Коллекция игр и упражнений по лексической теме «Деревья осенью» Старший возраст. — презентация
Коллекция игр и упражнений по лексической теме «Деревья осенью» Старший возраст
Автор презентации: Ломоносова Марина Анатольевна Учитель-дефектолог 2011 год
Содержание: На прогулке Давай подумаем Для всей семьи Литературная гостиная Интерактивный музей
На прогулке Игры, наблюдения, представленные в этом разделе, вы можете проводить на улице, во время прогулки. Они направлены на обогащение и уточнение знаний и представлений детей о деревьях осенью, активизацию словаря, развитию наблюдательности, внимания, коррекцию мелкой моторики.
ГУЛЯЕМ ПО ОСЕННЕМУ ПАРКУ Гуляя по осеннему парку, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Остановитесь. Послушайте звуки осеннего парка. Какие звуки вы услышите? А ребенок? Походите по опавшей листве, послушайте, как шуршат листья. Создайте на прогулке свой ЛИСТОПАД. Объясните ребенку значение этого слова
ПОГОВОРИМ О ДЕРЕВЬЯХ ЦЕЛЬ: Активизировать знания по теме «деревья». ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: найдите по одному листу клена, дуба, рябины, иголку ели, сосны. ХОД БЕСЕДЫ: Расскажите (и покажите) ребенку о различных частях любого дерева (корни, ствол, ветви, листья). Поговорите о том, для чего предназначена каждая из них. Уточните, названия каких деревьев он знает. Покажите ребенку несколько разных листьев и спросите, с какого они дерева. Спросите, какие изменения происходят с деревьями осенью.
ИЗУЧАЕМ СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ ЦЕЛЬ: Активизировать знания по теме «деревья». ХОД БЕСЕДЫ: Обратите внимание ребенка на стволы различных деревьев. Спросите у ребенка, какой ствол у дерева, какими словами его можно описать? Стволы бывают ТОЛСТЫМИ (попробуйте вместе обхватить его руками), ТОНКИМИ. ГЛАДКИМИ И ШЕРШАВЫМИ – предложите ребенку потрогать их руками.
ИЗУЧАЕМ СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ продолжение Взяв увеличительные стекла, подробно рассмотрите кору дерева. Предложите ребенку рассказать, что он видит. Если посмотреть на поперечный срез ствола или ветки дерева, то можно без особого труда разглядеть так называемые годичные кольца. Расскажите ребенку, что Вы знаете о них.
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ ЦЕЛЬ: Упражнять ребенка в подборе слов –действий (глаголов) ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку подобрать слова-действия. Деревья …..(качаются, стоят, шумят, растут). Листья …(осыпаются, покрывают землю, желтеют, сохнут, увядают, шелестят).
КАТАЕМ ШИШКИ ПРИМЕЧАНИЕ: В эту игру можно играть на улице и дома. ЦЕЛЬ: Самомассаж ладоней для активизации речевых зон в коре головного мозга. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Постарайтесь найти сосновую и еловую шишки. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку покатать сначала еловую шишку. Теперь предложите сосновую. Спросите у ребенка, какая шишка больше колется.
РАСКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗМЕРУ ПРИМЕЧАНИЕ: В эту игру можно играть как на улице, так и дома за столом. ЦЕЛЬ: продолжать закреплять навык составления ряда предметов с учетом их величины ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Необходимо собрать несколько желудей, каштанов, листьев разных размеров. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку выложить сначала желуди от самого большого к самому маленькому, а потом – наоборот. Предложите проделать тоже самое с каштанами. Можно предложить так же выложить листья. Предложите посчитать все предметы.
ДУЕМ НА ЛИСТОК ЦЕЛЬ: Закрепление навыка целенаправленного плавного выдоха. ХОД ИГРЫ: Положите на ладонь ребенка листок. Попросите его подуть на листок так, что бы он слетел с руки. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не надувал щеки.
ОСЕННИЙ БУКЕТ Соберите листья и поместите их под пресс. Когда они высохнут, их можно будет вклеить в дневник – календарь и закрепить прозрачной клейкой лентой или просто составить осенний букет. Это будет замечательная память о вашей осенней прогулке.
Давай подумаем Игры, представленные в этом разделе, не требуют дополнительной подготовки для проведения.
КАКОГО ЦВЕТА? ЦЕЛЬ: Закрепление представлений о цвете в природе, развитие зрительного восприятия, цветоразличения. ИНСТРУКЦИЯ: Назови цвет листьев.
ПОСМОТРИ И УГАДАЙ ЦЕЛЬ: Развитие и активизация зрительного внимания, целостного восприятия объекта, зрительной памяти ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри контуры. Угадай, что нарисовал художник.
ИЩЕМ ТЕНЬ ЦЕЛЬ: Развитие концентрации зрительного внимания ИНСТРУКЦИЯ: Найди тень к каждому дереву.
ИЩЕМ ТЕНЬ продолжение ЦЕЛЬ: Развитие концентрации зрительного внимания ИНСТРУКЦИЯ: Найди тень к каждому листочку.
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ ЦЕЛЬ: Развитие мыслительных операций анализа, синтез, обобщения ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно рассмотри картинки. Назови (покажи) лишнюю картинку. Объясни свой выбор
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ**
ПАРОЧКА ЦЕЛЬ: Развитие мыслительных операций сравнения, анализа, зрительного внимания. ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри картинку. С каких деревьев листья нарисованы? Найди и назови два одинаковых листа.
ПЛОДЫ ЦЕЛЬ: Активизация словаря по теме «Деревья», ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри картинки, назови плоды деревьев. С какого дерева каждый из этих плодов?
СКАЖИ КАКИЕ ? ЦЕЛЬ: Упражнять в подборе прилагательных. ХОД ИГРЫ: Спросите у ребенка, с какого дерева каждый из этих листьев. Образец беседы: -С какого дерева лист? -Это лист с дерева дуб. -Значит он какой? -Дубовый.
Для всей семьи Помещенные здесь задания потребуют небольшой предварительной подготовки, к которой можно подключить к которой можно подключить всех членов семьи.
ВЕСЕЛЫЕ ПРИЩЕПКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Изготовьте из плотного картона основу для будущей работы. Проявите фантазию: желтый круг – основа для солнца, треугольник – ствол дерева и т.д. ХОД ИГРЫ: Попросите ребенка прикрепить к основе прищепки нужного цвета.
ЕЛОЧКИ НА ПОЛЯНЕ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрической фигуре «треугольник», развитие воображения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте несколько зеленых треугольников разной величины. ХОД ИГРЫ: Попросите ребенка собрать елочку (или елочки)
Литературная гостиная В данном разделе размещен литературный материал по теме: загадки, пословицы, поговорки,
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Сухие деревья горят, живые- плоды приносят. Без ветра деревья не качаются Высокие деревья больше страдают от ветра Деревья без плода садят, да после плод от них едят. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Каковы деревья – таковы и плоды. ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками.
ЗАГАДКИ ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКОЙ: 1.Прочитайте загадку. 2.Подождите немного, возможно ребенок догадается о чем идет речь, и тогда не нужно будет переходить к следующим тапам. 3.Если же и Вы не смогли разгадать загадку — нажмите мышкой в любом месте экрана, появится ответ. (ПОМНИТЕ– при повторном нажатии мышки появляется картинка-отгадка.) 4.Спросите, какие слова и выражения непонятные ребенку. Попытайтесь объяснить их смысл своими словами. 5.Возможно, что ребенок не скажет про возникшие трудности с пониманием («Мне все понятно»). В этом случае объясните те слова и выражения, которые трудны для ребенка на ваш взгляд. 6.Если ребенку все равно трудно, нажмите мышкой — появится картинка-отгадка. Назовите, что нарисовано. Прочитайте загадку еще раз вместе с отгадкой. 7.ПОХВАЛИТЕ РЕБЕНКА
ЗАГАДКИ Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) Осень в гости к нам пришла И с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну, конечно… (Листопад )
ЗАГАДКИ Ее всегда в лесу найдешь – Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. (Ель) У меня длинней иголки, Чем у ёлки. Очень прямо я расту В высоту. (Сосна)
Стихотворения об осени для чтения и разучивания: 1.А. С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» 2.А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» 3.А. Плещеев «Осень наступила…» 4.Е. Благинина «Улетают, улетели…» 5.И. Токмакова. Осинка 6.С. Маршак. Октябрь. 7.А. Екимцев «Старый тополь у крылечка..» 8.И. Семенов. Березка
Интерактивный музей В данном разделе помещены изображения осенних пейзажей известных художников и даны методические рекомендации к рассмотрению картин.
ГУЛЯЕМ ПО ЗАЛАМ Следующий слайд представляет собой видео ряд изображений картин осени. Для его активации достаточно нажать мышкой в любом месте слайда. По ходу фильма обратите внимание ребенка на то, как изменяется настроение, переданное в картинах (изображения ранней осени отражают приподнятое, радостное настроение, а поздняя осень вызывает грусть, уныние, печаль)
«Золотая осень».Исаак Левитан
Посмотри внимательно на картину: на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую траву… Какое это время года? Как ты думаешь, почему художник назвал картину «Золотая осень»? Какие приметы ранней осени можно увидеть на картине? Что изображёно на картине слева? Что виднеется вдали? Что в картине самое яркое? Какое настроение передал художник? Как ты догадался, что именно такое — настроение отражено? Как это удалось сделать художнику? О чём думается или вспоминается, когда смотришь на эту картину? Понравилась ли тебе картина? Чем она понравилась?
«Осень. Деревушка у ручья». Саврасов Алексей Кондратьевич
Посмотри внимательно на картину. Что ты видишь? Какие приметы осени можно увидеть на картине? Если бы ты оказался в картине тебе стало холодно или жарко? Почему ты так считаешь? Что изображёно на переднем плане картины? Что виднеется вдали? Как ты думаешь, почему из трубы идет дым? Обрати внимание на небо. Какими словами его можно описать? (большое, хмурое, холодное и т.д.) Видишь птиц на нем? Как ты думаешь, что это за птицы и куда они летят? Какое настроение передал художник? Как это удалось сделать художнику Понравилась ли тебе картина?
УЧИМСЯ СРАВНИВАТЬ Попробуй вспомнить название и автора картин. О какой картине можно сказать «Солнечная, яркая, сочная», «Хмурая, ветреная»? Назови цвет красок, которые используют художники для своих картин? Сравни то, как изменяется твое настроение, когда ты смотришь то на одну, то на другую картину.
Мы надеемся, что Вы с пользой и хорошим настроением провели время со своим ребенком!
Источники информации: КНИГИ: БаряеваЛ.Б. Гаврилушкина Игры-занятия с природным и рукотворным материалом, Спб, 2005 г Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников. М, 2001 г. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Спб 2004 г. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Познавательный рассказ о листопаде для детей дошкольников 5-7 лет
Осенний познавательный рассказ для старших дошкольников «Почему Осенью опадают листья с деревьев?» с презентацией
Автор: Черниченко Матвей 6 лет воспитанник подготовительной группы №7 «Звоночки» МОУ «Бендерский Детский сад №9» город Бендеры Руководитель: Павлова Вера Валерьевна воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский Детский сад №9» город Бендеры Описание: в рассказе говорится о природном явлении листопад, его пользе и причинах. Рассказ полезен воспитателям для организации беседы о листопаде, родителям для прочтения детям.
Возрастная аудитория: дошкольники 5-7 лет Цель: ознакомление с природным явлением листопад и его причинами Задачи: — расширить знания о природном явлении листопад; — понимать причины листопада у лиственных деревьев; — знать о пользе опавших осенних листьев; — воспитывать любовь к природе, любознательность; — развивать словарный запас дошкольников В одном южном городе жил мальчик, который очень любил задавать взрослым вопросы. Каждое утро, когда он просыпался, всегда начинался с нового, интересного и познавательного вопроса. «Мама, почему сегодня дует ветер, а вчера была тихая и безветренная погода?» — спросил мальчик. «Сынок», — ответила ему мама – «Давай посмотрим с тобою в энциклопедии про ветер, узнаем, почему он дует» Мама у мальчика была очень образованная и эрудированная, она знала, как ответить своему любознательному сыну. Однажды утром мальчик посмотрел в окно. Возле его дома росла березка с тонкими и длинными веточками. Совсем недавно листья на березе были зелеными, но наступила Осень, листья стали превращаться из зеленых в ярко – желтые. «Мама, смотри, скоро вся березка станет ярко – желтой, как будто оденется в золотой наряд», — сказал мальчик маме. «Ты прав, сынок, с приходом Осени все лиственные деревья меняют свой цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, коричневый», — ответила ему мама (слайд 1)
«Расскажи, мне, пожалуйста, мама, почему так происходит?» — попросил ее мальчик. «Хорошо», — ответила мама — «Выйдем с тобою на прогулку в парк и рассмотрим, как изменилась окраска листьев у деревьев». Мальчик быстро надел курточку, брюки, шапку, обул ботинки. Ему было интересно узнать, почему листья у деревьев становятся разного цвета Осенью. Мама и мальчик вышли на прогулку в парк. «Видишь, сынок», — сказала мама — «Вот это твоя березка. Посмотри, какого цвета листья на ее верхушке?» — спросила мама. Мальчик поднял голову вверх и увидел, что на верхушке березки листья стали ярко – желтыми, а внизу они были еще зелеными. «Мама, сверху листья уже пожелтели, а внизу они еще зеленые. Почему так происходит?» — спросил мальчик. «Все очень просто», — ответила мама — «Все лиственные деревья с приходом Осени начинают готовиться к холодам и зиме. Поэтому они меняют цвет своих листьев. Летом было много света, тепла, листья были зеленые, внутри них был хлорофилл, а с наступлением Осени хлорофилл перестает вырабатываться у деревьев в листьях, поэтому они становятся окрашенными в желтые, красные, оранжевые или коричневые цвета. Еще с наступлением холодных осенних дней деревья начинают сбрасывать свои яркие листочки. Вспомни, как называется это природное явление?» — спросила мама. «Это же листопад!» — догадался мальчик. «Так вот почему листья у деревьев Осенью опадают – деревья готовятся к холодам. А расскажи мне мама, почему ещё деревья сбрасывают свои листья?» — попросил любознательный мальчик
(слайд 2)
«Хорошо!» — ответила мама — «Все деревья летом вырабатывают хлорофилл в листьях, поэтому они зеленые. С наступлением Осени хлорофилл не вырабатывается, дерево не может много питаться, как было летом. Поэтому для уменьшения своего питания дерево и сбрасывает листву на землю. Также лиственные деревья очень хорошо чувствуют наступление холодных дней, понижение температуры воздуха по ночам. Листьев на деревьях становится все меньше и меньше» — продолжала рассказ мама. «Да, я видел, когда пришел в детский сад, что на нашем участке у клена после холодной ночи начали опадать листья, все дорожки были застелены яркими красно – оранжевыми кленовыми листочками» — сказал мальчик
(слайд 3)
«Еще когда наступает Осень, часто дует холодный ветер, листья бывают поврежденными от насекомых, поэтому деревья сбрасывают свою листву на землю. Также внутри листьев дерево откладывает вредные соли, которые не нужны дереву, так с опавшей листвой дерево очищается от вредных и ненужных ему солей» — продолжала мама. «Как это интересно! А почему хвойные деревья всегда зеленые и не меняют свой цвет. Разве им холод не страшен?» — спросил мальчик
(слайд 4)
«Природа придумала так, что у хвойных деревьев вместо листьев хвоинки. Они покрыты воском. Воск защищает хвоинки от холода, а в клетках хвоинок есть такие вещества, которые не дают им замерзнуть даже в сильные морозы. Хвоинки, конечно, тоже опадают, но не все сразу, как листья на лиственных деревьях» — ответила мама. «Мама, а есть польза от листьев, которые опали с деревьев?» — спросил мальчик. «Конечно, сынок. В природе все придумано очень мудро. Дерево Осенью с наступлением холодов готовится к зимнему сну, оно проснется от этого сна с наступлением Весны, тогда вырастут новые листья. Опавшие листья питают почву своими нужными веществами. Эти нужные вещества с наступлением Весны потребуется деревьям, чтобы выросли их новые листья. Также листва укрывает деревья от сильных морозов, согревает почву и дерево. Когда дерево сбрасывает листья, оно бережет воду внутри себя» — закончила рассказ мама
(слайд 5)
«Спасибо, мама! Мне было интересно узнать, что листопад это очень полезное природное явление, которое помогает деревьям перезимовать» — ответил мальчик. Мальчик с мамой пошли собирать опавшие осенние листочки в парке, чтобы дома из них сделать осеннее дерево с опавшими листьями
(слайд 6)
Такая интересная и познавательная осенняя прогулка была у одного любознательного мальчика и его эрудированной мамы
(слайд 7)
Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Познавательный рассказ для дошкольников «Почему Осенью опадают листья с деревьев?»
Рекомендуем посмотреть:
Рассказ об осени для детей второй младшей группы Беседа «Краски осени» в подготовительной группе Рассказ про сентябрь для старших дошкольников Рассказ про октябрь для детей 5-7 лет
Похожие статьи:
Стихи о временах года для дошкольников с картинками