Правила поведения в общественном транспорте: этикет

Есть ли какие-то правила поведения в общественном транспорте для детей? Вопрос далеко не праздный. Во-первых, любой транспорт – это зона повышенной опасности для любого человека, а уж для ребенка – тем более. А во-вторых, многие дети абсолютно не умеют вести себя в транспорте. Они бегают, прыгают, шумят, взбираются на сиденья в обуви, бывает, что разрисовывают салоны автобусов и троллейбусов всяческими рисунками, ломают и даже режут ножами кресла… Знакомая картина, не правда ли? А самое главное и страшное – малолетние пассажиры нередко подвергают опасности свои жизни и даже – жизни других пассажиров.

Увы, специально написанных для детей правил о том, как им следует вести себя в общественном транспорте, не существует. Есть утвержденные правила для всех пассажиров вообще, без различия возраста. Но, конечно, детям они неинтересны. И потому родителям необходимо дополнительно разъяснять своим малолетним сорванцам, как им следует вести себя в трамваях, троллейбусах, автобусах и прочих видах общественного транспорта. Поговорим об этом подробнее.

Что обязан знать ребенок?

Родители не должны забывать: когда-нибудь ребенку придется прибегнуть к услугам общественного транспорта самостоятельно. Его нужно заранее подготовить. Это вовсе не сложно. Все, что необходимо – перестать таскать свое чадо за собой, ни на что, при этом не обращая внимание, ничего не объясняя.
Нужно почаще рассказывать ребенку о том, как вести себя при поездке, как правильно заходить в автобус, выходить из него. Объяснять, что в транспорте нельзя толкаться, стоять у входа, обязательно снимать рюкзак, уступать места инвалидам, престарелым людям и некоторые другие несложные для запоминания правила. Лучший способ их усвоения – личный пример.

Как такового установленного законом перечня правил этикета, поведения в общественном транспорте для школьников на транспорте не существует. Поведение пассажиров разных возрастов при передвижении на транспорте устанавливают «Правила проезда в общественном транспорте», правила дорожного движения. Они законодательно описывают права, имеющиеся у пассажиров, обязанности, которые неукоснительно все обязаны соблюдать. Кроме них всегда существовали неписанные правила этикета при поездках.

Главные правила поведения можно объединить в несколько несложных памяток, которые помогут ребенку и родителю освоить основные моменты безопасного и высокоморального поведения школьников в общественном транспорте.

Правила выхода из общественного транспорта.


Ну вот, наконец, и добрались, казалось, что можно вздохнуть спокойно. Но не тут – то было. Этикет говорит, что мужчина должен подавать женщине руку из транспорта. Конечно, трехлетний карапуз этого сделать не может в силу своего малого возраста, а вот ребенок постарше, лет 6 – 7 запросто. Насколько это приятно, когда мальчик при выходе подает маме руку. Он машинально чувствует себя уже взрослым, самостоятельным. Ему приятно о ком ни будь заботиться. Нужно ловить момент! Потому что постарше уже с этим будет сложнее. И маме будет ну очень приятно, что ее сын растет таким галантным и заботливым.

В заключение, можно сказать, что наши дети приходят к нам как белый лист, а что с ними стает дальше – это уже дело родителей. Уча выполнять элементарные правила поведения в транспорте, родители тем самым обеспечивают себе тыл. Ведь, как известно, что посеешь, то и пожнешь. И конечно же, невозможно учить на словах ребенка одному, а делами другому. Поэтому неплохо было бы взрослым ознакомиться с этими правилами.

Оставить комментарий

Правила безопасности

Правила безопасного поведения обязательны к соблюдению при любых ситуациях. Они придуманы для того, чтобы сохранить здоровье человека, который пользуется автобусом, трамваем, поездом или самолетом. Касаются они как взрослых, так и детей, особенно школьников, которые могут уже самостоятельно без сопровождения родителей пользоваться услугами разного транспорта. Рассмотрим основные из них.

Памятка: Правила посадки, высадки

  • Ожидать транспортное средство необходимо только на специальном оборудованном остановочном пункте (остановке);
  • Подходить к входным дверям автобуса, поезда нужно только после полной остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу;
  • Если заметили, что автобус или троллейбус переполнен, лучше подождать следующего;
  • Перед входом в автобус или другое транспортное средство, нужно пропустить всех выходящих пассажиров;
  • Заходить следует не спеша, соблюдая очередность, не стараясь опередить всех;
  • После посадки не останавливаться у самого входа (если только не придется выходить на ближайшей остановке), спокойно пройди в середину, оставив место тем, которые заходят после;
  • Не нужно пытаться выйти из автобуса, троллейбуса первым – лучше всего подождать пока основная толпа пассажиров уйдет;
  • Переходить улицу после высадки желательно после отъезда транспортного средства от остановки;
  • При посадке на трамвай его необходимо всегда обходить спереди, автобус, троллейбус – сзади.

Правила поведения на природе для дошкольников

Памятка: Правила безопасного поведения в пути

При поездке нужно всегда вести себя достойно и придерживаться некоторых правил безопасности и этикета.

Главные правила безопасности:

  • Нельзя шуметь, толкаться, причинять другие неудобства пассажирам;
  • В любом транспорте запрещена перевозка горючих, легковоспламеняющихся веществ, острых предметов. Большие предметы (сумки, рюкзаки) лучше всего ставить там, где они не будут мешать другим пассажирам;
  • Нельзя отвлекать водителя во время его работы;
  • Нужно обязательно держаться за специальные ремни, поручни;
  • В транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Не стоит останавливаться около дверей, тем более высовываться из окон на ходу или дверей при начале движения;
  • Домашних животных перевозят в специальных клетках -переносках; собак – в наморднике.

Памятка: Правила поведения в автобусе (троллейбусе) в ходе поездки

При поездках на любом транспорте необходимо соблюдать вежливость по отношению к остальным пассажирам и выполнять следующие правила:

  • Входя, нужно снимать сумки, рюкзаки, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их;
  • В автобусе не стряхивают снег со своей одежды, капли дождя;
  • Согласно общепринятым правилам поведения при посадке в любой транспорт первыми всегда входят пожилые люди, беременные женщины, инвалиды. Именно им школьники обязаны уступать. То же самое нужно делать, выходя из транспортного средства общественного пользования;
  • К выходу желательно готовиться заранее (особенно если очень пассажиров много). Спрашивать у впереди стоящих: “Вы выходите на остановке?” Извиняясь, просить разрешения пройти, а не расталкивать, локтями прокладывая себе молча путь;
  • В салоне необходимо уступать места людям престарелого возраста, женщинам с маленькими детьми, с тяжелыми сумками, инвалидам;
  • В транспорте нельзя толкаться, стараться не наступать на ноги, не опираться локтями на человека, который находится рядом, не толкать его;
  • В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая не разговаривают очень громко, не высовываются из окна, не мешают пассажирам при выходе, на входе;
  • Обязательно нужно оплачивать проезд и при необходимости показывать талон или билет контролеру, кондуктору после поездки билет выбрасывается в урну;
  • Если пользуетесь проездным документом, то держать его при посадке нужно наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора и не доставлять неудобств другим пассажирам при его поиске;
  • Если в переполненном салоне держаться неудобно, а в руках цветы или торт, то не нужно стесняться и попросить пассажиров подержать их;
  • Не принято разглядывать пассажиров в упор, опираться на них или заглядывать в телефон, книгу сидящего, стоящего рядом человека;
  • Нельзя грубить другим пассажирам. Если замечание сделано по поводу – стоит взять его на заметку, постараться исправиться;
  • Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их, есть мороженое, пирожные, причесываться, чистить ногти, громко смеяться, разговаривать, обсуждать проблемы во всеуслышание и многое подобное.

Безопасное поведение ребенка дома, в квартире и в подъезде

Как следует заходить в общественный транспорт и выходить из него


На этот счет имеются свои особые правила, которые детям необходимо знать.

  1. Ожидать автобус, троллейбус или другое средство для перевозки пассажиров необходимо в специальных местах – на остановках. Пытаться остановить его в каких-то других местах – неправильно. Это может создать аварийную ситуацию и, как следствие, подвергнуть риску жизнь ребенка и других людей.
  2. Заходить в автобус или трамвай следует лишь когда он полностью остановился. Запрыгивать на ходу в открытые двери – нельзя.
  3. Если транспортное средство переполнено, лучше подождать следующее.
  4. Перед тем, как войти в автобус, трамвай и т.д., необходимо дождаться, пока из него выйдут другие пассажиры.
  5. Заходить в автобус следует не спеша, не толкаясь и не пытаясь опередить других пассажиров.
  6. Войдя в автобус, не следует останавливаться у двери (если только не нужно будет выходить на следующей остановке). Необходимо пройти вглубь салона, чтобы освободить место для выходящих пассажиров.
  7. Не нужно толкаться и прорываться к выходу из транспортного средства первым. Выходить надо чинно и спокойно, соблюдая очередность.
  8. Выйдя из автобуса (трамвая, троллейбуса), необходимо дождаться, пока он отъедет, и только затем переходить улицу.
  9. Всегда нужно помнить и соблюдать золотое правило, гласящее, что трамвай следует обходить спереди, а троллейбус и автобус – сзади.

Общие нормы поведения для транспорта

Нормы поведения в общественном транспорте соблюдают независимо от его вида. Правила поведения для школьников и взрослых одинаковы.

На входе

Подходить к дверям транспорта следует после его остановки.

Перед посадкой пропускают выходящих пассажиров. На улице заранее снимают рюкзак со спины. При входе соблюдают очередность, не торопятся и не толкаются.

Пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам необходимо помочь подняться в салон. В полунизкопольных автобусах и троллейбусах перечисленные категории лиц входят в дверь, где отсутствуют ступени.

После посадки проходят в середину салона, чтобы освободить пространство для других пассажиров. Если нужно выйти на следующей остановке, становятся недалеко от дверей. После оплаты проезда билет сохраняют до конца поездки, его предъявляют контролеру по первому требованию.

Во время движения

Необходимо соблюдать следующие правила поведения в автобусе и другом общественном транспорте:

  1. Не ходить по салону без надобности. Для профилактики травматизма нужно держаться за поручни, стоять, повернувшись лицом в сторону движения. Допускается размещение полубоком или боком. Нежелательно поворачиваться к водительскому месту спиной, т. к. можно ее травмировать при внезапной остановке.
  2. Не высовывать голову, руки из окна.
  3. Не разговаривать громко. Нередко некоторые пассажиры длительное время обсуждают по телефону свои или чужие проблемы. Таким поведением они показывают неуважение к людям, вынужденным быть свидетелями разговора.
  4. Слушать музыку в наушниках.
  5. Не ставить вещи в проходе.
  6. Не отвлекать водителя. Оповещать водителя об остановке заранее.
  7. Не пачкать сиденья, пол и сидящих рядом людей мороженым и другими продуктами.
  8. Не облокачиваться спиной на двери, т. к. они могут открыться.
  9. В переполненном маршрутном такси передавать деньги за билет, не вставая с места.

Порядок выхода

Продвигаясь к выходу из автобуса, держатся за поручни.

В переполненном салоне недопустимо идти, расталкивая впереди стоящих пассажиров. Нужно вежливо узнать, выходят ли они на следующей остановке (при отрицательном ответе — попросить людей пропустить или поменяться местами).

При выходе продолжают держаться за поручни. Если следом спускается инвалид или пожилой человек, ему протягивают руку. Это же правило касается ситуации, когда мужчина сопровождает в поездке женщину, независимо от ее возраста.

Эвакуация при чрезвычайных ситуациях

При пожаре салон быстро покидают через двери, окна. Если автобус перевернулся или двери заблокированы, можно воспользоваться аварийными люками. При задымлении дышат через рукав или влажную ткань.

При эвакуации из трамвая или троллейбуса следует быть осторожным: металлические части могут находиться под напряжением из-за повреждения огнем изоляции проводов. Поэтому запрещается дотрагиваться до металлических элементов и заливать их водой. Выбираются из салона, по возможности не касаясь ступеней, помогая другим людям покинуть транспорт.

При пожаре или аварии существует риск взрыва топливных баков. Поэтому после эвакуации людей необходимо отойти от опасного объекта на максимальное расстояние.

Кому уступают места

В общественном транспорте уступают места инвалидам, маленьким детям, беременным женщинам, пожилым людям. Рядом с передними сиденьями или в середине салона установлены специальные знаки, указывающие на предоставление мест перечисленным категориям.

По этикету принято, чтобы мужчина уступал место женщине, но девушка может освободить кресло для пожилого мужчины.

Подросткам и дошкольникам следует рассказать о том, что нужно уступать место пожилым людям и инвалидам.

Изучение правил поведения в транспорте для детей в детском саду в виде игры

Дошкольный период — время игр. Правила безопасности в транспорте для детей легче изучить в форме игры. Целью поучительных игр является прививание уважения к труду водителей и ознакомление с особенностями поездки в общественном транспорте и на дороге. Также игры учат дисциплинированности и внимательности.

На заметку! С помощью различных дидактических игр проще и веселее запомнить правила поведения в общественном транспорте.

Воспитателям, которые путешествуют с большим количество воспитанников легче успокоить озорников в транспорте, предложив им сыграть в игру.

Примеры занятий

Интересны игры на внимательность и на сообразительность, где необходимо разделять опасное и безопасное поведение у дороги и в транспорте. Игрокам раздаются по две карточки: на одном светофоре горит зеленый, на другом — красный. Воспитательница показывает картинки с хорошими и плохими действиями у дороги, а воспитанники должны поднимать соответствующую карточку.

Правила безопасного поведения детей-пешеходов на дорогах

Загадки по видам транспорта подходят детсадовцам и малышам в первом классе. Воспитатель загадывает загадки. Угадавшие, о какой машине идет речь, должны поднимать карточки. Игра направлена на изучение разных видов средств передвижений. Есть точно такая же игра, только в ней надо поднимать карточки со знаками дорожного движения. По совету педагогов, родители дома тоже должны играть малышами в такие игры.

Игра в регулировщика

Следующий способ — описание своего двора в виде презентации. В этом задании малышам нужно рассказать о том, из чего состоит их двор. Описать количество дорог и машин, которые находятся во дворе, а также знаков дорожного движения с их расшифровкой. Малыши зачастую не сразу могут описать неинтересные для их возраста детали и при следующей прогулке внимательно будут смотреть за движением машин, обращать внимание на знаки.

Важно! Из-за этого детсадовцы начинают смотреть на различные знаки во время поездок с родителями и рассказывать им, что они означают. Если вовремя и правильно похвалить, поддержать игру малыша, то он всю жизнь будет следовать ПДД.

Пассажир должен:

  • Иметь при себе распечатанный билет на автобус и удостоверение личности, на которое куплен билет.
  • Сохранять билет на протяжении всей поездки и быть готовым предъявить билет и документы контролеру.
  • Иметь при себе документы, которые дают льготы на проезд для ребенка (свидетельство о рождении или отметка в паспорте родителя). Если рейс международный, нужно иметь визу и миграционные документы, необходимые для пересечения границы. Пассажир обязан самостоятельно выяснить информацию о правилах въезда в страну в соответствующих службах.
  • Соблюдать правила провоза багажа, ручной клади и животных, установленные перевозчиком. Бесплатно пассажир может провезти ручную кладь, размеры которой в сумме не превышают 120 см (длина, ширина и высота), коляску для ребенка, лыжи в чехле и санки. В багажном отделении за отдельную плату можно провезти два места багажа. Габариты чемодана или сумки (длина, ширина, высота) в сумме не должны быть больше 180 см. Багаж оплачивается в кассе автовокзала перед посадкой в автобус. Возможность транспортировки питомца, а также тарифы на провоз багажа нужно уточнить заранее у перевозчика. Для этого позвоните в автобусную компанию по телефону, который указан в билете.
  • Занять место в автобусе в соответствии с билетом, если только в автобусе не предполагается свободная рассадка.
  • Заходить и покидать автобус только после того, как он полностью остановится.
  • Сообщить водителю автобуса или дежурному автостанции о забытых бесхозных вещах, не притрагиваясь к ним, а также о горении, задымлении и запахе гари в салоне.
  • Бережно обращаться с оборудованием автобуса (не портить обивку, не делать надписи и т.д.). Пассажир несет материальную ответственность за ущерб, причиненный транспортному средству, и обязан возместить его перевозчику.

Конспект и презентация к занятию «Правила поведения пассажиров в городском транспорте»

Правила поведения пассажиров в городском транспорте

Данная разработка подготовлена для воспитанников постинтернатной группы (студентов колледжа), но может подойти и для будущих выпускников общеобразовательных школ.

Цель:

привитие навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

Задачи:

  • Образовательные:

    повторить правила поведения на улице, в транспорте;

  • Развивающие:

    продолжить формирование навыков распознавания типичных дорожных ситуаций, отработать практические методы самостоятельного принятия решений; закрепить навыки травмобезопасного поведения.

  • Воспитательные:

    продолжить воспитание этикета пассажиров («транспортных» привычек).

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте, уважаемые гости.

Наше сегодняшнее занятие называется «Правила поведения пассажиров в общественном транспорте».

1 слайд.

Мы с вами, как настоящие горожане, так привыкли пользоваться общественным транспортом города, что уже не задумываемся о том, правильно ли мы им пользуемся.

Я предлагаю присутствующим рассмотреть обычные транспортные ситуации с необычной стороны: со стороны команд «стажёры» и «стажисты» — и проведем наше занятее немного наоборот . Расставляются таблички.

Для начала давайте вспомним, что является общественным транспортом? Перечисляют.

2 слайд.
Ответ: Общественный транспорт
– это автобусы, троллейбусы, трамваи и метро.

А кто такой пассажир? Дают определение.

3 слайд.
Ответ:
В Правилах дорожного движения
пассажир
– это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит, пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент, когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким-либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.

Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я — пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». На самом деле от пассажиров также зависит безопасность и комфорт на дорогах и в поездке, и в Правилах дорожного движения есть раздел определяющий обязанности пассажиров.

Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.

4 слайд.

Какие правила поведения пассажиров в общественном транспорте вам известны?
Перечисляют известные им правила.
Давайте послушаем «стажистов», может, у них есть какие-то дополнения, связанные с их собственным опытом поездок. Высказываются стажисты.

А теперь давайте проверим себя. Я напомню вам правила поведения в общественном транспорте, а вы постарайтесь определить, правильно ли вы ответили.

5 слайд.

Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, не выходя на проезжую часть. При отсутствии специальных пло­щадок ожидать общественный транспорт следует на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки. На остановке нельзя устраивать подвижные игры, бе­гать. Эти действия могут повлечь за собой падение на проезжую часть и попада­ние под колеса.

6 слайд.

Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным

и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.

Задание.

Вы наверняка заметили, что остановки городского общественного транспорта обычно располагаются близ пешеходных переходов. Как вы думаете, с чем это связано?
Высказывают предположения.
Ответ:

Остановочные комплексы располагаются рядом с переходами для безопасности выходящих из транспорта и подходящих к остановке пассажиров.

  • Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно — не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропустите выходящих пассажиров.
  • Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон.
  • Обязательно оплатите проезд.

Задание.

Перед вами схемы расположения мест в маршрутных такси. Часть мест уже занята. Вы заходите. Какие места вы займете?
«Стажёры» расставляют шашки. Дают объяснения.
Полагаю, стоит проверить себя в импровизированном театральном действии – ведь все мы немного актеры в жизни. Представьте, что часть аудитории, где находятся ваши стулья, это салон маршрутного такси – наиболее популярного в нашем городе вида транспорта.

«Стажёры» моделируют ситуации, «стажисты» их оценивают.

Задание.

У Вани и Глеба сегодня в колледже физкультура. На спине – рюкзак с формой. Свободных мест в маршрутке нет. Покажите, ребята, как вы будете заходить в маршрутку.
(Демонстрируют свои действия).
7 слайд.

  • Не входите в транспорт с мороженым и напитками, Даже если салон не полон, при резком толчке или тор­можении вы рискуете испачкать других пассажиров.

Часть правил составлена для безопасного проезда пассажиров.

  • В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.
  • Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
  • Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры.
  • Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.
  • Не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств (почему?)
  • Не отвлекайте водителя разговорами во время движения.
  • При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге.

Как вы думаете, как лучше ехать пассажиру в транспорте? (Сидя).

Это связано с тем, что стоящему человеку легче упасть. Но и для сидящего пассажира есть опасности в транспорте.

8 слайд

  • Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед.
  • При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком, не держась за двери.
  • Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.
  • Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями. Их нужно перевозить завернутыми в плотную ткань или бумагу.
  • Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.

9 слайд.

Задание:

Определите ошибки юных пассажиров, которые изображены на рисунке.

То есть, получается, что они нарушают основные правила безопасного проезда в общественном транспорте.

  • В любом общественным транспорте есть надписи: «Места для пассажиров с детьми и инвалидов».

Задание: Обозначьте эти места на схеме расположения мест в маршрутном такси.

Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, человеку с нарушением зрения.

Задание.

Группа №12 отправилась в ТЦ «Алмаз» на киносеанс. В салон заходят две женщины: пожилая и молодая с ребенком. Ваши действия?
(Встаём и переходим в конец салона).
В салон заходит ребенок с огромным ранцем. Ваши действия? (Ребенку с тяжелым грузом лучше уступить место или предложить подержать ранец).

  • К выходу необходимо подготовиться заранее, по возможности подойти ближе к дверям. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. В ваших силах, например, помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
  • Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.
  • Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!

Задание:

Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли дорогу сзади, двое пошли обходить автобус спереди, а один остался на остановке. Сколько человек поступили согласно правилам ПДД?

Ответ:

Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить улицу.
10 слайд.
Итак,

давайте повторим:

1. Какая тема была затронута сегодня?

2. Что вы ранее не знали?

3. Действительно ли нужно соблюдать правила проезда в общественном транспорте? Насколько они оправданы?

4. Какое правило вы добавили бы от себя?

5. Какое правило вы считаете лишним?

6. А сейчас проверим ваше внимание и память. Я раздам вам памятки. Задание:

Проверьте, какое довольно важное правило, которое необходимо выполнить в начале поездки, здесь не упомянуто?

Не забывайте: правила нужно соблюдать обоюдно. Народная поговорка «Как аукнется, так и откликнется» работает, так же как и знаменитое «правило бумеранга».

А теперь – небольшое видеорезюме:

11 слайд.
Видеоролик.
Как видите, и здесь – ничего нового, вам просто вкратце повторили все, что было уже сказано. Это связано с тем, что такая прослойка населения, как пассажиры, появилась одновременно с транспортом, и общность его использования определяет соблюдение определенных правил для комфортного и безопасного проезда.

Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы не только создаете неудобство, но и ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!

12 слайд.

Благодарю всех за внимание.

Интернет-источники информации:

https://life.mosmetod.ru/index.php/item/pravila-bezopasnogo-povedeniya-passazhirov-v-gorodskom-transporte

https://studopedia.ru/1_127627_lektsiya—bezopasnost-v-obshchestvennom-transporte.html

https://aif.ru/dontknows/infographics/samye_bezopasnye_mesta_v_transporte_infografika

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_transport_i_bezopasnost_dorozhnogo_dvizh_204654.html

Пассажиру запрещается:

  • Употреблять в поездке алкогольные напитки и/или наркотические вещества; садиться в автобус, находясь под воздействием алкоголя и/или наркотических средств.
  • Курить в салоне и в туалетах автобуса.
  • Нарушать общественный порядок, оскорблять других пассажиров, сквернословить, причинять ущерб чужому имуществу.
  • Класть свои вещи на соседние сиденья, оставлять сумки в проходе, на входе и выходе, включая аварийные.
  • Ездить в грязной одежде, провозить дурно пахнущие и грязные предметы, которые могут запачкать салон и других пассажиров.
  • Брать в поездку токсичные, взрывчатые, горючие вещества, провозить без чехлов оружие и ножи.
  • Открывать окна без разрешения водителя и высовываться из них.
  • Отвлекать водителя во время управления автобусом.

Этикет перелета

В культуре авиационного транспорта всё обстоит несколько по-другому: нормы того что делать не стоит установлены чётко, во избежание ЧС. Итак, поясним всё по порядку:

  • Без сопровождения работников аэропорта выход к месту нахождения воздушных судов запрещён.
  • Нельзя самовольно подниматься на борт самолёта, входить в кабину пилотов.
  • Вставать с мест при взлёте, посадке, движении по земле запрещено.

Перед взлётом, заняв своё место, каждый должен пристегнуться ремнём безопасности. Затем крайне важно прослушать правила поведения в салоне, а также на случай чрезвычайной ситуации.

Особенно требуется запомнить порядок приведения в действие спасательных средств. Так же как и во всех видах транспорта, шум, крики, громкие разговоры не приветствуются.

Правила поведения в воздухе

С двухлетнего возраста дети на самолетах уже имеют 20 кг бесплатного багажа. Это приятный бонус при полетах. Чтобы добраться до самолета, необходимо сесть на автобус, который доставит всех к месту посадки в салон. Здесь нет общей проверки наличия присутствующих, так как обычно группу дошкольников на самолетах не возят.

Дети в самолете

Общие правила безопасности не отличаются от правил поездки на автобусе или троллейбусе, кроме пункта, где требуется отключить электронную технику.

Ознакомление с нормой поведения на дороге с малых лет приучает детсадовцев ответственно относиться к опасным участкам улицы. С помощью игр воспитанники учатся обращать внимание на дорожные знаки. Также с малых лет идет обучение этикету и вежливости.

Как вести себя в чрезвычайной ситуации

Если автобус попал в чрезвычайную ситуацию (ДТП, пожар), постарайтесь сохранять спокойствие и быстро покинуть автобус. В случае блокировки дверей разбейте окна или откройте по инструкции аварийный выход (люк на крыше или окно). Помогите выбраться тем, кто не может сделать это самостоятельно.

Если во время движения вы заметите в салоне признаки возгорания, гарь, дым, немедленно сообщите водителю. При пожаре закройте лицо тканью, желательно смоченной водой, и дышите через нее. Если в салоне есть огнетушитель, используйте его для ликвидации очага возгорания.

Как только выберетесь, отойдите от автобуса на некоторое расстояние. Вызовите скорую помощь и попробуйте оказать первую помощь пострадавшим.

Если автобус упал в воду, постарайтесь задержать дыхание и выплыть через окна или двери.

Если автобус застрял или сломался на железнодорожных путях, постарайтесь как можно быстрее покинуть автобус, даже если в зоне видимости нет приближающихся поездов. Не садитесь в автобус, пока он не покинет железнодорожные пути.

Номер единой диспетчерской всех служб спасения — 112 (с мобильного).

Наземный городской транспорт

Безопасность людей в автобусе

Во время ожидания на остановке общественного транспорта не подходите слишком близко к проезжей части дороги. Не торопитесь. Не забегайте и пытайтесь запрыгнуть в автобус на ходу. Лучше дождаться следующего, чем оказаться с переломом в травмпункте. Выходить также следует осторожно, не торопясь и никого не толкая. Человек может поскользнуться на подножке и упасть под колеса либо получить травму ноги.

В салоне будьте бдительны и следите за своими вещами. Сумка не должна находиться сзади вас или внизу. Повесьте ее на плечо и прижмите спереди, обхватив рукой. Обязательно пользуйтесь поручнями. Если вы обнаружили бесхозный предмет, сообщите об этом кондуктору или водителю.

В транспорте нельзя есть мороженое, пирожное.

Необходимо детям объяснять, что транспорт – это не столовая. Во – первых, это не гигиенично. Вокруг множество бактерий, за поручни берутся множество рук и велика вероятность кишечных заболеваний. Во – вторых, можно замарать ни в чем не повинных людей. Также можно сочинить на ходу сказку, про слоненка (или медвежонка, неважно), который в троллейбусе ел мороженое, оно стало таять и капать прямо на стоящих поблизости пассажиров. Еще один момент, что водитель при необходимости может затормозить, и все содержимое имеет высокий риск вывалиться на близ сидящего или стоящего соседа. Также нелишним будет напомнить про то, что нельзя раскидывать фантики. Нужно постараться донести до ребенка, что чисто там, где не сорят! Таковы правила!

Подземный транспорт (метро)

Спуск в метрополитен

Метрополитен одно из наиболее удобных средств передвижения в густонаселенных городах. Однако опасности могут подстерегать и там.

  • До прибытия состава находитесь подальше от края платформы. К дверям подходите, когда вагон окончательно остановился.
  • Если возникла давка, то для обеспечения собственной безопасности воспользуйтесь другими линиями метро.
  • При падении человека на рельсы не кидайтесь ему на помощь. Правильным будет отправить нескольких пассажиров к сотруднику метро для сообщения о возникшей ситуации, а один человек должен встать у края платформы и с помощью яркого предмета подавать сигнал машинисту, чтобы он затормозил.
  • Если упавший не может быстро сам выбраться, но в состоянии передвигаться следует ему сообщить, что наиболее безопасным вариантом будет лечь прямо, лицом вниз между рельсами. Сохранять неподвижность следует до отхода поезда.
  • Находясь на эскалаторе, не отвлекайтесь, не пытайтесь по нему бежать или перепрыгивать через ступени. Следует крепко держаться за поручень.

При возникновении взрыва или аварии в тоннеле прислушивайтесь к рекомендациям машиниста. Прежде чем выходить из вагона, нужно дождаться, когда с контактного рельса будет снято напряжение. При задымлении закройте органы дыхания платком, салфеткой или шарфом. Остерегайтесь металлических частей вагона, к ним лучше не прикасаться. Машинист должен указать направление, в котором следует двигаться, чтобы выйти из тоннеля. Если опасность для жизни отсутствует, то лучше дождаться помощи спасателей.

Ребенок в метро

В метро для детей младше 7 лет проезд бесплатный. При этом отдельное место не предоставляется – малыш находится на руках у взрослого, который его сопровождает.

Безопасность детей в общественном транспорте на эскалаторе:

  • держаться за поручень;
  • находиться по правую сторону;
  • стоять лицом по направлению движения;
  • не прикасаться к недвижимым частям.

Детей до 7 лет для перемещения на эскалаторе рекомендуется брать на руки.

На платформе действуют следующие правила:

  • запрещено заходить за ограничительную линию (нужно показать ребенку, как она выглядит);
  • необходимо освободить место, чтобы пассажиры могли выйти;
  • заходить в вагон разрешается после того, как желающие покинуть вагон пассажиры это сделают (при разъяснении ребенку нужно сделать на это акцент).

Если ребенок младше 7 лет, на платформе его нужно держать за руку.

Правила безопасности детей для родителей в вагонах метро:

  • нельзя прислоняться к двери вагона;
  • нужно держаться за поручень;
  • заранее готовиться к выходу;
  • после объявления о закрытии двери следует прекратить высадку и посадку.

Объясните детям, где находятся удобные для них поручни. Также нужно показать устройство «пассажир-машинист», которое можно активировать для обеспечения связи при появлении экстренной ситуации.

Железнодорожный транспорт

Поезд с пассажирскими вагонами

При обеспечении безопасности в общественном транспорте таком, как поезд следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Места лучше покупать в вагонах, находящихся в центре поезда, нежели в «голове» или «хвосте». Это объясняется тем, что центральная часть поезда меньше всего будет травмирована при столкновении.
  2. Отдавайте предпочтение местам, которые расположены противоположно движению поезда.
  3. Заранее узнайте о том, где находятся аварийные выходы. Обычно их 2 на вагон.
  4. Если ваши попутчики выглядят подозрительными или не вызывают у вас доверия, лучше не выключать свет в купе и стараться не засыпать.
  5. При поездке в купе никогда не держите дверь полуоткрытой. Это даст другим пассажирам лишнюю информацию.
  6. Все важные документы и ценные вещи всегда держите рядом с собой. Ложась спать, кладите их под подушку.
  7. Не употребляйте алкоголь в компании малознакомых людей. Это притупляет бдительность.

Действия при аварии на железнодорожном транспорте

Запрещено во время движения транспорта пытаться открыть двери вагона, стоять на подножках или высовываться в открытые окна.

  1. Стоп-кран следует использовать только в очень серьезных ситуациях. В случае ее возникновения не рекомендуется останавливать поезд в местах, где эвакуировать людей будет сложно (тоннель, мост).
  2. В багаже не должно быть легко воспламеняющихся предметов, ядовитых или химических веществ.
  3. Почувствовав запах гари или непонятного задымления следует сразу же об этом сообщить проводнику.

При резком торможении крепко возьмитесь за поручни и для фиксации тела обопритесь ногами в сиденье или стену. Лучше лечь на пол салона. Переждав один удар, не стоит менять положение, возможны последующие удары, более сильные. Только когда станет понятно, что поезд окончательно остановился, можно встать.

Необходимо сразу покинуть салон поезда, т.к. велика вероятность возникновения возгорания. Если вы приняли решение покинуть вагон через аварийное окно, то делайте это на полевую сторону, т.е. где отсутствуют железнодорожные пути.

Правила поведения на водном транспорте

Во время путешествий на водном транспорте сопровождающим необходимо пристально следить за воспитанниками. Малышам должна быть предоставлена памятка о том, что запрещается делать на судне:

  • самостоятельно заходить или сходить с судна;
  • находиться на площадке без защитного ограждения;
  • заходить в технические и служебные помещения;
  • перевозить с собой легковоспламеняющиеся вещества;
  • перевешиваться за ограждение судна.

Важно! Если была объявлена эвакуация, сопровождающий обязан собрать детей, успокоить их и отвести к шлюпкам.

В каждой шлюпке с несовершеннолетним должно быть двое взрослых. В шлюпку можно брать только самые необходимые вещи. На каждом пассажире должен быть надет спасательный жилет. Ключевая роль сопровождающего в том, чтобы дети спокойно, а желательно в игровой форме, взобрались на шлюпку и без паники отчалили от большого судна.

Общие правила поведения тут такие же, как и в другом городском транспорте, за исключением некоторых запрещающих факторов.

Штрафы для пассажиров в 2022 году

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает 2 варианта штрафов для пассажиров:

  • Статья 12.29, часть 1 – предупреждение или 500 рублей. Накладывается за любое нарушение правил, которое не создало помех другим участника движения. Например, такой штраф грозит пассажиру, который не пристегнулся ремнем безопасности.
  • Статья 12.30 часть 1 – 1 000 рублей. Накладывается, если пассажир создал помехи для движения транспортных средств. Например, не убедился в отсутствии автомобилей и открыл дверь автомобиля со стороны проезжей части.

На этом рассмотрение правил для пассажиров завершено.

Источники

  • https://vospitanie.guru/povedenie/v-transporte
  • https://etiketclub.ru/etiket-v-transporte
  • https://www.tutu.ru/2read/bus/bus_rules/
  • https://vplate.ru/etiket/pravila-povedeniya-v-obshchestvennom-transporte/
  • https://fireman.club/statyi-polzovateley/pravila-bezopasnosti-v-obshhestvennom-transporte/
  • https://pddmaster.ru/pdd/passazhir-pdd.html

Ребенок в автобусе и троллейбусе

Правила поведения безопасности детей на общественном транспорте (автобус, троллейбус) можно объединить в такое нехитрое руководство:

  • Перед посадкой нужно подождать, пока желающие покинуть транспорт люди выйдут. Для этого освобождается проход.
  • Задерживаться у дверей не нужно – сзади идут люди, и ребенок должен помнить об этом.
  • Нельзя вымазывать ногами сидение и другие предметы – ноги держатся всегда под наклоном вниз.
  • В транспорте не едят. Особенно это касается пирожного, мороженого, пирожков и др. Ограничьте потребление напитков – во время поездки можно нанести вред здоровью.
  • Шум – не лучший спутник поездки. Объясните ребенку, что кричать и громко разговаривать нельзя.
  • Покажите, как держаться за поручни, чтобы не упасть. Опора должна быть до тех пор, пока транспортное средство не остановится. Тогда можно отпустить поручень, чтобы выйти. Во время выхода рекомендуется тоже держаться.

Как уже было отмечено, в возрасте до 7 в транспорте родитель держит ребенка на руках. Таких мест в троллейбусах и автобусах несколько. Количество может зависеть от вместимости транспорта. Как правило, первые два предназначены для инвалидов, пассажиров с детьми, пожилых людей и беременных женщин. Располагаются они за водителем.

Не забывайте учить малыша вежливо обращаться с другими людьми, уступать место представителям перечисленных выше категорий граждан.

Где должны быть ремни безопасности? Все автобусы, которые занимаются перевозкой пассажиров в междугородном направлении, оборудуются ремнями безопасности.

Должно ли предоставляться детское кресло для малышей? Аналогично описанному выше правилу введено в действие сопутствующее. В соответствии с ним в автобусах, которые предоставляют услуги междугородных перевозок (таковыми считают путь следования более 50 км), должны размещаться отдельные места для перевозки пассажиров в возрасте от 0 до 12 лет. Детские удерживающие устройства выглядят, как специальные кресла, оснащенные ремнями безопасности.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]