Формирование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования
Современный стандарт педагога ДОУ
Требования из образовательных стандартов к педагогу ДОУ включают знание специфики дошкольного обучения, готовность планировать и корректировать задачи, участие в создании психологически комфортной среды, владение ЭКТ-технологиями и другие составляющие. В целом, профессиональные компетенции воспитателя подразумевают активную психологическую, коммуникативную и исследовательскую деятельность.
Популярный учебный курс «Тропинки» направлен на то, чтобы подготовить ребенка к школе через творчество. Но для такой формы работы воспитателю нужно и самому уметь решать с помощью творчества свои профессиональные задачи. В последние годы много говорится о раскрытии потенциала ребенка — однако важно задумываться и о внутренних ресурсах педагога, его профессиональном и личностном развитии.
Салютогенные факторы, положительно влияющие на формирование педагогических компетенций:
- Высокий уровень интеллекта и креативности.
- Коммуникабельность, готовность к сотрудничеству.
- Формирование особых интересов и хобби.
- Позитивная уверенность в собственных силах.
- Повышенный локус контроля.
В основе педагогической акмеологии — науке о непрерывном профессиональном совершенствовании педагога — лежит принцип взаимообучения. Улучшить профессиональные навыки можно в форме тьюторского сопровождения.
Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. 5-7 лет.
Обучение по трем пособиям комплекта («Играем со звуками и словами» — тетради № 1, 2, «Играем и читаем вместе») формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма. Задача пособия «Играем и читаем вместе»- заложить основы навыков чтения и письма. В пособии дети знакомятся с буквами, обозначающими согласные звуки ж, ш, щ, х, ц, ч, буквами мягкий знак, твердый знак. Разное приложение содержит карточки с буквами ко всем согласным звукам.
Купить
Тьюторство
Тьютор — это педагог, который обеспечивает разработку индивидуальных программ и сопровождает процесс их реализации. Тьюторство полезно не только в работе с учениками, но и внутри педагогического коллектива.
Модель тьюторского действия в ДОУ
1. Этап кристаллизации
Действие:
Создание среды выбора «Избыточная среда».
Механизм:
Аукцион, ярмарка идей.
Результат:
Формирование заказа, формирование индивидуальных и модульных групп по основному дефицитарному направлению.
2. Проектировочный этап.
Действие:
Навигация.
Механизм:
Тьюторат (коуч-встреча).
Результат:
Корректировка заказа, формирование ожиданий от событийности, разработка стратегии взаимодействия (адресной поддержки).
3. Реализационный этап.
Действие:
Реализация индивидуального плана.
Модули поддержки:
Практикумы, лаборатории, коуч-сессии.
Результат:
Проработка кейсов, технологических карт и дидактических материалов, освоение педагогических технологий, развитие профессионального мышления.
4. Аналитический этап.
Действие:
Тьюторские пробы «Среда выбора».
Механизмы:
День открытых дверей, ярмарка идей.
Результат:
Написание эссе, составление кейсов.
Так во взаимопомощи «педагог педагогу» повышается уровень владения социальными методами и приемами дефицитарного направления.
Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем. Пособие для детей 6-8 лет
Предлагаемое пособие поможет ребёнку научиться: • определять смысловую (логическую) последовательность сюжета; • строить связные высказывания с опорой на картинки; • использовать богатое воображение; • взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми 6–8 лет как в дошкольной образовательной организации, так и в семье.
Купить
Коучинг
Коучинг — это технологии, направленные на раскрытие потенциала личности. Компетенции педагога и коуч-специалиста во многом совпадают. Современный воспитатель выступает не просто в качестве консультанта, а в роли профессионального вдохновителя, дающего советы по поиску и решению образовательных задач. Методики коучинга также подсказывают пути развития профессиональной компетентности педагога.
Рассмотрим технологию «Колесо баланса»
, успешно внедренную в работу с начинающими воспитателями:
- На первой коуч-встрече с молодым специалистом рисуем круг, разделенный на равные доли. Каждая из них означает возможные проблемные области: перспективы роста, взаимодействие в коллективе, планирование, владение педагогическими приемами, самоанализ, должностные обязанности, возраст и особенности детей. Воспитатель ранжирует разными цветами в «колесе» каждую проблему от 1 до 10. Это позволяет наглядно увидеть, что вызывает в его работе основные сложности.
- Составляем первые 3 шага для усиления самого слабого сектора. Закрепляем тьютора.
- Тьютор ставит перед молодым педагогом 3 простые четкие задачи с ограниченным сроком выполнения.
- На следующей встрече с тьютором воспитатель сдает выполненные задания и рисует новое «Колесо баланса», чтобы отметить свой прогресс.
Результаты:
- Понимание ситуации.
- Понимание, что могло быть лучше.
- Понимание, как сделать лучше.
- Так, с помощью технологий, позаимствованных в том числе из бизнеса и маркетинга, можно повысить профессионализм, развить компетенции воспитателей.
Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС до
Алла Французова
Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС до
Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, т. е. введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка – дошкольника. Поэтому в современном обществе предъявляются серьезные требования к воспитателю, к уровню его профессиональной компетентности.
Для определения содержания профессиональной компетентности воспитателя ДОУ, проведем анализ понятий, выделенных исследователями. Профессиональная компетентность – это:
круг вопросов, в которых кто – нибудь хорошо осведомлен, полностью отвечающий требованиям данного производства, данной области деятельности (С. И. Ожегов)
;
способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетенции задачи (Д. С. Савельев)
;
сумма знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом и необходимых для его успешной деятельности (А. П. Акимов)
;
интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально – нравственную позицию личности (А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков)
;
формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования (Б. С. Гершунский)
.
Таким образом, можно констатировать, что профессиональная компетентность – это сумма полученных знаний, накопленного опыта и сформированных навыков, позволяющих человеку (педагогу)
быстро решать поставленные задачи в
профессиональной области.
Для уточнения содержания профессиональной компетентности воспитателя проанализируем документ «Профессиональный стандарт педагога»
, в котором перечислены
профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на в дошкольном образовательном учреждении.Согласно этому проекту современный педагог дошкольного образования должен:
знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве, особенности становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте;
уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами)
по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.)
в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с
особыми образовательными потребностями;
участвовать в создании психологически безопасной, современной и комфортной образовательной, развивающей среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации;
владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Перечисленные знания и умения педагога позволяют сделать вывод, что профессиональная компетентность воспитателя это — способность эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, основанная на научном образовании и эмоционально – ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.
Мы можем предположить, что повышению профессиональной компетентности воспитателя в условиях ФГОС ДО может способствовать методическая работа, в которую погружается каждый педагог. Одной из форм такой работы является педагогический совет, на котором обсуждаются вопросы образовательной работы с детьми, внедрение в работу коллектива новых современных технологий, достижений в науке и педагогической практике. Одна из эффективных форм общения педагогов конференция – позволяет поставить всех воспитателей в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Самой эффективной формой методической работы остаются семинары, семинары – практикумы и мастер –классы на которых совершенствуются умения педагогов, происходит обмен накопленным педагогическим опытом.
Погружение педагогов в методическую работу, постоянный поиск эффективных и современных технологий, поможет обеспечить повышение профессиональной компетентности воспитателя, так как закрепляет самостоятельно полученные в практической или аналитической работе знания, сформирует необходимые для профессиональной деятельности знания и умения.
Факторы, влияющие на становление профессиональной компетентности воспитателя
Становление профессиональной компетенции воспитателя, во многом, определяется его внутренними ресурсами т.е. уровнем личностного развития, интеллектуальной развитостью, нравственной ориентацией деятельности, творческим подходом к делу.
Среди факторов внутреннего развития педагога ДОУ, положительно воздействующих на развитие его профессиональной компетентности, можно выделить следующие:
- Высокий уровень интеллектуального развития.
- Развитое креативное мышление. Оно предполагает творческое видение реализации своей профессиональной деятельности, выполнения своих профессиональных функций.
- Коммуникативное развитие, характеризующееся стремлением к сотрудничеству, положительному взаимодействию в рабочей среде, готовностью идти на контакт со всеми субъектами воспитательного процесса и умение принятия решений компромиссного характера.
- Наличие особых интересов и потребностей. Здесь имеется в виду хобби педагога, проявление интереса к разным сферам и направлениям деятельности.
- Позитивное отношение к своей профессиональной деятельности.
- Уверенность в себе и собственных силах.
- Высокий уровень развития контрольной деятельность, контрольных функций.
Положительное воздействие на профессиональное развитие педагога оказывает и его потребность в саморазвитии. Педагогу необходимо непрерывно самообучаться и совершенствовать свои знания и навыки, осваивать новые способы деятельности, новые направления реализации воспитательного процесса, знакомиться с передовым педагогическим опытом и применять его на практике.