Конспект ООД по экологическому воспитанию «Мир комнатных растений» в старшей группе.
Конспект ООД по экологическому воспитанию
«Мир комнатных растений» в старшей группе.
Цель: расширять знания детей о комнатных растениях
Задачи:
- Закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части;
- Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями
- Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей
- Совершенствовать навыки ухода за растениями
- Формировать желание помогать взрослым по уходу за растениями
- Пополнять словарный запас детей (фикус, фиалка, аспидистра, кливия)
- Развивать образное восприятие, воображение, творчество
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе; желание ухаживать за растениями.
Количество детей:
вся группа
Место проведения:
групповая комната ДОУ
Предварительная работа:
рассматривание комнатных растений, рассматривание иллюстраций на тему «Комнатные растения», выполнение трудовых поручений
Материалы и оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук, слайды с изображением комнатных растений, схемы по теме.
Ход НОД:
В: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу поговорить с вами на очень интересную тему, но для начала отгадайте загадку.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Комнатные растения).
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. А у вас есть они дома? А какие? (ответы)
А у нас в группе они есть? Давайте посмотрим на них. Цветы и зимой и летом оставались зелеными. Может быть цветы не живые, а искусственные? Докажите, что это не так. Какие признаки живого вы знаете? (рост, питание, дыхание).
— Растут ли цветы? Чем и с помощью чего они питаются? (вода, питательные вещества из почвы с помощью корней).
— Дышат: поглощают углекислый газ и выделяют кислород (очищают воздух). Воздух нужен и для корней (рыхление).
— Умеют ли цветы передвигаться? (поворачиваются к солнцу).
— Какие условия необходимы для роста растений? (свет, тепло, влага).
Для хорошего роста растений их необходимо содержать в чистоте. Почему? (Листья цветка должны быть чистыми, чтобы хорошо дышать)
Ребята, вы такие молодцы! Знаете даже больше, чем я.
А может вы еще расскажете, какие части есть у растений?
Дидактическая игра « Покажи и назови части растения»
Воспитатель показывает части растения: корень, стебель, листья, цветок.
В: А сейчас я вам предлагаю побыть маленькими растениями. Садитесь на ковер.
(физкультминутка)
Посажу я зернышко в маленький горшок (садятся на корточки)
Вырастет из зернышка тонкий стебелек (тихо встает, руки вверх)
А потом листочки (руки в стороны, вперед, поочередно)
Подборка художественной литературы по теме «Комнатные растения»
Покажите детям рисунки, изображающие Щучий Хвост (сансевиеру) и другие цветы, упомянутые в сказке. Назовите растения, которые своим внешним видом напоминают животных, птиц или рыб.
Знаете ли вы растения, листики которых могут давать корни?
Как вы думаете, если бы растения знали о том, что Щучий Хвост — чувствительное создание, стали бы они над ним смеяться?
Какие комнатные растения кажутся вам хрупкими и чувствительными созданиями?
Каким был Щучий Хвост из сказки? Почему он считал себя недостойным садика? Нарисуйте Щучий Хвост в начале и в конце сказки.
За что Мария полюбила Щучий Хвост? Как вы думаете, вырос бы из Щучьего Хвоста цветочек, если бы Мария в него не верила?
Что думал цветочек, родившийся из Щучьего Хвоста? Напишите сказку о том, как жилось цветочку за его прочными листьями.
Чему Щучий Хвост научил растения? Напишите сказку о том, как растения и Щучий Хвост подружились.
Как вы думаете, о чем подумал белый кот, когда из Щучьего Хвоста появился цветочек?
ЛЕКАРСТВА В ЦВЕТОЧНЫХ ГОРШОЧКАХ
Однажды днем обитатели комнатного садика Марии наслаждались скрипичной музыкой, которую передавали по радио. Растения очень любили музыку, и нередко Мария специально оставляла радио включенным, когда знала, что будут передавать хорошую музыку. Аспидистра с развевающимися темнозелеными широкими листьями, напоминающими флаги на крепких длинных черешках, уютно устроившись под сенью перистых листьев высокой Пальмы, вполголоса разговаривала с молодым красножелтым Тюльпаном. — Вот смотрю я на вас, дорогая Аспидистра, и немного завидую: какая у вас большая и дружная семейка! Как, наверное, весело вам живется всем вместе?! Сколько же вас в вашей славной семье? — интересовался пестрый Тюльпан, выросший из луковицы и совсем недавно расцветший на диво всем. — На данный момент нас семнадцать листиков: дедушка, бабушка, мама, папа и нас — тринадцать детей. Все мы очень похожи на листья Ландыша, только мы в несколько раз больше их, — гордо отвечала Аспидистра. — Да, да, вижу! И вам не тесно в вашем горшочке? Поразительно, как вы уживаетесь все вместе на такой маленькой жилплощади?! — удивлялся Тюльпан. — В тесноте, да не в обиде! Мы всегда очень терпеливы и не мешаем друг другу а, наоборот, поддерживаем самых слабых и старых. За это нас и прозвали “Дружной Семейкой”. Аспидистра — это наше научное имя. Мы не желтеем, не бледнеем, вечно зеленеем и никогда не опадаем. Мы не вянем даже, если нас забывают полить, и можем прекрасно расти и в темном углу, и на самом ярком солнце. И сквозняков мы не боимся, и пыль нам не страшна, — охотно отвечала Аспидистра. — Неужели!? Вы просто исключительное по своей неприхотливости растение. У меня не хватает слов, сударыня, чтобы выразить вам свое восхищение, — восторгался Тюльпан. — А мне так тоскливо одному. — Ну, что вы, дорогой Тюльпан! Вы — украшение нашего садика! Не грустите, пожалуйста! — сказала Аспидистра. Тюльпан при этих словах радостно раскрыл свою чашечку, откуда выглянули любопытные усики. Их мирная беседа была внезапно прервана чьим-то возгласом: — Тише, по радио говорят о нашем уважаемом Столетнике! — Проснитесь, дедушка Столетник! Послушайте, что о вас говорят, — будил мирно дремавший Столетник круглый Кактусенок. Действительно, по радио говорили о Столетнике. Передача была посвящена народной медицине, и доктор медицинских наук рассказывал о целебных свойствах Алоэ (научное название Столетника). Все с удивлением услышали, что Столетник — универсальный врач, который и бронхит, и туберкулез, и воспаление десен, и язвы желудка, и даже глазные болезни лечит. В его сочных мясистых листьях есть целебный сок — алоин, очень полезный, особенно при воспалениях. Белый кот, внимательно слушавший радиопередачу, сразу же поспешил к Столетнику и промяукал: — Уважаемый Столетник, у меня как раз воспалена десна, ничего не могу есть. Разрешите, пожалуйста, откусить один ваш целебный листочек. — Ради бога, хоть два. Только жуй, как следует, мой сок довольно горький, — добродушно сказал Столетник, польщенный рассказом доктора наук из радиопередачи. Вечно зеленый Каланхоэ, который чудесно расцвел мелкими алыми цветочками, покачал своими сочными стеблями и овальными листьями: — Я, может быть, не такой знаменитый, как наш многоуважаемый Столетник, но и мой сок используют в медицине, особенно при заживлении ран и ожогов. Он прекрасно уничтожает инфекцию. Особенно он эффективен при ангине, воспалении десен и стоматите. Так что мой сок ничуть не хуже вашего, дорогой Столетник. Его даже в аптеке купить можно. Ты, белый котик, можешь пожевать и мой листик. — Премного благодарен, уважаемый Каланхоэ, обязательно его попробую, — вежливо ответил белый кот, не переставая жевать горький лист Столетника. Тут скромный Плющ подумал, что неплохо будет, если все узнают, на что и он способен: — Я тоже лечить могу. Отвары из моих листочков очень помогают при кашле и головной боли. Меня применяют против мозолей и опухолей. Я даже кровеносное давление умею понижать и бородавки свожу и… Что тут началось! Плющик так разволновал обитателей садика, что они наперебой начали хвастаться своими целебными свойствами. Если бы Мария могла их слышать, она бы раз и навсегда перестала ходить в аптеку за лекарствами! Но, увы! Она не понимала язык растений. Только по их внешнему виду и благодаря своему доброму и чуткому сердцу, она догадывалась о настроениях и проблемах своих дорогих питомцев. Сейчас Мария лежала с мучительной головной болью, которая никак не проходила. Она уже выпила лекарство и ждала прихода врача. А белый кот, когда услышал, что Плющик умеет бородавки сводить, обрадовался и громко мяукнул — ведь у него на розовой подушечке правой передней лапы давно росла огромная бородавка, доставлявшая ему немало неприятностей. “Сначала десну вылечу, а потом за бородавку примусь. Как хорошо иметь настоящих врачей у себя дома!” — с радостной благодарностью думал он. А в этот момент на арену хвастовства вступила Традесканция: — Послушайте, дорогие друзья! Я самое обычное комнатное растение, но могу значительно понизить сахар в крови при диабете. При дизентерии и простуде нет средства лучше, чем отвар из моих листочков. Если мои листочки к опухоли приложить и подержать немного, то она, непременно, рассосется. Я не хвастаю, но все вы должны знать о моих чудесных способностях. Марии же это необходимо в первую очередь — у нее ведь, кажется, повышенный сахар в крови. Я об этом случайно узнала, когда она с кем-то по телефону разговаривала. — Не у нее повышенный сахар в крови, а у ее подруги Сонечки, — поправил Традесканцию красавец Кротон. — Ты, как всегда, все перепутала. — Подумаешь, вот еще умник нашелся. Разве это важно?! Мария все равно должна знать, на что я способна, — упрямо твердила Традесканция. — А ты, Дружная Семейка, тоже можешь лечить? — спросил Тюльпан свою добрую соседку. — Да, в медицине отвары из наших корней, стеблей и листьев пользуются большой славой, особенно при лечении кишечных и желудочных расстройств. А когда болят мышцы, они просто спасение. Даже камни из почек наши замечательные отвары выгоняют, — компетентно отвечала Аспидистра. — Прекрасненько, надо намотать это на ус, — подумал белый кот. — Мой мочевой пузырь что-то пошаливает в последнее время, и расстройств разных у меня хватает. Добрая Азалия вздохнула и с грустью промолвила: — Я не обладаю никакими лечебными свойствами, но я хотела бы помочь сейчас Марии — у нее ведь такая сильная мигрень. Она даже на ногах стоять из-за этого не может. И врач никак не приходит. Наверное, у него больных много. После этих слов Азалии всем обитателям садика стало грустно и тревожно. Каждый из них стал сосредоточенно думать о Марии и желать от всей души, чтобы противная мигрень поскорее убралась и больше никогда не мучила их горячо любимую хозяйку. Старый Столетник, кряхтя, наклонился к Азалии и сказал: — Ты, милая Азалия, лечишь своей добротой и нежностью. Я уверен, что далеко не все твои свойства еще изучены. В тебе, непременно, есть что-то целебное! А Мария поправится — мы же все этого хотим. В этот момент в дверь позвонили. Это пришел доктор. После тщательного осмотра он сказал: — Ничего серьезного у вас нет. Немного повышено давление, от этого вы ослабли. Не буду прописывать вам сильных лекарств. Для начала попробуем снизить давление при помощи целебных растений. Принимайте настой сушеницы, боярышника, пустырника, цветов клевера и настойку календулы в течение 10 дней. Ешьте репчатый лук, чеснок, свеклу, варенье из черной смородины, лимон с кожурой. Пейте слабый зеленый чай. Про кофе и крепкий чай постарайтесь забыть, хотя бы на время. И солью не злоупотребляйте. А самое важное для вас сейчас — хороший сон. Уходя, он заглянул в комнату, где жили растения Марии, и чудесный домашний садик восхитил его. Приглядевшись внимательнее, он воскликнул: — Ба, да у вас полным полно целебных растений. Вот Плющ, например! Знаете ли вы, что он тоже прекрасно давление понижает?! Потом он показал на Гардению: — А эта красавица лечит от многих серьезных болезней и очень эффективна от головной боли. О, у вас и Сансевиера растет. Вы, наверно, и не догадываетесь, что дым от горящих листьев Сансевиеры — как рукой головную боль снимает? Ваши же растения вас вылечат очень быстро, почитайте об их свойствах, — посоветовал доктор на прощание. Мария после слов доктора почувствовала себя намного лучше. Она с любопытством разглядывала свои растения, пытаясь догадаться, кто из них и какими свойствами обладает и думала: “Вот вы какие, оказывается. Я и не знала, что все вы — целебные!”