Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Вопросы экологии с каждым годом становятся все актуальнее. Неразумное и эгоистичное поведение человека приводит к катастрофическим последствиям. Нам как родителям важно помнить, что взрослый человек, наносящий вред природе, когда-то был ребенком, которому не привили должной любви к миру, не внушили важность бережного отношения к природному богатству. Поэтому так важно не просто помнить об экологическом воспитании дошкольников, но и понимать значимость этой работы, уметь правильно выстроить ее, чтобы вырастить гуманную, сострадающую личность, понимающую свою созидательную роль.

ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ «ЭКОЛОГИЯ»?

Исходим из того, что экология – это наука о взаимодействии всех звеньев в природе и влиянии на нее человеческой деятельности. Тогда экологическое воспитание – это, прежде всего, формирование у ребенка позитивного восприятия окружающей среды как единого целого, его убежденности, что необходимо относиться к природе бережно, разумно используя ее ресурсы.

Концепция экологического воспитания в дошкольном возрасте включает в себя:

  • нравственное воспитание (привитие сострадательного отношения к окружающему миру природы);
  • духовное развитие (объяснение таких понятий, как неповторимость экосистемы нашей планеты, взаимосвязь всего живого на ней, созидающая роль человека);
  • воспитание чувства прекрасного – понимания ценности красоты родной природы;
  • интеллектуальнее развитие – формирование в сознании ребенка целостной системы экологических знаний;
  • формирование у ребенка экологического миропонимания и желания защищать природу, оказывать ей помощь.

Понятно, что для решения всех этих задач недостаточно будет знаний, полученных малышом в дошкольном учреждении: концептуальная цепочка должна начинаться с семьи, ведь именно здесь ребенок черпает первые понятия об устройстве мира, роли человека в социуме, природе, о стереотипах поведения и т. д.

Конечно, размышлять, строить первые гипотезы, делать выводы, сопоставлять факты, проводить какие-то эксперименты и получать практический личный опыт ребенок может примерно лет с 4 или 5. Тогда же у детей начинает активно развиваться интерес к природе, эмоциональное восприятие действительности, оценочность по отношению к действиям окружающих. Поэтому экологическое образование дошкольников в это время будет наиболее результативным. Но это вовсе не значит, что до этого возраста малыш должен пребывать в «экологическом вакууме». Дети с рождения и вплоть до среднего школьного возраста учатся на примере взрослых. Поэтому важно, чтобы они постоянно видели перед собой правильное экологическое поведение и учились понимать и принимать следующие факты.

  • Все живые существа в природе (и человек тоже) взаимосвязаны: все друг другу для чего-то нужны, зависят друг от друга.
  • Растения и животные – живые, им тоже можно сделать больно, а уничтожение хотя бы одного вида растений или животных приведет к нарушению в биологической цепочке.
  • Нельзя засорять окружающую среду, мусор выбрасывают только в урны.
  • Человек должен помогать природе, не уничтожать растения, не убивать животных и т. д.
  • Природа – наш общий дом, и то, что вредит ей, вредит и человеку.

Нам, взрослым, важно постоянно показывать детям, что человек должен оберегать природные богатства, прикладывать немало труда для сохранения красоты лесов, рек, животных и растений.

Понятие экологического воспитания

Под этим понятием понимают комплекс педагогических мер, направленных на «зарождение» у малышей и взрослых сознательного отношения к природе.

Главная цель экологического воспитания – объяснить людям разного возраста, что окружающий мир необходимо уважать, беречь.

Это делает направление важным для формирования личности. Внимательно относящийся к окружающей среде человек будет аккуратен по отношению к находящимся рядом людям.

Воздействуя на ребенка, педагоги и члены семьи должны сформировать зрелую личность, которая сознательно не будет наносить вред окружающему миру. Нежелание вредить природе, а не страх наказания должны мотивировать ребенка. Став взрослым, он будет поддерживать правильную модель поведения, не допустит отношения потребления к другим живым существам.

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Итак, примерно с 4–5 лет дети готовы к осознанному восприятию экологических основ. Как мы, родители, можем способствовать этому?

Мышление детей на этом этапе еще остается предметным, наглядным. Поэтому, строя свою методику экологического образования, в нее необходимо включать следующие важные формы работы.

  • Поездки на природу (в лес, на луг, речной пляж), в ходе которых ребенок будет не только наблюдать за жизнью растений и животных, но научится ценить красоту природы, на примере родителей будет учиться бережному отношению к ней, сможет узнать от взрослых много нового.
  • Работа на участке (в огороде, саду, на даче), когда дошкольник учится созидательной деятельности, может оценить результат этого труда, формирует понимание того, как важно заботиться об окружающей природе.
  • Забота о живых питомцах (кошке, собаке, попугае, рыбках), которая прививает ребенку любовь к братьям нашим меньшим, учит ответственности перед ними, состраданию.
  • Уход за комнатными растениями, дающий возможность наблюдать за их ростом и развитием, усваивать закономерности вегетации и понимать собственную роль в этом.
  • Семейные экологические акции (субботники, высадка деревьев, устройство клумб, развешивание кормушек), прививающие трудолюбие, заботливое отношение к окружающему миру.
  • Календари природы или дневники наблюдений, куда вместе с родителями малыш будет вносить данные об изменениях в природе, происходящих в течение года.

При этом роль родителей в формировании экологической культуры ребенка сводится не только к роли наставников, подающих пример. Взрослые во время такой работы учат детей важным вещам:

  • гуманному взаимодействию с окружающим миром, природоохранной деятельности;
  • умению анализировать наблюдаемые процессы;
  • выводить закономерности развития природы, делать выводы;
  • делать элементарные прогнозы того, к каким последствиям приводят те или иные действия человека.

Совет

Устраивайте дома экологические выставки, на которых будут представлены самостоятельные работы ребенка или совместные с родителями (поделки из природного материала, тематические рисунки, выполненные малышом лично или вместе с родителями). Организовывать их можно, например, к таким экологическим праздникам, как:

  • День весны (1 марта);
  • День Земли (20марта);
  • День весеннего равноденствия (20 марта);
  • День птиц (1 апреля);
  • Всемирный день Солнца (3 мая).

Либо к народным праздникам:

  • Иван Купала;
  • Ильин день;
  • Федорин день и т.д.

Такие выставки повысят интерес ребенка к проблеме экологии, помогут оценить красоту природы. А если вы к тому же будете знакомить малыша с этими праздниками, с народными поверьями, то значительно обогатите его кругозор. Это весьма полезный воспитательный элемент как для младших дошкольников (тогда упор будет сделан на совместное с вами творчество), так и для старших (больше самостоятельности).

Значение экологического воспитания в развитии дошкольника.статья на тему

Значение экологического воспитания в развитии дошкольника.

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Это – источник новых знаний различных природных явлений.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня. Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка. Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое. Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения. у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных. Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. За время пребывания в детском саду ребенок учиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ НА ПРАКТИКЕ?

За всеми этими, казалось бы, мудреными понятиями скрывается незаметная для ребенка ежедневная работа. Особенности формирования мышления, как мы помним, в этом возрасте выражены предметностью и наглядностью. Поэтому, выходя на прогулку или выезжая на природу, родители просят ребенка оценить, какие изменения в природе произошли в последнее время (расцвели цветы, «поседели» одуванчики, на деревьях щебечут птенцы, стало слякотно, улетели птицы, выпал снег и т. д.).

Работая в саду или огороде, малыш получает знания о том, в какой период года какие работы должны проводиться для того, чтобы расцвели цветы, созрели фрукты, овощи. При этом ему можно объяснить, для чего нужны бабочки, летающие вокруг, жуки, муравьи, птицы, какова их польза и взаимосвязь. Рассказать, что у них у всех есть свой дом, у родителей есть малыши, о которых они заботятся и очень волнуются, когда с ними что-то случается – так же, как и люди.

Своим примером взрослые показывают созидательное отношение к природе (полить, подкормить, взрыхлить), объясняют, что давить жуков, ловить бабочек, ломать ветки просто так – негуманно (и сами не делают этого). При этом можно трогать траву, нюхать цветы, наслаждаться пением птиц, ежедневно наблюдать за изменениями, которые происходят (вот и календарик пригодится), делать выводы о законах природы.

Во время семейных экологических акций дети узнают, для чего нужны деревья, почему так важно о них заботиться, почему нельзя засорять окружающую среду отходами и так важно подкармливать зимой птиц в саду, во дворе, парке.

Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию.

Совет

Если ваш малыш не засыпает вас «почемуками», спрашивайте его сами. Провоцируйте ребенка думать, сопоставлять, делать выводы. (Как ты думаешь, почему подсолнух закрыл шляпку? Почему ягодка на солнышке уже красная, а под листком — еще нет? Что будет, если в наш сад не прилетят пчелы? Зачем деревья сбрасывают листья?). Ответы ищите вместе. Это хорошее средство не только для экологического воспитания, но и для развития речи дошкольника.

Когда ребенок заботится о комнатном цветке или животном, взрослые также учат его созидать, сохранять, помогать. Их рассказы, сопровождаемые наглядными живыми картинками, не воспринимаются ребенком как поучение. Это – естественный процесс. Формирование экологического сознания в дошкольном детстве должно проходить незаметно.

Средства воздействия на ребенка

Как и другие формы педагогической работы, экологическое воспитание занимает определенное время и требует от учителя или воспитателя тщательного планирования. В ходе взаимодействия с группой педагог может использовать несколько общепринятых форм воздействия на аудиторию:

  • Убеждение. Важно донести до каждого ребенка, что вредить природе нельзя, подтвердив свое утверждение наглядными примерами.

    Особое внимание этому методу нужно уделить при работе с дошкольниками, которые чувствительны к авторитету взрослых.

  • Внушение. Это психологическое воздействие на аудиторию, позволяющее создать у детей нужные убеждения. Оно может производиться с использованием иллюстративного материала (фото животных, пострадавших в результате разлива нефти), который наглядно демонстрирует, к чему приводит потребительское отношение к природе.
  • Приучение. Такая форма воздействия напрямую связана с организацией практической деятельности.

    Для каждого из детей рациональное пользование природными ресурсами должно стать частью повседневной жизни, только тогда они смогут применять полученные на занятиях знания правильно.

  • Поощрение. Этот способ можно применять в момент проведения разнообразных конкурсов или коллективных игр.

    Ожидание награды дополнительно мотивирует детей и заставляет их больше углубляться в суть затрагиваемой учителем проблемы.

Отдельно стоит упомянуть воздействие на детей собственным примером, которой должно присутствовать в каждой семье. Подражая правильным действиям родителей, малыш быстрее научиться сохранять природу и бережно к ней относиться.

ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ – ИГРА

Это действительно так. Игровая деятельность развивает, воспитывает, учит. При этом весело, интересно, без принуждения. Так что развитие ребенка через дидактические игры – одно их самых эффективных средств обучения экологической (да и любой другой) грамотности.

Игра может проводиться как во время прогулок, так и вне улицы.

В первом случае дошкольник может изучать внешний вид и свойства земли, воды, глины, песка, льда, снега. Малышу, например, можно предложить:

  • поиграть в снежки;
  • слепить снеговика;
  • подержать ледышку в руках, подышать на нее;
  • выложить из льдинок солнышко или башенку;
  • слепить куличики из песка;
  • сравнить на ощупь глину и землю;
  • сделать из глины кирпичики;
  • пропустить воду, смешанную с глиной, через слой песка;
  • сравнить, как ведут себя в воде песок и глина и т. д.

Во втором случае можно устроить семейную игру дома, пригласив друзей в гости. Это могут быть, например, игры в форме лото:

  • Что где растет?
  • Кто где живет?
  • Кто что ест?

При этом нужно выбрать среди карточек лото те, которые соответствуют изображенной на каждой карте среде.

Игры в виде викторин:

  • найди по описанию (нужно найти картинку, соответствующую описанию птицы, животного, времени года);
  • узнай и назови (узнать животное или птицу по звукам, следам);
  • когда это бывает (определить по описанию время года, природное явление).

Дидактических игр по экологии существует немало. Можно бросать мяч ребенку, называя общий класс (например, домашние животные), а в ответ малыш, поймав мяч, должен привести пример. Можно устроить конкурс, кто лучше нарисует то, что описано на карточке в текстовом формате. Либо разделить детей на 2 группы и попросить объединиться таким образом, чтобы верхние части растений на картинках у одних совпали с нижними на картинках у других (вершки и корешки). Можно попросить малышей изображать движения птиц или животных, показанных на картинке. Либо попросить их убрать лишнее звено в какой-то цепи изображений…

Формы и методы работы с детьми

Охрана природы – это процесс, в который вовлечен каждый человек. Поэтому с самого начала стоит уделять внимание не только традиционным лекциям и беседам, но и интерактивной деятельности. Чем более ребята будут вовлечены в работу, чем интереснее им будет на занятиях, тем больший вывод они сделают по результатам уроков.

Учитель и ученики с моделью экологического дома изучают альтернативную энергетику

Работать с детьми на уроках, посвященных экологическому воспитанию, можно с использованием нескольких методов:

  • Словесные. Такие способы хороши тем, что их применяют при работе с детьми любого возраста.

    В детском саду можно проводить беседы или рассказы на простом языке и с использованием большого количества иллюстративного материала.

    Школьники уже понимают простые термины и оперируют более сложными понятиями.

  • Наглядные. Несмотря на то, что такие методы считаются подходящими для детей 2-10 лет, ими пользуются и в старшей школе. Изменяется только подход к подбору иллюстраций: они становятся более сложными, начинают демонстрировать диаграммы, графики и другие абстрактные схемы.

    Внимание в данном случае стоит уделить показу обучающих фильмов, которые нравятся всем детям.

  • Практические. Здесь дошкольникам и школьникам предстоит работать уже самостоятельно.

    Они могут заниматься сортировкой бытового мусора, заботиться об общих питомцах в «Живом уголке» или убирать территорию возле школы во время субботников.

Отдельно стоит упомянуть проектный метод, который сейчас активно применяется в российских школах. Ученикам младших классов обычно предлагается просто подобрать теоретический материал на тему рационального пользования природными ресурсами и красиво его оформить. Подростки могут формулировать уже собственные мнения и идеи по поводу того, как стоит беречь окружающую среду.

Дошкольного возраста

В ФГОС для дошкольных учреждений экологическое воспитание было внесено относительно недавно. Хотя ранее, в ходе занятий по знакомству с окружающим миром, беседы на данную тему с малышами все равно проводились. Новый стандарт предполагает более углубленное изучение проблемы и позволяет использовать интерактивные формы работы:

  • Лекции воспитателя. Во время такого урока педагог обсуждает с детьми определенную тему («Почему нельзя разорять птичьи гнезда»). Параллельно используют наглядные пособия: иллюстрации, отрывки из литературных произведений.

    Задача подобных занятий – предоставить ребенку больше информации о природе и пояснить, почему разрушать ее плохо.

  • Практические уроки. Они могут быть продолжением лекции или иметь собственную отдельную тему. Во время практики малышей учат полезным навыкам (как сортировать мусор) или предлагают сделать что-то важное для обитателей природы. Многие школьники делают скворечник, подготавливают корм для птиц.

  • Занятия с использованием проектора. Использование мультимедиа-технологий помогает показывать детям презентации, тематические фильмы или мультфильмы. При том важно, что дошкольники лучше воспринимают информацию визуально, поэтому для них наличие иллюстраций и поясняющих картинок облегчает усвоение информации.
  • Творческие работы. Даются группе как в ходе конкурсов (на лучший экологический плакат), так и как часть тематического плана. Такие задания помогают проявить творческий потенциал ребенка и позволит ему выразить собственное отношение к проблемам экологии.

В теплое время года малышей выводят на тематические прогулки. Такие «походы» призваны познакомить детей с многообразием природных явлений и дать им больше информации об окружающем мире. Воспитатели рассказывают подопечным о видах, оказавшихся на грани вымирания и поясняют, что природу нужно беречь.

Особенно важны практические занятия для городских детей, которые достаточно оторваны от окружающего мира и большую часть времени проводят на улицах мегаполисов.

Школьного возраста

Экологическое воспитание не преподается в школах в качестве отдельного предмета. Развивать бережное отношение ребенка к окружающему миру приходится классному руководителю или преподавателям таких дисциплин, как «Окружающий мир», «Биология» или «Обществознание». В некоторых школах имеются кружки по экологии, где проблемами влияния человека на планету занимаются более серьезно.

Среди форм работы с детьми 7-16 лет выделяются:

  • Групповая работа в классе. Организуется после прослушивания рассказа учителя на определенную тему. Дети могут отвечать на вопросы по содержанию материала, составлять таблицы и графики и выполнять прочие задания, данные педагогом.
  • Самостоятельное исследование. Обычно это написание докладов на экологические темы. В старшем возрасте школьникам могут предложить подготовку презентации о проблемах окружающей среды, демонстрация которой будет происходить перед всем классом.
  • Тематические игры. Такие занятия позволяют заинтересовать ребят в актуальных проблемах современности и проверить уровень знаний по предмету.
  • Практические занятия. Этот вариант работы имеет много вариантов. Класс может отправиться на тематическую экскурсию или пойти в поход. Подростков часто привлекают к волонтерской деятельности. Нравятся ученикам разнообразные опыты, которые на практике показывают, как человек уничтожает и загрязняет природу.
  • Проектная деятельность. Ученикам старших классов, у которых накопилось достаточно знаний о негативном влиянии человека на планету, часто предлагают самостоятельно сделать проекты. Такая работа должна содержать конкретное предложение: как сделать город или район чище, избежать загрязнения рек и научить других беречь природу.

Детям рассказывают о солнечных панелях

Недавно в России начали проводиться Олимпиады по экологии среди школьников. В них принимают участие наиболее талантливые дети, которые разрабатывают собственные проекты по защите окружающей среды.

ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – это пора, когда чтение книг вызывает у ребенка самый живой эмоциональный отклик, заставляет сопереживать, задумываться о прочитанном. Выводы, сделанные после прочтения книги, надолго остаются в памяти ребенка.

Литература по экологическому воспитанию – это, прежде всего, произведения В. Бианки. Они в форме занимательных рассказов или сказок помогают ребенку понять сложные природные явления, закономерности мира природы, рассказывают о взаимодействии организма с окружающей средой, о формах его приспособления к своей среде обитания.

Также о красоте и разнообразии родной природы можно поведать дошкольнику на примерах произведений М. Пришвина, Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Фета, К. Ушинского, Н. Некрасова, Л. Толстого, Н. Сладкова и др.

Полезным в плане повышения экологического образования будет также чтение детских энциклопедий, посвященных природным зонам, климату, животным, растениям. Яркие картинки в них способствуют более эффективному запоминанию точной информации. А вот сказки, пословицы и поговорки, которые тоже можно отнести к «экологичным», несут информацию образную, что тоже полезно.

Воспитание ребенка начинается в семье. От того, насколько правильным оно будет, зависит гармоничность развития детей в будущем. В экологическом плане – в том числе.

Возраст, с которого можно начинать воспитывать ребенка

Федеральный стандарт образования предполагает, что знакомить детей с основами экологической культуры можно уже в дошкольном возрасте. Систематические занятия предполагаются для воспитанников детских садов. В ходе этих уроков дети знакомятся с основными представлениями о природе. Также учатся бережно относиться к окружающему миру и впервые узнают о глобальных проблемах современности (о наличии в океане мусорных свалок).

В рамках волонтерского проекта с детьми высаживаются растения

На новом уровне предмет начинает преподаваться в школе. Экологическое воспитание подросших детей может включать простые формы деятельности и самостоятельную работу: написание докладов, составление проектов. Школьники занимаются волонтерством и участвуют в практических занятиях.

Экологическое воспитание взрослых

Поскольку вопросом экологической культуры в России начали заниматься недавно, многие взрослые люди мало знакомы с основными правилами и понятиями рационального пользования ресурсами природы. Поэтому внимание уделяется просвещению трудоспособного населения страны. В организациях регулярно проводятся субботники, задача которых – очищать от мусора не только территорию предприятий, но и разные части города. Некоторые компании устанавливают специальные баки для сортировки мусора, приучая сотрудников отдавать на переработку то, что может быть ей подвергнуто.

Отдельное место в трансляции знаний об экологии населению из взрослой категории принадлежит СМИ. Поскольку многие не понимают реальных масштабов проблемы, нужно донести до читателей газет и зрителей ТВ информацию об экологической обстановке. Рассказать о том, как сильно страдает планета под воздействием человека. Центральные каналы начинают выпускать программы, посвященные проблемам экологии, делать тематические подборки новостей на эту тему. В социальных сетях создаются группы и каналы, рассказывающие в доступной форме о загрязнении окружающей среды и объясняющие людям, как заботиться о природе самостоятельно.


Отдельная форма работы со взрослыми – это экологическое волонтерство. Оно включает уборки на территории города и участие в других популярных программах. Во многих частях России организуются пункты по сбору пластика (наиболее известно в этом плане движение «Добрые крышечки») или использованных батареек.

Волонтеры проводят тематические встречи и занимаются просвещением населения. Главная цель таких встреч – научить всех граждан страны рациональному пользованию природными ресурсами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]