Законодательная база
Питание в дошкольных учреждениях организовывается при помощи определенных законодательством норм.
Все они зафиксированы в нормативном документе, изданном главным санврачом России №26.
Данный документ устанавливает ряд определенных требований, выдвигаемых к построению процесса пропитания в детских садах:
- Приложение №11 – определяет список пищевой продукции, требуемой для употребления в меню, в дошкольном учреждении, на протяжении недели;
- Приложение №10 – фиксирует список продуктов, требуемых на каждого ребенка, посещающего детсад;
- Приложения №9 – содержит список не подходящих для детского пропитания продуктов, использование которых запрещается.
Питание в дошкольных учреждениях организовывается при помощи определенных законодательством норм
Нормы и правила питания в детском саду
Рацион питания в детсадах прорабатывается соответственно требованиям развивающегося организма в определенном возрасте.
Меню утверждается управляющим детского сада сроком не меньше чем на четырнадцать суток.
Все трапезы формируются на основании определенных позиций, приведенных в таблице ниже.
Время приема пищи | Компоненты рациона |
Завтрак | Первое блюдо |
Бутерброд | |
Горячий напиток | |
Обед | Закуска |
Первое блюдо | |
Второе блюдо | |
Полдник | Напиток |
Хлебобулочное, либо кондитерское изделие | |
Ужин | Салат |
Второе блюдо | |
Горячий напиток |
Время приема пищи
Нормативными документами предусмотрено требование для детского сада по разделению продуктов, потребляемых детьми дошкольного возраста в период нахождения в группах детского сада.
При распределении времени приема пищи учитывается возраст детей и время, в течение которого ребенок посещает детский сад.
Время приема пищи в период нахождения в ДОУ от 8 до 10 часов | |
Трапеза | Режим (часов) |
Завтрак | С 8-00 до 9-00 |
Обед | С 12-00 до 13-00 |
Полдник | С 15-30 до 16-00 |
Ужин | С 18-30 до 19-00 |
На усмотрение управляющего детсадом, может определяться второй завтрак, который проводится с 10-30 до 11-00.
Время приема пищи в период нахождения в ДОУ до 12 часов | |
Трапеза | Режим (часов) |
Завтрак | С 8-00 до 9-00 |
Обед | С 12-00 до 13-00 |
Полдник | С 15-30 до 16-00 |
Ужин | С 18-30 до 19-00 |
Второй ужин | 21-00 |
При нахождении ребенка в детсаде, сроком до двенадцати часов, разрабатывается режим, обеспечивающий восемьдесят процентов от полного рациона.
Режим приема пищи для детей, не достигших одного года, прорабатывается в личностном порядке.
Для формирования меню используется питание, которое поставляется из кухонь молочного приготовления, либо имеет госрегистрацию.
Режим дня в детском саду
Распорядок дня в детском саду зависит от возраста ребенка, специализации дошкольного учебного заведения, других факторов на усмотрение воспитателя (методиста, руководства). Занятия, требующие повышенного умственного напряжения детей, проводят в первой половине дня, чередуют с физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством. Это важно, чтобы не перегружать ребенка, сделать его всесторонне развитой личностью на радость папе и маме.
Ясельная группа (2–3 года)
Распорядок дня в садике важно соблюдать с яслей. Это необходимо, чтобы малыши быстрее адаптировались. Важно ускорить процесс привыкания к воспитателям и няне, чтобы ребенок не переживал, и каждое утро с радостью шел в детский сад. Приблизительный график дня:
Время | Режим дня |
7:00–8:00 | Прием малышей |
8:00–8:20 | Завтрак |
8:20–9:00 | Самостоятельные игры в группе |
9:00–9:30 | Подготовка к прогулке |
9:30–11:30 | Уличные игры |
11:30–11:45 | Возвращение в группу, подготовка к обеду |
11:45–12:15 | Обед |
12:15–12:30 | Подготовка ко сну |
12:30–15:00 | Тихий час |
15:00–15:15 | Пробуждение после дневного сна |
15:15–15:30 | Полдник |
15:30–15:45 | Самостоятельные игры |
15:45–16:15 | Занятия по группам |
16:15–16:30 | Подготовка к выходу на улицу |
16:30–18:00 | Прогулка |
Младшая группа (3–4 года)
Время | Режим дня |
7:00–8:20 | Прием детей, утренняя зарядка, игры |
8:20–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:20 | Игры, подготовка к занятиям |
9:20–10:00 | Занятия |
10:00–10:20 | Подготовка к прогулке |
10:20–12:20 | Отдых на свежем воздухе |
12:20–13:00 | Обед |
13:00–15:15 | Тихий час |
15:15–15:45 | Пробуждение, игры, воздушные процедуры |
15:45–16:00 | Полдник |
16:00–16:30 | Игры, физическая активность |
16:30–16:50 | Сбор на улицу |
17:00–18:00 | Прогулка |
Средняя группа (4–5 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:20 | Прием воспитанников, гимнастика, подвижные игры |
8:20–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:50 | Подготовка к занятиям, занятия |
9:50–11:50 | Сбор на улицу, прогулка |
11:50–12:15 | Возвращение в группу, подготовка к обеду |
12:15–12:50 | Обед |
12:50–13:00 | Подготовка со сну |
13:00–15:00 | Тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, игры, воздушные процедуры |
15:25–15:50 | Полдник |
15:50–16:30 | Игры, физическая активность, музыкальные уроки, образовательная программа |
16:30–18:00 | Сбор на улицу, прогулка |
Старшая (5–6 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:30 | Прием воспитанников, дежурство, гимнастика, подвижные игры |
8:30–8:55 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:55–10:50 | Развивающие занятия |
10:50–12:25 | Подготовка к прогулке, прогулка |
12:25–12:40 | Возвращение с улицы, подготовка к обеду |
12:40–13:15 | Обед |
13:15–15:00 | Подготовка ко сну, тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, процедуры личной гигиены |
15:25–15:40 | Полдник |
15:40–16:20 | Игры, физкультура, труд, ИЗО |
16:30–18:00 | Отдых на свежем воздухе |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:30 | Прием воспитанников, дежурство, гимнастика, подвижные игры |
8:30–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:00 | Сбор на занятия |
9:00–11:05 | Подготовка дошкольника к школе |
11:05–12:35 | Сбор на прогулку, прогулка |
12:35–12:45 | Возвращение в группу |
12:45–13:15 | Обед |
13:15–15:00 | Тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, соблюдение личной гигиены |
15:25–15:40 | Полдник |
15:40–16:30 | Игры, труд, ИЗО, общение со сверстниками, сбор на улицу |
16:30–18:00 | Отдых на свежем воздухе |
Какую продукцию допускают в рацион детей?
Ниже приведена таблица замены продуктов, которые допускается использовать в питании детских образовательных учреждений.
Требования к детскому питанию | Не разрешаемые для употребления детьми продукты |
· Мясо и рыба; | · Мясо диких животных; |
· Омлет, или отварные куриные яйца; | · Продукты, что не прошли тепловую обработку; |
· Молочная продукция; | · Консервированные; |
· Пищевые продукты, которые содержат растительные жиры; | · Не пастеризованная молочная продукция; |
· Кондитерские изделия; | · Кондитерские продукты, содержащие крем; |
· Овощи и фрукты; | · Натуральный кофе; |
· Консервы; | · Газировка. |
· Соки и напитки; | |
· Хлебобулочные изделия; | |
· Соль. |
До того момента, пока не будет утверждено основное меню, составляемое на основании кулинарных методик и рецептур, которые предназначаются специально под стандарты детей в дошкольных учреждениях.
В случае если ребенок не достиг одного года и вскармливается искусственно, то допускается получения жидких, либо сухих молочных смесей.
Наименование блюд должно полностью соответствовать указанным в рецептах.
Управляющий детского сада обязан уведомлять родителей о списке пищевых продуктов на каждый день, что подаются при приеме пищи.
Уведомление производится путем предоставления меню на текущий день в детских группах на стендах.
Данный документ должен утверждаться руководителем и содержать следующие блюда:
- Наименование блюда;
- Объем порции;
- Перечень пищевых продуктов, что заменяются для детей с аллергией и другими патологиями.
Организация питания в ДОУконсультация по теме
Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание.
Правильно организованный процесс питания способствует хорошему усвоению пищи и имеет большое воспитательное значение.
Хорошее усвоение пищи зависит не только от ее вкусовых качеств и аппетита ребенка, но и от его общего состояния, настроения, от организации всей жизни детей в детском саду. Перед приемом пищи в группе должна быть создана спокойная обстановка, чтобы малыши не были утомлены или возбуждены, чтобы у них было хорошее настроение.
Режим в детском саду строится с таким расчетом, чтобы длительные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно, необходимые замечания во время еды делает тихо, в доброжелательной форме. Предварительно дети убирают игрушки на свои места, моют руки, а если нужно, и лицо. Первыми умываются те, кто ест медленнее; они садятся за стол и приступают к еде, не ожидая остальных. Прием пищи должен проходить только в чистой, хорошо проветренной комнате. Столы расставляются таким образом, чтобы детям было удобно садиться и вставать
Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка стола. Опыт показывает, что детям нравится, когда стол накрыт белой чистой скатертью; поэтому целесообразно уже в младших группах с первых же дней пребывания ребят в детском саду приучать их есть на индивидуальных хлопчатобумажных салфетках. Посуда должна соответствовать возрастным возможностям, быть удобной, приятной по виду, одинаковой по форме и рисунку. Вилки нужны широкие, плоские, легкие, с четырьмя зубцами. Малышам удобно пользоваться десертными тарелками и ложками. Если на третье дается компот, кисель, то их следует подавать в чашках с блюдцами и ложечками. Кофе, чай, молоко подаются не горячими и без ложек, фрукты — на блюдцах.
На столах не должно быть ничего лишнего, что мешало бы брать хлеб, салфетки, ставить тарелки.
Не должно быть длинных интервалов в подаче блюд, но короткие промежутки неизбежны. Детям старших групп, сидящим за одним столом, разрешается в это время негромко поговорить, обменяться впечатлениями. Во время еды на столах должен поддерживаться порядок. Если кто-либо из детей нечаянно прольет еду на пол, надо тут же вытереть. Следует приучать малышей к чистоте.
Во время приема пищи воспитатель следит за тем, чтобы дети съедали положенную им порцию. Детей младших групп нужно приучать брать понемногу, есть не торопясь, пережевывая пищу. Необходимо помогать детям доедать порцию, так как у маленьких детей быстро устает рука.
В первые дни можно позволить детям держать ложку и вилку, как им удобно. В последствии дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5 – 2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой.
Когда дети научатся есть без помощи взрослых, педагог показывает, как нужно правильно держать ложку и вилку: ложку держат между тремя пальцами, едят с боковой ее части; вилку удобнее держать между средним и большим пальцами, придерживая сверху указательным, тогда она сохраняет наклонное, более устойчивое положение; если вилкой берут гарнир, она повернута вогнутой частью вверх и ею действуют как ложкой. Во время еды они должны слегка наклоняться над тарелкой, жевать бесшумно с закрытым ртом. Пользоваться носовым платком следует, по возможности, перед едой.
Следует приучать малышей съедать гущу первого блюда вместе с жидкостью; котлеты, рыбу, отварные овощи, а также макароны или вермишель рекомендуется разделить на небольшие части. Огурцы, помидоры подаются нарезанными, фрукты (апельсины, мандарины) — очищенными. Крутые яйца желательно заранее разрезать и подавать на хлебе в виде бутербродов. Дети старших групп едят котлеты, рыбу, отварные овощи, отделяя ребром вилки небольшие кусочки; сами нарезают помидоры, огурцы, самостоятельно очищают крутые яйца и фрукты.
С возрастом навыки культурной еды совершенствуются. Дети должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, есть самостоятельно, аккуратно. В старшей и подготовительной группе детям дают полный столовый набор (ножи не должны быть острыми). Дети должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой руке, так и в левой руке.
Хлеб подается нарезанным тонкими кусочками (20—25 г). Детей приучают брать его из хлебницы, дотрагиваясь только до одного куска.
Во время еды дети иногда просят воды, чтобы запить пищу. Эту просьбу нужно удовлетворять, так как разжижение облегчает проглатывание пищи. При правильно организованном питании дети едят охотно, с удовольствием, не теряют аппетита.
В ясельной группе на стол накрывает няня. Когда пища принесена, воспитатель берет по 2-3 ребенка в туалетную и моет им руки. После мытья рук, ребенок идет в групповую комнату, садится за стол и сразу начинает есть. Блюда подают красиво оформленными, не горячими, но и не холодными. Детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.
Поблагодарив взрослых, малыши, по мере того как заканчивают еду, идут играть или готовиться ко сну.
2 мл.гр.
В начале года на стол накрывает няня. Во второй половине года вводится дежурство по столовой. Ежедневно дежурят четверо детей, а иногда и больше, в зависимости от количества обеденных столов (за каждым столом — один дежурный). Перед тем как ввести дежурство, педагог организует специальное занятие, на котором подробно показывает и объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.
Дежурные сервируют с помощью помощника воспитателя: стелют салфетки, раскладывают ложки для первого и второго блюда, ставят хлебницы с хлебом. Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов, учит последовательности в совершении действий, точности, исполнительности.
По мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники; дети приступают к приему первого блюда; по окончании, младший воспитатель убирает со столов тарелки из – под первого; подается второе блюдо; прием пищи заканчивается приемом третьего блюда. По окончании приёма пищи дети благодарят взрослых и выходят из-за стола.
Ср. гр.
В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.
В начале года дежурит, кто хочет. Когда все научились дежурить, можно предложить детям график дежурства.
Дети вместе с воспитателем и его помощником начинают осваивать навыки сервировки стола, т. е. дежурят по столовой, одевают специально сшитые фартуки и накрывают на стол.
Дежурные стелют индивидуальные салфетки, расставляют тарелки (заранее приготовленные помощником воспитателя), каждую против стульчика, справа от них кладут ложки и вилки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.
Со второй половины года впервые появляются в сервировке стола ножи, и навык обращения с ними ещё не сформирован.
Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата. Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.
Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.
Когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.
Каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если дети приучены складывать посуду аккуратно.
Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола.
Ст.гр.
В старшей группе процесс и объем труда усложняются. В начале года столько же дежурных, как и в средней группе. Со второй половины года на дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.
Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей.
Посуда предлагается на разносе. С разноса на стол дети ставят по одному предмету.
Дети ставят нужную посуду и выкладывают приборы с нужной стороны (ложки и ножи справа, вилки с лева). Ножи безопасны для детей с притупленным лезвием. Дети со старшей группы должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами. Когда вся работа детей закончена, помощник воспитателя разливает готовую пищу. Дети садятся кушать, за столом воспитатель проговаривает вместе с ними, что они кушают, из чего приготовлено это блюдо, что в нем полезного.
Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если помощник воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).
Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, сметают крошки со стола.
Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.
Поблагодарив взрослых, дети старших групп дожидаются товарищей по столу, а затем организованно выходят из-за стола.
Под.гр.
В подготовительной группе дежурные передают эстафету дежурства с вечер, но можно назначать и на целую неделю.
Начиная с января, дежурные договариваются между собой, кто что будет делать. Один- накрывает салфетки, раскладывает ложки и вилки, другой- ставит салфетници, бокалы, раскладывает ножи и т. д.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой сочетается работа дежурных и каждого ребенка.
Например: каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку относят на разнос. Дежурные уносят салфетки, вилки, ложки, тарелки из-под хлеба, вытирают столы. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относится с уважением к их труду.
В каком объеме ребенку должны поступать пищевые вещества?
Не правильно составленное питание, являющееся недостаточным, приводит к плохому набору массы тела, понижению физических способностей, понижает иммунную систему, что открывает доступ к патологиям и тяжелым их формам.
При наличии превышения установленных норм, происходит накопление лишнего веса, прогрессирование ожирения и проявление ряда других патологий, связанных с наращением метаболизма, а также отмечаются нарушения системы сердца и сосудов.
Именно поэтому, составляя рацион питания нужно ответственно с повышенным вниманием и с контролем за правильным соотношением пищевых веществ.
Оптимальный их баланс позволит поддерживать организм ребенка в здоровой форме.
Пищевые вещества | 1-3 года | 3-7 лет |
Белки, г | 53 | 68 |
Животные белки | 37 | 45 |
Жиры, г | 53 | 68 |
Растительные жиры | 7 | 9 |
Углеводы, г | 212 | 272 |
Минеральные вещества, мг | ||
Кальций | 800 | 900 |
Фосфор | 800 | 1350 |
Магний | 150 | 200 |
Железо | 10 | 10 |
Витамины | ||
Bi, мг | 0.8 | 0.9 |
В2, мг | 0.9 | 1 |
Be, мг | 0.9 | 1.3 |
В12, мкг | 1 | 1.5 |
РР, мг | 10 | 11 |
С, мг | 45 | 50 |
А, мкг | 450 | 500 |
Е, ME | 5 | 7 |
D, мкг | 10 | 2.5 |
Энергетическая ценность, ккал | 1540 | 1970 |
Контроль за питанием в детском саду
Проверка организации стартует еще с момента подписания договоренностей с поставщиками пищевых продуктов. Производится тендер, по результатам которого и выбирается компания-поставщик.
Участвовать может любая компания, предоставившая нормативные документы о предлагаемых продуктах, где требуется фиксирование не только стоимости поставок, но и сам процесс изготовления продуктов, а также все качественные сертификаты.
После того, как заявка на продукты оговорена, а поставка их отлажена, контроль производится в самих ДОУ каждый день.
Обязательства по контролю качества продукции ложатся на:
- Управляющий детсадом;
- Один из медицинских сотрудников ДОУ;
- Комиссия, которая состоит из родителей.
Управляющий и медработник осуществляют проверку сроков пригодности поставок, все требуемые стандарты и качественные сертификаты и иные требования, по которым осуществляется проверка.
Чтобы войти в состав родительской комиссии, потребуется заполнить заявление на имя управляющего детсадом. Помимо этого, потребуется действующая санитарная книжка.
Контролером поставщика вне стен ДОУ является Роспотребнадзор, контролирующий подлинность сертификатов и процесса приготовления и доставки продуктов.
Также, они следят за:
- Поддержанием чистоты в пищевых блоках;
- Составляемом в детсаду рационом питания;
- Качественной и безопасной поставляемой продукцией.
В случае если обнаруживаются нарушения требований, которые выдвигаются нормативными документами, сотрудники Роспотребнадзора могут составить протоколы привлечения к административной ответственности руководителей и наложение штрафных санкций.
В крайних случаях, деятельность детского сада приостанавливается.
Видео
Положение об организации питания воспитанников
3.8.Разработка мероприятий по вопросам организации сбалансированного, полезного питания в ДОУ.
4. Требования к организации питания воспитанников в ДОУ, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.1. Организация питания возлагается на администрацию ДОУ. Распределение обязанностей по организации питания между работниками пищеблока, педагогами, помощниками воспитателя определено приказом.
4.2. Заведующий ДОУ несет ответственность за организацию питания, осуществляет контроль за работой сотрудников.
4.3. При транспортировке пищевых продуктов необходимо соблюдать условия, обеспечивающие их сохранность, предохраняющие от загрязнения, с учетом санитарно-эпидемиологических требований к их перевозке.
4.4. Приём пищевых продуктов и продовольственного сырья в ДОУ осуществляется при наличии товаросопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность (ведомость на доставку продуктов питания, счет-фактура, удостоверение качества, при необходимости — ветеринарное свидетельство). Продукция поступает в таре производителя (поставщика). Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии), сохраняются до окончания реализации продукции. Входной контроль поступающих продуктов (бракераж сырых продуктов) осуществляет ответственное лицо. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4.5. Пищевые продукты хранят в соответствии с условиями их хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения температуры воздуха, холодильное оборудование – контрольными термометрами.
4.6. Устройство, оборудование и содержание пищеблока ДОУ должно соответствовать санитарным правилам к организациям общественного питания.
4.7. Всё технологическое и холодильное оборудование должно быть в рабочем состоянии.
4.8. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов.
4.9. Для приготовления пищи используется электрооборудование, электрическая плита.
4.10. В помещении пищеблока проводят ежедневную влажную уборку, генеральную уборку по утвержденному графику.
4.11. Работники пищеблока проходят медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку, должны иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки.
4.12. Ежедневно перед началом работы ответственное лицо, проводит осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал. Не допускаются или немедленно отстраняют от работы больных работников или при подозрении на инфекционные заболевания. Допускают к работе по приготовлению блюд и их раздачи работники пищеблока, имеющих на руках порезы, ожоги, если они будут работать в перчатках.
4.13. Работники пищеблока не должны во время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте и на территории ДОУ.
4.14. В ДОУ должен быть организован питьевой режим. Допускается использование кипяченой питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х часов.
4.15. Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в ДОУ и дома родителей информируют об ассортименте питания ребёнка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции.
5. Организация питания в ДОУ
5.1.Организация питания воспитанников в ДОУ предусматривает необходимость соблюдение следующих основных принципов:
— составление полноценного рациона питания;
— использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов;
— строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня и режимом работы ДОУ;
— соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей;
— правильное сочетание питания в ДОУ с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарной — просветительной работой с родителями, гигиеническое воспитание детей;
— индивидуальный подход к каждому ребенку, учет состояния его здоровья, особенности развития, периода адаптации, хронических заболеваний;
— строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;
— повседневный контроль за работой пищеблока, доведение пищи до ребенка, правильной организацией питания детей в группах;
— учет эффективности питания детей.
5.2. ДОУ обеспечивает сбалансированное 4-х разовое питание детей в группах с 12-ти часовым пребыванием, в соответствии с санитарными правилами и нормами. При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах).
5.3. Питание в ДОУ осуществляется в соответствии с примерным 20-дневным меню на летний и осенне-зимне-весенний период питания детей возрастных категорий с 1,5 до 3 и с 3 до 7 лет при 10,5-12 часовом режиме работы ДОУ, разработанного Управлением образования и молодежной политики Администрации городского округа город Воронеж, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Воронежской области».
5.4. При отсутствии, каких либо продуктов, в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания, разрешается производить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с утвержденной таблицей замены продуктов по белкам и углеводам (приложение № 14 к СанПиН 2.4.1. 3049-13).
5.5. На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню — раскладка установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста. Допускается составление меню – раскладки в электронном виде. Для детей разного возраста должны соблюдаться объемы порций приготавливаемых блюд.
5.6. Меню-требование является основным документом для приготовления пищи на пищеблоке.
5.7. Вносить изменения в утвержденное меню-раскладку, без согласования с заведующего ДОУ, запрещается.
5.8. Питание детей должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать жарку блюд, а также продукты с раздражающими свойствами. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
5.9. В целях профилактики гиповитаминозов в ДОУ проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд. Препараты витаминов вводят в третье блюдо после охлаждения непосредственно перед выдачей. Витаминизированные блюда не подогревают. Обязательно осуществляется информирование родителей о проведении витаминизации.
6. Организация работы пищеблока
6.1. Организация работы пищеблока производится строго в соответствии с СанПиН 2.4.1. 3049-13.
6.2. Приготовление блюд осуществляется в соответствии с технологической картой.
6.3. Выдача готовой пищи разрешается только после проведения приёмочного контроля бракеражной комиссией, назначенной приказом заведующего ДОУ. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале. Непосредственно после приготовления пищи отбирается суточная проба готовой продукции. Суточная проба отбирается в объёме: порционные блюда – в полном объёме; холодные закуски, первые блюда, гарниры, третьи и прочие блюда – не менее 100 гр. Сохраняют 48 часов при t +2 -+6С в холодильнике.
6.4. Бракераж сырых продуктов проводится в специальном журнале, по мере поступления продуктов и по мере их реализации (с учетом сроков хранения и реализации).
7. Организация питания воспитанников в группах
7.1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:
— в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;
— в воспитании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.
7.2. Получение пищи на группу осуществляет помощник воспитателя строго по графику, который утверждает заведующий ДОУ. Готовая продукция развешивается на пищеблоке в промаркированную посуду и разносится по группам.
7.3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.
7.4. Пред раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:
— промыть столы горячей водой с мылом;
— тщательно вымыть руки;
— надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;
— проветрить помещение;
7.5. При сервировке стола обязательно наличие отдельной посуды для первого и второго блюд, салфеток, тарелки для хлеба, столовых приборов в соответствии с возрастом.
7.6. Детская порция должна соответствовать меню и контрольному блюду.
7.7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне (кроме дежурных).
7.8. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства по столовой воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы собирают дежурные, а тарелки за собой убирают дети).
7.9. Прием пищи воспитателем и детьми может осуществляться одновременно.
7.10. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают воспитатель и помощник воспитателя.
7.11. Ответственность за организацию питания в группе, в соответствии с настоящим положением и СанПиН 2.4.1. 3049-13 несут воспитатели.
8. Порядок учета питания в ДОУ
8.1. К началу учебного года заведующий ДОУ издает приказ об организации питания, о назначении ответственных лиц за питание, определяет их функциональные обязанности.
8.2. Ответственный за питание осуществляет учет питающихся детей в табели посещаемости, который должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и подписью заведующего.
8.3. Ежедневно ответственный за питание ведет учет питающихся детей с занесением в табель посещаемости на основании списков присутствующих детей с 08.00 до 08.30.
8.4. Закладка продуктов для приготовления завтрака производится поваром в 07.00.
8.5. Продукты для завтрака выписываются по меню согласно табеля посещаемости предыдущего дня.
8.6. Продукты для бульона первого блюда (для обеда) выписываются по меню согласно табеля посещаемости предыдущего дня, закладка продуктов производится 07.30.
8.7. Ответственный за питание обязан присутствовать при закладке основных продуктов в котел и проверять блюда на выходе.
9. Финансирование расходов на питание воспитанников в ДОУ
9.1. Финансовое обеспечение питания отнесено к компетенции заведующего ДОУ, бухгалтера отдела питания управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж.
9.2. Расчёт финансирования расходов на питания воспитанников в ДОУ осуществляется на основании установленных норм питания и физиологических потребностей детей.
9.3. Финансирование расходов на питание осуществляется за счет бюджетных средств:
— 50% (основание Постановление администрации городского округа город Воронеж № 19 от 20.01.2016 г. с изменениями от 26.12.2018 Постановление АГО г. Воронеж №896):
— одиноким матерям (отцам);
— если один из родителей (законных представителей) — инвалид I или II группы;
— если оба родителя (законных представителя) — студенты, получающие среднее профессиональное или высшее образование по дневной (очной) форме обучения;
— если один из родителей (законных представителей) является военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;
— если один из родителей (законных представителей) – участник боевых действий;
— если один из родителей (законных представителей) получил или перенес лучевую болезнь; является ликвидатором или эвакуированным из зоны отчуждения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— вдовам (вдовцам);
— семьям, находящимся в трудной социальной ситуации;
-если оба родителя (законных представителя) являются педагогами муниципального образовательного учреждения городского округа город Воронеж.
— 100% (основание Постановление администрации городского округа город Воронеж № 19 от 20.01.2016 г. с изменениями от 26.12.2018 Постановление АГО г. Воронеж №896):
— оба родителя (законных представителя) — инвалиды I или II группы;
— оба родителя (законных представителя) — инвалиды детства;
— один из родителей (законных представителей) — инвалид боевых действий;
— один из родителей (законных представителей) — воспитанник детского дома;
— ребенок является сиротой, инвалидом, имеет нарушения психофизического развития (для воспитывающихся в группах компенсирующей направленности), с туберкулезной интоксикацией, остался без попечения родителей;
— один из родителей (законный представитель) является штатным работником муниципального дошкольного образовательного учреждения городского округа город Воронеж, независимо от места работы;
— семья имеет статус многодетной.
9.4. Объёмы финансирования расходов на организацию питания на очередной финансовый год устанавливаются с учётом прогноза численности детей в ДОУ.
10. Контроль за организацией питания в ДОУ
10.1. С целью обеспечения открытости работы по организации питания детей в ДОУ к участию в контроле привлекаются: администрация ДОУ, бракеражная комиссия, ответственные за питание.
10.2.Администрация ДОУ разрабатывает план контроля за организацией питания на учебный год.
10.3. Заместитель заведующего по АХЧ обеспечивают контроль за:
— состоянием производственной базы пищеблока;
— материально-техническим состоянием помещений пищеблока;
— обеспечением пищеблока и мест приема пищи достаточным количеством столовой и кухонной посуды, спецодеждой, санитарно-гигиеническими средствами, разделочным оборудованием и уборочным инвентарем.
10.4. Кладовщик обеспечивают контроль за:
— выполнение договора на поставку продуктов питания;
— качеством поступающих продуктов (ежедневно) – осуществляют бракераж, который включает контроль целостности упаковки и органолептическую оценку (внешний вид, цвет, консистенция, запах и вкус поступающих продуктов и продовольственного сырья), а также знакомство с сопроводительной документацией (накладными, сертификатами соответствия, санитарно-эпидемиологическими заключениями, качественными удостоверениями);
10.5. Старшая медсестра, ответственный за питание ДОУ (по согласованию, согласно договора с поликлиникой) осуществляют контроль за:
— выполнением натуральных физиологических норм питания, сервировкой столов, гигиену приема пищи, оформление блюд;
— технологией приготовления пищи, качеством и соответствием объема готовых блюд, результаты которого ежедневно заносятся в журнал бракеража готовой кулинарной продукции;
— правильностью отбора и хранения суточных проб (ежедневно);
— работой пищеблока, его санитарным состоянием, организацией обработки посуды, технологического оборудования, инвентаря (ежедневно);
— соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока с отметкой в журнале здоровья (ежедневно);
— информированием родителей (законных представителей) о ежедневном меню с указанием выхода готовых блюд (ежедневно);
— выполнением норм потребности в основных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах) и энергетической ценности (калорийности) (ежемесячно).
10.6. Бракеражная комиссия:
— контролирует закладку продуктов;
— снятие остатков;
— проверяет качество, объем и выход приготовленных блюд, их соответствие утвержденному меню;
— следит за соблюдением санитарных норм и правил на пищеблоке, ведением журнала учета сроков хранения и реализацией скоропортящихся продуктов;
— разрабатывает график получения приготовленных блюд по группам;
— формирует предложения по улучшению организации питания воспитанников;
работниками ДОУ.
10.7. Ответственные за питание осуществляют контроль:
— За правильной организацией питания детей;
— За качеством полученных продуктов, условиями их хранения и сроками реализации;
— За соблюдением натуральных и денежных норм питания;
— За качеством приготовления пищи;
— За соответствием пищевых рационов физиологическим потребностям детей;
— За санитарным состоянием пищеблока и групповых помещений;
— За осуществлением индивидуального подхода к детям в процессе питания;
— Освещение вопросов организации питания с родительской общественностью.
10.8. Вопросы организации питания воспитанников рассматриваются:
— не реже 1 раза в год на общем родительском собрании.
11. Распределение прав и обязанностей по организации питания воспитанников в ДОУ
11.1. Заведующий ДОУ:
— несет ответственность за организацию питания воспитанников в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральными санитарными правилами и нормами, Уставом Учреждения и настоящим Положением;
— обеспечивает принятие локальных актов, предусмотренных настоящим Положением;
— назначает из числа своих работников ответственного за организацию питания в ДОУ;
— обеспечивает рассмотрение вопросов организации питания воспитанников на заседаниях родительских собраний в группах, педагогическом совете, административном совещании,
— утверждает 20 – дневное цикличное меню;
— контролирует состояние пищеблока, при необходимости принимает меры к замене устаревшему оборудованию, его ремонту и обеспечению запасными частями;
— обеспечивает необходимый текущий ремонт помещений пищеблока;
— контролирует соблюдение требований Сан ПиНа;
— обеспечивает пищеблок достаточным количеством столовой и кухонной посуды, спецодеждой, санитарно-гигиеническими средствами, разделочным оборудованием и уборочным инвентарем;
— заключает договоры на поставку продуктов питания.
11.2. Кладовщик:
— контролирует выполнение натуральных норм;
— контролирует ежемесячное выведение остатков на складе.
11.3. Воспитатели:
— несут ответственность за организацию питания в группе;
— несут ответственность за количество воспитанников, поданных на питание;
— ежедневно подают сведения о количестве детей, поставленных на питание;
— ежедневно не позднее, чем за 30 минут до предоставления завтрака в день питания уточняют количество детей;
— предусматривают в планах воспитательной работы мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни воспитанников. Планируют на родительских собраниях обсуждение вопросы обеспечения полноценного питания воспитанников;
— вносят предложения по улучшению питания на заседаниях Педагогического совета;
— контролируют питание детей, склонных к пищевой аллергии.
11.4. Родители (законные представители) воспитанников:
— своевременно сообщают воспитателю о болезни ребенка или его временном отсутствии в ДОУ для снятия его с питания на период его фактического отсутствия, а также предупреждают воспитателя об имеющихся у ребенка аллергических реакциях на продукты питания;
— ведут разъяснительную работу со своими детьми по привитию им навыков здорового образа жизни и правильного питания;
— вправе вносить предложения по улучшению организации питания воспитанников лично;
— вправе знакомиться с примерным и ежедневным меню, расчетами средств на организацию питания.
12. Ведение специальной документации по питанию
12.1. Заведующий осуществляет ежемесячный анализ деятельности ДОУ по организации питания детей.
12.2. При организации питания воспитанников в ДОУ должны быть следующие локальные акты и документация:
— положение об организации питания воспитанников;
— договоры (контракты) на поставку продуктов питания;
— примерное десятидневное меню, включающее меню-раскладку для возрастной группы детей (от 1,5 до 3 и от 3-х до 7 лет), технологические карты кулинарных изделий (блюд);
— меню-требование на каждый день с указанием выхода блюд для возрастной группы детей (от 1,5 до 3 и от 3-х до 7 лет);
— журнал бракеража поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов и готовой кулинарной продукции (в соответствии с приложением СанПиН 2.4.1. 3049-13), с регистрацией отбора суточных проб;
— журнал здоровья (в соответствии с приложением СанПиН 2.4.1. 3049-13;
— заявки на продукты питания (подаются по мере необходимости);
— журнал контроля за температурным режимом холодильных камер и холодильников;
— книга складского учета поступающих продуктов и продовольственного сырья.
— Приказы и распоряжения вышестоящих организаций по данному вопросу.
— Приказ руководителя по учреждению «Об организации питания детей».
— Наличие информации для родителей о ежедневном меню для детей.
— Наличие графиков: выдача готовой продукции для организации питания в группах;
— Ежедневное меню-требование на следующий день.
— Инструкции: по охране труда и пожарной безопасности.