Задачи художественной литературы в средней группе
Дошкольные учреждения выделяют особое место чтению художественной литературы. На основании федерального государственного стандарта данная деятельность выделяется в отдельную образовательную часть. Она преследует свои цели и задачи. Данные задачи становятся более сложными по мере того, как взрослеет ребенок.
Важно! Новые поколения обязаны читать больше других, чтобы хорошо ориентироваться в потоке информации.
Чтение художественной литературы развивает мышление и речь
Основная цель чтения детям в средней группе — формирование всесторонней личности и привитие любви к чтению. Его задачами являются:
- развитие опыта слушания произведений различных жанров фольклора (прибаутки, загадки, сказки и т. д.), прозы (сказки и рассказы), поэзии (стихи, сказки в стихах);
- вызывание интереса к литературным произведениям, привитие любви к постоянному общению с книгой вместе со взрослым и самостоятельно;
- развить умения слушать и воспринимать текст. Ребенок должен понимать основной смысл текста, уметь восстанавливать причинно-следственные связи, уметь характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
- развивать художественно-речевую деятельность. Это достигается путем пересказа, выразительного рассказа наизусть прибауток, стихов, потешек;
- развитие умений составлять поэтические рифмы и описательные рассказы;
- поддержание желания у ребенка высказывать свои впечатления по поводу услышанного произведения. Это можно сделать в виде рисунка, игры изготовлении фигурок.
Детям требуется прививать любовь к чтению с детства
Перечисленные выше задачи являются образовательными. Кроме них есть воспитательные и развивающие задачи.
В развивающие функции входят:
- развитие представлений о мире природы;
- развитие речи на основании норм языка;
- развитие грамматических и лексических умений до того, как ребенок пойдет учиться в школу;
- развитие умений видеть прекрасное.
Среди воспитательных задач выделяются:
- формирование представлений о нравственных нормах поведения;
- формирование положительных качеств (доброта, честность, щедрость и т. д.);
- формирование отрицательного отношения к плохим качествам (ложь, зависть и т. д.).
Чтение преследует сразу несколько задач
На четвертом году жизни ребенок воспринимает художественную литературу еще поверхностно. Он способен выявить только самые простые связи между происходящими событиями. Его внимание устремлено на одного главного героя и на двух-трех второстепенных. Он не может оценить их поступки, не понимая мотивов их поведения.
Художественная литература по-другому воспринимается на пятом году жизни. Ребенок начинает задумываться, почему кто-то поступил именно так, и что за эти последовало. Ребенок уже пытается установить причинно-следственные связи.
Важно! На пятом году жизни у ребенка начинается иная стадия восприятия художественных произведений. Он проявляет интерес к ним и пытается понять глубокий смысл.
Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой. Чуковский
Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе «В гостях у дедушки Чуковского»
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Способствовать полноценному восприятию произведений. Продолжать учить детей внимательно слушать отрывки из сказок. Познакомить с тем, что одно и то же произведение иллюстрировали разные художники. Объяснить, как важны в книге иллюстрации. Способствовать развитию интереса к художественному чтению. Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам. Словарь: Художник – иллюстратор, иллюстрации, лист, обложка.Оборудование: Портрет К. И . Чуковского. Книжная выставка « Любимые сказки дедушки Чуковского», на ней несколько сказок « Муха – цокотуха», иллюстрированных разными художниками. Выставка детских рисунков. « Чудо – дерево», на нём висят: крокодил, телефон, кусок мыла, градусник, шапочка врача, чайник и блюдце, монета, маска к сказке « Путаница». Карточки с цифрами 1, 2, 3, плитка шоколада, набор детской посуды, картинки для разукрашивания по теме.
Ход занятия.
Воспитатель снимает ткань, которая накрывает дерево и говорит:
Воспитатель: Как у наших у ворот, чудо дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо, расчудесное. Не листочки на нём, Не цветочки на нём… Кто написал эти строчки, Дети: Корней Чуковский.
Воспитатель: Да, это замечательный детский писатель, поэт и переводчик К. И. Чуковский. Вот его портрет. Дети я открою вам один секрет. Оказывается , настоящее имя этого человека – Николай Васильевич Корнейчуков, А Корней Чуковский – это псевдоним. Он составлен из начального слога фамилии. Первая сказка, которую написал К. И. Чуковский , называлась « Крокодил». А было это так. Корней Иванович сочинил её, когда вёз сына в больницу. Мальчик сломал руку и все время плакал. Чуковский, чтобы утешить сына, стал сочинять сказку в стихах: Жил, был крокодил, Он по улицам ходил… Пожалуй, самым любимым сказочным героем Чуковского был крокодил. Поэтому он и поселился на нашем дереве. Вдруг на встречу мой хороший, Мой любимый крокодил. Он с Татошей и с Какошей По аллее проходил. А вы вспомнили какие – нибудь строки, где говорилось про крокодила? Дети: *А потом позвонил крокодил, И со слезами просил … Повернулся, улыбнулся, Засмеялся крокодил… *А в большой реке – Крокодил лежит, И в зубах его Не огонь горит… Воспитатель: Молодцы. А что ещё висит на нашем дереве? Дети: Телефон. Воспитатель: Да, это сказка называется « Телефон». У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон. Воспитатель: Кто сможет отыскать эту книгу на нашей выставке, (ребёнок приносит). Открой, пожалуйста, любую страницу, а мы по картинкам попробуем вспомнить содержание этого эпизода. Дети выполняют задание. Воспитатель: А что ещё висит на нашем дереве? ( Мыло). Как вы думаете, из какой сказки этот предмет? Дети: Из сказки « Мойдодыр». Воспитатель: Найдите эту книжку на выставке. Ой, а странички в книге перепутались, все листочки рассыпались. Посмотрите внимательно на иллюстрации и и подумайте, какая из них должна стоять вначале, какая подом. Нужно расставить все иллюстрации по порядку. Вызванный ребёнок выполняет задание, остальные контролируют и исправляют. Воспитатель: А теперь, я вам тоже предлагаю « помыться». Физкультминутка: Мылом, мылом, мылом, мылом. И ручки, и ножки, и спинку и животик. Ну всё, все чистые. А теперь давайте все вместе скажем: До здравствует мыло душистое. И полотенце пушистое…Воспитатель: Что ещё вы видите на дереве, (градусник). Из какой сказки К. И. Чуковского этот предмет? Дети: Этот предмет из сказки « Айболит». Воспитатель: Вы правы. Эта книжка о добром человеке. Она начинается словами: « Добрый доктор …» , и заканчивается словами « Слава добрым докторам». Скажите пожалуйста, куда же отправился Айболит? ( в Африку) А зачем? ( лечить несчастных зверей). А чем он лечил зверей? ( гоголем – моголем и шоколадом) Давайте поиграем, я буду Айболитом ( надеваю шапку доктора ), а вы изобразите больных животных. Я буду вас лечить. И всем по порядку, даёт шоколадку. ( в кусочки шоколада воткнуты палочки) А как закончилась сказка, хорошо или плохо? Вот и вылечил он их – Лимпомпо! Вот и вылечил больных – Лимпомпо! Воспитатель: Скажите пожалуйста, а что ещё висит на дереве? Дети: Чайник и блюдце. Воспитатель: А из какой сказки эти предметы» Дети: Из сказки « Федорино горе». Воспитатель: Федора очень расстроилась, из за того, что от неё ушла посуда. Что же она сделала? Найдите книгу с этой сказкой .А сейчас послушайте отрывок из сказки, о том, как Федора подружилась с посудой.( Чтение отрывка). А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Что изменилось « с использованием посуды. Воспитатель: А какой предмет ещё на дереве? Дети: Монетка. Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки Чуковского этот предмет? Дети: Из сказки « Муха – Цокотуха». Воспитатель: Что в сказке случилось с мухой? Кто её спас ? (Ответы детей). Найдите среди книг сказку « Муха – Цокотуха». Одна ли здесь книга? Здесь книжек несколько. И на всех иллюстрациях муха разная. Это потому, что иллюстрации к книгам рисовали разные люди. Людей, которые рисуют картинки к книжкам, называют художники – иллюстраторы . Давайте повторим это трудное слово. Посмотрите на обложки этих книг, на всех нарисована муха. Люди берут в руки книгу, и уже могут догадаться, о чем она. Иллюстрации в книгах очень важны, без них не было бы интересно, особенно детям. Сейчас я покажу вам иллюстрации, на которых нарисованы счастливые Муха и Комар. Кому из вас какая муха нравится и почему? ( Ответы детей). Воспитатель: Посмотрите, на веточках висит маска котенка, а вместо носика у него пятачок от свинки. Кто догадался, из какой сказки этот зверь? ( « Путаница».) Сейчас мы поиграем в эту сказку. Наденьте приготовлены маски. Вот мы и превратились в героев сказки. ( Дети инсценируют начало сказки « Путаница»). Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру « Найди правильный ответ». Перед вами лежат карточки с цифрами 1, 2, 3. Я буду задавать вопросы, а вы должны поднять карточку с правильным ответом. 1) Кто проглотил солнце в сказке К. И. Чуковского? ( Цифра 1 – осьминог, цифра 2 – крокодил, цифра 3 – волк). 2) Кто ехал на велосипеде?( лошади, медведи, павлины) 3) Кто поймал именинницу? ( клещ, клоп, паук). 4) Кто сел на ежа? ( ящерица, слониха, тигрица). 5) Что пришил доктор Айболит зайчику? (голову, ножку, хвостик). Воспитатель: Молодцы дети. Сегодня на занятии мы продолжили знакомиться с творчеством замечательного детского писателя К. И. Чуковского.. Мы вспомнили, какие сказки он написал. Сегодня на занятии вы хорошо отвечали, были внимательны.. А я приготовила для вас небольшие подарки. Это рисунки для раскрашивания по сказкам К. И. Чуковского. На этом занятие окончено.
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект НОД для детей средней группы. Дикие животные План-конспект НОД для детей средней группы. Моя Родина План-конспект НОД для дошкольников средней группы. Тема: Транспорт Конспект НОД для детей средней группы «Геометрический калейдоскоп»
Похожие статьи:
Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия спасатель
Конспект занятия в детском саду «Свойства дерева». Средняя группа
Конспекты занятий в средней группе детского сада
Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности
Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию
Восприятие литературы в средней группе
Под восприятием художественного произведения понимается процесс, который предполагает активную деятельность, воплощенную во внутреннем содействии, сопереживание персонажам, перенесение событий на себя. В итоге ребенку кажется, что он лично участвует в происходящих событиях.
Развитие восприятия произведений проходит несколько стадий:
- непосредственное восприятие;
- сопереживание образам произведения;
- влияние литературы наличность.
Книга вызывает интерес у ребенка уже в раннем возрасте. Ему нравится листать страницы, слушать, как читают взрослые, разглядывать картинки. Если проводится необходимая работа, то уже на третьем году жизни ребенок может быть заинтересован в судьбе героев.
Важно! Главная особенность восприятия ребенком литературного произведения — сопереживание героям.
Уроки традиционного и нетрадиционного рисования в детском саду
Восприятие является активным процессом. Ребенок начинает ставить себя на место героев, предпринимает какие-то мысленные действия и борется с врагами. Также отмечена другая особенность детского восприятия: ребенок не любит, когда произведение плохо заканчивается.
В среднем дошкольном возрасте в понимании текста происходят переломные моменты. Это связано с тем, что расширяется жизненный и литературный опыт. Ребенок способен установить простейшие связи в сюжете. Он может правильно оценить поступки героев. Дети реагируют на слово и проявляют к нему интерес. Они стремятся его осмыслить и обыграть. В этом возрасте воспринимается не только содержание произведения, но и особенности языка. Когда текст прочитан, ребенок способен ответить на вопросы по тексту. Он может думать, размышлять и анализировать.
Основная особенность восприятия ребенком произведения — сопереживание героям
Важность чтения перед сном
Важность чтения ребенку перед сном заключается в следующем:
- отход ко сну — это самое лучшее время для чтения. Здесь требуется выбрать лучший момент, когда ребенок готов будет слушать. Если сделать чтение ежедневным ритуалом, даже непоседливый малыш, будет с нетерпением ждать, когда ему почитают сказку перед сном;
- у ребенка поднимается настроение. Чтение способствует успокоению ребенка. Все что было плохого за день, он забывает и у него улучшается настроение. Чтобы не испортить его, лучше подбирать сказки, у которых хороший конец;
- положительное влияние на формирование характера. Уделив всего 20 минут в день чтению пред сном, ребенок становится более послушным и внимательным;
- развиваются умственные способности. В процессе чтения у ребенка появляются вопросы, по поводу непонятных слов или касаемо сюжета. В связи с этим, вечернее чтение разовьет у него словарный запас, фантазию и мышление;
- изучение мира. Благодаря сказкам и рассказам, дети познают, что такое добро и зло, дружба, любовь, ненависть, эгоизм;
- возможность воспитания ребенка с помощью сказки. Хорошие поступки героев могут быть примером для ребенка;
- сближение с ребенком. Связь между ребенком и взрослым можно установить благодаря чтению перед сном. Если ребенок просит почитать одну и ту же книжку, значит его что-то в ней интересует.
Чтение пред сном — хорошая традиция
Чтение перед сном должно стать хорошей традицией. С помощью нее можно привить любовь к книге.
Методика проработки и проведения занятий ЧХЛ
Существуют разнообразные программы и конспекты по проведению чтения в детском саду. Среди основных методов по проведению занятий по ЧХЛ можно выделить:
- воспитатель читает книгу или ведет рассказ наизусть. Если читающий рассказывает наизусть, то он должен сохранить язык автора и передать все его мысли. Значительная часть произведений читается по книге;
- воспитатель что-то рассказывает. Здесь текст передается в свободной форме;
- инсценирование — вторичное ознакомление с произведением;
- заучивание наизусть.
Важно! Работа с книгой в детском саду может быть осуществлена в виде следующих форм: произведение читается и рассказывается или заучиваются произведения устного народного творчества и стихотворения.
Занятия по чтению можно разделить по нескольким типам:
- читается или рассказывается одно произведение;
- читается или рассказывается несколько произведений, которые имеют общую тему. Например, чтение рассказов о весне. Возможно объединение произведений одного жанра или нескольких жанров;
- произведения, которые относятся к разным видам искусства, объединяются в одно занятие. Например, читается произведение, а затем рассматривается картина известного художника, которая связана с этим произведением. Также возможно чтение в сочетании с музыкальным произведением. При проведении подобных занятий необходимо учитывать, с какой силой будет воздействие на эмоции детей. Также требуется учесть отзывчивость детей, культуру поведения;
- чтение производится с использованием наглядного материала. В качестве такого материала могут быть: игрушки (например, чтение сказки три медведя можно сопровождать показом игрушек медведей), настольный театр (он может быть сделан из картона или фанеры), кукольный театр, показ диафильмов и кинофильмов;
- чтение является занятием по развитию речи. Оно может быть включено в содержание самого занятия, а может быть самостоятельным занятием.
Тема недели «Книжкина неделя» в старшей и подготовительной группах
Для проведения занятия требуется подготовка к нему. Для этого осуществляются следующие этапы:
- Выбрать произведение с учетом требующихся критериев, с учетом возраста детей, времени года и метода работы с книгой.
- Определить план работы. Поставить литературные и воспитательные задачи.
- Подготовиться к чтению. Воспитатель должен прочитать произведение так. Чтобы дети поняли основной его смысл и идею. Для этого необходимо проанализировать текст, понять, что пытался передать автор, характер героев, их взаимоотношения и мотивы поступков.
- Проработать выразительность передачи текста. Для этого необходимо проработать способы выражения эмоций (тон и интонации), правильно расставить ударения и паузы, проработать дикцию и правильное произношение.
- Подготовить детей. Расширить их представления о мире с помощью проведения экскурсий, изучения картин и иллюстраций.
Как проводить интересные занятия
Чтобы занятие получилось действительно интересным для детей, нужно создать достаточно яркую и эмоциональную атмосферу. Вокруг должно быть много цветных картинок и вещей, которые будут помогать детям и настраивать их на сказку. Увидя игрушку с Иванушкой-Дурачком, дети смогут понять, какую сказку сегодня будут просматривать. Они сразу догадаются, о чём пойдёт речь на уроке. Этого же требует российский ФГОС. Занятие должно быть живым и подвижным. Дети должны говорить, рисовать и показывать.
На заметку! Должно быть много разных игр. Не стоит долго зацикливаться на одной. В таком случае дети быстро потеряют интерес к происходящему.
Постановки по мотивам историй
Постановки по сказкам можно разделить на 2 вида:
- Реальные. Воспитатель читает произведение. Затем раздаются роли, и дети должны вспомнить, что же говорили их герои. Такая инсценировка тренирует память, устную речь и логичность высказывания. Например, о чём говорили козлёнок и лисичка.
- Вымышленные. Можно сделать постановку по любой сказке. Кроме того, можно организовать встречу разных героев из разных сказок. Например, о чём бы говорили семеро козлят и петушок. Многим детям понравится игра про сказочных героев, которые попали к ним в группу. Ребята смогут поговорить со своими любимыми персонажами. В ответ эти персонажи смогут поделиться с детьми своим опытом.
Постановки по сказкам
Игровая деятельность
Так как главный вид деятельности у детей игра, воспитатели ДОУ должны опираться именно на это действие. Игры помогут научиться всему быстрее, а само обучение будет намного веселее. Вообще существует большое количество различных игр. Например, «Пропущенный кадр». Данная игра помогает развитию монологической речи.
Дидактические игры по методике Монтессори детям
Параллельно тренируется память. В этой игре нужно составить сюжет по серии картинок. Одна картинка убирается. Малышу нужно понять, что происходило на убранной карточке, и рассказать об этом. Есть игра «Покажи меня». Чадо показывает и рассказывает о каком-либо герое сказки. Остальные пытаются отгадать, кто это.
Игры по сказкам
Картотека с целями для средней группы ФГОС
Далее рассмотрено чтение художественной литературы в средней группе картотека с целями на 3 месяца.
Месяц январь
Построить план по изучению художественной литературы можно следующим образом:
- Цель первой недели обучение детей рассказыванию стихотворений наизусть, развитие воображения, речи, привитие навыков слушания. Тема недели может быть посвящена зиме. Все произведения должны быть связаны с зимой (например, стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает…»);
- Тема второй недели: семья. Цели: привитие интереса к чтению, формирование умений отвечать на вопросы, обогащение словарного запаса. Здесь могут быть прочитаны такие произведения как: К. Чуковский «Я один у мамы сын», К. Ушинский «Петушок с семьей».
- Тема третьей недели о животных. Цель: привитие любви к русским народным сказкам, обогащение словарного запаса, развитие выразительности речи. В этот блок можно включить такие произведение как сказка «Репка», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», разгадывание загадок, Г. Остер «Котенок по имени Гав».
Месяц февраль
В феврале план занятий следующий:
- Тема первой недели: знакомство с птицами. Цели: формирование умений сопереживать героям, воспитание интереса к чтению, формирование умений высказывать свои мысли. Произведения могут быть следующими: А. Яшин «Покормите птиц зимой», М. Горький «Воробьишко».
- Вторая неделя посвящена зимней природе. Цели: развитие интереса к сказкам и героям, развитие воображения. Здесь могут быть зачитаны: С. Козлов «Зимняя сказка», стихотворения о зиме, Л. Воронкова «Снег идет».
- Третья неделя посвящена защитникам Родины. Цели: знакомство детей с пограничниками, воинами, которые защищают Родину. Список произведений: С. А. Маршак «Пограничники», В. Бороздин «Звездолетчики».
Месяц март
Мартовские занятия включают следующее:
- Первая неделя: 8 марта — женский день. Цели: знакомство с новыми стихотворениями, заучивание их наизусть, развитие памяти, воспитание любви и уважения к маме, расширение кругозора о весне. Произведения: В. Шуграев «Маме», Е. Благинина «Мама спит, она устала».
- Вторая неделя: необходимые предметы. Цели: знакомство детей с новыми произведениями, развитие слухового внимания, развитие способностей отвечать на вопросы. Произведения: А. Матутис «Поглядите, что за дом», А. Барто «Хромая табуретка».
- Третья неделя: космос. Цели: расширение представлений детей о космосе. Чтение различных рассказов о космосе, сказка о солнечной системе М. Грдаже.
Важно! В осенние месяцы стоит посвятить занятия изучению осени, в летнее время — лету. Другими актуальными темами будет изучение профессий, процесса сна, рождения.
Художественная литература играет огромное значение в развитии ребенка. Важно прививать любовь к чтению с раннего детства.
Картотека «Литература для домашнего чтения по лексическим темам»
Картотека
«Литература для домашнего чтения по лексическим темам»
Составитель: Горбовская И.М.,
учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 5»
г. Усолье-Сибирское, Иркутской области
№ п/п | Лексическая тема | Художественная литература |
1. | «Осень» |
|
2. | «Огород. Овощи» |
|
3. | «Мой детский сад. Моя группа» |
|
4. | «Моя семья» |
|
5. | «Грибы, лесные ягоды Прибайкалья» |
|
6. | «Озеро Байкал» |
|
7. | «Домашние животные и их детеныши» |
(пер. С. Михалкова). |
8. | «Домашние птицы и птенцы» |
|
9. | «Посуда» |
|
10. | «Права детей» |
«Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого) |
11. | «Профессии» |
|
12. | «Мой город, мой дом» |
|
13. | «Зима. Зимующие птицы» |
|
14. | «Дикие животные весной» |
|
15. | «Новый год» |
|
16. | «Мое здоровье» |
|
17. | «Одежда. Головные уборы» |
|
18. | «Обувь» |
|
19. | «Транспорт» |
|
20. | «23 февраля – День Защитника Отечества» |
|
21. | «Мебель» |
|
22. | «8 Марта – Международный женский день» |
|
23. | «Комнатные растения» |
|
24. | «К нам весна шагает…» |
|
25. | «Мир книги. Творчество С.Маршака» |
|
26. | «Моя страна» |
|
Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Фрэнсис Бэкон
6