Конспекты занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения.

Галина Клокова

Конспекты занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения.

Занятия по изодеятельности с использованием нетрадиционных

техник изображения в подготовительной к школе группе.

Подготовила Клокова Г. А., воспитатель 1-ой категории детского сада №25 «Рябинушка» г. Мичуринска Тамбовской области.

Тема: «Осенний букет».

Цель: развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования: «отпечаток листьев».

Задачи: — продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства (натюрморт)

;

— учить смешивать краски прямо на листьях;

— совершенствовать навыки рисования при использовании техники печатанья листьями и пластилинографии;

— развивать композиционные умения.

Оборудование: листы бумаги, акварельные краски, кисти, листья и семена растений, пластилин.

Конспект урока «Пейзаж. Нетрадиционные техники рисования»

Конспект открытого урока изобразительного искусства

6 класс

Тема:

«Пейзаж. Нетрадиционные техники рисования»

Цели :

ознакомление обучающихся с историей возникновения жанра, его разновидностями, создание благоприятной эмоциональной обстановки для изучения изобразительного искусства

Задачи :

  • образовательные

    – сформировать у обучающихся представление о пейзаже как жанре изобразительного искусства, изучить виды пейзажа, научить изображать природные объекты на основе простых геометрических форм; ознакомить обучающихся с нетрадиционными способами рисования (с применением воска в акварельной живописи)

  • развивающие

    – развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию; способствовать развитию внимания, памяти, ассоциативного мышления; совершенствовать навыки работы графическими и живописными материалами (карандаш графитный, акварель); ознакомить обучающихся с особенностями работы воском (смешанная техника рисования)

  • воспитательные

    – воспитание аккуратности, дисциплинированности, эстетического отношения к окружающей действительности и произведениям искусства

Вид урока:

тематическое рисование

Методические приёмы:

беседа, рассказ учителя, фронтальный опрос, практическая работа учащихся

Оснащение урока:

компьютер, магнитофон, доска

Зрительный ряд:

новые термины , изображения пейзажа (уголь, пастель, акварель, гуашь), выполненные учащимися, репродукции картин художников-живописцев

Музыкальный ряд:

звуки природы

Оборудование (для учащихся):

бумага акварельная (формат А4), карандаш графитный, ластик, акварель, кисти (№1, 3, 5), палитра, баночка для воды, свечи парафиновые белые

План урока

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Основная часть

(сообщение темы урока, изложение нового материала), (
13 мин.)
3. Практическое задание (23 мин.)

  1. Заключительная часть (Просмотр работ. Итог урока) (2 мин.)

Ход урока

1.Организационный момент

(проверка наличия инструментов и материалов для рисования) –
2 минуты
.

2.Основная часть (13 минут)

.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир изобразительного искусства. Перед вами на доске — название темы нашего урока. Кто из вас самый внимательный ? Чему посвящается урок? Правильно, пейзажу. А что такое «пейзаж»? Пейзаж – жанр изобразительного искусства, центральной темой которого является природа, ландшафт. Название жанра произошло от французского слова «pays» — страна, местность. Жанр пейзажа зародился в Китае в 4 веке н. э.. В европейском искусстве жанр стал популярен только в 16 веке. Виды природы поражают своей красотой, помогают расслабиться, вдохновляют .

Мы можем любоваться пейзажем, который выполнен художниками-графиками с помощью карандаша, угля и туши, замечательными работами живописцев.

История развития пейзажа как самостоятельного жанра

Пейзаж с древности был частью самых разных изображений. Элементы пейзажа встречаются в древнерусской живописи : так называемые «горки» и «палаты». В изобразительном искусстве древнего мира над пейзажем работали египетские и греческие мастера. Однако, все эти изображения были просто фоном ,на котором разворачивается основное действие. Значение пейзажа возросло в эпоху Возрождения, когда открытия в области перспективы , светотени , позволили сделать его более реалистичным.

Искусствоведы считают, что первый «чистый» пейзаж принадлежит кисти Альбрехта Альтдорфера (первая половина 16 века). Расцвет пейзажа приходится на 19 век, когда впервые в искусстве появляется пленэр (от французского слова « открытый воздух») – рисование на природе. Ранее на природе делались только наброски, а писали картины только в мастерской. После изобретения краски в тюбиках появилась возможность полностью работать на природе. Появляются пейзажи, пронизанные светом и воздухом.

Виды пейзажа

По уровню участия человека:

  • Деревенский (сельский);
  • Природный (морской);
  • Городской (индустриальный);

По сюжету пейзаж можно разделить на следующие виды:

Морской пейзаж («марина»)
– разновидность пейзажа с морской тематикой. Популяризировалось направление во времена активного развития судоходства, мореплаванья, Великих географических открытий. Наиболее ярким примером этого вида являются работы русского мариниста 19 века И. Айвазовского.
Футуристический пейзаж
— разновидность, приверженцы которой пишут картины с изображениями космических полетов, фантастическими внеземными мирами.
Городской пейзаж
(« ведута»)появился в Италии в 17 веке. По сути — это детальное изображение зданий в городе, до мельчайших подробностей. Главная особенность пейзажа — точное отображение всех нюансов архитектуры дома или целого квартала.
3.Практическая работа учащихся

(самостоятельная работа ведётся под музыкальное сопровождение, «Звуки природы» ) —
23 минуты
. А теперь мы заглянем в импровизированную картинную галерею. Посмотрите внимательно на пейзажи .
В какой технике выполнены эти работы? (техника акварельной и гуашевой живописи)
Чем выделяется этот рисунок ?

На первый взгляд, эта работа практически ничем не отличается от остальных, но юный художник использовал здесь необычный материал – парафиновую свечу, которая выполняет роль фиксатива: белоствольные берёзы великолепно смотрятся на ярком фоне именно благодаря воску, он не даёт краске затекать на поверхность дерева. Мы тоже попробуем сегодня использовать эту технику, приготовьте кусочки парафина, с ними мы и будем работать на первом этапе.

Последовательность рисования зимнего пейзажа:

  1. Нанесение контуров деревьев (березы) и плоскости снега (парафиновая свеча). Плавные линии – стволы и ветви берёз, отрывистые, короткие штрихи – отражение на воде, штриховка боковой поверхностью — плоскости снега
  2. Заливка фона (акварель). В работе используется плавный переход от фиолетового и голубого оттенка к светло-желтому – в цветовом решении фона, в обратной последовательности – в заливке плоскости реки.
  3. Работа над деталями композиции (акварель). На переднем плане – пригорок с деревьями и пожелтевшей травой, на поверхности воды , в центральной части листа – изображение тёмно-коричневой рыбацкой лодки. Детали композиции на переднем плане яркие, насыщенные, в живописном решении используются 3-5 оттенков.

(работа учащихся над композицией ведётся параллельно с учителем)

4.Просмотр работ. Итог урока (2 минуты)

У вас получились замечательные работы. Как вы думаете, какая работа наиболее удачна? Объясните ваше решение (обсуждение творческих работ обучающихся). А теперь мы проверим, кто же на уроке был самым внимательным из вас (проводится опрос по терминологии)

  1. Родина пейзажа.
  2. В каком веке появился первый «самостоятельный» пейзаж ?
  3. Как переводится слово «ПЛЕНЭР» ?
  4. Что такое «ВЕДУТА» ?
  5. К какому виду пейзажа относится изображение космических просторов?
  6. Какое изобретение позволило художникам писать этюды на природе?

-Молодцы! Вы замечательно сегодня потрудились: ознакомились с новой техникой рисования, узнали интересные факты о жанре пейзажа и его разновидностях. Надеюсь, что очередная встреча с миром изобразительного искусства подарила яркие впечатления. Всего доброго!

Конспект урока «Нетрадиционные методы рисования»

— У всех получилось? (Проверить правильность выполнения у детей).

— Молодцы.

— Чего еще не хватает нашей птичке? (- Хвоста, глаз и клюва)

— Конечно. Давайте выполним хвостик. И тут нам поможет кисточка.

— Сначала рисую хвост я, а вы смотрите.

— Я снова окунаю кисточку в черную краску и провожу маленькую линию по середине, немного ниже веточки, а потом добавляю по два перышка у хвостика с каждой стороны.

— Задание понятно? (- Да)

— Нарисуйте самостоятельно хвост птицам.

— Наберите черную краску на кисть и проведите среднюю линию и две по бокам. Вика делает вместе со мной. (Посмотреть работы ребят)

— Молодцы. Помойте кисточку и положите ее на салфетку, пусть она немного отдохнет.

— Ну вот, наш снегирь почти готов.

— Теперь нужно выполнить глазки нашим птичкам. Посмотрите, как сделаю это я.

— Я возьму ватную палочку, обмакну ее в белую краску и поставлю две точки белого цвета. Теперь мне надо добавить зрачки. Переверну ватную палочку и на ее чистую сторону наберу немного черной краски. Поставлю маленькие точки в серединки глаз, это будут зрачки.

— Теперь вы добавьте своим птичкам глазки. (Проверить результат, Вике помочь)

— Все ли мы нарисовали снегирям? (- Нет)

— Чего не хватает? (- Клюва)

— Молодцы. Вы очень внимательны.

— Клюв мы выполним желтой краской, тонкой кисточкой. Сначала это сделаю я. Посмотрите как.

-Беру маленькую кисть, набираю желтую краску и рисую маленький клюв.(Показать)

— Теперь вы нарисуйте клюв своим птичкам. (Вике помочь)

— Посмотрите, какие красивые получились у вас снегири.

— Снегири прилетаю к нам с первым снегом. Давайте и мы нарисуем снежинки. Для этого возьмем чистую ватную палочку, окунем ее в баночку с синей гуашью и будем наносить маленькие точки на наш рисунок, как-будто идет снег. При выполнении снежинок, мы снова с вами встречаемся с оттиском, только в этот раз оттиск мы делаем ватной палочкой.

— Убираем ватные палочки.

VII. Итог урока

— Посмотрите на свои работы. Какие красивые птицы у вас получились. Понравились ли они вам? (-Да)

— В начале урока, мы говорили о том, что снегири очень любят лакомиться ягодами рябины. Давайте и мы с вами угостим ягодами рябины наших снегирей.

— Возьмите чистую ватную палочку, окуните ее в красную краску и нарисуйте ягодки на веточке:

нарисуйте несколько ягодок – если вам понравился наш сегодняшний урок и вы очень довольны своей работой

1 ягодку – если урок был скучным и вы думаете, что свою работу могли бы выполнить лучше.

Мне сегодняшний урок очень понравился, ведь вы все старались, выполняя новое и сложное задание. Поэтому я тоже нарисую ягодки своей птичке, и нарисую я их четыре штуки, потому что у меня на уроке сегодня было четыре старательных ученика.

Конспект по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Рисование солью»

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования (рисование солью (техника насыпка))

в старшей группе на тему: «Береза в зимнем уборе»

Цель: создать условия для активизации речевых и творческих способностей в ходе изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Обучающие: продолжать учить детей рисовать дерево: ствол, ветви. Формировать потребность детей в самовыражении посредствам изобразительной деятельности. Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования — техникой насыпки. Закрепить умение смешивать краски.

2. Развивающие: развивать речевые и творческие способности детей в процессе рисования. Развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание, воображение и чувство композиции. Развивать умение комментировать свои действия.

3. Воспитательные: воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к родному краю через изобразительное искусство, поэзию. Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в рисунке. Воспитывать самостоятельность в выполнении рисунка, аккуратность при работе с красками.

Предварительная работа: наблюдение за зимними деревьями на прогулке, рассматривание картин репродукций и беседы по ним, чтение и заучивание стихотворений, слушание музыки, свободное рисование.

Материалы и оборудование: краски гуашевые, тонированная бумага, кисти для клея и рисования, клей ПВА, соль, салфетки, аудиозапись П. Чайковский «Времена года».

Ход занятия

Воспитатель:

Я вам загадаю загадку,

А вы ее разгадайте…

Много рук, а нога одна…(Дерево)

— Верно, это дерево. А какие части есть у дерева? (Ствол, ветви, листья). Дерево похоже на человека. Ствол – это туловище, корни – ноги, ветви – руки, от веток отходят отростки – пальчики, кора – это кожа деревьев. Чем старше дерево, тем больше морщин. Снег, лежащий на ветвях – это одежда, которую люди одевают с наступлением холодов.

Воспитатель демонстрирует репродукцию картины Грабаря «Февральская лазурь» и фото «Заснеженных берез».

Воспитатель:Берёзу называют символом России. Первоначальное название ей дали от имени Берегини, древней славянской богини, которая была матерью всех добрых замыслов и духов. Береза – отличный очиститель воздуха. Весной за сутки берёза может дать ведро сока. Берёзовые веники могут лечить, очищать, наполняя человеческий организм витамином С, эфирными маслами. Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и без копоти. Но главная ценность берёзы для нас, Россиян, – в её красоте, величии, душевности. Недаром поэты, композиторы и художники во все времена посвящали ей свои произведения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]