Внеурочное занятие «Путешествие в страну Дружба»
Что значит дружить? (ответы)
Хорошо ли быть без друзей? (ответы)
— Первое задание «Ассоциации»: я буду задавать вам вопрос, а вы должны ответить на него одним словом.
Например: чем «пахнет» дружба? Шоколадом.
Какая дружба на ощупь? На вкус?
С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
С какими животными можно связывать слово дружба?
Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
— Ребята, я предлагаю вам нарисовать рисунок, как вы представляете себе дружбу, именно дружбу, а не друга.
Анализ рисунков. Вывод: у всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, мягкостью, чем – то светлым и т.п.
— Теперь послушайте притчу о дружбе.
БОГАТСТВО, ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете.
И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
– Кто там?
За дверью ему ответили:
– Это твоё богатство.
Но старец ответил:
– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
– Кто там? – спросил он.
– Это твоя любовь! – услышал он ответ.
Но старец сказал:
– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
– Кто там? – спросил старик.
– Это твоя дружба! – услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:
– Друзьям я всегда рад.
Но вдруг… вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
– Но ведь я пригласил только дружбу!
На это вошедшие ответили ему:
– Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
— Ребята, как в этой притче показана дружба? Что в ней главное? (Дружба – это когда есть друзья)
— Что, по вашему мнению, обозначает дружба? Я посмотрела в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова определение слова «Дружба». «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Вы согласны с этим?
Итак, мы едем дальше.
Следующая станция «Поэтическая» (слайд 3)
(класс делится на 3 группы по рядам)
— Каждая группа получит стихотворение и вопросы к этому стихотворению. Ваша задача внимательно его прочитать и ответить на эти вопросы.
1 группа. «Дружба»
— Что такое Дружба?- Спросила я у птицы. — Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: — Что такое Дружба?- — Это когда зайцу Лисы бояться не нужно. А после спросила у девочки: — Дружба – что такое? — Это что-то огромное, Радостное, большое. Это когда ребята все сразу, Все вместе играют. Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и взрослые , и дети!
Программное содержание:
Закреплять знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего.
Закреплять знание геометрических фигур.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Выполнять практическое измерение длины с помощью мерки.
Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, интерес к предмету.
Материал:
Прямоугольный или квадратный лист бумаги с нарисованными на нём геометрическими фигурами, например: в середине листа синий овал, в левом верхнем углу два жёлтых квадрата, в левом нижнем углу два зелёных треугольника, в правом верхнем углу один красный прямоугольник, в правом нижнем углу один синий круг.
Чистые листы бумаги, такой же формы по количеству детей.
Плоскостные геометрические фигуры.
“Камни” с цифрами от 1 до 10 (плоскостные фигуры произвольной формы для фланелеграфа).
Полоски для измерения, все одинаковой длины, и условные мерки (мерки подобраны так, чтобы умещались в полоске целое число раз).
Листы бумаги в клеточку с точкой.
Простые карандаши.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в сказку. Вы хотите попасть в сказку? (Да, хотим).
Воспитатель рассказывает детям сказку.
Жил-был царь. И была у него дочка-красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут ветер налетел, подхватил царевну и унёс в тридевятое царство, в тридесятое государство. Поехал её искать жених – Иван-царевич. Едет день, едет два. Подъезжает к избушке на курьих ножках. Там Баба-яга живёт. Рассказал Иван-царевич про свою беду. Баба-яга помочь обещала: “Есть,– говорит у меня волшебное блюдечко. Покатаешь по нему яблочко, на секунду покажется то, что надо. Смотри! Сейчас увидишь карту секретную. Сможешь её запомнить – найдёшь царевну”.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу запомнить карту.
Воспитатель на несколько секунд (до 10 секунд) показывает карту детям, затем дети по памяти должны выложить на чистых листах то же самое, а затем рассказать, что и где у них расположено.
Например: В центре – синий овал; в левом верхнем углу два жёлтых квадрата; в левом нижнем углу два зелёных треугольника; в правом верхнем углу красный прямоугольник; в правом нижнем углу один синий круг. (Рассказывают 2 – 3 ребёнка).
Воспитатель: Молодцы, ребята, карту запомнили, можно ехать дальше. Сели на коней и поскакали.
Физкультминутка “Лошадка”.
Дети изображают, как скачет лошадка, и цокают язычком.
Воспитатель: Приехали к замку. А вход в замок завален камнями. (на фланелеграфе изображение камней с цифрами от 1 до 10. На каждом камне написано по одному числу).
Чтобы войти в замок, надо разобрать камни. Давайте поможем Ивану-царевичу разобрать камни.
Саша, возьми камень с цифрой, которая стоит после цифры 5.
Оля, возьми камень с цифрой, стоящей между цифрами 7 и 9.
Алёша, возьми камень с цифрой, которая стоит перед цифрой 4.
И т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Вошли мы в замок. Идём тихо на цыпочках, чтобы не заметили стражники.
На нашем пути высокие ступеньки, ноги надо поднимать выше.
Потолок всё ниже – надо нагнуться.
Но вот стало просторнее.
Выпрямились, оглядываемся вокруг.
Мы заблудились и зашли в лабиринт. Чтобы выйти из него, надо разгадать волшебную запись, состоящую из цифр. Давайте поможем Ивану – царевичу разгадать эту запись.
Воспитатель раздаёт детям для измерения полоски и мерки.
Воспитатель: Ребята, вы должны измерить полоски мерками и запомнить, сколько мерок у вас получилось. (Каждый ребёнок измеряет полоску своей меркой и выставляет на доске полученное число).
Воспитатель: Саша, сколько у тебя получилось мерок? (У меня получилось пять мерок). И т.д.
Затем цифры располагаются в порядке возрастания, например: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).
Воспитатель: Почему полоски все одинаковой длины, а результаты измерения разные? (Потому что разные мерки).
Воспитатель: Когда результат измерения больше? (Когда мерка меньше).
Воспитатель: Когда результат измерения меньше? (Когда мерка больше).
Воспитатель: Итак, волшебную запись разгадали и из лабиринта выбрались.
Подходим, наконец, к двери, за которой спрятана царевна. Дверь на замке. Открыть её сможем, если найдём ключ. Давайте поможем Ивану-царевичу найти ключ. Я вам буду диктовать, на сколько клеточек и куда вам нужно провести линию. (Дети садятся за столы, берут бумагу в клетку и простой карандаш).
Воспитатель: Поставили карандаш на точку и слушаем меня внимательно: две клетки вниз, шесть клеток вправо, три клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, девять клеток влево, две клетки вниз, две клетки влево, пять клеток вверх, две клетки вправо. Что у нас получилось? (У нас получился ключ).
Воспитатель: Этим ключом Иван-царевич откроет дверь, освободит царевну, и они поедут домой. Иван-царевич благодарит вас за то, что вы ему помогли. Давайте вспомним, как мы помогали Ивану-царевичу, что делали.