Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию
альфия васильева
Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию
Картотека бесед
по воспитанию нравственности
у детей в средней группе
карточка-1
Зачем говорят «здравствуй»
?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова»
в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.
карточка-2
»Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
карточка-3
«Что такое доброта»
Цель:Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
карточка-4
»Спешите делать добро»
Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро»
и
«зло»
. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
карточка-5
“Если добрый ты…”
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.
карточка-6
«Вежливые слова»
Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
карточка-7
«Нечаянно и нарочно «
Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.
карточка-8
» Учимся прощать своих друзей «
Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый «.
карточка-9
» Почему бывают драки? «
Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.
карточка-10
» Фантазеры и лгунишки «
Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.
карточка-11
» Давай помиримся «
Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.
карточка-12
» Хороший друг познается в беде «
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.
карточка-13
«Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные»
слова. Смотри в лицо
собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).
карточка-14
«Добрый – злой»
Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.
карточка-15
«Правдивость»
Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость»
, учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
карточка-16
«Каким должен быть друг»
Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.
карточка-17
«Будь опрятным и аккуратным»
Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
карточка-18
«Правда – неправда»
Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.
карточка-19
«Доброжелательность»
Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить)
.
карточка-20
«Игры без ссор»
Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего.
карточка-21
«Вежливость»
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
карточка-22
«Бережливость»
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.
карточка-23
«Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.
карточка-24
«Стремление помочь»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.
карточка-25
«Щедрость и жадность»
Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность»
и
«щедрость»
. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.
карточка-26
«Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
карточка-27
«Ступеньки доброты»
Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитыватьотрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.
карточка-28
«Лучше добрым быть»
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость)
. Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
г. Находка МБДОУ ЦРР д/с №5 «Дельфинёнок» в-ль: Саливончик Л.А.
Цель: Формировать представление о различии между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведения. Формировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола. Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. Формировать умение пользоваться элементами речи-доказательства. Воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
Активизация словаря: очаровательная, плечистый, элегантные, грациозные, обаятельные, симпатичные, юноша, мускулистый, рослый и т.д.
Предварительная работа: Чтение сказки и просмотр мультфильма «Спящая красавица» Ш.Перро, заучивание стихотворений «Мальчики и девочки», «Все девчонки хохотушки…», «Все мальчишки шалунишки…», изготовление журналов мод для девочек и мальчиков (закрепление мужской и женской одежды), организация фотовыставки детских фотографий, анкетирование родителей на тему: «Социально- нравственное воспитание детей дошкольного возраста», беседы на тему нравственного воспитания, дидактические игры, заучивание песен про дружбу, разучивание парного танца и т.д.
Оборудование: подушечки на каждого ребёнка, рядом с подушечкой атрибут для девочки или мальчика (заколка, машинка, кукла и т. д.), атрибуты для игры на запоминание возрастной последовательности (парики, одежда для женщины, мужчины, бабушки и дедушки, сумки и т. д.), атрибуты для игры-драматизации «Спящая красавица», столики для игры «Кто сильнее», листы и карандаши для рисования, подарки для девочек и мальчиков (заготавливают родители), музыкальное сопровождение, песня про дружбу, «Улыбка», «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»
Ход занятия:
Покажите мне свои красивые глазки, подарите мне свою красивую улыбку а я подарю вам стихотворение (чтение стихотворения В. Товаркова «Почему так говорят?»):
Детский сад, детский сад… Почему так говорят? Мы ведь не осинки, Мы ведь не рябинки.
Арины, Ромы, Дашеньки – Это же не вишенки! Детский сад, детский сад… Почему так говорят?
Мы ведь не листочки, Мы ведь не цветочки, Голубые, аленькие – Мы ребята маленькие!
Детский сад, детский сад… Почему так говорят? Потому что дружно в нём Мы одной семьёй растём!
Оттого и говорят: В этом доме детский сад!
В-ль: О ком вы только что прослушали стихотворение?
Дети: О нас, о детях, которые ходят в детский сад.
В-ль: Вот я знаю многих из вас уже 5 лет, но ещё раз хочу с вами познакомиться. Игра на развитие самосознание детей «Кто ты?».
Дети: Я мальчик, я человек, я девочка, я Илья, я Арина Олеговна, я Козырев, я родственник, я внук, я сестра (брат), я дочь (сын) и т.д.
В-ль: Вот видите, оказывается, я не всё про вас знаю, вы у меня все такие разные, не похожие друг на друга. Но знаю я одно точно, что вы у меня очень дружные, можете придти друг другу на помощь, не обижаете других. Я хочу, чтобы вы всегда были такими разными, оставались самими собой, и только дружба могла бы вас объединять. Давайте покажем всем, какие мы дружные.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите в глаза друг другу и подарите молча каждому, по очереди, самую добрую, какая есть, улыбку. (Включается музыка «Дружба начинается с улыбки»).
Ваши улыбки скрепили вашу дружбу ещё сильнее
Когда мы с вами знакомились, то я слышала, что среди вас есть девочки и есть мальчики. Ну-ка разделитесь мне на девочек и мальчиков, а я посмотрю кто это такие. А теперь, докажите мне что вы девчонки (девочки читают стихотворение «Все девчонки хохотушки…»)
Все девчонки – хохотушки Любят блеск и безделушки, Тайны, девичьи секреты, Сериалы и конфеты.
Мастерица поболтать, Могут до утра плясать. Я во всём на них похожа, Ну и что же, ну и что же?!
В чём- то я неповторима И своей красой красива, Пусть чуть-чуть упрямая, Всё равно – «Я самая!» …
А теперь мальчишки докажут нам кто они такие (чтение стихотворения «Все мальчишки шалунишки…»)
Все мальчишки – шалунишки Любят спорт и военные книжки, Машины, солдатиков, Конструктор и фишки.
Любят строить, в «войнушку» играть, Могут с папой по долгу читать, Я во всём на них похож, Ну и что же, ну и что ж?!
В чём- то я неповторим, Мужествен, красив, строптив Пусть чуть-чуть упрямый, Всё равно – «Я самый!» …
Спасибо вам за чтение таких стихотворений и я предлагаю вас присесть на подушечки для дальнейшей беседы, но кто, на какую подушечку сядет, вы выберите сами, но при этом вы не должны забывать, что вы дружные и умеете договариваться при помощи слов. (Возле каждой подушечки лежат атрибуты для девочки и мальчика, ребёнок должен сам определить, кто в какие игры играет, уметь договориться (по необходимости) и сесть на ту подушечку, рядом с которой лежит игрушка, соответствующая его игровой деятельности).
В-ль: Даша, почему ты села именно на эту подушечку?
Даша: Потому что рядом с ней лежит кукла, а с куклой играют девочки, а мальчики играют в другие игры и т.д.
В-ль: Вы хотите мне сказать, что мальчики и девочки чем-то отличаются друг от друга? Ну, тогда чем?
Дети называют отличие между мальчиками и девочками по внешнему виду (причёска, одежда, использование украшений и т. д.), физиологические особенности (строение тела, описание фигуры, строение голоса и т.д.), игровая деятельность детей, имена детей (мужские, женские, когда мальчики становятся папами, их имена превращаются в отчества).
В-ль: А теперь давайте представим с вами, что вы немного повзрослели, и кем вы стали? (Определение возрастной последовательности).
- Девочка – девушка – женщина – бабушка
- Мальчик – юноша – мужчина – дедушка
Я предлагаю вам попасть в будущее и показать всем нам кто, каким будет.
Детям предложены на выбор атрибуты для всех возрастных поколений (парики, одежда, очки, сумки, украшения, обувь, головные уборы, палочка для дедушки, клубок ниток, спицы для бабушки и т. д.) Воспитатель назначает кто кем будет из девочек, и кто кем будет из мальчиков, и дети переодеваются в соответствии со своей ролью. После переодевания воспитатель спрашивает у детей, кого как зовут, и почему он именно так оделся.
- Наташа – Наталья – Наталья Сергеевна – баба Наташа
- Ваня – Иван – Иван Александрович – дед Ваня
Теперь я предлагаю вам пройти со мной и сесть на стульчики. Я приготовила для вас ещё одно стихотворение «Подружки» (А, Кузнецова)
Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.
Я её не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь. Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей куклу, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»
В-ль: Как вы думаете, о ком и о чём это стихотворение?
А с кем дружите вы?
И почему вы дружите именно с тем или иным другом?
Почему происходят ссоры? Как вы миритесь?
Как вы думаете, каким должен быть мальчик, с которым детям хотелось бы дружить?
Дети: мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не должен обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, наоборот, они должны их защищать, помогать им, уступать им игрушки. Мальчик не должен быть слабым, ленивым, неловким, трусливым.
В-ль: А какой должна быть девочка, с которой детям хотелось бы дружить?
Дети: девочка должна быть доброй, аккуратной, много уметь делать. Не должна быть лживой, злой, ленивой, болтливой, неряшливой.
В-ль: А теперь девочки, давайте предоставим мальчикам возможность проявить смелость, ловкость.
Игра «Петушки». (Мальчики встают напротив друг друга и, прыгая на одной ноге, хлопают друг друга по ладоням. Не устоявшие на одной ноге считаются проигравшими. Используется муз. сопровождение). Победителей поздравляют аплодисментами.
В-ль: А сейчас мы проведём конкурс среди девочек. Девочки наши должны быть изящными, грациозными, а мальчики им в этом помогут.
Упражнение «Приглашение на танец»
Большое спасибо нашим кавалерам, без их помощи наши дамы не были бы такими изящными, грациозными.
Мы с вами побывали в будущем, а теперь я предлагаю вам пофантазировать и оказаться в прошлом. Воспитатель предлагает детям пройти с ней и послушать одну историю.
Много-много лет тому назад существовали рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны, благородны. Рыцари понимали, что они сильнее, выносливее, и поэтому и могут, и должны защищать более слабых. А кто был слабым? Женщины, дети, старики. Вот почему с давних времён и остался этот рыцарский обычай – помогать, оберегать и заботиться о слабых. Поэтому мужчина всегда идёт рядом с женщиной, готовый её поддержать. В присутствии женщины мужчины не должны сидеть, если она стоит. Выходя из транспорта, мужчина подаёт женщине руку. Он несёт ей тяжёлые сумки. Только маленькую дамскую сумочку несёт женщина сама. Ещё она поддерживает чистоту и порядок в доме, создаёт уют.
Наверняка это будете делать и вы, когда вырастете. Но кое-что друг для друга, мальчики и девочки, вы можете сделать уже сейчас.
Беседа «Наши отношения»
В-ль: как вы думаете, что мальчик может сделать для девочки?
Дети: подать куртку, пальто; пропускать впереди себя в дверях; уступать стульчик; помогать перейти лужу, собирать игрушки; защищать, если кто-то обидит девочку.
В-ль: а как должна вести себя девочка?
Дети: должна уметь принимать помощь мальчиков, поблагодарить или, в случае необходимости, вежливо отказаться, сказав «спасибо»; не должна быть вредной, ябедой; должна быть хозяйственной; помогать мальчикам следить за своим внешним видом и т. д.
Игра «Кто сильнее» Давайте представим, что наши мальчики рыцари и проведём среди них «рыцарский турнир» и выберем самого сильного мальчика. Игра заключается в том, что бы положить руку соперника на стол. Выигрывает тот, чья рука оказывается сильнее. Победителям – аплодисменты.
Игра- драматизация «Спящая красавица»
А теперь мы с вами вспомним сказку Ш. Перро «Спящая красавица».
Девочки по очереди изображают спящую красавицу. Мальчики подходят к ней и пытаются подобрать хорошие, добрые, сказочные слова, которые, по их мнению, смогли бы «разбудить» спящую красавицу.
Все мальчики молодцы, разбудили своих красавиц и нам пора возвращаться в настоящее время.
В-ль: Мы сегодня с вами танцевали, играли, думали. Это умеют делать и мальчики и девочки, и в этом вы похожи друг на друга. Но всё-таки мальчики сильнее девочек, и они могут защищать девочек от разных неприятностей. И вы знаете про это стих.
Мальчики и девочки – Все у нас равны, (читает мальчик) Только помнить (читают девочки) Мальчики
Об одном должны: Девочки слабее их, Могут и пищать, И должны их мальчики
храбро защищать.
В-ль: Защищать, это наверное с кем-нибудь драться.
Дети:
- Помочь подняться девочке, если она упала;
- Найти на прогулке рукавичку, чтобы у неё не замёрзли руки;
- Пропустить вперёд в дверях и многое другое.
В-ль: Многое сегодня на занятии узнала я от вас, много нового узнали вы от меня, но объясните мне, пожалуйста, из чего же сделаны такие красивые девчонки и такие симпатичные мальчишки.
Дети: девчонки сделаны из помады, бантиков, косметики т.д. Мальчишки сделаны из самолётиков, танков, пистолетов и т.д.
В-ль: я предлагаю вам пофантазировать, и нарисовать друг другу в подарок рисунок кто из чего сделан. (Дети выполняют задание под песню «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»)
По окончанию работы воспитатель предлагает детям подарить свои рисунки и подарки, которые они приготовили вместе с родителями друг другу.
Дети обмениваются подарками под песню «Дружба крепкая…».
Воспитатель благодарит всех за внимание.
Следующая > |
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Вступление
Главной целью воспитания является Человек высокой культуры и духовности. Основное содержание этого процесса проявляется в приобщении детей к системе гуманистических ценностей, выработке у них нравственно-эстетических идеалов, приучении к моральной оценке своих действий, а также в обучении учащихся правильному выбору способов поведения в сложных жизненных ситуациях.
Формирование ценностного отношения к нормам социальной культурной жизни и их усвоение, по мнению ведущих исследователей процесса нравственного воспитания, является задачей-доминантой воспитания детей младшего школьного возраста, успешное решение которой — основа их дальнейшего личностного развития. На решение этой задачи нацеливают программы воспитания младших школьников, разработанные белорусскими и российскими учеными. Результативность воспитания культуры и духовности в значительной степени зависит от влияния семьи, средств массовой информации, характера межличностного общения в первичном коллективе, общественном объединении. Однако ведущую роль играет целенаправленное педагогическое воздействие, осуществляемое в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Задача педагога — сформировать представления школьников о социальных нормах, вызвать личностное отношение к ним, организовать жизнедеятельность учащихся в согласии с этими нормами. Особое место в этой системе занимает нравственное просвещение, которое является длительным и сложным процессом «пробуждения и наполнения души» (В.А.Сухомлинский) до появления стремления к внутреннему самосовершенствованию, собственному росту и проявлению себя как нравственно воспитанной личности. Педагогами накоплен богатый опыт формирования у младших школьников основ нравственно-этической культуры. Вместе с тем, далеко не исчерпаны возможности более эффективного воспитания учащихся в данном направлении. Уровень воспитанности у детей культурных навыков и нравственных качеств остается низким. В современных условиях все ощутимее дефицит повседневной культуры поведения и жизнедеятельности. Значительное влияние на детей оказывает общий низкий уровень бытовой и поведенческой культуры общества, с проявлениями которого ребенок сталкивается на улице, в общественных местах. Наблюдаемые нередко детьми неуважительное отношение к женщине, старикам, инвалидам, сквернословие, грубость снижают результативность педагогического влияния, формируют негативный образ жизни. Трудность состоит в том, что в начальных классах не только формируется новый опыт поведения, но и перестраивается, корректируется прошлый, привычный стиль поведения и отношений. Далеко не всегда опыт, приобретенный в семье, соответствует нравственным нормам и правилам. Для того чтобы процесс перехода внешних влияний во внутренний мир ребенка полностью завершился и приобрел реальную форму поведения, необходимо, по мнению С. Л. Рубинштейна, обязательное условие: влияния должны произвести на личность сильное впечатление и вызвать у нее глубокие переживания. Вне таких условий внешние влияния могут оказаться для личности нейтральными, так как в этом случае они не активизируют личность на их переработку. Пассивность личности к восприятию и переработке внешней информации приводит к тому, что влияние сразу угасает, не задев ни чувств, ни сознания школьника. Поэтому разговор с детьми должен быть не просто содержательным, а умным, в меру эмоциональным, сдержанным и тактичным, влияющим не только на сознание, но и чувства, оставляющим за воспитанниками свободу выбора. Именно в возрасте 7-10 лет дети особенно восприимчивы к слову, когда складывается система взглядов на окружающий мир, жизнь людей, на себя самого в этом сложном мире, формируется система ценностей, которая будет основой дальнейшей жизни. Преобладание же в современной воспитательной работе конкурсно-развлекательных форм отучает детей рассуждать, отрицательно сказывается на уровне воспитанности. Предлагаемое пособие имеет целью методически обеспечить процесс нравственного просвещения учащихся, способствовать формированию основ этической и элементарной поведенческой культуры. Целесообразно проводить подобные занятия, начиная со второго класса. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся, так как усвоение нравственных понятий предполагает достаточно высокий уровень развития сознания и мышления учащихся. При этом мы не исключаем, что отдельные фрагменты предлагаемых занятий, материалы и, особенно, игровые упражнения можно с успехом использовать в первом классе. В пособии приводятся разработки нравственных бесед, которые можно по содержанию условно сгруппировать следующим образом: — о культуре повседневной жизни; — о нравственных качествах; — беседы, направленные на осмысление ценностей жизни (философское воспитание). Занятия по культуре повседневной жизни в большей степени предназначены для детей 7-8 лет, беседы же о сущности нравственных качеств и отношении к ценностям жизни — для более старших учащихся. Каждый из условно выделенных блоков направлен на решение своих специфических задач, включает соответствующую тематику занятий, предполагает использование определенных приемов, методов и технологий. Беседы о культуре повседневной жизни ставят задачу разъяснения и привития учащимся норм поведения. К простым правилам жизни и нормам поведения относятся прежде всего такие, как культура внешнего вида, элементарная гигиеническая и физическая культура, культура речи, внешнего вида, общения, поведения в общественных местах, культура быта, эстетическая культура и др. По данному блоку предлагаются такие темы, как «Простая вежливость», «У меня зазвонил телефон», «Культура внешнего вида», «Гостевой этикет», «Театр — храм культуры» и другие. Формирование у младших школьников представлений и понятий о качествах личности — ведущая задача второго блока. Беседы «Выиграть или заработать», «О корыстолюбии и бескорыстии», «Твои ровесники», «О хвастовстве и скромности», «Щедрость и жадность» и другие не только должны помочь учащимся понять сущность нравственных качеств, различать положительные и отрицательные качества, но и вызвать стремление сформировать у себя социально ценные свойства личности. Тема «Царица добродетелей и ее подданные» обобщает знание о нравственных качествах, нацеливает учащихся на самосовершенствование и самовоспитание. Темы философского содержания («О душе и духовном мире», «Что главное в жизни», «Что такое совесть и стыд», «Кто по-настоящему богат») не занимают большого места в пособии. Они достаточно сложны для детей, поэтому должны иметь место тогда, когда учащиеся «созрели» для подобной беседы. Вместе с тем, современная педагогическая наука нацеливает воспитателей уже с начальных классов формировать у учащихся элементарные представления о жизни человека как таковой, ее основных законах и ценностях (Н.Е.Щуркова). Необходимо заметить, что некоторые темы бесед сочетают в себе воспитательные задачи разных блоков. К ним относятся такие темы, как «Дорогой добра», «О памяти и памятниках», «Культура поведения в храме» и другие. В этих беседах решается комплекс задач, одновременно формируются и навыки поведения, и представления о качествах личности, и отношение к ценностям жизни. Методика построения занятия на нравственно-этическую тему предполагает определенную логику: — вступительная часть (введение в тему, актуализация знаний, проблемные вопросы); — разъяснение смысла понятий, нормы поведения, нравственной сущности качества; — практикование (игровые упражнения, анализ ситуаций, игры); — выводы. При этом важно с учетом возраста детей разнообразить виды деятельности. На занятии учащиеся размышляют, читают стихи, играют, показывают инсценировки, слушают музыку, рисуют. Вступительная часть, как правило, непродолжительна по времени. Здесь главное — вызвать интерес к теме. На этом этапе могут использоваться проблемные вопросы, небольшие стихотворения, пословицы, игровые приемы, конкретные примеры и рассуждения о жизненных ситуациях и др. Для разъяснения понятий, норм поведения, нравственной сущности качеств личности рекомендуются такие приемы, как рассказ учителя, слушание и анализ текста, работа в микрогруппах по формулированию понятий и правил поведения, прием «Недописанное предложение» и другие. Задушевный и в то же время глубокий разговор невозможен без вопросов к воспитанникам. Формулирование вопросов требует высокого уровня мастерства педагога. «Вопрос, задаваемый педагогом детям, — пишет Ш.А.Амонашвили, — это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характера отношений педагога к учащимся; можно познать самого педагога, ибо вопрос — почерк его педагогического мастерства» (Здравствуйте, дети! С.37). Поэтому особое внимание в разработках этических занятий уделено вопросам к детям по обсуждаемой теме. Предпочтение отдается вопросам, которые будят мысль и заставляют глубоко задуматься над мотивами поведения (вопросы, начинающиеся со слова «почему»). Работа с пословицами, афоризмами традиционно широко используется на этических занятиях. Можно предложить следующие приемы работы с пословицами: — составить небольшой рассказ по пословице; — нарисовать рисунок; — объяснить значение пословицы; — привести примеры, раскрывающие смысл пословицы; — придумать пословицу или дописать; — составить пословицу из предложенных слов. Чем старше дети, тем больше возможностей использовать на занятии элементы дискуссии. К примеру, можно использовать прием «Опровергни абсурд» (Щуркова Н.Е.). Ученикам предлагается высказаться по поводу утверждений, абсурдных с точки зрения моральных норм. К примеру, предлагаются следующие утверждения: Девочкам не надо учиться быть хозяйственными Мужчина должен быть нежным и ласковым Дисциплина в школе приносит большой вред и т.п. Подобные утверждения можно легко сформулировать на основе стихов Григория Остера. Важное условие успешности проведения этических занятий — отказ от прямого морализирования, назидательных увещеваний, создание благоприятной доверительной обстановки. В воспитательных беседах необходимо избегать прямых внушений типа: «вы должны соблюдать правила поведения», «а вот некоторые дети почему-то этого не делают», «нельзя забывать волшебные слова», «давайте всегда будем вежливыми и добрыми» и т.д. В предложенных в пособии разработках пространные рассуждения учителя используются в редких случаях — только там, где действительно дети самостоятельно не сделают вывода, или при необходимости объяснить достаточно сложное нравственное понятие. Главным образом, это касается тем философского содержания и бесед о нравственных качествах. Значительное место в разработках занимает анализ ситуаций, который организуется как фронтально, так и в группах. Этот прием помогает конкретизировать нормы поведения, связать их с практическим опытом, а главное — учит видеть, понимать нравственную сущность (Почему именно так поступил герой?), оценивать поступки и действия героев (Правильно ли он поступил?), проектировать собственное поведение (Как бы вы поступили на его месте?). Разнообразие форм организации деятельности детей на этических занятиях — одно из условий их эффективности. Кроме фронтальной, необходимо широко использовать групповую и парную работу. Задачи, решаемые данными формами организации занятия, многообразны: активизация учащихся, развитие способности делать самостоятельные выводы, умений сотрудничать, высказывать свою точку зрения, формулировать выводы и др. В опыте учителей применяются разнообразные приемы деления учащихся на группы: «Светофор», «Времена года», «Звездочка», «Волшебный мешочек», по количеству слогов в имени, по жребию и др. Объединившись в группы, учащиеся рисуют плакаты, разыгрывают ситуации, составляют перечень правил поведения учащихся, обсуждают предложенные учителем вопросы, находят выход из конфликтной ситуации, готовят сценки. Например, прием «Мозаика». Группа учащихся получает части мозаики и складывает ее. На обратной стороне может получиться пословица, ключевое понятие, главный вывод или вопрос. В работе с учащимися большое место занимают игровые приемы. Во вступительной и заключительной части занятия можно использовать интерактивные игры «Подари цветок», «Импульс», «Мяч», «Карусель» и другие, способствующие формированию коммуникативных умений, созданию благоприятной обстановки. В работе над содержанием беседы эффективны игры «Четыре угла», «Поменяйтесь местами», «1, 2, 4», «Коллаж». Рефлексию можно провести с использованием интерактивных игр: «Венок», «Мишень», «Острова», «Кейс», «Мусорное ведро», «Двусторонний дневник», «Письмо», «Пожелание» и др. Например, игра «Кейс». Учитель говорит: «Если бы у вас был кейс, в котором могло бы поместиться только два совета из памятки, какие бы вы взяли с собой после нашей встречи? Почему именно эти?». Детям также нравится игра «Исправь ошибки». Внимательно следя за поведением Незнайки или Невежи, дети лучше усваивают нормы поведения. Многолетние исследования автора привели к убеждению об исключительной важности выработки устойчивых умений и навыков поведения, которые должны не только иметь место на этических занятиях, обеспечивая их практическую направленность и исключая формальное усвоение норм поведения, но и закрепляться в повседневной жизни. Это одно из решающих условий результативности воспитательной работы в данном направлении. Если дети в младшем школьном возрасте не только усвоят нравственные понятия и нормы, но и приучатся их выполнять, будет заложен прочный фундамент нравственно-этической культуры личности. Опыт убеждает, что наиболее эффективен в формировании культурных навыков метод игровых упражнений, который недооценивается в теории и практике нравственного воспитания младших школьников. Игры- упражнения целесообразно включать в этические занятия после разъяснения соответствующих норм поведения. Организовывая систему нравственных упражнений с младшими школьниками, необходимо заключить их в яркие, необычные, увлекательные формы, синтезирующие игру и упражнение. Это может быть игра, проигрывание ситуаций, заранее подготовленные мини-инсценировки. Большую роль в проведении этических занятий играют обобщения учителя, в которых в доступной форме говорится о самом главном — нравственной сущности явлений, поступков, мотивации поведения. В подготовке пособия мы сознательно уходим от схематизма и предлагаем учителю достаточно подробные разработки, но в то же время убеждены в необходимости предоставления педагогу свободы выбора при организации нравственного просвещения учащихся. Работа с предложенным материалом может организовываться у различных педагогов по-разному. На усмотрение учителя, используя данное пособие, можно провести как серию занятий, так и отдельные беседы, которые вызваны воспитательной необходимостью. Не все предложенные темы обязательно проводить в определенном классе. Многое зависит от того, в каких семьях воспитываются учащиеся, каков их уровень воспитанности, какова моральная атмосфера в коллективе. Важно учитывать опыт и уровень педагогического мастерства учителя, насколько успешно он использует в воспитательной работе с детьми программу «Ориентир» (проект «Школа человечности») и др. С учетом особенностей класса педагог может использовать предлагаемый дополнительный материал. Решая задачу духовно-нравственного воспитания, в содержание бесед включены материалы из религиозных изданий, уроков в воскресной школе — притчи, цитаты из Библии. Использование этого материала также предполагает свободу выбора, учет особенностей класса, индивидуальности учителя. Допускается возможность проведения бесед не со всем классом, а с группой учащихся. Более того, есть темы, которые предназначены для работы только с мальчиками или только с девочками. Материалы разработок можно использовать и для индивидуальных бесед с учащимися и их родителями. Отметим еще некоторые важные педагогические условия, при которых достигается наибольшая эффективность занятий по нравственно-этической культуре. Беседы должны носить доверительный характер с обязательным соблюдением педагогического такта. Особенно это касается содержания и методики проведения бесед о семье, половом воспитании, гендерной культуре, поведении в храме. Проведение этических занятий будет более результативным при условии благоприятного нравственного стиля и тона общения в классе, морально- психологического климата в коллективе. Важное условие успешности проведения этических занятий — взаимосвязь нравственного просвещения с учебной работой, содержанием тем, которые изучаются на уроках литературного чтения, в курсе «Человек и мир». Результативность занятий в значительной степени зависит от взаимодействия школы и семьи. В этой целью советуем учителю вывешивать для родителей информацию, которая может включать: тему занятия, основные вопросы, понятия, советы родителям, памятки по соблюдению культурных норм поведения. Можно выступить с докладом, сообщением на родительском собрании по темам, обсуждаемым с учащимися на этических занятиях, привлекать родителей к подготовке бесед, оформлению наглядных пособий — плакатов, памяток, стендов и др. В заключение еще раз подчеркнем, что главная роль в процессе нравственного развития учащихся принадлежит педагогу. Его пример, педагогическое мастерство, собственная убежденность и умение убедить, целенаправленная работа по нравственному просвещению учащихся, созданию моральной атмосферы в классе, понимание важности данного направления работы — залог успешного нравственного воспитания младших школьников. При разработке пособия использованы научно-методические издания М.А.Андрианова, О.С.Богдановой, К.В. Гавриловец, Е.Е. Грабар, Ж.Е.Завадской, Д.В.Калининой, М.П.Осиповой, В.И.Петровой, В.Г Сенько, М.А.Станчиц, И.Ф.Харламова, А.И.Шемшуриной и др. Автор признателен также кафедре педагогики и психологии начального образования, студентам факультета начального образования БГПУ им. М.Танка, учителям-практикам за помощь в апробации материала и совершенствовании рукописи.
Тематика занятий
1. Простая вежливость 2. Твои ровесники 3. Моё, чужое, общее 4. Умей быть благодарным 5. У меня зазвонил телефон 6. Дорогой добра 7. Как культурно ссориться 8. Слова бывают разные 9. Поделись улыбкою своей 10. О братьях наших меньших 11. Гостевой этикет 12. О справедливости 13. О грубиянах и драчунах 14. Выиграть или заработать 15. Щедрость и жадность 16. Правда и ложь 17. Наши дедушки и бабушки 18. Как вести себя в транспорте 19. Я — будущая хозяйка 20. О хвастовстве и скромности 21. Это тихое слово «прости» 22. Кто труд уважает, тот хлеб не бросает 23. Хочу — нельзя — надо 24. Мы любим свою столицу 25. Моя семья — моя крепость 26. Не такой, как все 27. Культура поведения в храме 28. Что такое совесть и стыд 29. Хочу быть модной 30.Что такое тактичность, умеренность и деликатность 31. Кто по-настоящему богат 32. Дружба мальчиков и девочек 33. О корыстолюбии и бескорыстии 34. О качествах мужественности 35. Чтобы тело «пело» 36. Умей сказать «нет» 37. О милосердии 38. Что главное в жизни 39. О бережливости и хозяйственности 40. Театр — храм культуры 41. Благородные рыцари и прекрасные дамы 42. Умеем ли мы шутить и веселиться 43. Царица добродетелей и ее подданные 44. О душе и духовном мире 45. О памяти и памятниках 46. Культура внешнего вида 47. О победе и победителях 48. Откуда я взялся 49. Красиво и некрасиво 50. Человек среди людей