Родительское собрание ««Психологическое здоровье дошкольника» ( в средней группе).
Протокол № 2
Родительского собрания
от 12.12.2019 г. Присутствовало: 12 родителей.
Повестка дня.
- Выступление педагога Базановой В.В. «Наши успехи и достижения, или чем мы занимаемся в детском саду!»
- Выступление педагога-психолога Косенко Л.В. на тему: «Психологическое здоровье дошкольника».
- Анкетирование «Эмоционально-личностное развитие».
4. Тренинговое упражнение «Цветок».
5. Разное.
Выступление на психолога на родительском собрании
«Психологическое здоровье дошкольника».
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
Основным условием нервно-психического развития ребенка является спокойная и доброжелательная обстановка в семье. Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома. У детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада, развода, могут появиться психические расстройства, проявляемые в возникновении неуверенности в себе, беспричинной тревожности, страхов, нарушения сна, головных болей, нарушений связанных с приемом пищи, и других явлений нервозности. Они могут носить временный характер, но если ситуация в семье не меняется, возникшие нарушения начинают проявляться часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации, неврозам. Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, огорчений. К сожалению, подчас и многие взрослые их не понимают. Очень важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка семье, ведь каждый ребенок нуждается в любви, ласке, понимании, добром к себе отношении.
Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития:
— освоение социальных норм выражения чувств;
— изменение роли эмоций в его деятельности, формирование эмоционального предвосхищения;
— развитие чувств, они становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
— формирование высших чувств — интеллектуальных, этических, нравственных.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или чем огорчен. По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости, грусти и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.
Меняются и внешнее проявление эмоций, форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и т.п.
Основные потребности, характерные для ребенка-дошкольника:
- в положительных эмоциях, любви, признании;
- общении (с взрослыми и сверстниками), сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, его уважении, в общественно-значимой деятельности;
- новых впечатлениях, знаниях; умении чувствовать себя компетентным;
- оценке результатов своей деятельности взрослым;
- соответствии положительному нравственному эталону.
Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых взрослых из ближайшего окружения. Причины формирования заниженной либо завышенной самооценки и возникновения тревожности в дошкольном возрасте различны, но основную мы бы назвали — нарушение детско-родительских отношений.
Тревожность.
Данная индивидуальная психологическая особенность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состояние тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.
Тревожность – устойчивое состояние, рассматриваемое как личностное образование или свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Так, если ребенок почти не улыбается, подавлен, безынициативен, если он не играет со сверстниками, у него наблюдается плохое настроение или отмечаются постоянное беспокойство, раздражительность, трудности концентрации внимания на чем-либо. Если выявляются мышечное напряжение, нарушения сна и т.п. эмоциональный фон ребенка отрицательный.
Если по каким-то причинам ребенку-дошкольнику плохо, то у него могут развиться психомоторное возбуждение, возникнуть тики, заикание или же подавленное заторможенное состояние.
Внутренний конфликт у ребенка, вызванный следующими причинами:
— авторитарным стилем воспитания со стороны значимых взрослых;
-противоречивыми и чрезмерными требованиями, предъявляемыми родителями, воспитателями;
— непоследовательными требованиями со стороны родителей, воспитателей;
— негибким подходом взрослых к ситуации, связанной с ребенком;
— неадекватными требованиями, у детей, испытывающих неуспех, появляется высокая тревожность;
— негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Внутренний конфликт ребенка также очень часто соотносится с осложнениями во взаимоотношениях с родителями, воспитателями и сверстниками. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения:
-негативные яркие эмоциональные реакции (тревожность проявляется через агрессивность);
-устойчивое негативное отношение к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения).
Немаловажным фактором является индивидуальная особенность ребенка, специфика его внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость; склонность к беспокойству, неуверенность, робость; часто тревожность усиливается под влиянием переутомления.
Принцип воспитания и развития должен строиться в отношении к ребенку как единственному и неповторимому. Следует учитывать, что на ребенка оказывает влияние каждая секунда протекающего времени. Ему необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него все в порядке и в него верят. Так «нарабатывается» психологическое здоровье ребенка, благополучное развитие его личности.
Формирование психических процессов и личности ребенка в целом – процесс сложный, требующий совместных усилий, как педагогов, так и родителей.
3
Родительское собрание в средней группе по теме «Возрастные особенности 4-5 лет»
Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры
, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и Т.д.
Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру
, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
Быть открытыми к вопросам ребенка
, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.
Блиц-опрос родителей по активно проявляющимся особенностям у детей нашей группы
Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет
Речевое развитие:
Правильно произносить все звуки родного языка;
Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
Употреблять предложения с однородными членами;
Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;
Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;
Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
Познавательное развитие:
Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;
Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;
Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
Различать и называть части суток;
Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
Знать правую и левую руку;
Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;
Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;
Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);
Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;