Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Красна весна цветами»


Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Красна весна цветами»

Конспект НОД

по развитию речи в средней группе

«Красна весна цветами»

Конспект НОД

по развитию речи в средней группе «Красна весна цветами»

Цель: Знакомство с весенними и летними цветами

Задачи:

1.Запомнить название цветов, особенности их строения.

2.Продолжать развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, активизацию предметного и глагольного словаря.

3. Воспитыывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал:

макет лесной полянки, картинки с цветами, модель «цветик-семицветик», большие пазлы с цветами.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстрации цветов и беседа по ним. Чтение сказок: А. Толстого «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик» , дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Ход занятия:

В:

Дети, посмотрите, какой красивый весенний цветочек мне сейчас дала волшебница. Кому в руку упадет листик от цветочка, тот должен назвать любое слово о весне.

Д:

Солнце, тепло, трава, цветы, дождь, радуга, почки на деревьях, лужи.

В

: Молодцы. Ребята посмотрите, а на этом листочке, что-то написано. Да это же письмо от доброй волшебницы. И она нам предлагает поиграть в прятки, я буду загадывать загадки, а вы их отгадайте и тогда мы узнаем, что же от нас спрятала волшебница на лесной полянке.

Д:

Давайте.

В:

Слушайте внимательно:

Загадки

Белые горошки На зелёной ножке.

Д:

Ландыш

В:

Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдёшь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый.

Д:

Василек

В:

Стоят в лугах сестрички — Золотой глазок, белые реснички.

Д:

Ромашки

В:

Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет.

Д:

Колокольчики

В:

Солнце жжёт мою макушку, Хочет сделать погремушку.

Д:

Мак

В:

Я — травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение — И превращаюсь я в конфету.

Д:

Ирис

В:

Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок — Остался стебелёк.

Д:

Одуванчик

В:

Над лугом парашютики Качаются на прутике.

Д:

Одуванчик

В:

Пробивается росток, Удивительный цветок. Из-под снега вырастает, Солнце глянет — расцветает.

Д:

Подснежник

В:

Лик пахучий, А хвост колючий.

Д:

Роза

В:

Чашечки и блюдца Не тонут и не бьются.

ФИЗ. МИНУТКА: «
Наши алые цветки»
Наши алые цветки Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.) Наши алые цветки Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.) Головой качают, (Движения головой влево-вправо.) Тихо засыпают.

В:

Ребята, а какие цветы вам нравятся? Что нужно для их роста? Вы мне поможете рассказать об этом?

Игра «Расскажи о любимом цветке».

(дети выбирают любую картинку с цветком и рассказывают).

Д:

Это одуванчик, его можно встретить и в лесу и в городе на тротуаре. Он вырастает одним из первых. Головка у него желтая. Стебель круглый похож на трубочку. Одуванчик немного побудет желтый, а потом у него голова побелеет и т. драссказа с помощью воспитателя)

В:

Спасибо, ребята за интересные рассказы о цветах.

А сейчас мы с вами проведем соревнования

Игра «Собери картинку»

(дети делятся на две команды и собирают большие пазлы и закрепляют названия цветов)

В:

Ребята, сегодня вы были внимательными, порадовали своими ответами, помогли рассказать о цветах. Надеюсь, добрая волшебница все слышала и порадует нас этой весной и летом большим разнообразием цветов.

Получить текст

Задачи: Уточнять и закреплять знания и представления детей о цветах, местах их произрастания, этапах роста и развития цветка, активизировать использование в речи детей их названия. Обогащать активный словарь детей словами – признаками и словами — действиями, характеризующими цветок на том или ином этапе его развития. Упражнять в образовании и употреблении формы родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с числительными. Упражнять в составлении изображения из геометрических фигур. Развивать связную речь путем обучения детей составлению рассказа по серии предметных картинок. Развивать зрительное восприятие и память, зрительно-моторную координацию, слуховое внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать бережное отношение к живой природе, к цветам, желание любоваться их красотой. Оборудование: предметные картинки с изображением садовых и полевых цветов; картинки леса, луга, сада; слайды: Флора – богиня цветов, садовник, эльф, ветер, первоцветы; репродукции натюрмортов с цветами; аудиозапись шума ветра, музыкального произведения «Вальс цветов»; колокольчик; набор геометрических фигур. Ход занятия

Звучит музыкальное произведение П. И Чайковского «Вальс цветов». Педагог: — Послушайте, какая чудесная музыка звучит. Нравится вам эта музыка? Какие чувства она у вас вызывает? (Ответы детей) — Это музыкальное произведение написал композитор П. И. Чайковский, а называется оно «Вальс цветов». Эта замечательная музыка приглашает нас с вами в самую красивую, пеструю, наполненную чудесными ароматами, волшебную страну цветов. Хозяйку страны цветов зовут Флора — богиня растительного мира. (Слайд 1) — Вот мы оказались на красивой цветочной поляне. Нас встречают цветы, кивают своими головками.(Слайд 2) Эти цветы зацветают весной самыми первыми. Как они называются? (Первоцветы) Они будто здороваются с нами. Давайте и мы скажем «здравствуй» каждому цветку. (Слайды с первоцветами). (Каждый ребенок говорит приветствие какому либо цветку) — Флора собрала букет цветов из разных мест, но налетел сильный ветер и разбросал все цветы. (Слайд с ветром) (Звуки ветра) Давайте поможем собрать их и вернуть на свои места. Д/и «Что где растет?». — А вот на этой полянке какие то цветы уронили свои лепестки. С каких цветов могут быть эти лепестки? Д/и «С какого цветка лепесток» (Синий — …василек, белый — …ландыш, ромашка; красный — …роза, тюльпан; фиолетовый — …фиалка, колокольчик, желтый — …нарцисс, одуванчик, мать-и-мачеха. ) — Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят красивые, приятные слова. Давайте скажем им эти слова. Какие цветы? (Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие) (Слайд 2) — В корзинке Флоры есть слова, которые помогут вам узнать, что может делать цветок, что с ним происходит. Это слова – действия. Я буду называть слова – действия, а вы найдите картинки, к которым они подходят: вырос, потянулся, расцвел, улыбнулся, засиял, поник, увял… — Используя такие слова, можно составить рассказ о жизни цветка. Я начну, а вы продолжите. (Сквозь землю пробивается трепетный цветок. Он потянулся изо всех сил к солнышку. Цветок расцвел, раскрыл свои красивые лепестки. Улыбнулся солнцу, земле, людям. Долго радовал он своей красотой. А потом поник, опустил головку и увял.)

Зрительная гимнастика. Посмотри-ка на ребят, Теперь на небо — там птички летят. Внизу, по травке, жук ползет, А слева — деревце растет. Направо — алые цветы, Закрыв глаза, понюхай ты. Над ними бабочка кружит, С ней рядом шмель Большой жужжит.

— Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (Ответы детей) В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость.) В чем — плохое? ( Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы.) Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого) Какими цветами лучше любоваться? (Теми что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе.) Ребенок читает стихотворение:

Нам нужно над цветами наклониться, Не для того, чтоб рвать их и топтать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо свое им показать.

— А если вы хотите украсить свой дом букетом цветов, то лучше использовать для этого цветы, специально выращенные в теплицах или в саду. Добрый садовник из волшебной страны цветов вырастил в своем саду разные цветы и сделал из них букеты. Какие? Назовите сами. Д/и «Назови букет». — А количество цветов в букете вы узнаете, если внимательно послушаете. Сколько раз прозвенит колокольчик, столько цветов в букете. Д/и «Сколько цветов в букете?» — Красота цветов всегда во все времена вдохновляла музыкантов художников, поэтов, сказочников на создание музыкальных произведений, картин, стихов, сказок. Какие сказки о цветах вы знаете? Прочтите стихи о цветах. Назовите произведения живописи, которые вы видите. К какому жанру живописи они относятся? Вспомните, какое музыкальное произведение вы слушали в начале занятия? Какой композитор его написал?

Рефлексия «Букет настроения».

Конспект логопедического НОД для средней группы на тему «Первые весенние цветы»

Тема «Первые весенние цветы»

Занятие 3

Коррекционно-образовательные задачи.

Расширение и уточнение словаря по теме «Первые весенние цветы». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы множественного числа имен существительных), навыков чтения и печатания, звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общих речевых навыков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, интонационной выразительности.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми. Воспитание любви к природе.

Оборудование.

Контейнер с деталями плоскостного изображения подснежника, мяч, горшок с цветущей мать-и-мачехой, карточки с буквами А, У, О, И, Т.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках. Дети выбирают по одной детали подснежника из контейнера и проходят к коврографу.
Логопед. Назовите части цветка, которые вы взяли. 1-й ребенок. Стебель. 2-й ребенок. Цветок. 3-й ребенок. Листик. 4-й ребенок. Бутон. Логопед. Составьте изображение подснежника.
Дети выполняют задание.
2. Рассказывание стихотворения «Подснежник».
Логопед предлагает детям полюбоваться тем, какой красивый подснежник у них получился, и всем вместе рассказать стихотворение о нем.
Дети. Самый первый, самый тонкий Есть цветок с названьем нежным. Как привет капели звонкой, Называется подснежник.
(Затем можно предложить детям по очереди рассказать стихотворение.)
Логопед. А вы помните, что подснежники в лесу собирать нельзя? Почему? Что произойдет, если люди будут собирать редкие цветы? Дети. Они могут исчезнуть. Логопед. Верно. Мы не будем собирать редкие цветы в лесу. Можно попробовать вырастить их у себя в саду. А можно сфотографировать или нарисовать их.

3. Игра «Один — много» (с мячом).

Логопед приглашает детей на ковер и берет мяч.

Логопед. А теперь игра с мячом «Один — много». Я буду называть часть цветка или цветок и бросать мяч одному из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать несколько таких частей цветка или цветков.
(Бросает мяч.)
Стебель. 1-й ребенок. Стебли. Логопед. Листик. 2-й ребенок. Листики. Логопед. Бутон. 3-й ребенок. Бутоны. Логопед. Цветок. 4-й ребенок. Цветки. Логопед. Лепесток. 1-й ребенок. Лепестки. Логопед. Подснежник. 2-й ребенок. Подснежники. Логопед. Крокус. 3-й ребенок. Крокусы. Логопед. Первоцвет. 4-й ребенок. Первоцветы. Логопед. Молодцы! Похлопайте себе.

4. Игра «Что лишнее?»
Логопед приглашает детей за стол.
Логопед. А теперь игра «Что лишнее?» Я буду называть растения или то, что нужно делать с ними, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Крокус, капуста, подснежник, ветреница — что лишнее? Дети. Капуста. Логопед. Почему? Дети. Это овощ. Логопед. А все остальное? Дети. Это весенние цветы. Логопед. Правильно. Кактус, мать-и-мачеха, подснежник, крокус — что лишнее? Дети. Кактус. Логопед. Почему? Д е т и. Он растет дома в горшке. Логопед. А остальные растения? Дети. В лесу. Логопед. Верно. Рисовать, фотографировать, собирать, любоваться — какое слово лишнее? Дети. Собирать. Логопед. Почему? Дети. Весенние цветы собирать нельзя. Логопед. Верно. Молодцы.

5. Дыхательная гимнастика. Упражнение

Логопед берет горшок с цветущей мать-и-мачехой и предлагает детям вновь
выйти на ковер.
Логопед. А сейчас упражнение для дыхания. Вы должны понюхать цветы, медленно втянуть воздух через нос. Потом нужно задержать дыхание, а затем на выдохе сказать: «Как вкусно пахнут цветы!» Посмотрите, как это сделаю я.
Далее упражнение под контролем логопеда выполняет каждый из детей.
6. Упражнение «Повтори за мной».
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать 1—2 упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, а потом достает карточки синдивидуальными заданиями и просит каждого ребенка повторить текст задания.Детям можно поручить следить за правильностью выполнения задания товарищами иоценить работу друг друга.
7. Игра «Живые звуки».

Логопед раздает детям карточки с буквами.

Логопед. А сейчас игра «Живые буквы». Я раздала вам карточки с буквами. Назовите их. 1-й ребенок. А. 2-й ребенок. У. 3-й ребенок. О. 4-й ребенок. Т. Логопед. Правильно. А теперь я буду называть слоги. К доске должны выйти те буквы, которые составляют эти слоги. Ат, от, ут, та, то, ту.Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью его выполнения. Если
допускаются ошибки, логопед предлагает детям исправить их самостоятельно. Детямможно предложить самим решить, какие слоги следует составить.
8. Окончание занятия.
[
Оценка работы детей.]
Логопед собирает карточки с буквами, предлагает детям сесть па стульчики ирассказать о том, что они делали на занятии, какие игры им особенно понравились.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]