Основные методы и приемы в обучении дошкольников рисованию


Основные методы и приемы в обучении дошкольников рисованию

Основные методы и приемы в обучении дошкольников рисованию

1 младшая группа (2-3г)

Закладывается основа рисования.

Основные задачи воспитателя:

Привить детям интерес к рисованию. Научить быть внимательными на занятиях. Ознакомить с материалами и принадлежностями для рисования. Научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге. Научить правильно держать кисточку, водить кистью по бумаге без нажима. Научить набирать краску только на ворс кисти, лишнюю краску отжимать о краешек посуды, промывать кисточку в воде. Научить распознавать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Узнавать и называть изображения предмета по окраске. Узнавать и называть нарисованные предметы. Рассказывать о том, что нарисовал сам. Научить рисовать предметы по показу воспитателя и самостоятельно.

Основные приемы обучения рисованию:

Поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого Объяснение в целом Демонстрация изображения – частичная или полная Словесные указания Дорисовывание предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают, например, к воздушным шарикам дорисовывают ниточки) Работа вместе (чтобы ребенок бесцельно не манипулировал карандашом, нужно взять руку ребенка в свою и работать вместе)

Рисуют мягкими кисточками № 5-6 и красками — гуашь.

Осваивают навыки рисования.

Прямые линии – горизонтальные, вертикальные, наклонные.

Темы: «Травка для зайчат», «Дождик-дождик, кап-кап-кап», «Дорожки», «Ниточки для шариков», «Платочек», «Лесенка», «Железная дорога»

Волнистые и изогнутые линии

Темы: «Ручеек», «Ленточки короткие и длинные», «Клубочки для котят»

Прием примакивания (прижимать ворс кисти к бумаге и сразу отрывать его)

Темы: «Листопад», «Снег идет», «Следы собачки на дорожке», «Наши ножки идут по дорожке»

Округлые линии (учим замыкать линию круга)

Темы: «Колечки», «Солнышко», «Шарики на ниточках», «Мячи большой и маленький», «Ягодки на веточке», «Мыльные пузыри»

2 младшая группа(3-4г)

Имеет много общего с 1 младшей группой

Основные задачи воспитателя:

Воспитывать внимание и наблюдательность на занятиях по ИЗО Учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки Учить пользоваться карандашом и кисточкой. Аккуратно набирать краску, отжимая о краешек посуды лишнюю краску. Вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой. Ознакомить со свойствами красок, использовать в работе 2-3 цвета красок (используя разные кисти) Учить различать и называть основные цвета и знать их оттенки (розовый, голубой, серый) Учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке. Различать и называть форму предметов (круглый, треугольный, квадратный), их размеры (большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий) Учить композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги (в центре) Ознакомить с конструктивным построением несложных предметов

(продемонстрировать, что некоторые предметы состоят из нескольких частей одинаковой формы, но разного размера, например, неваляшка или снеговик)

Основные приемы обучения рисованию

Последовательный показ способов изображения Частичный показ способов изображения Словесные приемы обучения – объяснения, указания, поощрения Обследование формы предмета

Навыки рисования

Прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и предметы из них состоящие.

Темы: «Окошко», «Ленточки короткие и длинные», «Дерево», «Елочка», «Домик с окошком»

Даем округлую форму и предметы на ее основе.

Темы: «Мяч красный большой, мяч синий маленький», «Баранки и сушки», «Бусы для мамы», «Снеговик». На основе снеговика рисуем предметы, состоящие из круглых форм: «Неваляшка», «Зайчик», «Медвежонок»

Учим закрашивать кистью плашмя все время в одну сторону. Даем прямоугольную форму: воспитатель рисует линию-основу, чтобы помочь ребенку изобразить угол (прием отдельного рисования)

Учим рисовать прямоугольную форму неотрывно: рисуем линию, остановились, теперь уголок, и линия пошла вниз, остановились, уголок, линия влево, остановились, уголок, линия вверх.

Темы: «Сушатся платочки», «Кубики рассыпались».

5. Рисуем деревья: ствол без утолщения, веточки тянутся к солнышку вверх.

Рисуем елочку: ствол без утолщения, веточки вниз без прогиба.

6. Рисуем дом: даем линию земли внизу листа. Ребенок рисует стены по принципу прямоугольника, соединяя стены, рисует потолок, от середины потолка делаем линию наверх и от нее отходят наклонные линии к углам дома – получается треугольная крыша. Посредине дома рисуем квадрат – окно. Закрашиваем крышу и окно.

7. Рисуем транспорт: тележка прямоугольная с двумя колесами и ручкой.

Темы для рисования по замыслу: «Дерево и снеговик», «Снежная баба у елочки», «Елочка зимой», «Неваляшки вышли погулять», «Тележка везет кубики», «Одуванчики на лугу».

Средняя группа(4-5л)

Основные задачи воспитателя

Знакомить детей с видами изобразительного искусства (иллюстрациями в книгах, репродукциями картин художников, народными игрушками – свистульками, матрешками). Развивать у детей наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, формы. Учить детей передавать в рисунке простые по форме предметы, выделяя их основные части. Учить детей вести линии рисунка плавно, изменять направление линий, соответственно поворачивая руку. Научить различать, называть и применять разные цвета и оттенки, учить рисовать 3-4-мя красками в одном рисунке. Учить рисовать по памяти. Учить размещать изображение на листе бумаги. Совершенствовать умение рисовать предметы с использованием прямых, наклонных, дугообразных и волнистых линий. Совершенствовать умение рисовать предметы округлой, прямоугольной, треугольной и овальной формы. Учить передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой – маленький, высокий – низкий) Учить детей аккуратно закрашивать рисунок (карандаш не отрывается от листа бумаги, кисть следует за ворсом все время в одном направлении)

Основные приемы обучения рисованию:

Словесный прием – вопросы, объяснения, указания. Ознакомление с предметом, его формой, обведение по контуру пальцем. Частичный или полный показ

Навыки рисования:

1. Даем новую форму – овал (называем — похож на огурчик)

Темы для рисования: «Огурец», «Лимон», «Кабачок»

2. Даем понятие в различении круглой и овальной формы

Темы для рисования: «Помидор и огурец», «Апельсин и лимон», «Огурец и кабачок»

Даем штриховку при закрашивании предметов Рисуем цветы, используя прием примакивания. Для рисования лучше брать

четырехлепестковые цветы, простые по форме и строению. Обращаем внимание на

стебель – прямой или изогнутый. В дальнейшем количество лепестков можно

увеличить.

Рисуем деревья: ствол утолщенный книзу, веточки большие, от них идут маленькие. Темы: «Сад осенью», «Деревья в парке» Рисуем елочку: веточки с прогибом, ствол, утолщенный книзу

Темы: «Елочка и дерево», «В лесу родилась елочка»

Рисуем дом: крыша плоская, в центре дверь, окна в верхней части двери,

расположены на одном уровне. Закрашиваем только крышу, окна,

дверь.

Рисуем человека: голова + каркас без детализации ног и туловища; рисуем красками, закрашиваем кистью плашмя. Когда высохнет, карандашами или фломастерами прорисовываем глаза, рот и нос.

Темы: «Кукла в длинном платье», «Девочка в сарафане», «Подружки в хороводе»

Рисуем птиц и животных, используя знакомые формы — круг, овал, треугольник

Темы: «Зайчик беленький сидит», «Зайчик встретил колобка», «Уточка плывет»,

«Цыплята на лугу», «Птички клюют зернышки», «Красивые рыбки».

Рисуем транспорт, на примере грузовика, используя знакомые формы – квадрат, прямоугольник, круг

Темы: «Грузовик едет по дороге», «Машина везет на стройку кирпичи (или песок)»

Темы для сюжетного рисования: «Цветы на лугу», «Осень в парке», «Сад зимой», «Сад весной», «Яблони в цвету», «Рыбки в аквариуме», «Машина везет на стройку кирпичи», «Подружки в хороводе», «Колобок встретил зайчика» и др.

Старшая и подготовительная к школе группа.(5-7л)

Основные задачи воспитателя:

Развивать эстетическое отношение к окружающему Развивать наблюдательность, воображение, внимание, самостоятельность в выполнении работы. Учить выделять существенные признаки и форму предметов, их сходства и отличия. Учить выразительному решению композиции рисунка. Знакомим с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами. Учим различать, называть и подбирать цвета и оттенки, создавая оттенки путем постепенного прибавления цветной гуаши к белой (а не наоборот!). Учим пропорциональному соотношению двух-трех предметов на рисунке. Учим рисовать по замыслу, по памяти и с натуры. Учим правильно пользоваться акварельными красками, разводить их водой, аккуратно набирать краску на ворс кисти, держа его наклонно, поворачивая на плоскости. Учим изображать человека, птиц и животных статично и в движении. Совершенствуются навыки рисования и закрашивания карандашом.

Основные приемы обучения рисованию:

Полный показ (если новая тема, например «человек в движении» или «портрет» или «животное» и т. д.) Частичный показ Обследование предмета руками Подробное рассматривание и анализ предмета (например, при рисование с натуры) Объяснение, указание, вопросы Наблюдение (особенно важно при рисовании природы)

Навыки рисования:

1. Вводим использование наброска простым карандашом для более точной передачи предметов. Делается набросок, а потом раскрашивается.

2. Учим выводить линию горизонта, когда:

— узкая полоска неба, широкая земли. Тема: « Сад осенью»

— узкая полоска земли, широкая неба. Тема: «Птицы улетают в теплые края»

— весь лист – земля. Тема: «Цветущий луг»

— весь лист – небо. Тема: «Летят самолеты»

3. Вводим рисование с натуры – один из самых сложных видов рисования, где отсутствует показ работы воспитателем.

Рисуем фрукты, овощи, цветы, ветки, листья. Композицию составляет воспитатель. Желательно натуру располагать на уровне глаз перед каждым рядом столов, где сидят дети.

Сзади натуры ставится фон такого же цвета, как и лист у детей (белый, голубой, зеленоватый, розовый). Объясняют расположение предметов на листе бумаги без показа. В конце занятия рисунок сравниваем с натурой – «похож — не похож».

Учим рисовать цветы в вазе. Делим вертикальный лист на 3 равные части (ваза, стебель, цветы), нижняя одна часть – ваза, 2 верхних части — цветы или ветки. Вазы рисуются простой формы.

Учим рисовать предметы на столе. Даем понятие «натюрморт»

Старшая группа Подготовительная группа
1 квартал

Предметы круглой и овальной формы («Помидор и огурец», «Яблоко и слива») на линии стола

1 квартал

Предметы круглой и овальной формы («Помидор и огурец», «Яблоко, слива и груша») на блюде или в тарелке

2 квартал

Комнатное растение с листьями простой формы в горшке («Традесканция», «Сансевьера»)

2 квартал

Комнатное растение с листьями сложной формы в горшке («Кротон», «Фикус», «Фиалка»)

Комбинированный натюрморт («Ветка с листьями и яблоко») на линии стола

Вводим прием загораживания на примере рисования арбуза и арбузной дольки.

3 квартал

Рисуем цветушие ветки плодовых деревьев одним цветом (алыча, груша, персик).

Рисуем букеты из однородных цветов простой формы (только нарциссы или только тюльпаны)

Не забываем про фон!

3 квартал

Рисуем цветушие ветки плодовых деревьев с наложением цвета на цвет

(яблоня, абрикос, айва).

Рисуем смешанные букеты из однородных цветов простой формы (нарциссы и тюльпаны вместе)

Не забываем про фон!

4. Учим рисовать человека. Обязательно даем простой карандаш для наброска. Объясняем для чего это нужно.

Старшая группа Подготовительная группа
Рисуем человека во весь рост

Делим вертикальный лист на 5 частей. За основу берется 1 часть (голова). Далее — 1 часть — шея и туловище до пояса (рисуем т. н. «маечку»). Далее — 1 часть от пояса до середины бедра (рисуем трапециевидную «юбочку»). Далее – 2 части — ноги. Сбоку от плеча и до конца «юбочки» — руки (2 прямые параллельные линии). Рука заканчивается в виде «кружочка». Ноги в виде «треугольничка».

Если мальчик — то от пояса идут вниз «брючки».

Рисуем человека во весь рост

Все то же. Рука заканчивается в виде «варежки»

Рисуем портрет человека

Рисуем овал во весь вертикальный лист. Это — лицо

Делим на 2 части и рисуем челку (волосы) в верхней части. Под челкой глаза и брови в виде точек и дугообразных линий.

Далее – делим нижнюю часть овала опять на 2 части. Это уровень носа (ставим 2 точки).

Далее — делим нижнюю часть опять на 2 части. Это — уровень губ, рисуем их в виде дугообразной линии и полукругов.

Рисуем портрет человека

Все то же. Прорисовываются ресницы и дорисовываются уши в виде полукругов.

Рисуем человека в профиль

Принцип тот же, что и во весь рост

Показываем на примере ребенка.

Рисуем человека в движении на примере «палочных человечков»

Принцип тот же, только показываем изменения положения рук и ног. Объясняем, что руки и ноги сгибаются в суставах.

Темы: «Спортсмены», «Мы делаем зарядку»

Рисуем человека в движении на примере «палочных человечков»

Учим рисовать человека в одежде и за работой, правильно передавая пропорции и движения.

5. Учим рисовать птиц и животных на основе овала и круга. В качестве образца используются пластмассовые и деревянные игрушки. Делается набросок простым карандашом.

6. Учим рисовать транспорт на основе прямоугольных и квадратных форм. Делается набросок простым карандашом.

7. Учим рисовать здания : в старшей группе — двухэтажные, в подготовительной – многоэтажные. Основное внимание уделяем правильному и симметричному расположению окон (одно над другим!), и чтобы верхняя и нижняя часть окон была на одном уровне (делаем вспомогательные тонкие линии простым карандашом). Можно рисовать многоэтажные дома по типу «клетки» широкой кистью. Крыша плоская, как в средней группе. В подготовительной группе рисуем сказочные дома, магазины, театры, школы.

Рисуем ночной город. Если фон рисунка черный – дома и силуэты серые. Если фон синий – дома и силуэты – черные. В окнах свет — желтой краской.

8. Рисуем деревья. Даем понятие – крона дерева. Обращаем внимание, что каждое дерево имеет свою крону, свой цвет листвы и форму ствола, наблюдаем на улице деревья. Применяем способы закрашивания – «тычком», хаотичными линиями, чтобы был виден просвет.

На елях добавляем хвою, используя разные приемы рисования.

9. Сюжетное рисование усложняется по мере приобретения навыков. Учим располагать композицию пропорционально: машины меньше домов, люди меньше деревьев и домов, дальние предметы мельче, ближние – крупнее. Учим располагать предметы в пространстве листа в соответствие с тем, как они расположены в жизни: ближе –дальше или частично загораживая друг друга.

Темы занятий подбираются в соответствии с темой недели, сезона и учитывая достаточные навыки детей в изображении.

Методические рекомендации по проведению занятий по изобразительной деятельности (рисование)

    Весь материал готовится заранее.

В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т. п.).

    Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны, для того, чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.

Для занятия с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой смоченными водой.

    Воду для промывания кистей наливают в прозрачные стаканчики, или небьющиеся баночки.

В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнение воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.

    Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.

Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.

    Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах необходимо использовать 18 – 24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.
    Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, поставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до занятия необходимо вместе с детьми проверить в каком состоянии эти материалы.
    Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или несколько натур.
    По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т. п.).
    Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельностидетей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности.

Рисование елей

Младшая группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской зелёного цвета, широкой кистью.

Объяснение:

Обозначаем, где растёт ель – провожу ровную, прямую линию слева-направо зелёной краской. Затем рисую прямой и красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. На макушке веточки короткие и смотрят вверх на солнышко. Рисую остальные ветки, начинаю сверху – веду линию от ствола вниз с одной стороны и с другой, наверху они короткие, а потом растут, растут (ведём линию ветки), а эта ветка ещё длиннее (растёт, растёт, растёт).

Средняя группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои.

Объяснение:

Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт ель, провожу ровную прямую линию слева-направо. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые веточки. У ели есть макушка. Рисую 2 маленькие веточки, которые смотрят вверх, на солнышко. Теперь рисую остальные ветки, начинаю сверху. Ветки вверху маленькие и смотрят вниз с одной и другой стороны, ниже ветки подлиннее, ещё длиннее и самые длинные. Теперь тонкой кисточкой зелёной краской рисую иголки на ёлке. Они растут на ветках с одной и с другой стороны.

Зимой можно рисовать ель покрытую снегом и украшенную огоньками на новогодний праздник.

Старшая группа

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои.

Объяснение:

Мы не обозначаем, где растёт ель, сразу рисуем ствол. Беру широкую кисть и коричневой краской провожу ровную прямую в конце с нажимом линию, из верхней точки провожу ещё такую же линию рядом и так несколько раз, чтобы получился красивый, прямой ствол. Теперь средней кистью рисую ветки. Техника та же, как в средней группе. Вверху 2 маленькие вверх, остальные длинные в стороны. На ветках у ели есть «лапки» — маленькие ветки, нарисую их под большими (показ). Теперь зелёной краской тонкой кисточкой рисуем хвою.

Новогоднюю ёлку украшаем гирляндой и рисуем под нею подставку. В этой группе даём изображение елей вблизи и вдали. Обратите внимание, здесь не рисуются отдельно коричневой краской ветки, а сразу же зелёной краской раскидистые лапы.

Подготовительная группа

Рисуем на тонированной бумаге, гуашь, палитра — на ней мы будем создавать разные оттенки зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкая для хвои.

Объяснение:

Методика рисования не меняется. Только при изображении хвои обращаем внимание на то, что верхние ветки молодые, упругие и зелень на них яркая, книзу хвоя на ветках старая, тёмного цвета

Рисование деревьев

Младшая группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, чёрной краской, широкой кистью.

Объяснение:

Обозначаем, где растёт дерево – провожу ровную, прямую линию слева-направо чёрной краской. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. У дерева есть макушка – рисую 2 маленькие веточки вверх. У ели ветки растут вниз, а у дерева-вверх к солнышку. Поднимите свои ручки вверх, вот так же и веточки у дерева будем рисовать, кисть будет показывать, куда растёт веточка – она растёт от ствола вверх (провожу линию), теперь рисую веточку с другой стороны – она растет, растет.

Средняя группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого цвета. Даём 2 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток.

Объяснение:

Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт дерево, провожу ровную, прямую линию слева-направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые ветки. Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушки, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки.

Обратить внимание на то, чтобы дети смотрели работу товарища, обменивались мнениями.

В средней группе можно рисовать дерево в разное время года: зимой покрытое снегом, весной, летом, осенью – с листьями, их мы рисуем примакиванием.

Старшая группа

Будем рисовать разновидности деревьев. Особое внимание обратить на то, что если дети старшей группы даже после многократных наблюдений, прорисовки рисуют плохо, то эту работу перенести на подготовительную группу, так как для детей этот материал очень сложен.

Сосна

Если дети хорошо овладели техникой рисования елей, можно обучить рисованию сосны.

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкую для хвои.

Объяснение:

У сосны красивый, ровный ствол светло-коричневого, золотистого цвета, потому что сосна очень любит свет, солнце. Создаём такой цвет на палитре. Техника рисования ствола такая же, как и ели. Обращаем внимание на ветки, они растут в стороны от ствола, поочерёдно с одной и другой стороны, вверху ветки короткие, книзу длиннее. Внизу тоже были ветки, но всем не хватило света, солнца, и они обломились, остались только маленькие сучки. Хвоя у сосны изумрудная, длинная и пушистая. Тонкой кисточкой делаем длинные от ветки в разные стороны мазки.

Берёза

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, белой и чёрной краской. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.

Объяснение:

У берёзы красивый ствол – широкой кисточкой белой краской рисую ствол, так же как мы рисовали ствол у других деревьев. У берёзы на стволе есть чёрные крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска. Берёзу называют кудрявой. Ветки у неё красивые, упругие, наклонились вниз. Беру среднюю кисточку и чёрной краской рисую толстые ветки от ствола с одной и другой стороны, начинаю сверху. А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз. Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными точками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу ствол сильно чёрный, сверху точек меньше.

Рисуем берёзу в разное время года: заснеженную зимой и зелёную весной (рисуем по-сырому контур кроны и точками листья).

Яблоня

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.

Объяснение:

Широкой кистью тёмно-коричневой краской рисую ствол. Техника рисования та же. Теперь средней толщины кисточкой буду рисовать крону. Крона у яблони похожа на чашу. Из чаши растут большие ветки вверх к солнцу, а на них маленькие. Оттого, что у яблони такая крона её называют развесистой. Листья у яблони рисую примакиванием, конец кисти смотрит вверх.

Можно дать так же тему «Яблоня в цвету» — розовой краской рисуем цветы завиточки, листья не рисуем.

Рисование разновидностей деревьев в старшей группе можно давать лишь в том случае, когда у детей высокие технические навыки. В случае затруднений в старшей группе лучше оставить рисование дерева по методике средней группы и дать рисование берёзы, остальному учить в подготовительной группе.

Подготовительная группа

Продолжаем рисовать разновидности деревьев.

Дуб

Рисуем на тонированной бумаге в две полосы, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины и жёсткую.

Объяснение:

Дуб называют великаном, ствол у него очень толстый, буду рисовать его широкой кисточкой коричневой краской вот так – проведу центральную линию и буду «наращивать» ствол с одной и с другой стороны. Ствол толстый, дуб могучий, он крепко стоит на земле – видны корни. Средней кисточкой коричневой краской рисую ветки. Ветки от времени изогнулись, старые, толстые. У дуба нет такой макушки, как у других деревьев. Наверху ветки изогнуты и от ствола то же отходят изогнутые толстые ветки. От толстых веток отходят маленькие изогнутые, их я рисую кончиком кисточки. Зелень дуба прозрачная, резная, её я буду рисовать жесткой клеевой кистью «тычками».

Сосна

В этой группе можно дать рисование сосны цветными карандашами, но для детей это очень сложно. Так же дети учатся рисовать молодую сосенку.

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, палитра. Даём 2 кисточки: широкую для ствола и средней толщины для хвои.

Объяснение:

Широкой кистью светло-коричневой краской рисую короткий ствол. Техника та же, как при рисовании елей. Особое внимание уделяем на ветки. Рисую 2 маленькие наверху, а далее от ствола рисую 2 веточки вверх к солнцу и отсюда же 2 вниз. Теперь средней кисточкой рисую хвою, верхние ветки молодые – хвоя на них светлая, яркая, нижние старее – хвоя тёмная.

В этой группе можно показать способ рисования кроны без веток – контуром.

Так же в этом возрасте дети с удовольствием рисуют различные сказочные деревья.

Получить текст

Статья «Методика обучения изобразительной деятельности в средней группе»

К четырем годам ребенок проходит большой путь в развитии, у него совершенствуются все психические процессы. Более устойчивый характер приобретает внимание, уточняется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети учатся различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета.

В обучении изодеятельности добавляются новые программные задачи:

Рисование:

— учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки;

— аккуратного закрашивать в одном направлении, используя разные материалы;

— украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Лепка:

— учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички).

— учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с использованием стеки.

Аппликация:

— формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Все занятия делятся на три части:

1. Объяснение задания.

2. Процесс выполнения задания.

3. Совместный анализ выполненной работы.

Первая и третья части наиболее короткие по времени — 2—5 мин в зависимости от задания. Более длительно объяснение при новой программной задаче и менее длительно при закреплении знаний и умений.

В первой части

занятия воспитатель сообщает детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу.

Во второй части

занятия воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверстников,— это обычно оказывает положительное влияние.

В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы сбивают с ритма — занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание.

Начиная со средней группы дети обращаются к воспитателю, поднимая руку, но и педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение.

Постепенно детей нужно приучать преодолевать трудности, самостоятельно искать решения, а не поминутно поднимать руку и о чем-либо спрашивать.

Примерно за 5 мин

до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу. Если кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возможность сделать это, но уже во второй половине дня. Однако надо учить детей укладываться в отведенное для занятия время, учить действовать быстро, без пауз, не отвлекаясь на постороннее. Тем, кто не успевает, на первых порах можно дать лист бумаги поменьше .

В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен по-разному. Дети четырех лет не смогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состоянии самостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже или нет, поможет воспитатель. В средней группе можно устроить выставку всех рисунков после занятия и затем провести анализ отдельных работ, которые выбирают дети. Плохие работы, так же как и в младшей группе, показывать не следует, чтобы не снижать интереса и настроения ребенка. Но с авторами слабых работ воспитатель может заниматься индивидуально в свободное от занятий время, когда ребенок захотел рисовать. Дети средней группы могут заметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, так как сам процесс рисования доставляет им большую радость и чаще они бывают довольны результатом своего труда. Самокритичный подход к работе вырабатывается позднее.

Главным принципом обучения изодеятельности детей любого возраста является наглядность.

В средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части). При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. Перечисление всех этих признаков предмета должно идти в том порядке, какими они даются в изображении. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. Для детей, которые приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять. В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части.

При рисовании воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям. Учитывая особенности четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в работу детей, что повышает их активность.

Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д. Например, тема рисования — снеговик. Воспитатель впервые предлагает детям передать правильные пропорциональные соотношения и последовательность изображения. Он показывает детям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего и параллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где? Мелкие детали (глаза, рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставить возможность ребятам проявить инициативу и закончить рисунок. При всех последующих занятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка, матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки.

В декоративном же рисовании показ особенно необходим, так как дети впервые знакомятся с композицией узора. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на полоску бумаги. Затем ребенок в точности повторяет то, что делал воспитатель. Для закрепления этого умения детям дается задание нарисовать тот же узор на цветных полосках бумаги, но другими красками. На таких повторных занятиях воспитатель помогает тем детям, которые не смогли справиться с заданием.

Лепка в средней группе

На пятом году

жизни дети учатся точнее передавать форму и структуру предметов. Кроме того, они знакомятся с изображением человека и животного. Воспитатель может вылепить снегурочку, снеговика, девочку в шубке, птичку, кролика, ежа, рыбку, поросенка. Все эти предметы требуют соблюдения формы, пропорций, но могут быть изображены пока упрощенно. Например, для того чтобы выполнить девочку в шубке, дети лепят столбик, придают ему коническую форму, затем раскатывают маленький шарик для головы и удлиненную цилиндрическую форму для рук, которую делят пополам. В результате плотного соединения частей получается фигурка в несложном исполнении. При изображении птички ребята знакомятся с новым техническим приемом — оттягиванием пластилина от общей формы для получения таких деталей, как клюв, лапки, но вначале от детей еще не требуют усвоения этого приема.

Воспитатель должен научить детей защипывать края формы кончиками пальцев, заострять и закруглять конец столбика. В качестве упражнений дети лепят морковь, угощение для кукол (пирожки, печенье, ватрушки).

Ребята средней группы знакомятся с новыми изобразительными и техническими умениями. Например, учатся оттягивать от формы мелкие детали при изображении цыплят и птиц, вдавливать пальцами округлую форму, чтобы получить полую, загибать края расплющенной формы. Тематика, предлагаемая программой, помогает закрепить приобретенные навыки. Дети могут вылепить посуду для кукол: миски, тарелки, чашки с блюдцами. При изображении птиц они учатся плотно скреплять части, прижимая их одну к другой и замазывая пальцем места скреплений.

Аппликация в средней группе

Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами.

Расположение элементов зависит от содержания задания. Так, елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшаются в размерах. В декоративных работах расположение элементов зависит от формы украшаемого узором листа.

Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной — заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы.

Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например у дома — окна и дверь, снеговик стоит на снегу, на голове у него шапка или ведро и т. д.

Новая задача, стоящая в средней группе, — освоение навыка резания ножницами. Она требует достаточно развитой координации движений руки, так как для получения четкой формы надо уметь ритмично действовать ножницами, что требует определенного положения пальцев. Дети учатся разрезать по прямой полосы шириной 3 — 4 см, чтобы результат достигался после 1 — 2 движений лезвий. Нарезанные кусочки бумаги дети используют сначала в играх в качестве билетов, флажков, а затем и при наклеивании (например, окна для дома и т. п.).

Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезать округлые формы. Педагог показывает прием закругления углов квадрата или прямоугольника, который дает возможность сохранить нужные размеры и правильную форму.

Вырезание округлых форм сложнее, так как, помимо умения действовать ножницами одной рукой, нужно плавно поворачивать бумагу другой. Из полученных округлых форм составляют предметы — гриб, самолет, башенку, снеговика.

При планировании НОД по видам
ИЗО
следует помнить: все виды изобразительной деятельности взаимосвязаны, поскольку отражают окружающую действительность во всем ее многообразии. При этом следует иметь в виду, что каждый вид деятельности имеет свою специфику: лепка позволяет отразить предметы и явления окружающей действительности в объеме; рисунок — плоскостно, в цвете, в пространстве; аппликация — в цвете, силуэтно. Каждому виду деятельности соответствует и своя техника изображения.

При планировании целесообразно придерживаться цикличности: объединять в течение какого-то времени занятия, связанные программными задачами и тематикой (например, изображение человека, животных в рисунке, лепке, аппликации).

ГБДОУ детский сад №7 Кировского района Санкт — Петербурга

Методика обучения изобразительной деятельности

в средней группе

Подготовила: воспитатель Земерова Т.П.

2019г.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Использование алгоритмических схем в обучении рисованию детей дошкольного возраста»

Рисование — вид изобразительной деятельности, главное назначение которого — образное отражение действительности.

В современном обществе первостепенное значение приобретает всестороннее развитие нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать правильные технические навыки и умения по рисованию, чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена при этом задаче создания в рисунке выразительного образа.

Именно это определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, подбирается материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дошкольники хорошо усвоят технические навыки и умения по рисованию.

На практике некоторые дети не проявляют большого желания рисовать в свободной деятельности, рисуют только по просьбе взрослого и неохотно. Причина этого не столько отсутствие интереса к рисованию, сколько затруднения в изображении предметов, отсутствие навыков рисования.

Научить детей рисовать, изображать можно только развив целенаправленное зрительное восприятие — наблюдение. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его конструкцию, форму, цвет, величину, расположение частей.

Особое внимание в процессе обучения рисованию воспитателю необходимо направлять на формирование у детей умения изображать в рисунке основные признаки и свойства предмета: строение, форму, передавать правильный цвет. Следует акцентировать внимание детей на том, что данные признаки присущие не конкретному предмету, а всем предметам окружающей действительности.

Одним из приемов, позволяющих всесторонне анализировать предмет, увидеть его свойства и характеристики, является обучение рисованию с опорой на алгоритмическую последовательность изображения предмета.

При обучении дошкольников предметному рисованию воспитатель сначала предлагает провести анализ предмета, показывая игрушку или рисунок. Предлагает мысленно разделить объект на части, его составляющие – туловище, шею, голову, – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работа носит название алгоритмических схем рисования.

Например, при рисовании животного дети называют форму туловища и головы, затем педагог показывает алгоритм (последовательность) рисования, называя части тела и их форму (голова – круглая, туловище – овальное, клюв, хвост, и т.п.).

Впоследствии эти навыки дети могут использовать, рисуя по своему замыслу на определенную тему.

Подобные схемы состоят из знакомых детям геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал, квадрат). Когда ребенку показывается алгоритм, он узнает знакомые фигуры, которые уже умеет рисовать. На начальном этапе педагог вместе с детьми рассматривают, из каких геометрических фигур состоит предмет, ребенок обводит их пальчиком.

Изображение предмета по алгоритмической схеме начинается с геометрической фигуры, основе предмета (туловище животного, человека), к которой последовательно дорисовываются остальные части (голова, ноги, и т.д.).

Например, изображение кошки начинается с рисования геометрической фигуры – круга. Внутри круга в нижней его части рисуется круг поменьше – это голова. На голове с помощью небольших треугольников дорисовываются ушки. Рисуется мордочку – две параллельные точки – глаза, одна жирная точка пониже – носик. С помощью горизонтальных линий изображаются усы. Дугообразной линией — рот. С помощью небольших овалов дорисовываем две лапки и хвостик. Лишние линии нужно стереть, рисунок раскрасить по желанию ребенка.

Данная последовательность предназначена для детей 3-4 лет. По мере взросления детям предлагаются все более сложные схемы.

В старшем дошкольном возрасте дети изображают большое количество объектов действительности. Для того чтобы умело рисовать, совсем необязательно иметь алгоритмические схемы всех этих предметов. Вполне достаточно изучить основные формы, на их основе дети легко построят другие предметы и объекты действительности. Например, знание последовательности рисования грузовика дает ключ к рисованию всех видов грузового транспорта (фургон, самосвал, трактор, и др.).

Постепенно дети перестают испытывать чувство неуверенности и страха перед рисованием, с интересом берутся за карандаши и рисуют, сначала совместно с воспитателем, а позже, овладев опытом рисования по схемам – самостоятельно.

На первый взгляд может показаться, что овладение алгоритмическими схемами характеризуется однообразием техник исполнения, препятствует развитию художественного творчества ребенка, но это не так, поскольку детям дается как можно больше вариантов изображения одного и того же предмета, предлагается вариативность цветовых решений и деталей. В результате ребенок запоминает последовательность, суть рисования, сохраняет технику, но привносит в изображение творчество и индивидуальность.

На наш взгляд, использование схем последовательности рисования способствует формированию творческих способностей у детей, активизирует потенциал их возможностей в обучении рисованию. Усвоив навыки предметного рисования дошкольникам уже гораздо легче переходить на более сложный вид изображения – сюжетный.

Литература:

  1. Байшанова В.А. «Как научить рисовать цветы, ягоды, насекомые». -Москва, 2008г.
  2. Лыкова И.А «Цветные ладошки». — ООО «Карапуз- дидактика», 2007.
  3. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников. Развитие творческих способностей старших дошкольников». -Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002г.
  4. Шайфурова Н.В. «Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. Литературное пособие для воспитателей. ДОУ». -СПБ, «Детство-Пресс» 2009 г.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д/с. — Москва, 2011г.
Следующая >

Организация и методика проведения занятий рисованием

Организация и методика проведения занятий рисованием

Весь материал готовится заранее.

1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).

2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны; для того чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.

Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки; чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченными водой.

3. Воду для промывания кистей наливают в стеклянные банки емкостью 0,5 л, ее можно налить утром и поставить банки на поднос.

В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнения воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.

4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.

5. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцкевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.

6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке.

7. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, подставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до занятия необходимо вместе с детьми проверить, в каком состоянии эти материалы.

8. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или нескольких натур.

9. По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т. п.).

10. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, — поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности [3].

Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка, но и решало задачи его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться. Важными моментами при подготовке к занятию являются следующие:

• Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного

образа («Мишка веселый и грустный», «Смешной снеговик», «Храбрый заяц»).

• Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное,

комплексное).

• Выбор бумаги для рисования (альбомная, тонированная, обойная,

иллюстративная, калька разных размеров), хотя рисовать можно не только на

бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.

• Выбор изобразительных материалов (краски: гуашь, акварель;

фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).

• Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью).

• Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения

работы (фартучек, платочек, зонтик, платьице и т.д.); прорезных силуэтов (птички,

цветочка, зайчика и т.д.) для закрашивания в младших группах.

• Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин, цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу, и т.д.) [2].

Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях изобразительной деятельностью используют разнообразные приемы и методы:

• Рассматривание предметов искусства на каждом занятии (книжная графика, живопись, архитектура, народно-прикладное искусство).

• Чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки.

• Показ способов изображения предметного рисунка, поэтапный показ воспитателя.

• Полный и частичный показ спосо­бов изображения отдельными детьми.

• Игры и танцы на занятии.

• Поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения, индивидуальный показ.

• Анализ детских работ (работы выставляются на стенде, на столе, на книжных подставках) [1].

Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное от занятий время. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель также осуществляет руководство, только не прямое, а косвенное. Например, рисует на большом листе лес для декорации к театру, дети с интересом наблюдают. Воспитатель предлагает им нарисовать грибы, ягоды, цветочки в лесу, листья на деревьях. Эту картинку дети могут рисовать несколько дней, чтобы тщательно прорисовать, раскрасить все изображения.

В самостоятельной деятельности воспитатель привлекает детей к играм с народными игрушками, к рассматриванию иллюстраций в книжках, к выкладыванию узоров из мозаики; заинтересовывает детей занимательной графикой (дорисуй веселые кляксы, обведи картинку, напечатай цветочки морковкой, картошкой).

Темы для свободного рисования, лепки, аппликации могут быть самые разные: «Что я умею рисовать», «Веселое рисование», «Что хочу… и чем хочу…» (рисование, лепка, аппликация), «Картинка из мозаики» (аппликация), «Лепим продукты для магазина», «Мой любимый праздник», «Укрась что хочешь» (салфеточка, платье, юбка, коврик, шарфик), «Кто летает?» (рисование, лепка), «Нарисуй любимую сказку», «Вылепим что-нибудь вкусненькое». Ежемесячно следует проводить специ­альные занятия по замыслу [4].

Такое разностороннее включение изобразительной деятельности в жизнь ребенка поможет развитию моторики руки, творческих способностей, эстетического восприятия.

Список литературы:

1. Григорьева, Г. Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1989. — № 2. – С.24-33.

2. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т. Г. Казакова. — М. : Просвещение, 1980.

3. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

4. Тихонова О. Рисование детей третьего года жизни //Дошкольное воспитание. – 1994. — № 12. – С.10-14.

Алгоритмические схемы в рисовании животных детей дошкольного возраста


Актуальность


Наглядно-дидактическое пособие” имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей. Смысл изобразительной деятельности заключается в умении передавать окружающую действительность при помощи изобразительных материалов и средств. У детей возникают трудности в рисовании животных, в передаче их движения.

Методологический аппарат

Объект исследования:
обучение дошкольников рисованию животных.
Предмет исследования:
разработка наглядно-дидактического пособия по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста.
Цель исследования:
разработать наглядно-дидактическое пособие по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— определить виды наглядных средств, используемых в обучении рисованию животных детей дошкольного возраста;
— разработать перспективный план работы по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста;

— создать поэтапные схемы для рисования с детьми животных в дошкольном возрасте;

— разработать задания для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по обучению рисованию животных.

Методы исследования:
теоретический анализ научной литературы.

Основное часть

Исследователь Б.Г. Мещеряков определил понятие детской продуктивной деятельности как процесс получения продукта, обладающего определёнными заданными качествами.

С.В. Погодина указывает, что продуктивная деятельность имеет ряд структурных компонентов:

Продуктивная деятельность

мотив

цели

действия

Основное часть

По утверждению Комаровой Т.С., овладение изобразительными умениями, включая и технические, теснейшим образом связано с развитием действия восприятия и представления предметов.

Сакулина Н.П. показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения.

  • умение свободно владеть карандашом и кистью
  • умение регулировать движения по силе, темпу

— умения изображать в рисунке основные признаки и свойства предмета

По мнению Кирцера Ю.М., изображение животных требует пристального изучения их внешнего облика, характера пластики и конструктивного стро­ения формы тела.

Основное часть

По мнению Леоновой Н.Н. , Шайдуровой Н.В. одним из наиболее эффективных способов формирования изобразительных умений в рисовании животных детей дошкольников являются алгоритмические схемы.

Основное часть

В работе с детьми можно использовать комплект наглядных технологических карт. Комплект включает картонные карточки с изображением определённых предметов, образов. На карточке наглядно показана изобразительная техника – способ создания образа по методу «шаг за шагом», варианты образов или сюжетные композиции.

1 этап

  • Изучение методической литературы по проблеме обучения детей рисования животного
  • Изучение методической литературы по проблеме обучения детей рисования животного

2 этап

  • Разработка перспективного плана работы по обучению детей дошкольного возраста в рисовании животного
  • Разработка перспективного плана работы по обучению детей дошкольного возраста в рисовании животного

3 этап

  • Разработка наглядно дидактического пособия по обучению детей дошкольного возраста в рисовании животного
  • Разработка наглядно дидактического пособия по обучению детей дошкольного возраста в рисовании животного

4 этап

  • Подбор упражнений по рисованию животных для индивидуальной работы с детьми
  • Подбор упражнений по рисованию животных для индивидуальной работы с детьми

Практическая часть

.

Практическая часть

Пути использования образцов алгоритмических схем в рисовании животного:

— Широкое использование образцов строения тела животного, показывая игрушку или рисунок.

— Предлагает мысленно разделить объект на составляющие – туловище, шею, голову, хвост – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определённой последовательности, соблюдая пропорции.

— Использование алгоритмического подхода к рисованию означает, что каждый рисунок должен быть выполнен многократно – до 38 раз каждый с тем, чтобы довести до автоматизма навыки рисования.

.

Практическая часть

Средняя группа

Данные алгоритмические схемы можно использовать для фронтального занятия с детьми по рисованию.

.

Старшая группа

Подготовительная группа

Практическая часть

Задания для индивидуальной работы с детьми.

В каждом задании необходимо дорисовать либо недостающие детали

Практическая часть

Задания для индивидуальной работы с детьми

Рисунок с живой натуры — основной способ изучения особенностей изображения животного.

Практическая часть

Домашние животные

Дикие животные

Животные жарких стран

Вывод

Комплексный подход к выбору методов и способов использования алгоритмических схем при обучении детей рисованию позволит педагогам помочь своим воспитанникам правильно изображать предметы и сформировать у них художественно-творческие способности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]