Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный со становлением и развитием психических процессов человека.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка. Эта проблема находится в центре многих современных исследований. В первые годы жизни речь выступает вначале как средство общения, обозначения, далее она становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, 1983; А.Р. Лурия, 1956 и др.
В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. Этому способствует ряд причин, к которым можно отнести и ухудшение состояния здоровья детей, и глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, и пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, которое чаще всего проявляется в дисбалансе семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, не организован). Все это ведет к снижению внимания, памяти, познавательных процессов восприятия.
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка следует использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОУ педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) работая с детьми с общим недоразвитием речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю – логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Учитель-логопед должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в коррекционный процесс его родителей.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
На мой взгляд, внедрение новых подходов к развитию дошкольников с ОНР должно способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Поэтому в своей работе с такими детьми использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с их родителями.
Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
Лэпбук – сравнительно новое явление, это книжка — раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая то, что мышление детей в дошкольном возрасте носит наглядно-образны характер).
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Лэпбук — сравнительно новое средство обучения.
У детей с речевыми нарушениями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как сказано выше, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем –использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
· пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
· ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
· формировать грамматические категории;
· развивать связную речь;
· формировать психологическую базу речи;
· совершенствовать мелкую моторику.
Для нас лэпбук — уникальное средство сотрудничества с детьми, это отличный способ закрепления и повторения материала. Объединяя игру, обучение и воспитание в один процесс, лэпбук дает возможность построить работу по речевому развитию с детьми с нарушениями речи, учитывая индивидуальные особенности ребенка, создать условия, при которых ребенок самостоятельно закрепляет полученные знания в виде игры, а так же, что немаловажно, развивает речевые навыки.
На первом этапе нами был изучен немногочисленный опыт работы отечественных педагогов по данной теме с использованием интернет — ресурсов.
На втором этапе, на основе анализа изученных материалов, сделали пробный лэпбук. Детей заинтересовал лэпбук. Наши дети с детства знакомы с ноутбуками и нетбуками. Слово «лэпбук» созвучен этим терминам, значит, он тоже вмещает в себя много интересной и полезной информации. А главное — все можно потрогать, пощупать, исследовать все кармашки и конвертики!
На третьем этапе совместно с детьми стали разрабатывать и использовать свой лэпбук: «Животные Африки». Изготовлению лэпбука предшествовали тематические занятия и игры, обсуждение и выполнение заданий. Ребенок запоминает информацию, рисует схемы расположения игр в книжке, учиться планировать, исследовать, проектировать. При такой работе, лэпбук действительно выполняет свою роль, как закрепляющего, дидактического и игрового пособия.
Не обязательно, чтобы ребенок выполнил все задания за один раз. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Поэтому к лэпбуку нужно возвращаться не раз, а значит, играть и заниматься.
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется сверстникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации, а так же развитию монологической и диалогической речи детей.
Использование лэпбука в логопедической работе с дошкольниками с ОНР как самостоятельное методическое пособие может быть применено в любых дошкольных общеобразовательных учреждениях. Данная технология затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей с ОНР и позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
Важная и неотъемлемая часть работы по устранению речевых нарушений у детей – тесное взаимодействие родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, неверные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, свидетельствуют о необходимости на всех этапах коррекции. Помощь родителей чрезвычайна важна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своими детьми.
Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. Это выражается в том, что родители вместе со своими детьми ищут необходимый материал по определенной теме, будь то загадки или вырезанные из журнала картинки. Ребенок должен принимать активное участие в подборе материала, а не оставаться в стороне. В ходе совместного поиска одновременно происходит общение родителей с ребенком.
Лэпбук может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – это хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Построение системы логопедической работы с использованием создания лэпбука для развития лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР опиралось на следующие принципы:
· принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка
· принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
· принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
· принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
· принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
· принцип интеграции усилий специалистов;
· принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
· принцип постепенности подачи учебного материала.
В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико — грамматических категорий и развитию связной речи. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков. Часто дети забирают тот или иной лэпбук домой, чтобы с родителями еще раз «окунуться» в ту или иную лексическую тему.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.
Лэпбук «Добро пожаловать в Звукобуквоград »
:
Город звуков и букв
(приложение 1)
Задачи:
общее представление о звуко-буквенной системе.
Раздел «Подготовка к обучению грамоте»
(приложение 2)
картинки на разные звуки (Игра «Найди картинку с заданным звуком»)
буквы зеленого и синего цвета (Игра «Подбери букву для звука»)
цифры
счетный материал (рыбки) (Игра «Сколько звуков в слове»)
схема анализа артикуляции звука
звуковые схемы (Игра «», «Звуковые схемы»
— подбор определённой звуковой схемы к картинке и наоборот картинки к схеме.)
схемы предложений (Игры «Придумай предложение с картинкой», «Найди подходящую схему предложения»)
схемы слова (Игра «Паровозик)
— определение места звука в слове;
Задачи:
закрепление единиц речи: «звук», «слог», «слово», «предложение»»; деление слов на слоги; анализ положения органов артикуляции при произношении звуков речи для последующей их характеристики и проведения звукового анализа; звуко-буквенный анализ (дифференциация гласных и согласных твердых, и мягких звуков); формирование и закрепление графического образа буквы, навыков чтения
развитие фонематического слуха; анализ и синтез предложения.
3. Раздел «Звукопроизношение»
(приложение 3)
Игра «Повесь картинку с нужным звуком»
Чистоговорки со зрительной опорой на разные звуки
Фонематические патешки на дифференциацию звуков
Игра «Собери картинку»
(разрезные картинки с отдельными слогами, составляющими целое слово).
Задачи:
—
автоматизировать и дифференцировать нужные звуки, развивать и совершенствовать фонематический слух; формирование и закрепление знаний о делении слов на слоги, слоговой анализ и синтез.
4. Раздел «Игры с буквами»
(приложение 4)
Задачи:
формирование и закрепление фонематического слуха, графического образа буквы, навыков чтения по слогам, звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие памяти, внимания, логического мышления.
Игра «На что похожа буква»
(развитие воображения, ассоциативного мышления)
Игра «Сложи букву» (
развитие тактильных ощущений); материал для выкладывания букв: ткань, цветные нитки, счётные палочки)
Игра «Слоговая ромашка»
(чтение слогов)
Игра «Прочитай слово»
(подписанная картинка)
Игра «Закончи слово»
(написан первый слог по картинкой, ребенок должен назвать недостающий слог).
Игра «Прочитай по первым буква слово».
Игра закрепляет умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ. Ход игры: ребёнку предлагается прочитать слова по первым буквам картинок и составить их устно или из набора букв.