Методика формирования грамматического строя речи — Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников


Что такое грамматический строй речи

Грамматический строй речи-это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов).

Формирование грамматического строя происходит постепенно. Сначала дети в своей речи не употребляют предлогов, могут путать род существительного и неправильно ставить ударение. В процессе онтогенеза и нормального речевого развития происходит обогащение словарного запаса, получение новых знаний об окружающем мире и предложения принимают правильный вид.

Поэтому перед воспитателями дошкольного образовательного учреждения стоит задача по совершенствованию грамматического строя речи. А точнее, помочь детям понять морфологию, синтаксис и словообразование родного языка.

Как сформировать грамматический строй речи у дошкольников

Формирование грамматического строя речи у дошкольников ведется по нескольким задачам:

  1. Формирование структуры предложения. Такая задача легко реализуется по сюжетам различных сказок. Сначала педагог предлагает сказку, а затем дети пытаются составить краткий пересказ с помощью педагога. Также используется визуальный элемент работы — составление предложений на основе сюжета, изображенного на картинке.
  2. Развитие словообразования. Словообразование — это компонент грамматической стороны речи, который вызывает наибольшие затруднения среди дошкольников. В этой области хорошую эффективность доказывают дидактические игры. Например, упражнение «Домашние животные». Детям предлагается поиграть и рассказать состав семьи домашних животных, как называют детенышей, чем они полезны в домашнем хозяйстве. Интересными для данного этапа являются задания, где нужно назвать часть, или элемент целого.
  3. Развитие связной речи. В данной задаче главной деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Детям необходима коммуникация, выстраивание диалоговых отношений. В такой деятельности дети самостоятельно осваивают новые приемы и средства общения.

Обратите внимание! Таким образом, для качественного развития грамматического строя речи у детей, необходимо общение со взрослыми и сверстниками. При постоянной взаимосвязи детей друг с другом происходит непринудительное и мягкое развитие.

Дидактические игры на усвоение одушевленности– неодушевленности

Дидактические игры пополняются играми на усвоение категории одушевленности– неодушевленности («Что (кого) видим?», повелительного наклонения глагола («Мишка, сделай!»). Вводятся словесные упражнения на закрепление категории рода у существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление несклоняемых имен существительных, разноспрягаемых глаголов (хотеть и бежать). Например: Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она? Про что (кого) еще можно сказать большой? Большая? Большое?

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Затруднение вызывают лишь нетипичные формы. У детей иногда встречаются ошибки в чередовании согласных («Я МСТЮ и МСТЯ моя страшна», в употреблении существительных в родительном падеже во множественном числе («Не пугай ИНОПЛАНЕТЯНЕЙ», в образовании повелительного наклонения глаголов (ЕХАЙ, ЛЯЖЬ, ЛОЖЬ, СТЕРИ, ВЫТЕРИ) и сравнительной степени прилагательного и наречия («Эта дорога КОРОТКЕЕ», «Я лицо ВЫТРАЛ СУХЕЕ»). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными (С ДВУМЯМИ детьми, местоимениями (ИХНИЙ двор, употребление причастий (СЛОМАТАЯ, НАРИСОВАТАЯ, глаголов хотеть, бежать, звонить (ОНИ БЕЖАТ, ОН ХОТИТ, ТЕБЕ ЗВОНЯТ).

Усвоение грамматики в этом возрасте облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.

Задачи этого возрастного этапа: учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. Снижается роль дидактических игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения.

Второе направление работы – формирование синтаксической стороны речи.

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Как уже указывалось, речь 3-летних детей ситуативная, поэтому необходимо учить ребенка строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). На четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации.

В младшем дошкольном возрасте работа над предложением проходит в такой последовательности: сначала детей учат чувствовать основу предложения (подлежащее и сказуемое, затем распространять и грамматически оформлять простое предложение.

Словообразование, как компонент грамматической стороны речи

Словообразовательный процесс формирование одного слова на основе другого имеет является достаточно сложным процессом. Происходит он в несколько этапов:

  • первый период (от 2,5 до 4 лет). Слова образуются случайно, непроизвольно;
  • второй период (от 4 до 6 лет), когда идет активное накопление словарного запаса и вместе с этим словопроизводства;
  • третий период — усвоение правил и норм речи.

Артикуляционная гимнастика для звуков «с, з, ц»

Важно! Активным периодом словообразовательного процесса является возраст от 4 до 6 лет и необходимо не упустить этот сензитивный период. Недоразвитие одного из этапов ведет за собой снижение образовательных возможностей другого. ОНР выявляется уже на ранних этапах развития.

Факторы, влияющие на развитие грамматического строя речи

Среди факторов, которые влияют на развитие речи детей дошкольного возраста, педагоги-психологи выделают социальные и генетические.

  1. Социальные факторы. Важную роль в социальных факторах отводят семье. В полной семье дети не испытывают недостатка общения и постоянно практикуются в своих речевых потребностях. Если же ребенка воспитывает одинокий родитель, возможность коммуникаций существенно снижается. Немаловажную роль играет количество детей. Общаясь с братьями и сестрами дома, дети могут реализовывать свой интерес в подвижных и сюжетно-ролевых играх. Но при этом, как отмечают психологи, в многодетных семьях чтению уделяют немного меньше времени, чем в семьях с одним или двумя детьми.

Важным моментом в развитии речи остается материальный ресурс семьи и уровень образования родителей. У отцов и матерей с высоким социально- экономическим статусом дети обладают большим словарным запасом в результате того, что родители сами используют грамматически правильные предложения. Такие родители могут позволить детям получать больше информации об окружающем мире, обогащая и организуя предметную среду. Более того, в семьях, где преобладает теплая атмосфера и взаимопонимание, лексика ребенка приобретает более эмоциональный характер.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, дошкольники расширяют круг своих коммуникаций и получают положительный опыт в общении.

  1. Генетические факторы. Успешное развитие родителей благоприятно сказывается на формировании речевых навыков у детей. Уровень интеллектуального развития и способность к успешному обучению передается по наследству. Дети, чьи мамы и папы хорошо учились в школе и имеют высшее образование, немного быстрее обучаются основным грамматическим принципам речи.

Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст — это последний этап дошкольного возраста, когда формируются новые образования в психике ребенка. Это касается произвольности психических процессов — внимания, памяти, восприятия и т.д. -что приводит к способности контролировать собственные психические процессы… — а с ним и способность контролировать поведение, а также изменения в представлениях о себе, уверенность в себе и самооценка. Появление воли — это решающее изменение в деятельности ребенка, когда он уже не ставит перед собой цель изменить внешние объекты вокруг себя, а контролирует собственное поведение.

Дети шестого года имеют еще большие физические и умственные способности, чем дети средней группы. Они освоили основные движения. Физически ребенок все еще сильнее. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным развитием. Она становится необходимым условием, фоном, на котором успешно протекает всестороннее развитие ребенка. Интеллектуальное, эстетическое, нравственное, то есть чисто социальное, развитие идет быстрыми темпами.

На этом этапе жизни все аспекты речи ребенка продолжают улучшаться. Ребенок правильно произносит все звуки родного языка, четко воспроизводит слова, имеет словарный запас, необходимый для свободного общения, правильно использует многие грамматические формы и категории, его высказывания становятся более осмысленными, выразительными и точными.

Возникает общение как вид деятельности. В старшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-личностная форма общения, которая характеризуется потребностью во взаимопонимании и сопереживании, а также личностными мотивами общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативным и деловым, формируются устойчивые избирательные предпочтения.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. Другими словами, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая и практическая. Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В это время вместо когнитивного типа общения ребенка со взрослым на первый план выходит личностный тип, в котором на первый план выходит интерес к человеческому взаимодействию. Ребенок старшего дошкольного возраста обычно правильно знает, что нравится и не нравится взрослым в его поведении, достаточно хорошо оценивает качество своих поступков и индивидуальные особенности своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Его содержанием является состояние практических способностей и моральных качеств ребенка, выраженное в подчинении нормам поведения, установленным в данной группе. В целом самооценка ребенка-дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страхов включаться в занятия развивающего типа при подготовке к школе.

У детей этого возраста уже можно наблюдать проявления искренней заботы о близких людях, действия, направленные на защиту их от страха, горя. Ребенок овладевает способностью в какой-то степени сдерживать бурные, неистовые проявления эмоций, 5-6-летний дошкольник может сдерживать слезы, скрывать страх и т.д. Он изучает «язык» чувств — социально принятые формы выражения тончайших нюансов чувств через взгляд, мимику, жесты, позы, движения, интонации.

Конструирование, рисование, лепка — это наиболее типичные виды деятельности для детей дошкольного возраста. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основное психологическое значение которых заключается в том, что ребенок должен понимать, что он выполняет нужную, полезную работу для других. Навыки самообслуживания, приобретенные в пятилетнем возрасте, опыт работы на природе и занятия рукоделием позволяют детям активнее участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут перейти от отдельных поручений к регулярным обязанностям: уборка игровой зоны, полив цветов, чистка одежды и обуви.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]