Городецкая роспись – картинки, шаблоны, трафареты с элементами раскраски дошкольникам от 5 лет


Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Первый опыт

Типичный элемент росписи — стилизованный цветок. Он встречается почти на каждом рисунке, поэтому с него стоит начать знакомство с этим увлекательным видом творчества. После понимания, как и что рисовать, можно сделать шаблоны для городецкой росписи досок и использовать их как трафареты. Некоторые предпочитают клеить аппликации, хотя узоры, нанесённые кистью и красками, выглядят гораздо интереснее. Для работы понадобятся:

  • кисти разных размеров;
  • плотный лист белой бумаги;
  • вишнёвая гуашь;
  • карандаш;
  • ластик;
  • ёмкость с водой.


Сначала карандашом рисуют 4 кружка. Один из них должен быть немного меньше, чем остальные. На каждом круге рисуют по одному пятнышку, на двух — ближе к середине, на других двух — по краям. Это будут сердцевины цветов. Затем по всей окружности прорисовывают лепестки. Каждый такой элемент представляет собой узкую дугообразную полосу, верхушка которой выступает за край круга, а концы направлены в центр. Дуга расширяется к вершине, а её края заострены.

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются на произведениях:

  • цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
  • «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.


Профессионалы занимаются и более продвинутыми типами вроде сюжетной росписи, где могут быть миниатюры, отображающие события в реальном существовании или литературных творениях.

Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.

Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.

Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).

Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.

Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.

Описание народного промысла

На левом берегу Волги находится красивый маленький городок под названием Городец. Именно там зародилась роспись, впоследствии ставшая известной не только в России, но и за её пределами. Для этой техники характерны не слишком сложные, но очень яркие элементы. На декорированных предметах обязательно есть цветы, почти всегда присутствуют птицы с роскошным оперением и наряженные вороные кони. Лошадь раньше считалась символом достатка, поэтому её изображали довольно часто, а сейчас присутствие коня в городецкой росписи обусловлено соблюдением канонов.

Типичные цветы — ромашки, розаны, розы и полураскрывшиеся бутоны. Яркая растительность символизирует процветание и здоровье, а птицы олицетворяют радость и счастье. Узоры обычно сюжетные, передающие разные аспекты жизни простого народа. Вот то, что (и кого) чаще всего можно увидеть на расписанных изделиях:

  • городские улицы;
  • цветы, листья;
  • птицы, животные;
  • наряженные барышни и мужчины;
  • народные гуляния;
  • свадьбы;
  • всадники.

Интересно, что лица людей всегда обращены к зрителю, а животные и птицы смотрят в сторону. Россыпи цветов находятся по краям, а нередко они располагаются хаотично в разных местах рисунка. Согласно канонам, роспись поэтапно наносится на изделие из дерева. Мастера украшают детские кроватки, часы с кукушкой, спинки санок, шкатулки, солонки, разделочные доски, ложки, декоративные блюда и многое другое, что можно использовать в быту.

Чтобы случайно не испортить полезный предмет, начинать освоение ремесла лучше с рисунков на бумаге. Руки должны привыкнуть к особенностям разных элементов.

Следует приготовиться к тому, что сразу не удастся идеально прорисовать даже простейшие детали. Постепенно пальцы «запомнят», как правильно держать кисть, и со временем витиеватые изгибы и сложные переходы от тонких мазков к широким линиям будут получаться хорошо.

С чего брать старт

Если вы сами решили упражняться или ваш сын, или дочь желает научиться этому, необязательно посещать какие-либо курсы. Достаточно начать с малого – найти уроки онлайн в удобной для вас форме – это может быть текст с иллюстрациями, где передаётся, как рабочее полотно обретает собственные очертания.

Другие видоизменения – видео, раскраски, трафареты, позволяющие наглядно понять всё, и в итоге понять по ходу.

При проделывании трудов нецелесообразно спешить, пытаясь как можно стремительнее нанести оттенки на поверхность – так только можно получить разводы. Воспользуйтесь карандашом для того, чтобы навести контуры, но не надавливайте.


  • Лоскутное шитье — техника и мастер-класс пошива стильного и красивого шитья своими руками (80 фото)

  • Кукла Тильда — мастер-класс пошива игрушек своими руками. 125 фото лучших моделей игрушек
  • Как сделать из бумаги машину: пошаговое описание как просто и быстро построить качественную машинку (75 фото + видео)

Другая особенность операции – сосредоточение тёмных пятен поверх светлых. Вам остаётся выбрать направление, в котором собираетесь творить, посему и вы освоите городецкую роспись. Живопись для совершенствования своего мастерства можно вначале подбирать в сети, после чего воспроизводить и свои текстуры или лейтмотивы.

Изначально до совершенства далеко, но с постоянным повторением и оттачиванием навыка результат станет качественней, давая право промышлять профессионально и постоянной основе.

Видеоматериалы

Короткое слайд-шоу под народную музыку с фотографиями изделий городецких мастеров

Подходит для показа на проекторе.

https://youtube.com/watch?v=PvMa-4MUTEM

Мастер-класс «Рисование ягодки»

Мастер-класс «Рисование подмалёвка»

Мастер-класс «Тенёвка и оживка»

Открытое занятие по изобразительной деятельности «Городецкая роспись»

Занятия по декоративному рисованию расширяют знания детей о народных промыслах, музыке, фольклоре. Активно пополняется словарный запас воспитанников. Палех, хохлома, гжель, городец — эти слова будут наполнены для ребят смыслом и сохранятся в памяти яркими, сказочными образами. Изучение особенностей и приёмов исполнения городецкой росписи способствует развитию пространственного и образного мышления, умения самостоятельного планирования действий и построения композиции. Создавая рисунки по мотивам городецкой росписи, ребята сами могут выбрать форму заготовки, продумать вид будущего орнамента и подобрать цвета для работы. Произведения мастеров из Городца близки детям своей красочностью и простотой композиции, побуждают к самостоятельному творчеству.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]