нами накоплен немалый опыт, а костюмерная пополнилась яркими, красивыми костюмами.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно-прикладного искусства. Убеждена, только в процессе театральной деятельности возможно всестороннее развитие творческой личности ребенка. Театральное воспитание помогает выявить и подготовить наиболее одаренных, способных детей. Пусть они не станут великими актерами, но, безусловно, вырастут яркими, талантливыми, творческими личностями.

У наших ребят в процессе театральной деятельности формируются новые умения и навыки:

  • они умеют произносить скороговорки в разном темпе;
  • умеют действовать согласованно;
  • умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
  • умеют строить простейший диалог;
  • знают несколько артикуляционных упражнений;
  • умеют произносить фразу с разной интонацией.

Процесс создания сказки настолько увлекает детей, что они знают слова друг друга, поют песни из спектакля и на прогулке, и в вечернее время, поставив книжки на стол и имитируя игру на пианино, и даже дома. На диаграмме вы видите, как увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний и умений по всем разделам театральной деятельности по сравнению с началом учебного года.

К зданию нашего детского театра ведут разные дорожки. Дорожка связи с родителями выложена розовыми камешками. На них представлены все виды работы с родителями воспитанников:

  • индивидуальные беседы;
  • доклады;
  • дни открытых дверей;
  • открытые просмотры спектаклей, праздников, сказок, игр;
  • совместная работа по подготовке театрализованных представлений.

Эта дорожка первоначально имела одно направление – от детского театра к родителям. Но постепенно родители начали понимать необходимость театральной работы в детском саду, увидели развитие детей и интерес к такой деятельности, и стали активно нам помогать в подготовке спектаклей, их оформлении, подборе атрибутов.

Другая дорожка – связь со школой и Домом детского творчества. Со школой нас во многом связывает то, что в группу ходят дети педагогов из МБОУ Лосевская СОШ №1, тоже люди увлеченные и открытые для помощи нам. От ДДТ у нас в детском саду работает театральная студия «Буратино».

Зелеными стрелочками показан творческий рост детского коллектива. Это наша дорога в будущее. Мы уже имеем опыт показа спектаклей для детей других групп нашего детского сада, выступлений перед родителями, и постановка спектаклей на районных семинарах и методических объединениях, я думаю, нам вполне по силам.

Театральная деятельность в детском саду помогает нам, взрослым, не только воплощать свои идеи, демонстрировать свои таланты, но и оставаться в некотором смысле детьми. А нашим воспитанникам она дарит радость от общения со сказкой, эмоциональное наслаждение и незабываемые впечатления на всю жизнь!

Приложение 1: Культура и техника речи

Приложение 2: Ритмопластика

Автор: Нагорная Мария Дмитриевна, воспитатель МК ДОУ Лосевский детский сад №1 Павловского района Воронежской области.

Театральная постановка для детей старшей группы «Чьи в лесу шишки?»

СПЕКТАКЛЬ «Чьи в лесу шишки?

Действующие лица:

• волк • лисёнок • заяц • бельчонок • ёжик • лягушонок • ворона • крот Оформление спектакля (декорации):

• Деревья • Шишки • Избушка • Пенек • Грибы • Корзинки • Кустики клюквы
Озвучка спектакля:
звуки леса, пение птиц.
/Появляется волк. Он идёт по лесу. Рядом семенит лисёнок/.Автор:
В одном заповедном лесу жил-был волк. Обходил однажды он лес со своим другом и рассуждал.
Волк:
Чьи в лесу шишки… Чьи в лесу шишки? Чьи в лесу шишки?! Кто здесь сильнее всех? Я!! Значит всё здесь моё. Так?
Лисёнок:
Нет, не так!
Волк:
Что?!
/Лисёнок шепчет на ухо/Волк:
А…Придётся порядок навести, а то ишь чего – чьи в лесу шишки! Здесь все моё!
/ставит таблички с надписями «Моё», «Мои»/.Волк:
Ух, всё устал! Ну, я отдыхать пошёл, а ты за порядком следи.
Лисёнок:
Ага, будет сделано, шеф!
Волк:
Вот держи чупа-чупс, чтобы не уснуть!
(даёт леденец)
Ой-ой-ой! Как же все-таки хочется спать! /Лисёнок садится на пенёк, начинает читать газету и засыпает, накрываясь газетой. Появляются ёжик, белка, заяц, сорока. Они поют песенку.
Звук: весёлая детская музыка.
Вместе по лесу идем, звонко песенку поём. Это он, это ты, это я. Даже солнышко светлей, даже небо голубей, если рядом с тобою друзья.
Лягушонок накрывается своей большой шляпой. Животные принимают его за гриб.Все:
Ой, какой!
(все прыгают за лягушонком, он отпрыгивает)Лягушонок:
Эх, вы грибники. Настоящие грибы вон, где прячутся.
Все(поворачиваются и читают)
: Моё, мои.
Бельчонок:
Вот так новости. Чьи же это грибы, шишки, деревья, цветы? Ворона, ты везде летаешь, обо всём знаешь? Может слышала, кто в лесу раскомандовался?
Ворона:
Карр-карр…Ума не приложу: кто так безобразничает. Это неприлично, меня ещё старая бабушка ворона учила: нельзя жадничать, в лесу на всех грибов и ягод хватит.
Бельчонок:
Что же делать будем, как узнаем, кто в лесу похозяйничал?
/Просыпается лисёнок/Лисенок:
Эй, мелюзга, а ну брысь отсюда. Живо!
Все:
Ты чего это раскомандовался? Ребята, это его рук дело?
Лисёнок:
Ну погодите, сейчас вы у меня попляшите.
Заяц:
А давайте у крота спросим, он в своей норе давно сидит, может, слышал, что в лесу происходит.
Все:
Извините, уважаемый крот. Не могли бы вы нам подсказать, чьих это лап дело?
/Крот выходит из своей норы с лупой. Исследует местность. Звук: звучит музыка из к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»/Крот:
Так, так, так, посмотрю сейчас своей лупой. Думаю, нужна энциклопедия, чтобы окончательно убедиться. (скрывается в норе)
Ворона:
Надо же какой умный. Энциклопедия — красивое слово. А что это?
Бельчонок:
Это такая очень умная книга. В ней обо всем можно узнать.
Крот (листая энциклопедию)
: Итак, насекомые. Нет, не то. Рыбы. Нет, не то. Птицы. Нет, не то. А вот, вот, вот.
Все:
Волк…..
Крот:
Точно, он самый.
(читает)
Хищное животное. Волчий аппетит. Волчий закон. Нигде не указано, что грибы могут быть волчьи. Всё, собирайте спокойно.
Заяц:
А, может, не будем?
Все:
Ерунда, в лесу всё общее.
(Звук: весёлая песенка друзей. Все собирают грибы, появляется волк и лисёнок)Лисёнок:
Вот, посмотрите шеф, я говорил, ваши грибы и ягоды собирают.
Волк:
Кто позволил без спроса? Что читать разучились? написано: «Моё»
(переворачивает корзинки)Лисёнок:
Ага, испугались, попались, голубчики!
Волк(лягушонку)
: Ты чего мою клюкву взял? А ну положи на место.
Лягушонок:
А ра-раз-ве вы кушаете клюкву?
Волк:
Тебе какое дело? А-а-апчхи
(чихает)Лисёнок:
Будьте здоровы, шеф!
Волк:
Что получили. Ха-ха-ха-ха. Теперь будете знать: чьи в лесу грибы…
Лисёнок:
И ягоды!
/Волк чихает, уходит. Лисёнок прячется за дерево/. Звук: грустная мелодия. Все звери опускают головы, плачут/.Ёжик(поворачивается спиной, на ней много грибов):
Ничего не горюйте, у меня тут на всех хватит.
Крот:
Давайте засушим грибы на зиму.
Бельчонок:
Правильно, я всегда в дупло грибы на зиму прячу. Делаю по 5 или 6 кладовок.
Заяц:
Тогда веселее, друзья, за работу.
/Звук: весёлая детская музыка. Все исполняют песенку/.
Вместе по лесу идем, звонко песенку поём. Это он, это ты, это я. Даже солнышко светлей, даже небо голубей, если рядом с тобою друзья.
Лисёнок:
А они ваши грибы сушить вздумали, глядите!
Волк:
Так, так. Всё-таки взяли мои грибы.
Заяц:
Они об-об-общие. Они общие!
Волк:
Что?
Лисёнок:
А они и шишки ваши забрали, какая наглость.
Волк:
Тьфу. А ну-ка отдавайте мои шишки немедленно.
Бельчонок:
Ах, это ваши шишки?! Забирайте, нам не жалко.
/Звук: ритмичная мелодия. Начинают обкидывать волка и лисёнка шишками. Волк и лисёнок убегают/.Лягушонок:
И никто их у вас не заберёт.
/Все убегают со сцены. Появляется волк/Волк:
Ух, еле лапы унёс. За что мне это всё?
Крот:
Я лично считаю, что вы, слишком нагло себя ведёте.
Волк:
Что это такое «нагло»?
Крот:
Одну минуточку
(достаёт словарь, читает).
Наглое поведение. Наглый взгляд. Наглый – бесстыдный. В общем, ни стыда у вас, ни совести.
Волк:
Ой, как голова болит. Всё шишки мои, мои грибы, мои ягоды. А зачем они мне, если поделиться не с кем.
Лисёнок:
А там они.
Волк:
Опять ты, ябеда. Отстань.
Лисёнок:
Но, шеф, это же ваши шишки, ваши грибы.
Волк:
Мои, говоришь. Нет уж, пусть будут общие.
/Волк уходит, лисёнок остаётся один/.Лисёнок:
Ничего не понимаю. Может мне кто-нибудь объяснить, что здесь происходит? Звук: исполнение финальной песни о Дружбе.

Адрес публикации:

Сценарий сказки «Колобок»

Действующие лица:

КолобокБабкаДед ВолкЛисицаЗаяц МедведьРассказчик

Акт 1

На сцене – деревянный дом, на фоне – лес. Возле дома сидят дед и бабка.

Рассказчик: Жили-были дед да бабка. Не тужили, но скромно жили. Захотелось деду покушать, и сказал он женушке.

Дед: Бабка, а бабка. Приготовь чего-нибудь поесть, уж обед скоро. Испекла бы ты колобок.

Бабка: Как ж я тебе его испеку, если муки в доме нет.

Дед: Поскреби по сусекам, поищи получше. Глядишь, на небольшой колобок да получится.

Бабка встает и уходит в домик.

Репка: Принялась бабка муку отовсюду собирать, в итоге собрала пару пригоршней. Тесто замесила, колобок получила. Испеченный колобок красивый вышел и пах аппетитно. Положила его бабка на подоконник, чтоб остыл. А колобок взял да и спрыгнул на улицу!

Акт 2

На сцене появляется Колобок, вприпрыжку бежит по тропинке и напевает.

Колобок: По сусекам меня наскребли, в жаркой печке испекли. Я от дедушки ушел, и от бабушки ушел!

Навстречу Колобку выходит Заяц.

Заяц: Ммм, какой ароматный дружок-колобок! Я тебя съем!

Колобок: Стой, косой! Хочешь, я тебе песенку спою? По сусекам меня наскребли, в жаркой печке испекли. Я от дедушки ушел, и от бабушки ушел! И от тебя, Заяц, уйду!

Рассказчик: И покатился Колобок дальше по тропинке мимо Зайца.

Колобок бежит дальше, ему навстречу выходит Медведь.

Медведь: Пухленький колобочек! Я тебя съем!

Колобок: Стой, косолапый! Хочешь, я тебе песенку спою? По сусекам меня наскребли, в жаркой печке испекли. Я от дедушки ушел, и от бабушки ушел! И от тебя, Медведь, уйду!

Рассказчик: И покатился Колобок дальше по тропинке мимо Медведя.

Колобок бежит дальше, ему навстречу выходит Волк.

Волк: Румяный бочок, вкусный бочок! Я тебя съем!

Колобок: Стой, серый! Хочешь, я тебе песенку спою? По сусекам меня наскребли, в жаркой печке испекли. Я от дедушки ушел, и от бабушки ушел! И от тебя, серый Волк, уйду!

Рассказчик: И покатился Колобок дальше по тропинке мимо Волка.

Колобок бежит дальше, ему навстречу выходит Лисица.

Лисица: Это кто у нас такой ароматный, такой вкусный? Я тебя съем!

Колобок: По сусекам меня наскребли, в жаркой печке испекли. Я от дедушки ушел, и от бабушки ушел! И от косого Зайца ушел, и от косолапого Медведя ушел, и от серого Волка ушел, и от тебя, рыжая Лиса, уйду!

Лисица: Колобочек-дружочек, старенькая я уже, слышу плохо, подойти поближе да спой-ка свою замечательную песенку еще раз, мне так хочется ее послучшать.

Рассказчик: Наивный Колобок подкатился поближе, обрадованный, что его песенка кому-то так понравилась.

Колобок: По сусекам меня наскребли, в жаркой печке испекли…

Рассказчик: А хитрая Лисица его взяла и съела! А мораль здесь такова: незнакомцам вы не верьте и хвастливыми не будьте!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]