Развитие сенсорного восприятия у детей дошкольников 5-6 лет


Развитие сенсорного восприятия у детей дошкольников 5-6 лет

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ, ПО ПРОБЛЕМЕ: «ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Описание: Данный материал будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей 5-6 лет, с ограниченными возможностями здоровья. Цель: познакомить родителей с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Доброе утро уважаемые родители. Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хочу начать со слов: Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может ¬войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер
Сегодня мы с вами поговорим об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет сенсорное воспитание. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. Значительно совершенствуются у детей умения определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: Зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: — является основой для интеллектуального развития; — упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; — развивает наблюдательность; — готовит к реальной жизни; — позитивно влияет на эстетическое чувство; — является основой для развития воображения; — развивает внимание; — дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; — обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; — обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; — влияет на расширение словарного запаса ребенка; — влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Определение: Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей. Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов: Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п. Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь. Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны Сенсорное воспитание детей, согласно определению в учебниках и пособиях, означает развитие восприятия различных явлений окружающего мира и ощущений, при этом возникающих, понимания их значения и свойств, формирование представлений о тех или иных предметах и их дифференцирование. Совершенствование сенсорных способностей напрямую связано с умственным и интеллектуальным уровнем ребенка. Поэтому сенсорное воспитание использует также как одну из методик для лечения проблемных детей с замедленным развитием любого возраста. Сенсорная система каждого здорового, полноценно развитого человека состоит из пяти аспектов восприятия: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Если говорить о сенсорном восприятии, то существуют общепринятые эталоны, которые должны быть усвоены с раннего возраста: геометрические формы, размеры, основные цвета спектра и т.д. именно на это и направлены упражнения по сенсорике для детей. Благодаря сенсорной методике воспитания ребенок изучает такие понятия как: форма и размер; цвет и качество; вкус и запах; звук, музыка. Что такое сенсорные эталоны? Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами». «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. Сенсорные эталоны: — Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. — Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер. — Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка. — Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый. — Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи: В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными). На первом году жизни – это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. В среднем дошкольном возрасте: — формирование сенсорных эталонов; — обучение детей способам обследование предметов; — обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам; — развитие у детей аналитического восприятия — умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты). Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Как знакомить ребенка с признаками предметов? Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори): 1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета). 2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»). 3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»). Работа с сенсорным развитием детей – процесс длительный и весьма трудоемкий Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме. В развитии ребенка дошкольного возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Роль развития слухового внимания в подготовке к школе Особое внимание следует уделить развитию слухового внимания. Этот фактор немаловажен для дошкольников, которым предстоит быть сосредоточенными на уроках в общеобразовательной школе. Хороший фонематический слух немаловажен для обучения дошкольников письменности. Искажение одного-двух звуков слова может в значительной степени искажать смысл слова. А от будущего первоклассника требуется произносить слова так, чтобы учитель и одноклассники могли их понимать. Да и если ребенок не путает звуки, ему будет легче впоследствии ориентироваться в написании букв, которые обозначают эти звуки.
Система игр и упражнений для развития фонематического восприятия у дошкольников
I. Подготовительный этап работы 1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями: Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу…). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.) Игра «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Описание игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду. Игра «Дятел», «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны. Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //… 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА Дифференциация голосов по тембру: Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал. Игра «Внимательные ушки» Вариант 1 — Взрослый предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки: сом – дом – лом мак – рак – лак кот – кит – кит – кот крыша – крыса – крыса – крыша – крыса коза – коса – коса — коса Вариант 2 — Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон… «Угадай, чей голосок » Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (самолёт, кошку, собаку). Ребёнок угадывает. Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия. . Игры на развитие умения следить глазами. Цель: Формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера, зрительно-моторная координация. • «Лабиринты» Развитие ориентирования во времени Важно развивать у малыша ориентировку во времени и научить его различать времена дня; давать представление о месяцах года. Знание эталонов времени помогают ребенку проложить четкую последовательность происходящих событий, причинно-следственной связи между ними. Это впоследствии поможет ему при восприятии временных отношений в текстах различной сложности, то есть будет способствовать развитию способностей языкового анализа. В свою очередь, эти знания очень нужны в процессе чтения и письма. Игры на развитие пространственного восприятия: Счетные палочки – игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческие воображения. Представления о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания: (для детей 3–4 лет) • Выложить треугольник, квадрат, прямоугольник. • Назвать геометрические фигуры, сколько треугольников, сколько квадратов. • Построить фигуру по образцу. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике. Прочное усвоение этих понятий готовит базу для успешных занятий математикой. Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей: • сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия; • обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики; • словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются; • при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой); • обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.
Игры на развитие тактильного восприятия:

1. Забавные шарики. В надувные шарики нужно насыпать разные наполнители – муку, гречку, горох, фасоль, сахар. С каждым видом наполнителя следует сделать по два шарика, перемешать их и сложить в миску. Ребенок должен наощупь отгадать содержимое и найти пару мешочку. 2. Назови букву. Усадите ребенка на стул или уложите на диван голой спинкой вверх и пальцем медленно прописывайте буквы алфавита. Дошкольник должен отгадать их. Аналогично можно играть с цифрами. 3. Совпадение. Лучше играть в группе. Каждому из участников предлагается мешочек с разными предметами. Сначала нужно с закрытыми глазами нащупать один из них, описать его и отгадать, что это – например, круглый теннисный мячик из войлока. Затем назвать и описать предметы похожих качеств и форм – например, яблоко тоже твердое и круглое, ковер такой же шероховатый и т.д. Игры и упражнения на развитие обоняния и вкуса у детей
Игровое упражнение «Фрукт или овощ?» Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.). Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи. Игровое упражнение «Поможем обезьянке». Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное. Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста. Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты. «Что приготовил повар на обед?» Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда. Цель: развитие обоняния, вкуса. Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда. Игры для развития восприятия для дошкольников – это важная ступенька к приобретению необходимых в будущем умений и навыков. Такие занятия существенно облегчат первые школьные годы ребенка. Резюме Итак, сенсорное воспитание дошкольника – необходимое и важное мероприятие, если вас заботит будущее ребенка, его успеваемость в школе, полное и глубокое развитие потенциальных талантов и способностей, самореализация во взрослой жизни. Нельзя не отметить еще одну положительную сторону таких занятий: ребенок контактирует с родителями, что способствует более теплым, доверительным отношениям в семье, с ровесниками – это формирует навыки поведения в обществе, в разных ситуациях, в том числе и в конфликтных. Наконец, это тренировка дисциплины, внимательности и усидчивости. Вся работа проходила чрезвычайно интересно, как для меня, так и для моих воспитанников. Перечисленные ранее методы, приёмы и формы работы учили детей сравнивать окружающие предметы и игрушки, обобщать их по сходным признакам, устанавливать простейшие связи между ними. А сейчас я предлагаю вам посмотреть некоторые отрывки занятий, как же я знакомлю ваших детей с некоторыми сенсорными представлениями.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Картотека игр по сенсорному развитию в старшей группекартотека (старшая группа) на тему

Картотека игр по сенсорному развитию

в старшей группе

Игры на ориентировку во времени

«Что мы делаем?»

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток. Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей.

«Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

«Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

Игры на ориентировку в пространстве

Игры на ориентировку в пространстве

с помощью сохранных анализаторов

«Автогонки»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

Игра на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

«Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве

«Дорога в школу».

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

Игры на развитие внимания

«В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание: Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

Примечание: На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

«Исключи лишнее»

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Игровые действия: Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от остальных, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».

«Найди отличия»

Цель: развивать умения произвольно переключать и распределять внимание.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Игровые действия: Ребенку предлагаются: 1) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; 2) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображённые картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Игры на развитие мышления

ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ

Ход игры: вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:

«Слоны умеют летать».

«Арбузы растут на деревьях».

«Корабли плавают по суше».

«Зимой всегда пасмурно».

«Солнце светит только утром и вечером».

«Ни один человек не может жить без воды».

Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает.

Примеры фраз:

«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ». Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).

«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).

«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).

«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».

Ход игры: Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

«Дорисуй фигуру»

Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).

Попросите ребенка дорисовать вторую половину

Игры на развития памяти

«ПРОГУЛКА ПО ЗООПАРКУ»

Оборудование: 10 картинок животных Ход игры: Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку. Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала». Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон… Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках. Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале. Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты. Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались. Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

Игра «Хамелеон»

Ход игры: Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон. Объясняет, что это ящерица, которая меняет окраску в зависимости от того места, где находится, чтобы ее не было заметно.

Затем ведущий начинает задавать детям вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть в зеленой траве, на коричневом бревне, на черном камне, на шахматной доске и т. д. Ребята должны быстро отвечать, после чего обсуждаются правильные и неправильные ответы.

Игра проводится в виде соревнования. В начале время ответа не учитывается, важно только правильно ответить. Но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ.

Указания к проведению. Перед игрой с детьми целесообразно повторить цвета радуги и другие цветовые оттенки.

Примечание. В этой игре развивается умение ориентироваться в разных цветах (это важно, поскольку некоторые дети не знают названия цветов, умение слушать, скорость реакции и др.

Игры на развитее творческого воображения

«Сказка -наизнанку»

Цель игры: Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «Наоборот».

Ход игры: Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложить подумать и расс4казать как изменятся герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным: 1.Злая Волшебница заколдовала героев… 2.В сердце доброго героя попал кусочек льда, а злому стало его жалко и он подобрел… 3.Герой проглотил волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, сказал однажды плохое слово… Все эти варианты предложены детьми, предложите детям придумать свои версии и почти у каждого будет своя, одна лучше другой. С помощью принципа «выворачивания наизнанку» можно найти исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении.

«Цепочка слов»Цель игры: Развитие творческого воображения, путем вызова звуков и образов, ассоциаций, воспоминаний и представлений.

Ход игры: Детям предлагается составить длинный поезд из слов – каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой, то есть каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Пример:Воспитатель: Зима – какая? (ставит вагончик — зима). Дети: Снежная, холодная (ставят два вагончика). Воспитатель: А что бывает еще холодным? Дети: Мороженное, лед, снег, ветер (на каждое слово ставится вагончик). Воспитатель: (отталкиваясь от последнего слова) А ветер какой? Дети: Северный, сильный… Воспитатель: А кто еще может быть сильным? И т.д. пока детям не надоест или не закончатся вагончики.Вариант игры: Вагончики могут быть разного цвета. Каждый ряд столов или подгруппа детей имеет свой цвет. Во время ответов детей помощник воспитателя или более старший ребенок ставит вагончик определенного цвета. В конце игры подсчитывают, какая подгруппа или ряд набрали больше вагончиков (у кого поезд длиннее), те и выиграли.

Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей подготовительной группы на тему: «Мир вокруг нас». Цель: Обобщить имеющиеся у детей знания о функциях органов чувств, сформировать представление детей о том, что каждый орган чувств человека имеет большое значение для него. Образовательные задачи: Развивать у детей все сенсорные каналы восприятия и органы чувств с использованием оборудования «Дусима». Обучающие задачи: Учить различать понятия «часть тела» и «органы чувств», уточнить с помощью дидактических игр для чего нужны те или иные органы; познакомить со способами профилактики сохранения и укрепления своего здоровья, используя гимнастику для глаз, массаж рук. Развивать зрительное и тактильное восприятие. Коррекционные задачи: Развивать зрительное и слуховое восприятие. Упражнять в составлении пар одинаковых шумов разной громкости. Развивать обоняние и вкусовые рецепторы детей, продолжать формировать умение различать запах и вкус овощей, фруктов и соотносить их с речевой формой описания. Развивать тактильную чувствительность рук и закреплять умение передавать свои ощущения в связной речи. Развивать общую, мелкую моторику, речь, психические процессы. Воспитательные задачи: Воспитывать дружелюбие по отношению к сверстникам, прививать социальные навыки: умение работать в парах, группе, договариваться, учитывать мнения товарищей. Оборудование: кукла Митя, орехи, индивидуальные карточки с наложенными контурами, карандаши, тактильные дощечки «Дусима», «Шумовые коробочки», Набор для запахов и вкуса – «Сенсибар», поднос с этими же фруктами, накрытые салфеткой, фигурка для зрительной гимнастики, компьютер, карточки с изображением органов чувств, индив. карточки – пазлы «Мир вокруг нас», повязки для глаз. Ход занятия. 1. Орг. момент — Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Проходите на свои места (дети садятся). — Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «Мир вокруг нас». Это мир, который мы можем увидеть, услышать, ощутить, почувствовать, а также рассказать обо всём этом другим людям. И к нам сегодня в гости пришёл мальчик Митя, он тоже собирается в школу, хочет поиграть с нами и узнать что-то новое. Митя принес для вас «Орешки знаний». Для начала помассируем орешками наши ладошки и пальчики. Орешек знанья твердый, Но всё же, мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Желание наше «Хочу все знать». Давайте назовем каждый пальчик (начиная с большого, начиная с маленького). 2. Орган чувств – глаз. Педагог. Сегодня нам орешек поможет узнать все о наших помощниках, о наших органах чувств. Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей). Молодцы, все правильно назвали. Почему их называют помощниками? (Ответы детей). Первый орган чувств — это … Отгадайте мою загадку. Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза) – прикрепляется на доску картинка. Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения) – скажем хором. Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов). Игра «Наложенные рисунки» (Цель: различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга) Каждому ребенку даётся индивидуальная карточка. Надо перечислить изображенные предметы, дать обобщающее понятие и закрасить один предмет по заданию педагога. Что нужно делать, чтобы глаза лучше видели и не уставали? (Нужно делать гимнастику для глаз). Выполнение упражнений зрительной гимнастики «Веселая неделька» Упражнение выполняется стоя, очки положить на стол. Всю неделю по порядку глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. (Посмотреть вверх-вниз, голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение) Во вторник часики-глаза Отводят взгляд туда-сюда, Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда. (Посмотреть влево, вправо; голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.) В среду в жмурки мы играем, Плотно глазки закрываем. Жмуримся и открываем- Так игру мы продолжаем. (плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение.) А в четверг мы смотрим вдаль, На это времени не жаль. Что вблизи и что вдали – Глазки рассмотреть должны. (смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку; упражнение укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию.) В пятницу мы не зевали, Глаза по кругу побежали. Остановка! Им опять В другую сторону бежать. (смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратном направлении; упражнение совершенствует сложные движения глаз.) Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. (Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз.) В воскресенье будем спать, А потом пойдем гулять, Свежим воздухом дышать (Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко – от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу; затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.) Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя! 3. Орган чувств – ухо. Педагог. Следующий орган чувств… Отгадываем загадку. Слышат всё они вокруг. Кто есть враг, а кто есть друг! Люди носят в них серёжки. У коровок рядом рожки. На макушке у зверушки. И зовут сестричек … ушки. – (Правильно, Аня найди нужную картинку и прикрепи её на доске). Какой это орган? (Орган слуха) – давайте, скажем все вместе. Для чего нужны уши? (Слышать звуки). Какие бывают звуки? (Тихие, громкие, короткие, длинные, музыкальные и т. д.) Сейчас проверим, хорошо ли слышат ваши уши. Игра «Шумовые цилиндры», -Возьмите каждый по цилиндру с красной шляпкой. Вам нужно подобрать тару – найти такой же цилиндр с синей шляпкой. Если вы правильно подобрали свою пару, то метки – подсказки должны совпасть по цвету. В игру играем 2 раза (меняем цвет шляпок). Игра «Угадай что звучит». — А теперь, послушайте и угадайте, что звучит. Можно закрыть глазки. Дети отгадывают звуки: ручей, птичьи голоса, шум города… (компьютерная программа). 4. Орган чувств – нос. Педагог. Третий орган чувств. Сначала отгадаем загадку. Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. (Нос.) – прикрепляем картинку. Какой это орган? (Орган обоняния) – повтори Артём. Повтори Егор. Какую работу выполняет нос? (Узнает запахи, помогает дышать). Какие бывают запахи? (Приятные, неприятные, ароматные, вредные). Игра «Угадай по запаху». -Вас ждёт новая игра, она называется «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ». Дети подходят к стойке, на которой стоят баночки со знакомыми запахами овощей и фруктов. На отдельном столе стоит накрытая салфеткой корзина с этими же овощами и фруктами. — Слушайте задание: выбираете любую баночку, нюхаете её и отгадываете по запаху, что в ней лежит. Не говоря ответа вслух, по очереди, будете находить свою отгадку в корзине под салфеткой. (Дети выполняют задание и подходят к корзине , в которой лежат натуральные отгадки: огурец, яблоко, лимон, банан, груша, лук или чеснок). -Назовите, что узнали по запаху и нашли на ощупь!(дети называют и показывают отгаданные овощи, фрукты). 5. Физкуль Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать! (дети шагают по кругу, останавливаются) Вот спина, а вот животик (показывают обеими руками спину, затем живот), Ножки (топают ножками), Ручки (протягивают руки вперед и вращают кистями), Глазки (указательными пальцами обеих рук показывают глаза), Ротик (указательным пальцем правой руки показывают на рот), Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос), Ушки (указательными пальцами обеих рук показывают на уши), Голова (кладут руки на голову), Покачать успел едва (качают головой из стороны в сторону), Шея крутит головой (обхватили шею ладонями), Ох, устала ой-ой-ой! Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой до левого), Локти (не убирая рук с плеч, выставляют вперед локти), И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям), У меня, Сережи, Лены (выпрямляются и разводят руки в стороны, жестом показывая на других детей). 6. Орган чувств – кожа. Педагог. Четвертый орган чувств. Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… кожа . – какую картинку мы прикрепим на доску? Как иначе называют этот орган? (Орган осязания) – скажем вместе хором. Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов). Игра «Прочувствуй поверхность предметов руками – тактильные дощечки Дусима». (Цель: узнавать предметы на ощупь, кратко описать поверхности предмета). Надевайте повязки. Сначала будем угадывать простые фигуры, потом более сложные. Кого назову, тот называет свою фигуру. 7. Орган чувств – язык. Педагог. Последний орган чувств. Всегда во рту, Да не проглотишь. (Язык) – прикрепляется картинка. Какой это орган? (Орган вкуса) – давайте скажем хором. Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи). Какой бывает вкус пищи? (сладкий, кислый, соленый, горький). Игра «Узнай продукт и вкус пищи». Одевайте повязки, я буду давать вам кусочек фрукта, вы должны угадать его. 8. Пословицы и поговорки про органы чувств. — Ребята, а знает ли кто-нибудь из вас пословицы и поговорки В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем. Глаза боятся, а руки делают. Честные глаза вбок не глядят. Чтобы увидеть звезды, надо открыть глаза. Язык до Киева доведёт. Без языка и колокол нем. Языком масла не собьёшь. Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет. Нежность определяется не мягкостью кожи, а поведением. К коже ума не пришьешь. В одно ухо влетело, в другое вылетело. 9. Дид./игра «Мир вокруг нас». — Ребята, давайте попробуем собрать картинку – пазл «Мир вокруг нас». Каждому ребёнку даются картинки. Игрушка Митя проверяет выполненное задание. 10. Итог занятия: -Ребята, вы сегодня в путешествии были полны сил, энергии, проявили себя дружными детьми. Митя и вы много узнали нового. Постарайтесь сохранить все эти ощущения и качества не только на сегодня, но и навсегда!!! Человек бывает разный: Средний, маленький, большой, И не так-то просто сразу разобраться кто какой, Есть и брови, есть и уши, есть и рот, и две руки Очень важно, что снаружи, но важнее что внутри. Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста Наши главные отличья: сердце, разум, доброта. Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри – Очень важно, что снаружи, но важнее — что внутри. Наше путешествие « В МИР ВОКРУГ НАС», «В МИР НАШИХ ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ» закончилось. И в конце путешествия всем вам и нашим гостям я хочу подарить «Конфетные цветы», ведь их можно потрогать, понюхать, любоваться ими и даже съесть. -Улыбнитесь гостям и попрощайтесь с ними: «До свидания!!!».
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]