Работа «Конспект музыкального досуга «Музыкальные полянки»». Автор: Марченко Алена Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 18 Московская область городской округ Мытищи
Конспект музыкального досуга
«Музыкальные полянки»
(для детей средней группы)
Выполнила: муз.рук.
Марченко А.А.
г. о. Мытищи 2022 г
Цель: развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально – игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные
• закрепить знания о сезонных изменениях в природе с наступлением весны;
• закреплять умение детей различать и определять на слух звучание музыкальных инструментов;
• учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке;
• учить петь выразительно, без напряжения, подвижно, согласованно;
Развивающие
• развивать художественное восприятие и эстетический вкус через прослушивание музыки;
• развивать разговорную речь детей;
• развивать музыкальный слух – слышать и различать средства музыкальной выразительности (темп, динамику, высоту);
Воспитательные:
• воспитывать культуру слушания музыкального произведения, эмоциональную отзывчивость на музыку;
• воспитывать в детях желание эмоционально передавать художественный образ, культуру движения в танцах;
• создать условия для коммуникативного взаимодействия детей в игре и совместной творческой деятельности.
Оборудование: инструмент, проектор, музыкальные инструменты, аудиозаписи, музыкальный центр.
Ход образовательной деятельности:
Дети вбегают в зал на носочках, останавливаются свободно.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок, День прибывает. В какое время года это бывает?
Дети: Весной.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в весенний лес, на лесные полянки. А полянки эти не простые, они – музыкальные. Все готовы? Тогда в путь!
Музыкально – ритмическая композиция «Мы в поход идем с друзьями…»
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами пришли на “1 музыкальную полянку”.
(Звучит фонограмма птичьих голосов.)
Слышите, как радостно поют, щебечут птицы? Это они радуются приходу весны. Вот чирикают воробьи, трещит сорока, а вот слышны трели жаворонка. Ребята, как поют птицы?
Дети: Звонко, радостно, весело.
Музыкальный руководитель: А сейчас, давайте присядем и послушаем пеьсу «Птичка».
Звучит пьеса “ Птичка ”, музыка Э. Грига (Технология развития музыкального восприятия дошкольника)
Музыкальный руководитель: Ребята, какой характер музыки?
Дети: Веселый, игривый, радостный, отрывистый.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, что под эту музыку могут делать птички?
Дети: Прыгать, чирикать, клевать.
Музыкальный руководитель: А ходить под такую музыку можно? (Нет.) Почему?
Дети: Потому, что она отрывистая, легкая.
Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы. Так как называется эта пьеса?
Дети: “Птички ”.
Музыкальный руководитель: Ну, а нам пора в путь, впереди у нас — 2 лесная полянка.
Дети под музыку идут змейкой по муз. залу (подскоки, галоп, на носочках, шагают).
Вот и пришли мы на 2 лесную полянку, и называется она “А ну-ка, повторяй-ка!”
Как вы думаете, почему полянка так называется “А ну-ка, повторяй-ка”?
Я сейчас буду показывать вам танцевальные движения, а вы должны их правильно и красиво повторить. Справитесь?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Ну, тогда девочки – покажите свои красивые платья, а мальчики – поставьте руки на пояс. А теперь смотрите внимательно: сначала я буду показывать движения, а потом будем плясать все вместе.
Музыкально-ритмические движения: пружинка; выставление ноги напятку, на носок; приставной шаг в сторону.
Молодцы, хорошо повторяли мои движения. Давайте потанцуем «Весёлый танец». Мальчики, не забудьте правильно пригласить девочек к танцу. Обязательно соблюдайте расстояние между парами, чтобы круг был ровным и красивым. Все движения старайтесь выполнять точно под музыку.
(При необходимости можно во время исполнения танца напомнить: “смотрим в глаза друг другу, улыбаемся”, “у мальчиков свободная рука на поясе” и т.д.)
Дети исполняют «Весёлый танец» — Технология развития танцевального творчества и двигательных умений.
Музыкальный руководитель: Ребята, я вижу впереди еще полянки….Не устали, тогда – в путь…..
Дети под музыку идут змейкой по муз. залу (подскоки, галоп, на носочках, шагают).
Вот мы с вами пришли на 3 лесную полянку, и называется она — “Запевай-ка!”.
А сейчас, ребята, вы должны узнать, к какой песне вступление я сыграю.
(Звучит вступление к песне “Весенняя полька”, музыка и слова З.Роот)
Правильно, это песня “Весенняя полька”. О чем она?(ответы детей).
Чтобы песня прозвучала радостно, нужно петь ее весело, легким звуком, не выкрикивая слова. Давайте наденем шапочки героев песенки и исполним ёё.
Дети исполняют песню “ — “Весенняя полька”, музыка и слова З.Роот) Технология обучения пению детей дошкольного возраста.
Впереди у нас еще одна полянка — 4 полянка «Поиграй – ка». А играть вы любите? Тогда, вперед…..
Дети под музыку идут змейкой по муз. залу (подскоки, галоп, на носочках, шагают).
Ой, ребята, сколько музыкальных инструментов на этой лесной полянке. Давайте на них поиграем.
Проводится игра “Оркестр”, русская народная мелодия — Технология обучения детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах
Молодцы, ребята, внимательно слушали музыку, вовремя меняли инструменты. Давайте аккуратно положим их на столик. Нам пора возвращаться в детский сад.
Дети под музыку идут змейкой по муз. залу (подскоки, галоп, на носочках, шагают).
Дети идут на стульчики.
Ну, вот и закончилось наше путешествие. Чем вам запомнилось оно? (Ответы детей.) Досвидания!
Дети выходят из зала.
Вечер-развлечения «Путешествие в мир музыкальных инструментов» (подготовительная группа)
Виктория Алферова
Вечер-развлечения «Путешествие в мир музыкальных инструментов» (подготовительная группа)
Вечер-развлечения
«Путешествие в мир музыкальных инструментов»
Цель: формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки. Актуализировать знания детей о музыкальных инструментах.
Задачи:
расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность;
познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах.
развивать зрительную память.
воспитывать настойчивость в достижении цели и самостоятельность.
Предварительная работа: приглашены преподаватели с учениками, обучающиеся в детской музыкальной школе № 5 города Ставрополя, для проигрывания пьес на разных музыкальных инструментах. Подготовка презентации «История музыкальных инструментов».
Оборудование: проектор, экран, игра «Собери музыкальный инструмент», музыкальный центр, подборка классической музыки, звуков природы.
Ход:
Дети заходят в зал, здороваются.
Муз. рук. : Я вновь рада вас видеть в музыкальном зале. Вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Мы сегодня отправимся с вами в путешествие. Хотите? (ответ детей). Вы все знаете, что поезда собираются в путь на станции, корабли поднимают паруса и уходят в море из гавани, самолеты снаряжаются в аэропорту. И мы с вами тоже тронемся в путь. И пойдем, и поедем, и поплывем, и полетим. Нашей с вами гаванью, станцией, аэропортом будет музыкальный зал. И я приглашаю вас в путешествие в мир музыкальных инструментов. Вот ваши места. Присаживайтесь.
(звучит фрагмент музыкальной записи, в котором звучат различные музыкальные инструменты)
Муз. рук. : Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали?
дети перечисляют услышанные музыкальные инструменты.
Муз. рук. : Музыка не сразу стала такой, какой мы слышим ее сейчас. Многие тысячи лет прошли, прежде чем появились симфонии, сонаты, опера и балет, джаз, современные песни и рок музыка.
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. (включаются фрагменты записи) Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, пение птиц
Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и животных. Но звуки сами по себе – еще не музыка.
В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал соединять их в определенном порядке, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, — возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов.
Все инструменты можно разделить на группы. Какие это группы? Назовите, пожалуйста.
Дети: ударные, медные духовые, деревянные духовые, струнно-смычковые и струнно-щипковые, клавишные, клавишно-духовые.
Муз. рук. : Как вы думаете, какой «музыкальный инструмент» самый старейший и в то же время до сих пор находится у каждого человека в буквальном смысле под рукой? (ответы) Это человеческий голос. А еще это были хлопки в ладоши, притопы. Это первые звуки, которыми человек сопровождал танцы и обряды.
(показ слайд-шоу «История музыкальных инструментов»)
(1 слайд)
Время шло и стали появляться музыкальные инструменты, которые человек делал из различных подручных материалов.
(2 слайд)
Делали погремушки из глины, из сушенных плодов, внутри которых были камешки или косточки. Из костей животных делали трещотки. А постукивание костью по скелету животных привело к изобретению металлофона. И, наконец, барабаны. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, религиозных обрядов, военных шествий и действий, таких, где была бы необходимость соблюдать ритм, например, идти, бежать, тянуть, грести или бить слаженно. Интересно то, что первые барабаны были устроены практически так же как и сейчас: за основу бралось полое тело и на него натягивались с двух сторон мембраны. За основу мембран бралась кожа животных и стягивалась их же жилами, позже веревками, а уже в наше время используются специальные металлические крепления, которые заменили хлопки, шлепки, притопы, звуки которых были громкими, звонкими.
(3 слайд)
Из морских раковин, рогов животных получились отличные духовые инструменты.
(4 слайд)
На этом слайде мы видим духовые инструменты из кости животных с просверленными отверстиями из глины, тростника. Это ребята свирель или как ее по-другому называют флейта Пана. Музыканты подобрали несколько тростниковых дудочек по росту, связали их, склеили пчелиным воском и получилась свирель. Тростник стал предком и пастушьей свирели, и духовых инструментов современного оркестра.
(5 слайд)
Тетива охотничьего лука послужила прародительницей струнных — арфы, скрипки. Это старинные музыкальные инструменты гудок и гусли.
(6 слайд)
Когда-то бродячие музыканты с этими народными инструментами бродили по Руси, потешая публику озорными песнями, фокусами, плясками. И представьте себе, что существовали на свете музыкальные инструменты для богатых и для бедных. Была музыка улиц и площадей, народных гуляний и карнавалов; а была музыка роскошных дворцов и гостиных. Для нарядных клавесинов, лютней, виол, принадлежавших состоятельным и образованным горожанам, сочиняли музыку именитые композиторы. А на народных инструментах сами музыканты, которые даже нотной грамоты не знали. Они сами сочиняли для себя песни и наигрыши, сами мастерили себе инструменты и придумали новые способы игры на них.
Постепенно инструменты менялись, стали более современные. И даже в наше время люди всё ещё продолжают их изобретать.
(7, 8, 9, 10, 11 слайды)
Чтобы сейчас вживую увидеть и услышать в нашем зале современные музыкальные инструменты, нужно вам чуть постараться. Готовы?
Я предлагаю поиграть вам в игру: «Собери музыкальный инструмент»
Дети собирают картинки и называют получившиеся инструменты.
Муз. рук. : Вы справились с заданием. Молодцы! Присаживайтесь, давайте продолжим путешествие.
А теперь закройте глаза и представим, что мы в большом концертном зале. (звучит классическая музыка) Мы надели лучшие костюмы, красивую обувь, сделали прическу, прихватили с собой маленький театральный бинокль и, конечно, не забыли купить букет цветов. Быть может, кто-то скажет: «Вы что, в гости собрались?» Конечно, в гости. к Музыке, в гости к Искусству. А в гостях принято вести себя культурно: отключить на концерте звук своего телефона, говорить шёпотом, чтобы не мешать соседям, а вкусную шоколадку съесть в антракте, то есть в перерыве.
Сегодня у нас в гостях юные артисты детской музыкальной школы №5. Давайте послушаем в их исполнении как звучат музыкальные инструменты вживую.
Скрипка. Скрипка из рода струнно-смычковых. Она красива и изящна. У нее голос тонкий, нежный. А еще ее по праву зовут королевой оркестра! Это самый виртуозный инструмент в оркестре! Ей особенно удаются широкие, напевные мелодии. И в ее смычке только натуральный конский волос из конской гривы.
Скрипка своим появлением на свет обязана какому-то первобытному охотнику-гению. Ему в голову пришла замечательная мысль: потереть два лука тетивою друг об друга, и получился звук, похожий на человеческий голос. С этого времени струнные смычковые инструменты начали свою историю.
Но прошли годы, столетия, и скрипки изменили свой первобытный облик. Благодаря таким гениальным итальянским скрипичным мастерам, как Амати, Гварнери, Страдивари, они стали выглядеть по-королевски и приобрели чудесный голос.
Звучит ансамбль скрипачей.
(Ансамбль – когда несколько людей играют, поют или танцуют вместе)
Муз. рук. : Сейчас я вам представлю музыкальный инструмент! Он больше всех тех инструментов, которые мы сегодня услышим. Его имя фортепиано. В нем скрестились три рода музыкальных инструментов: род струнных, род клавишных и род ударных. Внутри фортепиано удивительный механизм: множество струн разной длины и толщины, по ним стучат деревянные молоточки разного размера, а чтобы молоточки пришли в движение, нужно нажать на клавиши.
Ax, какое множество клавиш! Здесь есть и белые, и чёрные. Фортепиано издаёт огромное количество звуков — от самых низких до самых высоких. Он может заменить целый оркестр!
Фортепиано появилось на свет в начале XVIII века в Италии в музыкальной мастерской Бартоломео Кристофори. Название означает «громко-тихо». И ведь он прав, фортепиано может изобразить тихий вздох, дуновение лёгкого ветерка, птичью трель, а потом зарокотать, как бушующее море, загреметь громогласным голосом. Хотите послушать, как звучит фортепиано?
Звучит фортепиано
Гитара из рода струнных щипковых инструментов. Очень полюбили ее сначала в Испании и стали считать своим народным инструментом. Испанские кавалеры пели серенады под гитару для своих прекрасных дам. Гитара была почти в каждой испанской семье. Из Испании она переехала в Европу, в Америку, и скоро весь мир узнал и полюбил ее.
Сейчас гитара — один из самых распространённых инструментов. Любой эстрадный ансамбль начинается с нее. Туристы, отправляясь в поход, всегда берут с собой гитару: под неё так приятно поётся вечером у костра! А еще ее можно услышать в оркестре народных инструментов. Она хорошо звучит с балалайкой, баяном. А также в ансамбле с флейтой, скрипкой, альтом.
Звучит гитара.
М. Р. : Мне нравится баян и его брат аккордеон. Оба голосистые и так похожи! Их часто путают, кто не присмотрится. У аккордеона кнопки только на одном боку, а на другом — клавиши, как у рояля. А у баяна кнопки и справа, и слева. Баян «родился» в России, в старинном русском городе Туле в начале XX века. Создал его музыкальных дел мастер Пётр Стерлигов и назвал именем гордым, былинным баян. Оттого и сила в нем богатырская. Может играть любую музыку, даже самую сложную. Баян с аккордеоном можем играть не только простыми нотами, а сразу целыми аккордами. Поэтому всем кажется, что звучит оркестр.
Вам интересно как они извлекают звук?
М. Р. :Так же, как и люди. Вы дышите легкими, а он дышит мехами — это специальное механическое устройство. Если чуть-чуть воздуха наберет в грудь свою — будет мелодия тихая, задушевная. Ну, а если вдохнет от души полной грудью, то могу посостязаться и с Роялем.
Баян с аккордеоном гордится своей родословной. Их матушка — гармошка родилась в начале XIX века в Германии и оттуда быстро распространилась по всему миру. Любят гармошечку за голос весёлый, звонкий, переливчатый. Не так давно в каждом селе на Руси был свой гармонист — очень уважаемый человек, ни один праздник, ни одно гулянье без него не проходило. А уж если с гармонистом собирались музыканты с бубном и барабаном, так это целый концерт получался с песнями, плясками да частушками.
Наш концерт подошел к концу. Понравился концерт? Давайте поаплодируем нашим артистам. Наше путешествие заканчивается. Но давайте договоримся, что мы еще не раз вернемся в этот чудесный, увлекательный мир звуков, чтобы продолжить знакомство с музыкой и музыкантами.