Конспект ситуативной беседы с детьми дошкольного возраста


Рекомендации по проведению беседы в первой младшей группе

  1. Достаточное обеспечение наглядностью. Беседа без иллюстративного материала превращается в словесный приём в чистом виде, что для малышей 1,5–3 лет не даёт отчётливости представлений. Более того, со временем такая практика приучит ребят рассуждать о том, о чём у них нет образного представления.
  2. Терпение. Если воспитатель точно знает, что опыт детей позволяет им ответить на поставленный вопрос, не стоит во имя сохранения хронометража давать ответ за малышей. Лучше задать наводящие вопросы, чтобы у ребят появилась возможность испытать ситуацию успеха, ответив правильно.
  3. Лучше меньше, да лучше. Не стоит перегружать беседу длинными монологами, большим объёмом информации. Ничего, кроме утомления, у детей это не вызовет. Не стоит забывать о том, что ребята 1,5–3 лет не могут без игр.
  4. Включённость всех, а не только активных. Часто педагог подключает к работе только инициативных малышей. Между тем стеснительного ребёнка можно вовлечь в разговор поощрением, даже если он повторил ответ, который дал другой ребёнок: «Молодец! Ты тоже это заметил!». Важно не отвлекаться в беседе на шалящих детей. Их нужно располагать ближе к себе и чаще задавать вопросы, обязательно отмечая ключевые моменты в их высказываниях.

    Стеснительных детей также нужно включать в беседу наравне с активными

  5. Беседы (особенно ситуативные) на тему КГН нельзя начинать с упрёков, вроде: «Вы только посмотрите на свои носы!» — и долгих сентенций о том, что платков ни у кого нет, воспитанники не умеют сморкаться, пользоваться умывальником и пр. Первой реакцией малышей будет скашивание глаз к носу, чтобы увидеть объект недовольства взрослого, а ведь педагог лишь ставил целью подвести ребят к тому, что нужно носить носовые платки. При завершающем вопросе: «Так что же нужно принести завтра?» ребята будет перечислять всё, что угодно, но до платков могут так и не дойти. Поэтому уместнее начать с представления гостя — Петрушки, с которым не хотят дружить игрушки, ведь он не умеет пользоваться носовым платком. А потом уже пошагово рассказать, как не оказаться в подобной ситуации самим малышам.

Методические приёмы организации беседы

Основной приём в работе с младшими дошкольниками — игра. Кроме того, при проведении беседы педагог использует:

Разработка материала на тему индивидуальная беседа

Конспект индивидуальной беседы с родителями.

1. Объект беседы:

родители учащегося.

2. Тема беседы:

«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

3. Цель беседы

: формировать у родителей представления о влиянии застенчивости и неуверенности ребёнка на учебные успехи.

4. Задачи беседы:

а) установить психологический контакт с родителями;

б) обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника;

в) способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности;

г) обсудить с родителями пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе.

5. План беседы:

1)Приветствие;

2) Основная часть;

а) Теоретический аспект возникновения застенчивости и неуверенности;

б) Вопросы, заданные родителям;

в) Возникшие вопросы у родителей;

г) Памятка для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.

3) Заключение.

Содержание беседы

(опорные понятия, вопросы, структура беседы).

Приветствие:

Здравствуйте!Я хотела бы провести с вами консультативную беседу по теме «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».

Основная часть:

Даже в самой в самой крайней и запущенной

форме застенчивости и неуверенность пройдут,

если для их преодоления приложить труд души.

В. Леви

Почти каждый человек в своей жизни испытывает чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то – змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? Прежде всего, это касается застенчивых людей и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.

Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается такое впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе.

Безрадостная картина, не правда ли?

(Ответы родителей)

А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

(Вопросы родителей)

Застенчивость — понятие растяжимое; чем пристальнее мы присматриваемся, тем больше видим ее разновидностей. Поэтому еще до того, как мы начнем соображать, что же все-таки с ней делать, не мешает узнать о ней больше.

Оксфордский словарь английского языка сообщает, что впервые в письменном виде слово «застенчивый» было употреблено после рождества Христова и означало «легко пугающийся». «Быть застенчивым» — значит быть «трудным для сближения по причине робости, осторожности или недоверия». Застенчивый человек «опаслив, не расположен к встречам или контактам с каким-либо определенным лицом или предметом». «Впечатлительный, робкий, уклоняющийся от отстаивания своих прав», застенчивый человек может быть «склонен к уединению или скрытен по причине неуверенности в себе» или из-за боязни домогательств, своего антипода, «сомнительной, подозрительной, «темной» личности».

Словарь Уэбстера определяет застенчивость как «неловкость в присутствии других людей».

(Вопросы родителей)

Стеснительность возникает, когда ребенок концентрируется на том, что думают о нем окружающие, в первую очередь незнакомые люди. Он боится, что не угодит чужим ожиданиям и, будет отвергнут. Напряжение отражается на его физиологическом состоянии. Он краснеет, говорит сбивчиво и быстро, становится неуклюжим.

4 причины застенчивости:

1. К такому поведению более чувствительные и впечатлительные дети, которые остро реагируют на любые перемены и конфликты. Поэтому любое неосторожное слово или неприятная ситуация может заставить их замкнуться в себе. Часто такие дети вырастают в семьях, где родители пытаются постоянно контролировать их поведение.

2. Лишаясь свободы, ребенок теряет уверенность в себе и самостоятельность.

3. Бесконечная критика тоже причина формирования застенчивости. Когда детей критикуют слишком часто, они перестают делать, что бы то ни было, чтобы не совершать ошибок и не подвергаться давлению. Сложнее, если критикующие родители еще и сравнивают ребенка с более успешным братом или другом.

4. И, наконец, дети могут просто копировать поведение родителей. Если в семье застенчивый отец или мать, то у ребенка просто не будет образцового примера, символизирующего уверенность в себе.

Памятка для родителей.

Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться в взаимодействии со своим застенчивым ребенком.

1. Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом упорством.

2. Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.

3. Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.

4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолеванию неуверенности в себе.

5. Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

6. Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

7. Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.

8. Спрашивайте своего ребёнка, если он сам вам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло.

9. Радуйтесь его победам над собой.

10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

6. Используемая литература при подготовке беседы:

1. Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. – М.: Педагогика, 2005. – 284с.

2. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. – М.: Ось, 2009. – 179 с.

Цели и задачи беседы в первой младшей группе по ФГОС

Организованный разговор с группой детей или индивидуально на определённую тему называется беседой.

В первой младшей группе миссия такого рода работы заключается в:

  • развитии речи малышей (освоение речи детьми 1,5–3 лет, по мнению специалистов, легче и быстрее происходит в условиях включения малышей в диалог — так осуществляется накопление пассивного словаря, который постепенно переходит в активный),
  • расширении представлений о мире вокруг (для ребят первой младшей группы это, к примеру, деление животных на диких и домашних, элементарные правила поведения в общественных местах и т. д.),
  • воспитании культурно-гигиенических навыков (в первые недели посещения детского сада беседам на тему гигиены отводится бо́льшая часть времени в работе с ребятами).

    Воспитание культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших целей бесед в первой младшей группе

Задачами проведения бесед в первой младшей группе является:

  • разработка тематики учебного материала (например, работая над темой «Знакомство» дети в беседе в форме игры «Снежный ком», называя своё имя и повторяя имена товарищей, запоминают, как зовут ребят в группе),
  • развитие догадки (к примеру, в беседе на тему «Домашние животные», чтобы начать разговор о корове, педагог показывает при помощи пальцев корову, произносит звук «му», а дети угадывают, о ком речь),
  • помощь в запоминании норм и правил поведения (групповые и индивидуальные беседы на тему культурно-гигиенических навыков (КГН), в частности, как держать ложку, вытирать руки, пользоваться горшком и пр.),
  • стимулировании наблюдательности (вне зависимости от темы и приёмов работы, весь учебно-воспитательный процесс в первой младшей группе сопровождается наглядностью, которая обязательно обсуждается в групповой беседе на уровне вопросов «Что изображено на картинке?», «Что делают дети?», если на иллюстрации показан порядок выполнения гигиенических процедур после возвращения с прогулки).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]