Современные образовательные технологии. Игровая технология.учебно-методический материал на тему

Игры — отличный способ организовать группу людей для совместных занятий, побудить человека к определенным действиям, повысить мотивацию и взглянуть на рутинный труд с новой стороны. Знаменитый пример Тома Сойера, описанный Марком Твеном, показывает: можно увлечь других даже таким скучным занятием, как покраска забора — если подойти к делу с фантазией.

Игровые технологии в педагогике «работают» схожим образом. Они помогают представить образовательный процесс как развлекательное, интересное занятие, сохранив всю его пользу. Это неотъемлемая часть дошкольного, школьного и даже профессионального образования.

Технологии игрового обучения — это способы, методы и приемы, с помощью которых преподаватель (учитель):

  • задает ситуации, в которых должны оказаться ученики для получения знаний или практического полезного опыта;
  • формирует обстоятельства, побуждающие учеников к самостоятельному принятию решений — чтобы потом сделать выводы, проработать ошибки;
  • предлагает выбор — разные социальные роли и «маски», варианты решения задач, которые позволяют лучше узнать себя, проконтролировать свое поведение, эффективнее справиться со сложным делом;
  • создает среду для повышения мотивации с помощью активизации воображения, «духа соперничества», азарта, групповой деятельности.

Функционал метода обучения

Игра — важнейший аспект детского интерактивного обучения. Она позволяет личности ребенка развиваться свободнее, раскрывая индивидуальность и реализуя природные способности, склонности. Играя, дети дошкольного и школьного возраста запоминают больше информации, лучше ее усваивают, учатся работать со своим рациональным мышлением и эмоциями. Поэтому у игровых технологий в педагогике много функций, которые можно даже назвать миссиями. Это:

  • Мотивация и самореализация. Ребенка не нужно заставлять играть. Он охотно выполнит задание сам, отнесется к нему ответственно. С помощью игровых технологий можно пробудить в детях интерес к полезному процессу, развлечь их и вдохновить на новые достижения.
  • Социализация. Игровые педагогические технологии помещают детей в условия, где они должны взаимодействовать с другими участниками. Безопасная и интересная среда помогает преодолеть зажимы и стеснение, научиться понимать других, легче идти на контакт и не бояться его.
  • Коммуникация, в том числе межнациональная и межкультурная. Играя, детям проще понять людей со взглядами и устоями. отличными от их собственных. Это помогает усваивать общие социокультурные ценности цивилизации.
  • Терапия и коррекция. Используя игровые технологии, можно разрешить трудную ситуацию, проецируя ее на эмоционально комфортную и понятную ситуацию. Психологическая и поведенческая коррекция происходит естественно, помогая ученикам преодолеть асоциальное поведение, эмоциональные травмы.
  • Диагностика. Игровые приемы упрощают для педагога определение склонностей, характеристик личности ребенка. Это помогает подбирать эффективные воспитательные, образовательные методики. Дети в игре максимально раскрываются, не прячут истинные эмоции, что повышает точность психологической и педагогической диагностики.

Применение игровой технологии в действии

Игра полезна, если она максимально приближена к реальным жизненным ситуациям. Поэтому ее нужно интегрировать в образовательный процесс. Игровые технологии используются самостоятельно и как элемент более общей, традиционной методики обучения. Они помогают детям легче осваивать темы учебных дисциплин, а учителю или педагогу по внеклассной работе — проще контролировать процесс и направлять его.

Однако, методом игры нужно уметь пользоваться, чтобы от него был эффект. Применяя такие технологии в действии, необходимо:

  • заранее составлять планы, цели и тщательно разрабатывать составляющие игры — образы, условия, процессы, сюжет, коммуникацию между участниками;
  • ставить перед участниками дидактическую цель, но воспроизводить правила только в игровой форме;
  • использовать в качестве средства игры учебный материал;
  • связывать результат игры с выполнением учебного задания — например, выиграть можно, качественно решив упражнение или запомнив стихотворение;
  • выстраивать урок по правилам игры — работа и поведение учеников должно от них зависеть;
  • вносить в учебный процесс соревновательный элемент — он помогает перевести дидактическую задачу в игровую.

Используя игровые технологии, важно решить, актуальны ли они для конкретной темы, предмета изучения и следить за балансом развлекательной составляющей и собственно учебы.

Центр подготовки педагогов к аттестации

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинга

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную

(это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную:

освоение диалектики общения;

самореализации

в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую:

преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую:

выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции:

внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации:

усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации:

включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):


свободная
развивающая
деятельность,
предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий,

в значительной мере импровизационный, очень активный
характер
этой деятельности («поле творчества»);

, Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

эмоциональная приподнятость

деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие

прямых или косвенных
правил,
отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности

органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса

входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения,

передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии»

включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности

на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса

выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики

. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Классификационные параметры игровых технологий

По уровню применения:

все уровни.
По философской основе:
приспосабливающаяся.
По основному фактору развития:
психогенные.

По концепции усвоения опыта:

ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

По ориентации на личностные структуры:

ЗУН
+
СУД
+
СУМ
+
СЭН
+
сдп.

По характеру содержания:

все виды + проникающие.

По типу управления:

все виды — от системы консультаций до программной.

По организационным формам:

все формы.

По подходу к ребенку:

свободное воспитание.

По преобладающему методу:

развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации:

активизация.

По категории обучаемых:

массовая, все категории.
Спектр целевых ориентации
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий

• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

• Игра — форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

• Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

• Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтъев).

• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

• В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний -общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс

Игровые технологии в дошкольном периоде

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Технология развивающих игр Б.П.Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр,

которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач,

которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей:

от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку
идти вперед
и совершенствоваться
самостоятельно,
т.е.
развивать
свои
творческие способности,
в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи

предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е.
в виде
видимых и осязаемых
вещей.
Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и
самому проверять точность выполнения задания.
В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить

один из основных принципов обучения
от простого к сложномус
очень важным принципом творческой деятельности
самостоятельно по способностям,
когда ребенок может подняться
до «потолка»
своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

• развивающие игры могут дать «пишу» для развития творческих способностей с самого раннего

возраста;

• их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие

развитие способностей;

• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка»,

ребенок развивается наиболее успешно;

• развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию

и, кроме того, как и любые игры, они не терпят
принуждения
и создают атмосферу
свободного
и радостного творчества.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам

(так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане

как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.
Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология

строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий
из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.

Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина.

Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа (октава — жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психои социодрама.

Этап анализа, обсуждения и оценки

результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Литература

1. Азаров Ю.П.

Игра и труд. — М., 1973.

2. Азаров Ю.П.

Искусство воспитывать. -М., 1979.

3. Аникеева Н.П.

Воспитание игрой. — М., 1987.

4. Баев ИМ.

Играем на уроках русского языка. — М., 1989.

5. Берн Э.

Игры, в которые играют люди. — М., 1988.

6. Газман О.С. и др.

В школу — с игрой. — М., 1991.

7. Добринская Е.И., Соколов Э.В.

Свободное время и развитие личности. — Л., 1983.

8. Журавлев А.П.

Языковые игры на компьютере. — М., 1988.

9. Занъко С.Ф. и др.

Игра и ученье. — М., 1992.

10. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусинского. — М., 1994.

11. Коваленко В.Г.

Дидактические игры на уроках математики. — М., 1990.

12. Кэрролл Л.

Логическая игра. — М., 1991.

13. Макаренко А.С.

Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. — М., 1958.

14. Минкин Е.М.

От игры к знаниям. — М., 1983.

15. Никитин Б.П.

Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М., 1990.

16. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.

Технология игры в обучении и развитии. — М.: РПА, 1996.

17. Самоукина Н.В.

Организационно-обучаюшие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.

18. Спивакоаский А.С.

Игра — это серьезно. — М., 1981.

19. Стронин М.Ф.

Обучающие игры на уроках английского языка. — М, 1981.

20. Удовольствие — в игре. — М.

21. Хейзинга И.

В тени завтрашнего дня. — М., 1992.

22. Шмаков С.А.

Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994.

23. Шмаков С.А.

Культура — досуг — ребенок. — М., 1994.

24. ЭлъконинД.Б.

Психология игры. — М., 1979.

25. Яновская М.Г.

Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 1974.

Виды педагогических игр

Каждая игровая технология складывается из отдельных техник — то есть игр. Их видов очень много, что позволяет гибко выбирать инструменты обучения, сочетать их с дидактическими методиками для более глубокого погружения в тему. Игры классифицируют по нескольким признакам:

  • по задействованным в ней «ресурсам» учеников — игры могут быть физическими, мыслительными, эмоционально-психологическими или комбинированными;
  • по типу педагогического процесса — учебные, коммуникативные, познавательные, репродуктивные;
  • по типажу и способу организации процесса — анкетирование и тестирование, соревнование и конкурс, театрализованное действо и игра-драматизация, праздник, тренинг;
  • по уровню строгости правил — с заранее установленными рамками, с условиями, определяемыми по ходу игры и импровизационные;
  • по построению процесса — сюжетные, ролевые, предметные, имитационные, деловые.

В играх может использоваться спортивный инвентарь, предметы, компьютерная техника или виртуальное пространство. Чаще всего строгие правила устанавливаются для физических и интеллектуальных форм. Свободный ход процесса присущ творческим типам — музыкальному, театральному, праздничному. Педагог определяет специфику и дополнительные условия игры, ориентируясь на особенности учеников (воспитанников) и изучаемый материал.

Чтобы правильно использовать игры в учебном процессе, необходимо специальное образование. Его основные области — дошкольная и школьная педагогика, социально-педагогическая деятельность, преподавание в начальных классах. Получить такое образование можно в АНПОО «НСПК». Подробнее узнать о дистанционных* программах можно у сотрудников приемной комиссии колледжа.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Игра. Педагогические игровые технологии

Еще с древних времен игры использовались для воспитания и обучения подрастающего поколения, понимания способностей ребенка и выработки навыков. Дети и сейчас естественным образом тянутся к игре, и эту тягу можно использовать в педагогических целях. Согласно теории инстинктивности, игра — это подготовка к будущей деятельности во взрослой жизни. С ее помощью ребенок получает жизненный опыт, постигает мир, развивается и узнает новые социальные роли. Игра — это действия в искусственно созданной ситуации, воссоздающие и помогающие усвоить общественный опыт

Педагогические игровые технологии — это комплекс методов и приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса. Такая игра отличается четко поставленными и направленными на результат целями — педагогической и игровой. Вторая используется как средство мотивации к достижению первой. Правила игры подчиняют себе учебную деятельность, а материал урока выступает ее средством. За достижение успеха предполагается игровое вознаграждение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]