Сказка о комнатных растениях для дошкольников
Сказка для детей 5-7 лет
Познавательная сказка для детей дошкольного возраста «Зелёный Ёжик»
Автор: Голышевская Наталья Михайловна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №12» г.Барнаула Назначение: данный материал предназначен для детей дошкольного возраста Цель: расширить представления дошкольников о комнатных растениях Задачи: — познакомить детей с особенностями внешнего вида, строением, условиями произрастания комнатных растений; — учить выполнять трудовые действия по уходу за комнатными растениями; — развивать любознательность, познавательный интерес. Жил-был Кактусёнок. Он был круглый, зелёный и колючий. Поэтому его прозвали Зелёным Ёжиком. Но колючим он был только снаружи, а на самом деле, Кактусёнок был очень добрым и отзывчивым.
Недавно хозяйка отделила его от мамы Кактусихи и посадила в красивый маленький горшочек. Кактусёнку нравился его новый домик, одно огорчало: вокруг, в больших цветочных горшках, росли неизвестные ему растения. Но Кактусёнок был общительным и любознательным. Он решил познакомиться с «соседями» поближе, ведь Зелёному Ёжику так хотелось иметь друзей! Первым, с кем Кактусёнок отважился заговорить, оказалось растение с толстым одревесневшим стволом, круглые листья которого были похожи на монетки.
— Извините, пожалуйста, — немного смущаясь, сказал Зелёный Ёжик, — а как Вас зовут? — В народе меня называют денежным деревом, люди считают, что я приношу в дом богатство и достаток, а по-научному я зовусь толстянкой древовидной, — ответило деревце. Моя родина – африканские саванны, поэтому я люблю солнце. А ещё я люблю, когда мой горшок время от времени поворачивают, тогда я вырастаю стройным и красивым деревцем. — Скажите, а Вам не скучно всё время стоять на подоконнике? — спросил Кактусёнок. — Нет, конечно, зимой я могу наблюдать за тем, что происходит за окном, а в тёплое время года меня отправляют «на дачу», то есть выносят на свежий воздух – на балкон. Тут в разговор вмешалось другое растение с необычайно красивыми листьями, на которых выделялись ярко-красные жилки и пятна: — А меня зовут маранта, я очень люблю влажность и боюсь прямых солнечных лучей, поэтому мне нравится, когда хозяйка опрыскивает мои листья тёпловатой водой. И ещё я умею поднимать листочки и сворачивать их с наступлением сумерек и даже за несколько часов до дождя, точно настоящий барометр.
Кактусёнок слушал очень внимательно рассказы растений, ведь он был ещё маленький и многого не знал. В одном из горшков росло необычное растение, его тёмно-зелёные мечевидные листья с заострённой вершиной и светлыми поперечными полосками напоминали рыбью чешую. Оказалось, что это саньсевьера, которое называют просто «щучий хвост». Кактусёнку даже стало немного смешно, когда он услышал это название.
Неожиданно открылась дверь и в комнату вошла хозяйка. В руках у неё был горшок с очень красивым растением. — Познакомьтесь, это ваш новый сосед — сказала она (хозяйка часто разговаривала со своими питомцами, так как считала, что цветы, как и живые существа всё понимают и любят, когда с ними общаются) — это папоротник. Он не только будет украшать комнату, но и поможет очистить воздух от пыли и вредных веществ. Жаль только, что папоротники не цветут, но зато радуют своими разнообразными листьями: огромными, крошечными и даже вьющимися.
Хозяйка поставила горшок и ушла. Так на подоконнике появился «новичок». Он быстро привык к новому окружению и с гордостью рассказывал о том, что папоротники — древнейшие обитатели Земли, существовали вместе с динозаврами и дожили до наших дней. Так Зелёный Ёжик не только познакомился со своими «соседями», но и узнал много интересного и полезного.
Рекомендуем посмотреть:
Дошкольникам о временах года. Сказка про то, как Зима потерялась Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Знакомимся с эмоциями» Сказка для дошкольников. Шишкинские пруды Экологическая сказка для детей 6-9 лет
Похожие статьи:
Сказка о доброте для старших дошкольников
Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Почему алоэ зовут столетником?
«На целый век украсит дом, И всех излечит в доме том. Цветок тот неказист на вид, Но как целитель знаменит». (Алоэ.)
У алоэ есть второе название – «столетник». Связано оно с поверьем, что алоэ цветет лишь раз в сто лет. А после погибает. Александр Куприн даже отразил этот факт в рассказе «Столетник».
Но это заблуждение. Просто в наших домах очень трудно создать такие же условия, как на его родине — в Африке, за пустыней Калахари в Капской земле. Там алоэ цветет каждый год. Хотите посмотреть, как выглядят цветки алоэ?
Оказывается, у такого корявого существа, как алоэ, красивые цветы!
Стебель у алоэ неровный, изогнут, на нем видны сухие чешуи – остатки старых листьев. У африканских племен есть легенда о том, как возникло алоэ и почему это растение имеет такую форму.
Загадки про алоэ для детей
«Зелёное, колючее, Сто лет ему дремучему, Как только насморк Вас застал врасплох, Бежите Вы к нему со всех ног! (Алоэ)»
«Шипы имеет, а ранить не умеет, Зато лечит нас в любой час. (Алоэ).»
«Лист с горбочком, желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет, Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)»
«Листья колючие, в иголках всегда. Он словно фонтачик растет из горшка» (Алоэ)
На целый век украсит дом, И всех излечит в доме том. Цветок тот неказист на вид, Но как целитель знаменит.
Опыты с алоэ. Почему у алоэ такие листья?
Алоэ – листовой суккулент. Посмотрим вместе с детьми на листочки алоэ. Старые листья и молодые будут отличаться друг от друга. Пусть дети понаблюдают за растением и найдут отличия.
Отличия молодых и старых листьев алоэ.
1. Цвет. Молодые листья яркие, зеленые. Старые листья у алоэ более светлые, на них словно нанесен какой-то беловатый налет. Похожий налет можно увидеть на сливах. Это воск. Воск уменьшает испарение воды. И защищает алоэ от палящего солнца не хуже солнцезащитного крема.
Опыт с алоэ 1. Капнем водичкой на листочек алоэ, и увидим, как капелька скатывается с листа. Потому что лист алоэ покрыт воском. Причем форма листа у алоэ такая, что вода стекает к корням растения.
Опыт с алоэ 2. Если бросим листок алоэ в воду, то он станет серебристым. Вокруг листочка образуются пузырьки воздуха.
Опыт с алоэ 3. Потрем пальчиком налет на старых листьях алоэ. Что видим? Листочек под воском такой же зеленый, как и молодой.
У молодого листа алоэ пока выработалось мало воска, но со временем он тоже покроется защитным восковым слоем. А пока малыш — листочек растет, он интенсивно дышит. Воск замедляет не только испарение через поры (устьица), но и дыхание. Поэтому на молодых листочках воскового налета мы еще не видим, ведь им нужно расти и дышать.
2. Колючки. У старых листьев алоэ края листа имеют выраженные и грубые колючки. С возрастом листья грубеют, колючки становятся все более и более жесткими. И это неудивительно! Ведь именно в старых листьях хранится вода!
Молодые листья появляются в сезон дождей. В это время вокруг много другой зеленой пищи, поэтому животные не очень-то интересуются листьями. И они могут не защищать себя колючками.
3. Отличия старых и молодых листьев алоэ по форме листа.
Старый и молодой лист отличается по форме. Старый лист образует горбинку, выпуклую сверху. А молодой — образует ложбинку. Интересно, почему так происходит?
Причина в том, что в старых листьях алоэ мякоть разрастается, в них запасается больше воды, и листок приобретает объем. Если разрежем поперек листок, то увидим, что внутри листочек алоэ заполнен как будто гелем или желе. Вода в нем хранится в небольших мешочках. Интересно, почему гель, а не сок, как в плодах апельсина? Проведем опыт, чтобы ответить на этот вопрос.
Опыт с алоэ 4. Капнем каплю воды, а рядом капнем на стекло каплю гелеобразного сока алоэ и оставим их на пару часов. Когда время истечет, вместе с детьми посмотрим на результаты нашего опыта и обсудим их.
Что мы видим? Капля воды испарилась, высохла, а гель остался водянистым. Значит, гель помогает растению сохранять влагу!
Люди придумали использовать гель для выращивания влаголюбивых растений. ( Покажите ребенку шарики гидрогеля для комнатных растений)
Как лечит алоэ?
Алоэ содержит в своем соке особе лекарственное вещество алоин. Именно алоин и лечит, заживляя раны, улучшая аппетит, восстанавливая пищеварение. Поскольку вещество «алоин» обладает силой против микробов, им лечат насморк.
Алоина больше в старых нижних листьях. Нужно срезать лист, снять с него кожицу и приложить к ранке. Через пару часов поменять листочек. Повторить несколько раз. Покажите детям, как это делается. Полечите куклу, у которой на руке не заживает ранка. Если в процессе участвуют дети, стоит напомнить о горечи сока алоэ. После алоэ нужно помыть хорошенько руки с мылом и умыть водой лицо.
Если срезанный лист положить в холодильник и выдержать там 2-3 недели, в листьях вырабатываются особые вещества (биогенные стимуляторы), которые усиливают процесс восстановления кожи.
ОСТОРОЖНО! Для приема внутрь сок алоэ смешивают с медом, поскольку сок очень горький. Внутрь нужно применять алоэ осторожно. Нельзя пить его на ночь, поскольку он мешает сну. Есть ряд серьезных противопоказаний в его приеме, поэтому лучше сначала посоветоваться с врачом.
Пословицы и поговорки об алоэ
Пословицы об алоэ связаны с его горечью.
Об алоэ говорят «Алоэ не наешься», «Алоэ сладким не сделать». У алоэ, действительно, очень горький сок. Можно даже чуточку попробовать на язык, чтобы в этом убедиться. В лекарствах сок алоэ смешивают с медом, но даже это не помогает.
Почему же алоэ такое горькое? Пусть дети ответят на этот вопрос сами.
Обсудим другую поговорку «Горше, чем алоэ». В каких случаях так говорят? Когда происходит, что плохое, тяжелое, когда случается беда, герой утрачивает что-то. Вспомним вместе с детьми моменты в сказках, когда то, что происходило с героями, можно было бы описать поговоркой «Горше, чем алоэ». Например, когда герой испытывал чувство утраты. Когда Иван Царевич сжег лягушачью кожу, и потерял свою Василису. Когда у Мартына похищено волшебное кольцо Ульяной, а сам он был брошен в темницу. Когда Белоснежка заснула вечным сном и семь гномов положили ее в хрустальный гроб. Когда царицу и ее сына Гвидона засмолили в бочке и отправили в море океан. Но важно подчеркнуть, что это состояние преодолимо, даже если герою и кажется, что все кончено, всегда найдется выход из сложной ситуации.