Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют: — развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения. — развитию речи детей: пополнению и активизации словаря. — социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Виды дидактических игр:
1.Игры с предметами (игрушками).
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Игры с предметами— основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др. Настольно — печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки» С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.
Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.
Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.
Игры на развитие внимания
Старший дошкольный возраст
- «Что изменилось?»
Цель: развивать произвольное внимание.
Оборудование: игрушки
Описание игры
На стол ставится три-четыре игрушки (в дальнейшем можно увеличить их количество) и ребенку дается их рассмотреть в течение одной-двух минут. Затем попросите ребенка отвернуться, а тем временем уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось? Можно не убирать игрушку, а просто поменять их местами, не убирать и не менять игрушки.
Если ребенок не понимает задания убирать и менять местами игрушки можно так, чтобы ребенок видел, проговорить порядок расположения игрушек. Когда ребенок освоит правило, попросить закрывать глаза.
Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.
2. «Нарисуй»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Оборудование: листы бумаги с нарисованными шарами
Инструкция:
Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным.
Если ребенок не понимает задания предложите раскрасить по образцу.
Если ребенок затрудняется, задайте наводящие вопросы.
3. «Игрушки идут на праздник»
Цель. Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, активизировать внимание.
Оборудование. Парные игрушки (два одинаковых мишки, две куклы, два зайца; второй набор: четыре куклы — две пары, отличающиеся друг от друга по величине, два одинаковых мишки и т.п.).
Ход игры. Один комплект игрушек педагог раскладывает на своем столе, другой на таком же столе, находящемся на некотором расстоянии и говорит: «Куклы, мишки, зайки хотят идти на праздник парами, но не могут найти свои пары: мишке нужен такой же мишка, кукле — кукла, зайке — зайка. Помогите им, ребята». Дети по очереди подходят к столу педагога, берут по одной игрушке и находят ей пару на соседнем столе, устанавливают их парами друг за другом. Педагог берет бубен или барабан, и дети передвигают игрушки по столу. Игра повторяется с другими детьми. Затем каждый ребенок получает по одной игрушке, по сигналу бубна дети разбегаются по комнате. Найдя свою пару, они маршируют с игрушками по комнате.
Если ребенок не понимает задание помочь ему найти пару, рассмотреть игрушки, сравнить , найти сходство
Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.
4.«Кто внимательный»
Цель. Продолжать формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу; учить внимательно следить за действиями взрослого; развивать способность самостоятельно анализировать несложный образец, используя не только пространственные представления, но и представления о форме, величине и цвете.
Оборудование. Наборы строителя «Цвет и форма», «Построй поселок» и др. по числу детей.
Ходигры (проводится индивидуально или подгруппами). 1-й вариант. Педагог сажает перед собой * (напротив) ребенка и выкладывает 4—6 элементов строителя. Предлагает ребенку делать так, как он, выполняя любую произвольную конструкцию. В процессе работы сопоставляет жестом положение одинаковых элементов, уточняет их пространственное расположение. Затем строит другую конструкцию из тех же элементов, меняя лишь их положение. Ребенок повторяет действия. В конце дается оценка выполнения ребенком задания: «Молодец, ты внимательный, все построил правильно».
2-й вариант. Педагог выполняет постройку за экраном. Ребенок должен самостоятельно проанализировать образец, выделяя форму, величину элементов и их пространственное расположение, и воспроизвести конструкцию. О том, как ребенок анализирует образец и насколько правильно, можно судить по процессу действия со строительным материалом. Никаких вопросов малышу задавать не следует. Если ребенок не может строить по образцу, педагог переходит к действиям по подражанию. В заключение педагог вновь оценивает результат: «Видишь, как ты хорошо смотрел. Ты правильно построил: большой кубик внизу, маленький наверху, треугольная крыша на нем, рядом кирпичик — получился дом с забором».
3-й вариант. Постройка улицы по подражанию действиям взрослого. Педагог выкладывает на стол ряд элементов из строительного набора «Построй поселок». Говорит ребенку, что они будут вместе строить улицу. Отграничивает место, где будет его улица и улица ребенка. Улицы должны быть одинаковыми. Сначала посередине улицы строит двухэтажный дом так, чтобы в дальнейшем улицу можно было достраивать в обе стороны — вправо и влево. Элементы для дома педагог выбирает в присутствии ребенка, побуждая его делать то же самое. Рядом с домом ставит дерево. С другой стороны ставит два дерева и машину. Такая последовательность заставляет ребенка отражать правильно не только вертикальные, но и горизонтальные отношения — тут уже недостаточно просто воспроизвести положение «рядом», нужно увидеть, по какую сторону от дома располагаются другие предметы. Таким образом расположение «рядом» уточняется, дифференцируется («по ту сторону», «по эту сторону»).
4-й вариант. Постройка улицы по образцу, заранее выполненная за экраном. По окончании постройка обыгрывается.
Если ребенок не понимает задания, предложить выполнить вместе.
Если ребенок затрудняется предложить внимательнее посмотреть на прстройку.
5.« Найди два одинаковых предмета»
Цель: развитие мышления, объема внимания.
Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов, из которых два предмета одинаковые;
Описание. Ребенку предлагаются:
а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;
Инструкция:
а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть.
Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.
Если ребенок не понимает задания найти вместе одинаковые предметы, сравнить, найти сходство.
6.« Выкладывание из палочек»
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки, образец узора.
Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек
а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку;
б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;
в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек;
г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек
Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен.
Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.
Если ребенок не понимает задания, предложить выкладывать по подражанию – «делай как я».
7.«Исключение лишнего»
Цель: развитие объема внимания.
Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Описание. Ребенку предлагается найти
из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и объяснить свой выбор.
Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие».
Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.
Если ребенок не понимает задания, выполнить задание вместе с ребенком, сравнить, найти различия.
8. «Нанизывание бусинок»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания – крупный бисер.
Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.
Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».
Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.
Если ребенок не понимает задание, начать выполнение задания вместе с ним, обращая внимание на последовательность бусинок. Затем предложить продолжить самостоятельно.
Если ребенок затрудняется задать наводящие вопросы.
9.«Скопируй»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики.
Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку; образец для рисования; остро отточенные карандаши.
Описание. Ребенку предлагается сделать две картинки одинаковыми
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру. Будь внимателен!».
Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.
Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.
Если ребенок не понимает задание, выполнить вместе с ребенком, по показу способа выполнения.
Игры детей с задержкой психоречевого развития: особенности и примеры
На первый взгляд кажется, что игра для любого ребёнка – совершенно естественное состояние, которое не требует никаких усилий со стороны взрослого и даётся малышу легко и просто. Но каждый ли может играть? И есть ли особенности у игровой деятельности ребёнка с задержкой психоречевого развития?
Об этом мы поговорили с Екатериной Черкаевой, детским неврологом, специалистом по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителем медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро».
Что такое ЗПРР?
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы.
У детей с ЗПРР есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная. Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним.
Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание. Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.
Каковы особенности познавательного развития детей с ЗПРР?
Дети с задержкой психики и речи не очень любят познавать мир. У них есть проблемы с вниманием, памятью, концентрацией и волевой сферой. Зачастую игровая деятельность у них выше познавательной.
Например, школьник будет на уроке доставать свои игрушки. Сидеть и учиться ему очень сложно, не интересно. Двухлетний ребёнок с ЗПРР будет, в основном, катать машинки. Он не захочет собирать даже простые пазлы из двух комплектующих. Всегда игровая и познавательная деятельности у таких малышей будут отставать.
Чем отличается игровая деятельность детей с ЗПРР от норматипичных ребят?
В принципе, игровая деятельности ребёнка с задержкой психики идёт такими же этапами, как у обычных ребят. Но гораздо медленнее.
Например, обычный шестилетний ребёнок уже может развернуть сюжетно-ролевую игру. Допустим, поиграть с подружкой в доктора и пациента. При этом, участие взрослого необязательно – ребёнок может сам сказать: «А давай я тебя начну лечить!». Малыши сами придумают сюжет, распределят роли и так далее.
Могут ли дети с ЗПРР самостоятельно придумывать себе игры или им нужно помогать в этом?
Ребёнок 6 лет с задержкой психоречевого развития может использовать предметную игру. Например, резать овощи. Без помощи взрослого такой ребёнок может не понять, как играть во что-то сюжетно-ролевое: дочки-матери, доктор-пациент, продавец-покупатель и так далее.
Он сможет это сделать только если взрослый рядом сядет и скажет: «Давай я буду твоим пациентом, а ты врачом и будешь меня лечить». Возможно, ребёнок с задержкой психики лёгкой степени поймёт, что делать с предметами для игры – возьмёт молоточек, фонендоскоп, будет стучать, слушать. Но обычно для его игровой деятельности этого мало, ему скучно. Он захочет обратно вернуться к машинкам и лего.
Обычно на приёме я спрашиваю у родителей: если вашего ребёнка оставить в покое, во что он будет играть? Зачастую, если игровая деятельность однобокая и скучная, уже можно подозревать задержку психоречевого развития. Например, если малышу два с половиной года, а он только катает машинки и ему больше ничего неинтересно. Он не сортирует животных и предметы, не собирает пазлы. В случае скудности игровой деятельности ребёнка уже можно предполагать задержку развития.
Как играть с ребёнком, у которого диагностирована ЗПРР? Главные особенности, тонкости, о чём нужно помнить?
Вся терапия дефектологов, психологов и нейропсихологов проходит в игровой форме для детей с ЗПРР. Сам ребёнок из-за сниженной познавательной, интеллектуальной и эмоциональной деятельности может не воспринимать многие игры. Но в компании со взрослыми он может поиграть.
В норме шестилетний ребёнок может найти себе игрушку-партнёра для игры. То есть даже не всегда нужен другой ребёнок или взрослый для этого. Но малышу с ЗПРР обычно это не по силам.
У детей с ЗПРР есть основные нарушения: например, слухового внимания. Также мы часто находим моторную неловкость: такие ребята не могут повторить какое-либо простое действие. Его нужно спланировать, представить и повторить. Зрительный анализатор при этом у них функционирует неплохо. Поэтому дефектологи часто используют картинки в работе с такими ребятами.
Приведите конкретные примеры игр для детей с ЗПРР?
Например, можно использовать игры на слуховое внимание с подвохом. Это отличный способ улучшения зрительного внимания, если ребёнку сложно удерживать глазами строчку.
Игра «Письмо Ежа» направлена на развитие зрительного внимания.
- Взрослому: задача ребёнка – прочитать фразу, собирая буквы по стрелке.
- В верхнем поле нарисованы 3 стрелки, показывающие путь слежения.
Нижнее поле заполнено буквами. Если собирать буквы по траектории, указанной стрелками, то получится зашифрованная фраза.
- Чтобы прочитать текст по стрелке, ребёнку нужно мысленно совместить два поля.
- Если это сделать трудно, пусть ребёнок нарисует точно такие же стрелки на поле с буквами и, проследив за их направлением, прочитает фразу.
- Ребёнку: «Однажды Ёж гулял по лесу и встретил на своём пути очень много букв. Из них он составил пожелание для тебя. Чтобы его прочитать, проследи за дорожками, по которым шёл Ёжик (они указаны стрелками), и собери буквы точно в такой последовательности».
Хотите, чтобы ребёнок слушал более внимательно, сам исправлял свои оговорки? А для дошколят это отличный навык слухового внимания, который пригодится и в школе: писать диктанты, слушать задание от учителя.
Для дошкольников и школьников важны игры на слух с подвохом.
По сложности смотрите сами.
- Простой: На пальме росли помидоры.
- Средний: Два брата Оля и Дима пошли гулять в лес.
- Сложный: На дорогу выбежал заяц, сел, посмотрел по сторонам и, помахав длинным пушистым хвостиком, побежал дальше.
Конечно, ребёнок от 5лет уже может понять подвох, в некоторых случаях раньше. Но основной возраст проверки – от 6 лет. Начинаете с простых, можно сочинять самим.
Добавим также, что опорой в игре должен быть взрослый, а не предметы, так как детям с ЗПРР сложно построить в голове ассоциативные связи между, скажем, кастрюлей и игрой в повара или телефоном и возможностью с его помощью вызвать доктора или пожарных.
Важно обращать внимание детей больше на сюжетную линию, чем на выполнение определённых действий, иначе вся игра может просто свестись к бессмысленному, многократному повторению одного и того же движения.
Ребятам с особенностями развития трудно фантазировать или придавать предметам какие-либо непривычные им свойства. Так ложка для них служит исключительно для еды и никак не может исполнить роль барабанной палочки без подсказки взрослого.
Руководит игрой взрослый – активное участие малышей и импровизация в таких играх, как правило, невозможны.
Ключ к успеху в организации игр для детей с ЗПРР – использование театрализованных и сюжетно-ролевых развлечений. Именно они станут надёжной опорой и поддержкой в работе с такими малышами и решении главной задачи – научить их играть самостоятельно.
Поделиться в соцсетях