Театр. Конспекты театрализованной деятельности в младшей группе


Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Конспект занятия рассказывание сказки «Репка» через настольный театр для детей раннего возраста


Цель: Продолжать знакомить детей с театром через театрализованные представления, систематизировать знания детей о различных видах театра; воспитывать любовь к русским народным сказкам. Познакомить детей со сказкой «Репка». Задачи: Образовательные: Познакомить детей с…

Конспект театрализованного представления пальчикового театра сказки «Теремок» для детей раннего возраста


Цель: Приобщать детей к театрализованной деятельности через пальчиковый театр с использованием пальчиковых игр. Задачи: Формировать и активизировать у детей речевую активность. Развивать мышление, выразительность речи. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр….

Приёмы, используемые в театрализованных играх с детьми 1,5–3 лет

Для занятий с детьми 1,5–3 лет используются те же приёмы, что и с ребятами постарше, но в доступной для данного возраста интерпретации.

Словесные приёмы

Поскольку речевое развитие является одним из приоритетных направлений в работе с малышами первой младшей группы, то и в театрализованных играх словесные приёмы активно используются. Дети должны слышать звучащую речь, чтобы вырабатывать собственные речевые навыки и формировать свой языковой образ.

Объяснение и беседа

Уже на уровне знакомства с персонажем, обстоятельствами его действий, ребята постигают театральную тему. Кроме того, педагог знакомит детей с такими понятиями, как «театр», «актёр», «режиссёр». При этом объяснение обязательно сопровождается беседой, в которой воспитатель задаёт вопросы репродуктивного характера, то есть по сути рассказа. Например, «Как называют людей, которые приходят в театр смотреть спектакль?».

Наглядные приёмы обязательно сопровождаются словесными пояснениями

Загадки и стихотворения

Одним из самых продуктивных мотивационных приёмов являются загадки. Именно с их помощью педагогу легче ввести новый материал, представить героев театрализованной игры. В первой младшей группе загадки лучше подбирать с договорками по рифме — так малышам проще включиться в работу.

Так, при изучении сказки «Теремок» в своей практике я предлагаю ребятам такие загадки:

  • Звери жили в доме том, Но медведь сломал их дом, Он залезть в него не смог. Это сказка … («Теремок»).
  • С длинным хвостиком малышка. Любит сыр и зёрна … (Мышка).
  • Всех боится он в лесу: Волка, медведя и лису. Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами … (Заяц).

На своём опыте я убедилась, что стихотворения, используемые для театрализованных игр, не должны быть слишком длинными. Лучше использовать хорошо знакомые детям рифмовки. Например, перед сюжетно-ролевой сценкой «Кухня» малыши с удовольствием повторяют вместе со мной стихотворение, которое мы проговариваем каждый раз перед завтраком:

  • Утро ясное пришло, Завтрак утро принесло. У пушистой белочки Орехи на тарелочке. У котёнка и щенка Два стакана молока. У мышонка вкусный сыр, У лисы густой кефир. У зайчат печенье, У пчелы варенье. А в тарелку нашу Мы положим кашу!

Короткие истории

Рассказы или сказки являются иллюстрацией к театрализованным играм. С их помощью происходит оформление набора действий в единый сюжет. Но также короткие зарисовки могут быть самостоятельным мотивационным приёмом. Например, в своей работе я его использую при изучении темы «Простейшие геометрические фигуры. Круг» перед режиссёрской настольной игрой, в которой артистами выступают каштаны. История такая: «Жил-был треугольник. Но он был таким длинным, с такими острыми углами, что вечно всех колол, и никто не хотел с ним дружить. И вот однажды проснулся треугольник и увидел, что углы исчезли, он стал гладким со всех сторон, круглым. Перестал он колоть окружающих и нашёл много друзей».

Наглядные приёмы

Наглядно-образное восприятие мира дошкольниками возводит данный вид приёмов в ранг незаменимых.

Картинки и фото

Поскольку речь идёт именно о театрализованных играх, то логично, если в группе будут представлены:

  • фотографии разных видов театра и актёров,
  • картинки с изображениями костюмов, театральных атрибутов (париков, накладных носов, ушей и пр.),
  • буклеты (раскладные книжечки с сюжетами историй и картинками),
  • рисунки (раскраски) детей по сюжетам сказок.

Если театрализованная игра связана со сказкой, стихотворением, то необходимо показать ребятам картинки по сюжету истории

Приём демонстрации

В качестве наглядного материала можно предложить:

  • просмотр видео со сценками кукольного театра (например, постановка сказки «Репка»),
  • проигрывание воспитателем действий всех персонажей,
  • посещение театра и просмотр «живых» театральных спектаклей.

Атрибуты для театрализованных игр

Реквизит для игр — очень важный наглядный элемент успешной образовательной деятельности. Обычно все атрибуты, связанные с театрализацией, размещены в специально оборудованном театральном уголке, об оформлении которого более подробно можно прочесть в статье «Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду».

Если же говорить в целом, то реквизитами театрализованных игр для воспитанников первой младшей группы являются:

  • маски животных (сделанные из картона, папье-маше, плотной бумаги),
  • шапочки (например, изготовленные из вырезанного конусом картона и украшенные так, как того требует образ),
  • куклы пальчикового театра,
  • природный материал, используемый в качестве «артистов» (каштаны, жёлуди),
  • фигурки на липучках для фланелеграфа и на магнитах для магнитной доски,
  • персонажи из бросового материала (одноразовых стаканчиков, баночек и пр.)

Если в группе предполагается работа с инсценировками, то в театральном уголке должны быть костюмы.

Одним из видов практических приёмов является помощь ребят в изготовлении атрибутов для игры

Практические приёмы

В театрализованных играх эта группа приёмов немного отличается от других видов игр. Кроме рисунков, аппликаций и поделок по теме игры, также применяются упражнения на социально-эмоциональное развитие и психогимнастика.

Упражнения на социально-эмоциональное развитие

Дети учатся взаимодействовать с окружающим миром в условно заданных ситуациях.

Например, чтобы показать ребятам, что есть животные, с которыми человек мирно сосуществует, я использую упражнение «Смотри, кто идёт!». Его суть заключается в том, что педагог называет животное, например, «собака», а ребёнок должен к этому зверю обратиться («гав-гав») и сказать, можем ли мы встретить собаку на улице, дома. Или «волк», который иллюстрируется характерным воем: можем ли увидеть его во дворе, какое это животное — дикое или домашнее.

Социально-эмоциональные упражнения помогают ребятам научиться взаимодействовать с окружающим миром в условных ситуациях, например, имитируя лепку, делать снеговика

Психогимнастика

Это рефлексивный приём, который обычно применяется в виде элемента физкультминутки или для завершения активной игры, проводится под успокаивающую музыку.

Своим детям я предлагаю закрыть глазки, представить себя в лесу и прочувствовать такие эмоции, впечатления: необычно, интересно, затем пошёл дождь — мокро, неприятно, закончился дождь, вышло солнышко, добрались до дома — рядом с мамой хорошо, спокойно.

Вопросы индивидуализации в театрализованных играх

Реализация индивидуального подхода в работе с детьми — важная составляющая методической работы педагога. Если говорить об этом направлении в контексте театрализованных игр в первой младшей группе, то реализовать его можно с помощью:

  • распределения ролей (как уже отмечалось, каждый ребёнок должен прочувствовать ситуацию успеха, поэтому если малыш хочет быть Репкой из сказки, то стоит пересмотреть условия игры так, чтобы каждый участник смог побывать в роли другого),
  • выбора реквизита (если малыш интроверт и не слишком любит публичные представления, то ему можно давать задания «околопостановочного» характера, например, отобрать фигурки диких зверей для фланелеграфа),
  • заучивания стихотворений (каждая группа индивидуальна, поэтому и ситуация с большим количеством неговорящих или плохо говорящих малышей может быть обратной — наличие ребят, которые отлично разговаривают, вот им как раз можно давать задания на заучивание стихотворений).

Те дети, которые боятся публичных выступлений, обычно с удовольствием выполняют индивидуальные задания по мотивам игры

Как провести театрализованную игру в первой младшей группе детского сада

Материалом для такого рода творческой деятельности в первой младшей группе являются рассматриваемые по программе сказки, стихотворения, потешки. Причём некоторые из них составляют основу для нескольких игр. Например, произведение «Игрушки» Агнии Барто можно использовать и для драматизации (имитации), и для режиссёрской игры (настольной).

Таблица: картотека театрализованных игр в первой младшей группе (фрагмент)

АвторШандина Н.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16», г. Богородск, Нижегородская область.
Название игрыМатериалВид игрыЗадачиНа каком занятии (режимном моменте) применяется
«На нашем дворе»Сказка «Репка»Режиссёрская (на фланелеграфе).
  • Приучать слушать рассказ, используя наглядные изображения,
  • вызвать у детей положительные эмоции,
  • обогащать впечатления,
  • пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.
Развитие речи, на прогулке
«Выходили утята на лужок»А. Барто «Игрушки»
  • Драматизация (имитация),
  • режиссёрская (настольный театр игрушек).
  • Учить детей при повторном чтении выполнять характерные действия, повторяя за педагогом строки текста,
  • формировать умение мимикой, жестами, движениями передавать основные эмоции,
  • поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.
Режимные моменты
«Колобок»«Колобок»
  • Драматизация (имитация),
  • режиссёрская (перчаточные куклы).
  • Пробуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажами,
  • предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации,
  • развивать внимание и наглядно-действенное мышление,
  • учить называть персонажей и их действия,
  • закреплять в речи названия животных и их признаков,
  • расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д.
Развитие речи, на прогулке
«Огуречик, огуречик»Потешка «Огуречик, огуречик»Драматизация (сюжетно-ролевая).
  • Развивать внимание,
  • обогащать словарный запас,
  • воспитывать осторожное поведение,
  • осваивать ласковые обращения (огуречик, хвостик, мышка).
На прогулке
«Наши уточки с утра…»Потешка «Наши уточки с утра…»Драматизация (имитация).
  • Развивать фонематический слух и звукопроизношение,
  • воспитывать чувство гуманности к природе и животным,
  • знакомить с многообразием мира животных.
Режимные моменты (утренний сбор)
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/04/kartoteka-teatralizovannyh-igr-v-pervoy-mladshey-gruppe

Временной план театрализованной игры

Любой элемент учебно-воспитательного процесса в детском саду тщательно хронометрируется. В младшем дошкольном возрасте дети только учатся умению концентрироваться на том или ином виде деятельности, поэтому длительность игры, включённой в занятие, не превышает 7 минут. Но если организованная театрализованная деятельность представляет собой серию игр, то есть целое занятие, то его длительность составляет 12–15 минут.

Театрализованная игра представляет собой четырёхчастную структуру:

  1. Знакомство с игрой (актуализация опорных знаний) — 2–3 минуты. На этой стадии педагог, используя мотивационные приёмы, подводит воспитанников к теме игры, объявляет её название.
  2. Объяснение условий игры и демонстрация игровых действий каждого участника — 2–4 минуты.
  3. Собственно игра — 6–10 минут. На этом этапе педагог участвует, помогает, направляет ребят. Уходить в позицию наблюдателя нельзя. Если предполагается введение дополнительных игровых действий, то это осуществляется на третьем этапе.
  4. Заключительный этап — 1–2 минуты. Воспитатель хвалит малышей, спрашивает, понравилась ли им игра, и обязательно даёт оценку работе всей группы («Вы отлично поработали!»).

Это интересно. В некоторых играх этап объяснения и игры совмещаются.

Если дети берут кукол в руки первый раз, то это обязательно нужно учесть при составлении конспекта и отвести на игру на 2–3 минуты больше

Таблица: пример конспекта театрализованной игры «Репка» в первой младшей группе (фрагмент)

АвторЛукашук И. В., воспитатель МДОУ Д/с №48 «Ладушки», г. Воскресенск, Московская область.
ЦельФормировать интерес детей к театрализованно-игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.
Вводный этапВ.: Дети! Скажите, какое время года у нас сейчас? (Осень). А осенью созревает большой урожай! Сегодня мы с вами заглянем на огород. Пойдёмте, на огород? Пляска «Огородная — хороводная» на мотив «Как у наших у ворот…».
  • Мы пришли на огород, (Идут топающим шагом) Что же там у нас растёт? Ай, люли, что растёт? (Кружатся) Ай, люли, что растёт? Есть капуста, есть лучок, (Ладошки вперёд, покачивают ими) Свёкла есть и чесночок. Ай, люли, чесночок, (Кружатся) Ай, люли, чесночок. Мы корзиночки возьмём, (Присаживаются, «собирают») Урожай наш соберём. Ай, люли, соберём, Ай, люли, соберём. (Кружатся).
Объяснение условий, демонстрация и играВ.: А ещё на нашем огороде выросла репка. (Ставит в центре группы большую репку). Кто же будет репку тянуть? (Дед). А дедушка старенький, идёт не спеша, вот так! (Дети имитируют образ деда). Тянет — потянет, Вытянуть не может! Кого позвал дед? (Бабку). А бабушка тем временем пекла оладушки. Песня «Ладушки». В.: Бабушка, иди репку тянуть! Тянут — потянут, (Дети «тянут» репку) Вытянуть не могут!…>, <,… В.: Кошка села на плетень, птичек пугает. Потешка:
  • Тень — тень — потетень, (Дети присаживаются) Села кошка на плетень, Налетели воробьи, (Машут руками — крылышками) Хлопни им в ладошки! (Хлопают) Улетайте, воробьи, (Грозят пальчиком) Берегитесь кошки!…>,
Заключительный этапВоспитатель берёт репку в руки.
  • Уродилась репка крупна, Уродилась репка вкусна, И в пирог и в кашу, Хороша она!

Воспитатель благодарит детей за работу.

Цит. по: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-teatralizovannoj-igry-repka-v-1-mladshej-gruppe.html

Видео: театрализованная игра по сказке «Теремок»

Театрализация в первой младшей группе — это не только способ выявить творческие способности малышей, но и подходящая платформа для реализации учебно-воспитательных задач, обозначенных образовательной программой для младших дошкольников. Несмотря на то что дети ещё не полностью владеют речью, видовое разнообразие игр позволяет ребятам попробовать себя как в режиссёрских постановках, так и в драматизации. При этом методическая целесообразность и результат работы над игрой зависят от мастерства педагога, который подбирает и организует этот вид деятельности своих маленьких воспитанников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]