Развитие воображения у детей дошкольного возраста. Невозможно представить ребенка без фантазии. Детский мир значительно отличается от взрослого потому, что дети способны придумывать, неординарно мыслить. Умение воображать помогает развивать творческие способности, находить выходы из сложных ситуаций, легче адаптироваться в реальной жизни, если направить фантазию в нужное русло.
Особенности развития творческого воображения у ребенка дошкольного возраста
Первые шаги к умению пользоваться воображением малыш делает в трехлетнем возрасте. Игра становится частью ребенка, где бы он ни был: дома, на прогулке, в гостях, в поездке. В этот период ребенок начинает понимать, что один и тот же предмет может играть роль нескольких, если пофантазировать. Трехлетние и четырехлетние дети начинают рассказывать сказки – это пробуждается дремлющее до этого воображение. Но они не умеют планировать. Сложно выведать у такого малыша, что же он собирается нарисовать, если ребенок взял карандаши и бумагу. С помощью фантазии рисунок, конечно, родится, однако образ будущей «картины» будет выстраиваться уже в процессе.
До пятилетнего возраста дошколята еще не умеют направлять фантазию, зато в пять-шесть лет это уже хорошие выдумщики, которые могут осознанно решить, во что они хотят играть, что нужно нарисовать, какую поделку им хочется смастерить. Когда цель задана, начинается непосредственно работа. Нередко в игре дети пытаются воплотить полученный опыт, впечатления от просмотра мультфильма или спектакля, какой-либо жизненной сцены.
Нередко дети создают свой особый мир, если в реальном что-либо их не устраивает: сложные взаимоотношения со сверстниками или взрослыми, в том числе с родителями; фобии, с которыми ребенок пытается бороться придуманным самостоятельно способом; проблемы, которые легче решаются в фантазийном мире.
В любом случае развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.
С чего начать родителям
Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители?
- Рассказывать интересные истории. Вспомните, что связь между поколениями устанавливалась посредством передачи информации от старших, умудренных опытом, членов семьи младшим. Не обязательно использовать красочные, иллюстрированные книги или специальные пособия.
- Малышу будет интересно услышать историю от родителей по дороге в детский сад, перед сном, на прогулке. Поучительные рассказы могут быть короткими, но они должны заинтересовать и привлечь внимание.
- Заниматься творческой деятельностью. Вместе рисуйте, лепите, мастерите поделки из природных материалов, стройте из деталей конструктора. Идей, как завлечь маленького непоседу, много. Предоставьте малышу свободу в творчестве. Пускай рисует пальчиками, вырезает детскими ножницами фигурки и наклеивает в альбом, мастерит игрушки для кукольного театра. Тактильные занятия развивают мелкую моторику, и в результате работы ребенок сможет проявить творческие способности. Обязательно похвалите малыша, когда он закончит работу. Картинку, даже если она нарисована неаккуратно, повесьте на видное место или заботливо сложите вместе с другими поделками.
- Использовать подручные средства. Не обязательно использовать дорогие краски, кинетический песок, специальные наборы для творчества. Простые вещи, которые всегда под рукой, также способствуют развитию детской фантазии. Например, в песочнице можно построить город из песка, а из шишек и желудей смастерить забавных зверушек.
- Контролируйте просмотр мультфильмов. На экранах гаджетов детям предлагают готовые решения, и им не нужно что-то додумывать, фантазировать, сочинять. Малышу необходимо предоставить собственное, личное пространство, где он сможет реализовать собственные фантазии. К сожалению, родители часто воспитывают ребенка-потребителя, а не создателя.
Безусловно, маме проще дать в руки крохе планшет и спокойно заняться своими делами. Но потратьте всего час для того, чтобы поиграть с малышом: вместе полистайте книжку, порисуйте, слепите фигурки из пластилина. Маленькому ребенку важно, чтобы родители были рядом, предлагали занятия, хвалили, поощряли.
Виды воображения
Специалисты выделяют несколько видов воображения.
Творческое
Сознание человека позволяет сочинять невероятные образы, без опоры на знания и опыт. Такое воображение при его дальнейшем развитии может стать основой даже для будущей профессии человека, связанной с сочинительством.
Воссоздающее
Этот вид воображения основан на уже имеющихся знаниях, из памяти появляются и получают развития образы, с которыми ребенок познакомился на занятиях, в общении с близкими и друзьями.
Буйная фантазия
Неуправляемое воображение, где реальность и фантазия замещают друг друга. Ребенок постоянно продумывает нечто и заявляет, что все это происходило на самом деле.
Шанс стать уникальным
На самом деле, с рождения каждый малыш изначально одарен способностью фантазировать, творить, воображать. Но со временем «добрые» папы и мамы решают, что их ребенку все это не нужно. Потому они начинают усиленно развивать в них логику, аналитику, обучать «полезному и нужному для нашей суровой жизни».
Но это в корне не правильно. Несомненно, человек имеющий множество полезных знаний и навыков в жизни, какой бы суровой она не была, не пропадет. Но и хорошо жить не будет.
Следовательно, развивая воображение своего малыша, подпитывая его фантазию, мы даем ему удивительный шанс стать уникальным человеком.
Методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста
Поскольку здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны помочь это воображение развивать правильно.
Есть несколько действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности.
Это:
- Занятия прикладной деятельностью,
- Занятия литературой,
- Дидактические игры,
- Развитие кругозора,
- Развитие тактильных способностей,
- Занятия искусством, музыкой, танцами.
Прикладная деятельность – один из методов не только разбудить фантазию ребенка, но и направить в нужное русло. Так, занятия рисованием или лепкой помогут научить малыша придумывать и воплощать идею. Конструирование даст возможность создавать нечто фантазийное, но этот предмет уже можно потрогать, он может стать объектом игр. Пусть ребенок придумывает вещи, которых нет в реальном мире, но ведь так гораздо интереснее. Выдуманная вещь может обладать признаками, которые ей даст сам автор.
Хороший вариант развивать воображение – сказки, которые сочиняет сам ребенок. Взрослому только нужно помочь, дать старт фантазии. Пусть это будет простая история, самое ее начало. А уже потом ребенок должен додумать, а что же случиться с персонажами дальше, какие приключения их ждут. А если ребенок придумывает сказку и при этом рисует, наглядно показывая сюжет, еще лучше.
Большое значение в развитии фантазии играют дидактические игры. Опытный педагог может заинтересовать малыша, предложив ему учиться и играть одновременно.
Так, можно воспользоваться следующими приемами.
Чем отличается фантазия от воображения?
Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.
Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.
А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими. Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат. Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку. Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.
Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.
Фантазия | Воображение |
Ситуация, далекая от реальности | Ситуация, основанная на реальности, которая может развиваться |
Так и остается вымыслом | Может воплотиться в жизнь |
Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.
Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?
- он легче решает нестандартные задачи и учится находить оптимальный выход в непредсказуемых ситуациях;
- он адаптируется к жизни и понимает свое место в ней;
- он учится мыслить, принимать решения и видеть их последствия.
Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.
Развитие воображения средствами нетрадиционного рисования
Нетрадиционные методы рисования – это необычно, интересно и полезно. Ребенок учится видеть чудесное в самых обычных вещах. Так, он узнает, что, оказывается, можно рисовать, к примеру, ладонями, расческой и губкой, а не кисточкой, бисквитным кремом, а не только красками. Это будит воображение, у ребенка возникает желание пробовать новое и неизвестное.
Вот самые простые способы нетрадиционного рисования:
- Рисование со свечкой.
- Рисование брызгами через соломинку.
- Рисование штампиками из бутылочной пробки, губки, жеваной бумаги.
- Рисование пальчиками.
- Изонить: нить опускается в краску, прижимается к бумаге, а появившийся отпечаток можно дополнить до настоящего рисунка.
- Рисование расческой.
- Рисование ватной палочкой.
- Рисовать таким образом понравится детям с любым развитием. Более того, некоторые методы помогают в профилактике отдельных заболеваний, а также в коррекции речи, дыхания, зрения.
Развитие воображения средствами конструирования
В продаже много конструкторов, которыми охотно играют и дети, и взрослые. Конечно, сложных конструкторских задач ребенку ставить не надо. Зато конструкторы с предложенными схемами сборки могут стать началом интересного увлечения для ребенка. А если к конструированию приобщиться взрослый, то само конструирование может превратиться в игру.
Конструирование помогает:
- развить пространственное воображение,
- получить знания о форме, размере, первые зачатки знаний о геометрии,
- разработать мелкую моторику, что полезно для развития мышления,
- воспитать самостоятельность, усидчивость,
- развить фантазию.
Для дошкольников будет полезно играть с кубиками, которые позволят получить первое представление о форме, цвете, размере; мозаикой, которая учить обращать внимания на мелочи; блочными конструкторами, создающими объемные предметы для игр; лего, с помощью которого дети знакомятся с навыками 3 Д моделирования.
Способность принимать нестандартные решения
В конце концов, не важно, какую профессию он выберет, и в какие жизненные ситуации будет попадать. Развитое воображение позволит принимать нестандартные решения. А также выделять нюансы, незамеченные другими, смотреть на любую проблему как бы в 3-D формате.
Таким образом, уважаемые родители малыша-дошкольника, именно сейчас у вас есть выбор: сделать все по правилам.
- Научить читать, писать, отстаивать свое, давать сдачи, стать самостоятельным и т. д.
- Пойти другим путем и воспитать неординарно мыслящего, уверенного, и думающего человека.
Итак, помните, что «без воображения, нет соображения» (народная мудрость).
Нарушения воображения и их причины
Дети могут страдать недостатком воображения или, напротив, воображение становится неуправляемым.
Дефицит воображения, как правило, испытывают дети с нарушением речи, ведь речь и мышление, воображение связаны между собой. При речевой патологии ребенок мыслит примитивно, он не способен создать новый образ, не может придумывать, сочинять, а также выполнять задания взрослого, где нужно применить фантазию. Эти дети обычно с трудом запоминают термины, усваивают полученные знания, не понимают символов.
Также дефицит воображения может быть у детей, которые имеют низкую самооценку. Они боятся что-то сделать не так, абсолютно лишены самостоятельности, что подавляет воображение.
В данном случае педагогам нужно шаг за шагом творческую преодолевать заторможенность ребенка, предлагая развивать способности через игру, основой которой будет знакомая ребенку ситуация. Хорошим выходом из положения будет театр. Также нужно сделать акцент на познавательной деятельности, чтобы расширить кругозор ребенка. Большую роль сыграет упор на эмоциях. Что впечатлило – то оставит след в душе, появится желание узнавать об этом больше.
Бурная фантазия, которая может проявляться в агрессии, лжи, страхах, подмене реального мира фантазийным, также может помешать в нормальном продуктивном развитии воображения.
Причинами этого неадекватного воображения могут стать внутренние страхи ребенка, проблемы, которые у него есть с родными и сверстниками, не способность ладить с окружающим миром, а также другие психологические проблемы.
В этом случае желательно обратиться к психологам, которые помогут составить индивидуальную программу для устранения патологии.
Что влияет на развитие воображения у ребенка
Чтобы развитие воображения ребенка проходило правильно, нужно создать комфортную атмосферу, в которой малыш научится фантазировать с удовольствием и пользой, но не пересечет опасную черту между реальностью и иллюзорным миром.
- Развивать речь, поскольку мыслительные процессы связаны с речевыми функциями.
- Обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка. Чем активнее ребенок работает руками, тем лучше он говорит и соображает.
- Исключить одиночество, что, в свою очередь, исключит необходимость ребенку создавать выдуманных друзей.
- Важно повышать самооценку ребенку, не сравнивая его с другими сверстниками, а сравнивая только с ним самим, опираясь на его достижения и поступки.
- Доверительные отношения с родителями играют большую роль. Если ребенок не боится наказания, то ему не придется лгать. Но зато можно поощрять творческое сочинительство – сказок, рассказов, рисунков, поделок.
- В жизни ребенка должно быть много творчества. Эти занятия стимулируют воображение.
Исходя из вышеописаного, можно сделать выводы:
- Развитие воображения – неотъемлемый процесс в развитии индивидуальной личности. Ответственность за становление воображения ребенка лежит на плечах родителей, которые закладывают фундаментальные знания о представлениях (действия ребенка, а вскоре речь).
- Воображение тесно соприкасается с познавательными процессами (внимание, восприятие, мышление).
- Воображение активизирует творческую сторону личности.
- Воображение ребенка основывается на непосредственной жизнедеятельности ребенка.
- Интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от воображения.