Рассказ кошка и мышка
В доме номер пять по улице Космонавтов, на третьем этаже в квартире сто двадцать четыре жила кошка по имени Белка. Хозяева ее очень любили, баловали всячески, игрушки новые покупали.
Но больше всех Белку любила маленькая девочка Таня. Она даже кошку с собой в кроватку забирала на ночь. Бывало, приснится Танечке сон страшный, она встанет, обхватит Белку обеими ручками и тянет с собой. А кошка тому только рада.
Но как-то раз пошла Танечка с мамой в зоомагазин и принесла оттуда домой… мышку. Маленькую, беленькую в клетке с колесиком. Белка, как ту мышь увидела, так чуть в обморок не грохнулась.
Где это видано, чтобы мыши в доме на полном довольстве жили? Их положено ловить, мышеловками или котами.
А мышь эта в добавок еще и наглая оказалась. Вот уснут все в доме, свет погасят, уснет и Белка, мышь из клетки потихоньку выбирается и начинает по комнатам шастать, порядки свои наводить. Однажды Белка ее на кухне застукала перед мешком с крупой манной. Погналась было за ней, да не успела. Мышка на стену забралась, по стене на потолок, а по потолку обратно в спаленку к Танечке и к себе в клетку. Дверку затворила и сидит, не шевелится. Вроде и не безобразничала вовсе.
По справедливости
Задумала тогда Белка мышь эту изловить и съесть. Нет мыши — нет проблемы. Дождалась ночи темной, безлунной и притворилась спящей. Мышка только в кухню свой носик острый сунула, только к мешку с крупой подобралась, тут-то Белка ее и сцапала.
Зажала между лап, вот-вот проглотит. Уже и зубы острые раскрыла. А как на зверька этого крохотного посмотрела, так весь аппетит мигом и пропал. Жалко стало Белке свою хозяйку. Как же она горевать будет по мышке, бедняжка? И отпустила грызуна. Так вот, толи мышь свою оплошность поняла, толи перепугалась до смерти, но с тех пор она фокусы больше не выкидывала. Сидела в клетке смирно и по дому ни-ни.
Образ кота (кошки) в русских народных сказках
Кот — сказитель, он же — желанное сокровище
Наиболее яркий сказочный образ кота в русской сказке — это Кот Баюн
из сказки
«Поди туда не знаю куда».
Здесь он
является объектом поиска, неким чудом и одновременно невыполнимой (почти) задачей, заданной главному герою
. Кстати, Баюн (от слова «баять», то есть «рассказывать») в разных версиях этой сказки то является личным именем кота, то пишется через дефис с маленькой буквы, то есть просто указывает на его дар рассказчика.
Вообще это одна из самых необычных сказок русского фольклора
, которая, кажется, существует сама по себе или же идет от несколько иного источника, чем большинство привычных нам с детства историй. Начать с того, что главным героем здесь является в разных версиях —
Андрей-стрелец, Федот-стрелец, солдат Тарабанов или купеческий сын по прозванию Бездольный, но никогда (!) не Иван-дуракили царевич
. Чаще всего он — царский охотник, поставляющий дичь к государеву столу. Другая «необычность» — красавица-жена достается герою не в конце истории, как некая награда, а в самом начале — ни за что ни про что, далее же сюжет строиться вокруг того, что Стрельцу приходится выполнять все более и более сложные задания царя, который просто-напросто хочет сжить его со свету, чтобы самому жениться на Марье-царевне.Задания разнятся в разных версиях сказки (например, сходить узнать как живется на том свете умершему отцу царя, добыть оленя золотые рога, козу золотые рога, волшебную кобылицу…
), . Обычно их три и
самым важным и сложным является последнее — «то не знаю что».
На деле же ситуация становится еще более странной, когда выясняется что это «то не знаю что» есть
невидимый помощник или сила… по имени «сват Наум»
! В других версиях это
«Шмат-разум», «Саура» или просто Никто.
Ни одно из этих имен не встречается в других русских сказках.
Андрей-стрелец
и кот Баюн. Иллюстрация к сказке «Поди туда — не знаю куда».
У версии записанной Алексеем Толстым одним из царских заданий как раз и является добыча кота-баюна. Опасность этого предприятия заключается в том, что кот может кого угодно заговорить своими сказочными историями, наслать беспробудный
сон-дремоту.
Примечательно, что
сидит он на высоком железном столбе за тридевять земель в тридевятом царстве.
Для добычи кота стрелок по совету жены берет с собой
три железных колпака, три прута да клещи
— колпаки защищают героя от кошачьих когтей, а клещами он стаскивает его со столба.
Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — пришел
Андрей-стрелокв тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идет, а где и катком катится.Кое-каквыдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут
Андрей-стрелокухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями…
Интересно, что хотя вначале кот дерется с героем не на жизнь, а насмерть, но, признав себя побежденным, полностью теряет свою враждебность и уже по доброй воле идет за стрелком туда куда он его ведет.
Г.С.Зубковский. Кот Баюн на столбе. 1951 год. «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
В одной из версий сказки в записи Афанасьева
(№ 215 из тома 2), а всего у него их четыре —
кот-баюн является последним зданием, то есть даже более сложным, чем «то не знаю что»
, именно его поимкой и приручением заканчивается сказка. Причем, кот здесь не пассивный объект, а уже
активное действующее лицо
, которое в итоге помогает стрельцу одолеть его неприятеля — царского воеводу.
Шли-шли,
шли-шлии добрались куда надо; приходят во дворец, царь увидалкота-баюнаи приказывает: «А ну,кот-баюн! Покажи мне большую страсть». Кот свои когти точит, на царя их ладит; хочет у него белу грудь раздирать, из живого сердце вынимать. Царь испугался и стал молить Бездольного: «Уйми, пожалуйста,кота-баюна! Все для тебя сделаю». — «Закопай воеводу живьем в землю, так сейчас уйму». Царь согласился; тотчас подхватили воеводу за руку да за ногу, потащили на двор и живьем закопали в сыру землю. А Бездольный остался жить при царе;кот-баюних обоих слушался, Никто им прислуживал, и жили они долго и весело. Вот сказка вся, больше сказывать нельзя.
Автор картины неизвестен.
Образ ученого кота Александра Сергеевича Пушкина, по всей видимости, восходит именно к таким сказкам про волшебного рассказчика историй кота Баюна.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…
Кот — навигатор
В некоторых русских сказках эпизодически появляется кот, когда
кто-либоиз героев (молодая девочка/женщина, Иван) заблудился в лесу. Здесь кот выступает спасителем, указующим путь из чащи
. Он изначально дружелюбен по отношению к главному герою, помогает ему по своей инициативе и совершенно бескорыстно, а затем — исчезает. После него на помощь герою могут прийти еще два животных (что формирует каноническое троекратное повторение события), одним из которых, обычно бывает серый волк.
Земляная кошка. Автор неизвестен. Земляная кошка встречается в уральских легендах, согласно которым она указывает на зарытые в земле клады.
К этому же образу часто относятся и коты из более «детских» поучительных историй,
в которых действуют одни только животные и нет ни Ивана, ни девушек, ни Бабы-Яги, ни Кощея. Например, «Кот и петух», где
кот спасает незадачливого петушка из лап похитившей его лисы
:
Котик-братик!
Несет меня лиса
За темные леса
За высокие горы
В глубокую нору
Выручи меня!
Кот — спутник потустороннего
Наконец, кот — как правило черный — является постоянным спутником
Бабы-Яги
. В этих сказках он не является активным действующим лицом в принципе, он просто есть, как некий неотъемлемый атрибут. То есть
здесь он спутник некой потусторонней силы, способный легко ходить между мирами
. Это ясно следует из самого образа Бабы-Яги, которая находится на границе, на перепутье — наполовину живая, наполовину — мертвец («костяная нога»). Интересно, что в большинстве индоевропейских культур любая асимметричность указывает на частичную принадлежность к потустороннему миру (слепота на один глаз, хромота и проч.). Кроме того, в некоторых русских сказках есть прямое указание, что избушка Бабы-Яги стоит на реке Смородине, отделяющей мир Мертвых от Живых.
В этой связи важно отметить, что принадлежность к потустороннему миру сама по себе вовсе НЕ является в мировоззрении наших предков
чем-то«жутким» или «плохим»
, ведь в Нави обитают не одни только чудовища, но и умершие предки, то есть друзья и заступники. Впрочем и сама Баба-Яга не является ни однозначно положительным, ни однозначно отрицательным персонажем. В одних историях она может похищать младенцев с целью их съесть, а в других уже помогает главному герою, давая ценные наставления и предметы.
Еще один потусторонний персонаж связанный с котом — это домовой
. Народные предания указывают на то, что кот прекрасно его видит, общается с ним и является верным помощником домашнего хранителя.
Считалось, что видят кошки и все другие потусторонние сущности — русалок, леших, чертей. Не с этим ли связано странное шипение домашних любимцев на пустые углы, нередко наблюдаемое их хозяевами?
Всеволод Иванов. Домовой
Кот — убаюкивающий младенцев колыбельными
Наконец, кот — самый частый персонаж в детских колыбельных песнях.
Именно котеньку-котка, приглашают матери к люлькам своих младенцев, чтобы качать их, напевать им сладкие песни и охранять их сны.
Котя-котенька, коток,
Котя сереникий лобок,
Ты приди к нам ночевать,
Мою деточку качать.
Кажется, что может быть проще и логичнее? Ведь именно кот является по сути единственным в полном смысле домашним животным в доме, да к тому же обладает прекрасной способностью усыпляюще мурлыкать. Но, возможно, наши предки понимали суть вещей гораздо лучше нас — и котиков приглашали к детским колыбельным еще и потому, что частота вибраций
во время мурлыкания кошки (от 20 до 150 Гц)
обладает целительным эффектом
— именно такой диапазон частот используется сегодня в медицине при лечении физиотерапией. Кстати, как и зачем кошки мурлыкают — ученым неизвестно.
Автор картины неизвестен
Сказка про кота и мышку Нафаню
Завелась в одном доме Нафаня. Ну и чудила же она! К примеру, утром проснутся все — смотрят на столе пирог ореховый вечером стоял, а сейчас нету. Одни крошки остались. Дивуются — кто же это безобразничал? А папа говорит: — Наверное Нафаня.
Услышала об этом кошка Дашка и думает: «Вот это да! Что же это за Нафаня такая? Неужто мышь?»
На другой день, кто-то измалевал в комнате все обои. Оранжевыми красками, синими и красными. Взрослые, как увидели, так чуть в обморок не упали. Папа говорит: — Ну и кто же это сделал?
Тут маленький мальчик Ванечка, тихонько отвечает: — Нафаня…
Тогда папа говорит: — Вот-так Нафаня у нас завелся! Пироги ест, обои малюет. Что-то дальше будет?
А кошке Дашке уже совсем страшно стало. Что же это за мышь такая, шибко грамотная?
Прошло еще несколько дней и к утру родители обнаружили на кухне стульчик, приставленный к верхней полке. А на верхней полке лежала целая коробка шоколадных конфет. Так вот теперь в коробке ни одной конфетки не осталось.
Папа говорит: — Ну и разошелся же наш Нафаня! Наверное, нужно меры принимать. А кошка Дашка думает себе: «Очень удачно у нас эта мышь завелась! Можно созорничать, и на нее все свалить». Прокралась Дашка вечером в кухню, открыла холодильник, достала здоровенный кусок сыра и съела.
Наутро, когда пропажа обнаружилась, папа и мама руками всплеснули: — Дашка! Да, где же это видано, чтоб коты по холодильникам рыскали! — и наказали кошку.
Сидит она бедная в чулане и понять ничего не может. Почему это, как конфеты и пироги есть — так значит Нафаня, а как сыр, так сразу Дашка виновата?
Происхождение, этимология слова «кошка» и слова «кот» в русском языке
Начнем с того, что в русском языке сразу два обозначения для этого животного в зависимости от его пола, довольно различные по звучанию — «кошка» и «кот». Причем, аналогичные пары неблизкие или совсем далекие по звуковому составу есть в русском языке для обозначения большинства домашних животных:
корова и бык, баран и овца, собака и пес, конь и лошадь, петух и курица, селезень и утка… Все это принципиально разные слова, которые фиксируют некие принципиально разные смысловые значения — это вам совсем не то, что «слон» и «слониха» или «тигр» и «тигрица». Некоторым другим языкам, особенно славянским, такое явление также свойственно, в целом же далеко не во всех индоевропейских языках есть такое разнообразие слов, что является еще одним косвенным доказательством бОльшей близости русского языка к пра-языку (больше слов — меньше упрощений и обобщений).
М. Щрилёв. Даренкины мечты.
Возвращаясь, к коту и кошке — сказать кто их них первичен или более важен с этимологической точки зрения — невозможно. Поэтому рассмотрим отдельно и «кота» и «кошку».
Версия 1
КОШ-КА. Первый слог «кош/кощ» указывает на запредельную древность.
Вспомним другие слова
«КОЩей»
(Бессмертный),
«КОЩуна»
(= «история, сказка»),
«КОЩун/КОЩунник»
(= «сказитель древних преданий». Когда оные попали под запрет, то и слово «кощунствовать» приобрело иной негативный смысл). Другая смысловая группа — это слова, связанные с сохранением, сбережением чего-либо (что также является одним из смысловых рядов в словах вроде «кощуна»/сказка — как сохранение знаний и легенд, посредством их передачи):
КОШт, КОШель/КОШелек, КОШма
. Тот же КОЩей «над златом чахнет», то есть хранит его, оберегает.
Второй слог «ка» — отражает образ души
(или в более сложных трактовках — одного из уровней тонких эфирных тел). Именно поэтому уменьшительно-ласкательные имена и сокращения образуются с использованием этого слога:
АленКА, ИринКА, ВадимКА… избушКА, скалочКА, коврижКА, печКА
. Добавляя имени такое окончание, мы как бы обращаемся к человеку более «тепло», «адресно», «близко», словно касаемся его души, а не просто зовем, а
добавляя -ка предмету отчасти одушевляем его, наделяем его некой уникальной формой и даже самостоятельностью
. Не изба, и именно избушКА поворачивается на курьих ножках «к нам передом к лесу задом», скатерть-самобранКА сама накроет нам стол, а стоящая посреди поля печКА сама напечет пирожков и укроет брата с сестрой от злых гусей да лебедей…
Получается, что КОШ-КА — это «древняя душа» или
«душа-хранитель»
! И разве не это мы читаем в спокойных, мудрых и бездонных глазах этого, словно неземного, создания? Кстати, в самых разных религиях, культах и странах можно найти легенды о внеземном происхождении кошек, прямо указывающие на то, что они пришли на землю с небес:
- В Древнем Египте считалось, что кошки пришли на землю в качестве спутников богов, поэтому в египетских настенных росписях они также нередко изображены с крыльями. Кошки обожествлялись и считались священными животными — в их честь строили храмы, их допускали в закрытые/тайные комнаты святилищ, куда был закрыт вход даже для жрецов (но при этом существовали маленькие дверцы для того, чтобы могли пройти кошки — ТО ЖЕ САМОЕ НА РУСИ в некоторых старых владимирских и суздальских церквях
), после смерти их бальзамировали, мумифицировали и сохраняли как знатных вельмож или фараонов. Существовал культ богини счастья Баст с головой кошки. - В Перу существует ряд наскальных рисунков, изображающих летательные аппараты, напоминающие фотографии НЛО, а рядом с ними…кошки с крыльями.
- Христианский автор Августин Блаженный назвал котов «обитателями Небесного града», единственными созданиями, которым позволено знать путь и туда, и обратно.
И.Билибин. Кот ученый
А что же «кот»? В «Повести временных лет» он обозначается чуть по-другому как «котька»
, в детских колыбельных он также чаще фигурирует под обозначением
«котеньКА-коток»
, а значит,
все что было написано выше касательно части -КА (=душа») в равной мере относится и к нему.
Остается разобраться с корнем «КОТ»
. Судя по всему он также
указывает не некое «сохранение», «сбережение», «укрытие»чего-либовнутри»
как и корень «КОШ», и иногда на «фиксацию», «якорение».
КОТомка, КОТел, КОТлован, КОТа
(четвероугольный двор из кольев, обнесенный сетью, зашедшая же туда рыба выбирается сверху — из словаря Даля),
КОТва
(ж. стар. якорь; кошка, верп, якорек. — из словаря Даля),
КОТрах
(шапка — из словаря Даля),
КОТы
(умад. котики м. мн. женская обувь, род полусапожек, ботинок, башмаки с высокими передами; мужская верхняя обувь, калоши, кенги, обуваемые сверх сапог или бахил; | влад. поршни или берестяные лапти, с сборами — из словаря Даля).
Интересно обратиться к похожим звуковым сочетаниям в санскрите.
Так, корня «кош» там найти не удалось, а вот
«koti» — это «острие, луч, десять миллионов»
, а
«kotisah» — «десять тысяч миллионов»
(как выражение бесчисленности чего-либо — см. санскритско-русский словарь Н. П. Лихушиной). Итак, указание на множественность, бесконечность возвращает нас к уже разобранному слогу «КОШ», обозначающему запредельную древность. Получается, что смысловое содержание слов «кот» и «кошка» в общем-то крайне близко — это «древняя душа-хранитель», но, возможно, кот обладает несколько большей энергией, направленностью, активностью, свойственным именно мужскому началу — как луч или острие. Не потому ли в русских сказках всегда действует (!) КОТ, а в пословицах и приметах встречаются и кот и кошка.
Версия 2
Существует, впрочем, и более «приземленная» версия, также опирающаяся на слоговое прочтение слова «кошка»/ «котька» как исконно русского. Согласно ей «кош» — это стан или часть уезда/удела, а также обоз, вереница повозок
(заметьте, кочевники в повозках здесь — мы, а не мифические татаро-монголы), а
«ка» — это некая живая сущность
, что созвучно с трактовкой «душа», хотя и на более упрощенном плане восприятия. Получается,
КОШ-КА — «житель стана, обоза», «тот, кто живет внутри стана/обоза»
.
Версия 3
Александр Угланов. Макошь
Еще один ряд интересных смысловых ассоциаций можно вывести из имени ключевой богини славянского пантеона — Макошь/Мокоши
. В ее имени мы опять видим корень КОШ (и, конечно, начальный слог МА, очевидно, обозначающий Мать, Женщину, Женское начало). Будучи покровительницей всех женских, т. е. домашних дел и хранительницей домашнего очага,
Макошь также отвечала за семейный достаток и процветание
(наполненный коши/кошели),
и уют
(не отсюда ли слово оКОШко — как образ домашнего уюта, того, что внутри/по той стороне родного дома?)
Кошка,
в этом контексте — это
помощник Макоши
и, опять же —
животное-хранитель, которое обитает внутри дома,
и в общем-то тоже отвечает за достаток и процветание семьи,
на физическом уровне ограждая
ее
от мышей и крыс
— врагов собранного урожая,
а на тонком — от нечистой силы, бед и сглазов
.
Стихи сказки о мышонке и кошке
В нашей кухне, возле печки Есть волшебное местечко. Дверка с крошечным замком, А за ней мышиный дом.
Ровно в полночь из-за печки, Прихватив для света свечки, Мышки дружною толпой Отправляются в разбой.
Поедают крупы-каши, Выпивают квас из чаши, Подкрепляются картохой, И жонглируют горохом.
Тихи-тихо, не шумят Кошке спать они велят. Как проснется — вот беда! Мышек съест она тогда.
Но пока не слышит Мурка, Спит, блестящая тужурка. На ночь молока попив, Голод вдоволь утолив.
Сытым спать всегда охота, Целый день у них зевота. Толи дело натощак Отловить мышей пятак.
А пока они шуруют, Тут и там еду воруют, Чтоб кладовочки свои Все забить под потолки.
Вы хозяева животных, Мышеловов доброхотных, Мой послушайте совет — Не давайте им котлет.
Не давайте масла, сыра, Пирогов и хлеб с тандыра. Не давайте молока, И сырого творога.
И тогда котейки ваши, В необычном пилотаже Мышкам всем объявят бой Нрав раскрыв свой волевой.
Сказка про кошку Шуру и мышку Нюру читать
Жила-была у бабушки в нижней кухне мышка Нюра. Особенно не своевольничала, продуктов не портила, вот бабушка ее и не трогала. Пущай себе живет.
А наверху в доме жила кошка Шура. Строгая больно, зорко за домом следила, чтоб ни одной мыши не водилось. А в нижнюю кухню никогда не спускалась. Там у бабушки чан с закваской стоял, так вот Шура однажды из него попить собралась, да и свалилась в закваску. Уж больно ее потом бабушка ругала.
Как-то раз сидит Шура у люка в подпол, туда, где как раз нижняя кухонька была и видит картину: идет-бредет себе мышь по кухне, медленно так, по-хозяйски. Подойдет к печке — заглянет, чего там готовится, подойдет к шкафам — все кругом проверит, к закваске в чане подойдет — и туда свой нос сунет.
Рассвирепела кошка Шура, шерсть на ней дыбом встала. Смотрит она глазами, а поделать ничего не может. Уж больно страх в ней глубоко засел. Решила тогда она пойти на хитрость. Раздобыла где-то нитку, к одному ее концу привязала кусочек сыра и в подпол спускает.
Заприметила Нюра сыр, навострила зубки, только схватить его хочет, как сыр — скок, и в сторону. Мышка за ним. А сыр к лесенке — скок-скок-скок. Побежала и мышка следом. Вот уж она почти достала желанное, как сырок вдруг — раз и через люк в дом выскользнул.
Тут мышка догадалась, что неладное это дело. Притаилась меж ступенек и сидит выжидает. Минуты не прошло, как появилась кошка. Но сколько она не выглядывала, сколько не опускала свою мордочку в подпол, так и не смогла понять, отчего добыча ее сорвалась.
Мышиный ум
Тогда-то мышка и смекнула, что боится кошка подпола. И стала ее всячески дразнить. Как заприметит, что Шура сидит на краю люка, тотчас выйдет из своего укрытия и расхаживает взад-вперед по нижней кухне, точно хозяйка. И так зазналась, что совсем позабыла о своем уговоре с бабушкой.
А бабушка, как увидела, что мышь совсем обнаглела, поставила мышеловку в кухне и изловила ее.
Вот вам и весь сказ. Не даром говорят, кувшин гордился пока не разбился.
Сказка про кота и мышь
Поймал как-то раз кот мышь. Рот разинул, только съесть собрался. А она ему говорит:
— Не ешь меня, котейка! Глядишь, я тебе пригожусь. — Да, какой же от тебя прок? — усмехается кот. — Ты вон, какая маленькая. Зашибешь тебя и места мокрого не останется. — Не ешь меня, — все свое талдычит мышь. — Увидишь, будет и с меня прок. Подумал кот, «ну ладно, одной мышью сыт не будешь» и отпустил ее с миром.
Вот, время проходит. Обозлился на кота хозяин за то, что тот всю сметану поел и решил его из дому выгнать. Опечалился кот совсем. Думает «пропаду я на улице». Сидит слезы льет. Тут, откуда ни возьмись мышь вылезает: — О чем котейка плачешь?
Рассказал он ей свою беду. А она ему говорит: — Не плачь. Ты меня пощадил, вот и я тебе добро сделаю.
Под вечер сидит хозяин чай пьет с баранками, вдруг видит прямо на его глазах мышь по столу пешком идет. Подходит к баранкам, одну берет и грызть начинает.
От такой наглости, хозяин чуть не позеленел. — Кот! — кричит он. — Ну ка излови мне эту нахалку! А кот и рад стараться. Пулей подлетел, мышь изловил. И съел. Понарошку. А как хозяин отвернулся, выпустил ее. И стали с того дня кот и мышь лучшими друзьями.
Сказка про мышь которая ела кошек
Было дело под Новый Год. Собрались мыши за плинтусом трапезничать. Нанесли в общую кучу с каждого хвостика помаленьку: кто сыра сухонький клочок, кто от колбаски шкурку, еще пельмень, кусанный едва, краюшку хлеба — в общем стол накрыли к празднику.
А как поели, стали веселиться. Истории разные рассказывать. Кто шутку какую вспомнит, кто волнительную, даже страшную историю про мышеловку. Сидела в углу одна старая толстая мышь. Тихо сидела, а потом возьми, да и скажи: — Не слыхали ли вы повесть про мышь, которая кошек ела? Трагичная, надо сказать история, но правдивая.
Остальные мыши, конечно же ничего такого не слышали. И стали они просить ее рассказать.
Жуткая история
Делать нечего, зевнула старая мышь и начала свое повествование: — Давным-давно, когда еще моя маменька была маленькой мышкой, развелось в их краях кошек бродячих видимо — невидимо. Совсем мышам житья от них не стало. Стали эти коты к обычным хозяйствам приставать. Там, где в доме один кот был, теперь по три — четыре, а то и более развелось. И стали эти коты нещадно нашего брата губить. До того дошло, что мышей на всю деревню с горстку осталось.
Так, наверное, и совсем бы перевелась наша порода. Если бы, неизвестно откуда не появилась большая, даже огромная невиданная мышь. Она приходила по ночам и съедала всех котов, которые попадались ей на пути. И скоро ни одного кота в округе не осталось.
— А что потом с этой мышью стало? — спросил один маленький мышонок с трясущимся хвостиком.
— Этого никто не знает, — ответила старая мышь. — Поговаривают, что она затаилась и ждет своего часа, когда можно будет снова кошатиной лакомиться.
Расправа
Услышав историю, мыши загалдели. Они размахивали кулаками, говорили, что так им усатым — хвостатым и надо. И распалились до того, что решили пойти войной на кота.
— Ух, мы ему сейчас зададим! Ух он у нас увидит! Не позволим ему больше нас обижать!
Только вышли из норки, а тут как тут и кот. Глазами — зырк, зубами — щелк. Мыши так в рассыпную и кинулись. Только хвостики по углам замелькали.
Сказка про карту в масштабе 1:1
Жил-был Капризный Король. Однажды он объехал своё королевство и увидел, как велика и прекрасна его земля. Он увидел извилистые реки, огромные озёра, высокие горы и чудесные города. Он возгордился своими владениями и захотел, чтобы весь мир узнал о них. И вот, Капризный Король приказал картографам создать карту королевства. Картографы трудились целый год и, наконец, преподнесли Королю замечательную карту, на которой были обозначены все горные гряды, крупные города и большие озёра и реки.
Однако Капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только очертания горных цепей, но и изображение каждой горной вершины. Не только крупные города, но и мелкие, и селения. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки.
Картографы вновь принялись за работу, трудились много лет и нарисовали другую карту, размером в два раза больше предыдущей. Но теперь Король пожелал, чтобы на карте были видны перевалы между горными вершинами, маленькие озерца в лесах, ручейки, крестьянские домики на окраине селений. Картографы рисовали все новые и новые карты.
Капризный Король умер, так и не дождавшись окончания работы. Наследники один за другим вступали на трон и умирали в свою очередь, а карта все составлялась и составлялась. Каждый король нанимал новых картографов для составления карты королевства, но всякий раз оставался недовольным плодами труда, находя карту недостаточно подробной.
Наконец картографы нарисовали Невероятную карту !!! Карта изображала всё королевство в мельчайших подробностях — и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством.
Где же собирались хранить Капризные Короли свою замечательную карту? Ларца для такой карты не хватит. Понадобится огромное помещение вроде ангара, и в нем карта будет лежать во много слоев. Только нужна ли такая карта? Ведь карта в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местностью..))))
Топографическая съемка — это комплекс геодезических работ, выполняемых на местности для составления топографических карт и планов. Различают съемки для составления топографических планов крупных масштабов (1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000) и мелких (1:10000, 1:25000 и мельче). В инженерной геодезии выполняют в основном съемки крупных масштабов.
Точки, определяющие на плане положение контуров ситуации, условно делят на твердые и нетвердые. До твердого относят четко определяемые контуры сооружений, построенных по долгосрочным материалов (кирпича, бетона), например, углы капитальных зданий. Контуры, не имеющих четких границ, например луга, леса, пашни, относят к нетвердого.
На топографические планы наносят пункты плановых и высотных геодезических сетей, а также все точки, из которых делают съемку, если они закреплены постоянными знаками. На специализированных планах допускается отображение не всей ситуации местности, а только тех объектов, которые необходимо: применение нестандартных высот сечений рельефа, снижение или повышение точности изображения контуров и съемки рельефа.
Топографическую съемку выполняют с точек местности, положение которых в принятой системе координат известно. Такими точками служат пункты опорных государственных и инженерно-геодезических сетей. Однако их количества, приходящегося на площадь участка, что снимает, в основном бывает недостаточно, поэтому геодезическая основа сгущается обоснованием, называемым съемочным.
Результаты съемки могут быть представлены в нескольких видах:
· топографический план или карта;
· цифровая модель местности и рельефа;
· исполнительный чертеж либо сводная схема.
В отношении земельных участков топографические работы проводятся при самых разных ситуациях, поэтому они могут отличаться количеством и направленностью самих работ, а также масштабированием.
Наша компания проводит топосъемку земельных участков при крупном (1:500, 1:1000, 1:2000), и особо крупном масштабировании (1:50, 1:100, 1: 200), то есть, в наиболее удобных для возможных задач форматах. В отдельных случаях при больших размерах участков может использоваться масштабирование 1:5000.
Топографическая съемка – это сложный комплекс инженерно-геодезических работ по исследованию местности и последующему составлению топографических планов и карт в определенных масштабах. Съемке и дальнейшему отображению на планах подлежат все ситуационные объекты местности, включая контуры населенных пунктов, леса, реки, озера, линии дорог и др., существующая застройка, благоустройство, подземные и надземные инженерные коммуникации, и также рельеф местности. Специализированные планы могут отображать не всю ситуацию местности, а только те объекты, которые отвечают задачам исследования.
Топографо-геодезические работы предназначены для получения точных, достоверных и актуальных материалов и данных (в цифровой, графической и иной формах) о ситуации и рельефе местности, существующих зданиях и сооружениях (наземных, подземных и надземных) и других элементах планировки, необходимых для обеспечения рационального хозяйственного использования территории предприятия, эффективной эксплуатации и ликвидации объектов, обоснования предпроектной документации, проектирования и строительства новых объектов, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих, а также создания и ведения государственных кадастров, формирования систем учета технической инвентаризации объектов недвижимости, обеспечения управления территорией, проведения гражданско-правовых операций с недвижимостью. Основные характеристики топографических планов и карт Масштаб — отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта. Топографо-геодезические работы выполняются в различных масштабах: крупных (1:1:200, 1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000) или мелких (1:10000, 1:25000 и мельче). Для разработки проектов технически сложных или уникальных объектов съемка может выполняться в любых других масштабах. Топографическая съемка, особенно крупных масштабов, является наиболее востребованным видом геодезических работ. На основе топографической съемки возможно построить цифровую модель местности (ЦММ) и цифровую модель рельефа (ЦМР). Для проектирования преимущественно используют топографическую съемку в масштабе 1:500 с высотой сечения рельефа 0.5 метра. Для благоустройства и ландшафтного дизайна требуется большей частью план масштаба 1:200 с высотой сечения рельефа 0,25 метра. Высота сечения рельефа — это разность высот двух смежных секущих поверхностей. На плане/карте она выражается разностью высот двух смежных горизонталей (точность отображения перепадов по высоте низших и высших точек рельефа местности). Системы координат и высот — все системы координат и высот в Мире являются условными. Существует около 100 различных систем координат в разных государствах на разных континентах. В г. Москва и Московской области наиболее популярными являются МСК-50 (Московская область) и МГГТ (г.Москва). На территории Российской Федерации применяется Балтийская система высот. Топосъемка выполняется в соответствии с ГКИНП 02-033-82 «Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500», РСН 72-88 «Инженерные изыскания для строительства. Технические требования к производству съемок подземных (надземных) коммуникаций», СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства», а при создании топографического плана местности «Условные знаки для топографических планов масштабов 1:500; 1:1000; 1:2000; 1:5000». Топографическая съемка производится тахеометрическими методами, с использованием спутниковой аппаратуры Глонасс/GPS. Применение топографической съемки Составление топографического плана местности или топографической карты, которые могут быть использованы для самых различных отраслей производства и проектирования Формирование цифровой модели местности и цифровой модели рельефа для решения местных или стратегических целей Составление исполнительных чертежей и сводных схем инженерных сетей для решения текущих задач строительства и строительного процесса Основные виды топографических съемок Топографическая съемка (ландшафтная съемка) масштабов 1:50-1:200 является основой для ландшафтного дизайна/проектирования. В основном топографическая съемка для ландшафтного дизайна выполняется в масштабе 1:200 с сечением рельефа 0,25 м. Однако, эти параметры могут меняться в зависимости от площади объекта, сложности рельефа, загруженности территории инфраструктурой. Выбор крупного масштаба позволяет детально отобразить части зданий, коммуникации, рельеф и растительность (каждое дерево). Особенностью данного вида работ является то, что содержание планов для ландшафтного проектирования не регламентируется никакими инструкциями и условными обозначениями. Главная задача данного плана – наглядность отображения всех элементов местности. Очень часто дизайнеры и проектировщики предъявляют индивидуальные требования к содержанию конечного материала, поэтому обмер участка лучше начинать, имея на руках задание дизайнера. Топографическая съемка в масштабе 1:500 с сечением рельефа 0,5 м является самой востребованной для большинства видов работ. Данные параметры используются для топосъемки при создании карт населенных пунктов и генеральных планов строительства и рабочих чертежей многоэтажной застройки, строительстве коммуникаций (надземных, подземных), подготовке проекта вертикальной планировки, составления планов подземных сетей, приемке объектов в эксплуатацию, постановке участков на кадастровый учет, для составления исполнительного плана земельного участка строительства с густой сетью подземных коммуникаций, промышленных предприятий, для решения вертикальной планировки и т.д. На топопланах масштаба 1:500 отображаются рельеф, растительность, водные объекты, надземные и подземные коммуникации, сооружения, геодезическая привязка геологических скважин и ориентирных точек. Изображение подземных коммуникаций является одним из основных отличий топопланов масштаба 1:500, полнота и достоверность их нанесения согласовывается в эксплуатирующих организациях ГУП «МосГорГеоТрест» («МосОблГеоТрест»). Топосъемка для подключения к центральным коммуникациям отображает границы, строения и коммуникации на данном участке и за его пределами до мест подключения. Съемка включает согласование плана коммуникаций с эксплуатирующими организациями. Компания также выполняет полный комплекс работ по межеванию земельного участка «под ключ». Подеревная топосъемка с таксацией древесных насаждений (отображение всех деревьев участка с толщиной ствола более 5 см с ведомостью). Подеревная топосъемка фиксирует деревья и кустарники, и при такой топографической съемке добавляется описание их характеристик, а именно высотная отметка, толщина, высота, порода дерева и степень сухостойкости. Полученные топопланы масштаба 1:500 могут быть использованы для мониторинга и учета зеленых насаждений или для подготовки к строительству. Топографическая съемка общего и специального назначения, а также топосъемка подземных и надземных сооружений (инженерных коммуникаций) в масштабе 1:2000, выполняемая геодезистами, предназначается: для разработки генпланов, поселков и составления проектов детальной планировки отдельных районов города (поселка); для составления технических проектов и генеральных планов крупных промышленных предприятий, отдельных гидротехнических сооружений, тепловых электростанций и т.д.; для составления технических проектов и рабочих чертежей трубопроводных, насосных и компрессорных станций, и многих других объектов промышленного и гражданского строительства. Топографическая съемка масштабов 1:5 000, 1:10 000 используется при инженерно-геодезических работах для разработки генеральных планов городов и проектов планировки сельских населенных пунктов; для составления проектов реконструкции городов и сельских населенных пунктов; для составления земельного кадастра и землеустройства (кадастровые планы); для проектирования железнодорожных, автомобильных дорог, магистральных каналов на стадии технического проекта; как основа для составления топографических и специальных планов более мелких масштабов. Топографическая съемка инженерных коммуникаций проводится при отсутствии (недостаточной полноте, точности, достоверности) материалов исполнительной съемки. Съемка коммуникаций включает: сбор имеющихся материалов (исполнительных и контрольных съемок, топопланов); отыскание подземных коммуникаций на местности; съемка надземных и подземных (в шурфах и колодцах) коммуникаций; обработка полученных результатов, создание плана инженерных коммуникаций; согласование плана коммуникаций (с техническими характеристиками, профилями трасс, схемами обслуживающих сооружений) с эксплуатирующими организациями. Заказчик после выполнения работ получает согласованный план коммуникаций, каталог координат характерных точек (углов поворота коммуникаций, выходов, сооружений). Топографическая съемка при изыскании линейных сооружений, автомобильных и железных дорог, линий электропередач и связи. В состав инженерно-геодезических изысканий для строительства линейных сооружений входят детальное камеральное и полевое трассирование, в процессе которого выбирают наилучшую трассу и собирают материалы для разработки технического проекта этого варианта трассы и сооружений на ней. Для составления рабочего проекта трассы мы производим рекогносцировку и полевые изыскания. В процессе полевых изысканий на основании проекта трассы и рекогносцировки местности определяем в натуре положение углов поворота и производим трассировочные работы: измерение углов и сторон хода по трассе, разбивку пикетажа и поперечных профилей, нивелирование, закрепление трассы, а также, при необходимости, дополнительную крупномасштабную съемку переходов, пересечений мест со сложным рельефом. Топографо-геодезические работы и геоподоснова в строительстве. За услугами нашей компании чаще всего обращаются представители строительной отрасли и девелоперских компаний. В этом случае для инженерно-геодезических изысканий проводится целый комплекс работ, который включает в себя анализ исходных данных, подготовку геоподосновы с определением положений инженерных сетей – чтобы сделать строительство экономически и технически целесообразным. Материал позволяет рассчитать исходные данные для анализа места расположения объекта и других решений. Этапы топографических работ Технологический процесс составления топографического плана местности включает несколько этапов. При больших объемах работ целесообразно разделить этапы выполнения топографической съемки и камеральной обработки между полевым и камеральным отделами компании. Часто этапы совмещают, выполняя съемочные работы, параллельно составляя топографический план по уже имеющимся данным. Топографо-геодезические работы (инженерно-геодезические изыскания) делятся на три основных этапа выполнения: Подготовительный этап топографо-геодезических работ Получение Технического задания, а в случае его отсутствия заказчик при содействии сотрудника нашей компании составляет техническое задание на выполнение работ, в котором указывает все данные о месте и назначении геодезической съемки, необходимых видах и сроках работ и пр., а так же подготовка договорной документации Сбор и анализ материалов на заданную территорию о ранее выполненных геодезических работах (съемочные сети, топографические съемки и др.), приобретение координат и высот геодезических пунктов Подготовка программы топографо-геодезических работ с учетом требований технического задания Заказчика Получения разрешения (осуществление регистрации) на производство топографо-геодезических работ, заверенного Управлением Архитектуры и Управлением Геодезии и Картографии Полевой этап топографо-геодезических работ Рекогносцировочных обследований территории Выполнения комплекса полевых работ, состоящего из: создания (развития) опорных геодезических сетей с использованием GPS, включая геодезические сети специального назначения; создания планово-высотных съемочных геодезических сетей; топографическую съемку, в том числе съемку подземных и надземных сооружений Выполнения необходимого объема вычислительных и других работ, проводимых для предварительной обработки полученных материалов и данных, чтобы обеспечить контроль их качества, точности и полноты Камеральный этап топографо-геодезических работ Формирование цифровой модели местности (ЦММ); составление (обновление) топографических планов (составление геоподосновы) – для окончательной обработки полевых материалов и данных, оценки точности полученных в процессе инженерно-геодезических изысканий результатов Согласование полноты и правильности нанесения инженерных коммуникаций на топографические планы коммуникаций (линии электропередач, линии связи, магистральные трубопроводы и т.д. — если таковые существуют) с эксплуатирующими организациями (МОЭСК, Водоканал, Ростелеком, Центртелеком, В/Ч и пр.); при необходимости — для внесения изменений в топографические планы; последующая сдача материалов топосъемки в архив Управления Архитектуры города или района (пр. сдать жилой дом в эксплуатацию, разработать проект) Оценка качества инженерно-геодезических изысканий в ГП МО «Мособлгеотрест» или ГУП «Мосгоргеотрест» (если требуется) Составление и передача Заказчику технического отчета, содержащего необходимые приложения по результатам выполненных работ (топографо-геодезические работы) и оригиналы инженерно-топографических планов (в графическом и цифровом виде) Топографическая съемка в нашей компании Крупномасштабную топографическую съемку производят с использованием современных электронных тахеометров Sokkia и спутникового GPS-оборудования геодезического класса Leica. Сеть базовых станций позволяет определять координаты с заданной точностью в любом районе Москвы и Московской области. В своей работе наши геодезисты применяют современные технологии, включая использование полевого кодирования объектов топосъемки, что позволяет минимизировать время на выполнение топосъемочных работ и последующую камеральную обработку материалов съемки, что в свою очередь существенно повышает производительность работ. Поиск подземных инженерных коммуникаций производится с использованием чувствительного трассопоискового оборудования различных моделей. Трассоискатель в комплексе с мощным генератором и цифровой обработкой сигнала позволяют быстро и точно производить обнаружение даже в местах густонасыщенных коммуникациями. Вам может потребоваться государственная экспертиза проектной документации. В этом случае топографическая съемка передается на экспертную оценку качества в ГУП «МосГорГеоТрест» (ГП МО «МосОблГеоТрест»). Официальный срок действия топографической съемки — 1 календарный год В результате выполнения топографических съемок заказчик получит технический отчет, который включает в себя весь спектр технической документации, составленной в полном соответствии с нормативными документами РФ. В качестве приложений, к отчету будут приложено техническое задание на съемку, разрешение на производство работ на данном земельном участке и весь комплекс карт и планов в бумажном и электронном варианте. Чтобы предварительно рассчитать расходы на изыскания Вы можете заглянуть в соответствующий раздел Цены. На сайте, в правой части, Вы можете оставить свою заявку, подробно указывая, где располагается земельный участок для изысканий (к примеру ссылку из Google.Map, Яндекс.Карты или кадастровый номер участка), площадь земельного участка, масштаб, срок начала и/или сроки на выполнение изысканий. Итоговая цена топографической съемки строится на основании множества объективных факторов, описанных и приведенных в «Сборник базовых цен на инженерные изыскания для строительства» (СБЦ). По желанию Заказчика выполняются и другие специфические требования, не регламентируемые инструкцией по топографической съемке и СНиП, в таком случае, это обязательно оговаривается в договоре и техническом задании, и может привести к отклонению стоимости работ от расценок, предусмотренных СБЦ. Перечень документов для заказа топосъемки Техническое задание от Заказчика Правоустанавливающие либо правоудостоверяющие документы на землю и строения всех совладельцев Техпаспорт БТИ (при наличии) Ксерокопия паспорта заказчика / копии учредительных документов Копия доверенности (при оформлении заказа через представителя)
Геодезическая сеть — это система закрепленных на поверхности земли точек (геодезических пунктов) и взаимно определенных на карте / относительно существующих объектов в плане и по высоте. Геодезический пункт является элементом геодезической сети и служит основой всех геодезических работ, в т.ч. топосъемки местности. Сеть геодезических пунктов располагается на местности согласно составленному для неё проекту, или на усмотрение специалистов по факту на местности. Геодезический пункт — точка, особым образом закреплённая на местности (в земле, реже — на здании или другом искусственном сооружении), и являющаяся носителем координат (х,y) и высоты (H) условных систем, определенных геодезическими методами. Созданная для определенной площади или цели геодезическая сеть даёт возможность получить истинный результат и нормально организовать геодезическую службу. Использование развитой, геометрически правильно расположенной сети геодезических пунктов в результате даёт более равномерное распределение погрешностей измерений и обеспечивает соблюдение допусков и контроль выполняемых геодезических работ. Разновидности геодезических сетей Создание и развитие геодезических сетей осуществляется по принципу перехода от общего к частному, т.е. вначале на большой территории закладывается редкая сеть геодезических пунктов с очень высокой точностью, а затем эта сеть последовательно сгущается с уменьшением точности на каждой следующей ступени сгущения. Все геодезические сети по назначению и точности построения подразделяются на три большие группы: Государственные геодезические сети (ГГС) Геодезические сети сгущения (ГСС) Геодезические съемочные сети (опорные сети или съемочное обоснование) Государственная геодезическая сеть (ГГС) является главной геодезической основой топографических съемок всех масштабов и используется при решении инженерно-технических и научных задач, связанных с изучением нашей планеты. Государственная геодезическая сеть подразделяется на четыре класса (I, II, III и IV), различающихся между собой точностью измерения углов и расстояний, длиной сторон и порядком последовательного развития. Геодезические сети сгущения (ГСС) развиваются в отдельных районах при недостаточной плотности пунктов ГГС для обоснования топографических съемок масштаба 1:5000 и крупнее, а также при городском, промышленном и транспортном строительстве. Съемочные сети служат непосредственно для съемки контуров рельефа местности, а также для геодезических измерений при строительстве. Специальные геодезические сети используются при строительстве уникальных сооружений, предъявляющих к геодезическим работам особые требования. Съемочные и специальные геодезические сети также называют опорными геодезическими сетями. Опорные геодезические сети Опорная геодезическая сеть – система, определённым образом выбранных, определенных и закрепленных на местности точек, служащих геодезическими пунктами при геодезических измерениях. Опорные сети создают для обеспечения практически всех видов инженерно-геодезических работ. В частности, опорные геодезические сети служат основой для: Топографический съемки Выноса в натуру (закрепления на местности) точек границ участка и осей зданий и сооружений при разбивочных работах во время строительства Исполнительной съемки и составления исполнительной документации Наблюдения за осадками и деформациями зданий/сооружений, их фундаментами, контроль вертикальности Геодезических работ при межевании, а так же необходимых для изготовления межевого плана и технического плана здания Плановая и высотная опорная геодезическая сеть Различают плановую и высотную геодезическую сеть. Плановая геодезическая сеть создается методами триангуляции, трилатерации, полигонометрии, построений линейно-угловых сетей, а также на основе использования спутниковых методов и их сочетанием, а взаимное положение её пунктов определяется геодезическими координатами (градусы/минуты/секунды) или, чаще, прямоугольными координатами (x,y). Высотная геодезическая сеть (нивелирная сеть) — сеть пунктов земной поверхности, высоты которых над уровнем моря определены геодезическим методом нивелирования. Пункты нивелирной сети закрепляют на местности нивелирными марками и реперами, которые закладывают в стены долговечных сооружений или непосредственно в грунт на некоторую глубину. Нивелирная сеть служит высотной основой топографических съемок, а при повторных определениях нивелирных высот её пунктов используется также для изучения вертикальных движений земной коры. Высотная опорная геодезическая сеть развивается в виде сетей нивелирования I-IV классов точности, а также технического нивелирования в зависимости от площади и характера объекта строительства. Исходными для развития высотной опорной геодезической сети являются пункты государственной нивелирной сети (ГНС). Балтийская система высот В настоящее время в России и ряде других стран СНГ используется Балтийская система высот. Балтийская система высот — принятая в СССР в 1930 году система абсолютных высот, отсчёт которых ведётся от нуля Кронштадтского футштока. От этой отметки отсчитаны высоты опорных геодезических пунктов. Нуль Кронштадтского футштока представляет собой многолетний средний уровень Балтийского моря. Система высот по данному исходному пункту создавалась при помощи наземных геодезических измерений, методами нивелирования I и II классов. Для распространения единой системы высот по территории страны применяется Государственная нивелирная сеть (является частью Государственной геодезической сети). Главной высотной основой сети являются нивелирные сети I и II классов. Кроме установления Балтийской системы высот, они используются для решения научных задач: изучение изменения высот земной поверхности (земной коры), определения уровня воды морей и океанов и т. д. Как минимум, каждые 40 лет проводится повторное нивелирование всех линий нивелирования I класса и некоторых линий II класса. Нивелирная сеть I класса состоит из сомкнутых полигонов периметром 1200—2000 км. Средняя ошибка определения высоты — менее 0.8 мм на 1 км хода. Нивелирная сеть II класса образует полигоны с периметром в 400—1000 км. Средняя погрешность определения высоты — менее 2 мм на 1 км хода. Инновации в отрасли В последнее время проводится работа по созданию новой геодезической сети (спутниковой), прежде всего — в промышленно развитых и обжитых районах, с закреплением на местности пунктами спутниковой геодезической сети, координаты которых определяются относительными методами космической геодезии. По возможности такие пункты совмещаются с действующими пунктами существующих геодезических сетей, а создаваемая спутниковая сеть подлежит жесткой привязке к существующим геодезическим пунктам. Кроме этого к геодезическим пунктам относятся и пункты специального предназначения. Это пункты лазерной локации спутников, сверхдлиннобазисной радиоинтерферометрии, пункты службы вращения Земли и некоторые другие.
Тихая сказка о кошке и мышке
Ночью звездной, ночью лунной, Тонкой тропкой полевой, Шел опасливо мышонок, Тихо шел к себе домой.
А навстречу тихо кошка, Серо-бурая плелась, И мышонка увидала, За корягой схоронясь.
Эка, — думает, — удача. Подкреплюсь на сон ночной. Больно тягостно скитаться На желудок на пустой.
Но мышонок, был не промах, Дух кошачий распознав, Тихо спрятался за кочкой, Волю всю в хвосте собрав.
Ночь кромешная настала, Звезд невидно ни одной. Тихо в поле, тихо в небе Благодать, как есть — покой.
Вот сидят они, таятся, И в кромешной тишине Слышно филина летанье, Да над полем, при луне.
Дело — шутка, кто первее Через поле побежит, Тот в ночи себя и выдаст. Сердце бешено стучит…
Кошке ждать уж неохота, И мышонок весь дрожит, Эх, сейчас бы к мамке — мышке, Та заботой окружит.
Но бежать ни в коем разе, Он не должен — нет-нет-нет. А иначе все, попался На мышиный на паштет.
Тихо-тихо ночь проходит. Спит мышонок, кошка спит. Дело — шутка, кто первее Сон свой выдаст — захрапит…
Кот и кошка в обрядах и приметах древних славян
Соединив все вышесказанное в единую картину, можно наконец выделить ключевые способности кота или кошки, которым наши предки придавали особое значение:
1. способность мурлыкать/рассказывать сказки/убаюкивать
— которая в фольклоре гораздо важнее такой утилитарной функции как ловля мышей. Что за истории и зачем рассказывают коты — открытый вопрос. Лечат ли они нас? Хранят ли некие зашифрованные знания? (вспомним о корневой основе «кош/кощ»)? Является ли их сказки звуковым ключом для входа в «чистое поле», «вещий лес» или ноосферу?
2. способность «видеть» нечто недоступное людям, потустороннее
— отсюда умение кота находить верную дорогу, предупреждать и оберегать хозяев от нечистой силы.
Мария Молодых. Картина
Именно поэтому:
- «Без кошки не изба» и кота первым пускают в новый дом;
- Убить кота — семь лет ни в чем удачи не видать;
- Первая встреча человека на том свете, согласно поверьям, будет с кошкой — если он плохо с ними обращался при жизни, добра ему в ином мире не видать.
- По поведению кошки предсказывали погоду и приход гостей;
- Кот ценился выше коровы! За его кражу в «Провосудье митрополичьем» судебнике XIV века предусмотрен штраф в 3 гривны, такой же как за вола (за гуся — 30 кун, за корону — 400 кун);
- Купить кота — нельзя, его принято менять на что-либо символическое.
______________________
Мы не слезли с деревьев. Мы пришли со звезд. Но как бы далеко вглубь тысяч тысячелетий не простиралась история звездного пра-человечеста, история кошачьего племени, вероятно, на порядок древнее. Именно за это наши предки, встретившись когда-то с этим непонятным, но дружественным разумом, и дали ему уважительное имя «кошка» — «древняя душа», «душа-хранитель». И пригласили его продолжить путь вместе — в качестве целителя, навигатора, защитника от темных сущностей, хранителя знаний и, конечно, Друга.