Конспекты занятий для детей раннего возрастаплан-конспект занятия по теме


Игровые занятия с детьми 2-х лет

Антонина Ломакина

Игровые занятия с детьми 2-х лет

Возраст ребёнка до 3 лет- самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребёнком. Игра- первое, чему нужно научить любого малыша.

Именно в возрасте до 3 лет ребёнок начинает посещать детский сад. Первые дни в детском саду- один из самых волнующих моментов в жизни каждой семьи. К какой воспитательнице попадёт ребёнок, понравится ли ему в детском саду, как быстро привыкнет к новой обстановке, найдёт ли себе друзей, не будут ли его обижать…. Эти и ещё многие вопросы волнуют каждого родителя.

Маленький ребёнок ещё не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагога на данном этапе- помочь ребёнку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке.

Адаптация к детскому саду- сложный, а иногда и длительный процесс, продолжающийся от 1 до 3 недель, но бывает, затягивается на полгода и даже год!

Вхождение ребёнка в коллектив должно быть постепенным. Сейчас существует много групп кратковременного пребывания. Задача таких мини-групп не только воспитать полноценную и разностороннюю личность, но и помочь ребёнку безболезненно пережить поступление в детский сад.

На занятияхдети знакомятся со следующими видами игр:

— подвижные («Прятки»

,
«Поймай собачку»
,
«Маленький-большой»
,
«Дождик и солнышко»
,
«Через ручеёк»
,
«Воробушки и автомобиль»
)

— спортивные (ползание, лазанье, ходьба, игры с мячами, прыжки, бег)

— музыкальные (игра на музыкальных инструментах, угадывание, что звучит, слушание музыкальных произведений)

— физкуль

,
«Мишка косолапый»
;пальчиковые игры:
«Этот пальчик- мама»
,
«Сорока-белобока»
; хороводы
«Как на наши именины»
,
«Раздувайся, пузырь»
— упражнения для развития речи (чтение потешек, стихотворений, сказок; игры на понимание слов «Что это?»

,
«Что делает?»
,
«Какой он?»
— игры-драматизации (инсценировка сказок и потешек: «Курочка ряба»

,
«Репка»
,
«Теремок»
и. т. д)

— на развитие мелкой моторики рук (Переложи горох, мозаика, сними прищепки, прикрепи магниты, шнурки)

— артикуляционная гимнастика (дыхательные упражнение «Дуем на одуванчики, вату, воду»

,
«Мыльные пузыри»
)

— ролевые игры с куклами и мягкими игрушками (покормить, одеть, причесать, положить спать)

:
«Магазин»
,
«Доктор»
,
«Моем посуду»
— обучающие на развитие внимания, памяти, мышления «Подбери двери к домикам»

,
«Кто на чём играл?»
,
«Найди одинаковые предметы»
,
«Убери лишний предмет»
,
«Чем отличаются предметы»
— конструирование строительство из деревянных деталей башенок, поездов, домиков

— рисование цветными карандашами,гуашевыми красками: пальчиками, ладошками

-лепка из пластилина и глины

-аппликация наклеивание заранее вырезанных из цветной бумаги деталей

Чтобы сделать занятия более эффективными,надо обратить внимание на следующие моменты:

— до начала занятий ознакомьтесь с игровыми заданиями, продумайте план занятия, подготовьте необходимый материал;

— не забывайте о технике безопасности! Вы должны быть уверены, что ребёнок не проглотит или не засунет себе в нос или ухо мелкий предмет, не упадёт;

— организуйте рабочее пространство, уберите отвлекающие предметы;

— в начале занятия необходимо вызвать у детей желание к совместному творчеству;

— ваша речь должна быть чёткой;

— важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие во всех играх детей;

— если некоторые отказываются заниматься, не навязывайте им игры. Начните занятие, и очень скоро эти дети захотят присоединиться к вам;

— будьте доброжелательны и уважительны к детям;

— похвала — прекрасный стимул для дальнейшего развития ребёнка. Не забывайте об этом!

Что должны уметь делать дети от 2 до 3 лет.

Для того чтобы оценить насколько правильно развивается ребенок необходимо знать,что он должен уметь в возрасте 2-3 лет:

• Выполнять сложные просьбы, которые состоят из 2-3 действий.Например: подойти к шкафу, открыть дверку, взять кофту и закрыть дверь.

• Уметь говорить простые фразы и понимать родителей.

• Желательно уметь самому раздевать и одеваться. Этому легко научить, показав несколько раз.

• Самостоятельно ходить на горшок и мыть руки.

• Резать бумагу ножницами. Это не опасно.

• Строить несложные постройки из кубиков или конструктора; • Собирать пирамиду от 8 деталей;

• Собирать логический кубик, правильно подобрав детальки к отверстиям. Главное не торопите ребенка. Если он не понимает что вы от него хотите, придумайте задание легче. А потом добавьте еще один пункт. Не забывайте, что многое для ребенка в новинку. Помогайте малышу во всем, и обязательно проявляете терпение, ведь у него не все и не всегда может получаться с первого раза.

Особенности организации и проведения НОД с детьми раннего возраста

Верещагина Любовь

Особенности организации и проведения НОД с детьми раннего возраста

Особенности организации и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста.

Ранний возраст – особый, чрезвычайно важный и ответственный период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, целенаправленность и настойчивость, воображение и многие другие. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а их развитие требует обязательного участия педагога.

Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста.

Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка раннего возраста является предметно-игровая деятельность. Поэтому с детьми данного возраста проводим игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в игровой деятельности.

Комплексные занятия — интересная и, главное, эффективная форма развития. Особенность этих занятий состоит в том,что они объединяют несколько направлений: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, сенсорное развитие, изобразительную деятельность, конструирование. В занятия включаются потешки, стихи, небольшие рассказы, дидактические и пальчиковые игры, действия с предметами, игры с водой и песком, опыты («тонет — не тонет»

,
«холодный, теплый, горячий»
и т. д., театрализованная деятельность и многое другое.

Занятия проводим в форме игры, так как игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения и максимально удовлетворяют потребности ребёнка в речевой или поведенческой самостоятельности (движения, действия и т. п.)

.

Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения. Проводим их индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Педагог сидит за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.

Чтобы построить работу наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологические особенности развития детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи и мышления и др.

Итак, в работе с детьми раннего возраста учитываем следующие принципы;

1. Ребенок познает мир с помощью педагога путем подражания.

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов, открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус.Но только с помощью воспитателя ребенок узнает их функциональное назначение: ложкой едят суп, лопаткой копают песок, книжку читают, карандашом рисуют.

Педагог знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку. Наблюдая за педагогом и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Таким образом, занятия с малышами строим на подражании педагогу, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

2. В совместной деятельности ребенка и педагога совмещаем элементы игры и обучения.

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. А пока. Если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Таким образом, элементы обучения вводим в специально организованные игры.

3. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.

Малыши любят повторять одно и то же действие, движение, слово снова и снова.Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Таким образом, чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, повторяем материал многократно.

4. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.

Материал для игр и занятий с маленькими детьми подбираем таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используем знакомые малышу ситуации. Например, игру с машинкой организуем после того, как дети видели машины на улице; игру «Киса, киса — брысь!»

— после того, как дети видели и гладили кошку.

Если же предлагаем новый материал, то предварительно даём ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами»

. Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому показываем ребенку игрушки — курочку и цыплят — или картинки, немного рассказываем об этих домашних птицах, а потом начинаем играть. Одни и те же сюжеты закрепляем, уточняем, расширяем на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими
детьми вполне оправданно и полезно.
Таким образом, материал для занятий с малышами подбираем серьёзно и вдумчиво.

5. Контроль уровня сложности предлагаемого материала.

Уровень сложности материала для занятий с детьми соответствует возрасту. Если перед ребенком стоит непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш пытается выполнить задание, но у него не получается, и он быстро теряет интерес.

Таким образом, подбираем доступный материал для маленького ребенка, усложняя одно и то же задание постепенно, от занятия к занятию (принцип «от простого к сложному»

).

6. Контроль длительности занятия.

Учитываем тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому заранее планируем занятие так, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут.При этом учитываем конкретную ситуацию и поведение детей: можно быстро свернуть игру, если видим, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Таким образом, варьируем длительность игр, занятий, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

7. Необходима четкая структура занятия.

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия — вводная часть, основная часть и заключительная часть. При этом начало и конец очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога)

. Основная часть включает тематическое содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры или занятия мы манипулируем именно этой частью. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры-занятия не забываем о вступительной и заключительной репликах.

А вот основная часть может быть любой по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Таким образом, любая игра-занятие имеет начало, продолжение и конец.

8. Постоянная смена видов деятельности.

Смена видов деятельности дольше удерживает внимание малышей, увеличивает продолжительность и эффективность занятия. Подвижные игры чередуются со спокойными занятиями.

Таким образом, каждое занятие строим из нескольких разноплановых игр, сменяющих одна другую.

9. Гибкость.

Занятия подбираем с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируем чутко на отношение детей, улавливаем их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

Таким образом, сочетаем четкое планирование занятия с гибкостью его проведения — отдельные части занятия сокращаем или расширяем, что-то откладываем до следующего занятия или вносим новый, незапланированный ранее элемент.

10. Перенос знаний.

Позаботимся о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого держим близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка, так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом. Побуждаем, поощряем, а иногда и требуем, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

Таким образом, чтобы навыки и знания закреплялись, постоянно их используем в самых разных ситуациях.

11. Малышам необходима положительная оценка их деятельности.

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны педагога, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому отмечаем любые, даже самые скромные достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируем на ней внимание. Говорим,например: «Потом еще раз попробуем»

,
«В следующий раз обязательно получится»
,
«Ты старался, — молодец!»
.

Таким образом, чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалим их чаще.

Итак, делаем вывод, что занятия с детьми раннего возраста носят специфический характер, проводим их в основном в игровой форме. Это объясняется особенностями развития данного возраста. В первых играх с любыми игрушками участие педагога просто необходимо. Очень многое зависит от выразительности слов и действий воспитателя. Именно воспитатель заражает малыша интересом к игре, занятию и вовлекает в воображаемую ситуацию. При проведении игр и занятий с маленькими детьми помним, что любые объяснения педагога неэффективны и бесполезны для малышей. Только действуя своими руками и воспринимая предметы своими глазами ребёнок обучается и запоминает.

Литература:

1.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.

2. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. / Сборник конспектов занятий воспитателей Центра. – Ульяновск, 1996. – 100 с.

3. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте – М., 2004. – 192 c.

4. Лобанова Е. А.Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. –Балашов: Изд-во «Николаев»

, 2005. – 76 с.

5. Павлова Л. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 224 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]