Занятие по развитию речи «Пересказ сказки «Заяц – хвастун»» для детей 5-6 лет
Конспект занятия
Пересказ сказки «Заяц – хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки».
для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет
Образовательная область
: Речевое развитие
Занятие:
Развитие речи
Цель:
закрепить знания детей о русских народных сказках
Задачи:
Образовательные
: Помочь детям составить план пересказа сказки. Учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. Познакомить с присказкой «Начинаются наши сказки».
Развивающие:
Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать текст.
Воспитательные
: Воспитывать умение понимать учебную задачу и решать ее.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
презентация, хрестоматия для детей 5-6 лет
Ход занятия:
Вводная часть
Мотивационный момент:
Воспитатель
: Любите ли вы сказки? (ответы детей), а почему вы их любите?
Знаете, дети, какая случилась беда! В сказочном лесу заблудились герои сказок, и не могут вспомнить, откуда они. Но как мы сможем помочь сказочным героям? (ответы детей) И как попасть в сказочный лес? (ответы детей) Нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова, но прежде чем мы это сделаем, давайте разомнем наш язычок.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для языка:
Если в сказку
всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери… (Приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре – самолете (удерживать широкий язык на нижней губе)
На летучем большом корабле (поднять боковые края и кончик языка чашечкой)
На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)
И верхом на Коньке — Горбунке (поцокать язычком)
Можно в сказку влететь на Жар — Птице (язык двигается вверх- вниз)
Можно на колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)
А можно поехать на паровозике.
Дыхательное упражнение
«Паровозик»
II. Основная часть
Воспитатель просит ребят назвать известные им русские народные сказки. Дети вспоминают и называют сказки
Воспитатель: «Сказки просят, а сейчас вы друзья узнайте нас»
.
Воспитатель загадывает детям загадки о сказках.
1. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке (колобок)
2. Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца! (сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3. Мышка дом себе нашла,мышка добрая была: в доме том, в конце концов, стало множество жильцов (теремок)
4. Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка (снегурочка)
5. Ах ты Петя простота,сплоховал немножко: не послушался кота, выглянул в окошко (петушок –золотой гребешок)
6. А дорога – далека, а корзина – нелегка, сесть бы на пенек, съесть бы пирожок (маша и медведь)
7. Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то (волк и семеро козлят)
8. По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра (по щучьему веленью)
Далее педагог спрашивает, как обычно начинаются русские народные сказки (Жил-был, жили-были)
. Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную концовку, например: тут и сказке конец кто дослушал молодец.
Приглашает детей на физкультминутку.
Колобок, колобок, Идут в полуприседе, поставив руки на пояс.
Колобок — румяный бок.
По дорожке покатился, Бегут на носочках, держа руки на поясе.
И назад не воротился. Встав лицом в круг,
Встретил мишку, волка, зайку, изображают медведя, волка, зайца.
Всем играл на балалайке. Изображают игру на балалайке
У лисы спел на носу, Пляшут вприсядку
Больше нет его в лесу. Разводят руками.
После физкультминутки воспитатель продолжает беседу: А теперь послушайте, какие слова я сейчас произнесу, книжище, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? Правильно об очень больших предметах. Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хвастун»
:
«У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»
. Педагог повторяет цитату из сказки, а дети хором ему помогают, произносят существительные с суффиксом -ищ.
Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун»
идет речь о зайце великане. Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает сказку. Перед рассказыванием педагог читает присказку:
Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки.
На море океане, на острове Буяне, там березонька стоит, на ней люлечка висит
В люльке зайка крепко спит. Рядом бабушка сидит зайке сказки говорит
Сказки старинные не короткие не длинные
Про кошку. Про ложку, про лису и про быка
Про кривого петуха, про гусей, про лебедей
Про смышленых зверей.
Это присказка не сказка, сказка будет впереди.
Рассказывание сказки «Заяц-хваста»
.
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Беседа по содержанию.
- Кто был хвастуном в этой сказке? (заяц)
- Где жил заяц? (в лесу)
- Когда ему жилось хорошо и когда плохо? (летом-хорошо, зимой-плохо)
- Куда он ходил и зачем? (на гумно воровать овёс)
- Перед кем он хвастался? (перед стадом зайцев)
Что говорил заяц хвастаясь? (У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь)
- Кому рассказали зайцы про хвастунишку? (тётке вороне)
- Как ворона пристыдила зайца? (Боле не хвастай!)
- Что случилось с вороной? (сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять)
- Как заяц ей помог? (Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца и бросили ворону.)
- Что сказала ворона зайцу? (Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!)
-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения)
.
Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? (Заяц-хваста)
.
— И как мы с вами всегда говорим: «Вот и сказке конец. А кто слушал молодец»
.
Воспитатель рассказывает русскую, народную сказку «Заяц-хвастун»
в обр. О. Капицы.
«Так какой же был заяц в сказке?»
, – подводит итог воспитатель.
«Он действительно был великан?»
. Воспитатель просит охарактеризовать зайца (сначала был хвастун и трусишка,) Увидев ворону, он испугался, потом проявил себя как настоящий храбрец. Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы.
III.Заключительная часть
Воспитатель:
-Где мы сегодня с вами были?
— У вас все получилось или были трудности?
Как привить ребенку любовь к чтению
Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.
Читать дальше
Повторное чтение
Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.
Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.
Собственно пересказ
Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.
Таким образом, пересказывается весь текст.
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа | Особенности | Проблемы освоения | Как помочь детям |
Подробный | Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту. | Незнание, с чего начать. Отсутствие эмоциональной окраски. Неиспользование лексики текста, образных выражений. Потеря деталей или отдельных событий. | Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать? Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить. Используйте метод схематизации. |
Выборочный | Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос. | Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста. | Составляйте план текста, делите текст на смысловые части. |
Сжатый | Краткий пересказ сути и основных событий. | Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ. | Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста. |
Творческий | Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов. | Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы. | Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов: — Что бы ты изменил? — Хотел бы ты жить там и почему? — Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте? |
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)? — Что нового (интересного) ты узнал? — Что произошло (описывается)? — Кто главный герой? — Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.