Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования


Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

 Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя [1]: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рассмотрим критерии речевого развития подробнее.

1) Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие свободного общения со взрослыми и детьми, осваивание конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2) Для обогащения активного словаря важна работа над формированием усвоения словообразования и словоизменения [3].

3) В своей работе В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко отмечают, что работу по формированию связной речи можно дифференцировать поэтапно, где один из этапов перетекает в другой [4].

На подготовительном этапе проводится работа по развитию речи (развитие восприятия речи, обогащение и формирование лексико-грамматических категорий, коррекция звукопроизношения) и мышления.

На начальном этапе происходит освоение диалогической речи (вопросно-ответная форма высказываний, умение поддерживать несложные беседы).

На основном этапе формируется монологическая речь — рассказывание (пересказ, составление рассказов).

4) Использование разнообразных литературных жанров, устного народного творчества благотворно влияют на развитие речевого творчества старших дошкольников [7]. Дети составляют простые короткие рассказы, сочиняют отдельные стихотворные фразы, придумывают новые сюжеты в знакомых сказках и т. д.

5) Для формирования фонематического восприятия необходимо развивать слуховое и зрительное внимание, память, формировать понятия «звук», «гласные звуки»; обучать умению выделять звуки из начала слова, работать над темпом и ритмом речи [3].

6) В своей работе мы часто практикуем тематические выставки сказок, детских писателей, т. к. это помогает детям ближе ознакомиться с книжной культурой, детской литературой, способствует пониманию на слух текстов различных жанров. Книжные уголки в группе должны быть оформлены в соответствии возрасту детей.

7) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте происходит через знакомство с буквами, развитие графических навыков, обучение навыкам буквенного анализа и синтеза.

Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами.

Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника.

К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы.

Способы и средства для речевого развития детей, материальное оснащение подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.

В первой младшей группе характерными принципами речевого развития являются:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, подсказки, речь по образцу, сопряжённая речь и др.;

− развитие умения слушать и слышать (рекомендуется чтение рассказов, сказок);

− самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи).

Во второй младшей группе:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, образцы речевого взаимодействия в разных видах деятельности;

− развитие умения слушать и слышать (беседы, чтение рассказов, сказок).

В средней группе:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (желание воспринимать и обсуждать новую информацию; развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения);

− способы и средства, направленные на развитие умения слушать и слышать (выслушивание товарища, уточнение ответов детей; рассказы педагога;

− создание в группе Уголка экспериментирования (демонстрационный материал (картинки, фотографии, открытки), лупы, кинетический песок, магниты, зеркала и др.).

В старшей и подготовительной группах:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы);

− способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов);

− пополнение уголка в «Уголке экспериментирования» (расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний);

− создание в группе Речевого уголка (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т. д.).

При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе:

− формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;

− повышается речевая активность детей;

− дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра активизирует детей к общению. Антонова Ю. В., рекомендует использовать игры с готовыми текстами, подвижные игры, дидактические игры, игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик и др. [2].

Киселева Л. С. считает, что «используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Главная задача — помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами» [5].

О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова отмечают, что музыкальные развлечения, театрализованная деятельность, изготовление книг своими руками, проблемные ситуации, обсуждения способствуют развитию речи дошкольников [6].

Таким образом, благоприятное речевое развитие детей осуществляется в том случае, если:

− дети совместно достигают поставленных целей, помогая друг другу;

− формируют и пополняют свой словарный запас, выполняя речевые и практические поручения;

− педагог поощряет и стимулирует ребёнка в речевой активности и является координатором в совместной образовательной.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Антонова Ю. В. Игры для всей семьи, или долой скуку. — М.: Издательство Лада/Москва, 2010г.
  3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
  4. Коноваленко В. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 48с.
  5. Киселёва, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова // Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. — М.: Аркти, 2005–96 с.
  6. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6
  7. Школа сказок. https://www.trizminsk.org

Средства развития речи дошкольниковучебно-методический материал

Эффективность речевого развития дошкольников во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.

Важным средством развития речи является языковая среда. Речь, которую дети постоянно слышали, все, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование так называемого «чувства языка», которое, в свою очередь, способствует усвоению культуры речи.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь взрослых (в детском саду и семье) была содержательной, грамотной, разнообразной, выразительной, точной.

Но, к сожалению, на практике приходится сталкиваться с недостатками речи педагогов, среди которых:

— многословие. Одни педагоги долго объясняют детям задание, не умея просто и ясно изложить свою мысль, и в результате дети делают не то, что нужно, так как за обилием слов не улавливают мысли. Другие педагоги повторяют все, что говорят дети, неумеренно хвалят каждого, без нужды по нескольку раз повторяют свой вопрос или дают пространные пояснения к вопросу – в этом потоке слов теряется главное, существенное;

— чрезмерная лаконичность речи, когда дети слышат только краткие распоряжения, замечания и больше ничего. У такого воспитателя детям нечему будет научиться в отношении родного языка;

— частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (тарелочка, постелька, чашечка, ручки и т.д.); при неумеренном их использовании теряется эмоциональный оттенок слова;

— небрежное, неряшливое произношение звуков, слов (слова произносятся как бы сквозь зубы, недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

— монотонность речи, которая утомляет детей и снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать;

— бедность языка (ограниченный запас слов, однообразные обороты речи, невыразительность, сухость). Такая речь – плохой пример для детей, она оставляет их равнодушными к ее содержанию;

— злоупотребление лишними словами («так сказать», «значит», «вот», «ну»), употребление слов с характерными особенностями местных говоров, с неправильным ударением в словах («магазин», «Километр», «свекла»).

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

В общении с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и говорить с ними так, чтобы им было все понятно, чтобы речь педагога доходила до сознания ребят, вызывала у них яркие образы и действовала на чувства.

Большое значение в развитии речи имеет содержательная жизнь детей в детском саду. Интересная, богатая впечатлениями жизнь обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло. Разнообразные игры, развлечения, занятия с материалами, прогулки и наблюдения, уход за животными и растениями, рассматривание картин, посильное участие в организации своей жизни, яркие детские праздники и т.п. – все это становится содержанием их речи. А если воспитатель проявляет к тому же чуткое и доброжелательное отношение (всегда готов выслушать то, о чем сообщают дети, готов поговорить по этому поводу), тогда возможности возникновения потребности выразить в речи свои переживания резко возрастают.

Если у детей нет ярких впечатлений, если жизнь ребят бедна и однообразна, то их речь слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов увеличивается медленно. В то же время педагогу следует быть осторожным в стремлении каждый день обогащать жизнь детей все новыми и новыми впечатлениями, так как этим он будет лишь обременять их память, и они не смогут ничего прочно усвоить.

Важнейшим средством развития речи является художественная литература. Она используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Художественный текст является образцом построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.

Е.А.Флерина отмечает, что литературное произведение дает ребенку готовые языковые формы, словесные характеристики образов, определения, которыми он впоследствии оперирует.

По мнению Н.С.Карпинской, художественная книга представляет прекрасные образцы литературного языка.

Контекстуальная осмысленность слов и выражений, включенных в литературные произведения, способствует обогащению словаря, а также средств словесной выразительности, образной речи (О.С.Ушакова, Л.А.Колунова и др.).

Литературные сюжеты используются в качестве основы при разработке речевых ситуаций в обучении языку, при формировании аналитико-синтетической деятельности, а также для развития воображения, расширения круга представлений об окружающем мире.

В целях речевого развития детей применяются художественные средства.

Существенное влияние на формирование речи оказывает рисование. Исследователи проводят аналогии между развитием рисования и речи, считают рисование особым видом речи. В частности, Л.С.Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную графическую. Речь, которую можно считать предвестником будущего письма, и подчеркивает, что эта речь — символы первого порядка, непосредственно означающие предметы или действия.

К.Бюллер считает, что деятельное рисование начинается только тогда, когда словесное выражение уже сделало большие успехи, а А.Рыбников высказывает мнение, что до известного возраста сам смотрит на свой рисунок как на особый вид речи; с его помощью он пытается рассказать о предмете все, что о нем знает.

Установлено, что дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. Включение в процесс рисования речи, по мнению исследователей, может существенно перестроить ход изображения: ребенок начинает анализировать свой рисунок, понимать, что у него сделано хорошо, а над чем еще необходимо поработать. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребенка более нацеленными, продуманными, помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования.

В свою очередь в процессе рисования дети учатся употреблять слова, обозначающие предметы, их признаки (цвет, форму. Величину и пр.), свойства, временные и пространственные отношения. Словарь дошкольников пополняется изобразительными терминами («линия», «штрих», «колорит» и др.), уточняется значением отдельных слов, таких, как «большой», «крупный», «крупнее», «маленький», «меньше», «короткий», «короче», «меньше», « и т.д. Дети практически усваивают синонимические оттенки значений слов («круг большой», «круг маленький», «рисунок крупный» и т.д.). Словесное осмысление рисунка способствует возникновению и развитию в процессе изображения замысла. Замыслы, возникающие во время рисования и оформления в слове, чаще остаются в памяти ребенка и отражаются разными средствами.

Таким образом, рисунок и речь – два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребенок выражает свое отношение к окружающему.

Велика в развитии речи и роль музыка. Музыка сродни речи, но если вербальная речь по преимуществу логична, то музыка эмоциональна. Музыка – это язык чувств, переживаний, настроений. «Музыка начинается там, где кончается слово», — писал Г.Гейне. Но музыка может соединяться со словесной речью. У музыки и речи немало общих понятий, расходящихся лишь в частностях: «язык музыки», «музыкальный стиль», «интонации», «ритм». В мире музыки речь создает предметную основу, рисует контуры жизненных ситуаций.

Текст, сближает музыку с потоком жизни (в песне, романсе, опере). В то же время есть жанры, в которых текст и музыка меняются местами, т.е. ведущую роль играет текст (частушки, сатирические куплеты, речитатив в былине).

Важным компонентом, способствующим органическому овладению ребенком речью является пение, задача которого — научить детей понимать звуки, сделать для детей доступным вхождение в богатый мир звуков. Пение вызывает у детей хорошее настроение. Зачастую дети начинают петь раньше, чем говорить. У ребят постепенно развивается и обостряется музыкальный слух и параллельно происходит становление выразительной речи.

Ни с чем не сравнимую радость вызывают у детей театрализованные представления, которые воздействуют на маленьких зрителей целым комплексом средств: художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных спектаклях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания в монологической форме.

Одним из средств развития речи являются наглядные пособия по развитию речи, вызывающие у детей естественный интерес, работу мысли и речевую активность.

В дошкольных учреждениях в качестве наглядных пособий используются натуральные предметы (одежда, посуда, орудия труда, растения и т.д.), а также изобразительные пособия, передающие предметы (явления) мира опосредованно, в условном виде (картины, фотографии, диафильмы и т.д.). особый вид наглядных пособий представляет дидактический материал (настольно-печатные игры, самодельные пособия и пр.).

Однако наличие пособий само по себе не решает задач речевого развития детей. Они не окажут заметного влияния на развитие речи дошкольников и будут лишь средством развлечения, если их использование не будет сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, обьяснять и называть показываемое.

Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей; от характера языкового материала и его содержания.

Условия успешного речевого развития дошкольника

Не все родители представляют, на какие особенности следует обращать внимание и какие средства использовать, чтобы благоприятно влиять на речевое развитие своего ребенка. Однако все знают, какого результата они ожидают: с каждым годом малыш должен говорить все лучше, должен знать и использовать в речи все больше слов, чище произносить звуки, правильно строить предложения.

Учитывая этот естественный запрос родителей, давайте попытаемся определить те условия, которые создают подходящую почву для развития у детей умения говорить.

Формирование любых умений и навыков нуждается в тренировках. Соответственно, чтобы речевые навыки дошкольника с каждым месяцем улучшались в отношении произношения, обогащения словаря и связности высказываний, ему необходимо:

  1. Постоянно слышать и слушать речь других людей, желательно грамотную и выразительную.
  2. Много говорить самому.
  3. Знакомиться с новыми словами, их понятием и значением.

За создание подобных условий полностью отвечают самые близкие люди малыша: мама, папа, бабушка, дедушка, няня…

Удивительно то, что несмотря на простоту перечисленных условий, взрослые частенько используют их настолько мало, что дети не получают подпитки, и их речевое развитие запаздывает.

Здесь следует оговориться, что обычно речь ребенка 4-5 лет еще не достаточно соответствует нормам грамотной взрослой речи. Однако уже в этом возрасте по активному словарю дошкольника и его манере высказываться легко определить, должным ли образом протекает формирование его речевых умений или этот процесс оставляет желать лучшего.

Средства осуществления программы развития речи в детском саду

Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой).

Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.

В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.

В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение.

Обучение родному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Основная форма дошкольного обучения — занятия.

По дидактическим целям можно выделить такие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или учетно-проверочные (контрольные); комбинированные (смешанные, объединенные).

В детском саду понятие «новый материал» по развитию речи порою бывает относительно, так как дети сталкиваются с теми языковыми явлениями, которыми они повседневно пользуются в своей речи (звуки, интонация, грамматические формы, слова). И все-таки можно с уверенностью говорить о преподнесении детям нового. Это истолкование, объяснение знакомых фактов, накопление новых представлений, формирование новых навыков. А. П. Усова отмечала, что представления, которые практика вносит в сознание и поведение детей, как будто им совершенно знакомы, но разрозненны, случайны, истолкованы с детской точки зрения. Занятия должны открывать детям то, что нужно видеть, как видеть, а также как действовать.

Подходы и средства, стимулирующие речевое развитие

На развитие речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах более действенно влияют не одни и те же методы и средства. Каждому возрасту – свои приемы. К примеру, казалось бы, подходящим стимульным материалом в развитии речи служат картинки. Однако в их использовании есть подвох. Если показать сюжетное изображение дошкольнику 3-4 лет и попросить рассказать, что он видит, то ребенок применяет больше ситуативной речи («Вот мальчик стоит», «Собака убежала туда» и пр.).

На основании данного факта ни в коем случае нельзя отказываться от картинок, но при их использовании следует побуждать детей младшего дошкольного возраста уточнять детали и высказываться развернуто. Уже в 5 лет дошкольники, используя иллюстрации как наглядную опору, способны сочинить вполне логичную и завершенную историю, а ситуативность их речи многократно снижается.

Дошкольники 6-7 лет имеют достаточно большой словарный запас, чтобы составить полноценный рассказ, рассматривая как серию картинок, так и художественное полотно.

К.Д. Ушинский утверждал, что картина является могучим средством «развязывания» языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится впечатлениями, описывает, каким ему представляется сюжет изображения.

Таким образом, взрослым важно использовать подходы и средства, соответствующие актуальному развитию ребенка и позволяющие сделать шаг вперед. Представим несколько средств и методов, наиболее подходящих дошкольному возрасту.

Развитие речи в игре

Игра создает прекрасные условия для развития объяснительной речи. Договориться о правилах игры или объяснить партнеру, в чем заключается его роль в игровом сюжете; пояснить действие игрушки или аргументировано отстоять свое мнение – в подобных обстоятельствах дошкольнику придется выйти за рамки контекста, отказаться от ситуативно ориентированных фраз и содержательно изложить свои мысли.

До того времени, когда дошкольник будет объясняться в игре со сверстниками, еще нужно подождать. А в 3-4 года роль партнера по игре придется выполнять родителям или бабушкам-дедушкам.

Многим знакомо, как взрослые принимают приглашение поиграть и условия ребенка, ничего не уточняя. Откровенно говоря, чаще всего они автоматически и формально якобы участвуют в игре, одновременно занимаясь своим делом. А ведь даже за пять минут настоящего внимания в условиях игры можно оказать воздействие на формирование речевых навыков ребенка. Расспросить малыша, какие роли надлежит исполнить, помочь ему сформулировать правила игры, уделить внимание атрибутам – все это способы разговорить ребенка и, более того, заложить основы коммуникативных навыков.

Сказки и литература как средство развития речи

Сказка и детские литературные произведения развивают восприятие и понимание речи ребенком. Слушая произведение, дошкольник сосредотачивается на сложном сюжете с несколькими линиями, одновременно держит в памяти и отслеживает судьбу нескольких героев, погружается в описание событий и улавливает множество деталей. Более того, старший дошкольник самостоятельно определяет главную идею рассказа, мораль сказки, дает оценку персонажам.

Уже с трехлетнего возраста слушание и рассказывание сказок, историй, стишков выполняют две важнейшие речевые функции:

  • выделяющая;
  • синтезирующая.

Выделяющая функция при восприятии литературных текстов (а также устных повествований, которые наполняют нашу жизнь) отвечает за то, чтобы ребенок вычленил главные моменты, которые составляют содержание произведения или пространного обращения к нему. Простыми словами, благодаря выделяющей функции ребенок понимает, о чем идет речь.

Задача синтезирующей функции – объединить отдельные элементы в единый сюжет или применить знакомые образы и речевые обороты в новом контексте.

Можно сказать, что использование литературы в воспитании детей оказывает глобальное влияние на их речевое развитие. Ребенок учится улавливать главное, получает пример выражения мыслей, усваивает готовые речевые обороты и пр.

Где, как не в литературных произведениях, ребенок услышит столько художественных приемов речи. Эпитеты, сравнения и другие выразительные средства дошкольник сначала использует механически, пересказывая сюжет. Со временем средства языковой выразительности прочно закрепляются в словарном запасе ребенка и используются произвольно.

Более развернуто о формировании речевых умений с помощью детских произведений изложено в статье Сказка в развитии речи дошкольника.

Элементы театра в помощь речевому развитию

Всем известно, как любят дошкольники примерять на себя различные образы. То они в роли врача строго расспрашивают «пациента» о самочувствии, то выступают в образе чародея и проговаривают волшебные заклинания, то поочередно озвучивают каждую игрушку, завязывая между ними диалог.

То есть, все дети, в определенной степени, прирожденные артисты, которые легко включаются в роль и говорят от имени героя. Этот благодатный потенциал и театрализованную деятельность стоит использовать как средство развития речи.

В театрализованной игре можно как разыгрывать готовые сюжеты, так и можно импровизировать в ходе действия. Если это любимая сказка, то ребенок уже знает многие фразы и монологи героев и с удовольствием их повторяет.

Подсказки взрослого помогают не ограничиваться только теми фразами, которые уже знакомы ребенку, а подталкивают продолжить высказывание от имени персонажа.

В помощь статья Развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Очень полезно заучивать коротенькие и понятные дошкольнику литературные тексты и стихи, а затем озвучивать их «как артист». Правильная литературная речь позволяет ребенку почувствовать красоту родного языка, использовать слова для выразительности своей речи и обогатить свой активный словарь.

Возможности логоритмики в развитии речи

К доступным и эффективным средствам речевого развития относится и такой современный подход как логоритмика. Впрочем, из современного здесь только название. И много лет назад дети использовали в своих играх сочетание определенных действий и ритмических речитативов. Сейчас получил распространение новый термин

Логоритмика – это технология, нацеленная на комплексное развитие ребенка. Проговаривая слова и выполняя определенные движения, малыш тренирует речевые навыки, артикуляционный аппарат и моторику.

Такие упражнения увлекательны для детей. Они легко запоминают и охотно исполняют стихи и речитативы, напевают песенки с различными звуками, имитирующими животных и природные явления (мяу-мяу, кап-кап-кап и пр.), подключая при этом движения. Эффективный прием на развитие речи у детей 3-4 лет.

Логоритмика особенно полезна на стадии активного формирования произношения и охватывает даже более широкий возрастной диапазон – от 2,5 до 4,5 лет. Выполняя упражнения, дети обучаются сочетать речь и движения, что оказывает прямое влияние на формирование ритма, темпа и мелодики речи. При этом тренируется речевое дыхание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]