Увлекательное путешествие по стране этикета
Сценарий воспитательного мероприятия по этикету и культуре поведения
Выполнила:
воспитатель Кузнецова Т. Ф.
Обоснованность актуальности методического материала
В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. Тема культуры поведения обучающихся несомненно актуальна, так-как в настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков, а порой и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. Именно в детские годы закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь.
Цель:
повышение культурного уровня обучающихся, приобщение к нравственным и культурным ценностям, вклад в формирование положительных качеств личности воспитанников, формирование положительного климата в коллективе.
Задачи:
— обобщить такие понятия, как «Этикет», «Вежливость», «Волшебные слова», познакомить детей с историей возникновения этикета; научить практическим умениям поведения в театре, на концерте, в кинотеатре; — развивать навыки общения, культурного уверенного поведения детей в разнообразных жизненных ситуациях, правильного применения правил этикета на практике; — воспитывать уважение к личности другого человека, вежливое отношение друг к другу, умение жить в коллективе.
Проведению данного мероприятия должна предшествовать подготовка, включающая совместное творчество детей и воспитателя.1) Распределение поручений:
подготовить концертный номер, отрепетировать выступления; выбрать ответственных за озвучивание мероприятия и помощь ведущему.
2) Дела, предшествующие основному и нацеливающие на него:
подготовить плакаты и картинки с иллюстрациями к теме мероприятия; подготовить медали – «Знаток театрального этикета», «Самому активному участнику», подарки участникам.
3)Роль воспитателя:
воспитатель продумывает всё мероприятие полностью, разрабатывает сценарий мероприятия, является его ведущим, осуществляет подготовительную и репетиционную работу.
Оборудование
Плакаты «Доброе слово, что ясный день», «Вежливость – это монета, которая дающему ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие. Восточная мудрость». Наглядные пособия: карта путешествия по стране Этикета; иллюстрации, отображающие сведения по истории этикета, правила этикета в театре и на концерте. Плакат с оценочными высказываниями. Костюмы для проведения игры: театр-экспромт «Бременские музыканты». Медали «Самому активному участнику», «Знаток театрального этикета» Магнитофон или музыкальный центр.
Учёт возрастных индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей:
поскольку ребята занимаются в театральной студии, пассивно и активно участвуют в постановках, им необходимо знать правила этикета в театре и на концерте. Во время мероприятия необходимо учитывать различия детей по темпераменту, возрастные особенности детей, а также особенности здоровья и развития.
Ожидаемые результаты
Детям станут понятен смысл слова «Этике». Они узнают новое из истории этикета, познакомятся с нормами поведения в разных странах мира. Поймут, что основой многих правил является уважительное отношение людей друг к другу. Узнают особенности этикета в театре, кинотеатре, на концерте. Главным результатом будет способность детей применять приобретённые знания и умения.
Краткое описание темы, характеристика методов, средств и форм работыТема:«Увлекательное путешествие по стране Этикета»Форма проведения:
комплексное мероприятие с элементами игры, соревнования, игр психологического тренинга.
Хронометраж:
60 минут. В основе предлагаемого воспитательного мероприятия по этикету игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества. Игровая технология характеризуется наличием сценариев игры, ролевых игр, элементов занимательности, управлением эмоционального напряжения, предполагаемыми результатами.
Применяемые методы и приёмы
Сферы личности | Методы воспитания | Формы и приемы |
Эмоциональная | Внушение | Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение. Речевые: слово, интонация, пауза. Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ |
Мотивационная | Стимулирование | Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда. Наказание: замечание |
Мотивация | Совет, авансирование, практическая помощь, показ, анализ, настрой | |
Саморегуляционная | Коррекция поведения | Пример: реальный, литературный Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ |
Анализ деятельности и общения | КТД, рефлексия | |
Экзистенциальная | Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее) | Рефлексия, дискуссия |
Применяемые принципы:
— принципа наглядности и доступности
— сознательной и творческой активности — принципа прочности знаний, умений и навыков. — совместная деятельность, сотрудничество ребёнка и педагога.
Сценарный план
1)Приветствие. Сообщение темы. 2)Игра «Приветствие». 3)Что такое «Этикет». Изменение правил этикета с течением времени. Этикет в разных странах мира. Знакомство с понятием «Вежливость». 4)Игра-кричалка-путаница. 5)«Вредные советы». 6)«Вежливые загадки» 7)Игра «Вежливо-невежливо». 8)Рассказ об этикете в театре и на концерте 9)Театр-экспромт «Бременские музыканты». 10)Этикет в кинотеатре. 11)Блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете этикет». 12)Подведение итогов мероприятия. Вручение медалек знатокам и самым активным участникам. Оценка ребятами своего участия в мероприятии.
Ход мероприятия
Звучит спокойная музыкаВедущий:
Добрый день, дорогие ребята! Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут нашими помощниками.
Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний), рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга. Игра «Приветствие».
Звучит музыкальный фон
— (хором) Здравствуй, друг! — здороваются за руку. — Как ты тут? — хлопают по плечу. — Где ты был? — дёргают за ухо. — Я скучал! — руки к сердцу. — Ты пришёл? — развести руки. — Хорошо! – обнимаются, после чего внутренний круг переходит на 1 человека.
I. Этикет и вежливость.
Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.
Дети отвечают. Воспитатель обобщает высказывания детей.
Этикет — это правила поведения. Это слово имеет 2 значения и переводится с французского языка, как: 1 значение – ярлык, этикетка; 2 значение – церемониал. Оказывается, этикет появился давным-давно. Начало ему в виде обычаев и ритуалов было положено ещё в первобытном обществе. С течением времени правила этикета менялись. Многое из того, что было принято, скажем, в прошлых веках, сейчас неприемлемо. Например, раньше не существовало салфеток, и в залы, где пировали рыцари, запускали собак, чтобы гости могли вытереть о них руки. Не существовало такого столового прибора, как вилка. Когда она появилась, её называли «бесовским орудием». Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков. В разных странах мира этикет может быть различен. То, что принято в одной стране, может быть совершенно неприемлемо в другой. Так житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори вместо приветствия прикасаются друг к другу носами. У японцев существует три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. Китаец, в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; древние греки говорили друг другу в знак приветствия: «Радуйся!», а современные произносят «Будь здоровым!». Арабы приветствуют друг друга фразой: «Мир с тобой!», индейцы навахо: «Всё хорошо!», а самоанцы обнюхивают друг друга. Придя в дом к мусульманину. Не удивляйтесь, если он расцелует вас в обе щеки – таков национальный обычай. Более того, вы должны ответить тем же. В Пакистане едят также и руками, вернее, пользуются лишь правой рукой. Левая же считается нечистой и, если ей даже нечаянно коснуться пищи, хозяин прикажет унести это блюдо. Кроме специальных правил поведения в каждой стране существует свой язык жестов. В Голландии поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу. Говоря о себе, европеец покажет на грудь, а японец – на нос. Не зная традиций и обычаев, можно нечаянно обидеть представителя другой страны или самому попасть в неловкую ситуацию. Таким образом, Этикет — это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время. — Что значит слово «вежливость»?
Ответы детей.
Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» — знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Есть, так называемое, золотое правило вежливости, которое гласит: «Относись к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе» Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.
Звучит музыкальный лейтмотив.
Игра-кричалка-путаница.
В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…. А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы… Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?… Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?… Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе… Мимо урны без труда бросим фантики мы?… Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? … Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед. Мы уступим место? Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…
Если ты пришёл к знакомым — не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун! Если друг на день рождения пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома, пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет. Когда состаришься — ходи по улице пешком.
Не лезь в автобус – всё равно придётся там стоять.
И нынче мало дураков вам место уступать,
А к тем далёким временам не станет их совсем! Если к папе или к маме тетя взрослая пришла И ведет какой-то важный и серьезный разговор Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом Громко крикнуть, прямо в ухо: «Стой, сдавайся! Руки вверх!» Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем и хватайся за живот. Пусть он видит, лёжа в луже, — ты ничуть не огорчён. Настоящий друг не любит огорчать своих друзей. Если руки за обедом вы испачкали салатом, И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои, Опустите незаметно их под стол и там спокойно Вытирайте ваши руки о соседские штаны! Ведущий:
Ребята, я догадалась, это жители страны «Наоборот». Попробуйте догадаться, какие правила этикета были представлены наоборот? Есть красивые и очень полезные правила этикета: уступать место старшим в транспорте, не перебивать говорящего. При обращении с просьбой произносить «Пожалуйста». Благодарить, если для вас сделали что-то хорошее. Для этого есть специальные вежливые слова. Их ещё называют «волшебными».
Вежливые загадки
1. Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет. Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста) 2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена Высока, и даже очень, слова этого всегда. С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой, Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той. Это слово-благодарность за хорошие дела, Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо) -А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами. Игра «Вежливо-невежливо»
Поздороваться при встрече. Толкнуть и не извиниться. Свистеть, кричать, шуметь в помещении. Уступить место старшим.
Придти в гости без приглашения. Уходя, попрощаться. Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше.
Ведущий:
Страна этикета огромна. Путешествовать по ней нам поможет эта карта. Существуют разные виды этикета. Например, деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный. А мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.
Звучит музыкальный лейтмотив.
II. Этикет в театре и на концерте.
Обычно сразу возникает вопрос – что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.
Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.
Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите. Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы. К началу спектакля даётся 3 звонка. После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона. Бывает так: начало задерживается, и зрители начинают аплодировать, чтобы поторопить артистов. Правильно ли это? Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие сразу начнется. Итак, занавес открылся. И вновь вопрос, надо ли аплодировать в этот момент? Для аплодисментов также существуют свои правила. Так,
аплодировать принято
: Если после поднятия занавеса надо выразить восхищение работой художника и постановщика. На концерте: во время выхода дирижера и солистов; При выходе известного певца, музыканта, популярного актера в знак признания его дарования; После исполнения больших и наиболее трудных арий в опере; В театре после окончания каждого действия и всей пьесы, на концерте после каждого концертного номера, отделения и всего концерта;
Не нужно аплодировать:
во время исполнения или игры актеров; между отдельными частями музыкального произведения. Музыкальные произведения из нескольких частей не прерывают аплодисментами. Поэтому во время концерта нужно быть особенно внимательным, чтобы не начать «благодарить» слишком рано. Для этого перед концертом стоит внимательно прочитать программу. Если музыкальное произведение состоит из четырех-пяти частей, то после исполнения каждой части следует небольшая пауза, при этом дирижер не поворачивается лицом к публике, а солист не встает из-за своего инструмента. В этих паузах хлопать не принято, аплодируют только в самом конце. Если вам трудно различать части и вы не уверены, стоит ли хлопать, следите за более опытными зрителями вокруг. После исполнения всего произведения дирижер поворачивается лицом к залу и дает знак оркестру встать. Или встает солист и кланяется. Также крики «Браво!» допустимы только после исполнения всего произведения. Тогда же солистам или дирижеру вручают цветы. А вот на концерте джаз-оркестра можно аплодировать после выступления солиста, исполнившего свою партию, даже если оркестр продолжает играть. Можно аплодировать певцу в начале выступления, если он начинает петь по просьбе зрителей, в благодарность, но, как правило, эти аплодисменты непродолжительны. Неприлично сопровождать аплодисменты возгласами и топотом. Во время спектакля или концерта старайтесь не мешать своим соседям. Не следует разговаривать или комментировать происходящее на сцене. Даже если спектакль оказался неинтересным, вы должны сидеть молча или покинуть зал, желательно во время перерыва. Что бы ни вдохновило зрителей, ни в коем случае нельзя вставать, отбивать такт ногой, подпевать или разговаривать. Не барабаньте пальцами, не отбивайте такт ногой, не подпевайте, не щелкайте замком сумочки, не шуршите фантиками от конфет, фольгой от шоколада или программой. Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притопывание ногой в такт музыке (за исключением того, если артист попросил вас об этом). И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть. Любые еда и напитки исключены во время концерта, отложите их до перерыва. Если вас мучает кашель или насморк, старайтесь не кашлять или сморкаться прямо в зале. Следует тихо извиниться перед соседями и покинуть зал. Если вы заметили, что актер ошибся, не высказывайте свое возмущение вслух. К шуму в залах филармоний относятся еще критичнее. Поэтому нужно принять все меры к тому, чтобы не мешать. Входить в зал или выходить можно только между номерами, ни в коем случае не во время исполнения. Перерыв в театре называется «Антракт». В антракте вы можете встать со своих мест и прогуляться по театру. Разглядывать прогуливающихся в фойе, а уж тем более отпускать замечания, считается неприличным. Во время антракта можно сходить в буфет. Конечно, есть можно только в буфете, еда или напитки в фойе – это нарушение этикета. Нежелательно опаздывать и после антракта — если не успели пройти на свое место до поднятия занавеса, сядьте на любое свободное место или вернитесь к выходу, не мешая остальным. Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров или музыкантов за игру. Когда начинаются аплодисменты, солисты или оркестр уходят со сцены, занавес закрывается. Если аплодисменты не смолкают, они возвращаются на свои места и еще раз кланяются. Если публика продолжает аплодировать, музыканты могут исполнить еще одно или несколько небольших произведений. Этот момент называется «исполнением на бис». При этом надо сесть на свои места, а не стоять в проходе или у дверей зала. И ни в коем случае нельзя вставать и отправляться в гардероб до окончания музыкального произведения. После спектакля, когда актеры раскланиваются, а зрители аплодируют, нетактично бежать к выходу. Лучше дождаться, пока опустится занавес, смолкнут аплодисменты, и лишь тогда спокойно пойти в гардероб. Ребята, а сейчас давайте перенесёмся в волшебный мир театра и сыграем небольшой спектакль. При этом не забудьте о правилах этикета.
Звучит музыкальный лейтмотив.
Театр- экспромт «Бременские музыканты»
(Участникам раздаются роли.
Ведущий читает текст, дети вставляют свои реплики)
Осёл: Лошадь я в перспективе! Собака: Гав! Я за друзей лезу в драку сначала! Кот: Мур-мяу! Вдруг толстым и важным я стану! Петух: Ку-ка—ре-ку! В Москве даже слышно! — В деревне соседней, в году позапрошлом крестьянин какой-то сошёл вдруг с ума. Он выгнал всю живность, которая в доме, уже лет 15 бок о бок жила. А жили с ним все эти годики в мире: осёл шебутной: …Собака, которая уже не рычала: …Жил старый разбойник, любивший сметану:… В компании этой петух был не лишним:… Компания тихо брела по дороге, устали у бедных и лапы, и ноги. Вдруг свет показался в избушке лесной – у страшных разбойников там дом родной. И стали друзья прямо тут обсуждать, как лучше разбойников им напугать. Собака вдруг первой тихонько сказала: … Осёл же решил, что и он не пассивен:…Кот очень боялся ночного тарана:… Петух предложил разбойников напугать, их громким криком разогнать. Ведь, если не он, поможет кто ближним:… Звери тихонько к избушке пошли, и громко, все разом кричали они (одновременно кричат свои слова).Разбойники мигом сбежали из дома. Кто в нём поселился? Они нам знакомы. И жили ещё много лет в доме в мире храбрый осёл:…Собака, которая грозно рычала: …И тонкий целитель домашней сметаны: … А главный – петух, совсем он не лишний:….
Вновь звучит музыкальный лейтмотив.
Ведущий:
Наше путешествие продолжается. И сейчас мы узнаем, как нужно себя вести в кинотеатре.
Ш. Этикет в кинотеатре.
В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами. В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять. На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим. На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.
Звучит музыкальный лейтмотив.
Ведущий:
Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя нам необходимо жюри (выбрать жюри из присутствующих в зале).
IV. Блиц-турнир.
1. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет. 2. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации. 3. Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо. 4. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля. 5. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом. 6. Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её, рядом поднимается мальчик. Происходит диалог.
Садитесь, пожалуйста! -Ну, что ты…Спасибо…Не надо… -Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чём не прав мальчик? 7. Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит:
«Вон там поднимите, за стул закатилось»
. В чём не прав мальчик?
8. Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок – согласно этикету, надо ли его благодарить?
9. Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?
10. В XVI веке высокопоставленные вельможи, здороваясь друг с другом, 17 раз кланялись и 16 раз подпрыгивали – согласно тогдашнему этикету. Окажись Вы на их месте, стали бы Вы отвечать на приветствие незнакомца?
11. Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях – Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?
12. У некоторых племен в Африке в знак приветствия принято тереться носами. У одних народов кланяются, у других гладят друг друга по щекам. А в Европе вот уже много веков мужчины здороваются так: протягивают друг другу и взаимно пожимают правую руку, непременно при этом глядя в глаза. Как вы думаете, откуда это повелось?
13. В некотором царстве, в некотором государстве живет несчастный король: все его 13 умнейших министров на всех советах говорят вместе, поэтому никто никого не слышит и ничего не может толком решить. Какое из правил этикета посоветовали бы Вы этому королю сделать Первым Законом в его Государстве?
14.Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино: – Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит… – Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино! Прав ли он? И почему?
15. Однажды под Новый год очень воспитанный ученик 3″Б» класса ехал в школу в одном троллейбусе с Зоей Степановной, директором. Как ему нужно вести себя при выходе из троллейбуса, чтобы сегодня же вся школа узнала о вежливых мужчинах из 3″Б»?
16. Золушка случайно зашла в дом своей любимой крёстной – и вдруг привратник ей говорит, что как раз сегодня у крёстной день рождения! Что выберет воспитанная Золушка (ведь она забыла о дне рождения и сегодня уже не успеет приготовить подарок): – убежит, а подарок вручит позже, скажет, что в тот день была нездорова; – убежит и вообще «забудет» поздравить (ведь вежливые люди поздравляют с Днем рождения именно в День рождения! И особенно – своих родных); – все-таки зайдет – притворившись, что ничего не знает; – зайдет, поздравит, подарит цветок с ближайшей полянки; – придумает что-то ещё? 17. Грозный рыцарь в тяжелых доспехах остановил коня у порога дома. Никто не посмел выйти ему навстречу – страшно… Он медленно спешился, повернулся к двери, снял шлем и вошел: «Эй, хозяева! Привет вам привез от родных…» – и улыбнулся, молодой и красивый… С тех самых пор все мужчины, входя в дом с добрыми намерениями, что делают? 18. Доктор Медуница позвонила Знайка, чтобы рассказать ему, как полезно есть мед во время морозов. Согласно этикету, закончить разговор должен тот, кто позвонил. Как же быть Знайке, если он очень торопится (например, с Кнопочкой в кино)?
Звучит музыкальный лейтмотив.
Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику».
Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.
Чтобы легче всем жилось, Часто плакать не пришлось, Мой вам дружеский совет: Соблюдайте этикет!
Звучит музыкальный лейтмотив.
3
Прививаем хорошие манеры, играя
Хорошие манеры детям прививают с детства: сначала родители, потом воспитатели и учителя. А эффект – невелик. Почему?! Возможно, все дело в том, что правилам этикета обучают слишком скучно и назидательно?!
Неписанные правила
Нормы этикета, хоть они и описаны в разных источниках, являются «неписаными» – ведь они не закреплены ни одним законом. Это своеобразное соглашение между людьми вести себя определенным образом. Этикет определяет правила поведения людей в самых разных местах и при самых разных обстоятельствах: • при знакомстве • в момент приветствия и прощания • в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.) • в телефонном разговоре • как вести себя в гостях • как принимать гостей • как вести себя за столом • как правильно составлять письма, отвечать на письма • общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми • употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие) • выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code) • соблюдение личной гигиены и забота о здоровье • отношение к материальным ценностям • понятие о вкусе, красоте, моде, стиле
Одно только перечисление тем по правилам этикета выглядит впечатляюще. А ведь надо запомнить правила по каждой теме и, главное, выполнять их. Причем, всегда. Считается, что самый высокий уровень человеческой культуры в том, чтобы соблюдать правила этикета даже тогда, когда ты находишься один, и никто не может проследить, соблюдаешь ты этикет или нет. Возникает вопрос, как привить такую высокую культуру детям?
Нравоучения по этикету
Знакомство с этикетом начинается с самого раннего детства, осознанное – лет с 5‑ти. Как это обычно происходит? В детсадах и школах проводятся специальные занятия – уроки по этике и эстетике. И пусть не обижаются на меня педагоги, но проводятся, как правило, скучно, назидательно, в совершенно однобокой форме заучивания правил. И какова же судьба всех подобных нравоучений? Получаем обратный эффект – выполнять правила не хочется.
Это что касается теоретической части по этикету. А как практически прививается этикет? Еще хуже. Я бы даже сказала, в нарушение всех правил этикета. Окриками, наказаниями, диктатом. «Не хлопай дверью!», «Вымой руки!», «Сядь прямо!», «Локти со стола убери!», «Не спеши, тщательно пережевывай пищу!», «Не разговаривай с набитым ртом!», «Не чавкай!», «Рот прикрывай, когда чихаешь!», «Уступи место бабушке!». А самое парадоксальное в этом ряду, вот это: «Что ты орешь, как ненормальный?!» (естественно, эту фразу возмущенные взрослые орут, как ненормальные). Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Детям мало сказать: «Делай так, а не иначе». Хорошо бы объяснить, почему не иначе. А еще лучше было бы прививать правила этикета не напрямую, а косвенно, исподволь, чтобы ребенку самому хотелось их выполнять.
С точностью до наоборот
Весьма нетрадиционный способ прививать хорошие манеры предложил в свое время Григорий Остер, сочинив «Вредные советы». Идея придумать вместо полезных советов вредные, пришла ему в голову по вполне понятной причине. Чаще всего дети протестуют против всего, что им советуют и делают все наоборот. И если таким детям дать вредные советы, то, сделав наоборот, они как раз и будут поступать правильно. Ну, например,
Нет приятнее занятья, Чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно, Что там спрятано внутри. А кому смотреть противно, Тот пускай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем, Пусть и он не пристает.
Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.
Если руки за обедом Вы испачкали салатом И стесняетесь о скатерть Пальцы вытереть свои, Опустите незаметно Их под стол и там спокойно Вытирайте ваши руки Об соседские штаны.
На обложке этого сборника стихотворений честно написано «Книга для непослушных детей», а ниже приписка – «Послушным детям читать запрещается». Потрясающая приманка, согласитесь? Конечно, есть и еще одна маленькая хитрость в том, что все стихотворения написаны с необыкновенным, тонким чувством юмора. Соединения метода от противного и чувства юмора – хороший ход для того, чтобы, на самом деле, научить этикету и высмеять невежество, таким способом наглядно продемонстрировав, как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек и почему плохо поступать иначе.
Этикет для плюшевого мишки
Однажды я наблюдала в детской такую сцену. Моя 5‑тилетняя дочь играла со своим любимым плюшевым мишкой. Она кормила его с ложечки и говорила ему: «Не чавкай, пожалуйста. Это неприлично!» Понятно, что игрушечный мишка не мог чавкать, просто дочке хотелось поучить его хорошим манерам. И, сама того не подозревая, она подсказала мне еще одну идею, как можно учить детей этикету. В игре. С куклами и плюшевыми игрушками.
Детям не нравится заучивать правила на уроках, они не любят, когда их одергивают и исправляют их поведение (да еще, если это происходит в резкой форме). Но дети не против соблюдения правил этикета. И они понимают, что по правилам жить удобнее для всех. Детям надоедает одна и та же однообразная роль ученика, сидящего за партой. И так хочется почувствовать себя в роли учителя.
Играя с куклами и плюшевыми игрушками, дети учат этикет очень охотно. Взрослым можно только подбрасывать все новые и новые ситуации, которые будут разыграны, чтобы охватить все случаи из жизни, где нужно знать правила этикета.
Играя по правилам этикета
Игра – это лучший способ обучения для детей. И, конечно, не только играя в куклы можно научить детей этикету. Прививать детям хорошие манеры можно с помощью множества разных игр, где (что уникально!) правила этикета станут правилами игры!
СИТУАЦИЯ. Для игры выбираются обычные бытовые ситуации: «Приветствие и знакомство», «Телефонный разговор», «Как дарить подарки», «Как вести себя в общественном транспорте», «Как вести себя в зрительном зале». Предложите детям придумать историю по правилам и против них. Можно предложить проиллюстрировать придуманные истории сценками. Не забывайте о чувстве юмора.
РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила этикета так, чтобы они были сформулированы из двух частей: условие и правильное поведение. Потом все записки разрываются на 2 части, и перемешиваются. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.
ПИСЬМА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ВЕЖЛИВОСТИ. Дети пишут друг другу (а может, даже и взрослым) письма, в которых рассказывают, о чем им захочется. Главное – излагая содержание, не нарушить этикет. Письма рассылаются электронной почтой. И второй этап – получивший письмо должен оценить его с точки зрения соблюдения правил этикета. Причем, можно проверить две вещи в соблюдении правил этикета: по составлению письма и по поведению в описанных в письме ситуациях.
ДОРИФМУЙ. Не сложная игра. Подойдет для малышей. Взрослые читают стихотворение, не оканчивая фразу, а дети добавляют нужные слова в конце строки. Например, В обмене добрых слов участвуйте И говорите чаще… (здравствуйте)
Нужно знать, как дважды два Все… (волшебные слова)
В день не бойся раз до ста Говорить… (пожалуйста).
ДИАЛОГ С ПОДТЕКСТОМ. Эта игра обычно проходить очень весело. В ее основе стихотворение Вадима Левина «Мистер Сноу». – Мистер Сноу! Мистер Сноу! Вы придете в гости снова? – Через час. Даю вам слово. – Вот спасибо, мистер Сноу… Это стихотворение универсально в том смысле, что одним и тем же текстом может выразить совершенно разный подтекст, включая и прямо противоположные: восторг, радость, сдержанность, безразличие, разочарование, огорчение, испуг, ужас. Каждый ребенок исполняет это стихотворение, другие угадывают подтекст и обсуждают, в какой мере каждое прочтение было тактичным по отношению к мистеру Сноу.
Вежливый-медвежливый
Учат этикету и произведения искусства. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. Есть много прекрасный творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные: 1. «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер) 2. «Урок вежливости»: Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак) 3. «Мойдодыр», «Федорино горе» (К.Чуковский) 4. «Сказка о потерянном времени» (Е.Шварц) 5. «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Театр хороших манер
Очень полезно ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Этикет и театр – неразделимы. Во-первых, все произведения, так или иначе, учат этикету в самом широком смысле, а именно правилам общения людей – добру, справедливости, тактичности, сочувствию, дружбе. Во-вторых, исторический фон любой пьесы отражает особенности этикета своего времени. В‑третьих, играя роль, ребенок проживает по правилам этикета, если роль положительная, и против правил, если роль отрицательная. Опыт такого проживания даст ребенку возможность самому все почувствовать. Не понять, не узнать, не заучить, а ПОЧУВСТВОВАТЬ. И это наилучшим образом приучит ребенка следовать правилам этикета.
Ради чего, собственно?
Всякая теория без практики мертва. Если ваш ребенок мало общается, ведет замкнутый образ жизни, если вы не посещаете с ним театры, музеи, кафе, не любите ходить в гости или принимать гостей, то ситуации, в которых ребенку понадобится применить правила этикета, будут весьма ограничены, сведены до минимума. Естественно, то, что не требует применения, будет разумно считаться вашим ребенком не нужным.
Задача родителей состоит, прежде всего, в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это будет и развивать его культурно, и сделает жизненно необходимым понятие «этикет». Дети будут наблюдать за поведением других людей в разных обстоятельствах, видеть, что значимо для других, и начнут смотреть на себя со стороны. Они будут учиться уже не самим правилам, а способам взаимодействия с другими людьми по этим правилам.
И главное! Родители, соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.
Автор: Инга Зайонц