Перспективное планирование по ОБЖ в старшей группе
Перспективное планирование по ОБЖ в старшей группе | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевые прогулки | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
сентябрь | |||||||
1 | Улица. Цель: формировать понятие «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия **** | Составление рассказа по картине «Улица города». «Участники дорожного движения» | Дид. «Перекресток» «Угадай, что изменилось» «Движение по улицам» Строит-я «Различные виды дорог» Игра-фантазия «Что не так» С.-ролевая «Автостроители» | На улицу (ближайшая проезжая часть). | С. Михалков «Наша улица». А. Домховский «Чудесный островок» | Театр на столе «Автоша отправляется в путь» Конструирование «Городок для любимых игрушек» Рисование «Улица города» Математика «Дома в которых мы живем» | Конструируем домики для игрушечного городка из коробок. |
2 | Пожар. Цель: повторить с детьми знакомые правила пожарной безопасности; продолжать учить осторожному обращению с огнем; провести опрос. **** | Составление рассказа по картине, на которой изображено тушение пожара в жилом доме. | Дид. «Пожароопасные предметы» Словесная «Обезопась пожароопасные слова» М.подвижная «Если возник пожар» | По детскому саду «Оборудование для тушения пожара» — знакомство | С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | Рисование «Спички детям не игрушка» | |
3 | «Нос – орган обоняния» Цель: познакомить детей с органом обоняния – носом, с особенностями его функционирования, его значением для жизни человека; учить бережно относиться к этому важному органу. **** | «Мой замечательный нос» (С. Шукшина «Я и мое тело» стр.47) | Дид. «Что ты знаешь о…» «К нам пришел Незнайка» | В мед. кабинет «Как вылечить нос» | Э. Мошковская «Мой замечательный нос» С. Шукшина «Долго я по лужам бегал» | Составляем «Правила здорового носа» | |
4 | «Ядовитые растения» Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром, формировать представления о пользе и вреде растений, внешнем виде лекарственных и ядовитых растений. **** | «Чем полезна крапива?» (КОБД К. Белая стр. 27) | Дид. «Опасно – не опасно» «Что где растет?» | На кухню «Знакомимся с травами – приправами» | Вечер загадок | Рисование «Лечебные травы» | Ищем полезные травы дома |
октябрь | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
1 | «Предметы быта» Цель: расширить знания детей о предметах быта, правилах пользования ими; продолжать учить детей убирать все предметы в строго отведенные места; воспитывать у детей умение подчиняться запретам взрослого. **** | «Тяжелая жизнь мальчика Пети» (ОБПД О. Чермашенцева стр.149) | Дид. «Игра дело серьезное» С. ролевая «Семья» «Подбери игрушку Танюшке» «Раз, два, три что может быть опасно найди» | На кухню детского сада – как хранят опасные предметы. | Рисование «зарисовки из жизни Пети» | Индивидуальные беседы: закрепляем правило «Каждой вещи свое место», | |
2 | «Ребенок дома один» Цель: учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни; сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. **** | «Когда мамы нет дома» (ОБПД О. Чермашенцева стр.143) | Разыгрываем сценки с помощью пальчикового театра. | РНС «Гуси – лебеди» | Рисование «Моя семья» | ||
3 | «Движение транспорта и пешеходов» Цель: формировать понятие «правостороннее движение»; учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус. **** | «Движение транспорта» Рассматривание картины «Обход транспорта» «История правостороннего движения» | Дид. «Направо – налево», «Угадай что изменилось» Строит-я «Автобусный парк» Ситуации «Мы выходим из автобуса», «Я перехожу проезжую часть» С.-ролевая «Автобусная экскурсия» | На автобусную остановку | Я. Пишумов «Азбука города» | Инсценировка «На лесном перекрестке» Рисование «Перекресток с потоком машин» | Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт» |
4 | «Огонь друг или враг» Цель: дать представление о роли огня в жизни человека; расширить знания о правилах пожарной безопасности; формировать представления о поведении при угрозе пожара; уточнить знания о предметах, опасных для жизни и здоровья. **** | «Чтобы не было беды» (ОБЖ для старших дошкольников Н.С.Голицына) | Дид. «Опасные предметы» «Можно – нельзя» М.подвижная «Топаем хлопаем» | Изучаем пути эвакуации вовремя ч.с. | Д. Лапиня «Не шали с огнем» С. Маршак «Пожар» | Вечер загадок | Папка – передвижка «Условные обозначения на схеме эвакуации» |
ноябрь | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
1 | «Скелет и мышцы» Цель: дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию –скелет нашего тела, защищающий наши внутренние органы от повреждения; познакомить с профилактикой вывихов и переломов. **** | «Доспехи, вешалка?!» («Я и мое тело» С. Шукшина стр. 54) | Кто быстрее наденет. | Н. Кушневицкая «Скелет» В. Катаев «Цветик – семицветик» | Придумываем комплекс упражнений для тренировки различных групп мышц | Составляем с детьми правила «Как сохранить кости здоровыми и крепкими» | |
2 | «Кошка и собака – наши соседи» Цель: расширить знания детей о поведении животных, о способах и методах обращения с ними. **** | «Собака, собака ты чья? (Н. Голицына ОБЖ для старших дошкольников стр76; К. Белая ФОБуД стр56) | «Выставка собак» | Е. Благинина «Котенок» Г. Новицкая «Дворняжка» | Рисование «Мой любимый зверь» | ||
3 | «Береги здоровье смолоду» Цель: развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно – важным органам; воспитывать бережное отношение к себе и другим. **** | «Приключения Пети и Вовы» (О. Чермашенцева ОБПД стр.130, 135) | Дид. «Если я сделаю так» «Опасно – неопасно» | Загадки | Рисование «Эпизоды и жизни Пети» | ||
4 | «Знакомство с правилами сервировки стола» Цель: расширить знания о гигиене формировать навыки личной гигиены, познакомить с правилами сервировки стола. **** | «Хозяюшки» (О. Чермашенцева ОБПД стр.110) | Дид. «Семья» «Убери на место» | Закрепляем дома правила сервировки стола | |||
декабрь | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
1 | «Транспорт» Цель: формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт) **** | Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта» «Какие машины нужны человеку» | Дид. «Чудо – машина» «Найди по действию» Строит. «Улица с автобусными остановками» Игра- фантазия «Все наоборот» «На чем я путешествую» С.-ролевая «Гараж». | К проезжей части «Транспорт на нашей улице» | М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» | Конструирование «Автобус» | Папка – передвижка «Дорожно –транспортный травматизм» |
2 | «Знакомьтесь, огонь» Цель познакомить детей с некоторыми свойствами огня; формировать понимание опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитывать уважение к профессии пожарного. **** | «Что мы знаем про огонь» (Воспитатель 7/2010г) | Дид. «Горит – не горит» «Что нужно пожарным» | Б. Житков «Дым», «Пожар» | Лепка «Пожарные собаки» | ||
3 | «Великий труженик и волшебные реки» Цель: дать детям представление о работе сердца, его расположении, строении; показать значение сердца и крови для жизни человека; воспитывать чуткость, уважение к жизни другого человека. **** | «Тук, тук стучит сердечко» («Я и мое тело» С. Шукшина стр.57) | С. ролевая «Больница» | В кабинет медсестры «Знакомство с фонендоскопом» | Г. Х. Андерсен «Снежная королева» Ю. Олеша «Три толстяка» | Рисование «Мое сердце» | Разрабатываем «Правила здорового сердца» |
4 | «Зимние каникулы» Цель: расширить знания детей о поведении на улице зимой, а именно: зимой нельзя ходить под козырьками домов, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям, быть предупредительными. **** | «Ура каникулы» (О. Чермашенцева ОБПД стр.84) | С. ролевая «Скорая помощь» | Медицинский кабинет «Что нужно для первой помощи при ушибах» | Рисование «Зимние забавы» | ||
январь | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
2 | «Опасные ситуации контактов с чужими людьми» Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми. **** | «Вкусные конфетки» (К. Белая «КОБД» стр.83) | Дид. «Опасно – неопасно» | Рассказывание детьми сказки Ш. Перро «Красная шапочка» | Разыгрывание ситуаций общения с незнакомыми | ||
3 | «О несовпадении приятной наружности и добрых намерений» Цель: дать понятие, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях, уметь звать на помощь, уметь сказать нет на предложения незнакомого взрослого. *** | «Сказка про колобка» (О. Чермашенцева ОБПД стр.168) | Позови на помощь. | Сказки «Волк и семеро козлят» | |||
4 | «Светофор» Цель: закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене. **** | «История создания светофора» «Сигналы светофора» | Дид. «Включи сигнал» «Кто спешит на помощь» Строит. «Мы пешеходы» Ситуации «Дети на проезжей части» | С. Прокофьев, Г. Сапгир «Мой приятель светофор» М.Пляцковский «Светофор» | Ручной труд «Изготовление светофора из бросового материала» | Папка — передвижка «Зимние забавы, дети и транспорт» | |
февраль | |||||||
Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями | |
1 | «Знает каждый гражданин этот номер – 01» Цель: познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать по телефону о пожаре. **** | «Без огня не проживем мы ни дня» | Словесная «Вопросы и ответы» На внимание «Да или нет» Строит. Пожарная часть» | К. Чуковский «Путаница» | Рисование «Противопожарная безопасность в картинках» Инсценировка «Баба Яга и угольки в печи» | Создание альбома «Противопожарная безопасность в стихах и картинках» | |
2 | «В стране Легких» Цель: дать представление о том, что дыхание — одна из важнейших функций организма; показать значение дыхания для жизни человека; познакомить с дыхательными путями, с механизмом дыхания. **** | «Путешествие воздушных человечков» («Я и мое тело» С. Шукшина стр. 59) | Экскурсия «За здоровьем в зимний лес» | Н. Кнушневицкая «Легкие» | Практическое упражнение «Вдох – выдох» | Составляем «Правила здоровых легких» | |
3 | «Витамины в жизни человека» Цель: рассказать о роли витаминов в жизни человека. **** | «Вкусно или полезно?» (О. Чермашенцева ОБПД стр92) | Дид. «Витамины растут на грядке» | Вечер загадок | |||
4 | «Каждому опасному предмету – свое место» Цель: уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами; воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами. **** | «История зайки» (О. Чермашенцева ОБПД стр.163) | Дид. «Найти и обезвредить» | Составляем «Правила хранения колющих и режущих предметов» | |||
март | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
1 | «Один дома» Цель: учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни; сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. **** | «Если ты один дома» (Н. Голицына ОБЖ для старших дошкольников стр74). | Дид. «Как избежать неприятностей» | Е. Тамбовцева – Широкова «Кто твой друг и, кто твой враг» | Инсценировка ситуаций | ||
2 | «Дорожные знаки.» Цель: закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: пешеходный переход, осторожно дети, внимание. **** | «Путешествие на перекресток» «Зачем нужны дорожные знаки» | Дид. «Найди на плане» «Говорящие знаки» Ситуации «Как старушке перейти через дорогу» | К проезжей части: «К пешеходному переходу без светофора» | В. Семерин «Запрещается – разрешается» | Рисование «Наш поселок» «Перекресток» Вечер загадок | Конкурс «Лучший изготовитель дорожных знаков» |
3 | «Огонь и «укротитель огня» Цель: продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнем; воспитывать в детях уважение к профессии пожарного, осознание опасности этой профессии. **** | «Дым страшнее огня» (Основы безопасного поведения дошкольников О. Чермашенцева стр. 53) | М. подвижная «Топаем — Хлопаем» На внимание «Это я, это я и со мной мои друзья» | В пожарную часть | К. Паустовский «Заячьи лапы» | Рисование «Пожарная машина» Вечер загадок | Сопровождение детей на экскурсии |
4 | «Об удивительных превращениях пищи внутри нас» Цель: познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами и выполняемыми функциями; учить понимать свой организм, его потребности; показать взаимосвязь между различными органами в человеческом организме. **** | «Куда пропала пища?» (С. Шукшина «Я и мое тело» стр. 62). | Экскурсия «Путешествие на кухню» | Б. Заходер «Ма-Тари-Кари» С. Маршак «Робин – Бобин» | Рисование «Салат?!» | Составляем «Правила здорового питания» «Правила здоровых зубов» | |
Апрель | |||||||
Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями | |
1 | «Опасные насекомые» Цель: расширить знания детей о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых и способах защиты от них. **** | «Не птица, а с крыльями» (К. Белая ФОБуД стр.49) | «Кто где живет» «Отгадай какое это насекомое» | И. Анденко «Муравьишко» загадки | Рисование «Красивые насекомые» | ||
2 | «Воспитываем бережливых» Цель: познакомить детей с понятием «бережливость»; формировать у детей бережливое отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности; воспитывать уважение к людям труда. **** | «Замарашка» (О. Чермашенцева ОБПД стр.171) | К. Чуковский «Федорино горе» | Формируем выставку любимых книг | |||
3 | «Общение с природой» Цель: учить детей ответственному и бережному отношению к природе, не разорять птичьих гнезд, муравейников, не ломать веток. **** | «Письмо Лесовика» | Игра – загадка «Кто это?» | Прогулка в лес. | Повторяем правила поведения на природе. | ||
4 | «Правила поведения в транспорте» Цель: уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадке, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить с – передней. **** | «В городском транспорте» «Зачем нужны правила пассажирам» Составление рассказа по картине «Автобусная остановка» | Дид. «Правильно – опасно» «Что с начала что потом» Ситуации «В автобус входит инвалид» | «На автобусную остановку» | С. Михалков «Шел трамвай десятый номер» С. Маршак «Автобус номер 26» | Рисование «Люди входят и выходят» Драматизация «Едем в театр» | Индивидуальные беседы «Как воспитать примерное поведение при пользовании общественным транспортом» |
Май | |||||||
Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями | |
1 | «Огонь — наш друг, огонь – наш враг» Цель: формировать представление об окружающем мире, навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях, знакомить с историей освоения человеком огня и использованием его в быту и труде. **** | «Огонь и человек» (Ребенок в детском саду 6/2011г стр. 49) | Дид. «Самый лучший» «Хорошо плохо» «Что нужно пожарным» Словесная «Звоним по телефону» С.- ролевая «Спасатели» | С. Маршак «Сказка про спички | Рисование «Огонь – верный друг» КВН | Участие в подготовке и проведении КВН | |
2 | «Изучаем свой организм» Цель: расширить сведения о том, как устроен человеческий организм. **** | «Письмо от почемучки» (О. Чермашенцева ОБПД стр.87) | Дид. «Что ты знаешь о…» | Н. Кушневицкая «Желудок» «Печень» «Почки» | |||
3 | «Безопасный отдых на природе» Цель: расширить знания детей о правилах поведения на природе и возможных опасностях, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила. **** | «Правила поведения на природе» (К. Белая ФОБуД стр.47) | Что где растет? | По экологической тропе детского сада | Загадки. | Рисование «Мое любимое растение» | |
4 | «Правила ОБЖ мы узнали» Цель: систематизировать основные правила жизнедеятельности и воспитанности – правила культуры общения, приема пищи, режимных моментов и личной гигиены, правил поведения в общественных местах. *** | «По секрету мы расскажем вам об этом…» | Игра – экскурсия по правилам ОБЖ | ||||
Июнь | |||||||
Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями | |
1 | «Велосипед, самокат» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате. **** | «Улица не место для игр» «Игры во дворе» | Дид. «Запрещается-разрешается» «Далеко — близко» Ситуация «Мне купили новый велосипед» | «Во двор жилого дома» «На детскую площадку» | И. Кончаловский «Самокат» | Лепка «Самокат» Рисование «Велосипед со светоотражателями» Спорт «Дорожная эстафета» | Консультация «Ребенок во дворе» |
2 | «Детские шалости с огнем и их последствия» Цель: повторить уже знакомые правила пожарной безопасности. **** | «Опасные предметы» | Дид. «Горит – не горит» М.подвижная «Если возник пожар» | По детскому саду: изучаем пути эвакуации. | С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | Игровой тренинг «Дорога безопасности». | Папка – передвижка «Эвакуационные знаки» |
3 | «Откуда берутся болезни» Цель: сформировать представление о здоровье, болезни, микробах; сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней; научить заботится не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей. **** | «В гости к Айболиту» (О. Чермашенцева ОБПД стр. 89) | Дид. «Пишем письмо заболевшему товарищу» «Полезная и вредная еда» | Практическое упражнение «Обработка раны». | |||
Август | |||||||
Тема | беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями | |
1 | «Правила поведения при грозе» Цель: познакомить детей с правилами поведения во время грозы. **** | «Гроза» | Л. Пилипенко «Сердитый гром» | Рисование «Радуга» | Папка – передвижка «Правила поведения во время грозы» | ||
2 | «Опасности вокруг нас» Цель: расширить знание правил безопасности в быту, на улице, воде; продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях. **** | «Чтобы не было беды – делай правильно!» | Дид. «Найти и обезвредить» | А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Папка – передвижка «Правила обращения с опасными предметами» | ||
3 | «Айболит в гостях у детей» Цель: сообщить детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; учить детей не боятся врача, самому уметь оказывать помощь. **** | «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит» | Дид. «Скорая помощь» | Экскурсия на огород, в сад. | С. Маршак «Доктор Айболит» | Рисование «Мои друзья витамины» | |
4 | «Загородная дорога» Цель: формировать у детей представление о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге; познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд». **** | «Как я путешествовал» составление рассказ из опыта | Дид. «Путешествие за город» Строит. «Трасса» «Магистраль» Ситуации «Шлагбаум еще не подняли» С.-ролевая «Путешествие». | «Совместный поход на природу» | Б. Житков «Что я видел» | Рисование «Голубой вагон бежит, качается…» | Сопровождение детей в походе. |
Опросник по ППБ
1. Назови свое имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона.
2. Как вызвать службу спасения?
3. Перечисли правила обращения с бытовыми электроприборами (дид. игра «Наши помощники»).
4. Назови пожароопасные предметы.
5. Отчего может возникнуть пожар?
6. Перечисли правила поведения при пожаре.
7. Кто помогает людям при пожаре? Расскажи о работе пожарных.
8. Перечисли правила поведения дома (решение проблемной ситуации «Когда дети остаются дома одни»).
Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы
Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы
«Опасные предметы»
Источники опасности
Цель:
закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
Правило:
не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал:
макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)
Ход игры:
воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«Опасные предметы»
Игра — дело серьёзное
Цель:
упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал:
картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча
Ход игры:
воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
«Опасные предметы»
Сто бед
Цель:
закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
картинки с изображением детей в опасной ситуации.
Ход игры:
несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
«Опасные предметы»
Мы – спасатели
Цель:
закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры:
воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«Опасные предметы»
Убери на место
Цель:
закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества