LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Хьюго_Пьюго_рукоделие
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Структура занятий по развитию словаря у детей дошкольного возраста
Когда-нибудь планирую отвести свою дочку в развивающий центр для детей дошкольного возраста. А сейчас просматриваю подобные сайты, сравниваю цены, условия, перечень услуг. Последнее где я была это «Умка» — развивающий детский центр, который кроме огромного спектра услуг еще предлагает танцы для детей в марьино… С первого взгляда впечатление о сайте и этом центре остается благоприятное…
А теперь непосредственно по теме этого поста. Представленный материал является деликатесом для педагогов дошкольного образования (воспитателей). Я еще не встречала учебника или методички, где так подробно и доступно была бы расписана обобщеная структура разных занятий по развитию речи у дошкольников. Спасибо тому, кто так переработал и систематизировал материал.
Таблица 1
Структура занятий по развитию словаря у детей дошкольного возраста (составлено по Сохину Ф.А.)
Занятия по рассматриванию предметов (игрушек) | Занятия по рассматриванию картин | Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов | Занятия по сравнению предметов | Занятия по формированию обобщающих понятий | Занятия по обучению детей отгадыванию загадок. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Общее | Конспект оформляется традиционно На одном занятии может решаться сразу несколько словарных задач – некоторые слова мы узнаем впервые = расширение словаря, некоторые слова вводим в речь детей = активизация словаря, некоторые уточняем и закрепляем… | |||||
Методические указания | До старшей группы на занятии рассматривается 1, редко 2 предмета, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более предметов одновременно. Если предмет(ы) рассматриваются впервые, то берем на рассмотрение меньше деталей, подробностей, уточнений, а рассматриваем наиболее общие, яркие моменты. | Можно проводить рассматривание разных картин – предметных, сюжетных, пейзажей. И прочее. До старшей группы на занятии рассматривается 1, редко 2 картины, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более картины одновременно. Если картина рассматривается впервые, то берем на рассмотрение меньше деталей, подробностей, уточнений, а рассматриваем наиболее общие, яркие моменты. | До старшей группы на занятии рассматривается 1, редко 2 предмета, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более предметов одновременно. Предполагается, что на данном занятии рассматриваются предметы, по которым уже проводились занятия. | До старшей группы на занятии рассматривается 2 предмета, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более предметов одновременно. Предполагается, что на данном занятии рассматриваются предметы, по которым уже проводились занятия. Необходимо особое внимание уделить подбору предметов, которые будут рассматриваться на занятии – должно быть много характеристик, доступных для сравнения детьми (цвет, форма, величина, части, детали. Назначение, материал и пр.) Это должны быть предметы схожие, которые можно перепутать (сумка-портфель, кепка-панама, журнал-книга и др.) | В подготовительной группе дети должны свободно называть30-40 обобщающих понятий (см. программу) До старшей группы на занятии вводится 1 обобщающее понятие, после старшей группы можно на одном занятии вводить 1 новое обобщающее понятие и затем сравнивать его с уже выученным обобщающим понятием. До старшей группы, для сравнения 2-х обобщающих понятий, необходимо вначале провести занятие по одному обобщающему понятию, затем провести занятие по другому обобщающему понятию, затем занятие по сравнению этих обобщающих понятий. Данный вид занятий можно проводить для ознакомления и сравнения двух разных обобщающих понятий (животные – птицы) и для уточнения уже изученного обобщающего понятия (животные – дикие, домашние, хищные, северные и т.д.) | |
1 часть (вводная). | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление картины | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета |
2 часть (основная). | 1.Рассматривание предмета. В это время воспитатель описывает предмет, многократно называя те, качества предмета, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 1.Рассматривание картины. В это время воспитатель описывает картину, многократно называя те, слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 1. Рассматривание 2-х и более предметов и выполнение заданий (опытов) воспитателя, которые затрагивают, именно те свойства предмета, которые запланированы к изучению в программном содержании. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 1. Рассматривание предметов (кратковременное, до потери к ним интереса детей). | 1. Рассматривание предметов или картин (кратковременное, до потери к ним интереса детей). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | |
2. Вопросы к детям по только что услышанному – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 2.Вопросы к детям по только что услышанному – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 2. Вопрос к детям – почему с одними предметами задание воспитателя выполнить получается, а с другими нет. Дети сами дают в ответе название того свойства, которое запланировано к изучению в программном содержании. Если дети не могут подобрать точного слова, то его вводит воспитатель. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 2. Дети отвечают на вопрос воспитателя – чем эти предметы отличаются. Воспитатель выслушивает ответы детей, исправляет их или обобщает (то есть повторяет своими, более грамотными словами). Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 2. Рассматривание каждого из представленных предметов отдельно и вопросы по ним. Воспитатель должен задавать вопросы на выявление тех признаков, по которым в последствии эти предметы будут отнесены в одно обобщающее понятие. Всего должно быть 3-5 признаков. При этом обобщаем ответы детей (то есть переформулируем их ответы так, как потом дети будут доказывать принадлежность этих предметов к одному обобщающему понятию) Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | ||
3. Ознакомление с назначением предмета. Воспитатель называет основные действия, которые можно производить с помощью предмета и (если возможно) демонстрирует их. Рассказываем только о тех действиях, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 3. Ознакомление с назначением или смыслом изображенного на картине. Воспитатель называет основные действия, изображенные на картине, или которые можно производить с помощью изображенного предмета и (если возможно) демонстрирует их. Рассказываем только о тех действиях, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 3. Закрепление только что освоенного понятия – воспитатель выкладывает перед детьми дополнительные предметы (специально подготовленные) а дети показывают предметы, в которых это свойство есть и в которых оно отсутствует, обязательно объясняя почему они так решили (как догадались). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 3. Если дети перечислили не все отличия, воспитатель задает наводящие вопросы и дети освещают оставшиеся отличия. Как правило, воспитатель привлекает внимание детей к деталям предметов и их назначению. Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 3. Вопросы к детям – что же общего во всех этих предметах. Ответы детей должны содержать общие признаки, свидетельствующие о принадлежности этих предметов к одному обобщающему понятию. (мы это уже с детьми разобрали в начале занятия, всего 3-5 признаков). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | ||
4. Вопросы к детям о назначении предмета (по только что услышанному) – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 4. Вопросы к детям о по только что услышанному – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 4. Закрепление с детьми уже освоенных обследовательских действий – воспитатель объясняет как (в каком опыте) можно узнать есть в этом предмете заданное свойство или нет, показывает, дает детям самостоятельно провести обследовательские действия с предметами. Желательно, что бы это были новые предметы, и в большом количестве – раздаточный материал на каждого ребенка. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 4. Вопросы воспитателя – чем эти предметы похожи. Когда дети перестанут находить признаки схожести, воспитатель задает наводящие вопросы. Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 4. Подводим вывод – в этих предметах много общего, а кто знает, как их всех назвать одним словом – то есть введение обобщающего понятия. Если дети затрудняются с ответом, то обобщающее понятие вводит воспитатель и проводит с ним словарную работу (многочисленные повторы) Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | ||
5. Игровые действия с предметом. Может служить физкультминуткой. Задания подбирать согласно возрасту детей. Примеры: неожиданное исчезновение и поиск предмета, пантомима с предметом или изображение действий, которые можно совершать с этим предметом, озвучивание (если возможно) предмета, показ предмета по слову воспитателя, поиск предмета в ряду аналогичных, поиск в группе таких предметов и др. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. Для 2-ой младшей и средней группы, этого уже может быть достаточно и можно проводить традиционный итог занятия. Для старшей и подготовительной группы занятие с усложнениями продолжается. | 5. Игровые действия по услышанному материалу. Может служить физкультминуткой. Задания подбирать согласно возрасту детей. Примеры: неожиданное исчезновение и поиск картины, пантомима с изображенным предметом или по сюжету картины, озвучивание (если возможно) предмета или сюжета, поиск в группе таких предметов и др. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. Для 2-ой младшей и средней группы, этого уже может быть достаточно и можно проводить традиционный итог занятия. Для старшей и подготовительной группы занятие с усложнениями продолжается. | 5. Предлагаем детям в группе найти предметы с только что изученными свойствами (воспитатель предусмотрительно разложил предметы с изученными свойствами на видных и доступных для детей местах). Дети принося предметы, обязательно рассказывают и показывают как они обнаружили это свойство у предмета. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 5. Вопрос воспитателя – а как мы сразу узнаем и отличим эти предметы? Выслушиваем ответы детей и обобщаем их. Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 5. Повторный разбор предметов по вопросам воспитателя – что это; а каким другим (новым) словом можно его назвать; а почему ты решил что это… (ребенок перечисляет 3-5 признаков); а какие ты еще знаешь … Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | ||
6. Повторное рассматривание предмета с привлечением внимания к частям и деталям предмета, тех деталей и частей, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 6. Повторное рассматривание картины с привлечением внимания к частям и деталям, тех деталей и частей, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 6. Аналогичным образом, по тому же плану рассматривается новое свойство предмета. Рассматривание 2-х и более предметов и выполнение заданий (опытов) воспитателя, которые затрагивают, именно те свойства предмета, которые запланированы к изучению в программном содержании. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 6. Физкультминутка, желательно связанная с темой занятия Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | |||
7. Вопросы к детям по только что услышанному, – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 7. Вопросы к детям по только что услышанному, – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 7. Вопрос к детям – почему с одними предметами задание воспитателя выполнить получается, а с другими нет. Дети сами дают в ответе название того свойства, которое запланировано к изучению в программном содержании. Если дети не могут подобрать точного слова, то его вводит воспитатель. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 7. Игры и задания на закрепление обобщающего понятия. Наиболее удачная игра: «Назови одним словом». При проведении данной игры обязателен вопрос «Почему ты так решил?» И ребенок приводит свои «доказательства» — 3-5 признаков. Возможны и другие игры и задания. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. Для средней и начала старшей группы этого достаточно и занятие можно завершать – итог занятия традиционный. Для второй половины старшей и подготовительной группы, занятие продолжается. | |||
8. Знакомство со свойствами и качествами предмета (из чего сделано, какое на ощупь, хрупкое или нет, мнется, рвется, прозрачное и пр.) Каждое выявленное свойство дети должны попробовать и проверить (ощупывание, поглаживание, приподнимание = взвешивание, восприятие на слух, запах, вкус и пр.) Возможность обследовать предмет должен иметь каждый ребенок, поэтому необходимо запланировать наличие раздаточного материала. Каждое качество рассматривается только в паре (что бы понять что такое тяжелый, тут же пробуем что-то легкое, соленый, сладкий и так далее) Рассматриваем только те качества, которые запланированы на это занятие. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 8. Вспоминание свойств и качеств изображенного предмета или явления (из чего сделано, какое на ощупь, хрупкое или нет, мнется, рвется, прозрачное и пр.) Рассматриваем только те качества, которые запланированы на это занятие. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 8. Закрепление только что освоенного понятия – воспитатель выкладывает перед детьми дополнительные предметы (специально подготовленные) а дети показывают предметы, в которых это свойство есть и в которых оно отсутствует, обязательно объясняя почему они так решили (как догадались). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 8. Отграничение освоенного обобщающего понятия от схожего (например: овощи – фрукты, одежда, головные уборы, дикие животные – домашние животные) Удобно это проводить в игре «Четвертый лишний». При проведении игры обязателен вопрос «Почему ты так решил» И ребенок дает развернутый ответ с доказательствами (3-5 признаков). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | |||
9. Различные игры с рассматриваемым предметом или со словами, отрабатываемыми на данном занятии. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. Для старшей группы на этом занятие можно и закончить, а можно и продолжить, для подготовительной группы, занятие продолжаем. < |
«Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ»
Методические рекомендации
по оптимизации форм и методов
речевого развития детей в условиях
ДОУ
Речевое развитие традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать здесь устойчивый развивающий эффект.
В целях ее методического обеспечения разработана особая образовательная технология. Она направлена на решение в рамках одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую,
а в итоге —
развитие связной речи.
Ведущим принципом
при построении этой системы служит
взаимосвязь разных речевых задач,
которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает преемственность в решении речевых задач. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, т.к. от группы к группе происходит постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это освоение смысловой стороны слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений. Однако при этом на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро.
Таким образом, особую актуальность приобретает проблема вычленения приоритетных линий изменения содержания и структуры каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.
В разработке выделяются основные задачи педагогической работы
по развитию речи, каждой из которых соответствует определенный комплекс частных образовательных задач:
* развитие связной речи;
* развитие лексической стороны речи;
* формирование грамматического строя речи;
* развитие звуковой стороны речи;
* развитие образной речи.
Развитие связной речи.
Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи — диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация.
Поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом. Обучение детей строится различным способами: способ передачи информации или способ изложения — типам высказывания: описанию, повествованию, рассуждению.
Развитие лексической стороны речи.
Работа над словом — исходной единицей языка — занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка — необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова.
Работа над словом — это прежде всего работа по осмыслению его значения. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове.
В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого воспитания) следует стремиться к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность. Эта работа проводится в форме словесных, упражнений, выполнения творческих заданий.
Формирование грамматического строя речи.
В процессе овладения речью ребенок приобретает умение образовывать и употреблять грамматические формы. С учетом этого предусматривается специальная работа над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью особых средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
При работе над существительными дети обучаются правильному употреблению падежных форм (особенно формы родительного падежа во множественном числе), знакомятся с разнообразными способами согласования существительного с прилагательными и глаголами.
При работе над прилагательными детей знакомят с согласованием существительного с прилагательными в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр — добрее, тихий — тише).
Дети осваивают и различные способы словообразования. Так, у них формируется умение образовывать слово на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов) и др.
При работе над синтаксисом детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов — простые и сложные.
Наряду с этим у детей формируется элементарное представление о структуре предложения и о характере использования лексики в предложениях разных типов, умение осознанно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей.
Развитие звуковой стороны речи.
Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух. Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Обращая внимание ребенка на интонацию, педагог развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха.
Важнейшие источники развития выразительности детской речи — это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Методическая разработка включает содержание и формы работы по развитию образной речи ребенка средствами литературных произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения) и малых фольклорных форм.
Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
«Оптимизация форм и методов речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения»
В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенка разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
– речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
– язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;
– ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
— ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для
самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.
Речевое воспитание в нашем детском саду рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.
Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируются и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако в этом усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений.
Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но им является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности.
Описание форм, методов и приемов
активизации речевого развития детей в условиях ДОУ.
Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. В сборнике предлагается, по мнению авторов, наиболее интересные формы организации детской деятельности, где успешно решаются задачи речевого развития детей :
·
наблюдение и труд в природе;
·
организация досуга по сценариям активизирующего общения;
·
игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
·
слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
·
инсценирование, драматизация литературных произведений;
·
игры на развитие мелкой моторики рук;
·
дидактические игры и упражнения;
·
бытовые и игровые ситуации;
·
элементарное экспериментирование.
В основе речевого развития всегда лежит развитие психических процессов ребенка. Насколько ребенок научится слушать, слышать, запоминать, думать, рассуждать, настолько успешно будут формироваться речевые навыки ребенка. Естественная среда в которой находится ребенок должна быть познавательной, речевой, побуждающей его на общение, познание, рассказывание.
Основным
условием
ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи.
Метод – способ работы воспитателей и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков. В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов.
Группы методов:
- Наглядный
- Словесный
Во всех словесных методах применяются наглядные приемы обучения
(кратковременный показ предмета, игрушки; рассматривание иллюстраций) или демонстрация наглядного объекта (чтение стихов кукле, появление разгадки – предмета и т.д.)
Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). Практический метод
используется при
организации
дидактических и словесных игр с наглядным материалом; при знакомстве с литературным текстом; игре – драматизации. Обучение методу имитации происходит непроизвольно в процессе общения с воспитанником, во время любой игры. Особенно много благоприятных ситуаций для развития речи детей складывается в процессе сюжетно-ролевых игр, режиссерских игр, игр-драматизаций. В игре дошкольник копирует различные ситуации, которые он наблюдал или о которых знает по рассказам. Дети копируют и действия взрослых и речь, которой они сопровождают свои действия.
Более сложный по выполнению для воспитанника метод обучения его речи – это метод разговора,
еще его называют методом вопросов и ответов, методом беседы. Своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту, побуждает пользоваться своим речевым запасом и тем самым совершенствовать свою речь.
Детей старшего дошкольного возраста обучают речи методом пересказа,
обогащающего их речь всеми компонентами языка, тренирующего их связную речь. Метод пересказа заключается в изложении увиденного, услышанного, просмотренного, прочитанного.
Наибольшую самостоятельность в речи предоставляет детям метод сочинения
(рассказывания) где педагог поощряет самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание ими реальных случаев из жизни, на темы из прочитанной художественной литературы, описания ими картинок, реальных объектов – вещей, животных, растений.
Все приведенные примеры методов обучения осуществляются различными приемами. Прием – это элемент метода, вариант применения данного метода.
Так приемами, с помощью которых реализуются методы, могут быть:
* Словесные приемы
: речевой образец, повторение, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос (репродуктивный, поисковый, требующий умозаключения, прямой, наводящий, подсказывающий).
* Наглядные приемы:
показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре – драматизации, чтение стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков.
* Игровые приемы
Данные методы и приемы, наиболее эффективны при обучении детей рассказыванию, сочинению, пересказыванию потому, что построены они с учетом закономерности естественного процесса усвоения речи, не нарушают этого процесса, а только делают его более интенсивным, эффективным, насыщенным речевой работой.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
4
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Выполнила: Капитонова Мария Александровна Воспитатель МБДОУ №4 «Семицветик» Г.Отрадное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вид образовательной деятельности: «познавательная»
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное».
Предварительная работа
Подготовка сюжетных картинок по сказкам в электронном виде.
Обучающие:
- Вырабатывать у детей учебные навыки: отвечать на вопросы «Где это?, кто это?, что это?»
- Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на предыдущих занятиях.
- Закреплять знания о диких, домашних животных.
- Понимать смысл задания.
- Учить детей эмоционально реагировать на окружающую среду.
- Закрепить знания русских народных сказок.
- Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.
Развивающие:
- Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление, речь.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать речь, наблюдательность.
- Закрепить умение работать с ИКТ. (презентация к занятию)
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к Художественной литературе, бережное отношение к книжкам.
- Воспитывать умение сопереживать другим, выражать готовность помогать тем, кто нуждается в помощи.
- Формировать коммуникативные качества детей.
Организованная образовательная деятельность в режимных моментах:
Рассматривание иллюстрационного материала, дидактические игры познавательного содержания.
Взаимодействие с родителями: Индивидуальная работа, Анкетирование
«Книжки дома».
Индивидуальная работа: Дидактические игры, беседа по картинкам, чтение сказок перед дневным сном, показ театрализованных представлений, плоскостной театр, драматизация сказок.
Методы и приемы:
Словесные (художественное слово, объяснение, вопрос- ответ);
Игровые (подвижная игра, игровой момент);
Практические (упражнения на закрепление знаний);
Наглядный (демонстрация иллюстрационного материала при помощи ИКТ).
Ожидаемые результаты: Повторить ранее изученный материал, вызвать интерес у детей к познавательной деятельности.
Оборудование: книга, игрушка заяц, ноутбук, проектор.
Цель: Развитие речевого творчества дошкольников через ознакомление со сказками. Формирование интереса к русским народным сказкам. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь, умение работать сообща.
Задачи:
- Способствовать развитию образности, интонационной выразительности речи, овладению звуковой, лексической и грамматической культурой речи, развитию связной, диалогической речи
- Способствовать развитию умения у дошкольников самостоятельно строить речевое высказывание при пересказе знакомых художественных произведений и сочинении собственных историй;
- Развивать у детей творческое мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
- Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
- Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
- Развивать интерес к творческому пересказу, желание фантазировать, самостоятельно придумывать собственные истории;
- Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать художественный вкус.
Самоанализ открытого интегрированного занятия во 2 младшей группе на тему «В гости к сказке». Провела воспитатель группы «кКолокольчики» Капитонова Мария Александровна
Цель: Развитие речевого творчества дошкольников через ознакомление со сказками. Формирование интереса к русским народным сказкам. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь, умение работать сообща.
Задачи:
- Способствовать развитию образности, интонационной выразительности речи, овладению звуковой, лексической и грамматической культурой речи, развитию связной, диалогической речи
- Способствовать развитию умения у дошкольников самостоятельно строить речевое высказывание при пересказе знакомых художественных произведений и сочинении собственных историй;
- Развивать у детей творческое мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
- Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
- Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
- Развивать интерес к творческому пересказу, желание фантазировать, самостоятельно придумывать собственные истории;
- Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать художественный вкус.
На занятии были использованы следующие методы и приёмы: демонстрация (иллюстрации, показ образца, способа действий ИКТ), словесные (объяснение, рассказ). Они встречались на каждом этапе занятия. Использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки), смена видов деятельности дало возможность избежать перегрузки детей.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Выполнение СанПинов к проведению занятий
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 14 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа — сидя на ковре, пальчиковая игра, работа за столами с динамической моделью – сидя на стульчиках, перемещение по комнате, физкультминутка, решение проблемной ситуации. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Коммуникация» (развитие монологической и диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками) и «Социализация» (умение по примеру взрослого выражать доброжелательность, сопереживать настроению других людей), «Здоровье» (дыхательная гимнастика), «Физическая культура» (физкультминутка).
В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых воспитатель побуждал детей к самостоятельной, эвристической деятельности, применению накопленного опыта. Например, при угадывании сказок по вопросам воспитателя.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».
Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д.). Старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме. Для этого была проведена предварительная работа с детьми:
— подготовка сюжетных картинок по сказкам в электронном виде.
Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000.
2Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. — М, 2003.
3. Л.В. Белкина, «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», ТЦ «Учитель», 2006г.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 255 с.
5. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. — М.: Педагогика, 2003
6. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание — 2005. — N 1.
7. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 9.
8. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001.
9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
10. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду /Дошкольное воспитание, /2004. — N 11
11. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. — N10.
12. Кравцова Е.Е. «Разбудить в ребенке Волшебника» М.: Просвещение, 2007
13. http: / / www. Maam. ru — detskijsad / konspekt — otkrytogo -zanjatija-po-razvitiju-rechi.
Следующая > |