План наблюдений за изменениями в растительном мире

Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного озна­комления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к жи­вотным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1.Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы

. 2.
Уход
за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени
должен быть доступен детям
3. Растения и животные в уголке природы должны быть
внешне привлекательными 4.
Растения и животные должны быть
абсолютно безопасны.5.
Необходимо
учитывать возможность нормальной жизнедеятельности животных и растений. 6.
Уголок природы должен радовать глаз,
украшать интерьер.7.
чтобы дети могли
свободно подходить к ним
, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных.

2-я младшая группа
Растения с большими кожистыми листьями (для ухода), Растения с четко выраженными частями (фикус, герань).
Средняя группа

Несколько экземпляров и разновидностей одного вида, Растения с разнообразными листьями (Герань обыкновенная и Герань зональная, Фиалка узумбарская)

Старшая группа

Растения с разнообразными стеблями(Цисус, кактус, Китайский розан), Растения, по разному размножающиеся(Традесканция, Хлорофитум, Фиалка узумбарская), Растения, требующие разнообразного ухода (Цисус, Фикус, Бальзамин)

Уход за комнатными растениями

Удаление пыли
(начиная с младшей группы, сначала наблюдение и повтор вместе с воспитателем; средняя — под наблюдением воспитателя, старшая — самостоятельно): Большие кожистые листья — Влажной тряпочкой; Мелкие кожистые листья – душ; мелкие – опрыскивание.
Рыхление (сухая поливка)
(младшая – наблюдают, средняя – под наблюдением воспитателя, старшая — самостоятельно)Если на почве корка – полочкой для рыхления.
Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки Жи­вотных, впадающих в зимнюю спячку наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.

Зимой в уголке производят посадки, начиная с младшей группы (наблюдение, средняя и старшая – под руководством

) лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень.. К концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезан­ными ветками деревьев и кустов. Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками (
старшая группа
).

Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и значительно пополняют растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.

НОД «Комнатные растения» (средняя группа)

Молодцы! Ребята, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Какие названия комнатных растений вы знаете? (Дети называют растения и показывают их.)

2.Дидактическая игра:
«Растения комнатные и садовые»
Воспитатель:

Ребята, какие вы знаете растения кроме комнатных? (садовые)

Вы умеете их различать? На столе вы видите карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов. Их нужно распределить так: комнатные растения располагайте рядом с цветочным горшком, садовые цветы – рядом с клумбой.

3.Беседа о комнатных растениях:

Воспитатель:

Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Чтобы было красиво.)

Еще для чего нужны комнатные растения?
(Растения очищают воздух.)
Правильно, чтобы было красиво –комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.

Ребята, что нужно делать, чтобы комнатное растение всегда было красивым, не завяло? (ухаживать за комнатным растением)

Давайте расскажем, как мы ухаживаем за растениями. (
ответы детей)
4.Физкультминутка:

Есть дома (встать на носочки, руки потянуть вверх);

И есть мосты, (наклон вперед, руки назад, колени прямые

);

Есть деревья выпрямиться, (руки округлить над головой)

;

И кусты, (присесть, руки вытянуть вперед)

;

И всем на удивление (встать, руки в стороны, повороты корпусом)

,

В комнате растения (плечи приподняты)

;

Нам без них никак нельзя (руки на поясе, повороты головой вправо и влево)

;

Потому, что мы – друзья! (развести руки в стороны, обхватить корпус руками

).

5. Игра:

«Что бы было, если бы…»

-Что бы было, если бы растение поставили в темное место?

— Что бы было, если бы растение забыли полить?

— Что бы было, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать?

(Ответы детей)

.

6.Посадка растения

Воспитатель:

Давайте с вами посадим герань. Что нужно, чтобы посадить растение? (цветочный горшок, земля, вода для полива)

.

Дети участвуют в посадке растения.

Воспитатель:

Берем цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? (В, цветочный горшок мы насыпаем землю, делаем лунку для цветка.)

После того, как мы насыпали землю, что делам дальше?
(Садим цветок в землю и присыпаем ее.)
Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать? (Сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло).

Рефлексия:

Закончите фразу: «Я люблю ухаживать за комнатными растениями,

потому что…» (
ответы детей)
Воспитатель:

Прогулка «Наблюдение за цветами на клумбе»

Прогулка «Наблюдение за цветами на клумбе»

Цель: Образовательные: — формировать представление о многообразии неживой природы; — учить любоваться растущими цветами. Развивающие: —

развивать умение обобщать по существенным признакам; — развивать речь, активизировать словарный запас; — расширять представление о частях растений.
Воспитательные: —
воспитывать ответственное отношение к природе; — воспитывать бережное отношение к прекрасным творением природы.
Ход прогулки.Загадка.
Луг совсем как ситцевый Всех цветов платок — Не поймёшь, где бабочка, Где живой цветок. Лес и поле в зелени, синяя река, Белые, пушистые в небе облака.


Дети.
Летом.
Воспитатель.
— Ребята, сегодня я предлагаю вам погулять и посмотреть на наши клумбы. (Дети идут к клумбам.)

Послушайте стихотворение.

Я иду по зелёному лугу, Высыхает на листьях роса, Ветер травы качает упруго, И я слышу цветов голоса. Они шепчут: «Не рви нас, не надо, Наши гибкие стебли не мни. Мы для глаз и для сердца отрада, Украшенье родимой земли».

Воспитатель.

— Ребята, послушайте загадку.
Загадка .
Листики в спирали гнутся, И друг к другу жмутся, А над ними те цветы, Не бутоны, а духи, Что же это за цветы?

Дети.

Лилия (Предложить детям рассмотреть цветы и вспомнить названия.)


Из-за своего длинного стебля лилии всегда сажают внутри клумбы, чтобы цветки смотрелись красиво среди более низких цветов у периферии цветника. У лилии очень много ланцетовидных листьев, собранных в прикорневую разетку, из которой выходит высокий прямой стебель с изящным цветком. Цветки лилии бывают оранжевыми, снежно-белыми, тигровыми (испещренными чёрными пятнами) и т. д. Корень у лилии — луковица. На большом цветке лилии очень хорошо рассматривать части цветка. Чем крупнее цветок, тем лучше видны его части: лепестки венчика, расположенные на цветоложе, — они большие и оранжевые; большие чёрные тычинки с пыльцевыми мешочками на кончиках; в середине один высокий пестик.


Найти одинаковые цветы (лилии и петунии) и цветы, собранные в соцветия. (Дети находят цветы).

Воспитатель.

Послушайте загадку и скажите «О каком цветке идёт речь?»
Загадка.
Цветем одно мы лето

И украшаем сад.

На бархат мы похожи,

Нам каждый будет рад. (Бархатцы.)

Рассмотреть отличия этих цветов.
Воспитатель
. Все цветы радуют глаз и украшают окружающее пространство.
Давайте вспомним стихи.
1.Мы цветочки все польём Жарким ясным летним днём. Будем мы беречь цветы, Чтоб они всегда цвели.

2. Весной и летом там и тут На радость всем цветы цветут: В лесу лесные, в поле — полевые, Душистые, красивые, живые. Поэтому не рву цветы. А ты?

Дидактическая игра « Магазин «Цветы»
Цель:
учить группировать растения по месту произрастания, описывать их внешний вид.
Ход игры.
Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не назвать его, а только сказать, где оно растёт. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел магазина, в котором он стоит (полевые, садовые, комнатные), затем выдать покупку.

Воспитатель.

— Ребята, вспомним приметы. 1. Перед дождём не раскрывают своих цветов роза, ноготки. 2. К 8 часам утра открывают свои соцветия бархатцы. 3. Ноготки не раскрывают своих цветов — к дождю.

Опыт «Потребность растений в воде»

Дети подходят к клумбе и обращаем внимание на состояние цветов. Те цветы в клумбах, которые не поливали несколько дней, выглядят поникшими, листья опущены к земле. Те же, которые поливали, стоят с гордо поднятыми головками.

Подвижная игра «Развиваем внимание» Цель

: развивать внимание.
Ход игры.
Детям предлагаю оглядеться вокруг себя (5-10 сек.) и запомнить как можно больше цветов по порядку. Затем завязать глаза. Поменять цветок местами и попросить перечислить по порядку как было.

Что изменилось?

Вывод:

растениям необходима вода.

Труд на участке

. Полив клумб.


Воспитатель.

Нам пора возвращаться в группу. — Что нового вы сегодня узнали?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]