Детские «каляки-маляки» — не что иное как действенный способ развить мелкую моторику и художественный вкус ребенка. При рисовании фантазия ребенка хватается за образы и трансформирует их в черточки/точки/кляксы. В общем, нельзя недооценивать всю пользу от этого нехитрого, но очень увлекательного занятия.
Начинать рисовать с ребенком можно с 8-9 месяцев: сначала пальчиковыми красками, потом добавляя другие инструменты. К 2-3 годам ребенок уже ясно представляет, что это за процесс, понимает значение цвета, формы.
Если ваш ребенок сидит дома или ходит в ясли, то преподавателем художественного мастерства придется выступать вам (как правило, в яслях с малышами рисуют «абы как» — слишком «хлопотное» занятие).
Что понадобится для рисования?
Чем можно рисовать малышу?
Не бойтесь экспериментировать с разными инструментами. Все, что оставляет след, может быть использовано для ваших занятий.
Стандартные средства:
- Пальчиковые краски. Цена — от 250 рублей. В сети можно найти много рецептов, как сделать подобные краски самостоятельно.
- Восковые карандаши и мелки.
- Обыкновенные мелки. Рисуйте на асфальте, грифельной доске, камешках и т.д..
- Грифельные карандаши.
- Краски: акварель, гуашь.
- Маркеры и фломастеры.
Некоторые мамы говорят, что карандаши и тонкие фломастеры в 2 года ребенку давать рано, так как из-за «неслабого детского нажима» грифель будет ломаться, а стержни вдавливаться. Но аргумент «за» — это предоставление выбора, разнообразия, ассортимента. Не жалейте фломастеров и карандашей (и не покупайте самые дешевые, которые реально плохо рисуют).
В магазинах типа «Fix Price» иногда можно купить какие-нибудь необычные средства для рисования. Пусть это будет занятие «на раз», но разнообразие (повторюсь) очень важно. Например, комплект для рисования блеском по бархатной бумаге. Или фломастеры, в которые надо дуть.
Масляные мелки (пастель)
Не надо путать этот материал с восковыми мелками, которые были в нашем детстве. Основой восковых мелков служил воск, писали они не ярко и требовали усилий. Масляная же пастель отличается мягкостью и яркими цветами и может стать первым материалом для рисования ребенку в 2-3 года. Нарисовать такими мелками можно абсолютно все: маму, папу, машинки, облака, пейзаж.
Минусом масляных мелков является их ломкость: их нельзя ронять, бросать, сильно нажимать, становиться на них ногами и садиться.
Что касается цветовых палитр, то, конечно же, лучше брать сразу набор, но предназначенный именно для детей, а не для профессиональных художников. На первое время хватит и 6-12 основных цветов. Чаще всего каждый мелок упакован в бумажную или полиэтиленовую обертку, чтобы не пачкались руки. А некоторые мелки имеют форму карандаша, которыми еще удобней рисовать.
Для первых творческих занятий нет необходимости покупать особенную бумагу, подойдет обычная для принтера.
На чем рисовать?
Чаще всего детям предлагают листы формата А4. Это достаточно бюджетный вариант, с учетом того, что малыш может провести кисточкой одну линию через весь лист и потребовать чистый, для нового «сюжета». Но будет замечательно, если урок рисования пройдет на большом листе ватмана, разложенном на полу. «Масштабное рисование» очень полезно для ребенка. Он еще только осваивает окружающий мир и «способы воздействия» на него. Вполне возможно, что он захочет разрисовать себя. Или походить разукрашенными ножками по полу, испытывая при этом необыкновенный восторг.
Вместо дорогих листов ватмана можно использовать рулон дешевых бумажных обоев белого цвета.
Кроме бумаги вам придется запастись: стаканчиками-непроливайками (иногда можно выставлять посуду с водой покрупнее), палитрой для смешивания красок. Очень хорошо, если в доме появится двусторонняя доска (с одной стороны можно рисовать мелом, с другой маркерами).
Карандаши
Еще один материал, который нравится не всем. По сравнению с теми же масляными мелками, карандаши более твердые и требуют усилия, чтобы получить насыщенный яркий цвет. Но, конечно, же, чтобы определиться, каким именно материалом вашему ребенку удобней всего рисовать, первые карандаши все же стоит купить.
Выбирайте мягкие трехгранные с небольшим количеством цветов в наборе (вполне хватит 12 цветов, чтобы определиться, нравится или нет). Некоторые производители выпускают специальные наборы для самых маленьких: они трехгранные, увеличенного диаметра и с крупным стержнем.
Что и как рисовать с ребенком в 2-3 года?
Двухлетний малыш способен повторять простые визуальные формы: линии, точки, круги, треугольники, многоугольники. Если вы изучаете алфавит, то и буквы (этой теме будет посвящен отдельный материал).
В этом возрасте дети уже понимают, что можно изобразить на бумаге окружающий мир. Часто просят взрослых нарисовать что-то конкретное, начинают предпринимать попытки это сделать самостоятельно.
От автора: дочка еще не умела говорить, но провела волнистую прямую и сказала «ш-ш-ш», что обозначает «змея».
— Ребенок может закрашивать нарисованные взрослым формы. Закрашивание (штрихование) — хороший способ быстрее овладеть инструментом и развить зрительно-моторную координацию рук. И пусть сначала штриховка «вылазит» за границы, со временем у малыша будет получаться все лучше и лучше.
Чтобы заинтересовать ребенка, можно придумывать игры и сюжеты. Нарисуйте мышку и кошку. «Ой, кошка сейчас поймает мышку! Давай поможем ей спрятаться!»
— Проведение линий. Играть в дорожки-проводилки тоже очень интересно. Нарисуйте у одного края листа животных, у другого — еду, которую они едят. Например: мышь, белка, заяц и сыр, орех, морковка. Предложите нарисовать дорожки, по которым каждый зверек сможет дойти до своего обеда.
— Рисование точек. Дождик, зернышки для курочки, песок на пляже, семечки в спелом арбузе — эти и другие сюжеты можно обыграть, чтобы научить ребенка ставить точки. Параллельно обращайте внимание на нажим, рассказывайте малышу, какой будет результат, если нажимать на карандаш сильнее/слабее.
— Штампирование. В магазинах FixPrice или в канцелярских отделах можно купить простые штампики с фигурками животных, листиками, каплями. Научите малыша ими пользоваться, а потом «нарисуйте» свою историю. Кроме отпечатков история может «содержать» в себе персонажи-наклейки.
Можно сделать штампы самостоятельно. Вырежьте из фасовочной подложки ПВХ фигурку (на таких подложках продают в магазинах зелень, расфасованные кондитерские изделия). Наклейте на кусочек пенопласта, используя горячий клей-пистолет. Пенопласт должен быть такой формы и размера, чтобы ребенку удобно было его держать. Пропитайте губку окрашенной водой или чернилами, чтобы окрашивать штамп.
— Использование стирательной резинки. Покажите, как пользоваться ластиком. «Вот дорожка (рисуете простым карандашом). Пришла зима, подул сильный ветер, он замел дорожку снегом и ее не стало видно». Можно придумать и другие истории.
Еще одно замечательное упражнение на стирание: рисуете мелом на грифельной доске, даете сыну/дочке кисточку и стаканчик с водой. Задача — стереть нарисованные линии мокрой кисточкой. Если подобное кажется пока сложноватым, то уж стирание обычной тряпкой подойдет обязательно!
— Рисование по трафарету, обведение фигур. Сам ребенок сможет рисовать по трафарету уже ближе к 3 годам и старше. Но в 2 начать знакомить его с этим способом изображения предметов — ничуть не рано! Начните обводить ручки, ножки… может, малыш полностью ляжет на ватман и вы его обведете — это так увлекательно! Показывайте, как обводить трафареты снаружи и внутри (сами вырежьте фигуры из плотного картона, края можно обклеить скотчем, чтобы прослужили дольше).
Альтернативный способ работы с трафаретом — использование валика. Обмакните валик (небольшого размера) в краску и проведите по поверхности бумаги внутри трафарета. Пусть малыш повторит. Не беда, что сильно будет выезжать за границы, рисунок все равно получится хороший.
Самое главное — не ограничивайтесь приведенными уроками! Применяйте фантазию, играйте с малышом, помогайте развиваться его чувству прекрасного и переносить задуманное на бумагу. Вот еще несколько способов порисовать.
Рабочее место
Прежде, чем приступать к урокам рисования, оборудуйте удобное рабочее место для малыша. Рисование на стопке книг у мамы на руках либо отобьет у ребенка желание рисовать вовсе, либо сподвигнет выбрать себе местечко поудобнее, например, на стене или на ковре.
Для самых маленьких выбирайте детские столики с регулируемой высотой, и также же регулируемые стульчики. Не стоит сразу же покупать ребенку мольберт — рисовать на нем любят не все. Зато многие норовят «украсить» обои свои рисунком, поэтому место для рисования можно обустроить и на стене. Например, повесить большой лист ватмана или специальную доску для мелков.
В любом случае, материал для рисования должен выбирать именно ваш ребенок, а не вы, иначе, если что-то будет малышу не нравиться, можно отбить всю охоту к дальнейшему творчеству.
Примеры нестандартного рисования
Способы можно адаптировать для детей младшего и старшего возраста.
Рисование на песке/манке пальцем/палочкой.
Способ нравится всем малышам. Он развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность. Если есть возможность, соорудите что-то вроде лайт-куба — коробку с прозрачной крышкой, внутри которой горит лампочка. Рисовать на тонком слое песка на такой коробке очень занимательно.
Раскрашивание поделок из соленого теста.
После занятий лепкой у вас могут появиться различные фигурки, которые ребенок с удовольствием раскрасит. Если он еще плохо понимает, что, смешивая все цвета подряд, получим только «грязь», выдавайте ему по одной баночке с краской. Потом, когда его рисунок на фигурке подсохнет, достанете следующий цвет.
Рисование мелками на камнях.
Если вы летом поехали на море, на каменистый пляж, обязательно возьмите с собой коробочку с мелками. Пока вы будете загорать, у малыша найдется занятие — разукрашивать камешки-леденчики.
Рисование цветным льдом.
Занятие особенно актуально для летних жарких дней. Заморозьте кубики льда, добавив в воду разноцветные краски (подойдет обычная акварель). Посадите чадо на лист ватмана и дайте ему контейнер с цветным льдом. Справившись с задачей извлечения холодных кубиков, он будет возить их по бумаге, пока те не растают.
Использование подручных материалов.
Рисуйте всем, что попадется под руку! (Ну, или почти всем…) Изучайте результат, комментируйте, обсуждайте с ребенком. Можно обмакнуть в краску стеклянные шарики и покатать их внутри коробки: пусть ребенок сам наклоняет коробку в стороны и следит за разноцветной трассировкой. Можно использовать вилку для рисования гривы льва, лап ели или иголок ежика. И так далее!
Если ваш сынок увлечен машинками, обмакните колеса в краску и пускай «возит» свой транспорт по листу ватмана. А вы помогите ему нарисовать дорогу, деревья вдоль дороги, светофор и пешеходный переход.
Рисование как часть игры.
Комбинируйте рисование с другими занятиями: аппликацией, поделками из бумаги, из природных материалов. Может быть, у вас есть дома краски для ткани? Купите белую футболку и позвольте ребенку самому нанести на нее рисунок! Можете отпечатать на футболке его ладошки — будет не только занятие рисования, но и останется память на долгие годы.
Краски
Для малышей актуальны два вида красок: акварельные или гуашь. Кто-то привыкает к одному виду, а кому-то нравятся другие. В любом случае, нужно пробовать, чтобы понять.
Что касается акварели, то немногие рекомендуют ее в качестве первых красок, хотя современные производители выпускают наборы, предназначенные именно для самых маленьких (так называемая медовая акварель). Это безопасные водорастворимые краски, которые подойдут в качестве первых. В их основе нет токсичных веществ, учитывая, что ребенок может случайно облизать кисточку. Хорошо подходят для раскрасок и экономичны.
Гуашь следует выбирать с того возраста, когда ребенок перестает всё тянуть в рот (гуашь не относится к тем краскам, которые можно пробовать на вкус). Рисовать гуашью приятно, если правильно выбрать марку (к слову, мы всегда покупали гуашь фирм Гамма или Луч и не жалели, но и в той, и другой серии, по отзывам, встречаются дешевые наборы с грязными оттенками). Некачественные краски будут плохо ложиться на бумагу и некрасиво смешиваться, иногда выпадая в осадок и комки, что точно отобьет всю охоту рисовать именно гуашью. Так что отнеситесь к выбору ответственно.
Другие виды красок (акриловые, темперные, масляные) относят к более профессиональным и не рекомендуют детям на первых порах.
Самое важное правило рисования с малышом!
Имейте достаточно терпения и не раздражайтесь во время занятий рисованием со своим двухлетним крохой! Пусть даже он, изъявив желание порисовать, заставил вас открутить 8 крышечек от гуаши, а потом через минуту переключился на другое занятие. Просто закройте баночки и уберите до следующего раза, но ни в коем случает не упрекайте ребенка и не заставляйте его рисовать через силу. Поверьте, только в этом случае от занятий будет реальная польза!
Добавляйте свои способы рисования в комментариях. Давайте поможем нашим детишкам вырасти умными и с развитым художественным вкусом!
Если вам интересно узнать другие способы развития мелкой моторики, то здесь можете почитать про игры с крупой.
Хочу показать наши рисунки в яслях. Их немного (так как адаптация к садику проходила с «частыми соплями»), но видно, что предлагают малышам в детском саду. Кому интересно, посмотрите примеры рисования в яслях.
Фломастеры
Один из любимых материалов для любого ребенка: оставляют яркий след и не требуют особого нажима. Да и в нашем детстве были одни из любимых материалов для рисования благодаря своей цветовой палитре.
Минусом обычных фломастеров является их стойкость на различных поверхностях (например, на стенах), поэтому для детей до 3 лет лучше выбирать смываемые фломастеры. Но стоимость таких будет гораздо выше обычных.
Цветовую палитру выбирайте по желанию: кто-то из родителей предпочитает остановиться на более дорогих, но с меньшим количеством цветов, а кто-то предпочитает разнообразие красок. Но чтобы и те, и другие фломастеры не засыхали, нужно учить ребенка, чтобы он всегда закрывал колпачки.
Фломастеры для самых маленьких обычно имеют в сечении треугольную форму (для более удобного захвата) и скругленный кончик стержня.
Что касается бумаги, то также подойдет обычная для принтера, но свежие фломастеры могут протекать на другую сторону, поэтому под бумагу нужно что-то подкладывать, чтобы не поверхность стола не окрасилась.
Для более старших детей можно пробовать покупать художественные маркеры (современный материал, в основе которых спирт и пигмент), которые считаются более профессиональным материалом.
Почему мой ребенок рисует все черным цветом?
Многие малыши рисуют черным, коричневым или простым карандашом, любят рисовать ручкой. Это не страшно. Просто такой рисунок получается более четким, ярким. В раннем возрасте цвет не имеет такого важного значения, как для детей более старшего возраста.
Главное для них, чтобы рисунок выделялся на общем фоне. Черный хорошо видно на белом.
Дети все разные. Как узнать об особенностях моего ребенка?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана различает людей по векторам. Всего их восемь. У каждого человека, в том числе ребенка, присутствует от 1 до 8 векторов, сегодня чаще всего встречаются люди с 3-6 векторами. Вектора определяют особенности и различия детей.
Деятели и «Шустрики»
Дети с кожным вектором активные, подвижные, неусидчивые. Делают все быстро, но не совсем аккуратно. Непоседы. Если лепят, то залепят все вокруг. Если рисуют, то рисуют действие. Часто рисуют простым или черным карандашом. Предпочитают экспрессивные, «быстрые» рисунки. Идеально не прорисовывают и не закрашивают предметы. Могут не закончить работу и легко переключиться на новую тему.
Этим малышам легче лепить, делать поделки, такая художественная деятельность больше подходит под их активность. Однако им все же нужно научиться дисциплине и контролю над своими действиями. В рисовании процесс легче контролировать с такими материалами, как карандаши, мелки, фломастеры.