Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Город мастеров» для детей 4-5 лет


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)

Программу составили: педагог ИЗО: Салимова В. А. методист: Лозко В.Ю. Ханты-Мансийск

«В детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность» (В. А. Сухомлинский)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы показывает, что полноценное художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без его морально-нравственного воспитания. Личность как и художественный образ являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.

Нравственные качества дошкольников активно развиваются через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.

Так же, отличительной чертой данной программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

Данная программа формирует у детей творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:

  • И.А. Лыковой «Цветные ладошки»;
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
  • Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»;
  • Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет»;
  • А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»;
  • Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.

Программа имеет полное методическое обеспечение, демонстрационный и раздаточный материал, содержит методические рекомендации, конспекты занятий по всем возрастам.

Цель программы: Развитие творческих и умственных способностей, познавательной активности через занятия изобразительной деятельности.

Педагогические задачи:

 Обучающие

  1. Сформировать у дошкольников первоначальные знания об изобразительном творчестве.
  2. Ознакомить с основными понятиями художественной деятельности, выразительными средствами и способами изображения.
  3. Прививать умения и навыки в работе с карандашами, красками, бумагой, пластилином и другими материалами, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для детей форме.
  4. Познакомить детей с нетрадиционными техниками.

 Развивающие

  1. Способствовать развитию способностей изображения через воспитание у детей умение наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить в них общие и различные черты, выделять главное.
  2. Развивать познавательные процессы эстетического восприятия: образное и пространственное мышление, воображение, внимание, память.
  3. Развивать творческие способности ребенка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный выбор.
  4. Развивать мелкую мускулатуру пальцев и моторные функции рук.
  5. Способствовать развитию сенсомоторики.
  6. Способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
  7. Развивать коммуникативные навыки.

 Воспитательные

  1. Воспитывать у детей нравственно-волевые качества: потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость), преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы.
  2. Воспитывать и формировать навыки межличностных отношений со сверстниками — установление дружеских контактов, стремление помочь друг другу, доброжелательность.
  3. Воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки.
  4. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам.

 Здоровьесберегающие

1. Научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.

Разделы программы:

Основы художественного изображения

Лепка

Художественный труд

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: дети с 2 до 7 лет (2-мл. – подготовительная группы).

Срок реализации: 4 год обучения.

Формы организации образовательного процесса:

  • ООД (организованная образовательная деятельность)
  • Деятельность кружка ИЗО «Волшебные пальчики»
  • Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ)
  • Приглашение мастеров ДПИ в гости
  • Посещение музеев, детских выставок
  • Участие в выставках и конкурсах

Организация образовательной деятельности в группах по основной программе:

Возраст детей: вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Период: 4 года.

Занятия проводятся: 1 занятие ООД в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году)

Длительность одного занятия: в группе раннего развития – 8-10мин.

в старших группах – 10-15 мин

в младшей группах – 15-20 мин

в старших группах – 20-25 мин

Следующая >

Сравнительный анализ программ по Художественно-эстетическому развитию

осваивать последовательность работы: разложить формы, посмотреть, красиво ли, затем последовательно брать формы, намазывать клеем на клеенке и аккуратно класть на прежнее место, прижимая салфеткой;

побуждать детей использовать инструменты аккуратно;

знакомить детей с возможностями использовать неизобразительный материал: толченую скорлупу, опилки, вату, кусочки рваной и смятой бумаги [18].

Авторы образовательной программы «Радуга» Т.И. Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г.Якобсон ставят следующие задачи в аппликации:

учить передавать свои чувства и отношения с помощью различных изобразительных и художественных средств;

прививать интерес к работе и учить доводить начатое до конца;

учить аккуратности выполнения работ [54].

Таким образом, в рассмотренных образовательных программах авторы ориентируют педагога на построение насыщенного и разнообразного процесса форм художественно–эстетических понятий. Неотъемлемой частью данных программ является воспитание средствами природы и искусства, которые обеспечивают целостность и гармоничность развития личности, создавая предпосылки для расширения и углубления познания мира.

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразны­ми способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).

Ребенок способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).

В парциальной программе «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова) художественно-эстетическое и сенсорное развитие детей представлено следующим образом.

Цель данной программы заключается в следующем, формировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения к художественно–творческим способностям в изобразительной деятельности [36, с.4].

Исходные принципы построения педагогических технологий, реализующих данную программу представлены следующим образом:

от сенсомоторного, фрагментарного восприятия к целостному, последовательному рассматриванию и обследованию;

от восприятия внешних случайных признаков как элементов выразительности к осознанию их внутренних связей, пониманию целесообразности и единства выразительных средств художественного образа;

от немотивированных оценок, основанных на отдельных, второстепенных свойствах, к адекватному мотивированному анализу по существенным эстетическим качествам;

от кратковременных и неустойчивых эмоциональных реакций на отдельные яркие объекты к устойчивому эстетическому чувству к произведениям народного искусства;

Рабочая программа педагога дополнительного образования по ИЗО в ДОУ

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Содержание:

1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи. 3. Формы и методы реализации программы — принципы организации — методическое обеспечение — предполагаемый результат 4. Работа с детьми. 5. Работа с родителями. 6. Работа с педагогами. 7. Список литературы. Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций — Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», — Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий», — Лыковой И.А. «Цветные ладошки», — Комаровой Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии «Обучение детей технике рисования». Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети группы раннего развития(2-3года) . Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения. Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 занятие непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного занятия в группе раннего развития 8-10мин., согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
1-Пояснительная записка …Это правда, это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, дети любят, Очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне!… Э. Успенский. Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и , ”овладев” пишущим предметом приходит к радостному открытию ,что и он может оставлять след на бумаге, и не только… Рисование для детей — игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью, по этому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности. Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя. При реализации программы еженедельно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка. Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом. 2-Цели рабочей программы — Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. -помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках. Задачи рабочей программы: — образовательные: 1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой 2. Знакомить детей с цветовой гаммой, 3. Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.) 4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы. 5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. — воспитательные: 1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом . 2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования. 3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его. -развивающие: 1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание. 2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка. 3. Развивать мелкую моторику рук. 3-Формы и методы реализации программы -беседы; -занятия; -групповая и индивидуальная работа; -коллективно-творческая работа; -работа с родителями, мастер-классы; -игры, развлечения; -оформление выставок; -наглядный; -практический, -объяснительно-иллюстративный, -публикация информации на сайте ДОУ, группы. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: -Социально-коммуникативное-развитие -Познавательное-развитие -Речевое-развитие -Художественно-эстетическое-развитие -Физическое развитие -принципы организации: — подача материала в игровой форме. — развитие творческих способностей детей, фантазии. — приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества. — выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей. — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. — методическое обеспечение: (нетрадиционные техники) -тычок жесткой кистью; -оттиск печатками из овощей; -восковые мелки и акварель; -свеча и акварель; -отпечатки листьев; -рисунки из ладошек; -пальчиковое рисование; -печать по трафарету. — предполагаемый-результат: В результате освоения данной программы дети к концу года смогут: -подбирать цвета, соответствующим изображаемым предметам. — cумеют правильно пользоваться кисточкой. — проявить свои творческие способности, воображение, фантазии. -у них будет более развито чувство композиции, зрительная память, мышление. 4- Работа с детьми: Тематический план занятий с детьми 2-3 лет Тема Задачи Сентябрь Здравствуй, детский сад! Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Веточка рябины Знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показать приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Мой любимый дождик Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень). Нарядный мухоморчик Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки. Нарядный мухоморчик в травке Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги и рисовании травки пальчиками. Октябрь Превращение ладошки. (цветок) Знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой. Осеннее деревце Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью. Листопад Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Подводное царство. Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании рыбок ладошками, а пальчиками – водоросли. Ноябрь Пушистые котята играют на ковре (коллективная работа) Знакомить с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Вишнёвый компот Знакомить с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. «Шарики воздушные, ветерку послушные…» Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками. Подарок маме.- «Полюбуйся на герань.» Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный цветок, нанося рисунок равномерно в определённых местах. Декабрь Первые снежинки Упражнять в рисовании ватными палочками, Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. Зима пришла Знакомить с техникой рисования поролоном. Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). «Маленькой ёлочке холодно зимой…» Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). Праздничная ёлочка Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева). Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) — «зажжём огоньки на ёлочке». Новогодний салют! Закрепить технику рисования пальчиками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа Январь Снеговичок Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке). Зимние узоры Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. Матрешка. Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт готовой формы. Обогатить сюжет детской игры Февраль Зимний денёк (коллективная работа) Знакомить детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»). Шарфик для куклы Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком. Ракета Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на ракете,вместо окон) Украсим чашку для папы Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма. Март Красивые бусы для мамы Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету. Разноцветные рыбки Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза). «Смотрит солнышко в окошко» (коллективная работа) Закреплять умение рисовать ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков. Капают сосульки Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли. Апрель Коровка на травке Знакомить детей с техникой рисования по трафарету. Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа. Закреплять у детей знание зелёного цвета. Воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему. Космос Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»). Клоуны в цирке (планируется 2 занятия) 1. Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», — наряд в горошек). Развивать чувство ритма. 2. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Май Воздушные шарики Продолжать учить детей изображать формы похожие на округлые. Располагать их по всему листу (шарики летят). Вызвать у детей интерес к рисованию. Салют на нашей улице (коллективная работа) Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. Одуванчик Упражнять детей в технике печатанья печатками. Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции. Дождик,радуга и солнышко! Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью Развивать эстетическое восприятие. 5- Работа с родителями: Сентябрь – Адаптация детей к детскому саду.(родительское собрание) Октябрь – Волшебные краски. «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей раннего возраста» (консультация для родителей) Ноябрь – Как часто рисует ваш ребёнок(анкета для родителей). Порисуйте вместе(рисование на стекле)-Портрет мамы. Декабрь – Рисуем солью.(семинар-практикум для родителей) Январь – Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.(публикация на нашем сайте) Февраль – Рисование без препятствий самыми необычными вещами. (мастер-класс) Март – Все маленькие дети – художники.(папка-передвижка) Апрель – Развитие мелкой моторики рук. (консультация для родителей) Май – Полезные советы по развитию творческих способностей детей. (памятки для родителей) 5- Работа с педагогами: 1. Консультация для воспитателей: «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» 2. Консультация для воспитателей с мастер-классом. «Экспериментируем, познаем, творим!» 3. Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности.» 6 — Список литературы: 1. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г. 2. И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы.» 2010г. 3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия(интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г. 4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г. 5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г. 6. Т.Н.Доронова – «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.» 1992г. 7. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г. 8. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г. 9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» 1982г.

Рекомендуем посмотреть:

План работы кружка для детей младшей группы ДОУ Рабочая программа для средней группе детского сада Рабочая программа по развитию речи для всех групп детского сада Рабочая программа по познавательному развитию для детей подготовительной группы ДОУ

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Методики раннего обучения детей математике

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]