Оформление игровой комнаты и зоны для игр в детском саду


Принципы оформления игровой комнаты в ДОУ

1. Зонирование
. Необходимо разделить игровую комнату на зоны с различными типами игрушек. Это позволит не смешивать игровые и образовательные процессы.

2. Безопасность

. В комнате не должно быть опасных мест. Следует наклеить мягкие уголки на острые углы, использовать заглушки для тяжелых дверей (стопперы), установить ограничители на окна для проветривания, приобрести шторки для розеток, скрыть всю проводку, а также уделить внимание полу — он должен быть ровный и теплый.

3. Комфорт

. Обустройство игровой комнаты начинается с подготовительных работ. Важно обеспечить подходящий микроклимат: температуру, влажность, освещение, приток свежего воздуха. Для контроля показателей среды лучше установить метеостанцию.

4. Насыщенность и вариативность

. Оборудование игровой комнаты должно быть разнообразным и красочным. Это не только даст детям возможность выбора, но и украсит помещение. Желательно, чтобы инвентарь обеспечивал все виды активности: двигательную (включая мелкую и крупную моторику), познавательную, исследовательскую, творческую, совместную. Также не забывайте периодически обновлять игровой материал.

5. Доступность

. Инвентарь игровой комнаты следует располагать в пределах досягаемости ребенка, чтобы он в любой момент мог самостоятельно им воспользоваться. Игрушки должны быть исправны, соответствовать возрасту, а при необходимости и ограничениям возможностей детей.

6. Трансформируемость и полифункциональность

. Рационально использовать бюджет вам позволит инвентарь, который интересен разновозрастным детям и имеет различные варианты использования. Например, мягкие модули подходят для эстафетных и строительных игр, а также для отдыха. При этом их любят и малыши, и дети постарше (дошкольники).

Сюжетно-ролевая игра: ПАРИКМАХЕРСКАЯ

Салон красоты или парикмахерская есть в обязательном порядке в каждой группе детского сада. Как правило приобретается детская мебель и заполняется всеми необходимыми аксессуарами. Приобретенные игрушки в магазине можно дополнять различными баночками из под шампуня, крема, ватными дисками, расческами, бигудями, зеркальцами с небьющимся стеклом и многим многим другим, что подходит под тема парикмахерской и салона красоты.

Важным элементом является — пелерина для клиента и фартук для сотрудника парикмахерской. Через эти предметы дети перевоплощаются в свои роли и начинают проигрывать их в сюжете. Несложные костюмы можно приобрести в специализированных магазинах для ДОУ или сшить самим.

Уголок Парикмахерской в детском саду — это островок женственности и красоты. Каждая девочка обратит на него внимание и будет играть там с большим удовольствием.

На фото вы видите «Набор Парикмахер» в который входит все необходимое: аксессуары из пластмассы, накидка парикмахера. Упакован он в розовый чемоданчик. Этот набор мы нашли в магазине «Детский сад» здесь >>>

Дизайн интерьера и архитектура

На все материалы в игровой комнате, включая строительные, должны быть сертификаты, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья. Также материалы должны быть устойчивы к влажной уборке и дезинфекции. В соответствии с этими требованиями возможны следующие варианты для элементов дизайна и архитектуры игровой комнаты:

1) пол, стены, потолок

. Согласно нормам, площадь помещения игровой комнаты для групп раннего возраста (дети до 3-х лет) определяется из расчета не менее 2,5 × 2,0 м на одного ребенка, для дошкольного возраста (дети 3–7 лет) — не менее 2,0 × 2,0 м. В качестве напольных покрытий допускаются: линолеум, паркет, пробковый пол, ковролин. Сверху можно класть, например, коврик-пазл. Для покраски стен выбирают матовые светлые тона: песочный, бирюзовый, кремовый, кофейный, светло-розовый, лиловый и пр. Стены можно украсить детскими изображениями, виниловыми наклейками, бумажными аппликациями, плакатами и т. д. Потолок допускается как обычный побеленный, так и окрашенный, плиточный и тканевый натяжной;

2) окна, освещение, мебель

. На окнах обязательны шторы или жалюзи светлых тонов. Освещение (теплое, возможно, с желтоватым тоном) должно быть общим и равномерным, без открытых точечных светильников и резкого света. Размеры ящиков, шкафов, стеллажей и другой мебели подбирают в соответствии с возрастом детей. При этом цвет мебели допускается яркий.

Сюжетно-ролевая игра: БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ

Уголок мира в детском саду (или бюро путешествий) активно способствует тому, что ребёнок усваивает важные географические и политико-экономические понятия. Для детей, которые никогда не были в других странах, бывает действительно сложно понять настоящие масштабы мира, и уголок путешественника с успехом решает эту проблему. Кроме того, игра в путешествие является сильнейшим стимулятором интереса к познанию окружающего мира. К тому же, в бюро путешествий можно организовать игровую программу по путешествию даже в космос или на дно океана.

Ещё одна уникальная функция уголка мира в детском саду – это возможность привязки его к изучению иностранных языков, что, несомненно, очень актуально. Для дошкольника, который изучает иностранный язык, важно ознакомиться не только с алфавитом и начальными правилами грамматики, но и познать культуру и традиции других стран, что также с успехом реализуется в пространстве уголка мира в детском саду.

На фото вы видите говорящий плакат «Живая география». С ним детям легче изучать и понимать природу нашей Земли. Это современное оборудование для дома и детского сада. На второй фото: Глобус Земли физический, д-250 мм.

Зоны игровой комнаты и их наполнение

Как уже было сказано, игровую комнату нужно разделить на игровые зоны-уголки, чтобы дети могли выбрать то занятие, которое им нравится. У каждой игровой зоны — свои образовательные функции и свое оформление. Далее рассмотрим наиболее распространенные варианты уголков и их наполнение.

Уголок строительно-конструктивных игр

нужен, чтобы развивать творческие способности и логическое мышление ребенка. Для этого используются конструкторы, различные по материалу, форме, креплениям и размерам. Наилучшим образом детям дадут представления о весе и размере предметов, научат равновесию (балансу) и ориентированию в пространстве большие мягкие наборы для конструирования.

Уголок физкультуры и спорта

понравится любителям активных физических занятий. Здесь размещают спортивный инвентарь, с которым можно самостоятельно отрабатывать различные упражнения. Отлично в игровую комнату впишутся мягкие спортивные модули, которые легко транспортабельны, многофункциональны и безопасны.

Уголок отдыха и уединения

— это место, где дети отдыхают и набираются сил. Уголок может быть как закрытым (шалаш), так и открытым, с удобной бескаркасной мягкой мебелью. Для обустройства зоны отдыха идеально также подойдут пуфы, подушки и кресло-груши, на которых можно расслабиться и полежать.

Уголок активных игр

— зона полной свободы. Здесь у детей больше всего возможностей выплеснуть энергию через подвижные игры. В этом им помогут различные контурные игрушки, сухие бассейны и горки.

Сенсорный уголок

развивает тактильное восприятие. Дети формируют представления о свойствах предметов и различных явлениях, исследуя их на ощупь. С этой целью выбирают дидактические напольные игрушки с различными застежками, замками, шнуровками, геометрическими фигурами и т. д. Такой реквизит отлично развивает мелкую моторику и с удовольствием используется детьми в играх. Также в сенсорном уголке желательны дорожки с различной поверхностью — ребристой, гладкой, мягкой, скользкой, жесткой, колючей и т. д. Ходьба по дорожкам — не только увлекательное для ребенка занятие, которое развивает тактильные ощущения, улучшает психоэмоциональное состояние, но и полезный массаж (предупреждает и лечит плоскостопие, улучшает чувство равновесия и т. д.).

Уголок «Правила дорожного движения»

нужен, чтобы отрабатывать навыки безопасного поведения на проезжей части. Лучше всего это делать, используя тематический реквизит (мягкие большие машинки, нагрудники с изображениями) и разыгрывая с детьми различные ситуации.

Уголок сюжетно-ролевых игр

помогает детям развивать воображение и коммутативные навыки. Обстановка этой зоны должна соответствовать игровому сюжету и придуманным детским ролям. Младшие дошкольники, как правило, отдают предпочтение сюжетам на основе присутствующих предметов, с их помощью им легче включится в сюжетно-ролевую игру. Рекомендуется оформлять уголок тематически. Готовые варианты уголков можно найти среди так называемых мягких игровых наборов.

Сюжетно-ролевая игра: ДЕЖУРНЫЙ уголок

С дежурства в детском саду начинаются понятия о дисциплине и о ведении хозяйства. Так как обучение и развитие в детском саду происходит в условиях специально организованного быта, необходимо создать из этого педагогически эффективную ситуацию. Другими словами, ни в одном детском саду нельзя положить ответственность на организацию быта детей полностью на плечи взрослых. Даже самые маленькие дети в меру своих возможностей должны быть причастны к важнейшим бытовым вопросам, потому что эта деятельность заключает в себе важнейший воспитательный элемент.

В уголке дежурного в детском саду дети должны ознакомиться с элементарными правилами ведения бытового хозяйства, а также научиться обращаться с самыми разными элементами бытовой техники. Специально из соображений безопасности, для детей разрабатываются игрушки, максимально похожие на настоящие предметы быта и техники, но, однако, являющиеся лишь имитацией их. Однако это не снижает результативности воспитательного процесса, целью которого стоит привитие детям умений и навыков по ведению хозяйства, а также воспитание ответственности и любви к порядку.

На фото набор под названием — Игровой набор Золушка №4. Его выпускает старинная фабрика пластмассовых игрушек «Совтехстром». Качество у игрушки хорошее, цена очень доступная!

Предварительная работа

Экскурсия на телевидение: рассматривание обстановки съёмочной площадки и оборудования, объяснение назначения стендов, табличек,

наблюдение за трудом работников телевидения. Наблюдение за тем, как проходит съёмка телепередач. Рассказ работников телевидения о своей работе.

Беседы с детьми о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей: «Для чего нужно телевидение», «Любимые телепередачи», «Чем можно заменить телевизор», «Как снимается телепередача», просмотр презентации «Откуда пришло телевидение», «Кто работает на телевидении», просмотр познавательных и развлекательных телепередач.

Чтение литературных произведений А. Барто «Сильное кино», «В кинотеатре», М. Зощенко «Актер», М. Пришвин «Начало осени», Б. Житков «Как идет свет по проводам», М. Алимбаев «Что за странная страна».

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Из какой это сказки?», «Чего не хватает?», «Корреспондент», «Составь мультфильм», «Кто больше назовет телепередач», «Кому, что нужно для работы», «Что нужно режиссеру».

Выставка детских рисунков «Детское телевидение», «Кино глазами детей», «Реклама к спектаклю» (коллективная работа), рисование вывесок, коллективный коллаж «На телевидении».

Составление мини-энциклопедии «Все о телевидении».

Развивающая предметно-игровая среда: компьютеры, видеокамера, фотоаппараты, сумка для телевизионной аппаратуры, «телевизор», микрофон, телефон, рации, «хлопушка»; символика различных программ; элементы костюмов, грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации, ширма, фотографии; костюмы для театрализованной деятельности, маски; логотип передачи в виде аппликации, значков-определителей для участников

съёмки (ведущие, оператор, репортёры, гости передачи).

Сюжетно-ролевая игра: ПОЧТА

Мы живём в эру господства информации.

Именно благодаря тому, что люди научились сообщаться между собой сквозь огромные пласты времени и многочисленные километры пространства, человечество смогло сделать огромный шаг в своём развитии.

Несмотря на то, что сейчас в мире информация уже способна передаваться с одного края земного шара на другой за доли секунды, мы не должны забывать о том, что всё началось с почты. И что, несмотря на современные технологии, эта область человеческой деятельности до сих пор функционирует и процветает.

Играя в почту, ребёнок в детском саду не только познакомится с увлекательными процессами обмена информацией, но и поймёт, насколько важны эти процессы.

Подписывая открытки и отправляя письма по почте, малыш не только обучится верно формулировать свои мысли и пожелания, но и поймёт, что, благодаря почте, на огромные расстояния могут передаваться не только тексты или изображения, но и человеческие эмоции и чувства.

На фото: детский сюжетно-ролевой костюм «Почта». В него входит фуражка, накидка и сумка с надписью «Почта». Это недорогой и практичный костюм. Он сделан из плащевки, поэтому легко моется.

Сюжетно-ролевая игра: ТЕАТР

Сложно перечислить все достоинства театра, как важнейшей развивающей деятельности для дошкольника.

Когда дети участвуют в спектакле или даже просто смотрят его, происходит целая серия важнейших в педагогическом и психологическом плане процессов, начиная от тренировки умения сопереживать и понимать эмоции и чувства других людей, и заканчивая эстетическим воспитанием и культурным развитием.

Недаром А.С. Макаренко сделал именно театрализованные постановки в своей системе воспитания мощнейшим и одним из самых главных средств, позволяющих воздействовать на детей в педагогических и воспитательных целях. Пожалуй, самая важная функция театрализованных представлений в условиях детского сада – это психотерапевтическая. Играя роль персонажа, или же просто сопереживая ему, ребёнок может избавиться от различных проблем в эмоциональной, чувственной и социальной сфере, которые неизбежно возникают даже в дошкольном возрасте.

На фото: вязанный пальчиковый театр, производитель ИП Никулина. Отличного качества! Персонажи легко одеваются на пальчик. Они связаны вручную. На втором и третьем фото: персонажи шагающего театра. Разработка российских производителей дидактического оборудования «Наивный мир». Пальцы вставляются в специальные петельки, которые пришиты к кукле сзади. Шевеля пальцами — вы шевелите ногами куклы. Очень интересная разработка. Наборы по сказкам и просто отдельные куклы продаются в специализированных магазинах для детских садов.

Сюжетно-ролевая игра: ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ МОТИВАМ

Народную игрушку от современной отличает одно – огромный опыт наших предков и их бесконечная мудрость, которая воплощается в каждом народном изделии.

Обратите внимание на то, что народная игрушка практически бессмертна – дети разных поколений играют с ними на протяжении сотен и тысяч лет, и никакие современные технологии не смогут оспорить и превзойти их эффективность.

Кроме того, мудрость народа наделяет игрушки огромным символизмом, который, несомненно, воспринимается детьми хотя бы на подсознательном уровне.

К примеру, матрешки символизируют святость материнства и продолжения человеческого рода, а причудливая русская народная декоративная роспись, которая украшает практически все народные игрушки, доносит до ребёнка сведения об устройстве мира, зашифрованные в визуальных и цветовых символах.

Таким образом, русская народная игрушка в детском саду – это большее, чем средство воспитания патриотизма. Это ещё и возможность передать детям опыт, накопленный людьми за огромный период времени.

На фото: наша традиционная развивающая игрушка — матрешка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]