Программное содержание:
— дать представление о том, что глаза и уши являются главными органами чувств человека. Уточнить, что уши и глаза у всех разные;
— учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков;
— воспитывать сострадание к незрячим и глухим людям, желание оказывать помощь;
— привести к пониманию, что зрение и слух необходимо беречь.
Материал: Игрушки, мальчик, письмо, рисунок с изображением ушей животных и человека. Музыкальные инструменты, звукозапись с шумом леса, реки, дороги. Лист бумаги, скрепки, резинка, деревянная палочка, поролон, ленточка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, загадывание загадок;
дидактические игры « Собери части», «Лото», «Собери человека»;
чтение художественной литературы Э. Мошковской «Уши», С.Маршак «Доктор Айболит»; сюжетно ролевая игра «Поликлиника»
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у меня на столе? Это не просто рисунок, он поможет отгадать нам загадки.
На двух колах бочка, на бочке — кочка, а на кочке — лес (человек).
Горшочек умен. Семь дырочек в нем (голова).
Два Егорки живут возле горки, а друг на друга не глядят (глаза).
Назовите орган слуха, дружно, хором! Это — … (ухо)
Воспитатель: Ребята, я же совсем забыла, к нам пришло письмо: «Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто я. У меня уши не самые большие, не самые длинные. Не на макушке, не с кисточками».
Предлагается рисунок: уши слона, белки, медведя, зайца, человека.
Воспитатель: Кто же это такой? Как вы догадались? А вот и наш гость. Это маленький мальчик Ваня. Ванечка, тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, розовые, мягкие. Что ты ими делаешь? Для чего они тебе? Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? Садись, Ванечка, поудобнее, сейчас мы тебе расскажем все про уши и зачем они тебе.
Воспитатель: Что можно услышать ушами? Что такое звук? Хотите узнать ответ на этот трудный вопрос? Я постараюсь вам объяснить. Давайте проведем с вами опыт. Будьте внимательны.
Воспитатель берет балалайку. Перебирает струны, а затем одну струну оттягивает и резко бросает; слушаем звук и видим дрожащие струны.
Воспитатель: Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это.
Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?
Воспитатель: Теперь прислушайтесь к своему телу. Ладонями обхватите горло и произнесите свою фамилию и имя. В нутрии горла что- то дрожит. Это дрожат голосовые связки. Послушаем, как по- разному звучит наш голос. Мы можем его поменять, сделать тихим и громким, низким и высоким. В сказке « Три медведя» все разговаривали по-разному. Давайте произнесем, как говорили медведи одну и ту же фразу: «Кто хлебал из моей чашки?» А ваши внимательные уши услышат разницу.
Игра «Угадай по звуку, что в баночке лежит».
Для этого надо прислушаться. Воспитатель производит звуки предметами: скрепкой, резинкой, деревянной палочкой, поролоном и другими предметами.
Воспитатель: Вот, Ванечка, какие чуткие уши у детей. Предметы угадать легко, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?
Игра «Угадай музыкальный инструмент по звуку».
За ширмой звучат металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракас.
Воспитатель: Опять угадали. Молодцы! Понравилось играть?
Игра «Угадай, какие звуки ты сейчас слышишь, где можно услышать такие звуки».
Дети прислушиваются к звукам здания и улицы, затем воспитатель включает в записи звуки леса, реки. Луга, дети отгадывают.
Воспитатель: Теперь давайте посмотрим, как работают наши уши.
Рассматривание схемы строения уха.
Воспитатель: Наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Эти звуки приносят нам много радости. Но иногда бывает, что люди не слышат. Таких людей называют глухими. Давайте закроем уши. Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень трудно жить без слуха. Слух для человека – большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Дети рассматривают иллюстрации из серии «Что надо делать, чтобы сохранить уши в порядке», «Как надо чистить уши».
Воспитатель: Вот, Ванечка, ты запомнил, что тебе рассказали дети.
Ваня: Да, спасибо вам ребята, я постараюсь следовать вашим советам.
Воспитатель: А вы, ребята, будете следить за своими ушами. (Да!) Давайте зарисуем для себя памятку.
Самостоятельная работа детей в дневничках.
Перспективный план работы по валеологическому воспитанию ( 2я младшая группа)
План работы по валеологии во 2-ой младшей группе на 2020-2021год.
ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ
Цель:
организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Основные задачи:
1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни. 4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни, приемов интеграции разных видов деятельности. Предполагаемые результаты
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения. Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
СЕНТЯБРЬ | ||
Тема | Содержание и формы работы с детьми | Содержание и формы работы с родителями |
Ребёнок и здоровье | 1. Игра — занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. 2. Д/игра «Кому, что нужно?». Цель: закреплять знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. 3. С/рол. игры «Поликлиника», «Больница» Цель: расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Учить объединяться в игре, распределять роли. 4. Чтение: К.Чуковский «Доктор Айболит» | Анкетирование по теме: «Как берегут здоровье в вашей семье». Цель: получение и анализ информации об отношении родителей к вопросам здорового образа жизни детей. |
ОКТЯБРЬ | ||
Полезные продукты | 1.Беседа «Что полезно, а что вредно». Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. 2.Дидактические игры: «Что у меня на тарелке», «Варим суп». Цель: Закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на ощупь и по описанию, упражнять в умении различать овощи и фрукты. 3. С/рол. игра «Магазин». Цель: Закрепить название овощей и фруктов, воспитывать культуру поведения в общественных местах. 4. Чтение: Ю. Тувим «Овощи», Г. Зайцев «Приятного аппетита». | Папка — передвижка: «Здоровье на тарелке». |
НОЯБРЬ | ||
Личная гигиена | 1.Беседа «Чистота и здоровье». Цель: Формировать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. 2.Дидактические игры: «Сделаем куклам разные |
причёски», «Вымоем куклу», «Правила гигиены». Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять навыки ухода за волосами, знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности. 3.Игры и упражнения по валеологии «Я и мой организм». (Картотека игр.) 4.С/Р. игра «Парикмахерская». Цель: Закреплять знания о профессии парикмахера, формировать навыки культуры общения, поведения. 5.Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», З.Александрова «Купание»; потешки: «Расти коса до пояса», «Водичка, водичка» | ||
ДЕКАБРЬ | ||
Тело человека | Беседа «Мое тело». Цель: Познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств. 2. Дидактические игры «Повтори», «Посылка от обезьянки», «Как зубастик заболел». Цель: Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание. 3.Разучивание самомассажа «Петушок». 4. Чтение С. Прокофьев «Румяные щечки», Н. Саконская «Где мой пальчик». | Памятки для родителей: «Здоровый образ жизни». |
ЯНВАРЬ | ||
Будем спортом занима- ться | 1.Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке». Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. 2. Дидактическая игра «Назови вид спорта». Цель: Закрепить название некоторых видов спорта. 3. С/Р игра «Физкультурное занятие в детском саду». Цель: Уточнить знания о спортивном инвентаре. 4. Спортивное развлечение «Мы мороза не боимся». Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни, потребность в двигательной деятельности. | Консультация для родителей «Зимние забавы – играем вместе с детьми» |
ФЕВРАЛЬ |
Волшеб- ный сон | 1.Беседа «Зачем человеку сон?». Цель: Помочь детям осознать значение сна в их возрасте, объяснить, что во время сна детский организм отдыхает, растет, восстанавливает силы и улучшает настроение. 2. Дидактическая игры: «Кто не спит?», «Где ночует солнце?». 3.С/Р игра «Мамы укладывают детей спать». Цель: Дать возможность проявить проявить фантазию на заданную тему. 4.Л. В. Бетховен «Лунная соната №14». (Сборник муз. произведений). Цель: Позитивная установка на сон», 5.Чтение «Сказка о глупом мышонке». 6.Гимнастика пробуждения «Медведь в берлоге», «Пальчики». (Картотека) Самомассаж лица ». (Картотека) Цель: Помочь детям снять сонное состояние, пробудить его в интересной форме. | Консультация для родителей «Соблюдаете ли вы режим дня?» |
МАРТ | ||
Солнце, воздух и вода – наши верные друзья | 1.Беседа «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья». Цель: Познакомить детей с закаливанием и его основными видами. 2. Дидактическая игра «Если хочешь быть здоров». Цель: формировать у детей потребности быть здоровыми. Воспитывать культурно-гигиенические навыки. Гимнастика игрового характера: -Воздушные шарики -Любит зайка умываться -Вместе с солнышком! -Босые ножки идут по дорожке. Цель:Формирование у детей элементарных знаний о методах закаливания, ценностей ЗОЖ, через использование здоровьесберегающих технологий. 4. Чтение произведения В. Суслова «Про Юру и физкультуру». К. Чуковский «Мойдодыр». Мультфильм «Барбоскины» серия «Закаляйся». | Консультации на тему: «Методы и принципы закаливания» детского организма». |
АПРЕЛЬ | ||
Врачи – наши помощни ки | 1.Беседа «Врачи – наши помощники». Цель: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым. 2.Экскурсия в кабинет медсестры. Цель: расширять представления детей о труде врача и медицинской сестры. 3. С/Р игры: «Аптека», «Больница», «Таня простудилась». | Консультация: «Если ребенок боится врачей». Памятки для родителей: «Советы доктора Айболита». |
Цель: Закрепить знание детей о профессии врача, фармацевта, способствовать формированию основ здорового образа жизни. 4.Развлечение «Не болейка» Цель: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем. Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Ввести в активный словарь детей слова: витамины, здоровье. 5. Чтение Е.Шкловский «Как лечили мишку», А.Барто «Мы с Тамарой». | ||
МАЙ | ||
Ребёнок на улицах города | 1.Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» Цель: Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре. 2. Беседа «Если ты потерялся на улице» Цель: познакомить детей с элементарными правилами поведения в сложных ситуациях, рассказать, к кому можно обратиться за помощью. 3.Дидактическая игра «О чём говорит светофор». Цель: закрепить знание детьми значения сигналов светофора. 4.Подвижные игры «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль». Развлечение «Незнайка на улице» Цель: дать представление детям о безопасном поведении во дворе. 5.С/рол. игра «Автобус» Цель: Упражнять детей в навыках правильного поведения в транспорте, способствовать формированию культуры речевого общения. 6.Чтение С.Михалков «Дядя Степа–милиционер», В.Клименко «Зайка-велосипедист». | Консультация: «Ребенок на улицах города». |