Занятия по познавательному развитию в средней группе ДОУ

Маленький ребенок, так или иначе, является неутомимым исследователем, которому интересно знать абсолютно все. Он везде сует свой нос и постоянно задает вопросы своим родителям о происхождении того или иного явления или предмета. От того, сколько разного и увлекательного увидит дошкольник, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Если карапуз не наблюдает и не знает ничего, кроме своего дома, его мышление будет довольно узким. С помощью познавательного развития по ФГОС ребенок начинает погружаться в самостоятельную деятельность, развивает свое воображение и любознательность.

Занятие по познавательному развитию в средней группе

Значение познавательного развития детей в средней группе ДОУ

В детских дошкольных государственных учреждениях все создано для того, чтобы дети имели возможность удовлетворить свою любознательность. Чтобы развитие познавательной сферы было эффективным, нужно организовывать специальные мероприятия.

Обратите внимание! Деятельность в любом своем проявлении — это важная составляющая для гармоничного развития дошкольников. Ведь в познавательной деятельности дети изучают окружающий мир, взаимодействуют с различными объектами и приобретают конкретные навыки.

Познавательное развитие в средней группе детского сада расширяет представления об окружающей среде и обогащает словарный запас. Опытные педагоги рекомендуют проводить занятия в природном уголке, музыкальной зоне или в месте для игр на полу. Все необходимые атрибуты размещают по методу мозаики, чтобы дети во время игры не мешали друг другу.

Основные цели и задачи познавательного развития у детей 4-5 лет

Главные задачи познавательной деятельности заключаются в том, чтобы поощрять любознательность, выявлять интересы малыша, формировать действия, которые направлены на познание окружающего мира, и развивать творческие задатки. Кроме этого, к основным целям относится следующее:

  • формирование знаний о себе, как о личности;
  • ознакомление с такими понятиями, как цвет, форма, объем и количество;
  • дети изучают свою родину, знакомятся с культурными ценностями и обычаями своей страны.

Кроме этого, карапузы постепенно узнают о том, что животный и растительный мир может быть многообразным, поскольку во время занятий работают с местными экземплярами.

Формирование математических представлений у детей

Математические знания играют важную роль в развитии ребенка, ведь с помощью различных приемов у детей формируются дочисловые и числовые представления и знания о формах, размерах и расположении предметов в пространстве. А это, в свою очередь, нужно для обеспечения общей развивающей направленности, обучения, связи с умственным и речевым развитием.

Познавательно-исследовательская деятельность и сенсорное развитие

Зарождение познавательно-исследовательской деятельности происходит в раннем возрасте на основе предметно-манипулятивного познания. Является простым и «бесцельным» экспериментированием с вещами, в процессе которого появляется категоризация предметов по цвету, форме, назначению. Также происходит освоение сенсорных эталонов и простых орудийных действий.

Развитие сенсорики в саду

Что касается сенсорного воспитания, то с его помощью ребенок изучает стандартные внешние свойства предметов: их цвет, размер, а также аромат и вкус. Возраст 4-5 лет наиболее подходит для того, чтобы совершенствовать органы осязания и накапливать представления об окружающем мире.

Знакомство с миром предметов

На 4-5 году жизни у ребенка формируются представления о предметах и природных явлениях, с которыми карапуз часто сталкивается. Во время предметно-чувственного воспитания на занятиях или в игре дошкольник наблюдает, выделяет и определяет отдельные признаки овощей, растений и домашних животных, а также учится различать признаки зимы, весны, осени и лета.

Воспитание культурно-гигиенических навыков во 2-ой младшей группе

Важно! С помощью таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина, малыши сравнивают явления и предметы и объединяют их в группы по внешним характеристикам.

Ознакомление с социумом

Детские психологи и педагоги утверждают, что приоритетное направление для ознакомления с социумом заключается в том, чтобы сформировать основы базовой культуры личности, подготовить дошкольника к жизни в современном обществе и развить творческий потенциал. Для взаимодействия с семьей и социумом педагогам следует как можно чаще устраивать экскурсии к объектам, которые находятся за территорией детского сада.

Знакомство с миром природы и экологическое воспитание

Важным социальным значением для всего общества отличается экологическое воспитание детей средней группы ДОУ. Крайне важно, чтобы основы экологической культуры в человеческой личности были заложены своевременно.

Воспитатель должен рассказывать малышам, как животным в лесу предстоит зимовать, и направлять активную деятельность детей на то, чтобы они осознанно сохраняли природу (домашних питомцев, птиц), владели экологическими знаниями и нравственно относились к миру и космосу. Также не лишним будет изучить с дошкольниками все месяцы (январь, февраль, март и т. д.).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сандугач» село Шыгырдан, Батыревского района.

1.2.
Цель рабочей программы
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; творческой активности.

1.3. Задачи рабочей программы:

1. Формирование познавательных действий, становление сознания.

2. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

3. Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

4. Формирование знаний о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

5.Формирование осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

1.4. Принципы
и подходы к формированиюрабочей программы
При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:

Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)

Отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Какие виды деятельности помогают познавательному развитию

На сегодняшний день в педагогике существует множество приемов, которые используются во время занятий в детском саду. К основным методическим видам ознакомления с окружающей средой относятся:

  • рассказы;
  • чтение сказок и других художественных произведений;
  • беседы и пояснения.

Помимо этого, многие педагоги сегодня прибегают к комментированному рисованию и моделированию, позволяющему детишкам в простой форме увидеть то, о чем идет речь. В процессе планирования и проведения такого рода занятий воспитатель должен становиться волшебником, заставляющим объекты двигаться и преобразовываться.

Формы работы с детьми по познавательному развитию

Обратите внимание! Моделирование и комментированное рисование похожи на мультипликацию, когда картинки на бумаге или мониторе возникают постепенно, но связаны между собой сюжетной линией и логическим завершением.

Организация НОД по познавательному развитию в средней группе по ФГОС

Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду по ФГОС является формирование у дошкольников навыков исследования и умения самостоятельного поиска необходимой информации. Воспитатель должен прийти и пробудить в детишках мотивацию и желание находить ответы на интересующие вопросы, а также поощрять любознательность.

Для исследовательского воспитания можно применять как самостоятельные, так и групповые занятия, сопровождаемые игровой активностью. Если ребенок умеет ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного предмета или явления, а затем находит ответ, это указывает на его высокий уровень психического и умственного развития.

Дидактические игры по познавательному развитию в средней группе (картотека)

К популярным играм по познавательному воспитанию относится «Что кому», «Где это можно купить» и «Из чего сделано». В процессе проведения «Что кому» воспитанники должны называть профессию в соответствии с предметами труда, а также вспомнить, где они могли видеть такого работника.

Что такое художественно-эстетическое развитие дошкольников

Для этого на столе нужно разложить игрушечные орудия труда людей разных профессий. Дидактические задачи такой игры заключаются в следующем:

  • воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых;
  • желание помогать своим родителям, примерять на себя роли людей разных профессий в игровой форме.

Во время занятия «Где это можно купить» воспитанники соотносят предметы с названием магазинов на бумажных карточках (принцип игры похож на лото). Дошкольникам раздают картинки, после чего каждый из них должен сказать, в каком магазине это можно приобрести и положить изображение на большую карту.

Обратите внимание! Дидактические задачи игры «Из чего сделано» заключаются в обучении детей объединять предметы по материалу (одежду, транспорт), из которого они выполнены, активизации всего словарного запаса, воспитании наблюдательности и способности четко следовать правилам игры.

Перед проведением игры педагог должен поговорить с детьми, уточнить, знают ли они о том, что все предметы сделаны из разных материалов. После этого малышам нужно на ощупь определить, из чего сделан тот или иной предмет, и немного рассказать о нем.

Шаблоны для игры «Из чего сделано»

Картотека по познавательному развитию для детей средней группы

Красный.

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

— Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.)

44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

Цель:

учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Ход игры

: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»

Цель:

расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры

: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

Цель:

учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Ход игры

: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.

47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель:

обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры:

Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель — метет, вьюжит, пуржит.

Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, …

Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

Цель:

закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Ход игры

: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет — снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет — девочка, радио, …

Горький — перец, лекарство, .. и т. д.

49. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель

: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

Ход игры

: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]