Рекомендации по проведению беседы в первой младшей группе
- Достаточное обеспечение наглядностью. Беседа без иллюстративного материала превращается в словесный приём в чистом виде, что для малышей 1,5–3 лет не даёт отчётливости представлений. Более того, со временем такая практика приучит ребят рассуждать о том, о чём у них нет образного представления.
- Терпение. Если воспитатель точно знает, что опыт детей позволяет им ответить на поставленный вопрос, не стоит во имя сохранения хронометража давать ответ за малышей. Лучше задать наводящие вопросы, чтобы у ребят появилась возможность испытать ситуацию успеха, ответив правильно.
- Лучше меньше, да лучше. Не стоит перегружать беседу длинными монологами, большим объёмом информации. Ничего, кроме утомления, у детей это не вызовет. Не стоит забывать о том, что ребята 1,5–3 лет не могут без игр.
- Включённость всех, а не только активных. Часто педагог подключает к работе только инициативных малышей. Между тем стеснительного ребёнка можно вовлечь в разговор поощрением, даже если он повторил ответ, который дал другой ребёнок: «Молодец! Ты тоже это заметил!». Важно не отвлекаться в беседе на шалящих детей. Их нужно располагать ближе к себе и чаще задавать вопросы, обязательно отмечая ключевые моменты в их высказываниях.
Стеснительных детей также нужно включать в беседу наравне с активными
- Беседы (особенно ситуативные) на тему КГН нельзя начинать с упрёков, вроде: «Вы только посмотрите на свои носы!» — и долгих сентенций о том, что платков ни у кого нет, воспитанники не умеют сморкаться, пользоваться умывальником и пр. Первой реакцией малышей будет скашивание глаз к носу, чтобы увидеть объект недовольства взрослого, а ведь педагог лишь ставил целью подвести ребят к тому, что нужно носить носовые платки. При завершающем вопросе: «Так что же нужно принести завтра?» ребята будет перечислять всё, что угодно, но до платков могут так и не дойти. Поэтому уместнее начать с представления гостя — Петрушки, с которым не хотят дружить игрушки, ведь он не умеет пользоваться носовым платком. А потом уже пошагово рассказать, как не оказаться в подобной ситуации самим малышам.
Методические приёмы организации беседы
Основной приём в работе с младшими дошкольниками — игра. Кроме того, при проведении беседы педагог использует:
- объяснение, загадки, стихотворения, сказки для введения в тему разговора, а также закрепления материала,
- картинки для сопровождения бесед любой тематики (разговоры на тему КГН иллюстрируются рисунками со схемами выполнения тех или иных действий, например, порядком умывания, одевания),
- игры (обычно таким образом воспитатель совмещает беседу — словесный приём — с физкультминуткой, игровым элементом занятия, или с прогулкой — частью режима),
- рисунки, аппликации для закрепления полученных знаний по теме (например, после итоговой беседы на тему «Зима» дети делают аппликацию зимнего символа — снеговика, используя ватные диски и фломастеры для обозначения глаз, рта и носа).
Практические способы взаимодействия с детьми помогают малышам прочнее усвоить материал беседы
Разработка материала на тему индивидуальная беседа
Конспект индивидуальной беседы с родителями.
1. Объект беседы:
родители учащегося.
2. Тема беседы:
«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»
3. Цель беседы
: формировать у родителей представления о влиянии застенчивости и неуверенности ребёнка на учебные успехи.
4. Задачи беседы:
а) установить психологический контакт с родителями;
б) обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника;
в) способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности;
г) обсудить с родителями пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе.
5. План беседы:
1)Приветствие;
2) Основная часть;
а) Теоретический аспект возникновения застенчивости и неуверенности;
б) Вопросы, заданные родителям;
в) Возникшие вопросы у родителей;
г) Памятка для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.
3) Заключение.
Содержание беседы
(опорные понятия, вопросы, структура беседы).
Приветствие:
Здравствуйте!Я хотела бы провести с вами консультативную беседу по теме «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».
Основная часть:
Даже в самой в самой крайней и запущенной
форме застенчивости и неуверенность пройдут,
если для их преодоления приложить труд души.
В. Леви
Почти каждый человек в своей жизни испытывает чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то – змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? Прежде всего, это касается застенчивых людей и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.
Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается такое впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе.
Безрадостная картина, не правда ли?
(Ответы родителей)
А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.
(Вопросы родителей)
Застенчивость — понятие растяжимое; чем пристальнее мы присматриваемся, тем больше видим ее разновидностей. Поэтому еще до того, как мы начнем соображать, что же все-таки с ней делать, не мешает узнать о ней больше.
Оксфордский словарь английского языка сообщает, что впервые в письменном виде слово «застенчивый» было употреблено после рождества Христова и означало «легко пугающийся». «Быть застенчивым» — значит быть «трудным для сближения по причине робости, осторожности или недоверия». Застенчивый человек «опаслив, не расположен к встречам или контактам с каким-либо определенным лицом или предметом». «Впечатлительный, робкий, уклоняющийся от отстаивания своих прав», застенчивый человек может быть «склонен к уединению или скрытен по причине неуверенности в себе» или из-за боязни домогательств, своего антипода, «сомнительной, подозрительной, «темной» личности».
Словарь Уэбстера определяет застенчивость как «неловкость в присутствии других людей».
(Вопросы родителей)
Стеснительность возникает, когда ребенок концентрируется на том, что думают о нем окружающие, в первую очередь незнакомые люди. Он боится, что не угодит чужим ожиданиям и, будет отвергнут. Напряжение отражается на его физиологическом состоянии. Он краснеет, говорит сбивчиво и быстро, становится неуклюжим.
4 причины застенчивости:
1. К такому поведению более чувствительные и впечатлительные дети, которые остро реагируют на любые перемены и конфликты. Поэтому любое неосторожное слово или неприятная ситуация может заставить их замкнуться в себе. Часто такие дети вырастают в семьях, где родители пытаются постоянно контролировать их поведение.
2. Лишаясь свободы, ребенок теряет уверенность в себе и самостоятельность.
3. Бесконечная критика тоже причина формирования застенчивости. Когда детей критикуют слишком часто, они перестают делать, что бы то ни было, чтобы не совершать ошибок и не подвергаться давлению. Сложнее, если критикующие родители еще и сравнивают ребенка с более успешным братом или другом.
4. И, наконец, дети могут просто копировать поведение родителей. Если в семье застенчивый отец или мать, то у ребенка просто не будет образцового примера, символизирующего уверенность в себе.
Памятка для родителей.
Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться в взаимодействии со своим застенчивым ребенком.
1. Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом упорством.
2. Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.
3. Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.
4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолеванию неуверенности в себе.
5. Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
6. Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
7. Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.
8. Спрашивайте своего ребёнка, если он сам вам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло.
9. Радуйтесь его победам над собой.
10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
6. Используемая литература при подготовке беседы:
1. Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. – М.: Педагогика, 2005. – 284с.
2. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. – М.: Ось, 2009. – 179 с.
Цели и задачи беседы в первой младшей группе по ФГОС
Организованный разговор с группой детей или индивидуально на определённую тему называется беседой.
В первой младшей группе миссия такого рода работы заключается в:
- развитии речи малышей (освоение речи детьми 1,5–3 лет, по мнению специалистов, легче и быстрее происходит в условиях включения малышей в диалог — так осуществляется накопление пассивного словаря, который постепенно переходит в активный),
- расширении представлений о мире вокруг (для ребят первой младшей группы это, к примеру, деление животных на диких и домашних, элементарные правила поведения в общественных местах и т. д.),
- воспитании культурно-гигиенических навыков (в первые недели посещения детского сада беседам на тему гигиены отводится бо́льшая часть времени в работе с ребятами).
Воспитание культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших целей бесед в первой младшей группе
Задачами проведения бесед в первой младшей группе является:
- разработка тематики учебного материала (например, работая над темой «Знакомство» дети в беседе в форме игры «Снежный ком», называя своё имя и повторяя имена товарищей, запоминают, как зовут ребят в группе),
- развитие догадки (к примеру, в беседе на тему «Домашние животные», чтобы начать разговор о корове, педагог показывает при помощи пальцев корову, произносит звук «му», а дети угадывают, о ком речь),
- помощь в запоминании норм и правил поведения (групповые и индивидуальные беседы на тему культурно-гигиенических навыков (КГН), в частности, как держать ложку, вытирать руки, пользоваться горшком и пр.),
- стимулировании наблюдательности (вне зависимости от темы и приёмов работы, весь учебно-воспитательный процесс в первой младшей группе сопровождается наглядностью, которая обязательно обсуждается в групповой беседе на уровне вопросов «Что изображено на картинке?», «Что делают дети?», если на иллюстрации показан порядок выполнения гигиенических процедур после возвращения с прогулки).