Как правильно оформить театрализованный уголок в группах ДОУстатья


Театрализация в детском саду – цель

Под театрализацией понимается один из видов игровой деятельности, применяющийся с целью раскрыть максимально глубоко творческий потенциал, имеющийся у каждого ребенка. При театрализации применяются драматические приемы (иными словами, сюжетно-ролевая игра) и различные упражнения, направленные на развитие навыков актерского мастерства у детей.

От оформления многое зависит

К сведению. Ценность театрализации заключается в том, что она помогает развивать монологическую и диалогическую речь ребенка и как следствие – улучшает уровень его коммуникативных способностей.

В театрализацию входят следующие элементы:

  • совершенствование выразительности реплик героев;
  • развитие как активного, так и пассивного вокабуляра;
  • работа над развитием речи.

Уголок развивает мышление

Помимо этого, применение театрализации преследуют следующие цели:

  • познакомить ребенка с окружающим его миром;
  • способствовать развитию творческих способностей;
  • развивать эмоциональную составляющую;
  • сформировать интерес к чтению, а также к искусству;
  • развивать режиссерские навыки;
  • учить воплощать характер персонажа через собственные действия.

К сведению. Театрализация считается одним из наиболее действенных способов приобщения ребенка к эстетике, культуре и морали.

Театрализованная деятельность в старшей группе в детском саду

Театрализованная деятельность в ДОУ
Цели: • развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения; • закреплять умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения); • воспитывать любовь к театру; • развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованной деятельности; • духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств. Задачи: • развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка; • создание творческой атмосферы, обстановки доброжелательности, • поддержка воспитательных систем, создающих условия для участия детей в творческой целенаправленной совместной деятельности, их нравственного и эстетического воспитания, развития эмоциональной сферы, формирования уверенности в своих силах; • укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, поддержка организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни города; • организация условий для театрализованных игр, развития у детей интереса к посещению профессиональных театров. понедельник
«Волшебный мир театра»
25.03.2013 Утро: Беседа «История театра» (видео презентация) Цель:
рассказать детям о возникновении театра, истории его развития. Утренняя гимнастика с элементами психогимнастики.
Цель:
повысить психофизическую активность, настроение. (дети изображают животных из сказок, педагог обращает внимание на мимику, пантомимику, напряжение и расслабление мышц тела).
Вечер: Кукольный театр «Теремок». Цель:
развивать вербальную и пантомимическую выразительность; активизировать речь, развивать речевую выразительность; закреплять навыки манипуляции куклами би-ба-бо.
Ход инсценировки:
Детям предлагается выбрать героя сказки, которого они хотят озвучивать; вспомнить последовательность действий. Воспитатель обращает внимание ребенка на особенности выбранного персонажа. Устанавливается ширма. Зрители занимают места. Воспитатель предлагает превратиться в сказочных зверей и начать сказку. Воспитатель ведет основную линию сюжета, дети озвучивают персонажей. По завершении представления педагог благодарит детей за интересную инсценировку; у зрителей интересуется, кто из персонажей им больше понравился, почему. Инсценировку можно повторить с другими детьми.
вторник
«Такой разный театр»
26.03.2013 Утро: Беседы юных театралов о видах театров. Цель:
дать представление о различных видах театров, их цели и назначении.
День: Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр». Цель:
в игровой обстановке дать детям представление о театре, правилах поведения во время представления, а антракте.
Ход игры:
Воспитатель собирает детей и сообщает им, что сегодня они пойдут в импровизированный театр. А знают ли дети, как вести себя в театре? Что происходит в зале, за кулисами? И т.п. Педагог предлагает распределить роли между участниками игры. Игра проходит при непосредственном участии воспитателя, направляющего игровую деятельность. По завершении подводятся итоги.
Вечер: Развлечение игра- драматизация «Рукавичка» («Зимовье»). Цель:
развивать выразительность речи и пантомимики детей; закреплять знания содержания сказки, умение пользоваться атрибутами театра.
Ход игры- драматизации:
Воспитатель предлагает назвать волшебные предметы, с помощью которых можно попасть в сказку. Дети называют. Затем воспитатель достает маски и предлагает детям превратиться в зверей из сказки «Руковичка». В процессе игры-драматизации помогает детям. В конце благодарит всех за интересную инсценировку.
среда
«Мы – артисты, мы – зрители!»
27.03.2013 Утро: Сюрпризный момент: знакомство детей с куклой «живой рукой». Цель:
рассказать о многообразии кукол в театре, дать представление как манипулировать с данной куклой. Психогимнастика «Кот Леопольд и мышы».
Цель:
развивать пантомимическую выразительность, эмоциональную, коммуникативную сферу детей, научить регулировать мышечное напряжение и расслабление; определять характер движений в соответствии с заданным образом; развивать воображение.
День: Конкурс рисунков «Волшебный мир театра». Цель
: дать возможность детям передать в рисунке свое видение театра, сцены, героев спектаклей; развитие творческих и графических способностей.
Вечер: Игры-драматизации, режиссерские игры с использованием куклы «с живой рукой». Цель:
развивать воображение, пантомимическую выразительность.
Ход игры-драматизации:
Воспитатель предлагает вспомнить, что дети узнали о кукле «с живой рукой». Приглашаются желающие для игры, ставится ширма. Детям предлагается придумать и обыграть сюжет. Далее игра может выйти за пределы «театра», т.е. дети могут использовать куклу «с живой рукой» для своих игр.
четверг
« Кукольных дел мастера»
28.03.2013 Утро: Психогимнастика «Спасаем доброту». Цель: различатьи називать эмоции удовольствия, удивления, восхищения и радости, адекватно реагировать на них; развивать внимание, учится расслабляться. Изготовление фигурок для театра на фланелеграфе. Цель: прививать любовь к ручному труду, вызвать интерес к творческой деятельности; учить выделять особенности персонажа при изготовлении фигурок. Вечер: Театр на фланелеграфе по потешкам и стихам. Цель:
закрепить знание потешек и стихов; развивать речь детей, выразительность, артистизм, развивать воображение.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на домик и куклу на фланелеграфе. Рассказывает о ней. Загадывает детям загадки. Отгадки помещает на фланелеграф. Затем воспитатель предлагает детям исполнить потешку про выбранного героя. По окончании кукла предлагает всем попить чаю. Театр плавно переходит в игру.
пятница «Театр, театр!» 29.03.2013 Утро: Выставка — презентация в группе разных видов театра «Поиграйте с нами!» Цель: показать многообразие театров в группе. Фотоколлаж «Подарите нам аплодисменты!» Цель:
показать работу воспитателей и детей в театрализованоой деятельности, организованной в группе. Психогимнастика. Этюды: «Цветок», «Кошечка проснулась» и др.
Цель:
развивать воображение, умение адекватно выражать эмоции удовольствия радости; уметь пластически передавать перевоплощения.
Вечер: Театрализованные игры с использованием кукол- людей Цель:
дать представление о новом виде кукол: «куклы- люди»; развивать воображение, пантомимическую выразительность; уметь организовать свою театрализованную деятельность с учетом выбранного персонажа.
Ход игры:
Показать детям костюмы для кукол – людей; рассказать об их применении и назначении. Рассказать, как можно использовать в театрализованных играх; где можно встретить подобных кукол. Предложить организовать игру с использованием предложенных костюмов. Если дети затрудняются, предложить инсценировать, разыграть фрагмент из мультфильма с аналогичным персонажем. В завершении провести сравнение между различными видами театра; разными куклами: какая больше нравится, с какой интересней играть; какую из Куком можно использовать в повседневной игровой деятельности. * * * * * Разработка стендовой информации для родителей по вопросам поддержки организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Теневой театр своими руками


Фотоотчет со сказки «Аленький цветочек» Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по русской народной сказ

Похожие статьи:

Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников

Театральный уголок в детском саду и его оформление

Театральный уголок — составляющая общей обстановки группы, созданная с целью сплочения детей и формирования у них новых навыков и компетенций.

Классический уголок театрализации состоит из нескольких компонентов:

  • иллюстрации, фотографии, картины и т. д.;
  • игрушки;
  • ширмы (которые применяются в качестве декораций, а также занавеса);
  • дополнительный реквизит (бубенчики, колокольчики, машинки);
  • декоративные элементы;
  • наряды и маски;
  • демонстрационные стенды;
  • библиотечный сектор.

Иллюстрации и игрушки важны в уголке

Театральный уголок должен быть оснащен таким образом, чтобы сделать занятия по театрализации эффективными.

К сведению. При оформлении театрального уголка принципиально важно брать во внимание возрастную группу детей, учитывать групповые и личностные особенности детей, их интересы и стремления.

Младшая группа

В яслях и первой группе садика лучше уделить внимание пальчиковому театру. Для него нужны куклы, которые надеваются на каждый пальчик ребенка и хорошо развивают мелкую моторику.

Для изготовления таких кукол можно использовать практически любой материал. Им может оказаться ткань, фетр, бумага, полимерная глина.

Следующим этапом, происходящим на уровне младшей группы, является обучение детей правильной игре с игрушками на поверхности стола, а также развитие навыков пальчикового театра. Задачей этого этапа является тренировка координации движений ребенка и дальнейшее развитие у него мелкой моторики рук.

К сведению. Для того чтобы сделать такой реквизит самостоятельно, потребуются конусы, материалом которых является твердая бумага или картон. Ко всему прочему, целесообразным в этом возрасте выглядит использование бибабо (набор перчаточных кукол).

Детям этой возрастной группы стоит заниматься:

  • пальчиковым театром;
  • настольным театром;
  • театром мягких и вязаных игрушек;
  • театром игрушек-конусов.

Средняя группа

Все полученные ранее навыки детям нужно оттачивать, поэтому занятия, начатые в прошлые годы, прерывать не стоит. Вместе с тем требуется вводить новые разновидности театрализации. На этом этапе детского развития целесообразен театр ложек. Для «приготовления» героев постановок здесь используется обыкновенная пластиковая посуда. Одновременно начинает использоваться театральная ширма.

Развитие логического мышления дошкольников

К сведению. Можно познакомить детей с куклами на гапите. Гапит представляет собой деревянный стержень. Такой реквизит поможет малышам приобщиться к основам кукловодства.

Перед детьми средней группы в ходе занятий централизации ставится уже более сложная задача. Им необходимо привести в согласие собственные движения и сюжет постановки. Театр начинает представлять собой действо, которое имеет четкую сюжетную линию и смысл. Это требует от малыша выхода на новый уровень развития координации и моторики.

Для детей средней группы подходят варианты:

  • пальчикового театра;
  • настольного театра;
  • кукол на гапитах;
  • перчаточных кукол.

Старшая группа детсада

Во время обучения в старшей группе в ходе занятий по театрализации рекомендовано приступать к использованию кукол-марионеток. Эти куклы характеризуются необычным способом приведения их в состояние движения. Специальный ниточный держатель (крестовина) отвечает за этот процесс. Именно к нему снизу и привязывается непосредственно «тело» игрушки.

К тому же особое внимание стоит уделить процессу озвучки героев, ведь целью занятий по театрализации на этом этапе является то, чтобы научить детей использовать голосовые интонации для передачи эмоций.

Оптимальными являются варианты:

  • пальчикового театра;
  • перчаточных кукол;
  • марионеток.

В подготовительной группе

На этом этапе ребенок становится уже «настоящим» актером. Он должен осуществить перевоплощение в своего героя путем воспроизведения его манеры двигаться, говорить, вести себя. Ребенок должен научиться имитировать голос, правильно выражать эмоции и переживания героя. Для более точного и реального перевоплощения дети переодеваются в сценические костюмы.

Ростовые куклы хорошо развивают

В этом возрасте возможно использование реквизита широкого спектра, например:

  • пальчиковых кукол;
  • перевертышей;
  • перчаточных кукол;
  • марионеток;
  • ростовых кукол;
  • тростевых кукол.

Вместе с тем стоит учитывать определенную условность представленного выше распределения занятий в кружке театрализации в зависимости от возрастной группы ребенка.

К сведению. Нужно учитывать общий уровень группы, специфику ребенка, наличие интереса к определенному виду театрализованной деятельности.

Совершенно нормальной практикой является участие в костюмированных постановках детей возраста средней и старшей групп. Перчаточные куклы вполне могут успешно применяться при театрализации даже детей 5–6 лет.

Как правильно оформить театрализованный уголок в группах ДОУстатья

Как творчески и грамотно оформить театральный уголок в детском саду

В детском саду малыши-дошкольники проводят большую часть дня. Каждый элемент оформления пространства группы имеет огромное значение, поскольку влияет на формирование у детей эстетического вкуса. И, конечно, любая деталь обстановки должна нести смысловую нагрузку. Чтобы театральный уголок отвечал этим требованиям, его структуру и содержание следует тщательно продумать.

Значение и цели театрализации

Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.

Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей. Театрализация предполагает:

  • работу над выразительностью реплик персонажей;
  • расширение активного и пассивного словаря ребёнка;
  • совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.

Кроме того, целями театрализации являются:

  • всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы);
  • стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру);
  • развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры;
  • формирование социальных навыков поведения;
  • приобщение дошкольников к чтению;
  • развитие режиссёрских навыков;
  • воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.

Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б. М. Теплов, советский психолог

Видео: презентация видов театра для детского сада (настольный из вязаных игрушек, на банках, на ложках, театр теней)

Как организовать театральный уголок в детском саду

Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:

  • картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
  • игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
  • ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
  • реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
  • материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
  • маски;
  • костюмы;
  • книги;
  • фонотека;
  • стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).

Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.

  1. Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.

Кукол для пальчикового театра можно сделать самим или купить в магазине

  1. Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.

Бибабо очень нравятся детям, так как ими довольно легко управлять

  1. Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон), куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.

Для театра ложек можно использовать и пластиковые, и деревянные ложки

  1. Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.

Театр марионеток — забава с многовековой историей

  1. Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.

Костюмированные постановки — классика театральной деятельности

Однако такое разделение всё-таки весьма условно: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.

Бибабо — кукла, состоящая из головы и костюма-перчатки. В голове есть отверстие под указательный палец, а руки управляются средним и большим пальцами.

Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации

Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.

Для младшего возраста:

  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • настольный театр (различные виды);
  • театр мягкой игрушки (этюды с предметами);
  • театр вязаной игрушки (этюды с предметами);
  • театр игрушки из конуса (этюды с предметами).

Для среднего возраста:

  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • настольный театр (различные виды);
  • кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);
  • куклы перчатки (пластические этюды на руках).

Для старшей группы:

  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • куклы перчатки (пластические этюды на руках);
  • куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).

Для подготовительной группы:

  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
  • куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
  • куклы-марионетки (постановка этюдов);
  • ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);
  • тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).

Где разместить театральный уголок

В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено, выделить отдельные места для уголков (театра, окружающего мира и т. д.) бывает довольно сложно. Поэтому воспитатель может объединить образовательные центры в комплекс. Например, для направлений театра, изобразительной деятельности и музыки можно организовать единый художественно-творческий уголок. При этом нельзя забывать о том, что предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:

  • мобильности (материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации);
  • сменяемости (содержание уголка должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов);
  • доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка);
  • эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными).

Очень удобно будет, если в театральном уголке разместить стол или шкафчик с полками, на которых можно располагать материалы и кукол.

Фотогалерея: примеры разных театральных уголков

Зеркало в костюмерной зоне — незаменимая вещь

Зонирование — важный элемент создания уголка

На столе и полках театральный уголок получается компактным

Как оформить театральный уголок

Необходимо продумать не только содержательную сторону наполнения (какие куклы, маски и приспособления будут в уголке), но и то, из чего и как все эти элементы могут быть изготовлены. Многое можно купить в готовом виде, но что-то проще и полезнее сделать самостоятельно. К изготовлению некоторых предметов стоит привлечь детей.

Таблица: идеи для изготовления предметов реквизита

Что Из чего можно сделать
Виды театров и кукол
Настольный театр Игрушки-куклы можно делать из картона или бумаги. Для настольного театра их можно склеить из двух частей и установить на подставки из пластика, дерева или толстого картона. Ещё один способ — наклеить изображение на конус или цилиндр.
Пальчиковый театр Кукол можно создать с помощью бумаги или ткани, украсив нитками, пуговицами, тесьмой и пр. Можно также некоторых персонажей связать.
Перчаточные куклы Одну перчатку прошивают на уровне пальцев с изнанки, выворачивают и, набив ватой или синтепоном и украсив, пришивают ко второй.
Танцующие игрушки, марионетки из картона Из картона вырезаются отдельные детали: туловище, руки, ноги. После чего элементы соединяются нитками или проволокой.
Бибабо Кукол бибабо можно изготовить из капроновых чулок.
Театр на фланелеграфе Персонажи для театра на фланелеграфе из фетра.
Театр на ложках (пластиковых или деревянных) На основу наклеиваются детали из картона, которые затем драпируются тканью и украшаются. Можно также использовать акриловые краски, пластилин и другие материалы.
Напольные куклы Мягкие куклы в рост ребёнка шьются также, как обычные мягкие игрушки. При необходимости в куклу можно вставить элементы каркасной основы (чтобы туловище не гнулось), а также пришить петли, чтобы ребёнку было проще управлять куклой.
Платковые куклы К картонной голове пришивается широкая лента, а снизу она нашивается на платок или платье с рукавами. Ребёнок надевает такой костюм и управляет персонажем, с помощью резинки, которая крепится к рукаву.
Театр теней Голова персонажа вырезается из картона, к ней крепится бумажная трубочка для указательного пальца актёра. Проколом намечаем глазки. Для представлений необходимы старый телевизор и лампа, которая будет направлять источник света.
Общий и дополнительный реквизит
Декорации Деревья, солнце, поляна и прочее выполняются из плотной бумаги и наклеиваются на картон-основу.
Занавес Занавес изготавливается из гофрированной бумаги или обычной ткани.
Ширма Может быть из дерева или из толстого картона.
Программки Книжки-панорамы можно использовать, например, в качестве программки для постановки.
Билетики Билетики делаются из бумаги или картона, а затем ламинируются или оклеиваются скотчем.

Театральный уголок должен быть обязательно поделён на зоны

Как сделать ширму для театра кукол

Этот обязательный элемент можно изготовить разными способами.

Материалы:

  • лист фанеры;
  • лобзик;
  • отрез ткани или кусок плотных обоев;
  • клей ПВА;
  • дверные петли маленького размера.

Инструкция:

  1. Из фанеры выпиливаем заготовки двух боковин и одной центральной части ширмы.

Фанерная ширма прослужит долго

  1. Тщательно обклеиваем их обоями или тканью.
  2. Оставляем просохнуть.
  3. Крепим петли на обозначенные на чертеже участки — так ширма будет складываться и раскладываться.

Как сделать ширму для пальчикового театра

Смастерить такую ширму труда не составит.

Ширму для пальчикового театра можно разрисовать и украсить — так вы сразу получите декорации для постановки

Инструкция:

  1. Берём картонную коробку подходящего размера. Как правило, величина подбирается с учётом размеров стола, на котором будет расположен театр.
  2. Разбираем её.
  3. Обклеиваем цветной бумагой.
  4. Сгибаем боковины, оставляя по центру полотно достаточного размера.
  5. По центру делаем вырез.
  6. Раскрашиваем и украшаем.

Как изготовить занавес

Для пошива тканевой ширмы нужно знать, сколько места под неё отводится. Ткань обычно берётся в соотношении 1:3, чтобы готовый занавес красиво драпировался.

Материалы:

  • деревянные или железные планки, в которые ширма будет продеваться;
  • ткань (органза или любой другой не просвечивающий, но хорошо драпирующийся материал);
  • нитки, иголка, швейная машина;
  • гвозди или шурупы для крепления планки.

Инструкция:

  1. На длинную планку крепим две короткие.
  2. Прибиваем одну короткую к стене.
  3. Обрабатываем края ткани.
  4. По одному длинному краю делаем загиб чуть больше, чем ширина планки.
  5. Прострачиваем его.
  6. Вдеваем каркас в тканевую ширму.

Платковым куклам можно приделать ручки и добавить другие декоративные детали

Кроме того, для оформления театрального уголка можно использовать:

  • рисунки детей (например, зарисовки впечатлений от увиденного на сцене);
  • поделки (любимый герой сказки, выполненный из пластилина);
  • красочные надписи, которые разбивают уголок на зоны (гримёрная, костюмерная и т. д.).

Фотогалерея: чертежи ширм для театрального уголка

Складная ширма имеет деревянную основу (можно использовать рейки)

Ширму можно украсить различными декоративными элементами

Размеры ширмы можно подогнать под конкретный театральный уголок — просто соблюдайте принципы симметрии

Фотогалерея: различные элементы театрального уголка

Для театрального уголка удобно и практично использовать стол с полками

Декорации можно создавать по мотивам иллюстраций в книжке

В качестве основы для игрушек на конусе можно использовать крышки от яиц из «Киндер-сюрприза»

Как составить паспорт театрального уголка по ФГОС

Содержание театрального уголка определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. В соответствии с требованиями документа уголок как средство осуществления театрализации должен способствовать:

  • тренировке памяти, процессов мышления;
  • выработке социально-культурных и познавательных навыков;
  • речевому и физическому развитию;
  • воспитанию культуры познания себя и окружающих людей.

Работа в театральном уголке, кроме всего прочего, воспитывает в детях чувство товарищества

Паспорт включает 8 позиций с детальным описанием каждой:

  1. Название дошкольного образовательного учреждения.
  2. Название группы и уголка.
  3. Авторы-оформители.
  4. Зоны, входящие в проект. При зонировании уголка важно учитывать, что ширма и костюмерная с реквизитом — обязательные элементы, остальные организуются по усмотрению методического совета детского сада:
  • костюмерная;
  • гримёрная;
  • мастерская по созданию декораций, кукол и других атрибутов;
  • зона для зрителей;
  • книги, аудио- и видеоматериалы;
  • ширма;
  • шкаф для хранения кукол;
  • участок, представляющий результативность работы группы в области театрализации.
  1. Наполнение каждой зоны.
  2. Возраст детей.
  3. Перечень видов работы с учётом возраста ребят (выбираются подходящие для группы). Так, в первой младшей группе театрализация с перчаточными куклами будет слишком сложной для малышей, а вот постановка с куклами пальчикового театра — вполне посильной.
  4. Методические рекомендации. Указания, касающиеся регулярности, с которой нужно проводить занятия (например, 2 раза в неделю в форме кружковой работы), а также продолжительности занятий (в старшей группе — 20–25 минут). Кроме того, перечень задач, которые включены в общие образовательные цели для конкретной возрастной группы, список упражнений для развития навыков театрального мастерства, форма результативности работы (рисунки, проекты, фотографии).

Перегородка для переодеваний — достаточно громоздкий реквизит, поэтому на практике часто обходятся без неё.

Таблица: возможное наполнение зон театрального уголка (пункт №5 паспорта уголка)

Название зоны Наполнение
Костюмерная Национальные костюмы, костюмы домашних и диких животных, птиц, шляпы, колпаки, перчатки, корзинки и прочее.
Гримёрная Аквагрим, парики, пенсне и прочее.
Зона для зрителей Стулья, касса, звонок.
Зона для изготовления декораций Краски, ленты, бросовый материал, бумага и прочее.
Шкаф для хранения разных видов кукол Ростовые, марионетки, персонажи настольного театра, фланелеграф, пальчиковый театр, бибабо, театр ложек с указанием имён персонажей.
Книжная зона Книги по актуальным темам, в том числе самодельные, книжки-панорамы, журналы, настольные игры.
Музыкальная зона Аудиотека, видеоматериалы, попевки (небольшие произведения с простой мелодией), частушки, песенки и пр.
Ширма Для пальчикового театра, для театра теней (старый телевизор и 2 лампы), перегородка, соответствующая росту малыша.
Зона для расположения афиш и результатов работы по театрализации Стенды, фото, рисунки, поделки и прочее.

Описанное выше содержание зон является результатом анализа практического опыта воспитателей. В каждом отдельном случае педагог наполняет театральный уголок в соответствии с конкретными задачами образовательного процесса и возможностями детского сада.

Таблица: виды деятельности, возможные в театральном уголке (пункт №7 паспорта уголка)

Вид деятельности Содержание
Игровая Театрализованные игры, игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки, режиссёрские игры, игры со строительным материалом, дидактические игры (с предметами, подвижные, сочинение сценариев и пр.).
Чтение и обсуждение литературных произведений Свободное общение, решение проблем, описанных в сюжете, оформление выставок рисунков, поделок по темам и пр.
Рассматривание иллюстраций Просмотр и обсуждение иллюстраций к различным художественным произведениям и т. п.
Общение Обсуждение, составление сценариев, игры, в том числе викторины после просмотра спектаклей и т. д.
Познавательные элементы Получение знаний о театре, профессиях с ним связанных, знакомство с жанрами театральных спектаклей и т. д.
Продуктивная работа Создание декораций, костюмов, иллюстраций к произведениям и пр.
Музыкальное оформление Шумовой оркестр, танцевальные этюды, исполнение песенок, частушек и пр.
Просмотр и обсуждение спектаклей Включить перечень спектаклей.
Разыгрывание сказок Перечислить сказки.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики Дать названия упражнений и прописать их цели.

Примеры названий театрального уголка

Правильное оформление уголка включает уместно подобранное название. Оно необязательно должно перекликаться с названием группы, достаточно того, чтобы отражало соответствующую деятельность:

  • «Группа … представляет»;
  • «Сказочный остров»;
  • «Театралы»;
  • «Бабушкины сказки»;
  • «И снова сказка нас зовёт»;
  • «Сказка».

Кроме названия, можно придумать логотип театрального уголка

Работа в театральном уголке

Деятельность, связанная с театрализацией, в детском саду реализуется несколькими видами игровой активности:

  1. Режиссёрские игры. В них ребёнок лишь ведёт куклу, передавая образ персонажа интонацией и некоторыми другими приёмами. Возможности пантомимы здесь тоже очень ограничены, потому что игрушка практически статична (куклы на трости, марионетки).
  2. Драматизации. Малыш сам играет роль, не прибегая к посредничеству кукол. Юный актёр способен активно использовать интонацию, мимику, движения и жесты для вхождения в образ героя.
  3. Драматизации с бибабо, пальчиковыми, напольными или платковыми куклами. Малыш действует за персонажа, наделяя его своим голосом. Работа ведётся из-за ширмы или с персонажем в руках.

4.Импровизация. Дети разыгрывают темы, а не сюжеты. Такая театрализованная деятельность почти не требует подготовительной работы, но является самой сложной разновидностью игры. Для импровизации может быть использован различный театральный реквизит.

Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.

Как сделать паспорт театрального уголка

Уголок театрализации, вернее, оформление такового, должен осуществляться согласно федеральным государственным образовательным стандартам (сокращенно ФГОС). Оформление по ФГОС театрального уголка в детском саду требует соблюдения некоторых стандартов.

ФГОС предписывает, что уголок театрализации должен обеспечивать:

  • развитие возможностей к запоминанию информации;
  • развитие мыслительных процессов ребенка;
  • выработку у детей социокультурных понятий;
  • усиление речевых возможностей;
  • физиологическое развитие;
  • приобщение к культуре поведения в обществе;
  • познание себя как личности.

В паспорт по ФГОС включено восемь позиций. При этом в стандарте представлено подробное описание каждой из них:

  • Надпись полного названия детского учреждения.
  • Обозначение группы и название театрализованного уголка.
  • Авторы, осуществившие оформление уголка.
  • Наименование и описание зон, являющихся частями проекта. Обязательными элементами являются ширма и костюмерная. Зонирование же иных частей происходит по усмотрению компетентных лиц. Всего можно выделить костюмерную, гримерную, мастерскую, зрительный зал, библиотеку (в том числе наличие видео- и аудиоматериалов), ширму, шкафы для хранения реквизита, участок, посвященный результатам и достижениям детишек в сфере театрализации (стенд).
  • Наполняемость каждой из имеющихся зон.
  • Возрастные показатели воспитанников.
  • Список видов деятельности, реализующихся на конкретном возрастном этапе в ходе занятий по театрализации.
  • Различные методические разработки, рекомендации, шаблоны и презентации. Под ними понимаются советы относительно частоты соответствующих занятий, их временной продолжительности. Также туда включаются задачи, ставящиеся перед конкретной группой, перечень упражнений, которые обязательны для выполнения в ходе занятий по театрализации для представителей конкретной группы.

Дидактические игры по методике Монтессори детям

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]