Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС
Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.
В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:
- п. 1. 6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
- п. 1. 4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
- п. 2. 10. 2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
- п. 3. 2. 1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
- п. 3. 2. 3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
- п. 3. 2. 5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.
Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.
Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения индивидуальных особенностей
Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.
Видео: индивидуализация дошкольного образования
Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:
- актуальный уровень развития способностей ребёнка;
- степень его готовности к образовательной деятельности;
- индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.
Примеры
ИОМ позволяет раскрыть потенциал каждого ребёнка и научить его сотрудничать с коллективом
Индивидуальные маршруты, как уже отмечалось, не имеют установленной схемы оформления, могут быть в виде таблицы или в виде текста — всё зависит от той трудности, на решение которой разработка направлена. Рассмотрим два варианта составления.
Пример №1
Трудности: невнимательна и рассеяна, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.
Испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.
Месяц Неделя Режимные моменты Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Январь 3 неделя Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» Игра «Танграмм» 4 неделя Прогулка «Нарисуй на снегу геометрический замок» Расскажи друзьям о своём рисунке Февраль 1 неделя Дидактическая игра «Что изменилось?» Памятка «Игры на развитие логического мышления» 2 неделя Дежурство в уголке природы Полив растений ориентируясь на описание цветка. Мультимедийная игра «Ассоциации» 3 неделя Работа с перфокартами «Состав числа» Научи товарища Работать с карточкой. Игра в гости к нам. 4 неделя Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» Проверь работу товарища. Результаты действия маршрута: Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.
Пример №2
Возраст ребёнка: 4 лет 2 месяца
Пол: мужской
Проблема: слабые вычислительные навыки
Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка
Задача: развивать внимание, память, логическое мышление.
Периодичность занятий:2 раза в неделю
Длительность: 20 минут
Упражнения на занятиях:
- «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку
2.»Что изменилось? Какой цифры не стало?» Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда Провести игру «Назови соседа»
3.«Весёлый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путём прибавления цифры 1.
- Поставь машины в гараж Решение примеров путём присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру
- «Почтальон» Разнести письма — примеры по домам (решение примеров путём прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
- «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.
- Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д
- Поможем ёжику собрать грибы. Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка. Решение примеров в домашних условиях.
Структура индивидуального занятия:
- Организационный момент: минутка радости.
- Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.
- Основная работа: помоги, угадай, подскажи
— работа у магнитной доски;
— упражнения с раздаточным материалом;
— работа в тетради.
- Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.
Оценка деятельности:
В результате планомерной и систематической работы с ребёнком, имеющим слабые вычислительные навыки, к концу годичного цикла занятий:закрепятся вычислительные навыки; повысится познавательный интерес к математике; активизируется мыслительная деятельность ребёнка, он свободно будет выполнять вычислительные упражнения в пределах первого десятка. Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.
Наталья Сертакова
https://www.maam.ru/detskijsad/individualnyi-obrazovatelnyi-marshrut-na-vospitanika.html
Индивидуальный маршрут образования — это эффективный способ найти подход к каждому ребёнку, заинтересовать его процессом обучения или решить задачи социализации, трудностей коммуникации. С помощью ИОМ можно также выстроить работу с одарёнными детьми. В последующем образовании малыш будет более организованным, но, главное, он получит возможность выбора той деятельности, в которой он чувствует себя максимально компетентным.
Задачи ИОМ, процедура рассмотрения и утверждения
Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:
- для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
- для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
- для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.
Целью индивидуального образовательного маршрута является решение проблемы доступности детских дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями
Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:
- оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
- сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;
- разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
- сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
- приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);
- развить речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
- сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;
- сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.
Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития:
- ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации;
- психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки;
- упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти;
- использование методик арт-терапии (лечение искусством, сказкой, изготовлением кукол).
Индивидуальное отношение и комплексный подход к проблеме развития — это залог успеха даже в самой тяжелой ситуации!
Разработка и принятие ИОМ
Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).
Образец для заключения и рекомендаций ПМПК
Ф.И.О. ребёнка |
Дата рождения |
Сведения о семье: Мать (ФИО, образование, место работы) |
Отец (ФИО, образование, место работы) |
Воспитатели (ФИО): |
Специалисты: Учитель-логопед: Учитель-дефектолог: Педагог-психолог: Музыкальный руководитель: Старшая медицинская сестра: |
Группа здоровья |
Режим пребывания ребёнка в ДОУ |
Заключение ПМПК |
Рекомендации ПМПК |
Долговременные цели |
Цели на текущий период (учебный год) |
Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.
Основные этапы, структура и содержание ИОМ
Коллектив воспитателей в сотрудничестве с узкими специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется календарный план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей.
Опорные принципы проектирования индивидуального плана:
- Развитие способностей ребёнка к обучению.
- Непрерывность и согласованность. Команда специалистов сопровождает малыша на протяжении всего проекта индивидуального маршрута до момента разрешения проблемы.
- Отказ от усреднённых шаблонов оценки, разработка индивидуальной оценочной шкалы для каждого ребёнка по результатам диагностики уровня его возможностей. В обычной жизни это означает, что педагог старается не применять практику прямолинейного «вынесения приговора» или «навешивания ярлыков», сопоставляя достижения малыша с общепринятой «нормой». Само понятие «норма» не воспринимается как соответствие обязательному для всех детей среднему или стандартному уровню, а интерпретируется как лучший уровень, который может показать конкретный ребёнок в конкретной ситуации. Результат, который для одного ребёнка будет расцениваться как успех, для другого, исходя из его личного уровня способностей, будет считаться поражением. Такой гуманный подход позволит «сохранить лицо» и чувство собственного достоинства, развить веру в свои силы.
- Благоприятное влияние детской субкультуры, обогащение внутреннего мира ребёнка неформальными традициями детской среды, формирующими и укрепляющими собственный опыт полноценного детства. Важно создать атмосферу положительных эмоций, которые помогут преодолеть напряжение, беспокойство и настороженность.
Развивающие игры используются в индивидуальной работе учителем–дефектологом, воспитателями с целью коррекции эмоционально-волевых нарушений, развития логики, восприятия, действий замещения, моторики и восприятия цветов, представлений об окружающем мире
Этапы образовательной деятельности согласно индивидуальному плану
- Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.
- Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков. Специалисты проводят тестирования, в ходе которых определяются проблемные зоны и «зоны успеха».
- Построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.
- Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.
- Аналитический этап — подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми. Таким образом включается механизм обратной связи с окружающими, решается задача социализации воспитанников. Достигнутые результаты, будь то репродуктивные знания или творческие проекты, сопоставляются с запланированными задачами, указанными в индивидуальном графике или общеобразовательных учебных программах.
Для развития гармоничных отношений с окружающими людьми, решения задач по социализации будут полезны такие методы:
- дидактические и ролевые игры, которые познакомят малыша с традициями других народов и будут способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности и культуры;
- чтение сказок народов мира, знакомство с фольклором (песни, танцы, игры, праздники) народов России;
- коллективные подвижные игры на свежем воздухе, праздники и концерты, выставки поделок;
- обсуждение в доверительной беседе ситуаций, которые происходят в реальной жизни и вызывают у малышей трудности в понимании или содержат морально-нравственный контекст;
- произвольное создание ситуаций, которые поставят перед малышом вопрос выбора и необходимости совершения поступка;
- проведение фотовыставок, в которых найдётся место фотографии каждого малыша.
Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания
Прогнозируемый результат:
- достижение социальной комфортности и осведомлённости;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- понижение уровня эмоциональной нестабильности, агрессивности, усиление самоконтроля;
- развитие самосознания, ощущения значимости и ценности собственной личности;
- формирование самооценки, приближенной к адекватной.
Критерии, которые позволяют оценить степень успешности дошкольника в социально-личностном росте:
- формируется способность к самооценке, «маленький человек» пытается честно говорить о себе, признавать свои недостатки;
- выработаны представления о морально-этических ценностях, малыш разделяет и понимает, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- окрепла осознанная потребность придерживаться нравственных норм поведения, у ребёнка проявлено желание «быть хорошим» и видеть положительную реакцию окружающих людей на своё поведение;
- ребёнок способен легко и непринуждённо общаться с другими детьми или взрослыми;
- пробуждается чувство эмпатии, сострадания, возникает искреннее желание помочь старшим, сверстникам или малышам;
- воспитанник выстраивает отношения с окружающими детьми на основе взаимопонимания и уважения, достойно разрешает конфликтные ситуации;
- сформированы представления о безопасном поведении в быту, на улице, в игре.
Содержательный компонент ИОМ
- Вводная часть, в которой фиксируется информация общего характера о ребёнке и его семье, причины разработки индивидуального плана, цели и задачи образовательной работы, график и форма проведения занятий.
- Регистрация данных диагностического исследования дошкольника, материалов планового мониторинга, которые позволяют провести глубокий анализ симптомов и причин нарушения развития, дать объективную оценку уровню развития малыша и спланировать коррекционные занятия для преодоления трудностей.
- График лечебно-оздоровительных мероприятий, который включает распределение физической нагрузки, проведение процедур закаливания организма.
- План индивидуальных занятий, включающий обязательную интеграцию с общей для всех детей образовательной деятельностью.
- Отчёт о реализации индивидуальной дорожной карты с указанием темы, содержательного наполнения, результата проведённого занятия и выводами о необходимой доработке.
- Заполняется лист наблюдения, который отображает динамику образовательного процесса и помогает внести своевременные изменения в зависимости от результатов промежуточного контроля, а также определиться с выбором оптимальных форм педагогической работы для повышения эффективности образовательных действий малыша.
- Оценка достижений ученика в реализации индивидуального маршрута. Рекомендуется проводить контрольные испытания по окончании каждого тематического блока, т. е. с регулярностью в три месяца.
- Рекомендации и консультативная помощь родителям.
Общеразвивающие элементы гимнастики, а также различные подвижные игры очень нравятся детям и способствуют умственному, психомоторному и эмоциональному развитию дошкольников
Разделы образовательного маршрута
Имеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника, которые будут рассмотрены далее.
Общая информация о ребёнке и семье
Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО), постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину. Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале.
Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник.
Охарактеризовать тип семьи:
- благополучная — стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания;
- неблагополучная — обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия.
Кто из взрослых воспитывает ребёнка.
Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи:
- авторитарный — жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка;
- контроль и опека — ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»;
- попустительство — потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых;
- уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.
Внешний вид. Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности.
«Куклотерапия» – это коррекция детских проблем средствами кукольного театра: дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка
Соматическое здоровье
Группа здоровья, наличие хронических заболеваний, характеристики аппетита, выработана ли привычка дневного сна, страдает ли малыш энурезом.
Моторика:
- общая моторика соответствует возрастной норме или отмечаются нарушения координации движения;
- указывается диапазон возможностей мелкой моторики с характеристиками координации, темпа и объёма двигательных функции кисти руки, левша или правша.
Познавательные умения и навыки
Внимание — способности концентрировать и удерживать внимание, качественные характеристики (произвольное, непроизвольное).
Память — скорость запоминания, объём материала, который ребёнок в состоянии воспроизвести наизусть или пересказать самостоятельно по памяти, какой вид памяти (слуховая или зрительная) является доминирующим.
Мышление:
- степень понимания пространственных ориентиров (сверху, снизу, слева, справа и т. д.);
- способность подобрать обобщающее слово к нескольким однородным объектам (мебель, овощи, фрукты, животные и т. д.);
- умение выделять главное;
- навыки выявления простейших причинно-следственных связей (лето — жарко, снег — зима и т. д.);
- ориентация во временных параметрах (день, ночь, год, месяц и т. д.).
Объём знаний:
- первичные знания о себе и окружающем мире: знает своё имя, возраст, членов своей семьи, адрес проживания, называет признаки времён года, владеет общими знаниями о животном и растительном мире согласно программным требованиям;
- развитие навыков конструирования, рисования, лепки;
- уровень владения элементарными математическими понятиями — навыки порядкового счёта, решение простейших примеров;
- навыки определения и различения формы, цвета.
Проблемный ребёнок особенно нуждается в положительных эмоциях, поддержке взрослого и понимании, и в этом неоценимую помощь оказывают именно игры с водой
Поведение во время учебной деятельности
Развитие самоконтроля, дисциплины, организованности, целеустремлённости и осознанности действий на занятиях.
Развитие речи
Звуковые характеристики, качество произношения, словарный запас, грамматическая организация и структурированность речи.
Характеристика деятельности ребёнка
- уровень владения навыками самообслуживания;
- заинтересованность и личная активность, демонстрируемая в игровой деятельности.
Особенности характера и поведения
- эмоциональный портрет ребёнка — жизнерадостность, депрессивность, плаксивость, позитивность, подавленность, спокойный или гиперактивный и т. д.;
- черты характера, особенности темперамента — активность или пассивность, агрессивность или уравновешенность, уверенность или робость, предпочитает индивидуальные или коллективные формы работы;
- развитие нравственных ориентиров, культуры поведения и общения.
Необходимо отметить личные предпочтения, сферу творческой или интеллектуальной одарённости малыша.
Подготовка к составлению образовательного маршрута ребенка
- Подготовка характеристики воспитанника ДОУ. Ходил ли он раньше в дошкольное учреждение. Если ходил, то насколько долгим был перерыв. Также нужно оценить степень его адаптации в группе.
- Дальше необходимо составить характеристику семьи ребенка. Полная семья или нет, сколько братьев и сестер, благополучная ли семья. Неблагополучной семьей можно назвать ту семью, в которой ведут аморальный образ жизни, где родители слишком раздражены и жестоки. Семья, в которой подавляют чувства собственного достоинства ребенка. Возможно, родители проявляют чрезмерную опеку, оберегая ребенка от трудностей и каких-либо усилий с его стороны.
- Также нужно отметить внешний вид ребенка (походка, мимика, осанка и т.д.)
- Указать группу здоровья. Есть ли у него хронические заболевания. Характеристика аппетита и дневного сна.
- Необходимо также записать развитие общей и ручной моторики. Какая рука у ребенка ведущая.
- В следующем разделе нужно составить характеристику внимания, памяти и мышления ребенка.
- Описать знания ребенка по различным разделам дошкольной программы. Отношение к образовательному процессу.
- Составить характеристику речи дошкольника. Словарный запас, звукопроизношение, грамматическая сформированность, связность и эмоциональность речи.
- Также воспитатель должен постараться выявить склонность к определенному виду деятельности.
Проектировать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника должен воспитатель, подключая к этому процессу всех специалистов ДОУ. Выявление способностей ребенка происходят во время беседы, игры, чтения и т. д.
К составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника необходимо подключать и родителей. В семье должны придерживаться тому же критерию образования ребенка, что и в детском саду. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату.
Образец для заполнения общих и диагностических данных в ИОМ — таблица
ФИО воспитанника | |
Дата рождения | |
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование | |
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование | |
Дата начала ИОМ | |
Причина постановки на учёт | Стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью |
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы | 4 года |
Цели ИОМ |
|
Задачи |
|
Количество занятий в неделю | 5 занятий. |
Формы проведения | Игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа. |
Ожидаемый результат | |
Форма работы с родителями | Консультации, практикум, собеседование, обмен опытом. |
Диагностика развития ребёнка | |
Цель педагогического мониторинга | Обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. |
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика) | Виды трудностей (педагогическая симптоматика): |
Причины трудностей: | |
Физическое развитие | |
Соматическое развитие | |
Речевое развитие | |
Особенности развития познавательных процессов | Память: |
Внимание: | |
Восприятие: | |
Мышление: | |
Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя) |
После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ.