Расскажи стихи руками (пальчиковая гимнастика)
, учитель-логопед
Статья отнесена к разделу:
Работа с дошкольниками
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
В данной разработке использованы игры с пальчиками, сопровождающиеся православными стихами для детей, что направлено на приобщение к православной культуре и нравственному воспитанию.
Дети повторяют за взрослым стихи, сопровождая речь движениями.
Ангел-хранитель тебя охраняет, Все твои мысли он тайные знает, Вместе с тобой веселится удаче, А согрешишь – он страдает и плачет. |
Сжимать и разжимать кулачки (1 строка). Дети похлопывают по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки (2, 3, 4 строки).
Бог Отец, Христос Спаситель, Дух Святой наш Утешитель, — Три Божественных Лица, Пресвятая Троица. |
Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Зажигают свечки Мальчики и девочки. Ставят их перед иконами С уважением, с поклонами. И молитвы всех ребят Словно свечечки горят. |
Дети сгибают пальцы рук и соединяют их ногтями. Затем они резко распрямляют пальцы и соприкасаются уже подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками.
“Христос воскрес! Христос воскрес!” — Поет хор ангелов с небес. Поют и торжествуют люди – Теперь Он вечно с нами будет! |
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных. Одновременно с произнесением последней строки стиха кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Церковь – место для молитвы, Двери в ней для всех открыты. Краше, радостней, светлей Православных нет церквей! |
Создать угол – “крышу” пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом (1, 2 строки). Дети обхватывают левой кистью правую, а правой – левую кисть руки. Затем сильно сжимают их.
Улитка дом имеет свой, Его всегда берет с собой. У мышки в норке домик есть! Удод в дупле поспит, поест. А у Христа Спасителя – Небесные обители. |
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, “улитка” шевелит “усиками” (1, 2, 3 строки). Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Жук испугался — в норке темно, Жутко ему опускаться на дно. И вылез наш жук, увидал Божий свет… При свете таком у жука страха нет. |
Дети сцепляют пальцы обеих рук и давят подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней (1, 2 строки). Дети сгибают пальцы и ставят их ногтями на стол. Затем они по очереди приподнимают руки над столом. Опускают их и слегка надавливают на стол (3, 4 строки).
Каким бы ни был крепким щит, Он может быть всегда разбит. Но веры щит прочней всего, Всегда с собой носи его. |
Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони, затем меняют руки (1, 2 строки). Дети сжимают пальцы рук в кулаки. Затем крепко прижимают их друг к другу, как будто два кулачка “борются” (3, 4 строки).
Чудесный мир был создан Богом. И в нем чудесного так много. Но всех чудес из века в век Был создан Богом человек. |
Дети обхватывают правой рукой четыре пальца левой руки и сжимают (1, 2 строки). Повторить, меняя руки. Затем указательными и средними пальцами правой и левой руки “ходят” по столу.
Я сложил крестом ладошки, И головку наклонил, Батюшка взглянул с улыбкой – И меня благословил. |
Складывать крестообразно ладони рук (1, 2 строки). Сжимать кисти рук в кулачки и разжимать (3, 4 строки).
С колокольни звон, звон – Благовест зовется он. Звони, мой колокол, звони. Зови людей к себе, зови! Лети, лети благая весть, Что храм открыт и служба есть. |
Потряхивание расслабленными кистями рук (1, 2 строки). Попеременное постукивание кулачком одной руки по кулачкам другой (3, 4 строки). “Сплести” пальцы обеих рук между собой, чередовать поднятие и опускание пальцев.
Юный друг, не бойся вьюг, Пусть трещит мороз. Ты спасен, коль рядом Друг – Иисус Христос. |
Пальцы обеих рук (кроме больших) – в положении плетеной корзинки. Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения (1, 2 строки). Дети сцепляют пальцы в “замок”: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывают и “вкладывают” друг в друга. Пальцы сжимают. Затем тянут руки в разные стороны.
Эхо слышно далеко: “Эхо, эхо, хо – хо – хо …” Любит и от смеха Посмеяться эхо. |
Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздухе. По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
Используемая литература:
Н. Орлова “Азбука для православных детей” — М.: 2002.А. Стальбовский “Азбука для маленьких христиан” — М.: 2002.
Получить текст
Расскажи стихи руками. Расскажи стихи руками. «Мамины помощники» «Сели как-то мы обедать»
Транскрипт
1 «Сели как-то мы обедать» «Мамины помощники» Сели как-то мы обедать И позвали в дом соседей. Скатерть белую накрыли, Ложки, вилки разложили, Хлеб нарезали и сыр, Приготовили гарнир, Помешали его в чашке И добавили колбаски А из фарша всем котлеты Жарили мы без диеты Посолили, поперчили, Замесили. Не забыли Лук сердитый положить И скорее все закрыть Наготовились, устали, Печь пирожное не стали имитация движения ложкой движение(дв.) ладони к себе дв. разглаживаем скатерть имитация дв. вверх и вниз ребром ладони потирание кончиками пальцев вращательные дв. вперед из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их ладони накладываются попеременно одна на другую мелкие дв. щепотью пальцев сжимание и разжимание пальцев рук показать «сбор слез» в ладонь хлопок в ладонь горизонтально провести по лбу тыльной стороной руки Решили маме мы помочь И воду в таз налили Насыпали вниз порошка Белье всё замочили. Стирали долго мы его, О доску даже терли, Не разорвали ничего, А полоскали сколько! Туда-сюда, туда-сюда, Вода в тазу вскипела. Но только, братцы, вот беда На пол упала пена Давай её мы собирать И отжимать в ведерко, Чтобы как наша мама стать, Трудиться надо сколько! дв. откручивание кранов «щепотки» изображаем погружение белья в таз трем ладонь о ладонь трем кулак о ладонь отрицательное движение пальцем наклониться руки опустить, поболтать ими из стороны в сторону разжимание и закрывание пальцев ладони поставить к щекам и покачать головой руки опустить в низ, потрясти руками присесть, имитация сбора имитация выкручивание тряпки указательный палец поднять вверх
2 «Ученые мартышки» «Мы — шоферы» Две проказницы мартышки Полистать любили книжки. Потрясти их, полистать И как будто почитать. Ловко принялись за дело И очки они надели. К носу книжку поднесли, Вдруг подальше отвели. Ничего в очках не видно. И мартышкам так обидно! Оттопырить уши пальцами Одну руку положить раскрытой ладонью вверх, пальцами другой изобразить перелистывание книги Одной рукой изобразить потрясание книгой, затем раскрыть обе ладони, как бы держа книгу перед собой, языком изобразить лизание Ладонь одной руки раскрыта пальцем другой прослеживается текст Изобразить надевание очков; сначала изобразить круги из большого и указательного пальцев, а затем провести указательными пальцами обеих рук за ушами, изображая дуги очков Раскрытые ладони поднести к носу Отвести ладони от носа вперед Закрыть глаза руками Изобразить собирание слез в ладонь Едем, едем на машине, Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем, Смотрим пристально мы вдаль «Дворники» счищают капли. Вправо, влево. Чистота! Волосы ерошит ветер. Мы шоферы хоть куда! Имитация движения рулем Ногу согнуть в колене, вытянуть Воображаемы рычаг повернуть рукой к себе и от себя Ладонь ко лбу Согнуть руки в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно вправо, влево Поводит над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами Большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак («класс»)
3 Мы большой арбуз купили И домой скорей пошли. Там его мы долго мыли, Обтирали, как могли, Разрезали вдоль полосок, А потом и поперек. По рукам и подбородку Сладкий сок арбузный тек. «Вкусный арбуз» Изобразить обеими руками большой круг Ходьба на месте Вращательные движения раскрытыми ладонями Округлые движения руками сверху вниз с раскрытыми ладонями Поступательные движения ребром ладоней от себя и к себе То же но в стороны Поглаживающие движения ладонями друг о друга вниз, пальцами по подбородку Облизывающие движения языком Я на мостике стою И бинокль в руках держу. Волны плещутся слегка, Качка тихая пока. Волны сильными вдруг стали, И от качки все упали. За канат держусь я крепко, Вдруг сорвало ветром кепку. Я ловить рукою стал, Чуть с мосточка не упал. «Смелый капитан» Ноги расставить широко, руки на поясе Изобразить бинокль с помощью пальцев рук, поднести воображаемый бинокль к глазам Обеими руками изобразить легкую волну Покачиваться из стороны в сторону Изобразить волну руками более интенсивно Присесть Изобразить перебирание каната обеими руками, крепко сжимая кулаки Руку поднести к голове и резко отвести в сторону Сделать несколько движений в воздухе сначала одной рукой, затем другой Руки в сторону балансировать
4 «Не хотим мы больше спать» «За грибами» Мы проснулись рано утром, Потянулись бодро, шумно. Чтобы сон ушел, зевнули, Головой слегка тряхнули. Разбудил нас бег на месте. К ванне побежали вместе. Умывались и плескались, Зубы вычистить пытались. Причесались аккуратно, Приоделись все опрятно. Не хотим мы больше спать. Будем весело играть! Изобразить потирание глаз руками Потягивание Зевание Покачивание головой Легки бег на месте Изобразить руками большой прямоугольник Массирующие движения ладонями по лицу, шлепки ладонями вниз Указательным пальцем сделать движения вдоль зубов вправо-влево Движения рукой сверху вниз вдоль волос Движения руками сверху вниз вдоль тела Указательным пальцем, двигаем вправо-влево Хлопки в ладоши За грибами в лес пошли, Много там грибов нашли. Встретили косого зайку, Убежал от нас зазнайка. Мишка ел в кустах малину И отдал нам половину. Дятел тукал тук да тук. Раздавался громкий стук. руки вперед ладони раскрыты, пальцы растопырены ладони перед собой, пальцы раскрыты руками изобразить уши указательный и средний пальцы вытянуты, остальные поджать в кулак, изобразить движение изобразить, как медведь срывает ягоду, а затем кладет ее в рот одна рука прижата к груди, другая вытянута вперед с раскрытой ладонью ладонь одной руки раскрыта, указательным пальцем другой постучать по раскрытой ладони похлопать в ладоши
5 «Проказник ветер» «Рыбка плавала в пруду» Проказник ветер прилетел Густой листвой зашелестел. Подул немного посильней И ветки закачал скорей. Совсем плутишка разошелся И по стволам уже прошелся. Тут закачался целый лес. Не видно стало и небес. Скрипят, качаются деревья И ветру действуют на нервы. Тогда шалить он перестал, И лес спокойным снова стал. обеими руками провести через стороны вперед руки поставить перед собой пошевелить пальцами обеих рук руки поднять вверх покачать раскачивание туловищем, руками сильное раскачивание туловища и рук руки поднять вверх, скрестить ладони поставить к щекам и покачать головой опустить руки в низ, немного пошевелить пальцами с полным замиранием Рыбка плавала в пруду, Хвостиком виляла. Корм глотала на ходу, Ротик открывала. Лягушонок мимо плыл, Щеки раздувая. Ножкой дрыгал влево, вправо, Устали не зная. Уж шуршал по камышам. Камыши шумели. И над всеми в небесах Птицы звонко пели. Ладонь повернуть к себе, пальцы сжаты, ладонью сделать плавные движения Пальцы обеих рук сжать вместе, большие пальцы противопоставить остальным, изобразить открывание и закрывание рта Надуваем щечки Откинуть одну ногу в сторону, потом другую Собрать пальцы в щепотку, сделать волнообразные движения рукой Поднять руки вверх покачать ими Указательным пальцем показать вверх Взмахнуть руками, вытянуть шею
6 «Веселый оркестр» «Снежная баба» Дружно наш оркестр играет, Все о музыке он знает. Нежно скрипочка поет, За собой она зовет. Трубы громко затрубили, И тарелки в такт забили. Следом дудочка дудит, И струна гитар звенит. Барабан вступил, как гром, Всех перекрывает он. Изобразить движения дирижера Имитация игры на скрипке Один кулак поднести ко рту, другим кулаком делаем поступательные движения к себе и от себя Похлопать раскрытыми ладонями Имитация игры на дудочке Имитация игры на гитаре Имитация игры палочками на барабане Покрывающее движение руками ладонями вниз Мы бабу снежную лепили, Чтоб краше не было ее. Лопатами весь снег собрали, Не позабыли ничего. Сначала ком большой скатали И плотно этот ком прижали. Второй поменьше был размером, На первый он уселся смело. А ком последний снеговой Стал снежной бабе головой. Лицо украсили морковкой И угольками вместо глаз. Прорисовали ротик ловко. Смотрели в профиль и анфас. На голову ведро надели, Украсили его пером, Метлу воткнули для порядка. Трудились дружно всем двором. Изобразить в воздухе последовательно три круга разных размеров Имитация движения лопатой Изобразить в воздухе максимально большой круг Изобразить перед собой руками круг и пустить его Изобразить в воздухе руками круг поменьше Присесть Показать на голову Подпереть голову ладонями На уровне носа пальцами изобразить форму морковки Показать на глаза Показать на рот Повернуть голову в сторону, затем вперед Сделать движение по голове сверху вниз Поднять правую руку вверх и расставить пальцы Имитация движения метлой Скрестить пальцы рук в замок
7 Я по улице гулял, Галок и ворон считал. Раз, два, три, четыре, пять. Буду их считать опять. Рот открыл, смотрю я в небо Влево, вправо. Я там не был. Птичкой захотел я стать И руками стал махать. Крылья вверх и крылья вниз, Только слышен ветра свист. Я подпрыгнул, чтоб взлететь, Но пришлось на землю сесть «Хочу быть птичкой» Поступательные движения указательным и средним пальцем обеих рук, Плавные движения кистями, обозначающие полет птицы Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого Загибать пальцы с мизинца Открыть рот, поднять голову вверх Повороты головы Взмахи руками вверх и вниз взмахнуть руками Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх Руки поднять вверх, подпрыгнуть Присесть Любим спортом заниматься. Будем очень мы стараться. Мяч бросать и принимать, Метко вдаль его кидать. Ловко прыгать на скакалке, Ног своих совсем не жалко. Приседать и вновь вставать, Руки быстро поднимать. Наклоняться вправо, влево. Все мы делаем умело! «Юные спортсмены» Принять позу силача Изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием; Изобразить «метание» выбросом руки вперед Выполнить движения с воображаемой скакалкой Выполнить движения по тексту Поднять руки; наклоны развести руки в стороны
8 «Интересно все вокруг» «Футболисты проказники» Ползет по пальцам муравей, Залез в мою ладошку. — Ты щекотать меня не смей, Поползай лишь немножко! Вот бабочка — павлиний глаз Спит, крылышки сложила. Но вдруг вспорхнула и С цветка слетела суетливо. Кружится бабочка легко, Как пух, как легкий ветер. Цветы раскрыли лепестки. Ждут с бабочками встречи. Ладонь левой руки раскрыть, указательным пальцем левой руки провести по левой ладони Круговые движения пальцем по ладони Погрозить указательным пальцем Скрестить руки, пробежать согнутыми пальцами по рукам вверх к плечам Показать пальцем в даль Сложить ладони убрать под щеку Изобразить руками движение крыльев Указательным пальцем выполнить круговые движения в воздухе Волнообразные движения руками Сделать из пальцев воображаемый цветок Играли дети во дворе Мяч по полю гоняли. И, размахнувшись сильно, вдруг В окно мячом попали. Кричит старушка из окна, Грозит корявым пальцем, Считает всех детей она. А дети, словно зайцы, От страха дружно затряслись И вмиг все убежали. Попрятались все кто куда. Бабулю они знали! Ударные движения ногами по воображаемому мячу Изобразить в воздухе руками круг Резкий замах ногой Изобразить указательными пальцами прямоугольник Руки поднять вверх, кулаки сжаты, сделать угрожающие движения Погрозить пальцем Указательным пальцем сделать пошаговые движения слева направо, обозначающие счет Кистями руки изобразит уши Изобразить страх Легки бег на месте Присесть, закрыть голову рукам Прижать ладони к щеками
9 «Утренние заморозки» «Непослушная дочка» Тепло весеннее пришло, Все ожило и расцвело. Но только утром рано Морозить что-то стало. Покрыта инеем трава, Седою она стала. Внутри, как прежде, зелена, Но от зимы устала. Вот солнце жаркое взошло, И травке стало вновь тепло. Погладить ладонями себя по груди Изобразить ладонями бутон цветка Потянуться, зевнуть Обхватить туловище руками Движения в низ ладонями рук Погладить себя по голове Прикрыть ладонью указательный палец правой руки Отпустить плечи и руки, немного наклониться Руки поднять вверх, развести Руки выставить вперед, ладони направить вверх, приподнять голову вверх Куклу нежно я качаю, А она кричит: «Уа!» Руки, ноги поднимает, Спать не будет до утра. Кашку я сварю ей лучше И в тарелку положу. Вся испачкалась, грязнуля! Дай, я кашку остужу. Дочку я свою умыла: Руки, шею и лицо. Кашу всю водою смыла. Наигралась с куклой. Все! Держа руки перед собой, покачать ими Движения руки ног Ладони под щекой, отрицательное качание головой Помешивающее движение рукой Раскрытая ладонь руки обозначает тарелку, другой рукой изобразить накладывание каши Обтереть пальцами лицо Обмахивающее движение рукой Поглаживающие движения по лицу, шее и рукам Потрясти кистями рук Развести руки в стороны
10 Две лягушки-хохотушки Прыгали, скакали. Лапкой хлоп, другою — хлоп, Щеки раздували. Увидали комара, Закричали: «Ква-ква-ква!» Улетел комар, как ветер. Хорошо пожить на свете! «Лягушки-хохотушки» Показать указательный и средний пальцы остальные убрать в кулак Изобразить прыжки пальцами Хлопнуть ладонью по ноге Раздувают щеки Сделать щепоть из трех пальцев правой руки, изобразить траекторию полета комара, проследить глазами Изобразить движением пальцев открывание и закрывание рта Движение рукой резко вперед, выдвинув указательный палец Погладить ладонями по груди Куклам платье дружно шили. Кукол очень мы любили. Долго нитку продевали, Узелок потом вязали, Отрезали лоскуток, Прошивали вдоль стежок. Утюгом горячим шов Распрямили, чтобы лег. Кукол поскорей позвали, Нарядили. Не узнали! «Любимые куклы» Изобразить качание куклы на руках Прижать ладони к груди Изобразить вдевание нитки в ушко иглы Вращательные движения указательных пальцев вокруг друг друга Вытянуть вперед указательный и средний пальцы, остальные поджать, сдвигать и раздвигать их, изображая ножницы Изобразить волнообразные движения справа налево Провести кулаком по ладони горизонтально Помахать рукой к себе Движение обеих рук вдоль тела сверху вниз
11 «Мы ребята-мастера» «Такой разный дождь» Мы ребята-мастера. Стул сломали мы вчера. Молотком тук-тук стучали, Гвозди долго забивали. Получилось как-то криво, Отпилили мы красиво. Зачищали шкуркой долго, Покрывали лаком стойким, Верх узором украшали. Папу посмотреть позвали. Указательный жест на себя Ладони поставить к щекам и покачать головой Кулак поставить над кулаком, постучать Постучать кулаком о вытянутый указательный палец Вытянутой рукой образовать диагональ Поступательные движения ребром ладони Потереть ладонь о ладонь Потереть ладонь то одной, то другой стороной пальцев Указательным пальцем очертить в воздухе волнистые движения Приложить ладонь ко лбу Рассердилась туча злая, И закапал мелкий дождь. Капля падает за каплей. Сколько набежало слез! Дождь сильнее стал, и ветер сделал вдруг его косым. Вправо капли, влево капли, Словно всех косой косил. Ливень туча посылает, И стеной вода течет. Где бы спрятаться от ливня? Зонтик нас раскрытый ждет. Стукнуть кулаком о кулак Быстрое ритмичное постукивание указательным пальцем правой руки о левую ладонь Ритмичные щелчки пальцами рук Сбор воображаемых слез в ладонь Движение ребром ладони сверху вниз по диагонали Диагональное движение ребром ладони в разные стороны Имитация движения косой Резкое движение рукой вперед Руки поставить перед собой, ладонями горизонтально к себе, движение ладонями вниз Пожать плечами, посмотреть по сторонам Руки поднять вверх, изобразить купол зонта