Методическая разработка «Игровые технологии в начальной школе»


Методическая разработка «Игровые технологии в начальной школе»

Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет [9, с. 291].

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Объект исследования:

процесс обучения в современной школе.

Предмет исследования:

игровые методы обучения в школе.

Гипотезой
исследования
является предположение о том, что изучение нового материала на уроках диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.

Цель

исследования заключалась в теоретическом обосновании методики использования игровых технологий в обучении. Достижение этой цели требовало решения следующих
задач:
1. Раскрыть понятие игровых технологий в обучении.

2. Рассмотреть разновидности игровых технологий.

3. Изучение опыта работы по исследуемой теме.

Глава 1. Теоретические возможности использования игровых технологий в начальной школе

1.1. Понятие игровых технологий

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы.

Понятие«игровые педагогические технологии»

включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6

1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….……6

1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников……………9

1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности

дошкольников…………………………………………………………………..16

Выводы………………………………………………………………………….25

Концептуальные основы игровых технологий

Концептуальными основами игровых технологий в дошкольный период являются:

  1. Психологические механизмы игровых технологий являются фундаментом потребности личности ребенка в самовыражении, самоопределении, саморегуляции, самоутверждении и самореализации.
  2. Игровые технологии позволяют каждому ребенку проецировать собственное психогенное поведение на конкретные жизненные ситуации.
  3. Игра – это один из уникальных методов социализации ребенка. Она позволяет с раннего детства усваивать правила поведение и общепринятые нормы.
  4. Игра способствует развитию свободы личности в воображении. Выступает первой школой жизни ребенка.
  5. Умение включаться в игру не связано с возрастом, однако в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
  6. Содержание детских игр развивается и усложняется в соответствии с возрастом ребенком. Игры не просто усложняются, они удовлетворяют возрастные потребности детей.
  7. Важное значение, в игровой технологии, имеет ведущая деятельность каждого возрастного периода. Это связано с тем, что для каждого возраста игра должна иметь конкретное содержание, в соответствии с психическими новообразованиями ребенка.

Введение

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

В период перестройки произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно детей дошкольного возраста).

Поэтому в современном мире возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными обучение и воспитание детей. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в воспитательный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на детей огромный объем информации. Актуальной задачей дошкольного учреждения становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Таким образом, актуальность проблемы обусловила определение темы исследования «Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников».

Цель исследования – проанализировать эффективность применения игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования – образовательный и воспитательный процесс в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования – игровые технологии в дошкольных образовательных учреждениях.

В связи с целью были определены следующие задачи исследования:

— изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

— выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении;

— экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в развитии дошкольников.

Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической и исторической литературы; социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий).

Эмпирические: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся); метод самооценки, педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.

База исследования: старшие и средние группы детский сад №185 г.Омска.

Игра как педагогическая технология

Введение

Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя — выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели — развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения и способствуют активизации процесса обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей.

Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, и желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего – увлекательное занятие.

Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии; для какого состава учеников следует ее применять; как увязать игру с другими способами обучения; как найти время в учебном плане для ее проведения; какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной теме; как подобрать игру, решающую определенные учебные задачи на каждом этапе урока.

  1. Игровые технологии как вид педагогических технологий

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое технология в целом:

  • В толковом словаре технология определяется как совокупность

приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;

  • По Шепелю В.М. технология — это искусство, мастерство, умение,

совокупность методов обработки, изменения состояния.

В то время как:

  • Лихачев говорит о педагогической технологии как о совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; что она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса .
  • Педагогическая технология по Беспалько В.П. — это содержательная техника реализации учебного процесса .
  • Волков И.П. видит педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения .
  • Академик, член-корреспондент Российской академии образования Монахов В.М. понимает под педагогической технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя .

Анализ приведенных выше определений показывает, что многие исследователи идентично трактуют сущность понятия педагогической технологии. Отличие между ними состоит лишь в том, насколько широко раскрывается данное понятие.

Определившись с понятием педагогической технологии, хотелось бы узнать ее структуру.

В структуру педагогической технологии входят:

  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса .

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, такие как

  • словесные;
  • наглядные:
  • практические:

В метод обучения игра превращается при условиях:

— наполнения технологии определенным содержанием;

— придания содержанию дидактического смысла;

— наличия мотивации обучаемых;

— установления дидактических связей с другими методами обучения .

Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:

  1. Игровые.
  2. Догматические, репродуктивные.
  3. Объяснительно-иллюстративные.
  4. Развивающее обучение.
  5. Проблемные, поисковые.
  6. Программированное обучение.
  7. Диалогические.
  8. Творческие.
  9. Саморазвивающее обучение.
  10. Информационные (компьютерные)

Исходя из данных выше определений и классификаций, мы можем сделать вывод, что игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Таким образом, педагогическая технология, доминирующим методом обучения в которой является игра, есть игровая технология.

  1. Структура игры

Из предыдущего параграфа стало ясно, что понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Давайте выясним, как определяют игру известные педагоги, психологи, писатели различных лет.

А.М. Горький писал, что игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления.

По мнению Эльконина Д.Б., человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Существует множество подходов к определению игры.

Структура организации игры. Игра — это яркий и эмоциональный праздник. В организации игры все должно быть продумано до мелочей.

  1. Выбор игры. Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Выбор игровых технологий в практике работы педагогического коллектива продиктован принципом активности ребенка в процессе обучения, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам, т.к. игра наряду с трудом и учением — одна из основных видов деятельности человека. Игра используется в качестве:

  1. самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элемент более обширной технологии;
  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. как технологии внеклассной работы.

Различные виды игр используются практически на всех ступенях обучения.

Однако чтобы использовать игровые технологии на уроке педагогу необходимо знать, уметь подобрать педагогическую игру. В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.

Игры, как элемент системы занятий существуют в определенных условиях, которые воздействуют на них и они в свою очередь активно воздействует на условия, в которых действуют, также они активно взаимодействуют с традиционными методами проведения занятий. При этом система развивается, расширяются её границы.

  1. Подготовка игры.
  • Предварительная подготовка учащихся к игре.

Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

  • Подготовка непосредственно перед игрой.

Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.

III. Введение в игру.

  • Предложение игры детям.

Обычно организатору игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в : « Название игры» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра:». Этого достаточно.

  • Объяснение правил игры.

Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.

  • Выбор участников игры.
  1. Ход игры.
  • Начало игры.

Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это «в руках» организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями «Ускоряем темп!», «Долгая пауза!»:

  • Развитие игрового действия (кульминация).

На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.

  • Заключительный этап игры.

Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры .

При организации и проведении игровой технологии необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить игры, эмоциональный настрой, забывают правила

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;

2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее .

VI. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия .

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры — с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры — он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

Заключение

Интерес к любой дисциплине во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках и нужно как можно шире применять нетрадиционные образовательные технологии.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы использования педагогических игр разных типов.

Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы:

1.Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Существует множество классификаций игр. Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор.

2.В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала.

3.Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Литература:

  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., Педагогика, 1989.
  • Волков И.П. Педагогические технологии. — М., Просвещение ,1990.
  • Крюкова Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. – Волгоград., Перемена, 1999.
  • Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. — Ростов н/Д., Март, 2002.
  • Шайхетдинова Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р. Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .

Борисова Юлия Александровна

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]