Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
Публикации этого раздела содержат немало полезных примеров использования мнемотаблиц и других наглядных средств обучения в повседневной работе с детьми.
Здесь всё о том, как использовать возможности мнемотехники в обучении.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Мнемотехника как средство развития речи, памяти и мышления «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.» К.Д. Ушинский Мнемотехника – это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2000 лет. Мнемотехника – это.
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста Доклад «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Воспитатель: старшей группы № 9 Зихова М.Р. г.п. Нарткала 2022 г. Доклад для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь.
Публикация «Консультация «Мнемотехника — эффективный метод развития речи у. » Статья » Мнемотехника-эффективный метод развития речи у дошкольников» Что такое мнемотехника? «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он усвоит их на лету «. Ушинский К.Д.
Итоговое открытое занятие «Составление описания внешнего вида дикого животного по мнемотаблице»
Тема: Составление описания внешнего вида дикого животного по мнемотаблице. Цель: • Продолжать учить составлять описательный рассказ о диком животном по мнемотаблице; формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием. Задачи: Развивающие: •.
НОД по речевому развитию с использованием мнемотехники в младшей группе «Составление описательного рассказа об игрушке» «Составление описательного рассказа об игрушке» Цель: Развитие связной речи у детей посредством составления описательного рассказа с использованием мнемодорожки. Задачи: связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять с помощью.
Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника« Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ» Старший воспитатель: Кучерова Т.Н. Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание.
Статья «Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о птицах по. »
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о птицах по мнемотаблице» Конева Анастасия Ириковна Этапы деятельности- Мотивационно-побудительный Воспитатель предлагает разгадать загадку: Снится ночью червяку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи.
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники «Заучивание стихотворения «Что такое День Победы?» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе На тему: «Заучивание стихотворения А. Усачева «Что такое День Победы?» с помощью мнемотехники, мнемотаблиц». Цель: формирование у детей интереса и потребности к заучиванию.
Источник
Особенности использования
При занятиях в форме игры с мнемотаблицами детям предлагается:
- рассмотреть логопедические карточки;
- запомнить описанное;
- рассказать об увиденном, ориентируясь на картинки.
Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми, у них активно осуществляются следующие процессы:
- просмотр схем и осознание увиденного;
- превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;
- составления рассказа, на основе рисунков;
- запоминание сказки, рассказа и др.
Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение мнемотаблицы на тему времен года (лета, зимы и др.) или же по сказкам (лучше всего самым любимым).
Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и малыша время). В этом могут помочь:
- совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
- регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;
- большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);
- карточки Домана;
- методические рекомендации по развитию связной речи; иные методы по усмотрению родителей и советам педагогов и логопедов.
Лупонос Зоя Николаевна, учитель – логопед МДОУ детский сад №1 «Аленушка»
В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родителей, воспитателей и логопеда является именно развитие речи. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка. При обучении связной речи я в своей работе использую приемы мнемотехники. Мнемоника,или мнемотехника,— система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Так как у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, дидактическим материалом у меня служат мнемотаблицы — схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу. Сначала я подбираю опорные элементы и фрагменты картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку), сканирую и при помощи компьютера обрабатывая отдельные фрагменты создаю картинку. И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. За период моей работы в качестве учителя-логопеда мною создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Хлеб», «Весна пришла», «Снежная баба», «В лесу», «Защитники», «Моя мама» и многие другие. Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем провожу словарную работу по произведению, беседу по смыслу прочитанного, и предоставляю возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. Таблица-рисунок висит на видном месте в кабинете логопеда. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: Жизнь диких животных зимой.
Коррекционно — образовательные цели: Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» {животное, зверь, медведь, волк, лиса, белка, еж, мех, шкура, лапа, берлога, нора; дикий, хищное,). Обучение детей заучиванию стихотворения с опорой на зрительные образы ( мнемотаблицы.). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -am-, -ят. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Общих речевых навыков, звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к чтению художественной литературы, поэзии; бережного отношения к природе. Оборудование. Компьютер, сухой бассейн (фасоль), фигурки животных, султанчики для дыхательной гимнастики, мнемотаблица для стихотворения «Медведь в лесу», пирамида игр, произведение П.И.Чайковского «Времена года. Зима» (в записи). Предварительная работа. Разучивание пальчикового массажа «Медведь». Чтение сказки М. Рапова «Ёжинька и белочка», рассказов В. Бианки «Готовятся к зиме», «Приспособился».
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.
- Развитие тонкой моторики, тактильной чувствительности. Работа в сухом бассейне (фасоль или горох) Поиск плоскостных фигурок.
- Составление описательного рассказа. Описание по схеме внешнего вида и особенностей диких животных (найденных в сухом бассейне).
Спросить 3-х 4-х детей.
- Выразительное чтение стихотворения Л. Квитко «Медведь в лесу»
- Словарная работа. Работа над фразами и словами: «Стужа на носу», «Лес почти совсем раздет», «Ветер веет, сеет», «Вечер упал».
- Беседа по содержанию.
- Повторное чтение стихотворения с установкой на заучивание.
- Самостоятельное чтение стихотворения детьми (1-2 ребенка).
- Физминутка. Дыхательная гимнастика.
- Чтение стихотворения остальными детьми. (Анализ и оценка рассказывания стихотворения – после каждого прочтения ребенком).
- Игра – лабиринт: «Помоги медведю добраться до берлоги», «Какие животные спрятались?»
- Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент. Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их в кабинет, где при входе на полу стоит ёмкость с горохом или фасолью. В ней спрятаны плоскостные изображения диких животных. Логопед. Подойдите к сухому бассейну и опустите в него руки и найдите по одному предмету. Дети выполняют задание. Логопед. Что вы нашли? Дети. Мы нашли фигурки белки, медведя, лисы, волка. Логопед. Кто это такие? Дети. Это дикие животные. Логопед. Почему их так называют? Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу. Логопед. На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой, а еще я расскажу вам историю, которая произошла с одним из животных. 2. Основная часть Логопед. Ребята, сейчас вы составите рассказ — описания о тех животных, фигурки которых достали из бассейна. Сначала вы скажете, как называется ваше животное и далее по схеме описания животного (Приложение 3). 1 -й ребенок. Белка живет в дупле дерева. У нее длинный пушистый хвост, а уши кисточкой. К зиме белка запасает орехи, шишки, грибы. Белка не кричит, а цокает «ц-ц-ц». Детеныш у нее — бельчонок. 2 -й ребенок: Волк — хищное животное, живёт в логове, которое устраивает. Внешне похож на собаку, шерсть у него серая; он быстро бегает. Волки охотятся на оленя, крупных животных только стаями, а поодиночке — на мелких зверей. Детёныш волчицы — волчонок, малыши-волчата похожи на щенят. 3-й ребенок: Лиса — хищное животное, ростом больше кошки, но меньше собаки, живёт в норе; на лапках когти, длинный пушистый хвост — краса и гордость лисы. Тело её покрыто пушистым, коричневым или рыжим мехом. У неё очень хорошее чутьё: по следам она находит мелких зверей — мышку, ежа, зайца. 4-й ребенок: Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детеныши — медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет муравейники. Логопед хвалит каждого ребенка за составленный рассказ.
3. Чтение стихотворения Л. Квитко: «Медведь в лесу» Логопед: Ребята, сейчас, я расскажу вам историю, которая произошла с медведем в самом начале зимы, когда он готовился к зимней спячки. Это стихотворение, а написал его поэт Л. Квитко. (Дети садятся на стульчики, и логопед демонстрирует презентацию на стихотворение Л.Квитко «Медведь в лесу». Показ слайдов сопровождается выразительным, эмоциональным чтением стихотворения наизусть).
Л. Квитко «Медведь в лесу»
Ходит по лесу медведь, Бродит по лесу медведь -Стужа, стужа на носу — Очень холодно в лесу! Лес почти совсем раздет: Ни гнезда, ни птицы нет. Только ветер стонет, стонет, По тропинкам листья гонит То туда, то сюда. Стал на цыпочки медведь, Лапы вытянул медведь: — Ветер, ветер, не свисти! Тучей снежной налети! Все деревья запуши, Все кусты запороши! Ветер веет, веет, веет. Теплым снегом сеет, сеет, Пух да пух — Бело вокруг. Сразу тихо-тихо стало. Снег лежит, как одеяло. Вечер на землю упал… А куда ж медведь пропал? Кончились тревоги — Спит в своей берлоге
4. Беседа по содержанию. Словарная работа
Логопед. Дети. Вам понравилась история про медведя?
Дети. Да.
Логопед. Скажите, ребята как вы понимаете «Стужа на носу»?
Дети. – Моя мама говорит: отчет на носу.
Логопед. Правильно ребята, это значит, скоро будет стужа, холод. А что, значит «Лес почти совсем «раздет»?
Дети. – Листья – это одежда деревьев, а ветер дует листочки срывает и как бы «раздевает» деревья.
Логопед. Правильно. Дети, скажите, с кем разговаривал медведь?
Дети. – С ветром.
Логопед. Что просил медведь у ветра?
Дети. – Что бы он ни свистел, а снегом все запушил.
Логопед. А как он просил?
Дети. Стал на цыпочки медведь, лапы вытянул медведь…
Логопед. Давайте вместе с медведем попросим ветер: (Хоровое повторение просьбы медведя)
Дети. — Ветер, ветер, не свисти! Тучей снежной налети! Все деревья запуши, Все кусты запороши!
Логопед. Ребята, как вы думаете, ветер выполнил просьбу медведя?
Дети. Выполнил, он стал потихоньку веять и снегом сеять, и насыпал снега как «покрывало».
Логопед. Да ветер молодец выполнил просьбу медведя. Скажите дети, что значит, снег лежит как «одеяло»?
Дети. Под снегом тепло – и муравьи не замерзают и мышки и корешки.
Логопед: Молодец! Саша ты правильно понимаешь. А кто скажет как вечер на землю упал?
Дети. Зимой день короткий, солнце садиться и быстро темнеет. Вот и говорят, что упал вечер — быстро стемнело.
Логопед. Правильно! Ребята послушайте еще раз это Стихотворение
5. Повторное рассказывание стихотворения с установкой заучивание стихотворения. ( Выставить мнемотаблицу) Логопед читает стихотворения эмоционально, выразительно соотнося каждую часть с картинкой мнемотаблицы показывая указкой последовательность.
6. Физминутка. Дети имитируют:
- походку медведя,
- стояние во время просьбы:
— стал на цыпочки медведь, — лапы вытянул медведь.
- Спит в берлоге.
7. Дыхательная гимнастика. Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима» дети выполняют упражнения гимнастики:
- Ветер: — свистит,
- Буря
- Веет
— стонет
8. Повторное рассказывание стихотворения с установкой заучивание стихотворения. Логопед. Дети, я прочитаю стихотворение еще раз. Вы постарайтесь запомнить интонацию, высоту голоса с которой я произношу слова стихотворения на каждой картинке. (Читается стихотворение логопедом с опорой на картинки мнемотаблицы).
9. Чтение стихотворения детьми. Дети рассказывают стихотворение с опорой на картинки мнемотаблицы, логопед помогает детям, с разным уровнем речевого развития используя приемы: подсказки первых слов строки, трудных слов, прием сопряженной речи и другое. 10. Анализ детского прочтения стихотворения. После каждого прочтения стихотворения детьми следует анализ рассказывания с привлечением детей с хорошей памятью.
11. Игра. Ребята, медведь оставил свои припасы нам с вами, но чтобы добраться до них нужно выполнить задания: первое найти всех животных, которые спрятались на картинке (детям предлагаются картинки-загадки «Какие животные здесь спрятались?») Приложение 4 . Второе задание: Игра – лабиринт «Помоги медведю добраться до берлоги». Приложение 3.
12.Итог занятия. Логопед: Ребята, что нового мы узнали на занятии? Дети: — Историю о медведе, которая приключилась с ним в начале зимы. — мы помогали медведю дойти до берлоги и дорисовывали правильно буквы, которые мы знаем. — находили на картинке спрятавшихся животных и описывали их по схеме. — учили новое стихотворение. Логопед: Молодцы, ребята, много мы сегодня успели сделать и узнать на нашем занятии. А самое главное мы с вами выучили стихотворение Л. Квитко «Медведь в лесу», трудно было запоминать его? Дети: Нет. С таблицами мы учим стихи быстро.
Приложение 1
Приложение 2 Схема описания животных.
- Как оно называется? 2. Это дикое или домашнее животное? 3. Где оно живет? Как называется его жилище? 4. Какого оно размера? 5. Какого оно цвета? 6. Чем покрыто его тело? 7. Какие части тела у него есть (их особенности)? 8. Как называются детеныши животного? 9. Какие звуки издает животное? 10. Чем оно питается?
Приложение 3 Игра — лабиринт
Приложение 4 Картинка — загадка Какие животные здесь спрятались?