ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФЦКМ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
Комплексно- тематическое планирование по ФЦКМ
Источник:
1. М. В. Карпеева Формирование целостной картины мира. Познавательно- информационная часть, игровые технологии. Вторая младшая группа.
2. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа
С Е Н Т Я Б Р Ь
1-2 неделя мониторинг
№1
Игрушки
Уточнить и расширить словарь детей по теме. Познакомить их с обобщающем понятием»игрушки». Формировать понятие»большой- маленький». Учить образовывать уменьшительно- ласкательные существительных. Развитие мелкой моторики, логического мышления, целостного восприятия предмета. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться.
Сундучок с игрушками(машина, куклы, мяч, матрешки и т.д), две корзины(коробки), картинки с изображением игрушек или игрушки, картинки, разрезанные на две части.
1- с.4
№2
Осень
Познакомить детей с основными признаками осени. Уточнить и расширить их словарь по теме. Закрепить понятие «один- много». Закрепить понятия»красный цвет», «желтый цвет». Развивать их внимание, память, мышление. Воспитывать умение замечать красоту осенней природы.
Часы показывающие времена года, картина «Осень», мяч,
1-с. 9
О К Т Я Б Р Ь
№3
Овощи
Познакомить детей с обобщающим понятием «овощи». Уточнить и расширить их словарь по теме. Познакомить детей с местом произрастания овощей. Учить образовывать множественное число существительных. Развитие общей моторики. Развитие памяти, мышления. Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одарила нас своими богатствами.
Картина с изображением огорода, грядок, корзина с овощами, мяч, игрушечный заяц, мешочек, овощи или их муляжи, пары картинок с изображением большого и маленького овоща. картинки с изображением одного и того же овоща разной величины (3-4 штуки).
1- с.15
2-с. 25
№4
Фрукты
Уточнить и активизировать словарь детей по теме. Познакомить их с обобщающим понятием «фрукты». Учить подбирать признаки к предмету. Учить называть цвета. Формировать умение образовывать множественное число имен существительных. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать речь, мышление, память. Восвитывать привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
Картина «В саду», муляжи фруктов, разные предметы. Большое и маленькое яблоко ( муляжи, картинки). Картинки с изображением одного и двух фруктов.
1-с. 21
№5
Деревья
Уточнить и расширить словарь детей по теме. Познакомить со старением дерева, с названием его основных частей. Развитие общей и мелкой моторики, развитие внимания, памяти, мышления. Развитие фонематического слуха. Воспитывать бережное отношение к деревьям , к природе.
Мяч, пособие «Дерево»,на ниточках прикреплены разноцветные листья. Картинка с деревом, игрушка или вырезанная картинка птички. Карточки с изображением 4 елочки. Картина «Лес».
1- с. 27
2-с. 42
№6
Грибы. Ягоды.
Уточнить и расширить словарь детей по теме. Познакомить детей со строением гриба, названиями лесных ягод. Учить их считать в пределах трех. Закрепить в их памяти признаки осени. Развивать мышление, память, внимание детей. Воспитывать бережное отношение к лесу.
Пособие «Грибы на поляне». Грибы трех размеров. вырезанные из картона с дырочками для нанизывания, шнурки. Муляжи или вырезанные из картона грибы разные по величине.
1- с. 33
№7
Туалетные принадлежности
Познакомить с туалетными принадлежностями, с их назначением. Подвести детей к пониманию прямой зависимости здоровья от чистоты. Обогащать и активизировать их словарь. Воспитывать у детей опрятность, умение следить за своим внешним видом.
Картинки с изображением рта с зубами, грязного лица, не причесанной девочки, ребенка за столом, зубной щетки, мыла, расчески, стаканчика и т. д.. Мяч.
1- с. 39
Н О Я Б Р Ь
№8
Домашние животные
Дать представление детям о домашних животных, о пользе, которую они приносят людям. Познакомить их с обобщающим понятием «домашние животные». Развивать мелкую и общую моторику. Развивать их фонематический слух, память, мышление. Воспитывать любовь к домашним животным, их значимость в жизни человека.
Игрушечные домашние животные, банка, коробка. корзинка. Мяч. Картинки с домашними животными. Тени домашних животных.
1-с. 46
2-с. 35
№9
Дикие животные
Уточнить и расширить словарь детей по теме. Познакомить их с обобщающим понятием «дикие животные». Формировать представление о местах обитания диких животных. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, мышление. Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Картина «Скотный двор». Пособие «Дикие животные». Картинки с изображением диких зверей и их «домиков».
1- с.52
№10
Одежда
Уточнить и активизировать словарь детей по теме. Формировать их представления об обобщающем понятии «одежда». Учить сравнивать одежду мальчиков и девочек. Учить отвечать простыми предложениями. Развивать силу голоса. Развивать логическое мышление. Развивать общую моторику. Воспитывать у детей познавательный интерес.
Фланелеграф с бумажной куклой. Картинки с изображением одежды, разноцветные кружки. Мяч. Пары предметов одежды.
1- с. 58
№11
Зима
Дать детям представление о времени года «зима», познакомить с признаками зимы. Развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику. Учить согласовывать существительные с прилагательными. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Картина «Зима»,рукавички на которых прикреплена снежинка на ниточке. Мяч, три белых кружка разной величины. Набор картинок с изображением летней и зимней одежды. Картинка с изображением вьюги, пурги. Комплекс картинок с признаками зимы, две картинки с признаками лета, две картинки с признаками осени.
1- с.64
Д Е К А Б Р Ь
№12
Зимующие птицы
Познакомить детей с зимующими птицами. Формировать их представление об обобщающем понятии «зимующие птицы». Познакомить детей со строением птиц. Учить понимать предложные конструкции и употреблять в речи предлоги «на», «с». Развивать мелкую и общую моторику. Развивать мышление, память, внимание. Воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.
Пособие «Кормушка для птиц». Кормушка, картинки с изображением птиц. Индивидуальные картинки с изображением птиц, фишка. Картинки с изображением зимующих птиц.
1-с. 68
2-с. 32
№13
Домашние птицы
Расширить и уточнить словарь детей по теме. Формировать их представления об обобщающем понятии «домашние птицы». Познакомить детей с птенцами домашних птиц. Развивать общую моторику. Развивать мышление, наблюдение, память. Воспитывать у детей доброе отношение к домашним животным.
Парные картинки с изображением домашних птиц и их птенцов. Игрушечные домашние птицы. Мяч. Парные картинки с изображением яйца.
1-с. 74
№14
Праздник Новый год
Уточнить и расширить словарь детей по теме «Новый год». Формировать их представления об обобщающем понятии «новогодние игрушки», «елочные игрушки». Учить составлять простую распространенную фразу с предлогом «на» и без предлога. Учить сопровождать свои действия речью. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать коллективизм, дружеское отношение между собой.
Парные картинки с изображением елочных игрушек. Мешочек. Клубки ниток разного цвета, ножницы, елка на фланелеграфе. Картинка с изображением Деда Мороза на санях, колокольчик и бубенцы, большой и маленький колокольчики. Карточки с рисунками для каждого ребенка или карточки с изображением предметов.
1-с.79
№15
Зима. Зимние забавы
Расширить словарь детей по теме. Развивать их речевой слух. Учить различать длинные и короткие звуки, воспроизводимые голосом. Учить понимать и употреблять прилагательные «длинный», «короткий». Учить понимать и использовать числительные «один», «много». Учить понимать значение существительных, образованных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов. Воспитывать любовь к природе родного края.
Мяч. Две картинки со снеговиками, имеющими отличия. Парные картинки с изображением лыж, коньков. снеговиков. лопаток, варежек.
1-с. 85
2-с. 34
Я Н В А Р Ь
№16
Транспорт
Расширить знания детей об окружающем мире. Познакомить с частями грузовой машины. Учить понимать предложения с предложными конструкциями. Формировать их представления об обобщающем понятии «транспорт». Развивать их внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику. Воспитывать доброжелательность. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Картинки с изображением большого и маленького пароходиков. Мяч. Картинки с изображением нескольких видов транспортных средств. Парные картинки с изображением различных видов транспортных средств. медальоны на шею с изображением машины четырех цветов, рули, четыре картинки с изображением гаражей четырех цветов.
1-с. 91
№17
Дом и его части
Расширить словарь детей по теме, познакомить с названиями частей дома. Закрепить счет в пределах четырех. Развивать память, мышление, внимание. Формировать просодическую сторону речи. Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, станице.
Части домика, фланелеграф. Картинки с изображением дома, игрушки. Картинки с изображением разных по высоте домов, на каждого ребенка, карандаши. Мяч.
1-с. 98
№18
Мебель
Расширить словарь детей по теме. Формировать их представление об обобщающем понятии «мебель». Познакомить детей с названиями частей стула. Дать понятие о функциональном предназначении мебели. Закрепить счет в пределах четырех. Развивать память, мышление, внимание. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию, стремление узнать что-то новое.
Мяч. Игрушки, стол, стул. Картинки с изображением комнаты с мебелью, на мебели лежат разные предметы. Картинки с изображением предметов мебели.
1-с. 102
Ф Е В Р А Л Ь
№19
Комнатные растения
Познакомить детей с понятием «комнатные растения». Познакомить с растениями «фиалка», «фикус». Познакомить со строением растений, условиями их роста. Развивать общую моторику. Развивать мышление, память, внимание. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание выращивать их.
Вырезанные из картона горшки и блюдца разные по цвету. Образец цветка в горшке, заготовки, детали цветка из геометрических фигур. Картинка горшка, разделенная на две части, в разной проекции.
1-с. 108
2-с. 37
№20
День защитника Отечества
Формировать представление детей о празднике «День защитника Отечества», дать начальные представления о Российской армии, родах войск и некоторых их представителях: танкист, летчик, моряк. Учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в форму множественного числа. Учить отвечать полными предложениями. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать их внимание, память, мышление. Воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов, любовь к Родине, к родным людям, воспитывать доброту, умение дружить.
Мяч. Картинки с изображением военной техники.
1-с. 112
№21
Обувь
Расширить и уточнить знания детей об обуви. Формировать их представление об обобщающем понятии «обувь». Познакомить с назначением обуви, объяснить понятие «пара обуви». Продолжать учить отвечать на вопросы фразой из 2-3 слов. Закрепить знания о цветах. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие их мышления, памяти, внимания. Воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.
Картинки с изображением обуви и других предметов. Картинка горшка, разделенная на две части в разной проекции. Картинки с изображением примет времен года.
1-с. 115
№22
Весна
Познакомить детей с признаками весны. Закрепить их представление о временах года. Развивать общую моторику. Учить отвечать полными предложениями. Формировать сенсорные навыки. Развитие внимания, памяти, мышления. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы.
Картинки с изображением примет времен года. Мяч. Картинки с изображением детенышей диких животных.
1-с. 120
2-с. 39
М А Р Т
№23
День 8 марта
Дать детям представление о празднике 8 марта. Закрепить их знания об имени мамы. Развивать желание помогать маме. Учить отвечать полными предложениями. Расширить словарь за счет глаголов. Развивать общую и мелкую моторику. Формировать сенсорные навыки. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать любовь и уважение к мамам, бабушкам, девочкам.
Картинки с изображением подарка в красном, желтом, синем, зеленом, оранжевом цветах. Мяч. Картинки с изображением предметов быта. Картинка с изображением букета цветов.
1-с. 124
№24
Посуда
Расширить словарь по теме. Формировать их представление об обобщающем понятии «посуда». Расширить знания детей о функциональном назначении посуды. Учить называть части предметов посуды. Развивать просодические компоненты речи. Развивать память, мышление, внимание. Развивать общую моторику. Воспитывать бережное отношение к предметам посуды.
Мяч. Картинки с изображением предметов посуды. Одна резинка длинной 15-20 см.Картинки с изображением предмета посуды. разрезанные на 3-4 части. Изображение чайника с недостающими частями.
1-с. 130
№25
Наше тело
Дать детям понятие о частях тела, их назначении. Учить детей употреблять в речи имена существительные в родительном падеже. Развивать основные виды моторики, учить координировать речь с движением, развивать чувство ритма. Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность.
Мяч. Кукла. Плоскостная картонная кукла со съемными частями тела.
1-с. 136
№26
Лицо
Дать детям понятие о частях лица, их назначении. Учить образовывать уменьшительно- ласкательные формы существительных. Развивать основные виды моторики, учить координировать речь с движением. Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Маленькая и большая кукла. Кукла с грязным лицом.
1-с. 143
А П Р Е Л Ь
№27
Домашние животные и их детеныши
Дать представления детям о детенышах домашних животных. Познакомить их с понятием «детеныши домашних животных». Расширить представления детей о строении животных. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать фонематический слух, память, мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, желание заботиться о них.
Картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Мяч. Фланелеграф.
1-с. 148
2-с. 29
№28
Дикие животные и их детеныши
Дать представления детям о детенышах диких животных. Познакомить их с понятием «детеныши диких животных». Закрепить представления детей о месте их обитания. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать фонематический слух, память, мышление. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Воспитание доброго, бережного отношения к обитателям живой природы.
Картинки с изображением детенышей диких животных. Картинки с изображением леса и мест обитания диких животных. Мяч.
1-с. 153
№29
Семья
Уточнить представления детей о понятии » семья». Стимулировать детей рассказывать о своей семье. Развивать основные виды моторики. Развивать основные виды моторики. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, формировать речевой слух. Воспитывать любовь и уважение к родным и близким людям.
Пособие «Дом». Мяч. Картинки с изображением членов семьи и разных предметов. Сюжетные картинки.
1-с. 158
№30
Цветы на лугу
Познакомить детей с характерными признаками полевых цветов, особенностью внешнего вида, строения, местами их произрастания. Развивать физиологическое дыхание. Развивать звукопроизношение. Учить понимать предложные конструкции и употреблять в речи предлоги «на, над, под». Формировать умение детей давать полный ответ на поставленный вопрос. Развивать общую моторику. Развивать память, мышление. Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Картина с луговыми цветами. Картинки с бабочками. жуками. Зеленый карандаш и ватный шарик.
1-с. 164
№31
Насекомые
Уточнить и расширить словарь детей по теме. Познакомить их с понятием «насекомые», со строением насекомых. Формировать умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями. Развивать речевое и физиологическое дыхание. Учить понимать и употреблять предложные конструкции. Развивать память, мышление, моторику. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Картина с изображением поляны, поля, леса. Картинки с изображением насекомых и других предметов. Картинки с изображением цветка, листочка и насекомых.
1-с. 169
М А Й
№32
Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал
Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Закрепить знания детей о временах года: осень, зима, весна, их признаках. Закрепить знания о насекомых. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать мышление, наблюдательность, память, логику. Воспитывать умение слушать воспитателя.
1-с. 175
№33
Скоро лето
Уточнить и расширить словарь детей по теме. Познакомить детей с понятием «лето». Закрепить знания детей о временах года, их признаках. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать мышление, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы.
Картинки с изображением времен года. Мяч. Картинки с изображением признаков лета и других времен года.
1-с. 183
Мониторинг
Предметная деятельность ребенка раннего возраста
Галина Позигун
Предметная деятельность ребенка раннего возраста
Предметная деятельность ребенка раннего возраста
Основой умственного воспитания является формирование на базе полученных знаний элементарно – обобщенного представления о свойствах качествах предметов, развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка.
Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте, она определяет «ведет»
за собой психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. В процессе этой
деятельности ребенок усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действия с предметами.
Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятельность обуславливает развитие психических процессов, личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности.
Предметная деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью неспецефических и спецефических манипуляций, ориентировочно- исследовательских и предметных действий происходит всё более глубокое освоение ребёнком предметного мира, развитие его интеллектуального потенциала. Экспериментируя с предметами с помощью неспецефических и спецефических манипуляций, ребенок извлекает много информации об объектах, устанавливая связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность ребёнка, реализуется его познавательная активность. (Ребёнок пытается насыпать совком песок и не захватывает его, он пытается захватить песок руками, что сразу даёт положительный результат, потом снова пытается насыпать совком и так много раз, наконец, он научился насыпать песок)
Предметная деятельность определяет содержание общения ребёнка со взрослым. В ходе совместной предметной деятельности развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребёнком прежде всего как средство деловых контактов со взрослыми. Внешне это выражается в частых обращениях ребёнка к взрослому: вопросительных взглядах, просьбах о помощи, словах «Как?. Так?. Так!»
)
В рамках предметной деятельности формируется её новый вид процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений. Эти отношения начинают осознаваться ребёнком в ходе реального предметно- практического взаимодействия со взрослым. В ходе усвоения действия постепенно «отделяются»
от
предметов, с помощью которых были усвоены. Происходит перенос этих действий на другие предметы, сходные с ними. Так формируются обобщенные действия (кормит куклу ложкой- палочкой, поит из кружки- кубика)
На их основе становится возможным сравнения собственных действий с действиями взрослых. Постепенно, сначала с помощью взрослых, а затем и всё более самостоятельно ребёнок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими в действиях с сюжетными игрушками.
Предметная деятельность способствует развитию личности ребёнка. Ведущая деятельность опосредует отношение ребёнка раннего возраста к окружающему его предметному и социальному миру, также самому себе. Предметная деятельность способствует развитию познавательных интересов ребёнка, его самостоятельности, любознательности, целенаправленности.
Предметная деятельность- это содержание и последовательность, получаемой детьми информации об объектах, переработка этой информации, активизация уже имеющихся у ребёнка знаний и умственных действий.
Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей.
Введение детей в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
В этой области развития можно выделить несколько направлений, каждое из которых предполагает постановку специальных педагогических задачи использование соответствующих методов их реализации. Прежде всего, это развитие культурно- нормированных, практических и орудийных действий. Педагог должен помочь ребёнку научиться правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой, пить из чашки, застёгивать пуговицы, пользоваться расчёской, игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.)
Для решения поставленных задач педагог должен организовывать развивающую
предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребёнком, создавать условия для его самостоятельных действий с предметами. Многие предметные действия ребёнок осваивает, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приёма пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно малыши охотно помогаю накрывать на стол, убирать игрушки. Орудийными действиями малыш овладевает не только в повседневной жизни, но и в процессе индивидуальных и совместных с воспитателем игр и занятий. (пытается завести ключиком машину, забивает моточком колышки в землю, кормит ложкой мишку)
Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным действиям, способствует обогащению его чувственного опыта, развитию мышления. Предметы, игрушки, материалы должны находиться в открытом доступе, по возможности рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникло желание действовать с ними. Предметы и игрушки должны способствовать развитию органов чувств и формированию разнообразных умений, иметь разные размеры, фактуру, цвет. Педагог должен поддерживать интерес к игрушкам и предметам, учить детей исследовать их.
Я предлагаю следующую последовательность обследования предметов.
1. Восприятие целостного облика предметов рассмотреть предмет, подержать в руках, ощупать, подействовать с ним, назвать предмет- это грузовик «Как ты узнал, что это грузовик? Что у него есть?»
.
2. Вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины)
«Где у грузовика колёса, где кузов, кабина? Какие колеса? А кабина, кузов?»
«У платья карманы, пуговицы, воротник»
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга выше, ниже кабина выше, кузов ниже. Строим домик из кубиков и кирпичиков, кубик ниже, кирпичик выше.
4. Повторное целостное восприятие предмета.
Для этого важно учить детей рассматриванию (специально организованному обследованию)
предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определённом виде деятельности (обхватывает шарик, катает его, складывает кубики в коробку, достаёт предметы из мешочка определяет их форму, цвет, воспитатель действует рукой ребенка, вместе с ним, основной метод, который использует воспитатель- показ).
В процессе рассматривания – обследования детей необходимо учить и выделять свойства и качества предметов (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве, материалы, из которых они сделаны. Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе действий, станут полнее (масса предмета зависит от его величины и особенностей материала, круглая игрушка способна прокатываться, некруглая стоит на месте, нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстие).
Поэтому в процессе обучения используется прикладывание, вкладывание предметов, т. е. наглядное сравнение с опорой на определённый признак. Это заставляет детей внимательно всматриваться, вслушиваться, ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как требуется по условиям и правилам игры (например, рассортировывает разноцветные шарики и кубики, ориентируясь на цвет, и на форму; разбирает и собирает игрушки –вкладыши: в большой предмет можно вложить меньший, при сборке матрешки подбирать половинки одинаковые по величине- сначала собрать маленькую, потом вложить её в большую).
На основе сходства выделенных свойств у разных предметов можно начать учить детей одни предметы уподоблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый, как котёнок, колючий, как ёжик). Воспитатель ставит задачу перед ребёнком, создавая проблемную ситуацию, и предлагает ребенку самому решить эту проблему. Предлагает покормить куклу, но вместо ложки лежит палочка, что надо сделать? Как поступить? При этом важно формировать умение соотносить впервые воспринимаемые предметы с теми, которые они познали раньше.
Эта работа должна осуществляться систематически, последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Режимные моменты — умывание, одевание, завтрак, обед и т. д., игры — дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом знакомство с предметом, пронизывает весь воспитательно- образовательный процесс.
Непосредственное знакомство с предметом должно осуществляться живо и интересно, вызывать у детей положительный отклик. (Сухость, излишний дидактизм, формализм вызывают скуку, ухудшают запоминание)
Процесс восприятия (рассматривания, выслушивания)
надо сопровождать словом
(шарик круглый, гладкий, красный)
. Дети, воспринимая
предметы, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств.
Проявление самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями следует поощрять. Взрослый должен откликаться на просьбу малыша о помощи, подключатся к его игре, помогать преодолевать затруднения.Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко»
или
«Надо взять другое колечко»
. Важно
предоставить ребёнку возможность выбора свободу действий» Разве сюда подходит это колечко? По-моему оно слишком большое». Следует поощрять ребёнка, хвалить его.
Умственное и техническое развитие ребёнка в раннем возрасте проходит через предметную деятельность, познавательные возможности 2-3 летнего ребёнка ещё невелики, несовершенны, поэтому многие задачи по ознакомлению с предметным миром решаются в форме дидактической игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игра — занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения интереса детей к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
Автодидактические игры сами подсказывают ребёнку, какого рода действие нужно произвести, чтобы достигнуть ту или иную цель. Это различные составные игрушки, которые требуют соотнесение размеров, форм или цветов разных деталей
(фигурные пирамидки, матрёшки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки)
. Так, чтобы сложить пирамидку нужно учитывать соотношение колец по величине, соотносить составные части по форме, чтобы собрать
определённый предмет (клоуна, грибок, собачку)
.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенный знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Малыш сам кормит, причёсывает, купает кукол. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Ребенка двух – трёх лет продолжаем учить играм с куклой в процессе дидактических игр. В этих целях используем игры «Купание куклы»
,
«Уложим куклу спать»
,
«Споем кукле колыбельную»
,
«Покажем кукле картинки»
,
«Накормим куклу»
и т. д. Поэтому в группе необходимо иметь дидактическую куклу с комплектом сезонной одежды, кукол на подгруппу детей, приданое, сезонную одежду, а также ванночки, полотенце, мыло (кирпичик, куклы должны быть большие, средние и маленькие
У дошкольников необходимо формировать умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Например, картина «Девочка кормит кур»
: Какое у девочки платье, Что она держит в руках, Какого цвета миска? Какая курица, а цыплёнок?» Для малыша это серьёзная умственная задача: узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности к обобщению. При выборе
предметных картинок важно обращать внимание на четкость линий, яркость колорита. Реалистичность и пропорциональность изображения, что поможет детям воспринимать предметы. Например такие предметные картинки как «Овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки»
и др.
Показывая сюжетные картинки, проводя игры -инсценировки («Кто здесь плачет»
) воспитатель обращает внимание на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, обжёг лапу, утешает, жалеет и т. д., помогает разобраться в том, что хорошо и что плохо.В первой младшей группе для занятий используются сюжетные картинки:
«Игра с куклой»
,
«Дети играют в кубики»
.
«Спасаем мяч»
, «Катаем шары «и др. Эффективны в работе с детьми третьего года жизни упражнения типа
«Кто что делает»
, которые проводятся с использованием несложных сюжетных картинок. Узнав и описав изображенное действие,
ребенок (по заданию воспитателя)
воспроизводит его с помощью реальных
предметов. Например, показывает, как мальчик поливает цветы из лейки, девочка баюкает куклу, мама стирает бельё в тазу, повар пробует суп, который варится в кастрюле, доктор лечит больного (картинки готовятся заблаговременно)
. Такие упражнения удовлетворяют
ребенка в импровизации, формируют умение действовать с игрушками и предметами в соответствии с их назначением.
Игрушки, благодаря которым у ребёнка развиваются тонкие моторные навыки, ребенок учится различать свойства предметов, ускоряется общее развитие,совершенствуется речь можно подразделить на три основные группы:
в первую группу мы включили игрушки, способ работы с которыми можно назвать «Часть и целое»
при первичном знакомстве с
предметом мы даем детям возможность рассмотреть предмет подержать его в руках, ощупать, подействовать с ним — это удочки с магнитами для ловли рыбок, пирамидки, вкладыши, пазлы, матрёшки, наборы для нанизывания, фигурные пирамидки, игрушки, состоящие из нескольких частей (снеговики, неваляшки, овощи, фрукты, мягкие дидактические книги, наборы кубиков с картинками, бусинки для нанизывания, шнуровки, застёжки; Работа с материалами из первой группы «Часть и целое»
в большей степени, чем другие, развивает способность к анализу и синтезу. Наиболее простой материал из этой серии
«Мозаика»
,
«Башенки»
части которой можно соединять и разъединять между собой. Начинать работу нужно с ещё более простого действия –разделение на части: ребёнку
предлагается разобрать готовую собранную башенку. Когда он поймёт принцип разделения частей, можно предложить строить новые башенки.
Работа с матрёшками очень нравится детям благодаря сюрпризному моменту – в каждой новой матрёшке находится новая. Матрёшки – это тоже составление целого из частей, как башенки и мозаика. При этом механический контроль правильности выполнения задания одновременно и облегчает,и усложняет работу для малыша: друг другу подходят только две половинки, и их надо найти. Этот поиск тренирует внимательность ребёнка.
Шнуровка- гусеница — малыш ищет детали подходящие друг другу по цвету и форме, попеременно соединяя и разъединяя их прямо перед глазами ребёнка. Желание получить ползающую гусеницу, которую можно возить за собой на верёвочке,является хорошим стимулом: ребёнок несколько раз подряд нанизывает детали на шнурок, а ведь нанизывание – это сложный процесс для ребёнка раннего возраста, требующий хорошо скоординированной работы рук и терпения, которым малыши в силу возрастных особенностей не отличаются.
Игры на липучках: муляжи и снеговик, неваляшка тоже составление целого из частей, где нужно подобрать части, правильно соединить их, что тоже требует сноровки, терпения координации движений. Работа со снеговиком аналогична работе с фруктами. Отличие состоит в том, что разделение на части выполняется непосредственно руками. Цель работы в расширении словарного запаса, развитие моторики, памяти, внимания, развитие познавательной активности.
Малышу сложно объяснить, почему он должен выполнить то или иное задание. Если у ребёнка что-то не получается, он быстро теряет интерес к игрушке и переключается на более успешную деятельность.
И тогда на помощь воспитателю приходят различные авторские игры и игрушки, изготовленные руками наших педагогов — это панно «Наши ладошки»
, на развитие тактильной чувствительности, дидактические мягкие книжки-сказки, цветные ёжики, бусы, гусеница, универсальный костюм, при изготовлении которого использовались разнообразные шнурки, пуговицы, накладные карманы, которые прикрепляются с помощью липучек, кнопок, пуговиц.
Большое значение в работе с малышами мя придаю индивидуальной работе с детьми, которую мы всегда стремились сделать интересной и разнообразной, сочетать в ней разные виды деятельности: развитие мелкой и общей моторики, закрепление цвета, формы, проведение работы над звукопроизношением и речью.
Следующая задача воспитателя – Развитие познавательной активности у детей. В ходе работы с детьми педагог должен создавать условия для ознакомления их с окружающим миром, экспериментирования и обогащения впечатлениями.
Необходимо поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление к окружающему миру. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.
Полезно организовывать совместное с детьми наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений поддержать и проявить интерес детей к окружающему, познакомить с разнообразными свойствами природных объектов, вызвать удивление радость открытия нового (пение птиц, шум ветра, шелест листьев)
.
Наблюдение за различными явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями, в процессе которых дети на собственном опыте знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Например, собирая букет из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, форме, цвету.
Важно подчеркивать интерес к деятельности взрослых. Дети любят наблюдать, как воспитатель кормит птиц, или ухаживает за цветами, как строится соседний дом и др. Педагог должен комментировать свои действия, рассказывать, чем заняты люди, отвечать на вопросы детей. Книги, альбомы, фотографии, должны находиться в открытом доступе.
С целью развития любознательности,в группе необходимо оборудовать специальный уголок для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения за предметами. Ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребёнок познаёт разнообразные свойства и качества объектов и материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть ит. д. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш узнает, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи.
Следующей педагогической задачей данного направления развития ребенка является формирование целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности.
Известно, что деятельность ребёнка до 2х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого- либо самостоятельного значения. К 3годам у ребёнка складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Деятельность малыша приобретает целенаправленный характер, он настойчиво стремится к получению правильного результата, представление о котором складывается как на основе заданного образца, так и собственного замысла. Маленькому ребёнку нужно помогать удерживать цель, направлять его на достижение желаемого результата. Это могут быть всевозможные пазлы, мозаики кубики, из которых складываются картинки, конструкторы, строительные наборы, где необходимо построить различные машины, игрушки, постройки. Все это формирует у ребёнка представление о результате действий. Например, малыш хочет выложить из мозаики узор по картинке. Воспитатель вместе с ним должен рассмотреть образец, спросить, какие понадобятся детали, куда их положить. По окончании работы очень важно зафиксировать результат его деятельности. Помощь взрослого не должна гасить самостоятельность и инициативу ребёнка. Следует представлять малышу возможность сделать самостоятельно всё, что он может.
В летний период проведение занятий не проводится, но дети играют в игры самостоятельно или с воспитателем в утренние, вечерние часы, на прогулке. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, проводим только при естественном освещении, при искусственном идёт искажение цвета.
Дидактический материал раскладываем на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.
Пуговицы, застёжки- молнии, кнопки, шнурки — сколько ещё разных непослушных предметов придётся «укоротить»
малышам, пока они научатся легко и свободно справляться с обычными бытовыми делами. Их придумали взрослые. Взрослым приходится придумывать и способы научения.
Самого большого эффекта можно достигнуть тогда, когда удается объединить усилия педагогов в детском саду и родителей в семье. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Поэтому мы провели анкетирование среди родителей о педагогической ценности игр и игрушек.
В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения умственное развитие детей к концу третьего года жизни достигает уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребенка в предметах и явлениях самого ближайшего окружения, понимание речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения со взрослыми. Ребенок этого возраста — существо и мыслящее и говорящее, проявляющее известный интерес к окружающему — все это создает новые возможности для умственного воспитания детей в годы дошкольного детства