Методики дошкольного образования. ТОП-5 альтернатив классическому подходу

Для дошкольного развития и воспитания ребенка сегодня есть огромное количество различных методик и систем развития, в том числе и нестандартных. С каждым годом — всё больше. Неудивительно, что это вызывает неоднозначную реакцию в среде профессионалов: есть ФГОС, есть программы, какие еще “буквограммы” и “духовный подход к развитию свободной личности ребенка”? Однозначно есть предмет для спора. Наш эксперт Марина Болотова — научный руководитель дошкольных образовательных организаций — в силу работы внимательно изучила множество популярных и оригинальных современных методик. Это статья — ответы специалиста по поводу ТОП-5 альтернатив классическому подходу. Чтобы за эмоциями не пропустить важное.

Все методики, о которых мы говорим в этой статье, ориентированы на средовой подход: ребенок находится в специально организованной среде как максимально удовлетворяющей потребности ребенка.

Монтессори-педагогика

Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Изначально она задумывала подход для работы с «особыми» детьми, но затем перенесла его на всех остальных. Главная идея подхода — в каждом ребенке присутствует мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды и не мешать ребенку.

По каким принципам работает?

  • Создается специальная среда, поделенная на пять зон. Практическая для формирования бытовых навыков, сенсорная с игрушками разных форм, размеров, цветов, математическая для развития навыков счета и знакомства с геометрическими фигурами и символами, языковая зона для изучения букв и слогов, космическая зона для знакомства с окружающим миром и загадками природы.
  • Занятия проходят в разновозрастной группе. Старшие дети взаимодействуют с младшими: они транслируют умения младшим и не только учат их, но и еще лучше развивают свои умения.
  • Педагоги ничего не навязывают и не запрещают ребенку — он сам делает выбор играть в куклы, рисовать или прыгать-бегать. Педагог только презентует материал, максимально раскрывает его.

Каких целей достигает ребенок?

  • Учится самостоятельности. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и своих силах.
  • Учится уважать других. Дети работают и играют тихо, чтобы уважать время и пространство других. Выпустить пар можно в особой «двигательной» зоне. Также дети убирают за собой игрушки и соблюдают принцип «кто взял первым, тот и играет».
  • Учится математике, узнает природу и культуру. Этому помогает работа в разных зонах.
  • Педагог должен уважать детей и их выбор: давать им возможность играть и выбирать темп занятий.
  • Педагог должен уметь создавать среду. Многие игрушки делаются своими руками из природных материалов.
  • Педагог должен уметь увлекать детей. Именно он презентует материалы для игры и занятий, он служит образцом в групповых творческих занятиях.

Умственное воспитание

Если родители не уделяют достаточного внимания этому аспекту, то ребенку будет намного сложнее влиться в учебный процесс в школе. Поэтому крайне важно, чтобы малыш с самого раннего возраста был любознательным и умел размышлять. При этом уделяется внимание развитию памяти, речи и внимания.

Согласно методике обучения в области дошкольного образования, к шести годам ребенок должен уметь рисовать. Это означает, что нужно научить чадо хотя бы повторять те или иные узоры. Если у него есть склонности к творчеству, то не стоит его ограничивать. Дети, которые рисуют, а не срисовывают обладают большим потенциалом, который рекомендуется развивать больше.

Также до похода в школу ребенок должен научиться разукрашивать картинки и уметь хотя бы частично повторять контуры. Это важно, так как в первые годы в школе он будет заниматься именно правописанием.

Кроме этого, родителям рекомендуется научить чадо учить небольшие стишки. Хорошо, если он будет знать, что такое пересказ. Поэтому можно читать ребенку короткие рассказы и потом просить описать, что он запомнил.

К шести годам дети уже часто считают хотя бы до 10. Они знают, где они живут, могут назвать фамилию и имя мамы и папы, разбираются во временах года. Стоит научить малыша месяцам. Некоторые родители еще до похода в школу объясняют, как правильно определять время на часах.

Нетрудно заметить, что от мамы и папы требуется многое. Родители должны научить ребенка азам, чтобы в первом классе не вся информация была для него открытием нового мира. Чтобы добиться наилучших результатов рекомендуется изучить основы методики дошкольного образования.

Как правило, умственное развитие подразумевает использование различных игр развивающего характера. Стоит как можно больше читать чаду книги, а не позволять ему все свободное время проводить перед компьютером или с мобильным телефоном в руках.

Реджио-педагогика

Итальянская технология, в основе которой идеи Выготского и Марии Монтессори. Автор технологии — Лорис Малагуцци. Малагуцци считал, что ребенок обладает как минимум 100 языками, но 99 из них украли. Многое в жизни ребенка происходит по указке взрослых, даже праздники. Основной постулат — среда должна отвечать потребностям и возможностям ребенка.

По каким принципам работает?

  • Отдельная программа подразумевает пространство для ребенка. Он может даже уединиться и заниматься только тем, чем хочет.
  • Родитель полностью погружен в работу детского сада. Он иногда ходит с ребенком в детский сад, помогает, становится партнером.
  • Отсутствует оценка и контроль — нет итоговых тестирований. Реджио-педагог использует наблюдение, фиксирует результаты работы ребенка, но не дает оценки.

Каких целей достигает ребенок?

  • Учится партнерству. Детей учат работать в группах, чтобы они учились договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они «не одни».
  • Изучает культуру. Занятия не ограничиваются средой детского сада: детей водят на экскурсии, помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.
  • Учится свободному выбору. Ребенок сам выбирает темп занятий, материалы, с которыми будет играть.

Каким должен быть педагог?

Педагог должен соблюдать шесть правил:

  1. Уважать ребенка и смотреть ему в глаза.
  2. Объяснить правила и задать вопрос. Только так, а не наоборот.
  3. Не «неправильно», а «по-другому».
  4. Предлагать выбор и не торопить.
  5. Учиться в любой ситуации.
  6. Фантазировать важнее, чем читать.

Программы и методики дошкольного образования

Общеобразовательный процесс в первую очередь означает определенные воспитательные действия, которые совмещаются с обучением и подготовкой к школе. Таким образом, это целый комплекс мероприятий. Некоторые родители отдают детей на занятия в учреждения дошкольного образования, где педагоги готовят их к последующему обучению.

Таким образом, воспитательная методика дошкольного образования является основополагающей. Она состоит из четырех этапов. В первую очередь важно уделить внимание формированию личности ребенка. Он должен научиться строить свои суждения и оценивать ситуацию. Вторым этапом является организация действий чада. Это означает, что ребенок должен уметь взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Еще до первого похода в школу у ребенка уже должен быть определенный опыт общения.

Кроме этого, важно сформировать у чада правильную самооценку и мотивацию. Для этого используются разные методики дошкольного образования и воспитания. Их можно успешно применять и в домашних условиях.

Игры Воскобовича

Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.

По каким принципам работает?

  • В основу заложены три принципа: интерес, познание и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности.
  • Игры разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Каждая может использоваться ребятами от 2 до 7 лет, для ребят младше задания проще.
  • Для игр разработана развивающая среда «Фиолетовый лес» с несколькими зонами, в которых ребенок реализует определенные потребности.

Каких целей достигает ребенок?

Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.

Каким должен быть педагог?

  • Педагог должен разбираться в материале: знать игры, уметь строить сюжет.
  • Педагог должен вовлекать ребят в игру, некоторое время нужно тратить на знакомство с её правилами.
  • Педагог не оценивает выполнение заданий. Для каждого возраста есть свой уровень, если не справляешься, можешь перейти на более легкий.

Убеждение

С развитием методики дошкольного образования специалисты все больше применяют именно такие методы взаимодействия с детьми. В этом случае речь идет о том, что родители разговаривают с малышом, как со взрослым человеком, объясняя ему правильные поступки и недопустимые.

При этом важно учитывать индивидуальные особенности поведения чада. Разговор должен вестись таким образом, чтобы беседа была максимально логичной для ребенка. Не нужно ударяться в сложную демагогию и перескакивать с одной темы на другую. Чадо должно сфокусироваться и понять, что от него требуется.

Это один из так называемых блоков методики обучения дошкольного образования. В первую очередь из ребенка нужно сформировать личность, которая будет готова к образовательной деятельности. Немалое значение должно также уделяться и умственной подготовке и развития моторики. Стоит рассмотреть эти особенности подробнее.

Технология Дьюи

Джон Дьюи разработал практико ориентированный подход. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и трудовой деятельностями, что дает ему необходимый жизненный опыт.

По каким принципам работает?

  • Все, что происходит с ребенком, должно быть практико ориентировано. Не надо перегружать мозг лишними знаниями, нужно научить работать своими руками, применять приобретенные знания и умения в других ситуациях.
  • Обучение должно быть направлено на приобретение опыта, который может только накапливаться самим ребенком. Мышление — это только инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в итоге хочет научиться нужным навыкам и испытать их.
  • Кроме трудовых навыков важны география и история. География помогает узнать окружающий мир, история — мир и культуру людей.

Каких целей достигает ребенок?

  • Получает жизненный опыт. Ребенок учится решать проблемы и нарабатывает умения.
  • Разбирается в географии и истории. Это помогает познавать окружающий мир и людей с их отношениями.
  • Учится предприимчивости. Этому способствуют проекты, которые запускает с ребятами педагог.

Каким должен быть педагог?

  • Должен обладать сильными инструментальными навыками, например, работать руками. Без этого он не научит нужным навыкам детей.
  • Не сравнивает детей с другом — в технологии запрещены соревнования. Ребенка сравнивают только с самим собой.
  • Учит детей проектной деятельности. Именно проекты помогают детям получать опыт и осваивать навыки, а также сотрудничать с другими и развивать собственную предприимчивость.

Поощрение

Подобная методика обучения, дошкольного образования и воспитания позволяет скорректировать манеру поведения чада. Малыш, который готовится пойти в школу, должен учиться отличать плохие поступки от хороших и правильно расставлять акценты. Он не должен вести себя неподобающе в обществе. Важно выработать у него уважение к родителям.

Благодаря поощрению укрепляется позитивное мышление чада. Если он испытывает положительные чувства, делая что-то хорошее, то это поможет ему стать хорошим человеком. Стоит учитывать, что до шестилетнего возраста дети очень нуждаются в похвале, поэтому этот метод является очень действенным. Однако важно не развить в чаде слишком потребительского отношения.

Поэтому использовать эту методику дошкольного образования нужно очень осторожно. Например, нельзя говорить: «Если ты почистишь сегодня зубы, я дам тебе новую игрушку». Лучше дождаться того момента, когда малыш выполнит требуемое действие и дать ему небольшой презент, как будто просто так. Его мозг автоматически сопоставить приятные эмоции с тем, что он почистил зубы.

Метод доктора Сузуки

Скрипач и педагог Шиничи Сузуки считал, что все дети от природы талантливы, поэтому нельзя оставлять это без внимания. Если дети будут окружены приятной музыкой и классическими произведениями, то это поможет стать им прекрасными, добрыми и открытыми людьми.

Как воспитывать детей по данной методике

Ш. Сузуки считал, что если разговаривать ребенок начинает от того, что полностью погружается в родную речь, то по такому же принципу можно окружить его музыкой и раскрыть творческий потенциал.

Основные положения методики:

  • музыку малыш должен слушать с самого рождения, а с двух лет можно учить его игре на музыкальных инструментах;
  • отдавать его в музыкальную школу можно тогда, когда он начинает проявлять реальную тягу к искусству;
  • работа должна происходить в группах по 3-4 человека, чтобы у каждого была мотивация тянуться за остальными;
  • репертуар тщательно подбирается под каждый музыкальный инструмент, чтобы навыки развивались постепенно.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • методика основана на внутренней мотивации, поэтому вероятность, что обучение музыке надоест, минимальна;
  • может быть опробована на любом ребенке, ведь талант есть у каждого;
  • можно использовать как дополнение к другим подходам к воспитанию;
  • у малыша развивается чувство прекрасного.

Недостатки:

  • многие направления развития затрагиваются лишь поверхностно;
  • занятия не гарантируют, что воспитанник станет виртуозным музыкантом и добьется больших успехов.

Вальдорфская школа

Это система воспитания, придуманная немецким педагогом Рудольфом Штайнером. Он считал, что дети должны открыть и получить методы саморазвития и самопознания через собственное мышление.

Весь метод направлен прежде всего на духовное развитие. От педагогов требуется раскрыть потенциал ребенка и его таланты так, чтобы дать ему веру в собственные силы.

Как воспитывать ребенка

Все развитие происходит в удобном для малыша темпе: обучение начинается с 7 лет, но основные предметы вводятся лишь через 2-3 года.

Главным считается не заучивание материала, а подражание взрослым через сюжетно-ролевую игру. Поэтому основными занятиями вальдорфских школ считаются танцы, пение, театрализованные представления, рисование и работа с различными природными материалами.

Развитие делится на 3 этапа, которые имеют разные цели:

  • ранее образование – преимущественно практические занятия и игры;
  • начальное образование – социализация и художественное развитие;
  • среднее образование – развитие критического мышления и сочувствия к окружающим.

Одной из особенностей методики Рудольфа Штайнера считаются эвритмические танцы – это 20-минутные перерывы на двигательную активность (хлопки, притопывания, танцы, чтение стихов и пение). Часто они могут быть связаны с темами, которые дети изучают на данный момент.

При этом материал подается не в привычном порядке, а эпохами. Если изучается эпоха родной литературы, то она находит отражение во всех предметах. Даже история преподается не в хронологическом порядке, а темами, которые связаны с основными понятиями текущей эпохи.

Учитель не ставит ученикам оценки, не оставляет неуспевающих на второй год. Но в конце каждого учебного года пишет подробный отчет по каждому из учеников, который выдается родителям.

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ Вальдорфской школы выделяют:

  • комфортные условия и темп обучения, подходящий для каждого ученика;
  • всестороннее развитие личности;
  • творческое развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка;
  • атмосфера доброжелательности помогает объединять людей и учиться взаимодействовать с ними.

Есть и недостатки:

  • система обучения построена на принципах антропософии (идея триединства человека – Дух, Душа и Тело), которые поддерживают не все родители;
  • особенности Вальдорфской школы могут влиять на то, что ученику будет непросто социализироваться и отстаивать свою точку зрения;
  • дети с высоким интеллектуальным развитием могут потерять интерес к учебе из-за недостатка новой информации;
  • ученики всегда заняты какой-либо деятельностью и не имеют свободного времени, поэтому они сильно устают;
  • методика подразумевает, что родители должны проводить много времени со своим ребенком как в школе, так и за ее пределами.

Физическое воспитание

Не стоит забывать, что в школе ребенок будет заниматься не только умственной деятельностью. Нужно понимать, что первые 6-7 лет жизни чадо отличается повышенной активностью и подвижностью. В этот период очень важно направить его в правильное русло. Как правило, эта ответственность ложится именно на родителей. Либо можно отдать чадо в спортивную секцию для самых маленьких, где эту миссию возьмет на себя специалист.

Если говорить о самостоятельной работе с ребенком, то в этом случае стоит обратить внимание на несколько важных этапов. В первую очередь чадо должно понимать, что собой представляет оздоровление. Специалисты рекомендуют практиковать процедуры закаливания, профилактику плоскостопия и т. д.

К 6 годам стоит научить чадо плавать, бегать, прыгать и простейшим играм на спортивной площадке. Это поможет сформировать у него выносливость, ловкость и быстроту реакции. Так как дети в этом возрасте и сами по себе довольно активны, привлечь их к такой деятельности не составит труда. Например, родители могут начать заниматься вместе с чадом спортом или оздоровительными процедурами на свежем воздухе. Это также поможет укрепить внутрисемейную связь.

Нелишним будет купить спортивное снаряжение. Если в комнате у ребенка будет турник, скакалка и мяч, то он сможет заниматься и самостоятельно, без участия взрослых. Однако площадь детской комнаты не всегда позволяет разместить там все необходимое. В этом случае можно записать чадо в спортивную секцию.

Физическое воспитание помогает дисциплинировать ребенка. Он привыкает к распорядку дня, начинает понимать, что такое здоровый образ жизни. При этом вырабатываются волевые качества. Чадо начинает понимать, что далеко не все достается так легко. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо приложить немалые усилия. Все это положительно складывается также и на формировании личности будущего школьника.

Также стоит учитывать, что сегодня могут встретиться устаревшие методики дошкольного образования. Переподготовка специалистов стала очень актуальной, так как то, что работало 50 лет назад, не так действенно в век компьютерных технологий. Поэтому стоит рассмотреть несколько методик, которые успешно применяются сегодня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]