Методический кабинет в ДОУ -методического кабинета


Методический кабинет

Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
  • Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
  • Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.
  • Нормативные и инструктивные материалы;
  • Методическая и справочная литература;
  • Детская художественная литература;
  • Методические материалы, рекомендации;
  • Дидактический, наглядный (демонстрационный и раздаточный) материал;
  • Зона для пользования интернет-ресурсами, фото- и видеоматериалами.

В методическом кабинете должны быть представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями. Обязательно должны быть документы,связанные со спецификой деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», ФЗ «Об образовании в РФ», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Необходимо постоянно следить за всеми изменениями, вносимыми в нормативные документы, которые являются обязательными для выполнения.

Значительное место в работе кабинета отводится правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.

В библиотеке для воспитателей должен быть представлен раздел «Справочная литература» (словари, энциклопедии и др., «Периодические издания» (журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Обруч» и др.). Необходимо выделить раздел «Педагогика и психология», в котором должны быть представлены труды великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.

Значительное место занимает специальная методическая литература, которая должна быть распределена по разделам реализуемой в ДОУ программы и парциальных программ,выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:

  • Игровая деятельность;
  • Физкультурно-оздоровительная работа;
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • Сенсорное воспитание;
  • Ребенок и окружающий мир;
  • Развитие речи;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Нравственное воспитание;
  • Трудовое воспитание;
  • Художественная литература;
  • Художественно-эстетическое воспитание;
  • Изобразительная деятельность;
  • Конструирование;
  • Ручной труд;
  • Музыкальное воспитание;
  • Дети раннего возраста;
  • Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.

Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого должна быть составлена картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.

Отдельно могут быть представлены методические материалы, куда относятся рекомендации, письма Министерства образования РФ, органов управления образованием. Здесь может быть представлен опыт работы лучших педагогов данной территории, планы методических мероприятий для воспитателей, родителей в районе, городе.

Детский сад № 17 «Родничок»

Система методической работы в МБДОУ «Детский сад № 17 «Родничок»

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей. Качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

  • обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов детского сада;
  • подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
  • координация деятельности детского сада и семей в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
  • координация деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и детского сада в целом;
  • анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Подходы к организации методической работы основаны на:

  • системно – деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
  • личностно – ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребёнка, коллектива в целом, направленности на развитие;
  • профессиональных и личностных качеств педагогов;
  • дифференцированном подходе: учёте уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в детском саду;
  • подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
  • мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
  • коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Направления методической работы

Центром всей методической работы в детском саду является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта. Повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет – это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому главная задача заместителя заведующей сделать накопленный опыт живым, доступным. Научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нём, как в своём рабочем кабинете.

Модель методического кабинета

Банк внешней информацииБанк внутренней информации
Нормативно – правовые документы РФНормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность детского сада
Организация методической работы в детском садуПланирование деятельности детского сада
Развитие ребёнка в образовательном пространстве детского садаОрганизация и руководство образовательной деятельности детского сада
Организация взаимодействия детского сада с семьями воспитанников и школойКонтроль и регулирование образовательной деятельности детского сада
Информация периодических изданий дошкольного образования

Структура, формы и методы методической работы

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллективы форм и методов, администрация детского сада руководствуется:

  • целями и задачами ДОУ;
  • количественным и качественным составом коллектива;
  • сравнительной эффективностью форм и методов работы;
  • особенностями образовательного процесса;
  • материальными, морально –психологическими условиями в коллективе;
  • реальными возможностями;
  • передовым опытом и научными рекомендациями.

Формами организации методической работы в нашем детском саду являются:

  • педсоветы (6 педсоветов в течение каждого учебного года);
  • семинары, семинары практикумы (согласно годовым задачам);
  • открытые просмотры как внутри детского сада, так и на городском уровне;
  • участие в методическом объединении «Поиск»;
  • медико – педагогические совещания;
  • консультации;
  • работы творческой группы.

Планирование методических часов для педагогов в 2016/2017 учебном году (PDF).

Семинары и консультации

Тема: «Индивидуальная помощь ребёнку-инвалиду в условиях интегрированного обучения в образовательном учреждении» (PDF).

Тема: «Воспитательное значение инсценирования художественных произведений в старшем дошкольном возрасте» (PDF).

Тема: «Организация игрового пространства в условиях современного ДОУ» (PDF)

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников» (PDF)

Тема: «Совершенствование познавательно-исследовательских навыков у детей дошкольного возраста в процессе реализации проектов» (PDF)

Тема: «Эффективность использования педагогами развивающих форм оздоровительной работы в воспитательно-образовательном процессе» (PDF)

Тема: «Валеологическое просвещение родителей» (PDF)

Тема: «Эффективность использования педагогами технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни» (PDF)

Тема: «Здоровый педагог – здоровый ребенок» (PDF)

Методические рекомендации

Опыт работы, связанный с темой (детского сада, своего города, других городов, зарубежных стран).

Литература по теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или представить картотеку).

Наглядный материал, связанный с данной проблематикой, перечень оборудования, чертежи, схемы, образцы поделок и т. д.

Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагогов. Надо предусмотреть возможность того, что воспитатель возьмет этот материал в группу для обсуждения с другими воспитателями, а иногда и использовать в работе с детьми.Поэтому требования к этому материалу будут следующие:

  • Размещен по возможности на одном листе;
  • Обязательно напечатан;
  • Привлекательно оформлен;
  • Кратко и четко изложено содержание;
  • Оформление должно обеспечивать долговременное использование.

Важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы, который ведет старший воспитатель. Воспитатели должны свободно ориентироваться в содержании материалов, при необходимости самостоятельно подбирать пособия при подготовке к занятиям, досугам, беседам в процессе самообразования.

Для организации зоны для пользования интернет-ресурсами методический кабинет необходимо обеспечить стационарным компьютером или ноутбуком с выходом в интернет. Педагоги в свободное от работы время могут воспользоваться данной возможностью для повышения своего профессионального мастерства и транслирования своего педагогического опыта.

Старший воспитатель должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.

Старший воспитатель изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива, разрабатывает собственные памятки, рекомендации, информацию для воспитателей.

В кабинете также должен располагаться материал по работе с родителями, в котором могут быть предусмотрены вопросы для родителей, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, интересные кроссворды, связанные с проблемами воспитания, высказывания их детей. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, деловых игр для родителей.

Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован. Необходимо создать определенную систему в распределении наглядного материала. Весь наглядный материал так же, как и книжный фонд, должен строго учитываться.

В методическом кабинете организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими.

Система методической работы в ДОУпрезентация

Слайд 1

Система методической работы в ДОУ

Слайд 2

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Слайд 3

О сновные задачи методической работы: 1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации . 2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов МДОУ 3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса . 4. Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников . 5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом . 6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Слайд 4

Подходы к организации методической работы в ДОУ: Системно- деятельностный Личностно-ориентированный Дифференцированный С вободного самоопределения М отивационно- стимулирующий К оррекционный

Слайд 5

Направления методической работы: 1. Д иагностико — прогностическая деятельность, 2. Информационная деятельность, 3. Образовательная деятельность

Слайд 6

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться: целями и задачами ДОУ; количественным и качественным составом коллектива; сравнительной эффективностью форм и методов работы; особенностями образовательного процесса; материальными, морально-психологическими условиями в коллективе; реальными возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями.

Слайд 7

Формы организации методической службы: 1. фронтальные — педсовет, — семинар, — семинар-практикум, семинар- отчет, -открытые просмотры, — педагогическое совещание, — консультация, -круглый стол, -работа творческой группы.

Слайд 8

2. индивидуальные -индивидуальные консультации и беседы, -наставничество, -работа над личной творческой темой, -самообразование, -работа над составлением рабочих программ .

Слайд 9

Содержание методической деятельности Планирование Контроль Работа с кадрами Работа с родителями и социумом

Слайд 10

Алгоритм осуществления контроля

Слайд 11

Виды контроля Тематический Оперативный Фронтальный Предупредительный Персонифицированный

Слайд 12

Основные цели и задачи планирования — Обеспечение выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, обучения, развития детей; -Совершенствование механизма управления качеством образования, повышение эффективности результатов образовательного процесса; — Вычленение главных узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива; -Определение общей задачи всего педагогического коллектива, частных задач в работе, средств для выполнения намеченного.

Слайд 13

Основные принципы планирования -Научность; — Аналитическое основание (планы разрабатываются на основе анализа работы детского сада за предыдущий период ); — Последовательная взаимосвязь всех видов планов; -Конкретность и равномерность (все мероприятия в планах ориентированы по срокам и исполнителям ); — Перспективность, направленность на конечный результат ; -Реальность (достижимость ).

Слайд 14

Виды планов Стратегическое (долгосрочное) планирование (на 3-5лет ) — Программа развития ДОУ -Образовательная программа ДОУ -Инновационные проекты, программы Тактическое (краткосрочное) планирование (на год ) -Учебный план -Годовой план работы детского сада -Перспективный план педагога (рабочая программа ) Оперативное планирование (на день, неделю, месяц) -Ежемесячное планирование методической деятельности -Календарный план образовательной работы с детьми

Слайд 15

Годовой план работы ДОУ *Годовой план дошкольного учреждения является обязательным документом. *Годовой план нацелен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию работы всего педагогического коллектива в конкретном учебном году. *Годовой план ДОУ составляется с учётом вида дошкольного учреждения и профессионального уровня педагогических кадров. *В соответствии с задачами в плане определяются конкретные мероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и обслуживающим персоналом. *План предусматривает мероприятия по педагогическому просвещению родителей и совместную работу с социумом. План работы на год может оформляться в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочная, календарно-месячная, цикличная по формам работы и др.

Слайд 16

Эффективность методической службы определяется ее тщательным анализом

Слайд 17

1. Ежемесячный 2. Тематический 3. Промежуточный 4. Годовой (итоговый)

Слайд 18

Объекты анализа: -эффективность работы по развитию кадрового потенциала ДОУ, по внедрению ФГОС -деятельность по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта -работа методического формирования -динамика развития детей и готовность к обучению в школе -взаимодействие с социумом — инновационно — экспериментальная деятельность -проектно- исследовательская деятельность —

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Оборудование кабинета

Методический кабинет имеет помещение, в котором осуществляется педагогическая и методическая деятельность коллектива, а также размещается методическая и справочная литература.

Кабинет оборудован:

  • — книжными шкафами, в которых концентрируются нормативные и инструктивные документы, методическая и детская художественная литература, дидактические материалы, аудиовизуальные средства.
  • — письменными столами, стульями, для организации и проведения педсоветов, семинаров, методических объединений и других форм работы.
  • — компьютер
  • — сканер
  • — принтер

Методическое обеспечение

• Отдел информационно – аналитический. Материалы по аттестации, повышению квалификации, комплексное оценивание педагогической деятельности. Осуществление контроля и анализа состояния воспитательно-образовательного процесса, его качества. Оценка результативности педагогического процесса в ДОУ.

• Отдел программно – методического обеспечения. Образовательные программы, реализуемые в ДОУ; альтернативные образовательные программы; тематическое планирование по программе «Из детства в отрочество»; методическая литература по психологии;

• Отдел художественно – эстетического развития. Методическая литература, конспекты занятий, консультации по изодеятельности, конструированию, ручному труду; Информация о художниках, репродукции картин; Информация и образцы по народному творчеству, народной игрушке;

• Отдел физического развития. Методическая литература и разработки конспектов, консультаций по физическому воспитанию и оздоровлению детей; литература по валеологии, энциклопедии (физическое воспитание, анатомия, строение человек). В этом отделе находится литература, методические разработки, рабочие тетради, видеоматериалы для работы с детьми по ОБЖ.

• Отдел художественной литературы. Сборники и отдельные произведения детской, художественной литературы; Научно – методические журналы, буклеты.

• Отдел социально-личностного развития. Методическая литература, разработки конспектов, консультаций по ознакомлению с родным краем, Республикой Хакасией. Литература для реализации национально – регионального компонента в ДОУ (художественная литература, методические пособия, наглядно – иллюстративный материал).

• Отдел познавательно – речевого развития. Методическая литература, разработки конспектов, консультаций; Детские энциклопедии, наглядно – иллюстративный материал.

• Отдел по работе с родителями. Информация по общим проблемам воспитания детей, по подготовке детей к школе, по защите прав ребенка. Это: нормативные документы, методическая литература, разработки консультаций, бесед, наглядно – иллюстративный материал, касающийся данных тем. Материалы по охране прав ребёнка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]