Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект занятия рассказывание сказки «Репка» через настольный театр для детей раннего возраста
Цель: Продолжать знакомить детей с театром через театрализованные представления, систематизировать знания детей о различных видах театра; воспитывать любовь к русским народным сказкам. Познакомить детей со сказкой «Репка». Задачи: Образовательные: Познакомить детей с…
Конспект театрализованного представления пальчикового театра сказки «Теремок» для детей раннего возраста
Цель: Приобщать детей к театрализованной деятельности через пальчиковый театр с использованием пальчиковых игр. Задачи: Формировать и активизировать у детей речевую активность. Развивать мышление, выразительность речи. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр….
Приёмы, используемые в театрализованных играх с детьми 1,5–3 лет
Для занятий с детьми 1,5–3 лет используются те же приёмы, что и с ребятами постарше, но в доступной для данного возраста интерпретации.
Словесные приёмы
Поскольку речевое развитие является одним из приоритетных направлений в работе с малышами первой младшей группы, то и в театрализованных играх словесные приёмы активно используются. Дети должны слышать звучащую речь, чтобы вырабатывать собственные речевые навыки и формировать свой языковой образ.
Объяснение и беседа
Уже на уровне знакомства с персонажем, обстоятельствами его действий, ребята постигают театральную тему. Кроме того, педагог знакомит детей с такими понятиями, как «театр», «актёр», «режиссёр». При этом объяснение обязательно сопровождается беседой, в которой воспитатель задаёт вопросы репродуктивного характера, то есть по сути рассказа. Например, «Как называют людей, которые приходят в театр смотреть спектакль?».
Наглядные приёмы обязательно сопровождаются словесными пояснениями
Загадки и стихотворения
Одним из самых продуктивных мотивационных приёмов являются загадки. Именно с их помощью педагогу легче ввести новый материал, представить героев театрализованной игры. В первой младшей группе загадки лучше подбирать с договорками по рифме — так малышам проще включиться в работу.
Так, при изучении сказки «Теремок» в своей практике я предлагаю ребятам такие загадки:
- Звери жили в доме том, Но медведь сломал их дом, Он залезть в него не смог. Это сказка … («Теремок»).
- С длинным хвостиком малышка. Любит сыр и зёрна … (Мышка).
- Всех боится он в лесу: Волка, медведя и лису. Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами … (Заяц).
На своём опыте я убедилась, что стихотворения, используемые для театрализованных игр, не должны быть слишком длинными. Лучше использовать хорошо знакомые детям рифмовки. Например, перед сюжетно-ролевой сценкой «Кухня» малыши с удовольствием повторяют вместе со мной стихотворение, которое мы проговариваем каждый раз перед завтраком:
- Утро ясное пришло, Завтрак утро принесло. У пушистой белочки Орехи на тарелочке. У котёнка и щенка Два стакана молока. У мышонка вкусный сыр, У лисы густой кефир. У зайчат печенье, У пчелы варенье. А в тарелку нашу Мы положим кашу!
Короткие истории
Рассказы или сказки являются иллюстрацией к театрализованным играм. С их помощью происходит оформление набора действий в единый сюжет. Но также короткие зарисовки могут быть самостоятельным мотивационным приёмом. Например, в своей работе я его использую при изучении темы «Простейшие геометрические фигуры. Круг» перед режиссёрской настольной игрой, в которой артистами выступают каштаны. История такая: «Жил-был треугольник. Но он был таким длинным, с такими острыми углами, что вечно всех колол, и никто не хотел с ним дружить. И вот однажды проснулся треугольник и увидел, что углы исчезли, он стал гладким со всех сторон, круглым. Перестал он колоть окружающих и нашёл много друзей».
Наглядные приёмы
Наглядно-образное восприятие мира дошкольниками возводит данный вид приёмов в ранг незаменимых.
Картинки и фото
Поскольку речь идёт именно о театрализованных играх, то логично, если в группе будут представлены:
- фотографии разных видов театра и актёров,
- картинки с изображениями костюмов, театральных атрибутов (париков, накладных носов, ушей и пр.),
- буклеты (раскладные книжечки с сюжетами историй и картинками),
- рисунки (раскраски) детей по сюжетам сказок.
Если театрализованная игра связана со сказкой, стихотворением, то необходимо показать ребятам картинки по сюжету истории
Приём демонстрации
В качестве наглядного материала можно предложить:
- просмотр видео со сценками кукольного театра (например, постановка сказки «Репка»),
- проигрывание воспитателем действий всех персонажей,
- посещение театра и просмотр «живых» театральных спектаклей.
Атрибуты для театрализованных игр
Реквизит для игр — очень важный наглядный элемент успешной образовательной деятельности. Обычно все атрибуты, связанные с театрализацией, размещены в специально оборудованном театральном уголке, об оформлении которого более подробно можно прочесть в статье «Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду».
Если же говорить в целом, то реквизитами театрализованных игр для воспитанников первой младшей группы являются:
- маски животных (сделанные из картона, папье-маше, плотной бумаги),
- шапочки (например, изготовленные из вырезанного конусом картона и украшенные так, как того требует образ),
- куклы пальчикового театра,
- природный материал, используемый в качестве «артистов» (каштаны, жёлуди),
- фигурки на липучках для фланелеграфа и на магнитах для магнитной доски,
- персонажи из бросового материала (одноразовых стаканчиков, баночек и пр.)
Если в группе предполагается работа с инсценировками, то в театральном уголке должны быть костюмы.
Одним из видов практических приёмов является помощь ребят в изготовлении атрибутов для игры
Практические приёмы
В театрализованных играх эта группа приёмов немного отличается от других видов игр. Кроме рисунков, аппликаций и поделок по теме игры, также применяются упражнения на социально-эмоциональное развитие и психогимнастика.
Упражнения на социально-эмоциональное развитие
Дети учатся взаимодействовать с окружающим миром в условно заданных ситуациях.
Например, чтобы показать ребятам, что есть животные, с которыми человек мирно сосуществует, я использую упражнение «Смотри, кто идёт!». Его суть заключается в том, что педагог называет животное, например, «собака», а ребёнок должен к этому зверю обратиться («гав-гав») и сказать, можем ли мы встретить собаку на улице, дома. Или «волк», который иллюстрируется характерным воем: можем ли увидеть его во дворе, какое это животное — дикое или домашнее.
Социально-эмоциональные упражнения помогают ребятам научиться взаимодействовать с окружающим миром в условных ситуациях, например, имитируя лепку, делать снеговика
Психогимнастика
Это рефлексивный приём, который обычно применяется в виде элемента физкультминутки или для завершения активной игры, проводится под успокаивающую музыку.
Своим детям я предлагаю закрыть глазки, представить себя в лесу и прочувствовать такие эмоции, впечатления: необычно, интересно, затем пошёл дождь — мокро, неприятно, закончился дождь, вышло солнышко, добрались до дома — рядом с мамой хорошо, спокойно.
Вопросы индивидуализации в театрализованных играх
Реализация индивидуального подхода в работе с детьми — важная составляющая методической работы педагога. Если говорить об этом направлении в контексте театрализованных игр в первой младшей группе, то реализовать его можно с помощью:
- распределения ролей (как уже отмечалось, каждый ребёнок должен прочувствовать ситуацию успеха, поэтому если малыш хочет быть Репкой из сказки, то стоит пересмотреть условия игры так, чтобы каждый участник смог побывать в роли другого),
- выбора реквизита (если малыш интроверт и не слишком любит публичные представления, то ему можно давать задания «околопостановочного» характера, например, отобрать фигурки диких зверей для фланелеграфа),
- заучивания стихотворений (каждая группа индивидуальна, поэтому и ситуация с большим количеством неговорящих или плохо говорящих малышей может быть обратной — наличие ребят, которые отлично разговаривают, вот им как раз можно давать задания на заучивание стихотворений).
Те дети, которые боятся публичных выступлений, обычно с удовольствием выполняют индивидуальные задания по мотивам игры
Как провести театрализованную игру в первой младшей группе детского сада
Материалом для такого рода творческой деятельности в первой младшей группе являются рассматриваемые по программе сказки, стихотворения, потешки. Причём некоторые из них составляют основу для нескольких игр. Например, произведение «Игрушки» Агнии Барто можно использовать и для драматизации (имитации), и для режиссёрской игры (настольной).
Таблица: картотека театрализованных игр в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Шандина Н.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16», г. Богородск, Нижегородская область. | |||
Название игры | Материал | Вид игры | Задачи | На каком занятии (режимном моменте) применяется |
«На нашем дворе» | Сказка «Репка» | Режиссёрская (на фланелеграфе). |
| Развитие речи, на прогулке |
«Выходили утята на лужок» | А. Барто «Игрушки» |
|
| Режимные моменты |
«Колобок» | «Колобок» |
|
| Развитие речи, на прогулке |
«Огуречик, огуречик» | Потешка «Огуречик, огуречик» | Драматизация (сюжетно-ролевая). |
| На прогулке |
«Наши уточки с утра…» | Потешка «Наши уточки с утра…» | Драматизация (имитация). |
| Режимные моменты (утренний сбор) |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/04/kartoteka-teatralizovannyh-igr-v-pervoy-mladshey-gruppe |
Временной план театрализованной игры
Любой элемент учебно-воспитательного процесса в детском саду тщательно хронометрируется. В младшем дошкольном возрасте дети только учатся умению концентрироваться на том или ином виде деятельности, поэтому длительность игры, включённой в занятие, не превышает 7 минут. Но если организованная театрализованная деятельность представляет собой серию игр, то есть целое занятие, то его длительность составляет 12–15 минут.
Театрализованная игра представляет собой четырёхчастную структуру:
- Знакомство с игрой (актуализация опорных знаний) — 2–3 минуты. На этой стадии педагог, используя мотивационные приёмы, подводит воспитанников к теме игры, объявляет её название.
- Объяснение условий игры и демонстрация игровых действий каждого участника — 2–4 минуты.
- Собственно игра — 6–10 минут. На этом этапе педагог участвует, помогает, направляет ребят. Уходить в позицию наблюдателя нельзя. Если предполагается введение дополнительных игровых действий, то это осуществляется на третьем этапе.
- Заключительный этап — 1–2 минуты. Воспитатель хвалит малышей, спрашивает, понравилась ли им игра, и обязательно даёт оценку работе всей группы («Вы отлично поработали!»).
Это интересно. В некоторых играх этап объяснения и игры совмещаются.
Если дети берут кукол в руки первый раз, то это обязательно нужно учесть при составлении конспекта и отвести на игру на 2–3 минуты больше
Таблица: пример конспекта театрализованной игры «Репка» в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Лукашук И. В., воспитатель МДОУ Д/с №48 «Ладушки», г. Воскресенск, Московская область. |
Цель | Формировать интерес детей к театрализованно-игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников. |
Вводный этап | В.: Дети! Скажите, какое время года у нас сейчас? (Осень). А осенью созревает большой урожай! Сегодня мы с вами заглянем на огород. Пойдёмте, на огород? Пляска «Огородная — хороводная» на мотив «Как у наших у ворот…».
|
Объяснение условий, демонстрация и игра | В.: А ещё на нашем огороде выросла репка. (Ставит в центре группы большую репку). Кто же будет репку тянуть? (Дед). А дедушка старенький, идёт не спеша, вот так! (Дети имитируют образ деда). Тянет — потянет, Вытянуть не может! Кого позвал дед? (Бабку). А бабушка тем временем пекла оладушки. Песня «Ладушки». В.: Бабушка, иди репку тянуть! Тянут — потянут, (Дети «тянут» репку) Вытянуть не могут!…>, <,… В.: Кошка села на плетень, птичек пугает. Потешка:
|
Заключительный этап | Воспитатель берёт репку в руки.
Воспитатель благодарит детей за работу. |
Цит. по: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-teatralizovannoj-igry-repka-v-1-mladshej-gruppe.html |
Видео: театрализованная игра по сказке «Теремок»
Театрализация в первой младшей группе — это не только способ выявить творческие способности малышей, но и подходящая платформа для реализации учебно-воспитательных задач, обозначенных образовательной программой для младших дошкольников. Несмотря на то что дети ещё не полностью владеют речью, видовое разнообразие игр позволяет ребятам попробовать себя как в режиссёрских постановках, так и в драматизации. При этом методическая целесообразность и результат работы над игрой зависят от мастерства педагога, который подбирает и организует этот вид деятельности своих маленьких воспитанников.