Рисование на тему «Одежда, обувь и головные уборы» в старшей группе: разбираемся в аспектах
Если в среднем дошкольном звене ребята рисовали одежду, обувь и головные уборы преимущественно по готовому шаблону, то в старших группах они сами рисуют и раскрашивают ее силуэт. У детей 5–6 лет уже довольно развито чувство формы, цвета, пропорции. Глядя на предмет гардероба, они быстро определяют его форму и воссоздают ее на листе бумаги. Кроме того, они без труда рисуют вещи по памяти или по представлению.
Дети данного возраста успешно овладевают композиционными умениями: размещают предмет на бумаге согласно его пропорциям: например, если это длинный сарафан или платье, то лист бумаги располагается вертикально, если же предмет вытянут в ширину (пара варежек) – то горизонтально.
У ребят закрепляется знание базовых цветов, они узнают новые цвета (фиолетовый) и оттенки (сиреневый, светло-зеленый и пр.) и активно используют их в своих работах. Дети различают тона темные и светлые, бледные и насыщенные. Отметим, что воспитателю стоит обратить внимание дошкольников на то, что привлекательно выглядят не только разноцветные композиции, но и одноцветные (иногда это может сделать рисунок более выразительным). Однако при рисовании одежды педагог не навязывает детям своего мнения: дает им возможность выразить свои собственные предпочтения.
Рисование одежды, обуви и головных уборов, хотя и относится к предметному, на самом деле очень тесно переплетается с декоративным рисованием: ведь, малыши не просто изображают платья, сапожки, варежки, но и украшают их самыми разными, порой замысловатыми, узорами. Задача педагога — помочь им добиваться ритмичности построения орнамента.
Используемые материалы и основа
При рисовании предметов гардероба используется в основном стандартная основа (листы бумаги формата А4). При рисовании красками она тонируется в бледные пастельные оттенки. Что касается готовых шаблонов, то они предлагаются ребятам лишь в том случае, если акцент на занятии ставится на украшение одежды каким-либо специфическим узором (например, при изображении одежды древних славян или если тема обозначена как «Роспись ткани»). Здесь оцениваются, прежде всего, декоративные умения дошкольников. Отметим также, что работа с шаблонами также более уместна при занятиях с детьми с ЗПР.
Если предполагается коллективная работа, то воспитатель заранее готовит шаблон большого размера и необходимой формы.
Дошкольники раскрашивают элементы по своему вкусу
Заготовка, которую будут заполнять деталями несколько дошкольников
Что касается инструментов для рисования, то в старшем дошкольном звене детям предоставляются не только цветные карандаши и краски (гуашь и акварель) – часто используются восковые мелки и простой графитный карандаш (графические композиции).
Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать
В старшей группе происходит дальнейшее совершенствование всех изобразительных навыков. Самые ключевые из них — это различное положение карандаша и кисти в зависимости от приемов рисования. При закрашивании больших деталей инструмент больше наклоняется к бумаге — штрихи получаются более широкими. При прорисовке мелких элементов кисть или карандаш нужно держать практически вертикально, ближе к основанию. Все эти приемы вырабатывают легкость и свободу движений, что дает возможность проявлять творческую фантазию.
Воспитанники старшей группы также отрабатывают навык регулирования нажима на карандаш. Проведение легких линий дает возможность рисовать более точную реалистичную форму, корректируя ее по мере необходимости. С другой стороны четкие линии необходимы для получения интенсивного цвета.
Если в среднем звене дети изображали предметы сложной формы, разделяя их на более простые составляющие части, то теперь педагог учит их рисовать контур одной линией. Для этого умения необходимо отрабатывать свободный поворот руки в процессе изображения (не нужно поворачивать бумагу). Данный навык формируется постепенно (рисование разнонаправленных дуг, волнистых линий, завитков).
При работе с красками дошкольники учатся самостоятельно получать новые цвета и оттенки, высветлять цвет акварельной краски, разбавляя ее водой.
Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании предметов гардероба, уместность индивидуального подхода
Изображение одежды, обуви и головных уборов — это во многом декоративное рисование, поэтому использование различных дополнительных видов украшения здесь будет очень уместно. Это может быть аппликация как привычными, так нетрадиционными материалами. Например, нарисованную и раскрашенную карандашами шапочку украсят бумажные геометрические фигуры, а к раскрашенному гуашью пальто можно приклеить настоящие пластмассовые пуговицы.
Рисование органично сочетается с аппликацией
Интересно смотрятся на рисунке аппликативные элементы из тканей. Например, нарисованная девочка одета в наклеенную шубку из бархатистого материала, которую украшают бумажные пуговицы.
Шубка из мягкой ткани наклеена на нарисованный силуэт девочки
Для декоративных целей при рисовании одежды вполне можно использовать и пластилин, формируя из него различные элементы узора.
Поскольку дошкольники в старшей группе уже отличаются друг от друга по уровню развития художественных способностей, то им вполне можно индивидуализировать задания по степени сложности. Хорошо подготовленному ребенку можно предложить украсить свой рисунок любым из перечисленных выше способов либо предложить еще одну один лист бумаги или шаблон для создания новой композиции (уже в другом плане).
Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Красивая одежда»
Марина Фурсова
Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Красивая одежда»
Учить детей украшать платье.
— Продолжать учить детей правильно держать цветной карандаш.
— Развивать мелкую и общую моторику.
— Развивать зрительное внимание, умение визуально координировать свои движения.
— Продолжать учить дифференцировать основные цвета.
— Воспитывать внимание, доброжелательность, чувство взаимопомощи.
— Дидактическая игра «Подбери кукле платье»
,
— Беседа на тему: «Какая есть одежда»
.
— Рассматривание иллюстрации с изображением разных платьев.
— Рисование геометрических фигур по трафаретам.
Оборудование и материалы:
— угощение: печенье «Грибочки»
;
— бумажные куклы по количеству детей;
— силуэты платьев по количеству детей;
— образцы силуэтов платьев с нарисованными колечками: красные – синие; желтые – зеленые; красные – желтые; синие – желтые);
Конкретные варианты композиций в рамках темы «Одежда, обувь и головные уборы»
В первом полугодии (октябрь) воспитанником старшей группы предлагается рисование на тему «Девочка в нарядном платье». Однако здесь внимание уделяется не столько форме и украшению одежды, сколько передаче правильных пропорций человеческой фигуры. Кстати, чуть позже, в декабре, проводится лепка «Девочка в зимней шубке».
Целесообразно периодически предлагать дошкольникам изображение отдельных предметов одежды. Это должно быть рисование по сезону (например, зимой — варежки, шапка, пальто, осенью — платье, весной — сарафан). Некоторые темы, например, затрагивающие одежду древних славян, уместны в любое время года. Желательно, чтобы рисованию предшествовало соответствующее занятие по ознакомлению с окружающим миром.
Рисованию конкретных предметов одежды в идеале должно предшествовать занятие по декоративной росписи ткани, на котором ребята украшают красивым узором шаблоны платьев, сарафанов, свитеров. Задача такой деятельности в том, чтобы дети уяснили, что материалы бывают не только однотонные, но и декорированные красивым принтом.
Обозначим конкретные варианты занятий в рамках темы:
- «Дом моделей» (или «Ателье»).
- «Одежда славян» («В чем на Руси ходили»).
- «Нарядные сапожки» («Сапожки для куклы»), «Валенки».
- «Пальто для куклы» («Шубка для куклы»).
- «Нарядное платье для мамы».
- «Моя шапка» (или комплект «Шапка и варежки»).
- «Красивые варежки» («Варежки для снегурочки»).
При желании можно также организовать коллективную работу, например, «Красивый теплый шарф». Дети разделяются на подгруппы примерно по семь человек. Каждой из них воспитатель предлагает большую основу в виде шарфа и отдельные бумажные фрагменты, составляющие его по принципу пазла. Каждый ребенок раскрашивает свой элемент, а затем они приклеиваются к основе — получается оригинальный разноцветный аксессуар.
Аксессуар составлен из отделдьных бумажных фрагментов
Еще один оригинальный вариант
Конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Савельева О. | «Дом моделей» Образовательные задачи: познакомить дошкольников с профессией художника-модельера, учить создавать собственные модели одежды, опираясь на шаблоны, украшать ее по своему вкусу. Развивающие задачи: закреплять знание предметов гардероба. Воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту в окружающем мире. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: атрибуты для игры «Ателье», «Магазин одежды». Раздаточный материал: листы тонированной бумаги согласно количеству детей, шаблоны частей одежды, акварель, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки. Ход занятия: Воспитатель сообщает дошкольникам, что у них в группе открывается дом моделей. Обсуждается специфика профессии художника-модельера, педагог рассказывает о людях, которые еще работают в ателье. Детям предлагается превратиться в модельеров и создать коллекцию одежды для дома моделей. Это могут быть вещи на все случаи жизни: для работы, отдыха, спортивные или праздничные наряды. Самостоятельная деятельность дошкольников, после которой организуется показ мод. Воспитатель объявляет имя каждого модельера, а он представляет свой наряд (рассказывает, из какой ткани можно его сшить, как украшен). После занятия все работы оформляются в журнал мод. |
Канарейкина М.Л. | «Платье для мамы» (рисование восковыми мелками) В начале занятия воспитатель читает стихотворения Г. Демыкиной про маму:
Дети обсуждают стихотворение, а также вопрос: зачем маме нужны разные наряды. Педагог предлагает ребятам нарисовать для своей мамы праздничное платье с необычным узором. Идет обсуждение на тему: как должно выглядеть нарядное платье. Дети высказывают различное мнение: пышное, длинное, с ярким рисунком, «как у принцессы». Педагог рассказывает дошкольникам, из каких частей состоит платье: лиф, юбка, воротник, пояс. Обсуждаются возможные элементы узора: полоски, точки, кружки, завитки и пр. Проводится физкульминутка:
Дети приступают к раскрашиванию шаблонов платьев. Вначале их нужно обвести, чтобы получился силуэт на листе бумаги. Попутно педагог объясняет, как карандашом изобразить складки на юбке. В конце занятия воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и представить, как мама обрадовалась такому замечательному подарку. |
Лапсакова В. | «Сапожки для кота» В группу к детям приходит игрушечный Кот в сапогах, у которого случилась беда — порвались его любимые сапожки. А на улице холодно. Воспитатель объясняет ребятам, что кот носил свои сапоги и зимой, и летом — вот они и прохудились. Дети отгадывают загадки про разные виды обуви и знакомят с ними кота:
Обсуждаются следующие вопросы: зачем нужно столько разной обуви? Можно ли маленьким девочкам на праздник надевать туфли на каблуках? Как правильно выбрать обувь? Проводится танцевальная игра «Ноженьки пляшут». Дидактическая игра «Ремонтная мастерская» – собрать пазлы с изображением сапожек (4 подгруппы детей). Воспитатель предлагает ребятам стать модельерами и придумать для котика новые красивые сапожки. По окончании работы кот благодарит детей и возвращается обратно в сказку. |
Моисеева Л.М. | «Мы — славяне» В начале занятия воспитатель беседует с детьми о том, то такое внешность, чем отличаются внешне мальчики и девочки. Рассматриваются картинки с изображением девушки и юноши, мужчины и женщины, бабушки и дедушки. На одной картинке дети изображены в разных национальных костюмах. Детям предлагается найти русский национальный костюм. Воспитатель сообщает ребятам, что они тоже славяне, и будут сегодня рисовать себя в славянском костюме. Педагог напоминает детям приемы рисования фигуры человека. Просит ребят представить себя рядом со старинной избой, на зеленой лужайке. Девочки одеты в сарафаны, а мальчики — в широкие штаны и рубахи-косоворотки. На ногах лапти. Самостоятельная работа детей. Анализ рисунков. |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию «Такая разная одежда»
для детей старшей группы
Цель: Обобщить представления детей об одежде и обуви; учить работать с трафаретами, обводить трафарет аккуратно, не отрывая карандаш от листа бумаги; учить сочетать выбранные цвета
Материал и оборудование: картинки с изображением одежды, трафареты из картона (кофта, футболка, юбка, штаны), рабочие листы с изображением девочки и мальчика, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу сегодня с вами поиграть. На нашем ковре рассыпаны карточки, я предлагаю вам под музыку передавать мячик из рук в руки, когда музыка закончится, мы прекращаем передавать мяч, тот у кого в руках он окажется возьмет одну карточку, перевернет ее и назовет, что же на ней нарисовано.
Воспитатель: Правильно, картинки, на которых изображена одежда. А теперь давайте обратим внимание, на каждую картинку в отдельности.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что изображено на этой картинке?
Воспитатель: Правильно, это пальто. Какое оно? Молодцы, конечно, оно теплое, зимнее. А что есть у пальто? Посмотрите внимательно на картинку. Молодцы, правильно, у пальто есть воротник, рукава, карманы, пуговицы…
Примеры готовых работ воспитанников с комментариями по выполнению работы
Детям нравится придумывать свои неповторимые узоры. Просто и со вкусом оформлено «Платье с желто-синим орнаментом». Стильно выглядит блузка в этническом стиле (рисунок «Красивая блузка»).
Фотогалерея: Роспись ткани
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Воспитанники старшей группы создают очень оригинальные модели одежды: стильно выглядят топ и бриджи, украшенные золотистым ремешком. Очаровательный наряд – «Платье с рукавом-фонариком». Многие юные «модельеры» разработали красивые модели открытых сарафанов («Модный сарафан», «Сарафан с бахромой»). Покоряют веселенькой расцветкой «Юбка и топ».
Фотогалерея: дом моделей
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Юные художники всегда очень стараются, когда создают работы в подарок для близких людей. Так, очень ярко и привлекательно выглядит узор из крупных цветов на фотовыставке «Праздничное платье» и «Нарядное платье», а принт «клетка» никогда не выйдет из моды.
Фотогалерея: платье для мамы
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Дошкольники очень любят рисовать рукавички либо раскрашивать их готовые шаблоны. Очаровательный узор составлен в комопзиции «Красивый орнамент»: сочетание полосок, точек, елочек, волнистых линий, цепочек. В новогоднем стиле выдержаны варежки на рисунке «Зимние мотивы» и «Рукавички для Снегурочки». Весенние мотивы представлены в работе «Рукавички с растительным орнаментом».
Фотогалерея: шапочки и варежки
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок гуашью
Рисунок акварелью
Целый ассортимент валенок на любой вкус представлен на фотовыставке «Любимые валенки». Они украшены и снежинками, и колокольчиками, и другими затейливыми цветочками, и вишенками, и даже таким неодиданным рисунком, как светофор. Ребята в полной мере проявили свою творческую фантазию.
А сапоги на фотовыставке «Ай, да сапожки!» выглядят просто сказочными. Мы видим самые замысловатые узоры, включая даже имитацию кружева.
Фотогалерея: обувь
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Очень реалистичные мужские рубашки в этническом стиле представлены в работах «Мужская рубашка» и «Косоворотка». Очаровательным получился сарафан на рисугке «Одежда славянки». Вариации на тему дымковского сарафана мы видим в композициях «Дымковский сарафан» и «Сарафан дымковской барышни». Очень интересная фотовыставка представлена на стенде «В чем на Руси ходили»: это и роскошные шали, и милые шапочки, и старые добрые валенки.