Арт-терапевтические техники работы с негативными эмоциями


Техника «Рисуем страх»

Чувство страха испытывают все дети. Это страх темноты, больших и злых собак, сказочных чудовищ, болезни и т.д. ит.п. Порой страх оказывает такое сильное влияние на психику ребенка, что последний начинает слышать и видеть только информацию, связанную со своим страхом. Тем самым ребенок усиливает в себе ощущение страха, а это влечет за собой мышечное напряжение, скованность всего тела, ослабление внимания. Поэтому так важно научить ребенка расслабляться, проявляя свой страх в творчестве.

Задание

Для арт-терапевтической техники «Рисуем страх» понадобятся: гуашь или акварель, бумага формата А4, кисти, баночка с водой, пиктограмма «Страх».

Покажите ребенку пиктограмму страха и попросите перед зеркалом изобразить на своем лице страх. Затем попросите на бумаге нарисовать лицо человека, испытывающего страх. Следите за тем, чтобы к окончанию работы весь лист был заполнен.пиктограмма «Страх»

Когда рисунок будет закончен, предложите ребенку вспомнить самый страшный случай из жизни и рассказать о нем. А после спросите ребенка, нравится ли ему тот страх, что он нарисовал, и хотел бы он его уничтожить? Предложите смять рисунок или разорвать на мелкие кусочки, а затем подожгите, чтобы ребенок мог видеть, что его страх сгорел. После того как рисунок догорит, предложите ребенку выбросить пепел в унитаз и смыть водой или развеять на улице по воздуху. Главное, чтобы малыш сам выбрал, что делать с пеплом. После проделанной процедуры нужно, чтобы ребенок чисто вымыл руки и вытер их чистым полотенцем.

ХОД ЗАНЯТИЯ

РАЗМИНКА:

1) Создание положительного, рабочего настроя в группе. 2) Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.

Приветствие. Настрой на работу.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

И. П.

— сидя. Дети сидят с закрытыми глазами. Выдох — открыть глаза. Вдохнуть — закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Диагностика уровня сформированности эмоций. Работа по теме (Тематические игры и упражнения).

Психолог:

Сегодня мы поговорим о эмоциях. Посмотрите на лицо этого человека
(Показывается пиктограмма «Радость»).
Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей). Да, правильной. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, Глаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице.

(В ходе данного занятия можно использовать презентацию «Эмоции» из раздела «Презентации»»)

Упражнение «ИЗОБРАЗИ РАДОСТЬ».

Все участники сидят в кругу. Один игрок изображает «радость» и передаёт это выражение соседу справа, тот должен повторить увиденное на лице соседа как можно точнее.

Психолог:

Давайте поиграем в игру «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» чтобы у вас было хорошее настроение.

Упражнение «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК».

o Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. o Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке o Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. o Он забрался на живот — погладь животик. o Солнечный зайчик не озорник. Он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу.

Психолог:

Какое настроение у вас стало после выполнения этого упражнения?
(Ответы детей)

Физкультминутка.

Руки в стороны поставим. Правой левую достанем.Стоя ноги врозь, руки в сторону. Поворот влево, правой ладошкой сделать хлопок по левой ладошке.
А потом — наоборот, Будет вправо поворот.Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке
Раз — хлопок, два — хлопок, Повернись ещё разок!Делая хлопки, повернуться вокруг себя.
Раз — два — три — четыре, Плечи выше, руки — шире!Хлопки в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны.
Опускаем руки вниз И на корточки садись!Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки.

Упражнение «ПИКТОГРАММА»

Психолог:
(Демонстрирует пиктограмму «Злость»)
Посмотрите на лицо, изображённое на карточке. Какое чувство испытывает человек, изображённый на картинке? (Ответы детей). Посмотрите на выражение его лица…Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? А сейчас послушаем историю про мальчика Петю, которая называется «Сердитый дедушка».

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошёл гулять. Дедушка очень рассердился, потому что Петя ушёл за калитку без предупреждения. Куда он пошёл? Вдруг с ним что-то случится? Давайте разыграем эту историю.

Упражнение «МНЕ ГРУСТНО, КОГДА…»

Каждый ребёнок пытается закончить начатое ведущим предложение… Мне грустно, когда… НАПРИМЕР:

ребенок описывает грусть, как чувство, когда «… в твоем сердце слезы».

o «Я иногда плачу, когда мне грустно.» o «Когда ты сильно разозлишься, лучше никого не бить, потому что тебя могут ударить в ответ» и т. д.

Психолог демонстрирует пиктограмму «Страх». Посмотрите на картинку. Кто изображён на ней. Какое у него настроение? (Проходит обсуждение).

Психолог:

Давайте поиграем в игру «Волк и зайцы».

Игра «ВОЛК И ЗАЙЦЫ»

Из числа игроков выбирается водящий — волк, остальные зайцы. Когда волк засыпает, зайцы потихоньку выходят на прогулку, но заслышав шаги, волк набрасывается на зайцев, ловит их. После окончания игры, проходит обсуждение: какие эмоции испытывают игроки, побывавшие в роли зайцев. Было ли им страшно?

Работа в тетради, ИЗО-деятельность.

o Учащиеся должны выбрать по очереди 3 цвета красок, которые им больше всего нравятся, и нарисовать 3 кружочка.

Упражнение ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЕ

ЦЕЛЬ:

Снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний.
И.П.
— сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 вспомогательным направлениям (по диагонали), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд). Движения глаз необходимо совмещать с дыханием.

o Учащимся даются листы бумаги. На них контур масок, надо изобразить весёлую, грустную, страшную маску.

Упражнение «УГАДАЙ ЭМОЦИИ».

Учащимся предлагаются пиктограммы с изображением эмоций. Они должны угадать, какая эмоция изображена на той или иной картинке.

Упражнение «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ».

Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку. (По очереди).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. Проверка выполненных заданий.
  2. Закрепление положительных эмоций от работы.
  3. Подведение итогов занятия.

«Негативные чувства выплескиваем на бумагу»

Известно, что одна из важных проблем в воспитании ребенка связана с распределением энергии в детском организме. Дети активно исследуют окружающий мир, проявляя при этом самые различные эмоции. Рисунок способен освободить спонтанность у маленьких детей и помочь им обратить внимание на их проблемы. С помощью рисунка можно также успокоить ребенка, убрав его раздражение, агрессию и злость.

Переводя нереализованную, агрессивную энергию в творчество, ребенок сублимирует свой страх и подобные негативные эмоции.

Важно!

Когда ваш ребенок раздражен или испытывает чувство агрессии, предложите ему выплеснуть злость на лист бумаги.

Использовать для «выплеска» эмоций можно любые инструменты: краски, маркеры или карандаши. Особенно хорошо это делать с помощью восковых карандашей – с одной стороны, дети любят рисовать ими, с другой – восковые карандаши достаточно твердые, их сложно сломать. Я советую именно их.

Задание

В момент агрессии или злости попросите ребенка все, что он чувствует, перенести на лист бумаги в виде каких-то линий, пятен или конкретных образов (предложите сделать это восковыми карандашами на листах формата А4). Скажите ребенку, что он может стучать карандашом по листу, бить или тыкать его сколько угодно.

Когда рисунок будет закончен, дайте ребенку выговориться, какой бы эмоциональной его история ни была. После этого включите спокойную музыку и попросите ребенка прислушаться к ней и к себе. Попросите его внимательно посмотреть на свой рисунок и «успокоить» его с помощью акварельных красок, выбрав тот цвет, который больше всего нравится. Проследите, чтобы рисунок полностью был покрыт этим цветом. Так как рисунок выполнен восковыми карандашами, он не будет закрашиваться краской целиком, а будет снова и снова как бы проявляться. Это даст увидеть и осознать малышу, что его «злой» и «агрессивный» рисунок, покрытый его любимым цветом, вовсе уже не выглядит таковым. К этому моменту его тело, руки и ноги будут полностью расслаблены, а желание капризничать и злиться окончательно исчезнет.

«Избавляемся от гнева»

Задание
пиктограмма «Гнев»Для выполнения понадобятся: тонкие листы писчей бумаги, цветная бумага формата А4, клей ПВА, небольшая емкость (например, маленький тазик или блюдо), пиктограмма «Гнев».

Предложите ребенку рассмотреть пиктограмму «Гнев» и попросите рассказать, какую эмоцию испытывает этот человек. Затем пусть ребенок подойдет к зеркалу и сделает такое же выражение лица. Попросите ребенка, закрыв глаза, вспомнить ситуацию, когда он испытывал гнев, в мельчайших подробностях. Затем поясните, что гнев – это мощная разрушительная сила, с которой следует уметь справляться творчески, и что можно от него избавиться, если порвать сначала лежащие тонкие листы на мелкие кусочки (пусть ребенок нарвет приличную горку бумажек), а затем подкинуть их вверх. Проделайте это несколько раз. После того как ребенок наиграется, попросите его собрать все бумажки в емкость. Далее предложите из собранных кусочков бумаги создать картину-коллаж, выкладывая их в виде какого-нибудь узора, приклеивая клеем к цветной бумаге.

Вы можете участвовать в творческом процессе вместе с ребенком, если он этого захочет или не будет против.

После того как работа будет завершена, предложите дать название своей картине.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Mamin_dnevnik

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Карточки для занятий с детьми — Эмоции

Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»( с 5 лет ) Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу. В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия! «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО…» ( с 5 лет ) Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства. Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто … — любит бегать,- радуется хорошей погоде, — имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д. При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: — Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): — Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа» ——————————————————————————————————————- № 17 «ОПИШИ ДРУГА» ( с 5 лет ) Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства. Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен. ——————————————————————————————————————- № 18 «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»( с 5 лет ) Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения. ________________________________________________________________________ № 19 « КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» ( с 5 лет ) Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого. Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет. ——————————————————————————————————————- № 20 «МОЕ НАСТРОЕНИЕ» ( с 5 лет ) Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии. Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении — все зависит от фантазии и желания ребенка. ——————————————————————————————————————- № 21 «ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК — СЕМИЦВЕТИК)»( с 5 лет ) Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. ——————————————————————————————————————- № 22 «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА» ( с 5 лет ) Цель: развитие анализа и самоанализа. Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа: — Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести? В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например: — Помогай друзьям. — Делись с ними, учись играть и заниматься вместе. — Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав. — Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно. — Не завидуй. — Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись. — Спокойно принимай советы и помощь других ребят. — Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему. — Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз. ________________________________________________________________________ № 23 «ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»( с 5 лет ) Цель:прочувствование различных позиций в общении. Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему? ——————————————————————————————————————- № 24 «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ» ( с 5 лет ) Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): — Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки» — Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. — Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше? ——————————————————————————————————————- № 25 «ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ» ( с 5 лет ) Вводная беседа. Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать. — Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели? — Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека). — Почему эти средства понимания мы можем назвать «волшебными»? — Можем ли мы с вами применять эти «волшебные» средства, когда? ——————————————————————————————————————- № 26 «ЛИЦА»( с 5 лет ) Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица. Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски: -радость,- удивление,- интерес, — гнев, злость, -страх,- стыд, — презрение, -отвращение, Задача детей определить, какое чувство выражает маска. ____________________________________________________________________________ № 27 «МАСКИ» ( с 5 лет ) Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций. Каждому из участников дается задание — выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник. ______________________________________________________________________ № 28 «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»( с 5 лет ) Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных » средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Воспользовавшись «волшебными» средствами понимания, дети должны помочь: 1) плачущему ребенку, он потерял мячик; 2) мама пришла с работы, она очень устала; 3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама; 4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку; 5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию… Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание. ——————————————————————————————————————- № 29 «РИСОВАНИЕ»( с 5 лет ) Цель: развитие эмпатии, творческого воображения. Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания.» Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота. —————————————————————————————————————— № 30 «ХУДОЖНИК СЛОВА» ( с 5 лет ) Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей. Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет — его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека. Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.) ——————————————————————————————————————- № 31 «СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»( с 5 лет ) Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии. Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен.» Подарок можно описать словами или показать жестами. _________________________________________________________________________ № 32 «ИГРУШКА» ( с 5 лет ) Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать. Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары — обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]