Конспекты занятий в детском саду. Жизнь насекомых осенью
Содержание
Конспекты занятий в детском саду. Жизнь насекомых осенью
Конспект занятия в детском саду. Окружающий мир. Средняя группа.
Тема: «Жизнь насекомых осенью».
Цели: Содействовать формированию основных понятий о насекомых. Развивать представления о адаптации насекомых к происходящим изменениям в природе. Учить детей бережно относиться и заботиться о насекомых. Развивать интерес к живой природе, умение видеть красоту природы.
Приемы обучения: Игровой, показ, объяснение, вопросы, напоминание, индивидуальный подход, оценка.
Предварительная работа: Наблюдение. За некоторыми насекомыми на участке детского сада (лето, ранняя осень).
Индивидуальная работа: Учить отвечать на вопрос воспитателя предложением.
Материалы и оборудование: Насекомые (резиновые игрушки). Осенние листочки (из бумаги), камешки, пенек. Картины с изображением насекомых (стрекоза, кузнечик, пчела, жук, комар).
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на сидящего на окне петушка.
В о с п и т а т е л ь: Дети, мне кажется, что петушок чем-то расстроен, давайте спросим, почему он такой грустный.
П е т у ш о к: Мне очень грустно, потому что я не могу найти своих друзей. Летом их у меня было очень много, но потом они все куда-то исчезли.
В о с п и т а т е л ь: А кто же твои друзья? П е т у ш о к: Я сейчас загадаю вам о них загадки, а вы попробуйте отгадать:
1. С цветочка на травинку, С кусточка на тропинку. Скачет пружинка – Зелененькая спинка.
2. Над лужком летает, пляшет, Веером красивым машет.
3. Хлопотливая хозяйка Кружит над цветной лужайкой Потрудиться над цветком. Он угостит ее медком.
4. Самолетик не стальной Носик – тоненькой иглой. – Он летает и пищит, укусить всех норовит (Комар)
В о с п и т а т е л ь: Комар, пчела, бабочка. А как мы можем назвать их одним словом? (Насекомые).
П е т у ш о к: Всех моих друзей вы угадали правильно, осталось только ответить на вопрос, куда все они исчезли.
В о п и т а т е л ь: Дети, давайте поможем петушку. Сейчас мы отправимся на поиски пропавших насекомых.
(Детям предлагается поискать спрятавшихся насекомых. Они находят их под листочками, за корой , под камешками).
В о п и т а т е л ь: Ребята, куда же исчезли насекомые? (Насекомые спрятались под кору деревьев, в пни, под камни).
В о п и т а т е л ь: Правильно, дети, так насекомые переносят зиму. Так как зимой холодно и нет сочной травы и цветов. А весной, когда пригреет солнышко и начнут расти трава и цветы, они вылезут из своих укрытий и снова будут радовать нас своей красотой и веселым жужжанием. (На мольберт выставляются фотографии насекомых). Вызываются 2-3 ребенка, им предлагается показать и назвать части тела насекомых.
Далее детям раздаются карточки с изображением бабочек, жуков, стрекоз и предлагается их раскрасить.
В о п и т а т е л ь: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились насекомые.
Давайте подарим наши рисунки петушку, чтобы ему было не так грустно без своих друзей. (Дети дарят петушку свои рисунки, петушок выносится за дверь).
Итог занятия:
Дети, что мы делали на нашем занятии? (Ответы детей). Куда пропали насекомые? (Прячутся в коре деревьев, под листочками, камнями).
Copyright © ВНИМАНИЕ! Сайт deti-mama.com защищен законом об авторском праве. Данный материал исключительно для личного использования. Копирование контента и размещение на других интернет ресурсах ЗАПРЕЩЕНО.
deti-mama.com
Мы по садику гуляли, за природой наблюдали
16.10.2017
Тихая, тёплая, нежная осень листья увядшие всюду разносит, красит в лимонный, оранжевый цвет. На тротуары, газоны, аллеи их она сыплет, ничуть не жалея…
Осень – одно из благоприятных времён года для наблюдений за изменениями в природе и осуществить их можно на прогулке. Ведь прогулка для детей всегда интересное событие. Это источник нового опыта и впечатлений. Осеннее ненастье, конечно же, сокращает время пребывания на свежем воздухе, но пасмурная погода – не причина сидеть дома. Достаточно собрать игрушки, выбрать подходящий маршрут, позвать друзей и можно отправляться гулять.
В один из погожих октябрьских деньков мы с детьми младшей дошкольной группы «Капелька», детского сада № 45 совершили увлекательную, занимательную и познавательную прогулку на тему «Мы по садику гуляли…», и отправились в путь на весёлом паровозике. Двигаясь вперёд по дорожкам участка, малыши хором проговаривали: «Утром небо было хмурым, и казалось все понурым. Осень очень любит плакать, дождиком на землю капать. Любит листьями шуршать, и с деревьев их срывать».
Сколько же увлекательного, полезного, интересного узнали и увидели малыши, путешествуя по территории детского сада, получили новые знания об окружающем, что вызвало у детей радостные крики, восторг, удивление. Дети наглядно увидели осенние изменения в природе, например, листопад. Как же интересно наблюдать вместе с детьми за листопадом, обращая внимание на то, с каких деревьев листья облетают раньше, а на каких держатся дольше, любоваться красотой листопада, проговаривая слова: «Падают, падают листья в нашем саду листопад!». Узнали о том, почему осень называют «золотой»? А вот, почему, оказывается, деревья надевают свой осенний наряд – ответили Семён Улас и Маша Пономарёва. И правда наряд у неё очень красив и многоцветен. У березки листочки желтого цвета, а на клене — желтые, красные, багряные. В это время года деревья празднуют свой последний бал.
Какое же дерево самое красивое? — спросила у детей. «Берёзка!», хором произнесли малыши, остановились возле неё, полюбовались её красотой, с нежностью обняли и прикоснулись головками к её стволу. Рябинка словно притянула малышей своим веточкам с красными, ажурными листочками. Как же хочется постоять под ними, уцелевшими от ветра и дождей листочками. Да и другие кустарники привлекли внимание детей своей яркой, колоритной окраской листьев, что не остановиться возле них просто невозможно. Самая красивая осенняя пора! С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья желтеют не все сразу, они меняют цвет по очереди, подготавливаются к зимним холодам.
Несмотря на то, что прогулка проводилась на территории детского сада, то и здесь можно всегда увидеть много интересного. Нужно только помочь детям заметить и разглядеть всю красоту окружающей природы. А вот и цветочные клумбы. Все лето мы с малышами любовались разноцветьем цветущих растений на них. Пришла осень, цветы завяли, но самые выносливые цветочки, которые не боятся холодов и дождей ещё радуют, очаровывают нас, взрослых и детей, своей привлекательной, заманчивой красотой!
Шагают детки по дорожкам, в резиновых сапожках и как цветочки зонтики в руках они несут. Не страшен моросящий дождик нашим малышам, им хочется, чтобы сильнее дождь пошёл. Стоя под зонтиком они весело кричат: «Иди, иди, дождик, сварим тебе борщик! Тебе каша, а нам — борщ, чтоб сильнее пошел дождь!». Вы себе представить не можете, лужи — это так интересно! Это же одно из привлекательных мест детей! Они любят ходить по лужам, кидать в них камешки, измерять глубину. «Смотрите, как я умею! И я!», шлёпая сапожками по лужице, радовались Дима Пестерев, Саша Кондратьева и Артём Прохоров.
Наблюдение за птицами осенью доставляет огромное удовольствие любознательным малышам. Путешествуя на весёлом паровозике по осенним дорожкам, мы не забыли взять с собой угощение для птиц: немного семечек и хлебную корочку, вдруг увидим птичек. И правда, словно поджидала нас к себе в гости стайка голубей. Накрошив хлеба и насыпав семечек, тихо, словно затаив дыхание, чтобы не спугнуть пернатых, дети с интересом наблюдали, как птицы угощаются, клюют корм.
Вот таким увлекательным, запоминающимся событием стала прогулка для наших малышей Наблюдения за живой и неживой природой, за природными сезонными изменениями развивают у детей память, внимание, воспитывают бережное и вдумчивое отношение к окружающему миру. Ребёнок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребёнок одновременно развивает речь и мышление. «Если хотите научить ребёнка логически мыслить – ведите его в природу», советовал известный русский педагог и писатель К. Д. Ушинский.
Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые учат малыша любоваться яркими красками неба, красивой окраской и формой листьев, слушать красивые звуки в природе, — у ребёнка разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубине, познавая окружающий мир. Общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками. И как был прав, знаменитый французский философ и писатель, о.
Материал подготовила Тамара Ивановна Савчук, воспитатель ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №45
Вернуться в рубрику Новости
«Конспект НОД для старшей группы «Насекомые осенью»
МДОУ «Детский сад № 25 «Маячок» Фрунзенского района города Саратова Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Насекомые осенью» (с использованием ИКТ) в старшей группе № 1
Подготовила: воспитатель высшей категории Горбачева Н.А. Программа «Детство» Старшая группа «Насекомые осенью» Цель: способствовать накоплению конкретных представлений о насекомых. Задачи: Уточнить представление детей о насекомых, уметь вычленять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, наличие усиков, хитинового покрова), знать куда исчезли насекомые и где находят себе убежище. Познакомить детей с циклами развития насекомых. Устанавливать причинно – следственные связи, умение использовать модели в познавательной деятельности Развивать познавательную активность детей, наблюдательность. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные особенности. Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому. Работа за компьютером: Учить ориентироваться в условиях задачи, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты. Ориентироваться во времени, расставляя события в определённой последовательности. Закреплять навыки владения мышкой: ведение курсора мышки по ячейкам таблицы, «щелкать» на предмете, «перетаскивать» предмет на место
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная Формы организации: фронтальная Форма реализации: проблемная ситуация Оборудование :Мультимедийная установка. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «Добро пожаловать в экологию!» часть 1. Карандаши на каждого ребенка. Фотоиллюстрации различных насекомых. Мнемотаблица «Насекомые». Компьютерная игра «Что сначала, что потом» (авторская разработка): Схема «Цикл развития бабочки». Схема «Цикл развития божьей коровки». Схема «Цикл развития стрекозы». Мнемотаблица по стихотворению Н. Дымовой «Великан» (составленная совместно с детьми). Запись песни «Осень» и СД проигрыватель. Бабочки на магнитах. Примечание: после просмотра необходимого количества слайдов шторка на мультимедийной установке закрывается, изображение пропадает. Общее время работы со слайдами составляет примерно 7 минут (соответствует СанПиН). Ход НОД. 1 часть. Дети входят в кабинет развивающего обучения с песней « Осень наступила». Беседа с детьми о том, какое сейчас время года. Прошу назвать осенние приметы. (Ответы детей) Спрашиваю детей о насекомых – что делают они осенью? (Ответы детей) 2 часть. Ребята, а вот Незнайка из нашей рабочей тетради по экологии — не знает. Давайте поможем ему и покажем, куда прячутся насекомые на зиму. Дети садятся за столы. Работа в рабочих тетрадях «Добро пожаловать в экологию» для детей 5-6 лет (старшая группа), часть 1, стр. №8. Задание: «Проведи дорожку от каждого насекомого к его убежищу» Дети выполняют задание, затем рассказывают, что жук-короед устраивается на зиму под корой деревьев, муравьи прячутся в муравейнике, божьи коровки – в старых пнях, а мухи зимуют под опавшими листьями. 3 часть. Куда бы мы не пошли – в сад, на луг, в лес – всюду нас окружают насекомые — наши маленькие соседи. Но такие ли они незаметные? Взять хотя бы муравья — один он такой маленький, крошечный, не сразу и заметишь! А вот в большом муравейнике их столько, что если мерить вёдрами, получится несколько вёдер!!! (слайд№1) Сколько их, как вы
schoolfiles.net
Конспект проведения прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за образом жизни птиц осенью»
Светлана Романова
Конспект проведения прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за образом жизни птиц осенью»
Цель- уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц (домашних и диких)
осенью; установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц; воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам;
Ход прогулки: Дети строятся парами. Воспитатель задает вопрос «Давайте вспомним, какое сейчас время года?»
— ответы детей- «
Осенью часто идет дождик, вспомним нашу песенку про дождик?». Дети идут, напевая песенку «Дождик»
.
1. Зона 1. Отрезок дороги от группы до игровой площадки. Дети перестраиваются в круг.Воспитатель: «Ребята, помните, вчера мы говорили о домашних животных? А еще о домашних….?»- ответы детей – «птицах»
. «Правильно, один и тот же вид
птиц бывает и домашним и диким. Какие это птицы? Почему они домашние и дикие?» Ответы детей. (Утки, гуси)
.
Воспитатель: «Сейчас надо разделиться на 2 команды: как это сделать?»
дети предлагают варианты деления: на 1 и 2, по признаку
«дикий»
,
«домашний»
, другие варианты. Выбираем подходящий «по признаку
«дикий»
,
«домашний»
.
Малоподвижная игра «Кто как к зиме готовится»
. Надо выбрать
птицу (утку или гуся)
и показать как готовятся к зиме домашние
птицы, а как дикие. Команды показывают друг другу жестами, мимикой, без слов, и отгадывают действия. Воспитатель по ходу игры дает детям наводящие вопросы к изображению движений: что едят, почему мало еды, как это связано с изменением погоды, почему домашние не улетают.Воспитатель: «Молодцы, ребята,а я загадаю вам сейчас загадку:
Угадайте, что за птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится, собирает крошки,
По ночам кочует, зернышки ворует. (воробей)
.
Правильно. А сейчас по поговорке «Осенняя пора-птицы со двора»
, вы превращаетесь в стайку воробьев и летите на площадку. Помните, как воробышки летают? Не разлетаются по сторонам, а дружно стайкой садятся на безопасное место, вам надо сесть в кружок на своей площадке перед верандой. Итак, полетели.
2. Зона 2. Своя площадка.
Д/И «Что эта за птица?»
Цель: учить детей описывать
птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их. Воспитатель назначает или выбирается по считалке водящий, который описывает характерные признаки птицы, дети должны отгадать птицу.
3. Зона 3. Спортивная площадка или любая свободная площадка для активного движения.
Подвижная игра «Стайка»
.Цель: развивать ритмическую и выразительную речь; активизировать словарь по теме
«птицы»
; воспитывать спортивную сноровку.Ход игры: дети выбирают водящего. Новая считалочка И. Токмаковой
(разучивание)
:
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка.
Эта птичка- соловей, эта птичка – воробей, эта птичка- совушка, сонная головушка.
Это птичка свиристель, эта птичка- коростель, эта птичка скворушка, серенькое перышко
Эта птичка зяблик, эта-стриж, эта- развеселый чиж,
Ну а эта злой орлан. Птички, птички, по домам! Дети после этих слов разбегаются, а водящий старается кого-нибудь поймать. Повторить 2-3 раза, ориентируясь на желание детей.
4. Зона 4. Своя площадка. Самостоятельные игры по желанию,индивидуальная работа по развитию движений: в парах бросание и ловля мяча.
В конце прогулки трудовые поручения: подмести все игровые конструкции, привести в порядок песочницу.
5. Окончание прогулки, уход детей домой.
Список использованной литературы:
1. Организация деятельности детей на прогулке (подготовительная группа)
.Т. Г. Кобзева,И. А. Холодова,Г. С. Александрова/Волгоград,Учитель,2013 г.
2. Игры-путешествия на участке детского сада. Е. А. Алябьева. -Москва,ТЦ Сфера,2015г.
3. Картотеки дидактических и подвижных игр для подготовительной группы.
Конспект занятия «Насекомые осенью. Куда на зиму прячутся комары и где живут
Дети очень часто задают вопрос взрослым: «Где и как зимуют насекомые?». Играя на свежем воздухе, совершая прогулки в парк, лес, ребята замечают, что с наступлением холодов, куда-то пропали мухи, комары, бабочки, жуки, стрекозы, муравьи и другие насекомые.
Родители, педагоги могут рассказать детям, что у разных насекомых существует много способов перенести условия зимнего времени и благополучно дожить до весны. Улетают на юг не только перелётные птицы, но и некоторые насекомые, ведь у них тоже есть крылья. Например, к перелётным относятся бабочки (репейницы, капустницы, белянки, адмиралы, и др.) и стрекозы (большое коромысло, дозорщик). Эти насекомые совершают перелёты на дальние расстояния, не уступая в этом отношении птицам. Интересно, что перелётные пути насекомых почти совпадают с путями перелётных птиц при этом бабочки и стрекозы успешно преодолевают горные перевалы (Альпы, Памир), поднимаясь на высоту свыше пяти километров.
С наступлением холодной погоды (поздней осенью, а затем зимой) насекомые впадают в оцепенение, перестают питаться, теряют подвижность и проводят зиму в состоянии скрытой жизни. Весной они как бы пробуждаются и начинают жить как прежде. Их можно назвать поэтому «пассивными зимовщиками».
Ввиду многочисленности и многообразия насекомых остановимся лишь на некоторых из них. Бабочки (не считая перелётных видов) в своём большинстве умирают до наступления зимы. Но самки оставляют после себя кладки яиц, из которых развиваются гусеницы. Некоторые из них успевают летом превратиться в куколок, другие остаются зимовать в разных убежищах: кто прячется в землю, а кто – в паутинные гнёзда на ветках деревьев. Однако среди взрослых бабочек есть зимующие, которые не умирают, а впадают в оцепенение. К ним относятся: крапивница, лимонница, траурница, многоцветница, дневной павлиний глаз. Эти бабочки поздней осенью забираются под опавшую листву, в трещины корней старых пней, под кору деревьев и в другие укромные места. Перезимовав, они покидают свои «убежища» и некоторое время летают, питаясь нектаром растений. Затем самки откладывают яйца и умирают, а новое поколение бабочек, развивающихся из яиц (через стадию гусениц), появляется во второй половине лета и летает до осени. На зиму бабочки этого поколения впадают в оцепенение, а весной ведут себя как бабочки предыдущего поколения.
Жуки и их личинки зимой спят в оцепененном состоянии в различных укрытиях: одни – под корой полусгнивших пней, другие – в трещинах стволов деревьев, третьи – в толще древесины и т.д. Дети знают много жуков: жужелиц, навозных жуков, усачей-дровосеков, короедов, листогрызов. Но наибольшей известностью пользуются майские жуки. Появление этих жуков весной происходит как внезапно и вызывает у детей недоумение: откуда они взялись? Не вдаваясь в подробности, можно сообщить, что большую часть жизни (4-5 лет) майские жуки живут в почве в виде личинок. Из года в год эти личинки зимуют, растут, линяют, и в конце концов превращается в куколок, из которых и появляются взрослые жуки. Майские жуки и их личинки приносят вред, подгрызая корни и листву многих лесных деревьев. Жучки божьи коровки забиваются между хвоинками молодых сосен и среди листьев можжевельника. Они, готовясь к предстоящей зиме, стремятся заранее спрятаться под кору деревьев, трещины старой древесины пней и другие укрытия, где остаются до весны в стадии оцепенения.
Напомните детям о бережном отношении ко всему живому. Не позволяйте им ловить и собирать бабочек и жучков. Нельзя забывать о полезном значении или безвредности существования животных. Например, бабочки осенних выводков в стадии гусениц питаются сорняками и вреда не приносят, а сами бабочки способствуют опылению цветковых растений. Жучки божьи коровки и их личинки уничтожают массу тлей, приносящих вред многим растениям.
Стрекозы тоже очень полезны. Они ловят мух, комаров, мошек и других насекомых, схватывая их на лету. К зиме большинство стрекоз (исключая перелётные виды) погибает, предварительно отложив яйца в воду. Правда, стрекоза лютка-тусклая не умирает, а зимует и только весной откладывает яйца. Из яиц выходят личинки, которые живут в воде 2-3 года и постепенно растут. В последний год развития личинка превращается во взрослую стрекозу, вылет которой происходит у одних весной, у других летом.
Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там, где температура держится всегда примерно на одном уровне; собравшись в большой ком, они ждут наступления тёплых дней.
Пчёлы зимой не спят, но становятся медлительными, вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев и расщелинах скал. Они строят свои гнёзда из выделяемого специальными железами воска. Гнёзда существуют много лет, и в них зимуют самки и рабочие пчёлы. Поэтому в восковых ячейках хранится мёд для питания, а в других выводятся личинки. Роль пчёл на Земле чрезвычайно велика – собирая нектар, они опыляют ц ветки растений, перенося пыльцу. Без таких опылителей многие современные растения перестали бы существовать.