Занимательные задания для дошкольников по обучению грамоте


Грамота для детей

Научиться читать – одна из самых главных задач для дошкольника. Освоив этот навык, ребёнок сможет самостоятельно познавать мир с помощью книг и находить ответы на свои вопросы.

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Однако научиться этому не так легко. Мы предлагаем использовать игровые методики, которые помогут превратить непростой процесс обучения в увлекательный квест.

Обучение грамоте в старшей группе

Именно в возрасте 5-6 лет детей обычно начинают активно обучать грамоте и уделять время развитию речи: различать звуки и буквы, читать отдельные слова и предложения, ставить ударение.

Дошкольники учатся находить нужные слова, чтобы называть предметы на картинках, составлять предложения, рисовать схемы слов.

Также дети тренируют и готовят свои руки к письму: много рисуют и раскрашивают, штрихуют, обводят контуры предметов, учатся понемногу писать буквы.

Игры и игровые упражнения, используемые на занятиях по обучению грамоте

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Помните слова детской песенки «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Академик Н. Бехтерева, как бы уточняя эту мысль, говорит о том, что «При эмоциональной ограниченности (тупости) мозг функционирует на уровне существенно ниже оптимального». Может быть поэтому так велико стремление детей к обучению, которое приближено к естественной форме их повседневно­го бытия – игре.

Хорошо известно, что особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведущая деятельность в этом возрасте. С одной стороны, игра сама по себе име­ет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы — неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.

Все обучение проходит в увлекательной игровой форме и образном контексте понятных ребенку ситуаций.

Все нижеперечисленные игры мы используем в работе с детьми на заня­тиях, именно поэтому мы даем их подробное описание, правила и необходи­мый материал к ним. Это облегчает нашу задачу при написании конспектов, в которых мы только указываем название игры.

Игры со звуками и буквами

Игровое упражнение «Тело – буква» — о

ригинальный способ запоминания букв. Ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие “Тело-загадки”, а дети отгадывают, какая это буква. Затем можно по­меняться ролями, ребенок будет загадывать. а вы отгадывать.

Подобные упражнения можно выполнять при помощи рук и пальцев

Стихи о буквах

Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы. Такие стихи полезно не только читать детям, но и заучивать наизусть.

Мы учили букву «А»,

Полюбуйтесь, какова!

А узнать ее легко —

Ноги ставит широко.

Очень много подобных четверостиший в книге «Занимательное азбуковеде­ние» (авт.-сост. Г.П. Попова, В.И. Усачева).

Игра «Собери букву».

Игра по принципу разрезных картинок. Игра способствует не только за­поминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание «вверх ногами» и др.)

Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две, на четыре, на шесть, на восемь частей. Разрезка должна быть от самой простой до самой сложной. Чтобы детали букв не путать, лучше их изготовить разного цвета. Не забывайте спрашивать и называть, какая получилась буква!

Игра «Узор из букв».

Это своего рода «пространственная загадка» из букв. Чтобы их изготовить, вам потребуется набор цветной бумаги или картона. Сложите лист бумаги по верти­кали и горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте букву так, что­бы ее контур максимально занимал пространство. Вырежьте букву, не развора­чивая листа, разверните лист. Покажите ребенку получившийся узор. Спросите, из какой буквы получился узор? На глазах ребенка сложите лист вчетверо — по­кажите отгадку.

Можно и самому ребенку поручить проверку отгадки. Эта игра способствует профилактике пространственных ошибок в написании букв в дальнейшем (зеркальное написание, написание «вверх ногами»). Игра развивает про­странственное и образное мышление.

Игра «Найди и подчеркни».

Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложи­те ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нуж­ную букву. Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно об­водить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читаю­щих детей, так как тренирует еще и внимательность).

Игра «Дорисуй букву».

Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка уга­дать, какие буквы вы хотели написать? Предложите дописать недостающие элементы, чтобы получилась буква. Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.

Игра «Какие буквы спрятались?»

Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Задания лучше нарисовать на отдельных листах. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему вы­делить букву на общем фоне.

Задание развивает зрительное восприятие.

Игра «Четвертый лишний»

.

Детям предлагаются карточки с изображением четырех букв, среди которых одна — лишняя. Основанием для классификации может служить признак букв – гласные — согласные.

Например (А О У Р), (М П А К) и др.

Игра «Отгадай слово»

(«Шифровальщики»). На карточке нарисованы различ­ные предметы. По первым буквам картинок нужно прочитать зашифрованное слово.

Ребусы, шарады, кроссворды

. Составляются на основе программного материа­ла занятия. Слова можно зашифровать при помощи загадок, картинок, нарисованных рядом и т.д.

Игровой прием «Гармошка».

Используется при ознакомлении со всеми глас­ными звуками (а, о, у, ы. и. э). Детям предлагается потянуть гласный звук, имити­руя игру на гармошке (сжимают кулачки и растягивают их, одновременно произнося гласный звук (а-а-а-а). Главная цель упражнения — дать детям пред­ставление о том, что гласные – тянутся.

Игровое упражнение «Спой песенку со звуком».

Сначала взрослый поет пе­сенку с гласным звуком на мотив любой знакомой мелодии, а затем просит ре­бенка спеть свою песенку. Данное упражнение позволяет легче усвоить основ­ную характеристику гласных звуков (тянутся и поются) и понять основное от­личие их от согласных звуков.

Игра «Что ты услышал?»

Используется практически на каждом занятии, когда вводится новый звук. Детям обязательно предлагается закрыть глазки и послу­шать, кто что услышит. Взрослый четко, утрируя звук, произносит его несколь­ко раз. Дети открывают глаза, взрослый обращается к каждому ребенку по оче­реди :

— Что ты услышал? Повтори? Это упражнение помогает определить, насколько четко и правильно ребенок может воспроизвести услышанный звук.

Игра «Сложи букву из палочек».

Можно использовать пластилин, проволоку и т.д.

Игра «Кто самый внимательный» (с хлопками).

Детям предлагается послу­шать слова с заданным звуком. Как только они услышат нужный звук в слове, нужно хлопнуть в ладоши.

Игра «Маячок»

. Дети зажигают свои маячки тогда, когда услышат среди произносимых отдельных звуков — гласный (по выбору воспитателя). Маячком может быть красная карточка.

Игра «Волшебный сундучок»

(авторская).

Детям раздаются фишки. Объясняется, что это — заколдованные слова. Условие игры — собрать в сундучок слова на заданный звук. Игра начинается словами:

«Чок,чок, чок, чок

Открывайся, сундучок.»

Ребенок произносит слово и опускает фишку в сундучок. Если слово на­звано неправильно, сундучок перед ребенком закрывается. В конце игры под­считывается, сколько же всего слов придумали все дети.

Вариантов игры много, так как в сундучок можно складывать все, что угодно: слова на заданный звук, слова с одним слогом, двумя слогами и т.д.

Игра «Буква потерялась».

На картине нарисован предмет и рядом написано название этого предмета с пропущенной одной буквой. Детям предлагается найти и определить убежавшую букву.

Игра «Буквы убежали».

На карточке изображен предмет, рядом пустые на­рисованные ячейки для букв. Детям предлагается составить слово из букв, вер­нуть их на место.

Игра «Слоговое лото» —

составить слова из слогов. Детям даются карточки с написанными на них открытыми слогами (СГ). Из них дети составляют слова. Побеждает тот, кто составит больше слов. Количество карточек у ребенка мо­жет увеличиваться от 3 до 8 и более.

Игра «Наборщик» —

составить все возможные слова из букв предложенного слова. На наборном полотне из букв разрезной азбуки составлено слово, дети его прочитывают. Затем предлагается из этих букв составить новые слова, например, из слова «магазин» (маг, газ, Зина).

Игра «Буквы вышли на парад, буквы выстроились в ряд» (авторская).

Из цветного картона вырезаются буквы разного размера. Лучше, если каждое слово будет разного цвета, тогда буквы легко сортировать. Ребенку дается зада­ние – выстроить буквы от самой большой по размеру до самой маленькой и прочитать, какое слово получилось.

Игра «Придумай слова со звуком».

Детям предлагается придумать слова с за­данным звуком. Простой вариант игры – без указания местоположения звук в слове, более сложный – придумать слова с заданным звуком (в начале слова, в конце, в середине).

Игра «Звуковая цепочка».

Учить детей определять первый и последний звуки в слове.

Первый игрок называет слово, следующий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продол­жает третий ребенок и т.д. Повторять слова нельзя. Главная задача игры – не разорвать цепочку слов. Игрок, допустивший ошибку, платит фант (выполняет какое-то задание).

Другой вариант этой игры – с картинками. Первое слово-картинка помечена красным флажком, с нее начинается игра. Затем дети ищут второе слово-кар­тинку и т.д. Начинать игру можно с 3-4 картинок. Постепенно увеличивая це­почку из слов.

Игра «Где спрятался звук?» (с моделями).

У педагога – набор предметных картинок. У каждого из детей – карточка, разделенная на три части (модель-схема местоположения звука в слове) и фиш­ка. Педагог показывает детям предметную картинку, дети называют слово. Далее каждый из игроков на своей карточке ставит фишку туда, где находится нуж­ный звук – в начале, середине или конце слова.

Игра «Пирамида» (деление слов на слоги).

Цель игры: упражнять детей в определении количества слогов в словах. У каж­дого ребенка игровое поле – изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата – для трехсложных слов, выше – 2 квадрата – для двухслож­ных слов м наверху один квадрат – для односложных слов.

Педагог предлагает детям построить пирамиду из картинок, для этого нужно произнести слово по слогам и определить, куда положить картинку.

Игра «Каждому — свое место».

У каждого игрока – набор предметных картинок и три карточки, разде­ленные на три части (схема-модель местоположения звука в слове). В каждой карточке закрашен первый, второй и третий квадраты. Педагог предлагает рассортировать слова-картинки по схемам в зависимости от того, где находится нужный звук.

Игра «Поезд» (авторская).

Цель игры:

закрепить навык синтетического чтения открытых слогов Детям предлагается прокатиться на музыкальном поезде. Выбирается маши­нист (ребенок). Воспитатель объявляет:

«Внимание! Внимание! С первого (со второго. третьего и т.д.) пути отправ­ляется музыкальный поезд. Машинист — Машенька».

Дети хором говорят слова: «Машинист нас везет,

Громко песенки поет».

Ребенок, ведя указкой по таблице, пропевает (читает) слоги в горизонтальной плоскости. Игровая цель игры заключается в следующем — чем быстрее читает ребенок, тем быстрее движется его поезд. После того, как ребенок прочитал весь горизонтальный ряд, можно его спросить – С какой гласной были все пе­сенки в поезде?

Игра «Кто в домике живет?»

Цель игры: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Изображения домиков с окошками, куда могут вставляться картинки. На крыше домика – буква. На доске или у детей картинки с изображением различных жи­вотных, птиц. Детям предлагается заселить в домик только тех животных, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Для кого подарок?»

(Для Королевы или Принцессы).

Цель игры – упражнять детей в дифференциации твердых и мягких согласных. Силуэты нарисованных Королевы и Принцессы. Платье у Королевы синего цве­та, у Принцессы – зеленого. У детей картинки с изображением предметов. Ко­ролева и Принцесса приглашают детей в гости, дети берут подарки—картинки. Если заданный звук звучит в слове мягко, это подарок для Принцессы, а если твердо – для Королевы.

Игра «Цветочный магазин».

Цель игры: упражнять детей в делении слов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов. Для игры нужны открытки, картинки с изображением цветов, названия которых состоят из одного, двух, трех и четырех слогов. Это «цветочный мага­зин», а фишки красного цвета – это деньги. Каждый может купить любые цве­ты, только нужно правильно расплатиться с продавцом, то есть отдать за каж­дый цветок столько фишек, сколько в этом слове слогов. Выигрывает тот, кто больше купил цветов.

Игра «Продолжай! Полсловечка за тобой».

Цель игры – придумывать слова на заданный слог. Можно играть с мячом.

Педагог называет первый слог, бросает мяч ребенку. Ребенок должен произне­сти слово целиком и бросить мяч ведущему. Если ребенок ошибся, мяч возвра­щается к нему обратно.

Игра «Магазин».

Цель игры: закрепить у детей навык чтения слов, определить уровень освоения чтения каждым ребенком. Материалом для игры служат наборы карточек со словами. На одной стороне нарисован предмет. С другой стороны – написано слово, кото­рое обозначает данный предмет. Игра используется практически на каж­дом занятии, но набор слов каждый раз меняется. Он подбирается в за­висимости от целей занятия и программного содержания. Одно лишь остается неизменным – это главное условие игры «Кто словечко прочи­тает, тот его и покупает».

Игра «Путаница» (слоги)

На доске располагаются слоги. написанные на карточках. Слоги используются открытые (СГ). Рядом располагаются картинки, начинающиеся с этих слогов. Ребенку предлагается соединить слог с подходя­щей картинкой.

Игра «Кто пойдет и дружка себе найдет».

(авторская).

Цель: закрепить навык чтения слов-имен, знание правила – имена людей пишутся с заглавной буквы. На карточках размером 15х20 см написаны слова с именами, с обратной стороны нарисована картинка с изображением мальчика или девочки. Дети выходят, вы­бирают любое слово, читают его. Если имя прочитано правильно, карточка остается у ребенка. Побеждает тот. кто прочитает больше слов.

Игра «Найди картинку к схеме»

.

На доске три крупные карточки со схемами расположения звука в слове (одна клетка закрашена в начале, середине и конце схемы). У детей картинки с предметами на заданный звук. Педагог просит произнести слово и определить, где находится звук? Каждый ребенок выходит и ставит свою карточку к подхо­дящей схеме.

Игровое упражнение “Птичка”

(авторская) — для закрепления навыка в чтении согласных букв. Используется пособие “Птичка”. Дети играют в эту игру при помощи своих пальчиков. Левая ладошка – это кормушка с зернышками, пальцы правой руки собраны в кулачок, указательный палец – это клюв мамы-птички. Вводится игровой момент – стихотворный текс про маму-птичку

Прилетела птичка-мать,

Стала зернышки клевать.

Стала зернышки клевать

И согласные называть (М, Н. К, С, Т и т.д.) в зависимости от звука, который изучается в данный момент.

Клюв птички (указательный палец правой руки) ударяет о ладошку, при каждом движении произносится коротко согласный звук. Данное игровое упражнение позволяет предупредить самую главную ошибку и трудность детей в произношении согласных – без призвука (Э).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]